Научная статья на тему 'Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита p. M. Никсона в КНР в феврале 1972 г'

Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита p. M. Никсона в КНР в феврале 1972 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
723
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дегтярев Александр Викторович

Анализируется роль американской дипломатии в процессе подготовки визита президента США Р. Никсона в КНР. Рассматриваются деятельность советника по вопросам национальной безопасности Г.А. Киссинджера по организации саммита и эволюция американо-китайских отношений в период 1969-1972 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дегтярев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the national security council in the diplomatic preparation of R.M. Nixon's visit in PRC in February 1972

The role of the American diplomacy in process of preparation of the USA President R.M. Nixon's visit to People's Republic of China is examined at the article. Activities of the assistant to the President for National Security Affairs H.A. Kissinger in searching of opportunity for summit arrangement and developing of Sino-American relations through purpose of R.M. Nixon of normalization of the relations between the USA and PRC during 1969-1972 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита p. M. Никсона в КНР в феврале 1972 г»

А. В. Дегтярев

РОЛЬ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВИЗИТА Р.М. НИКСОНА В КНР В ФЕВРАЛЕ 1972 г.

Анализируется роль американской дипломатии в процессе подготовки визита президента США Р. Никсона в КНР. Рассматриваются деятельность советника по вопросам национальной безопасности Г.А. Киссинджера по организации саммита и эволюция американо-китайских отношений в период 1969-1972 гг.

Поворотным событием в истории современных американо-китайских отношений по праву считается визит Р.М. Никсона в КНР в феврале 1972 г.

Значение этого визита осознавали как в Пекине, так и в Вашингтоне, поэтому его подготовка являлась объектом пристального внимания со стороны Администрации на протяжении значительного периода первого срока пребывания Р.М. Никсона у власти.

Заняв пост президента, Р. Никсон, пришедший «управлять внешней политикой из Белого дома», назначил на пост Государственного секретаря У.П. Роджерса. Президент видел в нем «сильного администратора» и «находчивого переговорщика», который один мог находить компромисс с сенатским комитетом по международным делам США, возглавляемым Дж.У. Фул-брайтом [1. С. 339]. В системе управления внешней политикой Государственный секретарь был лишен значимой роли в ее формировании, т.к. фактически аппарат внешнеполитического ведомства находился под контролем Совета Национальной Безопасности (СНБ) и лично его руководителя Г. А. Киссинджера. М. Хальпе-рину, сотруднику СНБ, было поручено выработать систему, при которой практически вся власть и информация концентрировались бы в руках советника по национальной безопасности. М. Хальперин предложил, а Р.М. Никсон одобрил такую систему СНБ, при которой Г.А. Киссинджер формулировал и определял повестку заседаний, рассматривал варианты докладов, приготовленных специалистами Государственного департамента, Министерства обороны и других ведомств, в чью компетенцию входил рассматриваемый вопрос. Контролируя все доклады Президенту, подготавливая сопроводительные записки и представляя рекомендации, Г. Киссинджер, в сущности, наравне с Главой государства принимал важные внешнеполитические решения [2. С. 35], максимально исключив влияние на них бюрократии. Исследователи отмечали неприязнь Г.А. Киссинджера к бюрократической модели принятия решений, которая, по его мнению, заключалась в выборе из трех возможных вариантов продолжения прежней политики либо двух абсурдных альтернатив ей [3. С. 238].

Новая организация системы принятия внешнеполитических решений позволила Р.М. Никсону приступить к реализации новаций и на китайском направлении.

Первоначально Г. Киссинджер, по мнению американских специалистов-международников, не был хорошо знаком с китайской проблематикой [4. С. 259260]. Для того чтобы он смог понять характер намечаемых изменений в политике США по отношению к Китаю, Р.М. Никсон посоветовал ему прочитать свою статью «Азия после Вьетнама», опубликованную в

«Foreign Affairs» 1967 г. [2. С. 351] и содержавшую основные положения «новой» политики Президента в отношении КНР.

Г. Киссинджер несколько месяцев изучал и пересматривал «китайскую» политику Соединенных Штатов. Для выполнения поставленной Президентом задачи он укомплектовал штат СНБ китаеведами-профессионалами. Наряду с другими сотрудниками СНБ Г.А. Киссинджер в течение 1969 г. инициировал переход некоторых специалистов синологов в штат организации, например, из Государственного департамента (Дж. Холбридж), Министерства обороны (У. Лорд).

В результате советник Президента по национальной безопасности уже в январе 1969 г. выступил с рядом предложений по реализации установок Р. Никсона в отношении КНР. В первую очередь Г. Киссинджер предложил активнее использовать «польский» канал для восстановления дипломатических связей между Вашингтоном и Пекином. Президент признавал важность переговоров в Варшаве. Вместе с тем он рассматривал их как один из способов создания благоприятного отношения к своей Администрации со стороны Пекина для реализации «новой» китайской политики США. Важным условием восстановления отношений между двумя государствами на первоначальном этапе Р.М. Никсон считал конфиденциальность [5. С. 7]. Она была важна по нескольким причинам: во-первых, в условиях военно-политического и идеологического противостояния двух мировых систем секретный характер переговоров давал возможность обсуждать проблемы двусторонних американо-китайских отношений без давления извне и угрозы снижения международного престижа США. Во-вторых, контекст переговоров должен был остаться не известным Москве, что давало Вашингтону преимущество при обсуждении условий «разрядки» между США и СССР. В-третьих, для того чтобы избежать утечки информации, Р. Никсон пытался ограничить круг сотрудников правительственных ведомств, вовлеченных в процесс установления отношений с Пекином.

В начале февраля 1969 г. Р.М. Никсон поручил Г. А. Киссинджеру разработать меры, направленные на установление отношений с Китаем [Там же]. В ответ на данное поручение специалисты СНБ выработали ряд рекомендаций. Они включали в себя установление секретных отношений с представителями руководства КНР, а также реализацию пропагандистских мер, сигнализировавших Пекину о готовности Вашингтона двигаться в различных направлениях своей китайской политики [6. С. 19]. Данные меры были определены

ранее проведенными исследованиями СНБ, получившими впоследствии название «политика малых шагов». Они включали в себя постепенное снятие ограничений на импорт определенных товаров из Китая, а также на культурные и туристические обмены между двумя странами [6. С. 16]. Р. Никсон реализовал данные предложения, используя их в качестве первых шагов на пути к установлению отношений с Пекином.

Началом диалога новой Администрации Президента США с китайской стороной должна была стать встреча в Варшаве 20 февраля 1969 г. В течение тринадцати лет, с 1955 по 1968 гг., переговоры в Варшаве были единственным официальным каналом связи между двумя странами, но регулярность встреч послов США и КНР постоянно сокращалась: с семидесяти трех в период с 1 августа 1955 г. по 12 декабря 1957 г. до двух в 1967 г. и одной в 1968 г. Г.А. Киссинджер выделял несколько причин, которые побудили китайскую сторону возобновить диалог. Среди них отмечались внутренние трудности в КНР, продолжение мирных переговоров по вьетнамскому вопросу в Париже, напряженность в советско-китайских отношениях, стремление прозондировать возможность смягчения позиции США по вопросу Тайваня. Г. Киссинджер предложил Р. Никсону 4 альтернативных варианта американской позиции на предстоящих переговорах [7. С. 11-15]. Первый заключался в том, чтобы продемонстрировать Пекину готовность Вашингтона обсуждать нормализацию двусторонних отношений на основе мирного сосуществования и невмешательства во внутренние дела других стран, но без отказа США от обязательств в отношении Тайваня. В качестве второго варианта Г.А. Киссинджер предлагал показать готовность Вашингтона вступить в серьезные переговоры с КНР, одновременно с демонстрацией готовности пересмотреть военное присутствие США в зоне Тайваньского пролива. Третья альтернатива заключалась в ссылке на китайские призывы о мирном сосуществовании. Г. Киссинджер считал, что необходимо дать возможность Пекину высказать свои предложения относительно американо-китайских отношений. В качестве последнего варианта советник Президента США по делам национальной безопасности предлагал занять жесткую позицию на предстоящих переговорах, выступив с критикой внешней политики КНР. Данный вариант должен был продемонстрировать китайской стороне невозможность достижения компромисса в условиях проводимой Пекином внешнеполитической линии.

Однако переговоры, намеченные на 20 февраля 1969 г., не состоялись. По оценке Бюро разведки и анализа Государственного департамента, встреча была отменена ввиду отсутствия согласия и нерешительности в высших слоях китайского руководства в преддверии подготовки IX съезда КПК [8. С. 15].

Вашингтон, в свою очередь, оставил для Пекина дверь к переговорам открытой, направив письмо в посольство КНР в Польше, в котором сообщалось, что американское правительство готово продолжить серию встреч между правительствами двух государств на уровне послов в Варшаве или любом другом совместно согласованном месте [8. С. 15].

Одновременно с попытками возобновить регулярные встречи между представителями США и КНР в Польше Р. М. Никсон совместно с Г. А. Киссинджером реализовал выработанные СНБ методы нормализации отношений с Пекином. В июле 1969 г. Белый дом объявил о мерах, целью которых было «ослабление напряженности и облегчение развития мирных контактов между народами Соединенных Штатов и коммунистического Китая» [9], заключавшихся в ослаблении визового режима на поездки граждан США в КНР. В декабре 1969 г. Вашингтон воплотил решения, направленные на ограничение торгового эмбарго, отменив 100-долларовый максимум на закупки китайских товаров и разрешив иностранным филиалам американских компаний торговать с Китаем нестратегическими товарами. Впервые американские предложения о расширении контактов с КНР носили односторонний и не обусловленный ответными шагами характер.

Параллельно с публичными жестами в сторону китайской стороны Белый дом приступил к реализации второй составляющей политики расширения связей с Пекином, а именно к установлению секретных контактов с представителями КНР. Особенность этого процесса заключалась в привлечении Р. Никсоном и Г. Киссинджером высокопоставленных представителей третьих стран.

Во второй половине июля 1969 г. Президент США через генерала де Голля передал послание лидерам КНР, в котором сообщил, что Соединенные Штаты готовы начать новую политику в китайских делах [4. С. 255].

В начале августа 1969 г. во время посещения Пакистана Р.М. Никсон обратился к Президенту Пакистана Яхья Хану с просьбой передать конфиденциальное сообщение в Пекин, выражавшее его интерес к развитию отношений, выходящих за пределы ограниченных контактов в Варшаве. В Исламабаде Г. А. Киссинджер провел переговоры с официальными лицами Пакистана, имевшими тесные контакты с китайской стороной, среди которых был маршал авиации Нур Хан, незадолго до этого встречавшийся с Чжоу Эньлаем в Пекине. Г. Киссинджер хотел получить подтверждение заявления Чжоу Эньлая пражскому радио о готовности Пекина возобновить переговоры с Соединенными Штатами в случае вывода вооруженных сил США с Тайваня [10]. В результате переговоров с Нур Ханом Г.А. Киссинджер получил такое подтверждение [10]. Для демонстрации руководству КНР более гибкой позиции США в тайваньском вопросе Г. Киссинджер через пакистанский канал сообщил в Пекин о намерении США вывести два эсминца из зоны Тайваньского пролива. Ответным сигналом Пекина на ряд мер, предпринятых Вашингтоном в направлении возобновления отношений, по мнению Г. А. Киссинджера, было освобождение в середине декабря двоих американских яхтсменов, зашедших в территориальные воды КНР.

Одновременно с передачей информации через лидеров Пакистана США продолжали подготовку к переговорам в Варшаве. Американская бюрократизированная система согласования официальной позиции на переговорах в Польше испытывала значительные трудности. В связи с этим Г. Киссинджер продолжал настаивать на установлении прямой линии связи между

Белым домом и Пекином, гарантирующей полную секретность [11. С. 185].

Данные инициативы Вашингтона оставались безответными. В течение осени 1969 г. Г. А. Киссинджер наращивал давление на китайскую сторону, посылая в Пекин сигналы о необходимости начать прямые секретные переговоры, используя различные каналы.

Наиболее благоприятные условия к контакту между представителями США и КНР, несмотря на указанные сложности, имели место в Варшаве. В связи с этим Г.А. Киссинджер ожидал от американского представителя в Польше У. Стэссела позитивный результат в попытке установить секретный канал связи с китайским послом. 3 декабря 1969 г. У. Стэссел передал приглашение начать «серьезные переговоры» поверенному в делах китайского посольства Лю Янгу. Необходимость и возможность встречи между представителями двух стран в Польше подтверждало сообщение от посла США в Афганистане Р.Г. Ноймана. Информация, полученная в результате переговоров с китайским послом в Кабуле Сяо Панчи, свидетельствовала, что «китайская сторона не ограничивается Варшавой» [12.

С. 162-164].

На встрече в Польше 20 января 1970 г. У. Стэссел информировал Лю Янга о том, что США намереваются сократить свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии и изменить политику в отношении Тайваня, готовы послать уполномоченного представителя в Пекин или принять китайского эмиссара для последующих переговоров. Представитель США просил рассмотреть возможность продолжения встреч на более высоком уровне. Р. Никсон и Г. Киссинджер увязали вопросы сокращения военного присутствия США в регионе ЮВА с началом переговоров на высоком уровне. Заявленная Вашингтоном позиция нашла поддержку в Пекине, и на очередной встрече послов в Варшаве 20 февраля 1970 г. уже китайская сторона выступила с предложением перенести переговоры в Пекин, желая видеть высокопоставленного американского представителя в качестве главы делегации [13. С. 181]. Тем не менее предложенная Чжоу Эньлаем повестка предстоящей встречи затрагивала лишь проблему вывода американских войск с Тайваня. Это не устраивало США, но само предложение о принятии эмиссара Вашингтона в Пекине являлось положительным результатом проделанной работы. На мартовской встрече послов в Варшаве уже предполагалось обсуждение повестки дня «встречи на более высоком уровне», а также общей основы такой встречи [14. С. 191-192]. Однако отсутствие единой позиции по варшавским переговорам в Вашингтоне, а также агрессия США в Камбодже в 1970 г. создали дополнительные ограничения в диалоге с Пекином.

Начатая КНР осенью 1970 г. «пинг-понговая» дипломатия была расценена СНБ как показатель реальной возможности улучшения двусторонних отношений.

Президент США предложил своему советнику по вопросам национальной безопасности разработать альтернативные Варшаве варианты установления секретных дипломатических отношений. Наряду с безрезультатными попытками передать через военного атташе США в Париже генерала В. Вальтерса приглашение китайской стороне начать переговоры Г. А. Киссинджер

обратился с этой же просьбой к посланнику Нидерландов в КНР Дж. Дерксену. 30 января 1970 г. в беседе с сотрудником СНБ К. Лоджем Дж. Дерксен согласился выступить в качестве посредника между правительствами США и КНР, сохраняя полную секретность. По его собственному заявлению, этой роли способствовали связи с представителями МИД и высшим руководством КНР. Однако участие Дерксена в налаживании контактов с китайской стороной не принесло никакого результата, чем Г. Киссинджер был разочарован.

Благоприятная обстановка для установления секретного канала дипломатической коммуникации между США и КНР в конце 1970 г. сложилась во Франции. В это время в Париже проходили мирные переговоры между американскими и вьетнамскими дипломатами. Во время очередного визита в Париж в конце сентября 1970 г. для проведения переговоров по вьетнамскому вопросу Г. А. Киссинджер обратился к банкиру Ж. Сен-тини, имевшему связи в правящих кругах Франции, дипломатами из Северного и Южного Вьетнама, Камбоджи и Китая, с целью организовать канал взаимосвязи с послом КНР во Франции Хуан Ченом [15. С. 230]. Во время ожидания ответного сообщения из Парижа от Ж. Сентини Вашингтон посетили лидеры Пакистана и Румынии. 25 октября 1970 г. Р. Никсон и Г. Киссинджер обсудили повестку дня предстоящей встречи лидеров Пакистана и Китая. Р.М. Никсон отметил, что важно начать переговоры с Китаем вне зависимости от характера взаимоотношений с СССР, чтобы убедить КНР в нежелании Белого дома создавать коалиции против Пекина. Через два дня Г. А. Киссинджер объяснял позицию США по проблеме Индокитая и вопросу дипломатических контактов с КНР Николаю Чаушеску, делая акцент на секретном характере последних [8. С. 239].

Постепенно разрабатываемые Г. Киссинджером дипломатические каналы взаимодействия с Пекином начали давать положительные результаты. Первым из них являлось приглашение Чжоу Эньлаем в Пекин «специального посланника Президента Р. Никсона» [16. С. 248], переданное через Яхья Хана 9 декабря

1970 г. пакистанским послом в США Ага Хилали. Позже Ж. Сентини передал Хуан Жэнь приглашение Г.А. Киссинджера начать двусторонние секретные переговоры. В начале 1971 г. посол Румынии в США К. Богдан доложил Г. Киссинджеру, что Чжоу Эньлай при встрече с вице-премьером Румынии К. Радулеску в Пекине подтвердил готовность встретить специального посланника США в Китае [17. С. 248]. Согласно информации, полученной через посла Норвегии в КНР Оле Олгарда, руководство КНР в ответ на более гибкую позицию США по вопросу Тайваня выразило готовность обсуждать вопрос организации встречи на более высоком уровне [18. С. 256]. Совпадение информации, полученной через разные каналы, о согласии Пекина провести встречу на высшем уровне позволило Г.А. Киссинджеру сделать вывод, что Пекин готов к переговорам, несмотря на продолжающуюся войну в Индокитае. В свою очередь, Р. М. Никсон предложил «остудить пыл», чтобы данные инициативы США не выглядели слишком навязчивыми и не дали бы дополнительных преимуществ китайской стороне в последующих переговорах. Решено было дождаться ответно-

го шага со стороны Мао Цзэдуна. Таким шагом стало приглашение американской теннисной команды посетить КНР в апреле 1971 г. Получив ответный сигнал из Пекина, Р. Никсон и Г. Киссинджер в директиве СНБ №8М124 поставили задачу перед Государственным департаментом, Министерством обороны и ЦРУ разработать следующие шаги, направленные на нормализацию американо-китайских отношений [19. С. 299]. Возможно, посредством №8М124 Р.М. Никсон пытался решить два вопроса одновременно: во-первых, вывести двусторонние отношения США и КНР на качественно новый уровень, во-вторых, подтолкнуть руководителей ключевых департаментов к более лояльной позиции в отношении его инициатив в китайской политике.

Параллельно с разработкой в Вашингтоне концептуальных основ американо-китайского сближения, США и КНР через посредников обсуждали возможность проведения встречи между высокопоставленными представителями двух стран. В конце апреля 1971 г. пакистанским послом в США Ага Хилали в Белый дом было доставлено сообщение, в котором выражалась готовность китайской стороны принять в Пекине специального посланника Р. Никсона в лице Г. Киссинджера, Госсекретаря или даже самого Президента США. После длительного обсуждения кандидатуры посланника Президента Р.М. Никсон делегировал Г.А. Киссинджера как человека, которому он доверял и был уверен в эффективности его миссии [20. С. 211]. Подготовка встречи Г. Киссинджера и Чжоу Эньлая проходила с участием непосредственно Президента Пакистана Яхья Хана и сотрудника Государственного департамента, посла США в Исламабаде Дж. Фэрлэнда без уведомления об этом У. Роджерса.

После обмена сообщениями, в которых подтверждалась обоюдная готовность сторон провести переговоры между высокопоставленными представителями двух стран, сотрудники СНБ начали подготовку к встрече. Был составлен план ведения переговоров в Пекине, затрагивавших вопросы двусторонних отношений, китайское представительство в ООН, вопросы отношений с Вьетнамом, Кореей, Японией, СССР и проблему Тайваня. При обсуждении повестки предстоящей встречи с Г. Киссинджером и А. Хэйгом Р. Никсон предложил выяснить намерение китайской стороны в отношении ООН, не делая при этом однозначно трактуемых заявлений относительно американо-тайваньских отношений. Р. М. Никсон настаивал на акцентировании внимания Пекина на советской угрозе, возрождающемся военно-политическом потенциале Японии и усилении военного присутствия США во Вьетнаме. Данное обстоятельство, по мнению Р. Никсона, должно было принести американской стороне дополнительные преимущества в ходе предстоящих переговоров [21].

Во время встречи с Чжоу Эньлаем 9 июля Г.А. Киссинджер обозначил вопросы, которые предстояло обсудить во время визита Р. М. Никсона в КНР. Среди них он выделил вопрос Тайваня, ситуацию в Индокитае, отношения с третьими странами (СССР и Японией), ситуацию в Южной Азии, вопросы контроля над вооружениями и другие, которые китайская сторона сочтет необходимым обсудить.

Важной частью переговоров на встрече 9 июля

1971 г. был тайваньский вопрос. Во время разговора Г. Киссинджер фактически отрекся от независимого статуса Тайваня, заверив в выводе 2/3 вооруженных сил США с острова сразу же после окончания вьетнамской войны [22]. Р.М. Никсон сопротивлялся уступкам по многим позициям в отношении тайваньской проблематики [22], но понимал, что успех поездки зависит от того, убедят ли США КНР в том, что они не ищут решения проблемы Тайваня по принципу «два Китая» или «один Китай, один Тайвань». На следующий день переговоров стороны приступили к планированию визита Р. Никсона в Китай и его встречи с Мао Цзэдуном. Чжоу Эньлай настаивал на том, что визит Р. Никсона в Китай должен предшествовать визиту Президента США в Советский Союз. Китайский премьер хотел исключить возможность использования США «китайской карты» на предстоящих переговорах между Р.М. Никсоном и Л.И. Брежневым в 1972 г. Американская сторона должна была продемонстрировать, что Вашингтон стремится нормализовать отношения с Пекином в качестве самостоятельной цели, а не использовать саммит для давления на Москву. Хотя Р. Никсон и Г. Киссинджер рассматривали предстоящий визит в Пекин как весомый аргумент в переговорах с Москвой по вопросам глобальной безопасности, Г. Киссинджеру удалось отстоять позицию, намеченную совместно с Р. Никсоном до начала Шанхайского визита.

В результате прошедших переговоров был установлен новый секретный американо-китайский канал дипломатической связи в Париже, вытеснивший пакистанский. Посредством переговоров, происходивших в Париже, Г.А. Киссинджер и его китайские коллеги обсуждали детали и президентского визита, и предстоящей октябрьской поездки Г.А. Киссинджера для согласования повестки дня саммита.

Визит Г. Киссинджера в июле 1971 г. в Пекин обозначил сдвиг в системе международных отношений в сторону многополярности. Ведение американо-китайских секретных переговоров придало внешней политике двух сверхдержав свободу маневра, так что они не сводились к «игре с нулевым результатом».

До второго визита Г.А. Киссинджера в Пекин в октябре 1971 г. Р.М. Никсон должен был решить деликатную проблему. Визит Г. Киссинджера совпадал с дебатами относительно членства КНР в ООН на ежегодном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Государственный департамент в лице его представителя в ООН Дж. Буша усердно лоббировал сохранение места Тайваня, полагая, что выбранное время поездки Г. Киссинджера в КНР подорвет достижение этой цели [23]. Г.А. Кисинджер планировал приехать в Китай 20 октября «максимум на четыре дня» для «осуществления конкретных приготовлений» к визиту Президента [24. С. 476]. Для того чтобы продемонстрировать руководству КНР негласную поддержку по вопросу членства в ООН, Г. Киссинджер, по согласованию с Р. Никсоном, задержал свое пребывание в Пекине еще на два дня. В этом проявилась двойственность американской политики. В то время как У.П. Роджерс вел «борьбу на смерть», отстаивая место Тайваня в Генеральной Ассамблее, Г.А. Киссинджер, согласно инструкциям Пре-

зидента, провозглашал рождение новых отношений США с Пекином [4. С. 254], в рамках которых нормализация отношений с КНР имела большее значение, чем статус Тайваня в ООН. К тому же Р.М. Никсон предполагал положительный для КНР исход голосования, который ему предсказывал помощник Госсекретаря С. Де Палма и другие эксперты.

Во время второй встречи Г. Киссинджера с Чжоу Эньлаем в октябре 1971 г. обсуждались японская оборонительная политика, будущее Тайваня, продолжавшийся конфликт вокруг Бангладеша, вьетнамская война, детали поездки Р.М. Никсона в КНР. Стороны обозначили дату визита Президента, длительность пребывания и размер американской делегации в КНР. Повестка визита должна была состоять из трех блоков: 1) «основополагающие вопросы американо-китайских отношений» (Тайвань, Индокитай, Корея, Япония, Южная Азия, Советский Союз); 2) вопросы предстоящих контактов и обменов; 3) «технические вопросы».

Ключевой темой переговоров Киссинджера и Чжоу, которые заняли около 10 часов, стало обсуждение семи черновиков, известных как «Шанхайское коммюнике», обнародованное в конце визита Р.М. Никсона в феврале 1972 г. Изначально стороны имели прямо противоположенные мнения в отношении содержания документа: Г.А. Киссинджер был более заинтересован в заявлении, которое бы подчеркивало сферы взаимопонимания и сглаживало область разногласий, в то время как его оппонент полагал, что более правильным будет заявить о политических различиях и избегать «банальностей» и «неправдоподобных формулировок». В результате переговоров появилось коммюнике, которое, по мнению Г. Киссинджера, «констатирует наши различия, не являясь наступательным... заявляет позитивное направление без ложных надежд» [25. С. 4].

При обсуждении результатов октябрьского визита с Р. Никсоном Г. Киссинджер оценивал предстоящий визит Президента США в Китай как «краеугольный камень» внешней политики администрации. По мнению Г.А. Киссинджера, в результате проведенной ими подготовительной работы, в том числе в ходе его визитов в Пекин, глава государства получит хороший прием в Китае, сдержанное по тону коммюнике, а в связи с этим его последующей поездке в СССР будет гарантирован успех.

Для заключительных переговоров относительно визита президента Р.М. Никсона, в январе 1972 г. в Пекин был направлен заместитель советника Президента США по национальной безопасности А.М. Хэйг. Он доставил устное послание Р. Никсона и Г. Киссинджера, в котором описывалась изменившаяся ситуация в мире и в США со времени последней встречи Киссинджера и Чжоу Эньлая. Исходя из этого американская сторона предложила скорректировать свою позицию по некоторым вопросам, о которых велась дискуссия в октябре, а именно относительно Тайваня, отношений Индии и Пакистана, Вьетнама и некоторых вопросов двусторонних отношений, в том числе протокольных вопросов приема Президента США в Китае. Для усиления американской позиции на переговорах А. Хэйг использовал прием Г. Киссинджера, убеждая лидеров КНР в актуальности угрозы Пекину со сторо-

ны СССР [26]. Реакция Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая относительно необходимости смягчения позиции Пекина по тайваньскому вопросу в коммюнике была крайне негативной. В ответ на позицию США в тайваньском вопросе КНР ужесточила свою позицию по вьетнамской проблеме, объясняя это массированными американскими бомбардировками территории Северного Вьетнама. В целом визит А. Хэйга в Пекин подтвердил позиции США и КНР по основным вопросам предстоящей повестки саммита, однако внес некоторое напряжение в двусторонние отношения.

Г. Киссинджер уделил большое внимание подготовке Р. Никсона к его встрече с китайскими лидерами, т.к. имел опыт личного взаимодействия с ними. Советник президента представил Р.М. Никсону 5 февраля

1972 г. доклад относительно его предстоящей встречи с руководителями КНР, в котором дал оценку переговорного стиля Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая, их взглядов на международную обстановку. Для того чтобы выработать переговорный стиль Р. Никсона, обозначить вопросы, на которые необходимо сделать акцент в ходе встреч с Мао и Чжоу, Г.А. Киссинджер провел с Президентом несколько встреч непосредственно перед поездкой в КНР. В диалоге с Председателем Мао он советовал Р. Никсону начинать с общестратегических рассуждений, категорий «большой игры», использовать стиль коммюнике, т. е. избегать однозначно трактуемых выражений, особенно в плане обязательств США по отношению к Тайваню.

Исторический визит Р.М. Никсона состоялся по намеченному расписанию. В преддверии отъезда американской делегации 28 февраля 1972 г. был опубликован документ, известный как «Шанхайское коммюнике», явившийся плодом длительных предварительных дискуссий и переговоров, взаимных уступок и компромиссов.

Результат саммита во многом был предопределен четко скоординированной работой сотрудников Совета по Национальной Безопасности и лично его руководителя Генри Киссинджера, которые принимали непосредственное участие в подготовке встречи на высшем уровне. Подчеркивая чувствительность и важность заочного переговорного процесса между Вашингтоном и Пекином, Р.М. Никсон доверил реализацию установки на нормализацию отношений с Китаем своему советнику по национальной безопасности Г.А. Киссинджеру. Его последующее назначение на должность главы Государственного департамента, с одной стороны, означало изменение позиции Р. Никсона к роли данного ведомства в определении и реализации внешнеполитического курса США, а с другой - формальное признание за Г.А. Киссинджером роли «архитектора» китайской политики США.

Последствия и результаты саммита, а также текст «Шанхайского коммюнике» были исследованы академическим сообществом США, в разной степени участвовавшим в формировании китайского направления американской внешней политики. Большинство синологов признавало «размытость» его содержания и «сдержанность» тона. Достижение компромисса в тайваньском вопросе оценивалось как основа процесса взаимных уступок в ходе встречного движения США и КНР к восстановлению нормальных двусторонних от-

ношений. По мнению представителя либерального направления американской синолгии Дж. Фэрбэнка, китайская сторона в «Шанхайском коммюнике» продемонстрировала отход от декларировавшегося ею прежде тезиса о «невозможности нормализации отношений с Соединенными Штатами до полного решения Тайваньского вопроса» [27. С. 76]. Существенными оказались и зафиксированные в этом документе изменения американской позиции, а именно согласия с необходимостью мирного урегулирования вопроса о будущем Тайваня самими китайцами без вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Компромисс, который был достигнут между США и КНР по тайваньскому вопросу, большинство синологов рассматривало через призму вьетнамского конфликта. По мнению Е. Рэвинэла, американо-китайская разрядка частично лишила Северный Вьетнам поддержки Китая и изолировала Ханой дипломатически [28. С. 589]. Более того, ряд обозревателей считали, что в «Шанхайском коммюнике» Р. М. Никсон «обменял Тайвань на Вьетнам».

В целом либеральная школа американской синологии в своих оценках итогов визита Р.М. Никсона в КНР и «Шанхайского коммюнике» писала о повороте в отношениях США с Китаем, который, по их мнению, позволил США приспособиться к многополярной расстановке сил в мире, более того, использовать Китай в качестве самостоятельного полюса и противовеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе Советскому Союзу в рамках концепции «баланса сил».

Консервативное направление американской синологии считало, что действия США, направленные на улучшение отношений с Китаем, по сути, не означали отказа Вашингтона от китайской политики, проводив-

шейся в предшествующий период [29. С. 128]. Возникшая в результате советско-китайского конфликта угроза Пекину со стороны Москвы заставила Китай искать улучшения отношений с Вашингтоном. Ответом на «новую» ситуацию на международной арене стало изменение подхода США к проблематике американо -китайских отношений, но не стратегических целей США в отношении КНР [29. С. 128]. Жесткой критике результаты визита Р.М. Никсона в Пекин подверг Э. Кьюбек, полагавший, что китайской стороне удалось отстоять свои принципы внешней и внутренней политики, такие как вопрос Тайваня, приверженность «пяти принципам мирного сосуществования», «поддержка угнетенных народов». По мнению консервативно настроенного ученого, если Президент не получил неких специальных заверений, которые не вошли в текст Коммюнике, это означает, что Р. Никсон принес в жертву американские обязательства Тайваню напрасно и в таком случае поездку Р.М. Никсона в Пекин надо считать «трагедией» американской дипломатии [30. С. 232].

В целом консервативное направление американской синологии выступило «рупором», через который были озвучены опасения азиатских союзников США в снижении Вашингтоном уровня своих военно-политических обязательств в АТР (Япония, Ю. Корея, Тайвань). Среди таких государств американские синологи особенно выделяли Японию.

В целом эксперты сходились во мнении, что итоги визита и «Шанхайское коммюнике» оказали решающее влияние на всю последующую политику Администрации Р.М. Никсона, ознаменовав начало процесса действительной нормализации американо-китайских отношений после затяжного периода конфронтации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Nixon R.M. The Memoirs of Richard Nixon, Grosset & Dunlap. N.Y.: A Filmways Company Publishers, 1978. 1120 p.

2. Hersh S. The Price of Power: Kissinger in the Nixon White House. N.Y.: Summit Books, 1983. 698 p.

3. Stoessinger John G. Crusaders & Pragmatists: Movers of Modern American Foreign Policy. N.Y.: W.W. Norton and Company, 1984. 334 p.

4. Kalb M., Kalb B. Kissinger. Boston: Little; Brown & Co., 1974. 577 p.

5. Memorandum from President Nixon to his Assistant for National Security Affairs (Kissinger), Washington, February 1, 1969. Режим доступа:

http://www.state.gov/documents/organization/ 70148.pdf

6. Daalder I., Destler I. The Nixon Administration NSC, College Park: Center for International and Security Studies at Maryland (CISSM), 8 December

1998. Режим доступа: http://www.cissm.umd.edu/papers/files/nixon.pdf

7. Memorandum From the President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon, Washington, February 11. Режим доступа:

http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

8. Foreign Relations of the United States 1969-1976. Vol. XVII. China 1969-1972. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/70148.pdf

9. Washington Post. 1969. July 22.

10. Telegram - 129276 to Secretary of State, Nur Khan‘s Meeting with Chou En-lai. Rawalpindi: US Embassy, 2 August 1969. Режим доступа: http://www.NARA.gov/research/coldwar/jcpap.html

11. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Message from President Yahya on China,

Washington, February 23. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

12. Backchennel Message from the Ambassador to Afghanistan (Neumann) to the President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger). Kabul,

January 13, 1970, 1542Z. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

13. Telegram From the Embassy in Poland to the Department of State. Warsaw, February 20 1970, 1645Z: Sino-US Talks: 135th Meeting. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

14. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Higher Level Meeting with the Chinese

Communist. Washington, March 20, 1970. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

15. Memorandum of Conversation Dr. Kissinger, Mr. Sainteny, Paris, Mr. Sainteny’s apartment. 27 September 1970. Режим доступа: http:// www.state.gov/documents/organization/ 70148.pdf

16. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Chinese Communist Initiative. Washington. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

17. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Conversation with Ambassador Bogdan.

Map Room, 11 January, 1971. Washington, 12 January, 1971. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

18. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Remarks by Chinese Communist Deputy

Foreign minister on US relations with Communist China. Washington, 10 February, 1971. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

19. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: Next Steps Toward the People’s Republic

of China, NSSM124. Washington, 19 April, 1971. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

20. Charles R. Ashman. Kissinger, The Adventures of Super-Kraut Secaucus. New Jersey: Lyle Stuart, 1972. 240 p.

21. Memorandum for the President's Files, Meeting Between President, Dr. Kissinger and General Haig. Thursday, July 1, Oval Office, 1 July, 1971, Top

Secret / Sensitive / Excusively Eyes Only. Режим доступа: http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB66/ch-33.pdf

22. Memcon, Kissinger and Zhou. 9 July, 1971, 4:35-11:20 PM, Top Secret / Sensitive / Exclusively Eyes Only, with cover memo by Lord, 29 July,

1971. Режим доступа: http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB66/ch-34.pdf

23. Conversation between President Nixon and National Security Adviser Kissinger, followed by Conversation Among Nixon, Kissinger and U.N. Ambassador George Bush. 30 September, 1971. Режим доступа: http://www.gwu.edu/ ~ nsarchiv /NSAEBB/NSAEBB70/doc6.pdf

24. Memorandum from The President’s Assistant for National Security Affairs (Kissinger) to President Nixon: My August 16 Meeting With the Chinese

Ambassador in Paris. Washington, 16 August, 1971. Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/ 70148.pdf

25. Memcon, Kissinger and Zhou, «Communique». 25 October, 1971, 10:12 - 11:00 a.m., Top Secret/Sensitive/Exclusively Eyes Only. Режим доступа:

http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB70/doc17.pdf

26. Memcon, Haig and Zhou. 3 January, 1972, Midnight, Great Hall of the People, Top Secret/Sensitive/Exclusively Eyes Only. Режим доступа: http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB70/doc24.pdf

27. Fairbank J.K. Chinese-American interactions: a historical summary. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1975. 90 p.

28. Ravenal Earl C. «Was Vietnam a Mistake?» // Asian Survey. 1974. Vol. XIV, № 7. P. 589-607.

29. Michael F. The new United States-China policy // Current history. Philadelphia, 1972. Vol. 63, № 373 (September 1972). P. 126-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Kubek A. The Red China Papers: What Americans Deserve to know About U.S.-Chinese Relations. N.Y.: Arlington House Publishers. 255 p.

Статья представлена научной редакцией «История» 2 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.