Научная статья на тему 'Нормативная база реализации принципов правосудия в Российской Федерации'

Нормативная база реализации принципов правосудия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2256
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Китаева А.Г., Китаева Н.Г.

Основу современного процессуального порядка должны составлять демократические принципы судоустройства и судопроизводства, получившие безусловный статус в конституционных нормах. Их фиксация и конкретизация в Основном законе РФ придает им не только высокую социальную и государственную значимость процессуального порядка деятельности судебной власти, но и подтверждает, что российское общество в обозначенный период идет по пути построения не только демократии, но и укрепления основ правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативная база реализации принципов правосудия в Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 34.09

А.Г. Китаева

2 курс юридического факультета Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный

университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Н.Г. Китаева 3 курс направления «СКД» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет

имени Б.Б. Городовикова» г. Элиста, Российская Федерация

НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Основу современного процессуального порядка должны составлять демократические принципы судоустройства и судопроизводства, получившие безусловный статус в конституционных нормах. Их фиксация и конкретизация в Основном законе РФ придает им не только высокую социальную и государственную значимость процессуального порядка деятельности судебной власти, но и подтверждает, что российское общество в обозначенный период идет по пути построения не только демократии, но и укрепления основ правового государства.

Ключевые слова

Правосудие, демократические принципы правосудия, закон, государство.

Принципы правосудия в современных демократических условиях находят закрепление, прежде всего в основном законе - Конституции РФ, а затем получают продолжение в конституционных и других федеральных законах. Принципы правосудия, реализуемые в российских условиях, опираются также на такие высокоавторитетные акты, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г.

Специфика принципов правосудия состоит еще и в том, что они являются обязательными как в процессе исполнения законов, так и в процессе их создания. Данное требование обусловлено тем, что, во-первых, в российских условиях существует практика развития и совершенствования правосудия, во-вторых, учитывается международный положительный, отраженный, к примеру, в таких между народных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Обозначенные документы признаны Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными для исполнения на всей ее территории. Для полной характеристики демократических основ правосудия важным является то, что их содержание постоянно совершенствуется.

Законность. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Законы представлены следующими группами нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также принятые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все обозначенные нормосодержащие акты должны находиться в полном соответствии предписаниям Конституции РФ. Акты, противоречащие Конституции РФ или закону, признаются не действующими.

Особенностью современного применения принципа законности в российских условиях является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в т.ч. федеральных. Данная возможность закреплена не только Конституцией РФ, но и получила продолжение в деятельности Пленума Верховного Суда РФ, который в своем постановлении разъяснил, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание применяемого нормосодержащего акта и во всех

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

необходимых случаях применять Конституцию РФ, опираясь на ее качество прямого действия [6]. Судьи, таким образом, прежде чем применять тот или иной нормативно-правовой акт должны проверить, насколько он соответствуют Конституции РФ. Для государства реализация данного принципа правосудия играет особую значимость, поскольку этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона. Там, где не будет соблюдения закона, скорее будет произвол.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. В демократическом государстве выполнение данного принципа можно считать безусловным. Жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека и гражданина представляют собой универсальные ценности, подлежащие первоочередной защите во всех сферах общественной жизни, и особенно при осуществлении правосудия. Юридическим фундаментом придания столь высокого статуса данной идее, лежащей в основе ст. 2 Конституции РФ, выступает не только признание человека и его прав и свобод высшей ценностью, но вменение следования ей в обязательном порядке в реализуемую обязанность государства [1]. Выполнение данного принципа считается важнейшим условием для отправления правосудия во всех сферах.

Исполнение правосудия только судом. Данный принцип зафиксирован в ст. 118 Конституции РФ [1]. Обозначенное конституционное положение конкретизируется и детализируется в ч. 1ст. 4 Закона о судебной системе [3]. В отношении уголовных дел анализируемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ ист. 13 УПК [1; 4]. Согласно обозначенным нормам права только суд, действующий в рамках закона, может признать человека виновным и привлечь его к уголовной ответственности. Что касается правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то оно опирается, прежде всего, ст. 118 Конституции РФ и приведенную ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, а также детализируется в ряде других кодексов - ГПК и АПК, - и законов. Обозначенной статьей Закона о судебной системе определяется также и перечень органов, уполномоченных вершить правосудие [3]. Приведенный в Законе перечень носит исчерпывающий характер, из чего следует закономерный вывод, что никакие другие субъекты государственной или общественной деятельности не вправе реализовывать данный принцип правосудия.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда. Содержание данного принципа раскрывается через следующую формулировку: суд будет способен только тогда вершить настоящее правосудие, когда он в своей деятельности демонстрирует следование закону, высокий уровень компетентности и безукоризненную пристрастность. Данный принцип правосудия сформулирован косвенно и является продолжением предписаний Конституции РФ, обозначенных в ряде ее статей, а также в других нормативно-правовых актах как российского происхождения (например, нормы отраслевого процессуального права), так и созданных в результате международной юридической практики. К числу последних относятся, например, Международный пакт о гражданских и политических правах и непосредственно ч. 1ст. 14 [2].

Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Принцип независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей регламентируется во многих нормосодержащих актах: ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Закона о судебной системе, ч. 4 ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 5, 13 и 29 Закона о Конституционном Суде, ст. 12 Закона о судоустройстве, ст. 16 УПК РФ, ст. 7 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ и др. Содержание обозначенного принципа правосудия обусловлено стремлением создать такие условия, в которых суд мог бы реально реализовывать принятие ответственных решений без постороннего вмешательства, без стороннего давления, опираясь только на нормы закона.

Весьма значительный шаг по обеспечению данного принципа правосудия был предпринят в 1992 году, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей, согласно ст. 9 которого были установлены средства обеспечения независимости судей. Эти положения были дополнены ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. [5], в котором достаточно подробно представлена информация о том, кто пользуется правом особой защиты государства, а также обозначены определенные меры защиты, условия и порядок их реализации.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Данный принцип, закрепленный, прежде всего в ст. 19, 96 Конституции РФ, получает свое дальнейшее развитие в ст. 18 и 20

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ФЗ «О статусе депутата СФ и депутата ГД ФС» от 08.05.1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 2.Ст. 74), ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 42 Закона о прокуратуре, ч. 4ст. 17 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности РФ» от 03.04.1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 15.Ст. 1269) и других.

Обеспечение права граждан на судебную защиту. Ключевым нормативным оформлением данного принципа правосудия является ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой, с одной стороны, каждый участник социального взаимодействия может гарантированно получить судебную защиту своих прав и свобод, а с другой, имеет право на обжалование через суд решений и действий (или без действия), исходящих от органов власти на различном уровне, в том числе и судебных решений через вышестоящий по рангу суд. Это положение основного закона детализируется рядом законодательных актов, в том числе и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 1993 г.

С другой стороны, данный принцип правосудия, возможно, реализовать согласно ч. 3ст. 46 Конституции РФ через известные международные органы являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток.

Состязательность и равноправие сторон обозначается и детализируется через положения, обозначенные в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Рассматриваемый принцип весьма схож по содержанию с обозначенным выше принципом реализации право судия на началах равенства граждан перед законом и судом. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что данные принципы неравнозначны. Данный принцип понимается более узко, поскольку связан непосредственно с самим судебным процессом - он простирается не на всех граждан, а лишь на стороны, участвующие в судопроизводстве, выполняющих одну из процессуальных функций.

Состязательность это свойство правосудия демонстрирует степень его демократичности, поскольку ее полная реализация позволяет последовательно проводить в жизнь принцип равноправия сторон, создавать реальную возможность защиты каждой из сторон своих прав и интересов в рамках закона. Данное качество правосудия в российских условиях получает продолжение в следующих норма - содержащих актах: ст. 245 УПК, ст. 14 ГПК в новой редакции и других.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту провозглашается ст. 45 и 48 Конституции РФ, другие законы дают широкую формулировку данного принципа. При этом они не просто обозначают, что у лица, привлекаемые к уголовной ответственности, имеют право на защиту, но и акцентируют внимание на гарантированности этого права. Именно на это ориентирует ч. 2ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что «каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». И еще один аспект, через который раскрывается данный принцип правосудия: в соответствии со ст. 20 УПК должностные лица правоохранительных органов, ведущие расследование или дознание, обязаны выявлять не только обстоятельства, которые как уличают обвиняемого в содеянном, но и видеть те факты, которые оправдывают, смягчают ответственность виновного.

Презумпция невиновности, суть которой раскрывается в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, имеет следующую законодательную формулу по уголовным делам в демократическом ее прочтении: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в соответствии со строгим регламентом и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1]. Данный принцип правосудия интегрирован в российскую систему права из норм международного права, например, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Публичное разбирательство дел во всех судах как принцип правосудия регламентируется, прежде всего, ч. 1 ст. 123 Конституции РФ. Естество данного принципа заключается в обеспечении способности всем гражданам, не являющимся участниками процесса потому идейному судебному делу, находиться при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия.

Национальный язык судопроизводства. Началом нормативного оформления настоящего принципа правосудия считается ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Обозначенное конституционное положение отражает особенности национально-государственного устройства нашего государства, основанного на уважении и праве свобод всех народов, проживающих на его территории.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Участие граждан в отправлении правосудия. Правовым оформлением данного принципа правосудия является ч. 5ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ получают непосредственное право на участие в осуществлении правосудия [1]. Статья 8 Закона о судебной системе детализирует участие граждан в процессе судебного разбирательства через такие статусы, как народный заседатель, присяжный заседатель либо арбитражный заседатель. Этому же принципу посвящены ст. 80 Закона о судоустройстве, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 250 УПК РФ и других.

Таким образом, можно констатировать, что демократические основы (принципы) правосудия представляют собой положения, которые являются базовыми для всех предписаний законодательства в вопросах организации правосудия, роли и места его органов в системе государственного устройства. Законодательные предписания, регулирующие правосудие, не могут противоречить его принципам, поскольку последние являются для законодательства каркасом, очерчивающим его границы. Список использованной литературы: Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. -Ст. 4398.

2. О гражданских и политических правах: международный пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного суда.

- 1994. - №12.

3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Российская газета. - 1997. -6 января. - № 3

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

- 2001. - №52. - Ст. 4921.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 №45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.

6. Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2014.- № 10.

© Китаева А.Г., Китаева Н.Г., 2016

УДК 342.92

П.Н. Кобец

Главный научный сотрудник Всероссийского научно -исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация

Правовой основой квалификации административных правонарушений являются их юридические составы, содержащиеся в нарушенной лицом правовой норме, которая может быть закреплена как в КоАП РФ, так и законах субъектов федерации, принимаемых по вопросам административной ответственности.

Ключевые слова

Квалификация правонарушения, оценочные понятия, административно-правовая квалификация, административная ответственность, предупреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.