Научная статья на тему 'НОРМАЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 60-Х - НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ Г. КИССИНЖЕРА «О КИТАЕ»)'

НОРМАЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 60-Х - НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ Г. КИССИНЖЕРА «О КИТАЕ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1019
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. КИССИНДЖЕРА / ПОЛИТИКА «РАЗРЯДКИ» / FOREIGN POLICY CONCEPT / US-CHINESE RELATIONS / WORKS AND ACTIVITIES OF H. KISSINGER / THE POLICY OF «DETENTE»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелудяков И.Ф.

Данная статья посвящена анализу воззрений и деятельности американского дипломата Г. Киссинджера, внесшего существенный вклад в развитие американо-китайских двусторонних отношений в направлении обеспечения их нормализации. В статье анализируются концептуальная позиция Г. Киссинджера по данному вопросу, а также основные направления его деятельности в должностях Советника по национальной безопасности США и Генерального секретаря США. Обосновывается вывод о значении деятельности Г. Киссинджера в достижении нормализации американо-китайских отношений в 1970-х гг. Определяется ключевой аспект его идейно-политической доктрины, имеющий конструктивный потенциал для преодоления современного кризиса в американо-китайских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMALIZATION OF AMERICAN - CHINESE RELATIONS IN LATE 60S - EARLY 70S OF XX CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE WORK OF H. KISSINGER «ABOUT CHINA»)

This article analyzes the views and activities of the American diplomat H. Kissinger, who made a significant contribution to the development of us-Chinese bilateral relations in the direction of ensuring their normalization. The article analyzes the conceptual position of H. Kissinger on this issue, as well as the main directions of his activities in the positions of national security Adviser and Secretary General of the United States. The author substantiates the conclusion about the significance of Kissinger's activity in achieving normalization of us-Chinese relations in the 1970-s the key aspect of his ideological and political doctrine, which has a constructive potential for overcoming the current crisis in us-Chinese relations, is Determined.

Текст научной работы на тему «НОРМАЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 60-Х - НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ Г. КИССИНЖЕРА «О КИТАЕ»)»

НОРМАЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНО - КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ 60-Х - НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ Г. КИССИНЖЕРА «О КИТАЕ»)

И.Ф. Шелудяков, магистрант

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11602

Аннотация. Данная статья посвящена анализу воззрений и деятельности американского дипломата Г. Киссинджера, внесшего существенный вклад в развитие американо-китайских двусторонних отношений в направлении обеспечения их нормализации. В статье анализируются концептуальная позиция Г. Киссинджера по данному вопросу, а также основные направления его деятельности в должностях Советника по национальной безопасности США и Генерального секретаря США. Обосновывается вывод о значении деятельности Г. Киссинджера в достижении нормализации американо-китайских отношений в 1970-х гг. Определяется ключевой аспект его идейно-политической доктрины, имеющий конструктивный потенциал для преодоления современного кризиса в американо-китайских отношениях.

Ключевые слова: внешнеполитическая концепция, американо-китайские отношения, труды и деятельность Г. Киссинджера, политика «разрядки».

Геополитическая «палитра» мира в период, начиная со второй половины XX до начала XXI вв. подверглась фундаментальным изменениям, обусловленным итогами Второй мировой войны и разрушением СССР. В своем практическом выражении эти трансформации были обусловлены изменениями фундаментальной модели геополитического устройства мира - после Второй мировой войны в контексте противостояния капиталистической и социалистической систем сформировался ярко выраженный биполярный мировой порядок (1950-1991 гг.), который сменился однопо-лярным (1990-е гг.).

Начало XXI в. характеризуется тенденцией к формированию биполярного геополитического порядка, в рамках которого существуют выраженные «центры силы». В качестве основных из них, учитывая, в первую очередь, показатели экономического развития, в настоящее время следует рассматривать Соединенные Штаты Америки и Китайскую народную республику. Именно двусторонние отношения этих двух стран в настоящее время во многом определяют состояние мировой геополитики.

Следует отметить, что значимость американо-китайских отношений в вышеуказанном контексте стала возрастать еще в период «холодной войны», когда Китай фактически приобрел статус «альтернативного» центра силы. Соответственно, характер взаимоотношений с ним существенным образом влиял на расклад сил в геополитическом противостоянии двух систем , мог обеспечить получение решающего преимущества в нем. Данное обстоятельство хорошо понимал Г. Киссинджер - американский государственный деятель, выдающийся дипломат, эксперт в области международных отношений, который на протяжении 1970-х гг. существенным образом влиял на направленность внешней политики США, последовательно занимая должности Советника по национальной безопасности США (1969-1975 гг.) и Государственного секретаря США (1973-1977 гг.). Киссинджер вошел в историю, в первую очередь, в качестве активного проводника и реализатора политики «разрядки». Особое значение в его внешнеполитической концепции имел Китай.

Данной проблематике были посвящены многочисленные рассуждения государст-

венного деятеля, которые составили содержательную основу его концептуального трактата «О Китае» [1]. Кроме того, в этом публицистическом произведении содержится богатейший материал о развитии американо-китайских отношений в период после образования КНР, включающий рассекреченные беседы Киссинджера с высшими официальными лицами, а также его личные впечатления от профессиональной деятельности, осуществляемой в Китае. Иначе говоря, этот труд следует рассматривать, в том числе, и в автобиографическом контексте.

Важно отметить, что определяя концептуальные аспекты надлежащей стратегии американо-китайских отношений, Киссинджер исходил из оценки исторического опыта общественно-политического развития КНР. В этой связи в его представлении американской дипломатии необходимо учитывать, что Китай, длительный период времени находящийся в плену своей исключительности, пропустил цивилизаци-онный рывок государств Западной Европы и Японии в связи с чем оказался в начале XX в. фактически в положении колонии, в которой пытались установить властную монополию последовательно японский, а затем, после окончания Второй мировой войны и «российский» империализм.

Констатируя данный факт, Киссинджер усматривал шанс США, связанный с включением КНР в зону собственного влияния, в реализации внешнеполитических технологий «мягкого влияния», содержание которых было обосновано крупнейшим американским теоретиков геополитики Дж. Наем.

Целевое назначение данных технологий заключалось в создании позитивного имиджа США в качестве «незримого» союзника КНР, обеспечивающего самобытное развитие китайского коммунизма, нейтрализуя при этом возможность советской агрессии. Китай рассматривался Киссинджером, несмотря на кардинальные отличия его социально-политического развития, в качестве стратегически важного геополитического партнера. В этой связи в труде дипломата при описании событий развития двусторонних отношений в 1970-е гг.

содержатся нескрываемые симпатии к руководителям китайского государства, тогда как «Советский Союз представлен как агрессивная, экспансионистская держава, а советские руководители как жесткие, коварные деятели» [1, с. 42].

Досконально изучив историю Китая, Киссинждер выделил три особенности китайского менталитета, которые он учитывал в процессе нормализации американо-китайских отношений: развитое чувство стратегии, тонкость и непрямота, независимость позиции и неприятие любого вмешательства во внутренние дела [1, с. 39-41]. Обращая особое внимание на стратегию китайцев, он подметил, что в отличие от западных стратегов:

- во-первых, китайцы стремятся к полной победе в любом деле;

- во-вторых, своих целей китайцы пытаются достичь не прибегая к конфликту;

- в-третьих - они по-разному относятся к союзам. Союзы, с точки зрения китайцев, надо заключать со странами, которые не имеют общих границ с Китаем, чтобы наносить поражение ближним [1, с. 87].

Следствием рассуждений Киссинджера, основанных на приеме «антитезы» китайского и советского коммунизма, стал вывод о взаимной заинтересованности сторон в сближении на основе наличия общей угрозы - советской экспансии. В представлении Киссинджера, такая тенденция носила объективный характер - иначе говоря, сближение позиций в рамках двусторонних американо-китайских отношений произошло бы в любом случае вне зависимости от состава властных субъектов стран, определяющих внешнеполитическую стратегию двух стран. При этом из слов Киссинджера вытекает, что инициатива к сближению была проявлена со стороны Пекина, а президент США Р. Никсон не упустил возникшую «стратегическую возможность» [1, с. 42] В результате началось потепление американо-китайских отношений, выраженное, прежде всего, в двусторонних визитах, кульминацией которых в конце 1960-х гг. явилось восстановление прав китайской делегации в ООН.

Важно отметить, что позиция Киссинджера полностью совпадала с мнением президента Никсона, который был убежден, что Китай необходим США в качестве дружественной державы вследствие своих размеров и неизбежного роста своего влияния в мире. Кроме того, Китай мог стать хорошим противовесом Советскому Союзу [4].

Как следует из описания Киссинджером развития двусторонних отношений, он сыграл значительную роль в усилении тенденций двустороннего сближения за счет осуществления целенаправленной дипломатической деятельности. В частности, в начале февраля 1969 г. президент США Р. Никсон поручил ему разработать план мероприятий, направленных на установление отношений с КНР. В результате сотрудниками Совета национальной безопасности (далее - СНВ) были разработаны практические рекомендации, включающие в себя установление секретных отношений с китайским руководством, а также реализацию пропагандистских мер, сигнализировавших Пекину о готовности Вашингтона двигаться в различных направлениях своей китайской политики [2, с. 72].

При этом важно отметить, что деятельность в соответствии с разработанным планом осуществлялась Киссинджером исключительно через СНВ, минуя согласующие инстанции, прежде всего, в лице госдепартамента, что являлось, по сути, первым прецедентом такого рода. В этой связи показательным стало обсуждение специального доклада по проблемам определения перспектив развития американо-китайских отношений членами специальной рабочей группы, созданной в рамках СНВ под председательством

Г. Киссинджера.

При обсуждении итогового доклада Киссинджер в общем виде сформулировал свой концептуальный подход по вышеуказанным проблемам, выраженный в том, что нормализация и укрепление отношений с Китаем соответствует глобальным интересам США в виду того, что «700-миллионный народ, окружённый слабыми государствами, мог бы быть угрозой безопасности вне зависимости от внешней по-

литики, которую он проводит» [7]. Кроме того, в ходе обсуждений Киссинджер указал на то, что использование фактора выстраивания добрососедских отношений с КНР позволит расширить дипломатическую базу для стратегического маневра в условиях противостояния с СССР. Иными словами, по мнению Киссинджера, перспективные американо-китайские отношения должны выстраиваться с учетом их воздействия на ход «холодной войны».

Фактическая монополия Киссинджера в качестве конструктора и реализатора нормализации американо-китайских отношений выразилась в том, что он принял персональное участие в процессе установления секретных контактов с высшими государственными лицами КНР, направленным на создание предпосылок для нахождения компромиссных позиций по всем ключевым вопросам международной повестки.

Как отмечает А.В. Дегтярев, на протяжении 1969-1971 гг. Г. Киссинджер разрабатывал одновременно несколько конфиденциальных каналов передачи информации в Пекин. Среди них выделялись регулярные встречи в Варшаве, а также румынский, пакистанский, французский, норвежский и ряд других каналов. При этом, несмотря на значительные трудности в установлении конфиденциальных контактов с Китаем, прорабатываемые Г. Киссинджером дипломатические каналы взаимодействия с КНР к концу 1970 г. дали положительные результаты. Совпадение информации, полученной из разных источников, о согласии Пекина провести встречу на высшем уровне позволило Г. Киссинджеру сделать вывод о том, что Пекин готов к переговорам, несмотря на продолжающуюся войну в Индокитае [3, с. 20].

Кроме того, при непосредственном участии Киссинджера в обстановке строжайшей секретности прорабатывались детали визита президента Р. Никсона в КНР. Для этих целей Киссинджер в 1971 и 1972 г. совершил два тайных визита в КНР с целью проработки наиболее проблемных вопросов политической повестки двусторонних отношений.

Среди них особое внимание было уделено анализу текущей политической ситуации в Индокитае, Южноазиатском регионе, проблемным вопросам организации контроля над вооружениями. Много усилий приложили стороны для нахождения компромиссного решения тайванской проблемы. В этом отношении несомненной заслугой Киссинджера стало то, что достаточный для дальнейшего продвижения переговоров в позитивном ключе компромисс был найден на основе исключительно формальных уступок со стороны США. При этом он всячески пытался показать, что нормализация двусторонних отношений необходима для обоих государств, поэтому нужно достичь этого несмотря ни на что, в том числе и вне зависимости от решения тайваньского вопроса. В ходе переговоров по тайванскому вопросу Г. Киссинджер озвучил концептуальный тезис новой американской политики по отношению к Китаю в связи с чем подчеркнул, что США больше не являются врагом Китая, а значит, не будут больше изолировать КНР на международном уровне [5, с. 357].

Наконец, ключевое значение Киссинджера в процессе нормализации американо-китайских отношений нашло отражение и в руководстве работой экспертной комиссией государственного департамента по восточной политике над текстом совместного документа, закладывающего стратегическую основу нормализации двусторонних отношений. Именно он стал основой для двусторонних соглашений, подписанных в ходе официального визита Р. Никсона в КНР в феврале 1972 г. По оценке самого Р. Никсона, проведение саммита явилось плодом практически трех лет кропотливой, тщательной, и в силу необходимости закрытой для широкой американской и мировой общественности, подготовки. Ключевую роль в реализации планов Р.М. Никсона и подготовки его визита в Пекин сыграл Совет национальной безопасности и лично его руководитель Генри А. Киссинджер [3, с. 25].

Итак, следует подчеркнуть, что нормализация американо-китайских отношений, наступившая вначале 1970-х гг., стала не-

посредственным следствием активной теоретической и практической подготовки, осуществленной Г. Киссинджером. Вместе с тем, пытаясь углубить военно-политическое сотрудничество с Китаем, он пришел к «безусловному выводу», что китайское руководство само хотело играть на противоречиях США с СССР, извлекая из этого максимальные для себя выгоды. Последнее обстоятельство в той или иной степени будет учитываться американской дипломатией в последующих взаимоотношениях с КНР.

Необходимо отметить, что тема установления и поддержания добрососедских отношений с Китаем являлась ключевой для дипломата, о чем свидетельствует его постоянное внимание к развитию двусторонних американо-китайских отношений вплоть до настоящего времени. В этой связи в его трактате «О Китае» содержатся оценки китайского направления внешней политики президентов США вплоть до Б. Обамы.

Рефреном его умозаключений является мысль о необходимости укрепления, несмотря на негативное воздействие множества субъективных и объективных факторов, режима двустороннего американо-китайского сотрудничества, поскольку альтернативный вариант развития событий, связанный с нарастанием конфронтации, может привести к разрушительным последствиям. Используя исторические аналогии «холодной войны», Киссинджер отмечает, что «война между двумя странами остановит прогресс для целого поколения по обе стороны Тихого океана. Она внесет раздоры во внутреннюю политику каждого региона в то время, когда вопросы ядерного нераспространения, окружающая среда, энергетическая безопасность и изменение климата диктуют необходимость глобального сотрудничества» [1, с. 556].

В качестве ключевой предпосылки нахождения долговременных компромиссов в американо-китайских отношений, по мнению Киссинджера, следует рассматривать создание Тихоокеанского сообщества, объединение усилий главных стран региона в строительстве единой, а не поляризо-

ванной системы. В качестве возможных участников такой системы Киссинджер называет, помимо США и Китая, Японию, Индонезию, Вьетнам, Индию и Австралию, игнорируя Россию [6, с. 46]

Проведенный анализ взглядов и деятельности Г. Киссинджера в контексте проблематики американо-китайских отношений позволяет сделать вывод о том, что они обусловили концептуальный переворот во внешней политике США, в результате которого Китай стал рассматриваться в качестве самостоятельного влиятельного фактора мировой политики. В этой связи был определен ключевой принцип стратегии отношений с Китаем, который условно может быть обозначен как концепт «реальной политики». Его реализация была направлена на поиск возможностей использования потенциала взаимовыгодного консенсуального двустороннего сотрудничества США и Китая для достижения глобальных внешнеполитических приоритетов политики Вашингтона, ключевым из которых являлось обеспечение победоносного завершения противостояния с СССР.

Следует отметить, что во многом бла-

вплоть до настоящего времени концептуально анализировать геополитические реалии с позиций поиска возможностей для реализации внешнеполитических интересов Вашингтона, созданная им на рубеже 1960-1970-х гг. стратегия «реальной политики» в отношении Китая теперь должна работать против него. В этой связи «гуру» американской политики предлагает предлагает проделать с Китаем сработавший в 60-е - 70-е гг. против СССР трюк, приведший к сближению позиций Пекина и Вашингтона в их противостоянии с Москвой. Выступая 7 ноября 2020 г. в дискуссии в Экономическом клубе Нью-Йорка, он дал понять, что пришло время искать компромисса теперь уже с Россией с целью противодействия стремительно растущей мощи Китая.

Таким образом, как и раньше, действуя исключительно в интересах сохранения глобального лидерства Соединенных Штатов, Г. Киссинджер предложил начать с 2020-х годов формирование нового, если не союза, то хотя бы партнерства для ослабления международных позиций очередного главного соперника в борьбе за мировое доминирование.

годаря Киссинджеру, продолжающему

Библиографический список

1. Киссинджер Г. О Китае. - М.: Астрель, 2012. - 635 с.

2. Дегтярёв А.В. Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита Р.М. Никсона в КНР в феврале 1972 г. // Вестник Томского государственного университета.- 2008.- № 311. - С. 72-78.

3. Дегтярев А.В. Дипломатическая подготовка визита Р.М. Никсона в КНР в 1972 г.: автореферат дисс... канд. истор. наук. - Томск, 2010. - 27 с.

4. Киреев А.А. К вопросу о характере американо-китайских отношений // Ученые записки Комсомольск-на-Амуре государственного технического университета. - 2014. -№ 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uzknastu.ru/files/pdf/19/1.pdf. (дата обращения: 26.11.2020).

5. Косов А.П. Политика США в отношении КНР в период президента Р. Никсона // Метаморфозы истории. - 2014. - №5. - С 343-369.

6. Трифонов В.А. Генри Киссинджер о прошлом и будущем американо-китайских отношений // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 3. - С. 41-46.

7. Широков М.Н. Инициативы администрации Р. Никсона в отношении Китая и обсуждение китайской политики в правительственных кругах США (январь-август 1969 г.). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/320/image/320-127.pdf (дата обращения: 26.11.2020).

NORMALIZATION OF AMERICAN - CHINESE RELATIONS IN LATE 60S - EARLY 70S OF XX CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE WORK OF H. KISSINGER «ABOUT CHINA»)

I.F. Sheludyakov, Graduate Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. This article analyzes the views and activities of the American diplomat H. Kissinger, who made a significant contribution to the development of us-Chinese bilateral relations in the direction of ensuring their normalization. The article analyzes the conceptual position of H. Kissinger on this issue, as well as the main directions of his activities in the positions of national security Adviser and Secretary General of the United States. The author substantiates the conclusion about the significance of Kissinger's activity in achieving normalization of us-Chinese relations in the 1970-s the key aspect of his ideological and political doctrine, which has a constructive potential for overcoming the current crisis in us-Chinese relations, is Determined.

Keywords: foreign policy concept, US-Chinese relations, works and activities of H. Kissinger, the policy of «detente».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.