Научная статья на тему 'Номинативные и дискурсивные стратегии как способы создания имиджа субъекта интервью'

Номинативные и дискурсивные стратегии как способы создания имиджа субъекта интервью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
407
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМИНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЯ ПРЯМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ / СТРАТЕГИЯ ДЕФОКУСАЦИИ / СТРАТЕГИЯ ДИСТАНЦИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / АССЕРТИВНЫЕ И ДЕФЕНЗИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ ПОЗИТИВНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ / NOMINATIVE AND DISCURSIVE STRATEGIES / STRATEGY OF DIRECT IDENTIFICATION / STRATEGY OF DEFOCUS / STRATEGY OF DISTANCING / STRATEGY OF DEPERSONALIZATION / ASSERTIVE AND DEFENSIVE STRATEGIES / POSITIVE SELF-REPRESENTATION / STRATEGY OF RATIONAL AND EMOTIONAL ARGUMENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артамонова Е. С.

В настоящей статье рассматриваются номинативные и дискурсивные стратегии, целью которых (стратегий) является формирование имиджа субъекта интервью. Основное внимание уделяется классификации данных стратегий, широко представленным в англоязычных интервью с известными людьми. Определяется связь между номинативными и дискурсивными стратегиями, их взаимодействие в конкретных дискурсивных условиях. В данной статье описываются наиболее частотные языковые способы реализации данных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOMINATIVE AND DISCURSIVE STRATEGIES AS A WAY OF SUBJECT’S IMAGE FORMING

The article deals with nominative and discursive strategies, whose aim is to form subject’s image. The main attention is paid to classification of the strategies, widely presented in English-speaking interview with famous people. The connection between nominative and discursive strategies and their interaction in specific discursive conditions are defined here. The article describes the most frequency language means for the strategies’ implementation.

Текст научной работы на тему «Номинативные и дискурсивные стратегии как способы создания имиджа субъекта интервью»

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

УДК: 811.111

ББК: 81.2

Артамонова Е.С.

НОМИНАТИВНЫЕ И ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА СУБЪЕКТА ИНТЕРВЬЮ

Artamonova E.S.

NOMINATIVE AND DISCURSIVE STRATEGIES AS A WAY OF SUBJECT'S IMAGE FORMING

Ключевые слова: номинативные стратегии, дискурсивные стратегии, стратегия прямой идентификации, стратегия дефокусации, стратегия дистанцирования, стратегия деперсонализации, ассертивные и дефензивные стратегии, стратегии позитивной самопрезентации, стратегии рациональной и эмоциональной аргументации.

Keywords: nominative and discursive strategies, strategy of direct identification, strategy of defocus, the strategy of distancing, strategy of depersonalization, assertive and defensive strategies, positive self-representation, strategy of rational and emotional argumentation.

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются номинативные и дискурсивные стратегии, целью которых (стратегий) является формирование имиджа субъекта интервью. Основное внимание уделяется классификации данных стратегий, широко представленным в англоязычных интервью с известными людьми. Определяется связь между номинативными и дискурсивными стратегиями, их взаимодействие в конкретных дискурсивных условиях. В данной статье описываются наиболее частотные языковые способы реализации данных стратегий.

Abstract: the article deals with nominative and discursive strategies, whose aim is to form subject's image. The main attention is paid to classification of the strategies, widely presented in English-speaking interview with famous people. The connection between nominative and discursive strategies and their interaction in specific discursive conditions are defined here. The article describes the most frequency language meansfor the strategies' implementation.

Важным понятием многих современных исследователей^вляется «имидж» в различных его значениях.

Имидж субъекта является результатом реализации различных коммуникативных стратегий. Главными стратегиями можно считать номинативные и дискурсивные стратегии.

Целью данной статьи является анализ номинативных и дискурсивных стратегий, которые тесно связаны между собой. Специальное изучение текстов под обозначенным углом зрения позволит выявить специализацию ряда номинативных стратегий на ту или иную дискурсивную стратегию и выявить тем самым принципы выбора языковых средств как способ до-

1 Щитова Д.А. Интервью как способ создания имиджа // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2012. №4 (20). С. 146-153.; Романова Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. №27. С. 109117.; Ваторопин А.С., Семина М.С. Имидж главы субъекта РФ как лидера общественного мнения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №2. С. 77-80.

стижения определенной коммуникативной цели.

По мнению Л.И. Гришаевой, дискурсивные стратегии реализуются через выбор номинативных средств, что позволяет субъекту имиджа адаптироваться к актуальным дискурсивных условиям и конструировать свой имидж.2

Под номинативными стратегиями, примыкая к мнению Гришаевой Л.И., мы понимаем выбор из значительного числа изофункциональ-ных средств одного средства именования какого-либо элемента действительности: субъекта (человека или организация), а под дискурсивными стратегиями - выбор аранжировки номинативных стратегий для достижения определенной цели в конкретных дискурсивных условиях.

О.В. Кашкина в зависимости от характера и типа референции выделила четыре номинативные стратегии при обозначении объекта са-

2 Гришаева Л.И. Языковые средства конструирования имиджа субъекта в политической коммуникации: коллективная монография / Л.И. Гришаева, Е.Н. Катанова, О.В. Кашкина, М.А. Бойко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - С. 91.

мооценки: стратегию прямой идентификации, стратегию дефокусации, стратегию дистанцирования и стратегию деперсонализации.1

Исследователь Катанова Е.Н. под стратегией прямой идентификации понимает использование средств с четкой референтной связью, обеспечивающих для адресата безошибочную идентификацию говорящего как автора самоидентификации и носителя определённого действия или признака, а механизмом реализации номинативной стратегии прямой идентификации признает личное местоимение первого лица единственного числа I, так как его грамматическая семантика заключается в обозначении коммуникативной роли единичного говорящего.2

Приведем несколько примером из проанализированных интервью.

What would be your first reaction if you found yourself trapped under a dome? Would it be similar to Dodee or another character on the show?

I would freak out! No cell phone, no way out and no idea what is going on- it would be crazy. Dodee is not as scared of the dome, as much as she is determined to outsmart it. J am glad I get to experience the dome as Dodee, she's a smart, determined, methodical lady3.

Q: What made you interested in being a performer?

A: As a child I was always singing, dancing, and citing around the house and in front of family. I used to videotape myself and then show it to my family. Of course then it was funny. Because I loved acting so much I took theater all throughout my school years all the way till high school. I really loved doing theater in high school. I ended up getting a scholarship in theater arts for community c college. So I have been doing and loving acting for a while.4

Использование объектного местоимения me:

MTV: Is part of the appeal of "Street Kings"

1 Кашкина О.В. Функциональный анализ самооценочных высказываний как средства вербализации Я-концепта (на материале интервью немецкой прессы): дис. ... канд. филол. наук / О.В. Кашкина. -Воронеж, 2005. - C. 74.

2 Катанова Е.Н. Самоидентифицирующее высказывание как средство выражения социальной идентичности (на материале стенограмм заседаний британского парламента) // Теоретические и прикладные аспекты описания языка и межкультурной коммуникации: сборник научных трудов факультета Романо-германской филологии. Вып.1. Воронеж: Издательско-полиграфи-ческий центр ВГУ, 2007. С. 61-69.

3 http://www.spoilertv.com/2013/06/under-dome-jolene-purdy-e-mail-interview.html

4 https://elizagalesinterviews.com/2013/12/15/an-

interview-with-actress-janell-islas/

the opportunity to tap into the darker parts of your nature?

Keanu Reeves: Yes. It was a really interesting role and obviously a great stretch. The director called me a hippie and said, "We have to get rid of that guy." I really appreciated that opportunity. 5

Использование личного местоимения первого лица единственного числа I и объектного местоимения me направлено на отдельного индивида, а не на референтную группу, с которой он себя идентифицирует.

Стратегия дефокусации трактуется исследователем О.В. Кашкиной как «способ переключения фокуса внимания адресата с личности говорящего как единичного индивида на некоторую группу, членом которой является гово-~ 6 рящий».

Реализацию стратегии дефокусации осуществляют языковые средства, которые позволяют говорящему видеть себя членом группы или неопределенным лицом. Это обеспечивает различное прочтение самооценочного высказывания. К стратегии дефокусации относится использование:

- местоимения первого лица множественного числа we и его комбинации our, us, ours.

DICKSON: You are a woman of many talents and have been commissioned to write, produce and star in the web series "Room 8". How is working with a web series different than working with a television series?

MOSLEY: We treated our web series the same way we would a TV show. The main difference is the stories are told in a shorter time frame. So, the arc has to be completed much more quickly than it would in a 30-minute or hour long episode.7

MTV: Where are the Wyld Stallions today? Reeves: They're in each and every one of us.8

- личного местоимения my + noun, myself.

DICKSON: What was the production process

in creating "Room 8"?

MOSLEY: My co-writer/creator Lawrence Saint-Victor and myself first brainstormed the characters, what the series would be and the arc of

http://www.mtv.com/news/1583924/keanu-reeves-finds-his-inner-gary-busey-for-street-kings-considers-another-bill-ted-adventure/

6 Кашкина О.В. Функциональный анализ самооценочных высказываний как средства вербализации Я-концепта (на материале интервью немецкой прессы): дис. ... канд. филол. наук / О.В. Кашкина. -Воронеж, 2005. - C. 75.

7 Answ http://www.answers.com/article/1305754/ an-swers-with-karla-mosleyers with Karla Mosley

8 http://www.mtv.com/news/1583924/keanu-reeves-finds-his-inner-gary-busey-for-street-kings-considers-another-bill-ted-adventure/

the 8 episodes. We each took 4 episodes and wrote scripts. Next, we came back together and read the scripts aloud alone. Then we snagged some of our friends to do a table reading with the other characters. After the scripts were approved by the network - after another table read for them, we went into pre-production as you would on any TV show. We had the luxury of a built in crew and production staff through B&B. Finally, we shot the show. 8 episodes in one day. It was a marathon, but it was worth it! Everyone on set was happy to work on something fresh and new. It was exciting and fun for all of us.1

Reeves: Yeah, but they got [Billy] Crudup to play it, who's fantastic.

MTV: There are a lot of people, myself included, who are just dying to see how that turns out.2

Слово people c собирательным значением. Question: You mentioned earlier that the area that Dillinger lived in was a place where men were still men. Can you talk about what you mean by that? And how involved are you in the community you live in France?

Depp: Well, not necessarily the area, but that time. The '20's, '30's, '40's. Whether you're talking about fashion or work and art, in any case whatever guys did, whatever women did there was a very strong sense of who was who and what was what. I think the way we are today.. .I suppose the easiest way to say it is that they were individuals back then. Today it seems like people are less individual, a lot less individual than they were. Most kids dress like the other kid down the street and they all talk with a kind of lingo. Back then, man, you had Cab Calloway and you had Harry The Hipster Gibson and you had Mez Mezzrow. Today you've got the odd one out. You've got Tom Waits and you had a Hunter Thompson and you've got a Bob Dylan. But they today they're infinitely more sort of few and far between in my opinion.3

Актер наделяет признаком субъект с собирательным значением, используя слово people. Таким образом, он дефокусирует внимание к своей персоне.

Интервьюируемый может представить свои черты посредством другого субъекта, чаще всего им может являться персонаж или известная личность.

How are you like Dodee and how are you different? What was your process in developing

the character?

Dodee and I are very persistent. We don't give up easily, especially when people think we can't accomplish something. I definitely plan ahead and play life like you play chess, and so does Dodee. I think the major difference between us though, is Dodee is relatively calm and collected, a little more calculated because she is smarter than I am- as much as that pains me to admit it! She is an electrical engineer, scientifically inclined and linear in thinking. I am an actress, and actresses tend to lead with our feelings and emotions. To prepare I really thought about what Dodee's strengths and weaknesses are. Also, what her passions are: technology, intellect, and problem solving. Being so deeply invested in her passions, she would have little time or desire to be extremely social. Someone who is smart, in this crisis situation, wouldn't necessarily trust just anyone or think she needs anyone. She does however have one person that she needs, loves and trusts, her buddy Phil (Nicholas Strong). When I was figuring out their relationship I drew from the people and relationships in my life. Also, my husband is an audio engineer and he helped me really understand the technological aspect of what Dodee does.4

Путем сопоставления себя с персонажем субъект имиджа выделяет свои положительные черты, презентует себя с положительной стороны.

Следующая языковая стратегия в рамках номинативной является стратегия дистанцирования. Л.И. Гришаева сообщает, что основная цель данной стратегии состоит в дистанцировании говорящего от самого себя как носителя определенного признака.5

MTV: There are some great mano-a-mano scenes between you and Forest Whitaker and you and Hugh Laurie in this one.

Reeves: They're thrilling. You're working with a fellow artist and you're pushing each other creatively and challenging and reaching for something. If it goes well, it's really a good day, because it's play. When my character and Forest's face-off at the end of the movie, we're both in each other's faces talking about the truth and "Why did you do what you did?" Those are good scenes.6

1 Answ http://www.answers.com/article/13G5754/ an-swers-with-karla-mosleyers with Karla Mosley

2 http://www.mtv.com/news/1583924/keanu-reeves-finds-his-inner-gary-busey-for-street-kings-considers-another-bill-ted-adventure/

3 http://collider.com/johnny-depp-interview-public-

enemies/

http://www.spoilertv.com/2013/06/under-dome-dome-jolene-purdy-e-mail-interview.html

5 Гришаева Л.И. Языковые средства конструирования имиджа субъекта в политической коммуникации: коллективная монография / Л.И. Гришаева, Е.Н. Катано-ва, О.В. Кашкина, М.А. Бойко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - С. 118.

6 http://www.mtv.com/news/1583924/keanu-reeves-finds-his-inner-gary-busey-for-street-kings-considers-another-bill-ted-adventure/

MTV:You sound re-energized.

Van Damme: Yes, and my next movie will be called "Full Love." I know it's not a Van Damme title, but it's a strong story. It's going to be completely financed by me, and I'm going to direct it. By financing your own movie you have a better chance to go theatrical. This is the only way I can come back.1

Использование местоимения you и его производного притяжательного местоимения your предполагает изменение фокус направленности высказывания. Говорящий обращается к себе как к собеседнику и как объекту своего же оценочного анализа.

CBL: With regards to Li'l Miss Sticky Kiss, you said that people who see her black eye as the result of child abuse are only revealing their own evil natures. To quote: "Anyone putting dark violent connotations on my work is really just exposing the sick states of their own minds rather than mine."

TB: I believe so. Who said she was a victim of child abuse? How do people immediately come to that conclusion? They are making the sinister associations, not me (yet I get the blame for them!). There could be countless innocent reasons how she came to have a black eye. Kids are prone to accidents and injuries of one sort or another. No one would think twice about a child with grazed knees or even a broken arm. Also the images are just dressing-up make-belief - cosplay! She's variously a nurse, a punk, a witch, a cowgirl, a soldier etc. Wouldn't it be likely that the black eye is pretend too?2

С помощью местоимения they и его производного притяжательного местоимения their говорящий переносит свою точку зрения на других людей, мысленно абстрагируясь при этом от самого себя (me).

DICKSON: Why did you decide to be a celebrity ambassador for the National Eating Disorders Association (NEDA)?

MOSLEY: I am in an industry that constantly tells people - especially women, but men, too -that there is something wrong with us. That we are not ok as we are. I think it's important that we see people of all shapes, sizes and ethnicities actively working to embrace their particular brand of beauty. And that's not always easy! There are some days when I don't want to walk out the door because I feel so inadequate. But I do it anyway. Working with NEDA also helps me - I have to walk the talk.3

http://www.mtv.com/news/1582633/jean-claude-van-damme-re-evaluates-career-i-will-never-do-another-movie-i-would-not-like/

2 http://yknow-interviews.blogspot.com/2009/10/ tre-vor-brown-artist.html

3 Answ http://www.answers.com/article/1305754/

CBL: Roots and Grooves had a Ray Charles tribute thing and a funk thing. How important is it to satisfy a variety of tastes and audiences?

MP: It's hard to satisfy 100% of audiences - I found that out - when people come they come to hear you - to hear the artist. Everyone has a favourite tune so if you play that everyone is still somewhat satisfied because they had chance to hear something they know. Once you start the show, after an hour or an hour and a half, all the time has gone so hopefully in that time frame you have satisfied as many people as you possibly can.4

В данном примере интервьюируемый дистанцируется от признака посредством местоимения you.

Последней языковой стратегией в рамках номинативной является стратегия деперсонализации. Стратегия деперсонализации позволяет преломить чужую оценку в самооценку.5 Данная стратегия применима в случае, если получатель соглашается или не соглашается с оценочным суждением, но при этом не является инициатором оценки. Данная стратегия определяется использованием краткой формы ответа. В основном получатель прибегает к данному виду стратегий для создания анонимного характера ответа.

MTV: Do you say the immortal words, "Klaatu barada nikto"?

Reeves: I do.6

Отвечая на вопрос неразвёрнутым образом, интервьюируемый непреднамеренно перекладывает ответственность на отправителя текста.

В основе дискурсивных стратегий лежат ассертивные и дефензивные стратегии. Гришае-ва сообщает, что ассертивные стратегии направлены на создание, стабилизацию и расширение положительных впечатлений о субъекте, а дефензивные нацелены на защиту от негативных впечатлений, а также на спасение и вос-

7

становление подвергшихся аспектов критики.

Исследователи А. Шюц и Л. Лаукс в составе ассертивных стратегий выделили несколько подвидов:

1) «популярный лидер»;

answers-with-karla-mosleyers with Karla Mosley

4 http://yknow-interviews.blogspot.com/2014/06/ maceo-parker-musician.html

5 Гришаева Л.И. Взаимодействие номинативных и дискурсивных стратегий в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2006. №17. С. 87-100.

6 http://www.mtv.com/news/1583924/keanu-reeves-finds-his-inner-gary-busey-for-street-kings-considers-another-bill-ted-adventure/

7 Гришаева Л.И. Взаимодействие номинативных ных и дискурсивных стратегий в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2006. №17. С. 127.

2) «компетентная личность»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) «пример для подражания»;

4) «опасный противник»;

5) «нуждающийся в помощи».1

В рассматриваемых интервью с публичными людьми (не политическими деятелями) субъекту нет необходимости быть лидерами или соперничать с кем-либо, поэтому стратегия «популярный лидер» переходит в стратегию «популярный человек», стратегия «опасный противник» не будет использоваться, а стратегия «нуждающийся в помощи» минимизирована.

Ассертивная стратегия «популярный человек». Номинативная стратегия прямой идентификации. Реализуется с помощью слов с семой «известность» (popular, recognized, noticed, famous и т.д.) или антонимичные слова, например anonymous. Интервьюируемый задает вопрос о том, где бы он мог пройтись и остаться совершенно неузнанным.

Question: If you had the opportunity to walk around wherever without being noticed where would you go?

Depp: Ooh, wow. God. That's a very good question. Off the top of my head, where I could walk around and be completely anonymous? I'd walk through Disneyland with my kids. That's what I'd do. I'd go on every ride and I'd walk through Disneyland with my kids. I'd let them experience that kind of thing. They don't get to get dad-dy.daddy walks through Disneyland with them and things get weird at the moment [laughs].2

Question: What kind of research did you for your role in 'Alice in Wonderland'? Did you use the book or bring something outside of that to the character?

Depp: Well, certainly the book. The book is the basis for everything. There are little mysteries, little clues in the book that I found fascinating that were keys to at least my understanding of the Mad Hatter, like him saying, 'I'm investigating that begin with the letter M.' That was huge for me because when you do a little digging you realize you're talking about a hatter, a man who made hats and if you go back and look at some of the historical hatters there's that term that this guy or that guy is as mad as a hatter. There was a reason for that and the reason for that was mercury poisoning. So I found out what the M was and why they went nuts. So that became a huge thing. Then it was just kind

1 Laux, Lothar. "Wir, die wir gut sind". Die Selbstdarstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und Glaubwürdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schütz. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1996. - C. 49 - 50.

2 http://collider.com/johnny-depp-interview-public-

enemies/

of what I saw and what I thought the guy should look like. I made my little weird drawings and water colors and brought them to Tim [Burton] and he brought me his weird little drawings and water colors and they were not dissimilar [laughs]. You could've put them right together and they were pretty darn close. There's a lot of color and brightness and then de-saturation in The Hatter. He's like a mood ring I suppose.3

Ассертивная стратегия «компетентная личность». Номинативная стратегия дистанцирования. Личное местоимение you. Из предложенного интервьюером выбора интервьюируемый выбрал первый вариант. При создании образа персонажа шляпника в фильме «Алиса в стране чудес» актер пользовался традиционным источником - книгой. Это показывает его со стороны профессионального актера, человека, который серьезно подходит к решению поставленной задачи.

Слова профессиональной тематики.

The ILM guys did a presentation and showed that you guys did the reference video on some of the sets, and then some of the animators did their own reference videos for the performances. Did you ever have to discipline the ILM guys for overacting?

Gore Verbinski: "Oh, consistently. One of the things early on is like, 'You're an animator; you're animating. And what about the pause? Don't be afraid to do nothing for 16 frames,' is a very, very early on discussion. We've never made an animated movie before. People keep saying, you know, 'For an animated movie... this,' and, 'For an animated movie, that.' It's like it's some kind of genre. And it's just a technique to tell a story. So early on we just felt like we're not going to think of this as an animated movie; we're going to think about this as a six foot tall lizard and I've got a camera on my shoulder, and I'm photographing him perform this scene with these other people. And so there was a great fear about iterations destroying that, multiple iterations and things becoming clinical or homogenized by virtue of discussions about why is he blinking on frame 38. 'It should be blinking at frame 34,' or whatever. It just becomes minutiae, minutiae, minutiae. And trying to get out of the animators a sense that they're your cast, as well, and that they're performing. And moving away from the concept of the shot and discussing the concept of the scene and where is Rango coming from or going to or what's Bean's feeling now, or the reaction shot. Sometimes we have to just get a camera out because it can't be frontal lobe anymore; it's got to be intuitive."

"That whole emotion capture, sort of live-

1 Там же.

action record was really - when I heard, you know, people say, 'Well, it's an animated movie. This is how they do it. They get a microphone and an actor.' And I just thought that sounded so crazy to me. Like, 'I've got Harry Dean Stanton and I've got Johnny Depp, I want to see them together.' I mean, it's acting, you know? It's reacting. So all of those things were just trying to create. We had a mantra up at ILM, which was 'fabricate anomaly wherever possible' - You've got to fabricate it, because otherwise it's not going to feel honest."1

Ассертивная стратегия «пример для подражания». Номинативная стратегия прямой идентификации. Личное местоимение I. Использование слов интеллектуальной и физической деятельности.

Q: What made you interested in being a performer?

A: As a child I was always singing, dancing, and citing around the house and in front of family. I used to videotape myself and then show it to my family. Of course then it was funny. Because I loved acting so much I took theater all throughout my school years all the way till high school. I really loved doing theater in high school. I ended up getting a scholarship in theater arts for community c college. So I have been doing and loving acting for a while.2

В нашем исследовании мы также выделяем еще одну стратегию в рамках ассертивных стратегий - «проявляющий скромность».

Question: You're one of the most wanted actors in the world.

Depp: Really?3

Данная стратегия реализуется путем проявления сомнения в популярности, значимости к собственной персоне. Она может реализовываться совместно с номинативной стратегией деперсонализации.

Если возникает перед субъектом задача защитить свой имидж, в его распоряжении имеются следующие дефензивные стратегии:

1) «опровержение критики»;

2) «перенос негатива на обстоятельства»;

3) «оправдание»;

4) «сожаление».

Для стратегии «опровержение критики» ха-

http://screencrave.com/2011-02-28/rango-interview-with-johnny-depp-isla-fisher-abigail-breslin-and-gore-verbinski/

2 https://elizagalesinterviews.com/2013/12/15/an-interview-with-actress-janell-islas/

3 http://collider.com/johnny-depp-interview-public-enemies/

4 Laux, Lothar. "Wir, die wir gut sind". Die Selbst-

darstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und

Glaubwürdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schütz. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1996. - C. 49 - 50.

рактерно наличие адъективных, субстантивных и глагольных предложений, а также апелляция к предыдущей цитате субъекта или высказыванию, содержащему критику. Может реализовываться с помощью номинативной стратегии дистанцирования.

CBL: With regards to Li'l Miss Sticky Kiss, you said that people who see her black eye as the result of child abuse are only revealing their own evil natures. To quote: "Anyone putting dark violent connotations on my work is really just exposing the sick states of their own minds rather than mine."

TB: I believe so. Who said she was a victim of child abuse? How do people immediately come to that conclusion? They are making the sinister associations, not me (yet I get the blame for them!). There could be countless innocent reasons how she came to have a black eye. Kids are prone to accidents and injuries of one sort or another. No one would think twice about a child with grazed knees or even a broken arm. Also the images are just dressing-up make-belief - cosplay! She's variously a nurse, a punk, a witch, a cowgirl, a soldier etc. Wouldn't it be likely that the black eye is pretend too?5

Для стратегии «перенос негатива на обстоятельства» характерно наличие прошедшего времени в качестве отсылки к предыдущим событиям и возможным причинам совершенных действий. Данная стратегия идет совместно с номинативной стратегией прямой идентификации. Известную личность Нейта Паркера в одном из интервью обвинили в непристойном и грубом обращении с его одногруппницей. Актер заявил, что он не отрицает содеянного, но также подчеркнул, что это произошло во время его учебы в колледже 17 лет назад. Здесь актер дал отсылку к незрелости и давности события.

"this was something that I experienced as a college student 17 years ago and was fully exonerated of. I have since moved on and been focusing on my family and writing career."6

Стратегия «оправдание» чаще всего реализуется с помощью номинативной стратегии прямой идентификации. Стратегия дистанцирования. Противительный союз but и предикаты мнения think, want, suppose и т.д.

MP: That's right, yeh. It's thirty years since that record was released.CBL: Yeh.

MP: And, um, and, and, uh, I wanted to go back to it for this tour, but to go forward in a way. Em, I thought it was important, um, to show how

http://yknow-interviews.blogspot.com/2009/10/ tre-vor-brown-artist.html

6 http://www.refinery29.com/2016/08/119972/ nate-parker-birth-of-a-nation-deadline-sexual-assault

the songs have developed and how they've grown with the people who helped write them, or the people who have listened to them have helped keep them relevant, and, um, songs that people still want to hear today, so I thought it was... Y'know, you can't go back to the 80s and pretend that life hasn't impacted on us all in the 30 years since it came out, so, um, I thought it was good to play the record and to represent what it is today...CBL: Yeh.

MP: But by doing that, I think...I think, y'know, it was a big risk on my part...sort of quite a few chances the way it was played and performed, eh, but I think the audience respected, em, the approach because I think it enabled them to go back to the record and see things in it that they hadn't realized were there. Um, y'know, the big one was performing Sixty Eight Guns with an extra verse, em, because, when it was... It was the first and one of the very few Alarm songs that started as a lyric, and um people don't realize that, and I went, um, back to the original lyrics and looked at them all. Em, it was almost a screenplay how it started life and um I realized that to cut it down to make it work as a rock song for Declaration, I edited a verse out and I realized - and I knew it was thirty years after the song had come out but I realized that I had actually taken the wrong verse out and had stripped the song of its meaning almost, so I was able to put that verse back in the song, and, em, and that's em em em em....(интервью 13).

Иногда популярному человеку приходится исправлять свои ошибки, чтобы нейтрализовать негативный образ. Поэтому признание в совершении ошибки и выражение по данному поводу нейтрализует негативное отношение публики. Так, например, известному актеру Бенедикту Камбербэтчу пришлось выразить свое сожаление о том, что он назвал актеров с темным цветом кожи «цветными» (colored). Стратегия «сожаление» реализуется с помощью номинативной стратегии прямой идентификации и слов и фраз, выражающих сожаление (fell sorry, be sorry)

"I feel the complete fool I am and while I am sorry to have offended people and to learn from my mistakes in such a public manner please be assured I have. I apologize again to anyone who I offended for this thoughtless use of inappropriate language about an issue which affects friends of mine and which I care about deeply."(интервью 14)

В рамках имиджеобразующих дискурсивных стратегий можно также выделить стратегии: позитивной/негативной самопрезентации.

Поскольку для субъекта имиджа нет как такового противника или конкурента, все усилия сводятся к презентации его исключительно положительных моментов. Тем самым негативная самопрезентация отсутствует или встреча-

ется с незначительной степенью частотности. Для стратегии позитивной презентации характерны стратегии: «саморекламы»; «наслаждения отраженной славы»; «служение примером».

Стратегия позитивной самопрезентации. Стратегия «самореклама». Перечисление достижений. Использование времени Present Perfect с целью показать видимый результат совершенных действий. Взаимодействие с номинативной стратегией прямой идентификации.

MTV: They're also making a new "Street Fighter" film. How does that make you feel?

Van Damme: In fact they called me for that movie, to do the sequel. Again, I would have been well paid but I didn't want to do it. I've made enough money. I don't want to make a movie and then come home and be unhappy about it. Life is short. I'm 47 years old. I've got 10 years to go where I can be the best I can be. I want those 10 years to be precious, not like before, cranking two or three movies a year. I've made a ton of movies in my life, but so what? It's time for me to do things I like so I will be happy, my wife will be happy, my friends will be happy. I just want to do something I'm proud of. It's time for me to change. I could sign with a company for 10 movies and I'm the king of video and so what?1

Your character in Gigantic embraced the paparazzi. Do you enjoy the attention that comes from being in a major TV event like Under the Dome or do you prefer to be more low-key?

I am pretty low key. I definitely appreciate the support and encouragement though!2

Стратегия «наслаждение отраженной славой». Данная стратегия реализуется при помощи демонстрации знакомства с популярными людьми или участия в известных и значимых событиях, а также использование слов с положительной коннотацией.

What was it like working with Stephen King so far?

Stephen King is awesome! He's so smart, witty and sweet! I told him how the movie IT scared me so bad as a kid! He leaned in and said, "Well you better do a good table read or the clown's gonna getcha..." His work is so creepy but he is so sweet and funny, it makes you think- what's in that head of his?3

Стратегия позитивной самопрезентации «служение примером» перекликается с ассертив-

http://www.mtv.com/news/1582633/jean-claude-van-damme-re-evaluates-career-i-will-never-do-another-movie-i-would-not-like/

2 http://www. spoilertv.com/2013/06/under-dome-jolene-purdy-e-mail-interview.html

3 http://www.spoilertv.com/2013/06/under-dome-jolene-purdy-e-mail-interview.html

ной стратегией «пример для подражания». Поэтому использование языковых средств будет одинаковое. Здесь в основе лежат межличностные отношения и правильный образ жизни интервьюируемого, которые оцениваются реципиентом как положительные. Использование слов интеллектуальной и физической деятельности с нейтральной или положительной коннотацией. Взаимодействие с номинативной стратегией прямой идентификации.

CBL: Tell our readers about how you prepare for a show. For example, after a long plane flight in a new town, when you may or may not be in the mood, how do you get that groove thing going?

MP: I exercise, I walk, and then I try to find a place to play saxophone _ for at least an hour and a half; and while I play and I walk, I don't stand still. Exercise and playing are vital to keep me in shape.1

Использование слов и устойчивых выражений с положительной семантикой: good, to stay in shape. Взаимодействие с номинативной стратегией дефокусации. Использование притяжательного местоимения my+ noun.

CBL: What has been keeping you busy recently?

MP: Trying to stay fit, to stay in shape to perform at my level.2

В составе аргументативных стратегий выделяют следующие:

- стратегии рациональной аргументации;

- стратегии эмоциональной аргументации;

- стратегии эмоционально-рациональной аргументации. 3

Стратегии рациональной аргументации реализуется с помощью слов предикатов мнения: think, suppose, believe и т.д.; фактических данных (название организаций, даты и т.д.).

Стратегии эмоциональной аргументации позволяют усилить эмоциональное воздействие на реципиента, придать большую значимость обсуждаемой теме. Использование оценочных единиц (lucky, proud, glad и т.д.).

Если интервьюируемый обращается сразу к двум сферам: рациональной и эмоциональной, то реализуются стратегии эмоционально-рациональной аргументации.

В рамках аргументативных дискурсивных стратегиях используется номинативная стратегия прямой идентификации (механизм ее реализации I).

Таким образом, имидж субъекта коммуникации конструируется сознательно и/или бессознательно совместными действиями коммуникантов с помощью отбора языковых средств в интервью. Имидж создается как результат взаимодействия номинативных и дискурсивных стратегий в конкретных дискурсивных условиях. Интервьюер практически не использует номинативные и дискурсивные стратегии для собственного имиджа, но они вступают в действие, если он формирует имиджевую роль интервьюируемому.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анохина, С.П. Убеждение и манипуляция. Сходства и различия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 3 (13). - С. 5 - 9.

2. Артамонова, Е.С. Стратегии скрытого речевого воздействия как способы создания имиджа публичной персоны // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). -С. 15 - 22.

3. Артамонова, Е.С. Рекламное интервью как особый жанр рекламного дискурса (на примере англоязычных текстов СМИ) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева: в 2-х томах. Том 1 «Филологические науки». - Тольятти, 2016. - № 1. - С. 14-22.

4. Ваторопин, А.С., Семина, М.С. Имидж главы субъекта РФ как лидера общественного мнения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - №2 - С. 77-80.

5. Витковская, Н.Г. Формирование позитивного имиджа организации с помощью средств массовой организации на примере ООО «Мясокомбинат «Звениговский» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 6 - 12.

1 http://yknow-interviews.blogspot.com/2014/06/ maceo-parker-musician.html

2 http://yknow-interviews.blogspot.com/2014/06/ maceo-parker-musician.html

3 Гришаева Л.И. Языковые средства конструирования имиджа субъекта в политической коммуникации: коллективная монография / Л.И. Гришаева, Е.Н. Катанова, О.В. Кашкина, М.А. Бойко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - С. 194.

6. Гришаева, Л.И. Языковые средства конструирования имиджа субъекта в политической коммуникации: коллективная монография / Л.И. Гришаева, Е.Н. Катанова, О.В. Кашкина, М.А. Бойко. -Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2009. - 319 с.

7. Гришаева, Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.,

2007.

8. Денисова, Г.Л. Функции сравнения в немецкой рекламе продукта или услуги // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2012. - № 4 (11). - С. 15 - 25.

9. Ермоленко, Г.М. Медиаобраз В.В. Путина в текстах англоязычных СМИ // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 3 (13). - С. 21-28.

10. Кашкина, О.В. Функциональный анализ самооценочных высказываний как средства вербализации Я-концепта (на материале интервью немецкой прессы): дис. ... канд. филол. наук / О.В. Кашкина. - Воронеж, 2005. - 210 с.

11. Катанова, Е.Н. Самоидентифицирующее высказывание как средство выражения социальной идентичности (на материале стенограмм заседаний британского парламента) // Теоретические и прикладные аспекты описания языка и межкультурной коммуникации: сборник научных трудов факультета романо-германской филологии. Вып.1. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2007. - С. 61-69.

12. Романова, Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. - 2009. - №27 - С. 109-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Щитова, Д.А. Интервью как способ создания имиджа // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - 2012. - №4 (20). - С. 146-153.

14. Laux, Lothar. "Wir, die wir gut sind". Die Selbstdarstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und Glaubwürdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schütz. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1996. -223 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.