НООСФЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ШКОЛЕ
Анализ трудов и обобщение практики убеждают в том, что более результативным является педагогический процесс, протекающий в педагогическом пространстве и времени, где соблюдаются следующие организационные условия:
- согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях образования, единая система планирования, обогащение образовательного содержания в начальной школе, совершенствование форм, методов организации обучающей, воспитывающей, развивающей деятельности в комплексе;
- интеграция педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества и целенаправленного взаимодействия;
- общение и сотрудничество дошкольников и школьников в разновозрастных коллективах, создающие условия всеобщей заботы друг о друге, взаимной ответственности, что дисциплинирует и социализирует каждого члена коллектива;
- положительный социально-психологический климат в коллективе учебно-образовательного комплекса;
- единое образовательное пространство для всех детей, обеспечивающее формирование и рациональное использование предметной среды в комплексе, удовлетворяющей потребности детей всех возрастов в разнообразной деятельности.
Перечисленные условия рационального функционирования комплекса «детский сад -школа» способствуют реализации принципа преемственности в дошкольном и школьном образо-
вании, поэтому послужили основой для наших дальнейших исследований. Они являются доказательством того, что принцип преемственности самым естественным образом реализуется в единых учебно-воспитательных комплексах, в которых их функционирование взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам образования.
Литература
1. Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. - 1953. - № 2. - С. 23-25.
2. Арапова И.О. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. -С. 5-11.
3. Бабанский Ю.К. К вопросу о сущности учебно-воспитательного процесса как целостного явления / О совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней школе. -Ростов-на-Дону: ГПИ, 1974. - С. 3-14.
4. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 1У-У классах / Известия АПН СССР. - М„ 1955. -Вып. 72.-С. 5-21.
5. Пашкова М.М. Организационно-педагоги-ческие условия развития ребенка в системе «детский сад - школа». - Сыктывкар, 2000.
6. Тимошенко Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «детский сад - школа». - Омск, 1997. - С. 202.
УДК 374
Ноосферно-экологическое образование в элементарной школе
Л.Г. Никифоров
Рассмотрена структурно-функциональная модель элементарной школы ноосферного образования, обеспечивающая гармоничное развитие растущего человека в согласии с природой, раскрытие внутренних ресурсов личности учащихся для усвоения ими законов природы и развития человеческого общества. Показаны технология и опыт осуществления ноосферно-экологического образования в условиях сельской школы.
The model of basic school of noosphere education, providing harmonious development of a child, living in
__agreement with nature, its structure and function are
НИКИФОРОВ Лука Григорьевич - заслуженный учи- presented. The technology and experience of realiza-тель РС(Я), директор Эльгяйской общеобразовательной tion of noosphere and ecological education in rural школы им. П.Х. Староватова Сунтарского улуса. school are shown.
НИКИФОРОВ
На рубеже XX-XI веков всю общественность российского государства волнует проблема модернизации современной образовательной системы, какую модель школы выбрать для национальной сельской школы, каким должно быть содержание образования, и в основном ответ на вопрос: «Чему учить и как учить?». В связи с этим коллектив Эльгяйской средней общеобразовательной школы, изучив системы образования ряда зарубежных стран, на международной конференции ЮНЕСКО в Якутске в 1993 г. предложил Концепцию ноосферного образования, которая была поддержана Министерством образования РС(Я) и ИПКРО. Разрабатывая и внедряя в жизнь, экспериментируя эту идею ноосферного образования, наша школа в 1996 г. получила статус республиканской экспериментальной площадки. В 2001 г. была удостоена гранта Министерства образования PC (Я) за инновационную работу и в 2005 г. на Экспертном свете по республиканским экспериментальным площадкам подтвердила этот статус.
Наша Концепция по ноосферно-экологи-ческому воспитанию и образованию - это целостно-комплексная система воспитания и обучения на основе философии народа саха кут-сур: принцип которой «Не вреди природе ребенка, воспитывай и обучай с максимальным учетом природосообразности ребенка - это единство триединого понятия: мир - природа - человек». Процесс экологического воспитания напрямую связан с ноосферным образованием. В.И. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы^ к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»» [1]. В основе новой культуры, как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек, по мнению H.H. Моисеева, «должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим» [2].
Стратегические цели и задачи нашей ноо-сферной школы:
- создать условия для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений само-
реализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры;
- обеспечить оптимальный интеллектуальный уровень духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей;
- дать всем выпускникам школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию;
- усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем составления вариативных учебных программ, ориентированных и на одаренных детей, и на детей с ограниченными возможностями, перейти на индивидуальную траекторию развития обучающихся;
- внедрить методы, формирующие практические навыки анализа информации, самообучения и взаимообучения. Повысить роль самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, для чего шире практиковать мастер-классы, педагогические мастерские.
Таким образом, при сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.
В нашей модели предусматривается элементарное образование в следующей структуре: начальная ступень - дошкольное учреждение для детей с 3 до 7 лет [3]. Содержание образовательной деятельности организуется в соответствии с философскими постулатами: «человек, познай себя», «человек - чудо природы», «человек - венец природы». Главный принцип педагогической деятельности на этой ступени: не вреди экологии - природе ребёнка. Определяются личностно-ориентированная, индивидуализированная траектория и динамика развития каждого ребёнка в развивающем и коррекционном режиме. С помощью системы развивающих ситуаций в ходе игровой деятельности достигается сенсорное и когнитивное развитие, развитие коммуникативных навыков, навыков раннего чтения, вычислительных умений. Воспитание и образование основаны на единстве телесного, душевного и духовного мира человека. Осуществляется системная преемственность между дошкольным учреждением и первым классом школы.
Вторая ступень - элементарная 6-летняя школа (1-6 классы). Содержание образования включает такие предметы, как интегрированный курс
ВВЕДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
«Природа и человек» (родной язык, чтение, природоведение, география, биология, история, национальная культура, химия, астрономия, астрология, мораль, этика, труд - 7-12 часов в неделю), математика и русский язык. Изучение фундаментальных наук начинается не с абстрактного усвоения окружающего мира, а с непосредственного наблюдения за живой и неживой природой вокруг дома, двора, за сменой дня и ночи, за солнцем, луной, звездами и т.д. Интегрированный курс формирует ноосферное мировоззрение, экологическую психологию, приобщает ребёнка к мысли, что природу не нужно побеждать, а надо быть ее единомышленником и хранителем.
Сходство ноосферно-экологической системы и традиционной школы состоит в единстве цели - развитии личности и использовании одного и того же базового содержания образования. Отличие же состоит в том, что в ноосферно-экологической системе обучения по-иному структурирован интегрированный курс программы «Природа и человек», в котором доминируют метод самостоятельной работы, внутренняя мотивация, а в целом все они «работают» на общую цель.
Через интегрированный курс «Природа и человек» достигается целостное восприятие мира, что эффективно влияет на формирование прочных, глубоких знаний основ наук. Интеграция позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создает более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Индивидуальные учебные занятия призваны
перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (когнитивной), психической, социальной областях. Занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию проводятся в музыкальной школе, спортивных секциях, краеведческом музее и в музее природы.
Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие культуры отношений человека к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. Проводятся экскурсии, посещение музеев, походы, полевая практика по специальной программе, разрабатываемой самой школой.
За годы эксперимента мы убедились, что ноо-сферно-экологическая система образования имеет свое будущее, что структура начального образования будет 6-летняя, как и в большинстве стран мира элементарная школа - 6-летняя. И мы, являясь частью мирового образовательного пространства, уверены, что Россия перейдет к такой структуре начального образования и надо к этому готовиться заранее.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера - М., 2003 - 480 с.
2. Моисеев H.H. Экология и образование. -М„ 1996. - 23 с.
3. Никифоров Л.Г. Ноосферно-экологическая система образования // Докл. и материалы меж-дунар. конференции «Национальная школа: концепция и технология развития». - М.: Просвещение, 1993.-С. 171-173.
УДК 373.1:811.1
Введение интеграции в процесс обучения иностранному языку в старших
классах средней школы
И.С. Соловьева, Д.А. Данилов
Представлена необходимость введения интегрированного курса в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений, который является одним из эффективных способов организации содержания обучения. Установлено, что по предмету иностранный язык в настоящее время в меньшей сте-
__пени учитывается национально-региональный ком-
СОЛОВЬЕВА Ирина Саввична - зав. кафедрой ино- понент содержания образования. Необходимость странного языка Чурапчинской улусной гимназии; обучения иностранному языку с учетом националь-ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич - д.п.н., профессор, но-регионального компонента продиктована тем, директор Педагогического института ЯГУ.