21 1
удк 94(47) ф.А. Хуснутдинова
ШШГЛШШШШ □□□!□□ □ НСЛШ □□□ ШИШ □!!□□□□
□ □ГГГЛ □ □ГЛШПМСЛШШП □ ШЛ^Ш □ 1943 Р 1945 ПГГГП
В статье анализируются состояние и материальный ущерб системы здравоохранения в Сталинградской области в 1 943 □ 1945 гг. Показана государственная политика по восстановлению системы охраны здоровья женщин и детей в рассматриваемый период.
Ключевые слова: система здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, контракт работающей матери.
F.A. Husnutdinova
RESTORATION OF HEALTHCARE PROGRAM FOR WOMEN AND CHILDREN IN THE STALINGRAD REGION in 1943 P 1945
The author analyses the state and damage to the healthcare system in the Stalingrad region in 1943 □ 1945. The paper examines the state policy aimed at restoring healthcare program for women and children during the considered period.
Key words: healthcare system, healthcare for women and children, contract of working mother.
Забота о женщине-матери в СССР имела конкретную цель и являлась одним из главных элементов системы «Контракта работающей материП [3; 7], который заключался при совмещении женщинами двух функций □ матери и работницы. Эту цель преследовало создание государственной системы охраны здоровья женщин и помощи в воспитании детей без потери рабочих места и времени. Реализация данной задачи возлагалась глав -ным образом на органы здравоохранения СССР
К началу Великой Отечественной войны сформировалась достаточно слаженная система медицинского обслуживания женщин □ роддома, родильные отделения при больницах, акушерские и акушерско-гинекологические пункты, женские и детские консультации, социально-правовые кабинеты при них, комнаты личной гигиены на предприятиях, молочные кухни, детские ясли и сады, однако Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб советскому здравоохранению, в том числе родовспоможению и гинекологической помощи [1; 4; 5].
С июля 1942 по февраль 1943 г. бои шли непосредственно на территории Сталинградской области. Из 73 районов полностью или частично были оккупированы 14 районов, 22 прифронтовых района подвергались воздушным бомбардировкам и артобстрелу немецкой авиацией. Полностью разрушенным оказался и сам Сталинград. По данным Комиссии по установле -нию и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, общий ущерб областному отделу здравоохранению составлял 58 350 200 тыс. руб. [10, с. 26]. Так, в области было разрушено и сожжено 15 роддомов (на 539 коек), 5 из которых располагались в Сталинграде (на 455 коек) [10, с. 1330]. Для 14 из них требовалось полное оборудование инструментарием, инвентарем и медикаментами [9. Л. 17]. В колхозах области, преимущественно в районах, подвергшихся оккупации, были выведены из строя 95 детских садов и 112 детских яслей [10, с. 26]. В Сталинграде из 61 разрушено 60 детских яслей, из 14 детских консультаций □ 12, из 120 зданий детских садов □ 114 [10, с. 23]. Поэтому первосте-
пенной задачей после окончания Сталинградской битвы стало скорейшее восстановление системы здравоохранения, как и всего народного хозяйства в целом.
Родовспоможение в Сталинграде начало организовываться с сразу после окончания боев. Медицинские работники принимали активное участие в восстановлении разрушенной сети лечебно-профилактических уч -реждений. Методом черкасовских бригад врачи, сестры, санитары осваивали работу каменщиков, кровельщиков, плотников, печников. Разрушенные здания в быстрые сроки приспосабливались под родильные отделения. Из-под обломков и развалин извлекались и приводились в порядок обгоревшие кровати, гинекологические кресла, металлические столики □ все, что можно было найти в разрушенном городе и использовать в лечебных целях [1. Ф. Р-2672. Оп.1. Д. 59. Л. 55; 2. Ф. Р-8009. Оп. 22. Д. 87. Л. 143].
После окончания Сталинградской битвы возобновили свою работу акушерская клиника на 25 коек при 9-й советской больнице и гинекологическая клиника на 50 коек на базе клинической больницы. В наскоро приспособленных разрушенных зданиях города были открыты четыре небольших родильных отделения (на 5 □ 15 коек), разбросанных в разных частях города: Кировском, Тракторозаводском, Баррикадном районах и Бекетовке [2. Л. 1]. При этом все отделения остро нуждались в оснащении не только оборудованием и медицинским инструментарием, но и в квалифицированных кадрах. Лишь в двух отделениях города работали врачи-акушеры [2. Л. 1]; в большинстве случаев их заменяли врачи-педиатры, хирурги или же акушерки, являвшиеся средним медицинским персоналом.
С октября 1943 г начала функционировать Областная комиссия по родовспоможению. Во главе с профессором Ф.А. Сыроватко она внесла огромный вклад в развитие системы охраны здоровья женщин, объединив аку-шеров-гинекологов области вокруг решения актуальных проблем организации и восстановления учреждений родовспоможения, возглавив научно-методическое руководство и оказывая практическую помощь районам.
Районным органам здравоохранения также приходилось бороться с проблемами нехватки оборудования, кадров, помещений. Многие роддома не работали вследствие разрушения, особенно это касалось оккупированных и прифронтовых районов. В военное время большинство помещений, отведенных под медицинские учреждения, закрывались, так как были заняты воинскими частями, но и после завершения войны многие из них продолжали использоваться не по назначению еще длительное время [2. Ф. Р-8009. Оп.22. Д. 87. Л. 1 □ 2].
По этой причине из 36 самостоятельных роддомов на 764 койки сохранилось всего 12 на 160 коек [1. Л. 65]. По области, так же как и по городу, родильные койки «разворачивались» в общих больницах [1. Л. 65]. Кроме того, восстановление ранее широко развитой сети колхозных роддомов (139 роддомов на 383 койки на 1941 г) тормозилось и тем, что в 1943 г. содержание акушерок было снято с бюджета, а колхозы, в свою очередь, отказывались выплачивать им жалование. «Разворачивались» же они вместо акушерско-гинекологических пунктов, которых по области на июнь 1943 г насчитывалось всего 39 [1. Л. 65 об.].
Однако широкое привлечение женщин на восстановление разрушенного хозяйства области требовало высоких темпов развития системы медицинского и бытового обслуживания данной категории населения. Так уже к концу 1 943 г. в Сталинграде было развернуто 34 детских сада на 2 685 мест, 27 детских яслей на 1 872 койки, 8 молочных кухонь, имелось 100 родильных и 205 детских коек [9. Л. 72, 111].
Для сельской местности в условиях разрушенного хозяйства первостепенной задачей становилась «борьба за урожайЦ где главной рабочей силой на селе были женщины, максимальное использование труда которых обеспечивалось во многом работой сезонных яслей.
Поэтому уже после окончания Сталинградской битвы в соответствии с приказом Наркомздрава РСФСР от
7 февраля 1943 г в области началась организация детских учреждений для нового сельскохозяйственного года. Планом было предусмотрено до 15 апреля 1943 г. «развернуть» 3 397 яслей и охватить ими 85 400 детей и подготовить 2 142 ясельных работника [1. Л. 63]. Помещения под сезонные ясли готовились и ремонтировались силами общественности, персонал набирал -ся из жен работников правления колхоза, многодетных матерей, женщин пожилого возраста, труд которых больше нигде нельзя было использовать. Молодые же колхозницы привлекались преимущественно на полевые работы. Формы подготовки кадров для сезонных яслей были разнообразными: двух- и одномесячные курсы, но чаще всего проводились двухнедельные и десятидневные семинары.
Несмотря на все сложности доминирующей тенденцией после окончания Сталинградской битвы становится рост числа учреждений системы медицинского и бытового обслуживания женщин. На это был направлен и Указ Президиума Верховного Совета СССР от
8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» [6]. Так, в районах, подвергшихся
немецкой оккупации, указ предписывал расширение сети родовспомогательных и детских учреждений, консультаций, молочных кухонь, а также комнат для кормления грудью и личной гигиены на предприятиях с применением женского труда.
С 1944 г. в структуру Областного отдела здравоохранения был включен сектор охраны материнства и младенчества, контролировавший развитие сети родовспомогательных и детских учреждений. И одной из его главных задач стала реализация Указа от 8.07.1944 г. (таблица).
Учреждения по родовспоможению по Сталинградской области на 1.07.1945 г.*
На 1941 г. План по Указу от 8.07. 1944 г. Фактически выполнено на 1.07. 1945 г.
Родильных коек:
всего 859 871 833
в городах и рабочих поселках 630 352 280
в сельской местности 229 509 553
Самостоятельных женских 3 4 5
консультаций в городах
Детско-женских консультаций:
в городах и рабочих поселках 37 22 23
в сельской местности 55 56 58
* Сост. по: ГАВО. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 2. Л. 36; Д. 63. Л. 11;
Ф. Р-8009. Оп. 22. Д. 87. Л. 143.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что в результате успешной совместной работы роддомов и женских консультаций значительно выросли показатели охвата родовспоможением в целом по области с 79,8% в 1944 г. до 90,8% в 1945 г. (в городах и рабочих поселках □ 100%, в сельской местности □ 80%) [2. Ф. Р-2672. Оп.1. Д. 63. Л. 2 об.] и превысили довоенное количество □ 79,4% (1940 г.) [2. Ф. Р-8009. Оп. 22. Д. 87. Л. 19]. Обеспеченность родильными койками еще не достигла довоенного уровня: если в 1940 г. на 1 000 населения имелось 1,07 койки, то в 1944 □ 1945 гг. □ 0,7 койки, в том числе в сельской местности □ 0,5 койки [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 63. Л. 3].
Рост рождаемости обусловил недостаток родильных коек по области, особенно на селе, где отмечались медленные темпы развития колхозной сети роддомов. В то же время происходил процесс «сворачивания коек» в колхозных роддомах: в 1944 г. □ 102 койки, в 1945 г. □ 62. Причина этого крылась в том, что большинство местных советов не обеспечивали родильные учреждения достаточным запасом топлива, не проводили их текущего ремонта, колхозы просто не были способны обеспечить содержание роддомов (хозяйственные расходы, питание). Кроме колхозных роддомов для обеспечения медицинского обслуживания женщин на селе была создана сеть фельдшерско-акушерских пунктов: по области на 1 января 1946 г развернуто 252 фельдшерских и 317 фельдшерско-акушерских пункта [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 63. Л. 9].
Наблюдались проблемы санитарно-гигиенического состояния многих родовспомогательных и детских учреждений области [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 63. Л. 2]. Отсутствие квалифицированных кадров, простейшего инвентаря (белье, посуда, мебель), не говоря уже о сложном
инструментарии, свидетельствует о низком уровне медицинского обслуживания.
Проведение капитального ремонта и строительство новых помещений ограничивалось недостатком рабочей силы, материалов и транспорта. Из-за отсутствия в достаточном количестве топлива многие лечебно-профилактические учреждения были вынуждены закрываться в зимнее время. Ввиду невнимательного отношения органов здравоохранения к проблеме, а также отсутствия необходимых медикаментов, крайне редким было применение обезболивания при родах [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 156. Л. 8]. В роддомах области не проводились профилактические прививки новорожденных против туберкулеза из-за несвоевременной доставки почтой вакцины из снабжающих области институтов (Москвы и Ростова-на-Дону) [2. Ф. Р-8009. Оп. 22. Д. 87. Л. 22].
Проблема кадров оставалась одной из главных в процессе восстановления сети медицинских учреждений. По области не хватало врачей и среднего меди-цинского персонала. В сельской местности основную работу среди женщин проводили врачи педиатры, так как специалистов акушеров-гинекологов насчитывалось всего 22 по области [2. Ф. А-482. Оп. 47. Д. 3347. Л. 10 об.]. По области самостоятельную работу вели только 2 женские консультации в Камышине и Николаевке и 3 в Сталинграде, которые имели собственный бюджет и за работу которых отвечал врач-специалист. В остальных районах области женские консультации входили в систему смешанных и детских консультаций из-за от -сутствия площади и кадров.
Главными задачами, поставленными на этот период перед детскими дошкольными учреждениями (яс -лями), были обеспечение местами всех нуждающихся детей, а также снижение заболеваемости. Однако из-за отсутствия необходимых для восстановления и ремонта помещений материалов (леса, стекла) увеличение ясельной сети шло крайне медленно.
Не всегда обеспечивались необходимые условия для нормального развития детей. Жесткого инвентаря в детских учреждениях почти не было, ясли остро нуждались в кроватях, кухонной и столовой посуде и, конечно, в игрушках. Детская мебель в области не изготавливалась по все той же причине отсутствия материалов. В детских яслях отмечалась большая скученность, особенно зимой, когда из-за неподготовленно -сти помещений многие вынуждены были закрываться (Михайловский, Камышинский, Урюпинский районы) [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 63. Л. 1 об.]. Размещались детские учреждения в приспособленных зданиях, тогда как специальные помещения были заняты не по назначению.
Актуальной по-прежнему была проблема с питанием детей в детских учреждений. Ассортимент продуктов, зафиксированный в приказе № 415 для детских учреждений, не соблюдался. Вместо манной и рисо-
вой круп поставлялось только пшено, которое дети были вынуждены есть 3 раза в день, причем не всегда качественное; животное масло заменялось растительным. В рационе детей отсутствовали мясо, сметана, сыр, творог, овощи. Молоко отпускалось с перебоями. Поставлялся исключительно черный хлеб. Такие ус -ловия приводили к высокому уровню заболеваемости детей дистрофией и рахитом. Так, в январе □ феврале 1945 г. в Сталинграде были обследованы 343 ребенка, посещающие ясли. В результате выявлено, что из общего количества осмотренных детей 261 ребенок страдает рахитом (74, 7%) и 145 □ дистрофией [1. Ф. Р-2672. Оп. 1. Д. 92. Л. 10].
Анализ документального материала выявил приоритетность задач восстановления сферы здравоохранения в деятельности партийно-государственных органов, в частности охраны здоровья женщин и детей в Сталинградской обстали в рассматриваемый период. Быстрое восстановление тяжелой индустрии требовало массового привлечения рабочих, которые нуждались в обеспечении нормальных социально-бытовых условий, в том числе и оказании медицинской помощи. Развитие сети лечебно-профилактических учреждений по обслуживанию женщин и детей после окончания Сталинградской битвы было сопряжено со многими проблемами: недостаток кадров, инвентаря, пригодных помещений, топлива, продовольствия, строительных материалов и рабочей силы. И хотя довоенного уровня достичь не удалось, органы здравоохранения добились определенных результатов по восстановлению системы охраны здоровья женщин и детей в Сталинградской области на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
1. ГАВО. Ф. Р-2115. Оп. 3. Д. 31. Л. 113.
2. ГАРФ. Ф. А-482. Оп. 42. Д. 1197. Л. 47.
3. Здравомыслова Е, Темкина А. История и современность : гендерный порядок // Гендер для чайников. М., 2006.
4. Здравоохранение в СССР. М., 1957.
5. Петровский Б.В. Советское здравоохранение за 50 лет. СССР. М., 1973.
6. Постановления КПСС и советского правительства об охране здоровья народа. М., 1958.
7. Пушкарева Н.Л. История женщин и гендерный подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории // Социальная история. М.: РОССПЭН, 1998.
8. 50 лет советского здравоохранения. 1917 □ 1967. М., 1967.
9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 40. Л. 114.
10. Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного им ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области: документы. Волгоград, 2008.