Научная статья на тему 'Нормативное регулирование учёта финансовых результатов от продаж в сельскохозяйственных организациях'

Нормативное регулирование учёта финансовых результатов от продаж в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2938
1184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ACCOUNTING OF FINANCIAL RESULTS / LEGISLATIVE REGULATION / FINANCIAL REPORTING / AGRICULTURAL ACTIVITIES / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин Юлай Ялкинович

В статье рассматривается обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учёт и состав финансовых результатов сельскохозяйственных организаций. Выделены нормативные акты, составляющие правовую и методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации. Проанализировано Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, которое является своего рода связующим звеном в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта. Автором определены и конкретизированы отраслевые документы, влияющие на формирование финансовых результатов сельскохозяйственными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахматуллин Юлай Ялкинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF ACCOUNTING OF FINANCIAL RESULTS FROM SALES IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The article deals with a long list of regulations that influence the structure of accounting and financial results of farm organizations. The normative acts constituting the legal and methodological basis for the organization and management of accounting in the Russian Federation are pointed out. The Regulations on Bookkeeping and Accounting in the Russian Federation, which is a kind of link in the system of legislative regulation of accounting has been analyzed. The author has defined and specified the sectoral documents affecting the formation of the financial results of farm organizations.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование учёта финансовых результатов от продаж в сельскохозяйственных организациях»

Нормативное регулирование учёта финансовых результатов от продаж в сельскохозяйственных организациях

Ю.Я. Рахматуллин, к.э.н., ФГБОУ ВПО Башкирский ГУ

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учёт и состав финансовых результатов сельскохозяйственных организаций. Степень их значимости определяется уровнем соответствующего документа.

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации для организаций регламентированы Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ, а также другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Положениями по бухгалтерскому учёту, утверждаемыми Минфином РФ, и типовыми методическими рекомендациями, принятыми Минсельхозом РФ. Важным документом является и Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором законодательно закреплены гражданско-правовые основы субъектов бухгалтерского учёта.

Особую роль в организации учёта финансовых результатов играет Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина России 29.07.1998 г. N 34н. Данный нормативный акт является своего рода связующим звеном всей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта.

Учёт финансовых результатов в положении определяется пунктами 25, 28, 32, 40, 54, 56, 66, 69, 70, 77, 78, 79, 80, 81, 82 и 83.

В п. 79 данного нормативного документа даётся единственное во всей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта определение финансового результата.

К положениям по бухгалтерскому учёту, устанавливающим принципы, правила, способы ведения

бухгалтерского учёта и формирования состава финансовых результатов от продаж организациями, относятся Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждённое приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н, и Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждённое приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н. Доходы и расходы представляют собой основные элементы финансовой отчётности и базовые категории бухгалтерского учёта.

В соответствии с ПБУ 9/99 под «доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственного имущества)» [1].

В свою очередь, в соответствии с ПБУ 10/99 «расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» [2].

Указанные выше определения доходов и расходов являются интерпретацией соответствующих определений, данных в преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчётности».

В зависимости от характера доходов и расходов, а также условий их получения и направлений деятельности в ПБУ 9/99 они подразделяются:

— на доходы и расходы по обычным видам деятельности;

— доходы и расходы от прочих поступлений.

В целях разъяснения особенностей бухгалтерского учёта доходов и расходов деятельности

сельскохозяйственных и других организаций агропромышленного комплекса приказом Мин-сельхоза России от 31.01.2003 г. N 28 утверждены Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций.

В системе МСФО роль ПБУ 9/99 «Доходы организации» частично выполняет МСФО 18 «Выручка». Этим международным стандартом регламентируется только учёт доходов по обычным видам деятельности, что позволяет отметить тот факт, что сфера применения ПБУ 9/99 «Доходы организации» намного шире, чем его международного аналога. Более того, в системе МСФО отсутствует стандарт, аналогичный ПБУ 10/99 «Расходы организации». Определение расходов дано в преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчётности». Развитие принципов, правил и способов ведения учёта финансовых результатов, закреплённых указанными документами, нашло своё отражение в Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утверждённых приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н.

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учёту финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ИБУ 18/02), утверждённое приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н.

К положениям, определяющим представление в бухгалтерской (финансовой) отчётности показателей финансовых результатов от продаж относятся: Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждённое приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н; Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утверждённое приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н; Положение по бухгалтерскому учёту «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утверждённое приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н.

В основу исчисления финансового результата положен методологический принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности, закреплённый вначале в ПБУ 1/98 «Учётная политика организации», а теперь и ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности).

Исходя из этого, расходы включаются в систему учёта финансовых результатов в том отчётном периоде, в котором получены доходы (а не выплата

или поступление денежных средств), ставшие возможными благодаря таким расходам. О соответствии ПБУ 1/2008 международным стандартам финансовой отчётности среди специалистов имеются различные точки зрения. Так, А.Д. Ларионов и А.И. Нечитайло считают, что ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» по содержанию наиболее близко к преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчётности» [3]. Е.А. Мизиковский и Т.Ю. Дружиловская отмечают соответствие ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» и МСФО 8 «Учётная политика, изменения в бухгалтерских расчётах и ошибки» [4].

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» раскрывает базовые правила и процедуры представления показателей финансовых результатов в бухгалтерской отчётности. При этом пятый раздел «Содержание отчёта о финансовых результатах», являющийся конечной целью всей системы бухгалтерского учёта о финансовых результатах, приведён в положении в принципиальном плане. Основными составляющими отчёта о финансовых результатах являются показатели доходов и расходов, как от обычных видов деятельности, так и от прочих. В системе МСФО роль ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» выполняет: МСФО 1 «Представление финансовой отчётности», МСФО 7 «Отчёты о движении денежных средств», МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчётность».

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» применяется при составлении сводной бухгалтерской отчётности. Применение ПБУ 12/2000 регламентирует представление информации о финансовом результате по операционным или географическим сегментам. Аналогом ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» в международных стандартах финансовой отчётности является МСФО 8 «Операционные сегменты» [5].

Информация о соответствии российских положений по бухгалтерскому учёту финансовых результатов сельскохозяйственных организаций международным стандартам финансовой отчётности приведена в таблице.

Международный стандарт финансовой отчётности, относящийся непосредственно к сельскохозяйственной деятельности всех видов, — это МСФО 41«Сельское хозяйство» («Биологические активы»). МСФО 41 устанавливает порядок учёта биологических активов в период их роста, изменения состояния, производства продукции и воспроизводства, а также порядок проведения первоначальной оценки сельскохозяйственной продукции в момент её сбора.

Исследование положений по бухгалтерскому учёту позволяет отметить, что данные документы раскрывают только традиционные методы учёта финансовых результатов от продаж и не позво-

Соответствие российских ПБУ, регулирующих учёт финансовых результатов от продаж сельскохозяйственных организаций, МСФО

Положение по бухгалтерскому учёту Соответствующий МСФО

ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» МСФО 1 «Представление финансовой отчётности» МСФО 8 v «Учётная политика, изменения в бухгалтерских расчётах и ошибки»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» МСФО 1 «Представление финансовой отчётности» МСФО 7 «Отчёты о движении денежных средств» МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчётность»

ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» МСФО 2 «Запасы»

ПБУ 7/98 «События после отчётной даты» МСФО 10 «События после отчётной даты»

ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»

ПБУ 9/99 «Доходы организации» МСФО 1 «Представление финансовой отчётности» МСФО 18 «Выручка»

ПБУ 10/99 «Расходы организации» МСФО 1 «Представление финансовой отчётности»

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО 8 «Операционные сегменты»

ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи» МСФО 20 «Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» МСФО 12 «Налоги на прибыль»

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» МСФО 8 «Учётная политика, изменения в бухгалтерских расчётах и ошибки» МСФО 41 «Сельское хозяйство»

ляют абсолютно достоверно отразить специфику сельскохозяйственной отрасли и результаты сельскохозяйственной деятельности (животноводство, растениеводство, выращивание садов и т.д.).

Конкретизируем состав документов, разработанных Минсельхозом России по учёту финансовых результатов. К таким документам относятся: письмо Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)»; Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утверждённые приказом Минсельхоза России от

13.06.2001 г. N 654; Методические рекомендации по разработке учётной политики в сельскохозяйственных организациях, утверждённые приказом Минсельхоза России от 16.05.2005 г.; Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, утверждённые приказом Минсельхоза России от

29.01.2002 г. N 88; Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утверждённые приказом Минсельхоза России от

06.06.2003 г. N 792; Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций, утверждённые приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 г. N 28, и др. [6].

Нами определены и конкретизированы отраслевые документы, оказывающие влияние на формирование финансовых результатов сельскохозяйственными организациями. Отметим, что в составе документов имеются не только общеотраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), но и рекомендации по отдельным подотраслям [7].

Проведённый сравнительный анализ нормативного регулирования финансовых результатов позволяет утверждать, что место самих финансовых результатов в системе нормативного регулирования в Российской Федерации пока не определено. В дополнение к имеющейся нормативной базе считаем необходимым разработку положения по бухгалтерскому учёту, регламентирующего понятие и определения базовых, фундаментальных категорий учёта и отражения в отчётности финансовых результатов. Выработка регламентированного подхода к формированию и отражению финансового результата в бухгалтерском учёте и отчётности является резервом повышения его информативности.

В настоящий момент, несмотря на изобилие законодательных и нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих вопросы формирования финансового результата, сельскохозяйственные организации должны осуществлять сопряжение учётно-отраслевого и учётно-федерального законодательства. Всё это имеет негативные последствия для хозяйствующих субъектов, так как требует регламентации данного вопроса в учётной политике [8].

Однако формируемые агроструктурами внутренние регламенты по учёту не всегда являются механизмом рациональной организации всех видов учёта и подготовки внешней и внутренней отчётности.

В дополнение к имеющейся нормативной базе необходима разработка национального положения по бухгалтерскому учёту «Сельскохозяйственная деятельность» — аналога МСФО 41 «Сельское хозяйство».

В национальном стандарте должна быть представлена методика учёта доходов, расходов, прибыли (убытка) в результате оценки сельскохозяйственной продукции по справедливой стоимости. Поскольку финансовый результат, сформированный сельскохозяйственными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учёту и отраслевыми методическими рекомендациями, является неадекватной оценкой прибыли отчётного периода, так как не учитывает все обстоятельства и риски финансово-хозяйственной деятельности данных структур.

Литература

1. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99)»: офиц. текст в ред. последних изменений.

2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99)»: офиц. текст в ред. последних изменений.

3. Ларионов А.Д., Нечитайло А.И. Бухгалтерский учёт и налогообложение финансовых результатов: учеб.-прак. пособие [Текст]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 12-61.

4. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчётности и бухгалтерский учёт в России [Текст]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2006. С. 67-75.

5. Суздальцева Н.А. Учёт финансовых результатов в сельскохозяйственных организациях: автореф. канд. эконом. наук. Волгоград: ВГСХА, 2011. 20 с.

6. Рахматуллин Ю.Я. Теоретические и практические аспекты учёта финансовых результатов от продаж на примере сельскохозяйственных организаций: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 152 с.

7. Рахматуллин Ю.Я. Пути улучшения методики учёта и проблемы счёта 90 «Продажи» по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 126-129.

8. Рахматуллин Ю.Я. Проблемы формирования прибылей и убытков в отечественной и зарубежной практике // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 204-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.