УДК 327(73:510) «1969/1974»
Косов А. П.
ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ КНР В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Р. НИКСОНА
В статье анализируется политика США в отношении КНР в период нахождения администрации Р. Никсона у власти. Основное внимание уделено выявлению причин, побудивших Вашингтон к поиску улучшения отношений с Китаем спустя 20 лет острой конфронтации. Рассматриваются деятельность американской политической элиты по установлению контактов с Пекином и эволюция американо-китайских отношений в 1969-1974 гг.
Ключевые слова: США, КНР, Тайвань, Никсон, Киссинджер, американо-китайские отношения.
Сегодня США играют ведущую роль в мировой политике, являясь единственной сверхдержавой. Однако в последнее время семимильными шагами к ним приближается КНР. Неудивительно, что именно Китай называют потенциальным соперником Америки, способным вскоре оттеснить её на второе место. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть историю американо-китайских отношений — в частности, показать процесс сближения Вашингтона с Пекином в период президентства Р. Никсона. Для этого необходимо выявить причины, подтолкнувшие США к изменению своей китайской политики; охарактеризовать действия американских политических кругов; рассмотреть настроения общественности США; проследить эволюцию внешнеполитического курса Вашингтона в 1969-1974 гг.
Конец 1960-х гг. стал весьма сложным периодом для Америки. В первую очередь, проблемы были связаны с неудачной войной во Вьетнаме, которая завела руководство США во внешнеполитический тупик. Многие в
стране понимали, что необходимо срочно искать возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Отдельные представители политико-академических кругов такой выход увидели в нормализации американо-китайских отношений. Следует отметить, что острые дебаты относительно китайской политики США фактически развернулись ещё с начала 1960-х гг. По мере усиления советско-китайских противоречий в Америке возрастал интерес к КНР. Поэтому всё чаще стали раздаваться голоса о том, что для США более реалистично было бы признать коммунистический режим в качестве легитимного правительства Китая и найти действенные способы работы с ним. Многие заговорили о «сдерживании без изоляции». В пользу пересмотра китайской политики США высказались сенаторы Т. Грин, Дж. У. Фулбрайт, К. Энгл, а также ряд членов палаты представителей (С. Юдол и др.)1.
Существенную роль в улучшении двусторонних отношений сыграл созданный в 1966 г. «Национальный комитет по отношениям между США и Китаем», — некоммерческая общественная организация, целью которой являлось содействие развитию сотрудничества в различных сферах между Америкой и Китаем2. Данная структура стала весомым лоббистским инструментом сторонников сближения с Пекином.
Свои соображения по поводу перспектив азиатской политики США изложил в статье «Азия после Вьетнама», опубликованной в авторитетном американском журнале «Форин афферс», и будущий президент страны Р. Никсон, где он указал на необходимость содействовать возвращению многомиллионного Китая в мировое сооб-
1 Нагорный А. А., Парканский А. Б. США и Китай: экономические и научно-технические аспекты китайской политики Вашингтона. М., 1982. С. 155.
2 National Committee on U. S. — China Relations.
URL: http://www.ncuscr.org/who-we-are (date of access: 27.03.2014).
щество в качестве великой и прогрессивной нации3. На необходимость изменения американского подхода к Китаю Р. Никсон неоднократно заявлял и во время своей предвыборной кампании. Так, 9 августа 1968 г. в одном из своих интервью он выразил мысль о том, что Соединенным Штатам необходимо искать возможности договориться с КНР4.
Однако администрация Джонсона слишком глубоко завязла в войне во Вьетнаме, чтобы кардинально изменить китайскую политику страны. К тому же, среди политико-академического сообщества звучали мнения, предостерегающие от сближения с Пекином. Как правило, такой позиции придерживались советологи. Такие известные специалисты, как Дж. Кеннан, Ч. Болен, Л. Томпсон, Ф. Колер считали, что улучшение отношений с Пекином чревато обострением противостояния с СССР5.
После победы на президентских выборах 1968 г. решение внешнеполитических задач легло на плечи республиканской администрации США, которая, столкнувшись с невозможностью реализации своего внешнеполитического курса старыми методами, вынуждена была начать поиск новых подходов, способных вывести Америку из кризиса, связанного с непопулярной войной во Вьетнаме, подъёмом национально-освободительных движений в мире и недовольством американской общественности внешней политикой Вашингтона. Поэтому администрация Никсона предприняла попытку частично решить имевшиеся внешнеполитические проблемы в Азии на китайском направлении.
Однако на пути улучшения отношений с КНР Р. Никсон был вынужден преодолеть серьёзные препятствия. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий
3 Nixon R. Asia after Viet Nam // Foreign Affairs. 1967. Vol. 46. №. 1. Р. 121-124.
4 Kissinger H. White House Years. Boston, 1979. P. 164.
5 Киссинджер Г. О Китае. М., 2013. С. 221-222.
американцы рассматривали коммунистический Китай как непримиримого врага. В Америке считали, что Пекин, действуя в интересах мирового коммунизма, преисполнен решимости вытеснить Соединённые Штаты из западной части Тихого океана. Многим Мао Цзэдун представлялся даже более неприемлемым, нежели советские руководите-ли6. Поэтому уже первые шаги в сторону примирения с КНР могли вызвать раздражение внутри части политического истеблишмента и общественности США.
Тем не менее, подготовка к пересмотру китайской политики Вашингтона началась с первых дней деятельности республиканской администрации. Ещё до своей инаугурации в январе 1969 г. Р. Никсон выступил с инициативой возобновить прерванные в 1963 г. варшавские переговоры на уровне послов США и КНР, и хотя по ряду причин тогда этого сделать не удалось, всем было ясно, что новый президент собирается внести в политику США серьезные коррективы7. А во время инаугурационной речи Р. Никсон, касаясь Китая, заявил, что ни один народ в мире не должен жить в условиях «озлобленной изоляции»8.
Р. Никсон поручил курировать работу на китайском направлении советнику президента по национальной безопасности Г. Киссинджеру. Известно, что он сыграл одну из ключевых ролей в становлении нового американского подхода к Китаю. До прихода в администрацию он работал в Совете по международным отношениям, возглав-
6 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 225.
7 Цветков И. А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949-1999 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000 // История США. URL: http://www.ushistory.ru/dissertatsii/181-glava-2-evoljutsija-politiki-ssha-v-otnoshenii-tajvanskoj-problemy-v-gody-holodnoj-vojny.html (дата обращения: 3.10.2012).
8 Дэвис Д. Э., Трани Ю. П. Кривые зеркала. США и их отношения с Россией и Китаем в ХХ веке. М., 2009. С. 563.
лял программу оборонных исследований в Центре международных отношений при Гарвардском университете, консультировал губернатора Нью-Йорка Н. Рокфеллера и считался одним из виднейших экспертов в области использования ядерного оружия. Взять его в свою команду Р. Никсону посоветовал один из авторитетнейших политиков Соединённых Штатов Г. Кэбот Лодж. При этом есть мнение, что первоначально Г. Киссинджер не был достаточно хорошо знаком с китайской проблематикой9. Однако достаточно быстро он сумел создать вокруг себя дееспособную команду из специалистов-синологов, изучить суть проблемы и начать активную работу.
В начале февраля 1969 г. Р. Никсон поручил Г. Киссинджеру разработать план мероприятий, направленных на установление отношений с КНР. В результате сотрудниками Совета национальной безопасности были разработаны практические рекомендации, включающие в себя установление секретных отношений с китайским руководством, а также реализацию пропагандистских мер, сигнализировавших Пекину о готовности Вашингтона двигаться в различных направлениях своей китайской политики10.
Весомый вклад в разработку основ новой китайской политики США внесла научно-практическая конференция, состоявшаяся в Нью-Йорке 20-21 марта 1969 г. и по-свящённая обсуждению американо-китайских отношений. Материалы конференции, обобщённые в сборнике «США и Китай. Следующее десятилетие», фактически стали теоретической основой для развития двусторонних отношений в 1970-е гг. Конференция показала, что значительная часть американского политико-академического
9 Kalb M., Kalb B. Kissinger. Boston, 1974. Р. 259-260.
10 Дегтярёв А. В. Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита Р. М. Никсона в КНР в феврале 1972 г. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 72.
сообщества заинтересована в изменении внешней политики США в отношении КНР11.
Однако республиканская администрация не могла сразу же пойти на серьёзные уступки Пекину, особенно по тайваньской проблеме и по вопросу о представительстве КНР в ООН, которые волновали Китай в первую очередь. Белый дом был вынужден учитывать антикитайские настроения Конгресса и части общественности США. Поэтому после того, как надежды китайской стороны на резкое изменение позиции Вашингтона на китайском направлении в связи с победой Р. Никсона на президентских выборах не оправдались, Пекин на некоторое время вновь активизировал антиамериканскую пропаганду, обрушившись с резкими нападками на американского прези-дента12. Очевидно, что сторонам требовалось время на разрушение демонизированных идеологических образов друг друга и разработку продуманной политики в АТР13.
Тем не менее, уже весной 1969 г. Вашингтон делал намёки на готовность вести переговоры с Пекином. Выступая в апреле 1969 г., госсекретарь у. Роджерс заявил, что «США готовы прямо сейчас, без каких-либо предварительных условий, признать существование двух китайских режимов — пекинского и тайбэйского»14. Конечно, Пекин к такому развитию событий был не готов.
Рассматривая эволюцию китайской политики Вашингтона, необходимо назвать основные причины, заставившие американское руководство совершить поворот на 180 градусов, в условиях кризиса внешней политики США.
11 Давыдов А. С. Идеология и прагматизм в китайской политике США: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005. С. 104-105.
12 Воронцов В. Б. Китай и США: 60-70-е годы. М., 1979. С. 34.
13 Kissinger H. Op. cit. P. 189.
14 Цветков И. А. Указ. соч.
Во-первых, неудачи, связанные с вьетнамской войной. Осознав всю бесперспективность войны во Вьетнаме, правительство США решило использовать нормализацию отношений с КНР в качестве дополнительного давления на Северный Вьетнам, чтобы достойно выйти из непопулярной войны15.
Во-вторых, усиление советско-китайской конфронтации. По мере того, как обострялись советско-китайские отношения, Вашингтон стремился модифицировать свою политику в отношении КНР, подавая Пекину сигналы своей заинтересованности в ослаблении напряжённости между ними16.
В августе 1969 г. на заседании СНБ президент Р. Никсон определился насчёт возможной советско-китайской войны. Он заявил о том, что США займут позицию нейтралитета, но по возможности будут помогать Китаю, поскольку проигрыш Пекина не в интересах Вашингтона17. В условиях «холодной войны» это означало, что Соединённые Штаты намеревались действовать в соответствии со своими стратегическими интересами. Такая позиция нашла своё подтверждение в речи заместителя госсекретаря Э. Ричардсона перед Американской ассоциацией политических наук18.
Именно обострение советско-китайских отношений, вылившееся в марте 1969 г. в вооружённый конфликт между СССР и КНР, позволило Вашингтону перейти к реальному сближению с Пекином19.
В-третьих, к урегулированию американо-китайских отношений Вашингтон подталкивали и экономические
15 Kissinger H. Op. cit. P. 164.
16 Давыдов А. С. Указ. соч. С. 113.
17 Kissinger H. Op. cit. P. 182.
18 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 242.
19 Nixon R. The Memoirs of Richard Nixon. N.Y., 1978. P. 281.
причины. Ещё в середине 1960-х гг. представители крупных корпораций указывали на существенные выгоды торговли с КНР и на провал политики экономической изоляции Китая20.
В июле 1969 г. администрация Никсона отменила ограничения на поездки в КНР шести категориям американских граждан (членам Конгресса; журналистам; учителям, студентам и аспирантам по программам обмена; учёным; врачам; представителям Красного Креста). При этом Министерство торговли США разрешило американцам, посещающим Китай, ввозить в Соединённые Штаты товары китайского производства на сумму до 100 долл.
В декабре 1969 г. Вашингтон разрешил импорт товаров китайского производства в некоммерческих целях без ограничения их стоимости. Кроме того, филиалам и дочерним компаниям американских компаний за рубежом был разрешен экспорт в КНР «нестратегических» товаров и импорт китайских товаров для сбыта в третьих странах21.
При этом, по мнению Г. Киссинджера, инициатива американо-китайского сближению исходила со стороны Пекина, а президент Р. Никсон просто не упустил представившуюся возможность начать диалог с КНР22. Дело в том, что американская сторона рассчитывала на определённое влияние на внешнюю политику КНР в интересах США, даже не вступая в слишком тесные отношения с пекинским руководством23.
На первоначальном этапе процесса восстановления двусторонних отношений Р. Никсон важным условием считал конфиденциальность24. Вся работа велась
20 Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. соч. С. 42.
21 Там же. С. 43.
22 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 234-235.
23 Современная внешняя политика США. М., 1984. Т. 2. С. 322.
24 Дегтярёв А. В. Указ. соч. С. 72.
Г. Киссинджером через СНБ, минуя госдепартамент, остававшийся в стороне25. Дело в том, что в годы первого президентства Р. Никсона госсекретарь У. Роджерс не играл заметной роли в формировании внешней политики. Скорее он был нужен Р. Никсону для согласования путём переговоров президентской внешнеполитической линии с сенатским комитетом по международным делам США в Конгрессе, который возглавлял Дж. у. Фулбрайт26. Аппарат внешнеполитического ведомства страны находился фактически под контролем СНБ во главе с Г. Киссинджером27.
Заинтересованность сторон в сближении на фоне советско-китайского обострения привела к тому, что с ноября 1969 г. американские дипломаты понемногу начали контактировать с представителями КНР в различных столицах мира с целью начала переговоров28. Тем более что Пекин начал не только слышать различные заявления о готовности США к улучшению отношений с Китаем, но и видеть некоторые конкретные шаги, подтверждавшие желание Вашингтона улучшить взаимоотношения сторон. Так, в ноябре 1969 г. в рамках выдвинутой в июле того же года «гу-амской доктрины» США объявили о прекращении патрулирования Тайваньского пролива 7-м флотом США29.
2 декабря 1969 г. госсекретарь у. Роджерс выступил с меморандумом «Следующие шаги китайской политики», в котором предложил отменить контроль над иностранными активами, позволить американским предпринимателям участвовать в торговле с третьими странами, а также разрешить приобретение товаров КНР в не-
25 Дэвис Д. Э, Трани Ю. П. Указ. соч. С. 578.
26 Nixon R. The Memoirs of Richard Nixon. P. 339.
27 Hersh S. The Price of Power: Kissinger in the Nixon White House. N. Y., 1983. Р. 35.
28 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 244.
29 Tucker N. B. Taiwan, Hong Kong, and the United States, 1945-1992: Uncertain Friendships. N. Y., 1994. Р. 102.
коммерческих целях30. 16 декабря президент Р. Никсон одобрил это предложение31.
В декабре 1969 г. Г. Киссинджер отметил, что США будут судить о других государствах, исходя из их реальных действий, а не идеологических установок32. А в феврале 1970 г. в своём послании Конгрессу по вопросам внешней политики Р. Никсон указал на то, что, несмотря на имеющиеся идеологические разногласия и различия в интересах, отношения США и Китая должны развиваться в мире и согласии33. Тем самым президент США в очередной раз призвал к сближению с Пекином. Правда, на возобновившихся варшавских переговорах очень быстро выяснилось, что главным препятствием для сближения сторон по-прежнему является тайваньская проблема34. Поэтому первые две встречи 20 февраля и 20 марта весомых результатов не принесли, поскольку китайцы стремились выйти за рамки американской повестки переговоров. Кроме того, решение Р. Никсона в апреле направить американские войска в Камбоджу в целях уничтожения баз снабжения вьетнамских коммунистов было использовано Мао Цзэдуном для отмены третьей встречи в Варшаве, намеченной на 20 мая 1970 г.35
Ещё одним препятствием на пути к урегулированию американо-китайских отношений была проблема членства в ООН. В начале 1970 г. вопрос принятия КНР в ООН встал с новой силой. В этой ситуации Америка попыталась предложить формулу членства «двух Китаев» в ООН36. А в
30 Дэвис Д. Э, Трани Ю. П. Указ. соч. С. 570.
31 Там же. С. 571.
32 Kissinger H. Op. cit. Р. 192.
33 Barnett A. D. A New Policy Toward China. Washington, 1971. P. 16.
34 Tucker N. B. Op. cit. Р. 102.
35 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 246-247.
36 Lasater M. Policy in Evolution: the U.S. Role in China's Reunification. Boulder (Colorado), 1989. Р. 23.
целях успокоения растущей тревоги тайваньских властей по поводу возможных изменений в китайской политике Вашингтона в Тайбэй в начале 1970 г. был отправлен вице-президент С. Агню, попытавшийся донести до руководства острова две идеи: «Во-первых, то, что Пекин важен для США и «не замечать» его более не представляется возможным, и, во-вторых, то, что у лидеров КР нет оснований для тревог»37. Однако Пекин был явно не согласен с таким подходом Вашингтона. Поэтому американская администрация была вынуждена пойти на уступки и в августе 1971 г. официально объявить о поддержке вступления КНР в ООН, правда, с оговоркой, что это не должно быть сделано путем изгнания из организации Тайваня38.
В итоге вышеуказанные причины отсрочили достижение какого-либо соглашения между США и Китаем в 1970 г. Тем не менее, американская сторона не утратила интерес к нормализации отношений с Пекином. Так, во время своего мирового турне Р. Никсон в июле 1970 г. проинформировал пакистанское и румынское руководство о желании установить контакты с китайскими руководителями на высоком уровне. Данную информацию американцы постарались донести до Пекина и по другим каналам, в частности через Францию39. О Китае Р. Никсон охотно рассуждал во время кругосветного турне и с лидерами государств Юго-Восточной Азии40.
Впервые о своём желании посетить КНР президент Р. Никсон заявил в интервью журналу «Тайм» в октябре 1970 г.41 А 26 октября 1970 г. на обеде в честь главы Румынии Н. Чаушеску президент США впервые употребил
37 Цветков И. А. Указ. соч.
38 Tucker N. B. Op. cit. Р. 247.
39 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 248.
40 Kissinger H. Op. cit. Р. 711.
41 Современная внешняя политика США. С. 325.
официальное название китайского государства - Китайская Народная Республика, что также стало сигналом Пекину42.
В конечном итоге, 8 декабря 1970 г. в Вашингтон поступило послание от Чжоу Эньлая, в котором говорилось о согласии Пекина согласовать время и место организации контактов на высоком уровне43. В это же время состоялся визит в Пекин известного американского журналиста, симпатизирующего Китаю, Э. Сноу. 10 декабря 1970 г. он был принят Мао Цзэдуном. Можно отметить, что активная деятельность Э. Сноу полностью вписывалась в серию мероприятий США по улучшению отношений с КНР44.
Таким образом, Вашингтоном были созданы необходимые условия для расширения американо-китайских контактов. Однако, не имея площадки для перевода президентской стратегии в официальную позицию страны, США были вынуждены периодически отступать назад, дабы не создавать впечатления, что именно они делают первый шаг. Ведь даже весной 1971 г., согласно Г. Киссинджеру, процесс налаживания отношений с КНР был засекречен. В планы Р. Никсона относительно Пекина по-прежнему не был посвящён даже госдепартамент. Об этом свидетельствует комментарий госсекретаря У. Роджерса, который в своём интервью охарактеризовал китайскую политику как экспансионистскую и заявил, что поездка Р. Никсона в КНР станет возможной лишь тогда, когда Пекин согласится выполнять нормы международного права45.
Тем временем процесс нормализации американо-китайских отношений набирал свои обороты. В условиях нарастания недовольства американской общественности
42 Современная внешняя политика США. С. 324.
43 Kissinger H. Op. cit. Р. 701.
44 Воронцов В. Б. Миссионеры и их наследники. Повороты политики США в отношении Китая. М., 1986. С. 131.
45 Kissinger H. Op. cit. Р. 720.
продолжавшейся войной во Вьетнаме и актуализации поиска путей решения стоящих перед страной проблем, в конгрессе США сторонники сближения с КНР предприняли попытку отменить «формозскую резолюцию» впервые с момента её принятия. Соответствующие резолюции, предложенные сенатором-демократом Ф. Черчем и сенатором-республиканцем Ч. Метайесом в январе 1971 г., едва не набрали большинства голосов для голосования46.
Весна 1971 г. открыла в двусторонних отношениях новый этап переговоров, известный как «пинг-понговая дипломатия». 10 апреля 1971 г. американская команда по пинг-понгу в составе девяти игроков, четырёх чиновников и двух спонсоров в сопровождении десяти журналистов прибыла в КНР47. Это была первая группа американцев, официально допущенная в Китай с 1949 г.48
Вашингтон решил подкрепить свою позицию конкретными действиями. 14 апреля 1971 г. президент Р. Никсон заявил, что США готовы предоставить визы лицам и группам лиц из КНР, желающим приехать в Америку; будут ослаблены американские валютные ограничения, отменены ограничения, введённые для американских нефтяных компаний, предоставляющих топливо судам или самолетам, следующим в Китай или из Китая; американские суда и самолёты смогут перевозить китайские грузы между некитайскими портами, и принадлежащие американцам суда, плавающие под иностранным флагом, смогут заходить в китайские порты; будет составлен перечень товаров нестратегического характера, которые могут быть допущены к прямому
46 Цветков И. А. Указ. соч.
47 Xu Guoqi. The Sport of Ping-Pong Diplomacy // Olympic Dreams: China and Sports 1895-2008. Cambridge, 2008. Р. 117-163.
48 Дэвис Д. Э, Трани Ю. П. Указ. соч. С. 578.
экспорту в КНР, а также будет санкционирован и прямой импорт определённых товаров из Китая49.
Считается, что приглашение американских спортсменов в Китай стало ответным сигналом Пекина на инициативы Вашингтона. Восьмидневный визит спортивной команды сигнализировал о взаимном желании ослабить имевшуюся напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Пекином. Поэтому Р. Никсон поставил задачу перед Госдепартаментом, Министерством обороны и ЦРУ разработать следующие шаги, направленные на нормализацию отношений между США и КНР50.
Улучшение американо-китайских отношений способствовало и ускорению процесса «разрядки» между Вашингтоном и Москвой. Согласно Г. Киссинджеру, «весной 1971 г. была уже практически достигнута договорённость с СССР о заключении договора ОСВ-1, но США решили не торопиться, рассчитывая оказать на Советский Союз дополнительное психологическое воздействие, используя трудности в советско-китайских отношениях установлением отношений с Китаем»51.
«Дипломатия пинг-понга» создала необходимые предпосылки для дальнейшей активизации американо-китайских контактов, что вылилось в секретную поездку Г. Киссинджера в КНР. 9 июля 1971 г. он тайно прибыл в Пекин для встречи с китайским руководством. Во время встречи с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем Г. Киссинджер обозначил вопросы, которые предстояло обсудить во время планируемого визита Р. Никсона в Китай. Среди них он выделил ситуацию в Индокитае, отношения с СССР и Японией, ситуацию в Южной Азии, во-
49 Воронцов В. Б. Миссионеры и их наследники ... С. 132-133.
50 Дегтярёв А. В. Указ. соч. С. 75.
51 Kissinger H. Op. cit. P. 725.
просы контроля над вооружениями и др.52 В самом центре переговоров находилась тайваньская проблема, решение которой в краткосрочной перспективе было невозможным. И стороны это понимали. Поэтому для Г. Киссинджера основной задачей было не допустить разрушения самой основы американских гарантий Тайбэю, уступив только в некоторых формальных вопросах, к которым китайцы проявляли повышенную заинтересованность. В числе требований китайского руководства на первом месте стояло признание Тайваня провинцией КНР, на что эмиссар Вашингтона дал принципиальное согласие. Следующий пункт, о выводе с острова американских войск, вызвал больше споров у переговорщиков, но в конечном итоге Г. Киссинджер пообещал сделать и это после окончания вьетнамской войны. Что касается ещё одного требования Пекина — аннулировать Договор о взаимной обороне между США и Тайванем, — то его Г. Киссинджер ловко обошёл, переключив внимание китайской стороны на иные темы. При этом он всячески пытался показать, что нормализация двусторонних отношений необходима для обоих государств, поэтому нужно достичь этого несмотря ни на что, в том числе и вне зависимости от решения тайваньского вопроса. Г. Киссинджер подчеркнул, что США больше не являются врагом Китая, а значит, не будут больше изолировать КНР, поддержат предложение о восстановлении членства Пекина в ООН, но выступят против изгнания из ООН представителей Тайваня53. Отстаивая свою позицию, он также обещал китайскому руководству дипломатическое признание КНР со стороны США после президентских выборов 1972 г.54
52 Дегтярёв А. В. Указ. соч. С. 75.
53 Gittings J. The World and China, 1922-1972. N. Y., 1974. Р. 264.
54 Tucker N. B. Op. cit. Р. 104.
По словам Р. Никсона, «Г. Киссинджер и Чжоу Энь-лай разработали великолепную формулу для коммюнике... Вместо того, чтобы замаскировать наши разногласия дипломатической абракадаброй, каждая из сторон изложила свои взгляды на проблемы, по которым у сторон были различия»55. Несмотря на выявившиеся между сторонами противоречия по тайваньскому вопросу, поездка Г. Киссинджера в КНР 9-11 июля 1971 г. дала старт процессу, при помощи которого США поэтапно приняли концепцию «одного Китая»56.
Оставшись удовлетворённым развитием переговоров, 13 июля 1971 г. Р. Никсон сделал публичное заявление о состоявшейся поездке в Пекин Г. Киссинджера и о приглашении, сделанном китайским руководством президенту США, посетить КНР57.
Однако для подготовки поездки Р. Никсона в КНР потребовался ещё один визит Г. Киссинджера в Пекин, который состоялся с 10 по 14 ноября 1971 г.58 Необходимо было выработать проект итогового коммюнике предстоящего визита президента59. Во время второй встречи Г. Киссинджера с Чжоу Эньлаем обсуждались вопросы, касавшиеся будущего Тайваня, вьетнамской войны, японской оборонительной политики, продолжавшегося конфликта вокруг Бангладеш, а также деталей поездки Р. Никсона в Китай60. При этом целью Г. Киссинджера было внушить китайцам страх относительно возможной эскалации войны в Индокитае, возможного возрождении Японии в каче-
55 Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992. С. 16.
56 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 275.
57 Kissinger H. Op. cit. P. 759-760.
58 Ibid. P. 777.
59 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 292.
60 Дегтярёв А. В. Указ. соч. С. 76.
стве полноценной военной державы, советской угрозы на китайской границе61.
Следует отметить, что американцы проделали огромную предварительную работу по выносимым на переговоры Р. Никсона с китайским руководством вопросам. На протяжении нескольких недель эксперты госдепартамента по восточной политике (А. Дженкинс, Р. Салливан, Ч. Браун) под руководством Г. Киссинджера работали над текстом документа, который, с одной стороны, должен был устроить китайское руководство, а, с другой стороны, отразить американское видение будущего двусторонних отношений62.
В начале января 1972 г. краткую поездку в Пекин совершил бригадный генерал А. Хейг для окончательного согласования технических деталей предстоящего визита президента Р. Никсона63. Он заявил о готовности Вашингтона скорректировать свою позицию по некоторым вопросам (Тайвань, Вьетнам, вопросы двусторонних отношений и т.д.), о которых шла дискуссия осенью 1971 г. При этом для усиления американской позиции на переговорах А. Хейг, по примеру Г. Киссинджера, убеждал китайских лидеров в актуальности угрозы КНР со стороны СССР. В целом визит А. Хейга в Пекин подтвердил позиции Соединённых Штатов по основным вопросам предстоящей повестки саммита64.
Наконец, в феврале 1972 г. состоялся тщательно подготовленный визит в КНР президента Р. Никсона, в ходе которого он заявил, что для США важно отношение той или иной страны (подразумевая КНР) к Америке, а не её
61 Дэвис Д.Э., Трани Ю.П. Указ. соч. С. 583.
62 Цветков И. А. Указ. соч.
63 Дэвис Д. Э, Трани Ю. П. Указ. соч. С. 598.
64 Дегтярёв А. В. Указ. соч. С. 76.
внутренняя идеология65. Тем самым он дал понять, что Америка готова к кардинальному пересмотру американо-китайских отношений.
Кроме президента, в состав официальной делегации США вошли госсекретарь У. Роджерс, помощник президента по национальной безопасности Г. Киссинджер, специальный помощник президента по административным вопросам Р. Холдеман, секретарь Белого дома по вопросам прессы Р. Зиглер, военный советник президента Б. Скоукрофт, помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Д. Харт и др.66
Во время состоявшихся переговоров основные вопросы были разделены на три категории. В первую входили долгосрочные цели сторон и их сотрудничество против гегемона, под которым подразумевался СССР67. Вторую категорию составили вопросы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Третья категория касалась вопросов подготовки заключительного коммюнике по итогам переговоров68.
В ходе шести раундов переговоров Р. Никсона с Чжоу Эньлаем при сопоставлении позиций двух сторон по актуальным международным проблемам были выявлены как точки соприкосновения, так и существенные противоречия между ними69.
В первую очередь, общий успех зависел от возможности достижения прогресса по тайваньскому вопросу70. Учитывая его важность для конструктивного развития отношений, 22 февраля 1972 г. Р. Никсон озвучил американскую
65 Nixon R. The Memories of Richard Nixon. P. 562.
66 Пронь С. В. США та Япотя в Азiатсько-Тихоокеанському репот (50-90-Ti роки ХХ столотя). Миколшв, 2003. С. 62.
67 Nixon R. The Memories of Richard Nixon. Р. 577.
68 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 288.
69 Kissinger H. Op. cit. P. 237.
70 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 295.
позицию по Тайваню, в основе которой лежало пять принципов: подтверждение политики «одного Китая»; обещание не допускать на острове движений за независимость Тайваня; обещание не оказывать содействия японскому проникновению на Тайвань; поддержание любых мирных решений между Пекином и Тайбэем; обещание продолжать нормализацию двусторонних отношений71.
В целом в Шанхайском коммюнике, подписанном по итогам визита президента Р. Никсона в Китай 28 февраля 1972 г., каждая из сторон пыталась отразить свою позицию. Однако в важнейшем для Пекина тайваньском вопросе США признали, что существует только один Китай. При этом американцы подтвердили, что выступают за мирное урегулирование тайваньской проблемы72. Правда, в Шанхайском коммюнике ничего не было сказано о судьбе Договора о взаимной обороне между США и Тайванем, что означало продолжение его дальнейшего действия. Р. Никсон планировал вывести американские войска с острова во время своего второго президентского срока73. На том этапе власти КНР удовлетворились обещанием Вашингтона постепенно сократить своё военное присутствие на Тайване, которое в те годы составляло порядка 10 тысяч человек74.
Бесспорно, визит Р. Никсона в Китай в феврале 1972 г. стал поворотным событием в истории американо-китайских отношений. Это был существенный сдвиг во взаимоотношениях двух стран, который повлиял на общественное мнение в Америке и ускорил трансформацию китайской политики США.
71 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 296.
72 Ambrose S. E. Nixon: The Triumph of a Politician. N.Y., 1989. P. 516.
73 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 296.
74 Tucker N. B. Op. cit. Р. 111.
Согласно опросам общественного мнения, визит Р. Никсона в КНР поддержали почти % американцев (73% против 21% при 6% затруднившихся ответить). Главным фактором, повлиявшим на положительную реакцию общественности на визит президента в Китай, явилась активная и целенаправленная пропагандистская кампания, развёрнутая в Америке. Согласно американским СМИ, американцы ждали от поездки Р. Никсона установления дипломатических отношений и расширения торговли75.
Опросы общественного мнения показывали, что общественность США в своём большинстве поддержала наметившийся в начале 1970-х гг. внешнеполитический курс Вашингтона. Конечно, трансформация общественного мнения в отношении Китая случилась не сама по себе, а под воздействием определённых факторов, решающим из которых стало изменение курса администрации Никсона в отношении Китая76. Визит президента США положил конец враждебности в отношениях между Америкой и Китаем77.
Несмотря на устоявшееся негативное восприятие коммунистического Китая и определённые риски, связанные с процессом урегулирования двусторонних отношений, Р. Никсон смог успешно осуществить задуманное. Во многом та лёгкость, с которой Америка согласилась с поворотом китайской политики Вашингтона на 180 градусов, объяснялась фактором личности самого президента. Он был известен как убежденный антикоммунист, его политическая база находилась на правом фланге, что защитило его от упреков в потворстве коммунизму78.
75 Кузнецов Д. В. Китай в зеркале общественного мнения. Благовещенск, 2013. С. 67-68.
76 Кузнецов Д. В. Указ. соч. С. 62, 64.
77 Sutter R. China-Watch: Toward Sino-American Reconciliation. Baltimore; L., 1978. P. 109.
78 Kissinger H. Op. cit. P. 163.
Однако в реальной политике Р. Никсон был убеждён, что геополитика преобладает над идеологией. По его словам, в основе общих стратегических интересов США лежало противодействие влиянию СССР в Азии. КНР, как и Советский Союз, был коммунистической державой, США — капиталистической, но, с его точки зрения, Пекин Вашингтону, в отличие от Москвы, не угрожал. Именно на этой основе идеологически чуждые друг другу страны пошли на сближение, т. е. интересы национальной безопасности сторон приобрели более важное значение, нежели идеологические противоречия79.
Нормализация американо-китайских отношений означала завершение двадцатилетней политики Вашингтона в АТР, основанной на принципе «окружения Китая»80. Теперь Китай стал рассматриваться как самостоятельный фактор в мировой политике, а в американском политическом лексиконе появился термин «китайский фактор» («китайская карта»), который занял важное место в геополитических планах Вашингтона, особенно касающихся взаимоотношений с СССР. Кроме того, Р. Никсон рассчитывал извлечь из урегулирования американо-китайских отношений максимальные преимущества в ходе предстоящей кампании по переизбранию на второй президентский срок.
Однако далеко не сразу представители всех политических кругов США восприняли произошедшие сдвиги в официальной позиции Вашингтона по проблемам двусторонних отношений с КНР. В первую очередь, это относилось к правому крылу политического истеблишмента Америки, к которому принадлежали многие известные конгрессмены (Б. Голдуотер, Г. Джексон, Дж. Хелмс, Дж. Бакли, Дж. Эшбрук, Дж. Тауэр, Дж. Ален, Дж. Тэр-
79 Никсон Р. Указ. соч. С. 16.
80 Давыдов А. С. Указ соч. С. 120.
монд, Б. Конэйбл и др.), а также такие организации, как «Американский легион», «Ветераны иностранных войн», «Молодые американцы за свободу» и др.
Для этой части политического сообщества Америки улучшение американо-китайских отношений, особенно на первых порах, отождествлялось с «пораженческой» линией во внешней политике США в АТР. Например, сенатор Г. Джексон сравнил принятие Р. Никсоном приглашения посетить КНР с публичной капитуляцией81.
Тем не менее, после изгнания Тайваня из ООН и подписания Шанхайского коммюнике деятельность «тайваньского лобби» приобрела новые черты. Сторонники Тайбэя в политических кругах США были вынуждены пересмотреть свою стратегию и тактику. Так, «Комитет одного миллиона» трансформировался в «Комитет в поддержку Свободного Китая», где лидирующее положение заняли известные конгрессмены и сенаторы У. Джадд, С. Тармонд, Б. Голдуотер82. Снизилась интенсивность антипекинских настроений в деятельности других организаций. В частности, в 1973 г. руководство АФТ-КПП официально одобрило «новую китайскую политику» республиканской администрации и изъяло из своих программных документов антикитайские лозунги83. Правда, моральный аспект политики в отношении Тайваня, недопустимость предательства старого союзника, способствовали привлечению в ряды «тайваньского лобби» новых членов, среди которых выделялись сенаторы-республиканцы Д. Хэлмс, Г. Хэмпфри, О. Хатч, а также сенатор-демократ Г. Бирд84.
81 Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. соч. С. 154.
82 Bachrack, S. D. The Committee of One Million: «China Lobby» Politics, 1953-1971. N. Y., 1976. Р. 206.
83 Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. соч. С. 161.
84 Цветков И. А. Указ. соч.
Однако, в конечном итоге, убедив политическое сообщество Америки в необходимости нормализации американо-китайских отношений, администрация Р. Никсона заручилась двухпартийной поддержкой политики сближения с КНР85.
Процесс нормализации отношений с КНР принёс Вашингтону бесспорные выигрыши, поскольку пекинское руководство стало оказывать США определённую поддержку в различных вопросах международных отноше-ний86. Конечно, стадия нормализации отношений не могла рассматриваться сторонами как окончательная, прежде всего потому, что соглашение об установлении полноценных дипломатических отношений между США и КНР так и не было достигнуто. Вашингтон по-прежнему продолжал признавать Тайбэй, хотя начавшимся американо-китайским сближением власти острова были сильно озабочены. Правда, в силу ряда причин Вашингтон не планировал бросать Тайвань на произвол судьбы. В первую очередь, он был необходим Америке с военно-стратегической точки зрения. Во-вторых, двадцатилетнее сотрудничество США и Китайской Республики накладывало на Вашингтон определённые моральные обязательства по поддержке острова. К тому же за долгие годы взаимодействия в американском Конгрессе и деловых кругах Америки сформировалось мощное «тайваньское лобби», оказывавшее серьёзное воздействие на внешнеполитический курс страны. В-третьих, с конца 1960-х гг. двусторонняя повестка взаимоотношений дополнилась экономическими выгодами от сотрудничества с Тайванем87. Поэтому, хотя, Договор о взаимной обороне между США и Тайванем, формально остававшийся в силе, во многом
85 Современная внешняя политика США. С. 323.
86 Цветков И. А. Указ. соч.
87 Там же.
утратил своё прежнее значение, Вашингтон и Пекин не смогли заложить достаточно прочный фундамент для долгосрочного партнёрства, а тайваньская проблема оказалась гораздо сложнее, нежели это можно было себе представить, и осталась самым чувствительным раздражителем американо-китайских отношений. Например, США использовали её для давления на Пекин с целью обеспечения более благоприятных условий в переговорах по иным направлениям развития двусторонних отношений. Так, Вашингтон связывал постепенное сокращение численности своих военнослужащих на Тайване с разрядкой напряжённости в Юго-Восточной Азии88.
После победы на президентских выборах в ноябре 1972 г. Р. Никсон продолжил свой курс в отношении Китая. Особенностью дальнейшего развития американо-китайских отношений стало то, что партнёры пытались координировать свои действия без официального оформления такого рода обязательств89. Важную роль по-прежнему играли контакты Белого дома с китайскими руководителями посредством визитов в КНР Г. Киссинджера, ставшего госсекретарем во второй администрации Р. Никсона. Так, 1718 февраля и 12 ноября 1973 г. состоялись очередные встречи госсекретаря Г. Киссинджера с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем90. Кроме того, в 1973 г. США и КНР открыли в Пекине и Вашингтоне «офисы связи», которые стали неофициальными посольствами.
В марте 1973 г. при активной поддержке госдепартамента и министерства торговли 140 американскими компаниями в качестве общественной организации был создан Национальный совет содействия американо-китайской торговле91.
88 Воронцов В. Б. Китай и США ... С. 78.
89 Киссинджер Г. Указ. соч. С. 301.
90 Там же. С. 303, 317.
91 Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. соч. С. 45.
В ноябре 1973 г. совет организовал поездку американской торговой делегации в Пекин, в ходе которой её члены выступили за скорейшее предоставление Китаю режима наибольшего благоприятствования в торговле и за расширение китайского экспорта в США92.
Однако вскоре в силу определённых обстоятельств процесс дальнейшей нормализации американо-китайских отношений замедлился. Среди факторов, затормозивших сближение, можно назвать начало советско-американской разрядки международной напряжённости, поскольку отношениям с Москвой Вашингтоном уделялось всё же более приоритетное значение; противоречия, связанные с завершением войны во Вьетнаме; изменения в политическом руководстве КНР в связи с уходом Чжоу Эньлая; уотергейтский скандал и отставку Р. Никсона.
Таким образом, в период президентства Р. Никсона в китайской политике Вашингтона произошёл кардинальный поворот, вызванный рядом причин. Во-первых, внутри- и внешнеполитическим кризисом, связанным с неудачной войной во Вьетнаме. Во-вторых, советско-китайской конфронтацией, которую США попытались использовать для укрепления своих позиций в АТР и мире. В-третьих, атмосферой разрядки международной напряжённости, отразившейся и на микроклимате американо-китайских отношений. В-четвёртых, желанием отдельных кругов политической элиты, делового сообщества и общественности США урегулировать отношения с КНР.
В результате обоюдной заинтересованности сторон в улучшении взаимоотношений и целенаправленных действий администрации Р. Никсона, сумевшей преодолеть антикитайские настроения, в американо-китайских отношениях произошёл прорыв, выведший их на качественно новый уровень развития. Однако, несмотря на начавшееся сближение Вашингтона и Пекина, между ними осталось немало острых противоречий, обусловленных разными
92 Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. соч. С. 45.
367
социально-экономическими системами, идеологиями, геополитическими интересами и пережитками двадцатилетнего противостояния.
Источники
Киссинджер Г. О Китае. М., 2013.
Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992.
Kissinger H. White House Years. Boston, 1979.
Nixon R. Asia after Viet Nam // Foreign Affairs. 1967. Vol. 46. №. 1. P. 111-125.
Nixon R. The Memories of Richard Nixon. N. Y., 1978.
Литература
Воронцов В. Б. Китай и США: 60-70-е годы. М., 1979.
Воронцов В. Б. Миссионеры и их наследники. Повороты политики США в отношении Китая. М., 1986.
Давыдов А. С. Идеология и прагматизм в китайской политике США: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.
Дегтярёв А. В. Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита Р. М. Никсона в КНР в феврале 1972 г. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 72-78.
Евсеев С. А. «Стратегический треугольник»: геополитические противоречия США — КНР — СССР в Восточной Азии в конце 1960-х — конце 1970-х гг. / / Известия Уральского государственного университета. 2007. № 53. Гуманитарные науки. С. 162-173.
Кузнецов Д. В. Китай в зеркале общественного мнения. Благовещенск, 2013.
Нагорный А. А., Парканский А. Б. США и Китай: экономические и научно-технические аспекты китайской политики Вашингтона. М., 1982.
Пронь С. В. США та Япошя в Азiатсько-Тихоокеанському регют (50-90-т роки ХХ столггтя). Миколав, 2003.
Современная внешняя политика США. Т. 2. М., 1984.
Цветков И. А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949-1999 гг.: Дис. ... канд. ист. наук:
07.00.15. СПб., 2000 // История США. URL: http: / / www.ushistory.ru/ dissertatsii/ 181-glava-2-evoljutsija-politiki-ssha-v-otnoshenii-tajvanskoj-problemy-v-gody-holodnoj-vojny.html (дата обращения: 3.10.2012).
Ambrose S. E. Nixon: The Triumph of a Politician. N. Y., 1989.
Bachrack S. D. The Committee of One Million: «China Lobby» Politics, 1953-1971. N. Y., 1976.
Barnett A. D. A New Policy Toward China. Washington, 1971.
Gittings J. The World and China, 1922-1972. N. Y., 1974.
Hersh S. The Price of Power: Kissinger in the Nixon White House. N. Y., 1983.
Kalb M, Kalb B. Kissinger. Boston, 1974.
Lasater M. Policy in Evolution: the U. S. Role in China's Reunification. Boulder (Colorado), 1989.
National Committee on US — China Relations. URL: http: / / www.ncuscr.org/ who-we-are (date of access: 27.03.2014).
Sutter R. China-Watch: Toward Sino-American Reconciliation. Baltimore; L., 1978.
Tucker N. B. Taiwan, Hong Kong, and the United States, 1945-1992: Uncertain Friendships. N. Y., 1994.
Xiang Huan. On Sino — U. S. Relations // Foreign Affairs. 1981. Fall. Vol. 60. № 1. P. 35-53.
Xu Guoqi. The Sport of Ping-Pong Diplomacy / / Olympic Dreams: China and Sports 1895-2008. Cambridge, 2008.
Р. 117-163._
Alexander P. Kosov U. S. Policy towards PRC during the R. Nixon Presidency
The article analyses the USA policy towards CPR in the period when the Nixon administration was in power. The main attention is focused on the exposure of the reasons prompting Washington to seek for the improvement of relations with China after the two decades of sharp confrontation. The activities of the American political elite for the establishment of contacts with Beijing and the evolution of the American-Chinese relations during 1969-1974 are considered.
Key words: the USA, PRC, Taiwan, Nixon, Kissinger, the American-Chinese relations.