Научная статья на тему 'НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
903
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ БАЗА / УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верюжская А.С.

Статья раскрывает основные нормативные документы, регулирующие вопросы учёта финансовых результатов организации. Также, все существующие документы распределяются по четырём существующим уровням нормативного регулирования, каждый уровень рассматривается отдельно.The article reveals the basic normative documents regulating the issues of accounting of financial results of the organization. Also, all existing documents are distributed to the four existing levels of regulation, each level is treated separately.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верюжская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

будут сосредоточены не на скорости, а в подборе точного времени для передачи определенных сообщений клиентам.

10. Маркетинг станет регулировать кампаниями согласно цифровой трансформации

Преобразовать аналоговые элементы в бизнесе станет такой же задачей маркетинга, как и ИТ. К задачам маркетинга будет относится демонстрация клиенту процесса изменения компании и какие новые цифровые проекты она начинает.

Использованные источники:

1. http://ibusiness.ru/blog/future/42397

2. «Маркетинг в социальных сетях», Халилов Д.-2-е издание.-М.:Манн, Иванов и Фербер, 2014.-240 с.

3. Зуев М., Маурус П., Прокофьев А., Райцин М., Храмов Е. 3-93 Интернет-маркетинг 3.0: нет русской рулетке! — СПб.: Питер, 2011. — 208 с.: ил.

УДК 336.67

Верюжская А. С. студент 4 курса направление «Экономика» Высоцкая Т. Р., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра «Экономика» Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова Россия, г. Северодвинск

НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ УЧЕТА

ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аннотация: статья раскрывает основные нормативные документы, регулирующие вопросы учёта финансовых результатов организации. Также, все существующие документы распределяются по четырём существующим уровням нормативного регулирования, каждый уровень рассматривается отдельно.

Ключевые слова: нормативная база, учёт финансовых результатов. Abstract: the article reveals the basic normative documents regulating the issues of accounting of financial results of the organization. Also, all existing documents are distributed to the four existing levels of regulation, each level is treated separately.

Key words: regulatory framework, accounting for financial results. Финансовый результат представляет собой разницу между суммами доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества предприятия - прибыль, в то время как превышение расходов над доходами будет означать убыток. Полученный предприятием за отчётный год финансовый результат в виде прибыли или

убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению собственного капитала предприятия [4].

Финансовые результаты представляют собой отдельный раздел Плана счетов, который так и называется «Финансовые результаты». В нем отражаются данные о полученных доходах и произведённых в целях получения этих доходов расходах в разрезе основной и прочей деятельности предприятия.

Учёт финансовых результатов строго регламентирован законодательством Российской Федерации. В настоящее время согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте», утвержденному 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ сложилась четырёхуровневая система нормативного регулирования [3].

Первый уровень документов составляют законы и законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учёта финансовых результатов в организации, а также представление бухгалтерской отчётности. Весьма важными нормативными документами системы первого уровня регулирования являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон №402-ФЗ. Он занимает особое место в первой группе документов, ведь в нем закреплён ряд важных принципов и правил ведения бухгалтерского учёта финансовых результатов, изложены основы ведения учёта.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения по бухгалтерскому учёту, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

Документы третьего уровня - методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учёта финансовых результатов, а также методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчётности. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению [5].

Четвёртый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учётную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документами об учётной политике организации имеется и ряд других документов: например, внутренние инструкции, необходимые для успешной работы организации и ведения бухгалтерского учёта финансовых результатов в системе управления организацией и решения задач её функционирования [6]. Основные документы, регулирующие бухгалтерский учёт финансовых результатов, отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень нормативных документов, на основании которых

Вид документа Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.) Устанавливает основные требования и допущения бухгалтерского учёта финансовых результатов

Налоговый кодекс РФ (в ред. от 28.12.2016 г.) Раскрывает особенности системы всех видов налогов и сборов

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016 г.) Устанавливает требования и принципы ведения учёта финансовых результатов

Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н (в ред. от 06.04.2015 г.) Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н (в ред. от 06.04.2015 г.) Дают определение финансовых результатов, регламентируют способы их ведения, признания, а также регулируют раскрытие информации в бухгалтерской отчётности

Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» 18/02, утв. приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. №114н (в ред. от 06.04.2015 г.) Раскрывает специфику учёта постоянных, временных разниц, постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учёте при расчете налога на прибыль

Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» 1/08, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н (в ред. от 06.04.2015 г.) Раскрывает способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, применение счетов, системы регистров бухгалтерского учёта, обработки информации

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 08.11.2010 г.) Предусматривает синтетические счета для учёта финансовых результатов

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49н (в ред. от 08.11.2010 г.) Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации финансовых результатов

Четвёртый уровень нормативного регулирования

Учётная политика предприятия Устанавливает порядок отражения в учёте доходов и расходов организации

Бухгалтерская (финансовая) отчётность определяется в Федеральном законе №402 как информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными №402-ФЗ [1].

Правила формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах и расходах юридических и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, определены положениями по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждёнными приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. №33н (в ред. от 06.04.2015 г.) №32н и №33н соответственно.

Для обобщения информации о доходах и расходах, отражения финансового результата предназначена форма «Отчёт о финансовых результатах», предусмотренная Приказом Минфина России от 02 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (в ред. от

06.04.2015 г.) [2].

Использованные источники:

1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ (в ред. от

23.05.2016 г.)

2. Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016 г.)

3. Васильева А.С. Роль малого бизнеса в развитии экономики Архангельской области. Современное состояние, проблемы и пути решения. Монография. Saarbrucken, 2016г, 73 стр.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учёт: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 512 с.

5. Соколова И.Н., Васильева А.С. Актуальные вопросы оплаты труда персонала в современных условиях//Экономика и социум.- 2016.- №3 (22). -стр. 1207-1210.

6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=866058 статья «Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности предприятия» (дата обращения 30.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.