Научная статья на тему 'Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад - школа»'

Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад - школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна

Представлена одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании проблема преемственности между детским садом и начальной школой. Актуальность ее рассмотрения связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста. Раскрываются организационно-педагогические условия реализации принципа преемственности в учебно-воспитательном комплексе «детский сад школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад - школа»»

ривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести и гуманизма.

Проблема формирования гуманного отношения к человеку теснейшим образом связана с проблемой нравственной регуляции деятельности человека в отношении других людей (первый уровень нравственности), а также в отношении значимых для них объектов (второй уровень нравственности), в ее сферу входит и отношение человека к самому себе.

Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Личность делает исключительно важный выбор, а именно - самого себя в качестве не просто индивидуального «Я» (что происходит в обычном акте самосознания), а «Я» человечного, достойного всех ценностей мира. Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма.

Однако превалирующим в этом процессе является, безусловно, соответственным образом организованное образование человека, которое

должно иметь в виду три проблемы: что делать (содержание образования), как делать (технология образования) и когда делать (выстраивание образования во времени).

Гуманное отношение одного человека к другому нельзя осуществить с помощью формального принципа, поскольку «гуманные отношения»

- это отношения между индивидами, реализующиеся через диалоговое общение и раскрытие творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинства и прав человека.

Литература

1. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. -М., 1995.-С. 48-53.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - Москва; Воронеж, 1997.

3. Волков Ю.Г. Ношо Ьишапив. Личность и гуманизм. - М., 1995. - С. 35.

4. Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. - М., 1993.

5. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

УДК 373. 1:373.2.02

Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «детский сад - школа»

С.Н. Дмитриева

Представлена одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании — проблема преемственности между детским садом и начальной школой. Актуальность ее рассмотрения связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста. Раскрываются организационно-педагогические условия реализации принципа преемственности в учебно-воспитательном комплексе «детский сад — школа».

One of the most actual problem in modem education is introduced in this article. Vital question of it's consideration is connected with violation of succession connections in aims and in tasks, in content and methods, in forms of organization of education, in childrens' education of pre-school and primary school age. Organization

- pedagogical conditions of realization of principle

ДМИТРИЕВА Степанида Николаевна - ст. препода- °f succession in study-educational complex ватель Педагогического института ЯГУ. “kindergarten-school" are showed in the article.

Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализируют проблему преемственности. Особенно важное значение приобретает преемственность в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, из начальной в основную.

Преемственность, являясь одним из основных принципов развития образования, коренным образом изменяет отношения между смежными образовательными ступенями, ибо требует от них не только обеспечения формального права на такого рода переход, но и создания необходимых условий, максимально удовлетворяющих её потребности и требования [4].

На вопросы научно-практического решения проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой обращали серьезное внимание в своих трудах Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ш.И. Ганелин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская,

B.C. Кузин, А.А. Люблинская, А.П. Усова и др.

Обобщение и анализ проведенных исследований позволяют утверждать, что преемственность в образовании как общепедагогический принцип охватывает все стороны учебно-воспитательного процесса: преемственность в содержании, формах и методах учебной работы, в овладении основами знаний учащимися различных типов учебных заведений, внутренней, органической связи общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутренней подготовке к переходу от одной ступени формирования детской личности к другой, продолжение воспитательной работы, направленной на гармоничное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Преемственность предполагает также соблюдение их последовательности, системности, взаимосвязанности и'согласованности и определяет эффективность всего учебно-воспитатель-ного процесса.

Таким образом, под преемственностью в педагогических процессах и явлениях понимается такая связь старого с новым и нового со старым, когда возникающие в условиях этой связи диалектические противоречия разрешаются путем организованного взаимодействия соответствующих компонентов. Так, переход от старого к новому становится для объектов обучения и воспи-

тания более естественным и плодотворным и оперативнее переводит их на каждой новой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его сознательных и активных субъектов [1-4].

Опыт ряда школ свидетельствует о том, что реализация принципа преемственности в работе дошкольных групп и начальных классов, а затем в основной и средней школе является одним из основных условий успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. Этот принцип самым естественным образом реализуется в единых учебно-воспитательных комплексах, в которых их функционирование взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам.

Учебно-воспитательный комплекс - это многофункциональный, единый блок учебно-воспитательных учреждений, отражающих различные ступени образования, и призван решать комплексные цели и задачи обучения, воспитания и развития личности.

Проблемы функционирования учебно-воспитательных комплексов также поднимаются в научных исследованиях Т.А. Матвеевой, И.Р. На-ковой, М.М. Пашковой, Л.В. Тимошенко, Л.В. Туровцевой и др. Так, по мнению М.М. Пашковой [5], учебно-воспитательный комплекс представляет собой динамическую систему взаимосвязанных между собой воспитательных и образовательных учреждений и, на наш взгляд, является наиболее приемлемой формой обеспечения формирования, развития и становления личности учащегося.

Отличительной особенностью этих типов учебных заведений является личностно-ориенти-рованный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности каждого ученика путем включения его в разнообразную деятельность. Эффективность обучения в таком комплексе зависит от решения проблемы отбора и оптимального распределения изучаемого материала по этапам обучения и от обеспечения преемственности, в первую очередь, содержания и технологий обучения и воспитания. Создание учебно-воспитательных комплексов способствует решению проблем интеграции отдельных звеньев образовательно-воспитательного процесса и объединяет их в единую образовательную задачу, а формирование единого образовательного пространства защищает ребенка при смене места обучения.

Идея интеграции детского сада со школой в единый комплекс получила в нашей стране достаточное распространение. Среди наиболее известных учебно-воспитательных комплексов можно назвать адаптивную школу Е.А. Ямбурга, «детскую школу» в г. Омске, «сады - школы» в гг. Сургут, Нальчик, «детский сад - школа» в г. Сыктывкар Республики Коми и др.

Научные исследования, массовая практика свидетельствуют о появлении и развитии нового типа образовательного учреждения: учебно-

воспитательный комплекс «детский сад - школа». Школа - комплекс имеет реальное основание для выделения его в самостоятельный вид внутри типа общеобразовательных школ. Анализ научных источников, публикаций, имеющегося опыта практики показывает, что комплекс «детский сад - школа» как воспитательно-образовательная система имеет свои особенности, которые остаются недостаточно исследованными.

«Детский сад - школа» - это образовательное учреждение нового типа, возникшее в процессе реформирования системы образования под влиянием изменяющихся социально-экономических условий. Этот тип учебного заведения представляет собой целостную, динамическую и открытую педагогическую систему, объединяющую педагогические процессы детского сада и начальной школы и реализующую потребности и задачи, поставленные обществом перед образовательным учреждением. Разнообразие комплексов «детский сад - школа» обусловлено тем, что в состав учебно-воспитательного комплекса объединяются разные типы образовательных учреждений (дошкольные учреждения, школы, школы-интернаты, детские дома) и виды общеобразовательных учреждений (начальная, основная средняя школы). При этом детский сад является системообразующим звеном комплекса «детский сад - школа».

Поскольку предметом нашего исследования является определение организационно-педагогических условий реализации принципа преемственности в комплексе «детский сад - школа», мы посчитали важным проанализировать научные источники, посвященные проблемам функционирования образовательных учреждений, близких по своей структуре учебно-воспитательному комплексу «детский сад - школа» (школа-интернат, детский дом, малокомплектные школы).

Принципиальное значение для нашего исследования имеет исследование Л.В. Тимошенко [6], где была предпринята попытка более под-

робно рассмотреть данный комплекс в режиме функционирования и развития, в результате чего даны характеристики видов комплекса «детский сад - школа», определены критерии и показатели оценки эффективности организации педагогического процесса в данном учреждении. А также разработана модель организации педагогического процесса в комплексах «детский сад - школа», работающих в режиме функционирования и развития.

В основу классификации видов комплекса положена характеристика условий организации педагогического процесса комплекса «детский сад

- школа»: система планирования и режим работы, организация взаимодействия педагогов, структура и особенности детского коллектива, специфика предметной среды. Исследователем выделены четыре вида учебно-воспитательного комплекса «детский сад - школа»: два независимых друг от друга педагогических процесса детского сада и начальной школы составляют вид №1; вид №2 характеризуется тем, что дети шестилетнего возраста являются участниками педагогического процесса детского сада и школы; в комплексе (вид №3) педагогический процесс изредка протекает совместно, становится общим; в комплексе (вид №4) педагогический процесс детского сада и начальной школы становится общим.

Нашему видению соответствует четвертый вид учебно-воспитательного комплекса «детский сад - школа». Он характеризуется тем, что комплекс работает по единому годовому плану: учителя и воспитатели имеют общие перспективные и календарно-тематические планы воспитательных мероприятий; познавательная деятельность дошкольников и школьников планируется отдельно; имеется единый режим работы; школа работает по принципу полного дня; дошкольники и младшие школьники общаются и сотрудничают в игровой, трудовой, бытовой и познавательной деятельности, а также пользуются общим территориальным пространством комплекса.

Другими словами, при четвертом виде комплекса «детский сад - школа» учреждение имеет общее педагогическое пространство и функционирует как целостная педагогическая система, органически объединяющая в себе педагогические процессы детского сада и начальной школы.

Итак, вышеназванные требования определили выбор условий эффективной организации педагогического процесса в комплексе «детский сад -школа».

Анализ трудов и обобщение практики убеждают в том, что более результативным является педагогический процесс, протекающий в педагогическом пространстве и времени, где соблюдаются следующие организационные условия:

- согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях образования, единая система планирования, обогащение образовательного содержания в начальной школе, совершенствование форм, методов организации обучающей, воспитывающей, развивающей деятельности в комплексе;

- интеграция педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества и целенаправленного взаимодействия;

- общение и сотрудничество дошкольников и школьников в разновозрастных коллективах, создающие условия всеобщей заботы друг о друге, взаимной ответственности, что дисциплинирует и социализирует каждого члена коллектива;

- положительный социально-психологический климат в коллективе учебно-образовательного комплекса;

- единое образовательное пространство для всех детей, обеспечивающее формирование и рациональное использование предметной среды в комплексе, удовлетворяющей потребности детей всех возрастов в разнообразной деятельности.

Перечисленные условия рационального функционирования комплекса «детский сад -школа» способствуют реализации принципа преемственности в дошкольном и школьном образо-

вании, поэтому послужили основой для наших дальнейших исследований. Они являются доказательством того, что принцип преемственности самым естественным образом реализуется в единых учебно-воспитательных комплексах, в которых их функционирование взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам образования.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. - 1953. - № 2. - С. 23-25.

2. Арапова И.О. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. -

С. 5-11.

3. Бабанский Ю.К. К вопросу о сущности учебно-воспитательного процесса как целостного явления / О совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней школе. -Ростов-на-Дону: ГПИ, 1974. - С. 3-14.

4. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 1У-У классах / Известия АПН СССР. - М., 1955. -Вып. 72.-С. 5-21.

5. Пашкова М.М. Организационно-педагоги-ческие условия развития ребенка в системе «детский сад - школа». - Сыктывкар, 2000.

6. Тимошенко Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «детский сад - школа». - Омск, 1997. - С. 202.

УДК 374

Ноосферно-экологическое образование в элементарной школе

Л.Г. Никифоров

Рассмотрена структурно-функциональная модель элементарной школы ноосферного образования, обеспечивающая гармоничное развитие растущего человека в согласии с природой, раскрытие внутренних ресурсов личности учащихся для усвоения ими законов природы и развития человеческого общества. Показаны технология и опыт осуществления ноосферно-экологического образования в условиях сельской школы.

The model of basic school of noosphere education, providing harmonious development of a child, living in

____________________ agreement with nature, its structure and function are

НИКИФОРОВ Лука Григорьевич - заслуженный учи- presented. The technology and experience of realiza-

тель РС(Я), директор Эльгяйской общеобразовательной tion of noosphere and ecological education in rural

школы им. П.Х. Староватова Сунтарского улуса. school are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.