УДК: 811.111 ББК: 81.2
Артамонова Е.С.
РЕКЛАМНОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ОСОБЫЙ ЖАНР РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ СМИ)
Artamonova E.S.
AN ADVERTISING INTERVIEW AS A SPECIAL GENRE OF AN ADVERTISING DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF ENGLISH MEDIA TEXTS)
Ключевые слова: реклама, дискурс, рекламный дискурс, интервью, рекламное интервью, имиджевое интервью, скрыто-рекламное интервью, жанр рекламного интервью, композиция рекламного интервью.
Keywords: advertising, discourse, advertising discourse, interview, advertising interview, image interview, implicit advertising interview, a genre of advertising interview, composition of advertising interview.
Аннотация: в настоящей статье рассматривается рекламное интервью как особый жанр рекламного дискурса. Автор статьи определяет основные понятия, связанные с данной темой. Здесь делается обзор важнейших особенностей и основных функций рекламного интервью и рекламного дискурса, приводятся виды рекламного интервью. В данной статье затрагиваются некоторые различия между имиджевым и рекламным интервью. На примерах рекламного интервью выявляются и анализируются языковые средства, характерные для данного жанра.
Abstract: the article deals with the considering an advertising interview as a special genre of advertising interview. The author of the article defines the main terms, related the article's name. The article reviews the main peculiarities and functions of an advertising interview and an advertising discourse, types of an advertising interview. This article broaches some differences between an advertising interview and an image interview. With the help of the advertising interview texts the language means are indicated and analyzed.
В настоящее время реклама представляет собой единую глобальную индустрию, в которой заняты тысячи людей.
Жанровую специфику феномена рекламы составляют способ передачи рекламного объявления и цель составления рекламного текста. Текст, погруженный в ситуацию рекламного общения, является основой для выделения самого общего значения термина реклама - рекламный дискурс. Дискурс, как указывают А.А. Кибрик и его соавторы, - «более широкое понятие, чем текст. Дискурс - это одновременно и процесс языковой деятельности, и ее результат - а результат и есть текст».1
Рекламный дискурс определяется как
1 Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. Гл. 19. Эскиз лингвистической модели текстообразования. - М., 1992. -С. 287-301.
завершенное сообщение, имеющее строго ориентированную прагматическую установку (привлечения внимания к предмету рекламы), сочетающее дистинктивные признаки устной речи и письменного текста с комплексом семиотических (пара- и экстралингвистических) средств.2
Рассматриваемый в работе рекламный дискурс является видом институционального дискурса.3
Коммуникативные клише в рамках институционального дискурса являются своеобразными ключами для понимания всей системы отношений в соответствующем ин-
2 Руднев, Ю. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка. - Интернет^йр: //zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/discours., 2002. - С. 4.
3 Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. - С. 390.
ституте.1
Рекламное интервью имеет более конкретное значение, непосредственно связанное с рекламой.
Рекламное интервью - беседа в форме диалога между рекламистом и интервьюируемым лицом. По форме интервью представляет собой законченный текст, состоящий из блоков «вопрос-ответ» и объединенный общим замыслом.
Цель рекламного интервью - ознакомить потребителя, объяснить основные преимущества товара или услуги, дать оценку и рекомендовать потребителям, например, совершить покупку товара, проголосовать за кандидатуру интервьюируемого политика, сформировать имидж человека и т.д. Главная задача автора - добиться от собеседника естественности и раскованности, что поможет сформировать яркий рекламный образ.
Жанр рекламного интервью представляет собой синтез элементов разных жанров: рекламы (в частности рекламного слогана), газетногоинтервью, художественного диалога (в «виртуальном» рекламном интервью) и языка актуализирующей прозы. Элементы жанров взаимодействуют, интегрируются, организуя языковую основу рекламного интервью.2
Рекламное интервью обладает коммуникативным воздействием (прием выбора, структурирования и подачи в сообщении), оно информативно, так как максимально отображает эффект от товаров и услуг со стороны интервьюера или специалиста в конкретной области деятельности, связанной с объектом рекламы.
В отличие от других видов интервью (журналистское интервью, имиджевое интервью и т.д.) в рекламном интервью традиционный жанр интервью адаптируется к рекламным целям, тексты выполнены на заказ, дают подчас необъективную информацию, а также выстраивают аргументацию с
1 Куликова, Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса. Нижний Новгород, 2008. - С. 199.
2 Вартанова, Н.Г. Жанр рекламного интервью // Функционально-системный подход к исследованиям языковых единиц разных уровней. Материалы
межвузовской научной конференции, посвящённой юбилею д.ф.н., проф. Власовой Ю.Н. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2004. С. 35-36.
расчетом оказать целенаправленное воздействие на поведение адресата.
Несмотря на тот факт, что в целом имиджевое интервью обладает теми же признаками, что и рекламное, однако есть существенные отличия. Основная задача рекламного интервью - призвать к действию -приобрести, воспользоваться услугами. Цель же имиджевого интервью - не в продвижении какого-то определенного продукта или услуги, а в пиаре самой организации, осуществляемом с помощью беседы с ее значимым представителем.
Н.Г. Вартанова выделяет такие признаки рекламных интервью, как:
- гибридность - способность совмещать функции рекламы и журналистского текста.
- манипулятивность - в рамках этих жанров широко используются приёмы психологической и языковой манипуляции. Само использование формы публицистических жанров указывает на то, что адресант скрывает истинные цели коммуникации и присваивает данной информации статус объективных сведений, которые редакция издания обычно проверяет и за которые готова нести ответственность.
- направленность на убеждение - они в основном ориентированы на апелляцию к рационально-логическому мышлению ин-дивида.3
В рамках рекламного интервью выделяют следующие виды рекламного интервью:
- собственно рекламное интервью, которое печатается на правах рекламы в специально отведенных рубриках;
- скрыто- рекламное интервью, которое, не являясь по своему содержательному и языковому оформлению рекламой, тем не менее носит рекламный характер. Не превращаясь по форме в рекламу, оно постоянно поддерживает интерес к предмету рекламы, расширяет знания читателей об этом предмете;
- «виртуальное» рекламное интервью, в рамках которого журналист лишь имитирует межличностное общение, будучи
3 Вартанова, Н.Г. Жанр рекламного интервью.
С. 36.
автором обеих реплик.
- реальное рекламное интервью представляет собой беседу в форме диалога между рекламистом и интервьюируемым лицом. В этом типе рекламного интервью журналист не прибегает к использованию «маски»: здесь на его вопросы отвечает специалист, имеющий достаточную квалификацию, чтобы рассказать о товаре.1
Мы рассмотрим особенности рекламного интервью на примерах скрыто-рекламного интервью, так как к данному виду относятся интервью публичной персоны (телезвезд, киноактеров, певцов и т.д.), что наиболее актуально для нашего исследования.
Приведем пример скрытого рекламного интервью с участием кинозвезды Кианну Ривз.
Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure
The experimental actor is also delving back into sci-fi for a remake of 'The Day the Earth Stood Still.' by josh horowitz 3/21/2008
Sure, we've seen Keanu Reeves make like Superman and defy the laws of physics in "The Matrix" trilogy, but rest assured, you haven't seen him bust heads like he does in the crime thriller "Street Kings." From the opening moments of the David Ayer-directed flick (it's no surprise to learn that he wrote the similarly themed "Training Day"), which find the normally serene Reeves downing booze like he's on a permanent lost weekend and knocking down doors like he's Russell Crowe in "L.A. Confidential," you'll know you're in for something different.
And that's no surprise from the experimental Reeves, an actor who's always up for a challenge. MTV News caught up with the enigmatic actor to talk about his starring role in a highly anticipated sci-fi remake ("The Day the Earth Stood Still"), why Bill & Ted may go on one more adventure, and how he somehow got the Gary Busey role ("Point Break," anyone?) in his latest film.
MTV: Is part of the appeal of "Street Kings" the opportunity to tap into the darker parts of your nature?
1 Вартанова, Н.Г. Структурно-семантические и функциональные особенности жанра рекламного интервью в русских и французских СМИ. - Ростов н/Д. - 2006 . - С. 2.
Keanu Reeves: Yes. It was a really interesting role and obviously a great stretch. The director called me a hippie and said, "We have to get rid of that guy." I really appreciated that opportunity.
MTV: It's an extremely violent movie. What's your own threshold for violence in film?
Reeves: I'm not really into the horror porn. I don't find that entertaining personally. But on some levels, when violence is done to my liking, there's a part of it that I like. I want it to have a reason. Violence for violence's sake, I'm not really into it. I'm not on the Internet trying to find the next beheading. I have friends who do, and I'm not one of those people.
MTV: There are some great mano-a-mano scenes between you and Forest Whitaker and you and Hugh Laurie in this one.
Reeves: They're thrilling. You're working with a fellow artist and you're pushing each other creatively and challenging and reaching for something. If it goes well, it's really a good day, because it's play. When my character and Forest's face-off at the end of the movie, we're both in each other's faces talking about the truth and "Why did you do what you did?" Those are good scenes.
MTV: There's a foot chase in this film that had me thinking back to "Point Break." Except in this one it's Chris Evans doing the running and you're in the car. So does that make you Gary Busey?
Reeves: Yes. I am. When we were shooting that sequence, I wasn't the guy running anymore, I was the guy driving the car. The old veteran! It was nice. I got to be the old guy in the car and let the kid run. [Laughs.]
MTV: You're no stranger to sci-fi, and you've just shot another big one, the remake of "The Day the Earth Stood Still." Why do you love the genre so much?
Reeves: Wow, big question. I really enjoy science-fiction. As a genre, it's very flexible. It's almost an uber-genre. You can do science-fiction romance or drama or horror. It always carries something else with it.
MTV: The first "The Day the Earth Stood Still" was very much an allegory. Is there as much of a commentary in this one?
Reeves: Yeah. Absolutely. The first one was born out of the Cold War and nuclear détente. Klaa-tu [the protagonist in the film] came and was saying, "Cease and desist with your violence. If you can't do it yourselves, we're going to do it." That was the film of that day. The version I was just working on, instead of being man against man, it's more about man against nature. My Klaatu says, "If the Earth dies, you die. If you die, the Earth survives. I'm a friend to the Earth."
MTV: Sounds like Al Gore will be a fan.
Reeves: Well, it's trying to reach beyond the idea of environmentalism. It's dealing with not just the consequences of what we're doing, but who we are as a species.
MTV: Do you say the immortal words, "Klaatu barada nikto"?
Reeves: I do.
MTV: I assume Gort looks a bit different than the tin man of the original.
Reeves: Hey, man, don't put that tin man down. That was iconoclastic. Except for "Metropolis," that might be the best [robot]. Yes, we have another version of the tin man.
MTV: Would you call it an action movie?
Reeves: It's more of a propulsive drama with a road movie in there.
MTV: I have to ask you about "Bill & Ted." When was the last time you spoke to Alex Winter?
Reeves: We spoke on the phone the other day. We're great friends.
MTV: Do you think we'll ever see Ted Theodore Logan again?
Reeves: I hear they're doing a remake! The most serious we ever got was a few years ago. I had once mentioned doing it when we were 40. Now maybe the only shot we have is to do it when we're 50. I don't know who's going to remember by then. [Laughs.]
MTV: Where are the Wyld Stallions today?
Reeves: They're in each and every one of us.
MTV: There was a lot of talk for a while that you were going to play Dr. Manhattan in the "Watchmen" film. Did you want to do it?
Reeves: Yeah, absolutely. It just didn't work
out.
MTV: So it was just scheduling, that kind of
thing?
Reeves: Yeah, but they got [Billy] Crudup to play it, who's fantastic.
MTV: There are a lot of people, myself included, who are just dying to see how that turns out.
Reeves: Man, I went to the set. They were shooting in Vancouver while we were filming, so I went over to the set to say hi. They showed me some stuff, and it looks amazing! I can't wait. It's going to be so killer, man!
MTV: Are your days of performing with bands like Dogstar and Becky behind you?
Reeves: Socially, I still jam, but I haven't played in a rock club recently. I don't know how that's going to happen. I do miss it.1
1 Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure http://www.mtv.com/nsws
Установим общие закономерности построения компонентов рекламного интервью. Текст рекламного интервью состоит из следующих специфических компонентов: заголовок, зачин, диалог, реквизиты фирмы (адрес, телефон и сайт). В скрыто-рекламном интервью отсутствует последний пункт. Очень часто в таком интервью присутствует фотография. Она обычно расположена над основной частью интервью, т.е. занимает первоначальное положение по отношению к этой части текста рекламного интервью. После фотографии следует заголовок. Заголовок используется для привлечения внимания и интереса читателя к тексту рекламного интервью. Заголовок является самым важным элементом рекламного текста, так как это ключевой компонент печатной рекламы. В рекламном интервью заголовок должен быть ярким, чтобы привлечь внимание читателя, не «отпустить» без прочтения материала. Для заголовка рекламного интервью характерно использование:
- всех слов заголовка с заглавной буквы (Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure);
- сослагательного наклонения (JeanClaude Van Damme Re-Evaluates Career: 'I Will Never Do Another Movie I Would Not Like)2
- преимущественно настоящего времени (Actress Jolene Purdy Goes 'Under the Dome')3
- метафор (Actress Jolene Purdy Goes 'Under the Dome') «Under the Dome» выступает в указанном примере в качестве метафоры: «Под куполом». При чтении выражения «Under the Dome» у большинства читателей подсознательно возникает образ фильма, снятого по одноимённому роману Стивена Кинга.
- префиксации (Re-Evaluates)
- ключевых слов (Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure).
2 Jean-Claude Van Damme Re-Evaluates Career: 'I Will Never Do Another Movie I Would Not Like'
http://www.mtv.com/news
3 Actress Jolene Purdy Goes 'Under the Dome' [INTERVIEW] http://www.mtv.com/news
В таких рода заголовках упоминается уже не товар или услуга, а конкретное лицо. Они информативны и часто имеют оценочное и экспрессивное значение. Все эти приемы, разумеется, направлены на основную цель рекламного интервью - привлечь внимание читателя.
Далее следует зачин. Это не менее важная часть любого интервью, так как его задача - удержать внимание читателя. Приведем примеры зачина:
1) When MTV caught up with Van Damme to discuss his latest flick, "The Shepherd: Border Patrol," he was in an introspective mood, admitting he's only ever made a couple of decent films and wondering if a career resurrection is in the cards at the ancient action-star age of 47.1
2) Sure, we've seen Keanu Reeves make like Superman and defy the laws of physics in "The Matrix" trilogy, but rest assured, you haven't seen him bust heads like he does in the crime thriller "Street Kings." From the opening moments of the David Ayer-directed flick (it's no surprise to learn that he wrote the similarly themed "Training Day"), which find the normally serene Reeves downing booze like he's on a permanent lost weekend and knocking down doors like he's Russell Crowe in "L.A. Confidential," you'll know you're in for something different. And that's no surprise from the experimental Reeves, an actor who's always up for a challenge. MTV News caught up with the enigmatic actor to talk about his starring role in a highly anticipated sci-fi remake ("The Day the Earth Stood Still"), why Bill & Ted may go on one more adventure, and how he somehow got the Gary Busey role ("Point Break," anyone?) in his latest film.2
3) This week, actress Jolene Purdy took the spotlight in the Stephen King adaptation "Under the Dome" as the tech savvy Dodee Weaver. The actress, who got her start in 2001's "Donnie Darko," has since made an impression with regular parts in television shows like "Breaking Bad," "Glee," and "Raising Hope" (she's been busy).But will she survive her time trapped under the dome with the other residents of the small Maine town of Chester's Mill? And what does she think of the experience of bringing a character from Stephen King's writing to the screen?3
1 Jean-Claude Van Damme Re-Evaluates Career: 'I Will Never Do Another Movie I Would Not Like'
http://www.mtv.com/news
2 Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure http://www.mtv.com/news
3 Actress Jolene Purdy Goes 'Under the Dome' [INTERVIEW] http://www.mtv.com/news
Из вышеуказанных примеров зачина интервью можно установить наличие:
- перечисление работ, связанных с интервьюируемым ("The Shepherd: Border Patrol", пример 1; "The Matrix"."Street Kings.". пример 2; "Breaking Bad," "Glee," and "Raising Hope", пример 3)
- комментарий и уточнений интервьюера ((it's no surprise to learn that he wrote the similarly themed "Training Day"), ("The Day the Earth Stood Still"), ("Point Break," anyone?), пример 2; (she's been busy), пример 3)
- идиом (bust heads - спорить с кем-то, пример 2; in the cards - возможно, пример 1; take the spotlight - получить признание, пример 3)
- разговорной лексики (flick- фильм, пример 1; booze - пьянствовать, пример 2)
- фразовых глаголов (catch up with -поймать к-л, пример 1; be up for - быть готовым к ч-л, пример 2)
- сравнений (like Superman - как супермен, like he's Russell Crowe - как Рассел Кроу пример 2;)
- сокращений (sci-fi, от science-fiction, пример 2)
- постановки вопроса-проблемы для дальнейшего раскрытия в тексте диалога (wondering if a career resurrection is in the cards at the ancient action-star age of 47 - гадая, возможно ли возобновление карьеры для звезды в 47 лет (здесь и далее перевод автора статьи), пример 1; why Bill & Ted may go on one more adventure, and how he somehow got the Gary Busey role ("Point Break," anyone?) in his latest film. - почему Билл & Тед возможно отправятся в еще одно приключение, и как он получил роль Гэ-ри Бьюзи ("на гребне волны"," кто ответит?) в своем последнем фильме, пример 2; But will she survive her time trapped under the dome with the other residents of the small Maine town of Chester's Mill? And what does she think of the experience of bringing a character from Stephen King's writing to the screen? - Но сможет ли она выжить в ловушке под куполом с остальными жителями небольшого города в штате Мэн Честер Милл? И что она думает о переносе героя работы Стивена Кинга на экран?, пример 3)
Рассмотрим текст вышеприведенного
интервью с Киану Ривзом1 для определения характерных черт текста диалога. Для текста диалога в рекламном интервью характерны:
- повторы (Violence for violence's sake ; , I'm not really into it. I'm not on the Internet trying to find the next beheading.; , I wasn't the guy running anymore, I was the guy driving the car. Повторение одного и того же слова или предложения не только привлекают внимание читателя (или слушателя) к повторяемому элементу, но и добавляет новые оттенки к его содержанию;
- цитаты и уточнения:
MTV: The first "The Day the Earth Stood Still" was very much an allegory. Is there as much of a commentary in this one?
Reeves: Yeah. Absolutely. The first one was born out of the Cold War and nuclear détente. Klaa-tu [the protagonist in the film! came and was saying, "Cease and desist with your violence. If you can't do it yourselves, we're going to do it." That was the film of that day. The version I was just working on, instead of being man against man, it's more about man against nature. My Klaatu says, "If the Earth dies, you die. If you die, the Earth survives. I'm a friend to the Earth."
- сравнения (Are your days of performing with bands like Dogstar and Becky behind you?);
- слова с положительной коннотацией (entertaining - развлекающий, serious - серьезный, внушительный, creatively - творчески, interesting - интересный, enjoy - наслаждаться, propulsive - продвигающий, absolutely - полностью and etc.);
- сослагательное наклонение (Would you call it an action movie?);
- вводные слова и конструкции (socially, well, and etc.) и т.д.
В тексте диалога также применяются скрытые тактики и стратегии воздействия на читателя (реципиента). Применяя различные
средства или стратегии, можно создать рекламу не только себе, но также косвенно прорекламировать других людей. (Подробнее о скрытых стратегиях и тактиках создания имиджа в рекламном интервью можно узнать в статье «Стратегии скрытого речевого воздействия как способы создания имиджа публичной персоны» ). Например:
MTV: There's a foot chase in this film that had me thinking back to "Point Break." Except in this one it's Chris Evans doing the running and you're in the car. So does that make you Gary Busey?
Reeves: Yes. I am. When we were shooting that sequence, I wasn't the guy running anymore, I was the guy driving the car. The old veteran! It was nice. I got to be the old guy in the car and let the kid run.
Интервьюер упоминает известного актера Криса Эванса, тем самым скрыто рекламируя его.
Таким образом, рекламное интервью можно отнести к особому жанру рекламного дискурса, поскольку данный вид интервью является «гибридным», совмещает элементы разных жанров, в частности рекламного слогана газетного интервью, а также языка художественного диалога. Взаимодействуя, элементы жанров интегрируются, создавая определенные особенности (языковые, композиционные и т.д.). Так, для заголовка рекламного интервью характерно написание всех слов в предложении с заглавной буквы для первичного привлечения внимания реципиента (читателя), а в зачине более частотно употребление комментариев интервьюера, постановки вопросов-проблем, идиом и т.д. Текст рекламного интервью содержит повторы, цитаты и уточнения вводные слова и конструкции. Все эти особенности отвечают главной цели рекламного интервью - воздействие на реципиента, выражая признак манипулятивности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артамонова, Е.С. Стратегии скрытого речевого воздействия как способы создания имиджа публичной персоны / Е.С. Артамонова // Вестник Волжского университета имени В Н. Татищева. - Тольятти, 2015. - № 2 (18). - С. 15-22._
1 Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure http://www.mtv.com/news
2 Артамонова, Е.С. Стратегии скрытого речевого воздействия как способы создания имиджа публичной персоны [Текст] / Е.С. Артамонова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Гуманитарные науки. - Тольятти, 2015. - № 2 (18). -С. 15-22.
2. Вартанова, Н.Г. Жанр рекламного интервью // Функционально-системный подход к исследованиям языковых единиц разных уровней. Материалы межвузовской научной конференции, посвящённой юбилею д.ф.н., проф. Ю.Н. Власовой. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2004. -С. 35-36.
3. Вартанова, Н.Г. Структурно-семантические и функциональные особенности жанра рекламного интервью в русских и французских СМИ. - Ростов н/Д., 2006. - С. 21.
4. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. -С. 390.
5. Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. Гл. 19. Эскиз лингвистической модели текстообразования. - М., 1992. - С. 287-301.
6. Куликова, Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2008. - № 4. - С. 199.
7. Руднев, Ю. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка. -Интернет. - Режим доступа: http://zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/discours., 2002. - С. 4.
8. Jean-Claude Van Damme Re-Evaluates Career: 'I Will Never Do Another Movie I Would Not Like' http://www.mtv.com/news
9. Keanu Reeves Finds His Inner-Gary Busey For 'Street Kings,' Considers Another Bill & Ted Adventure http://www.mtv.com/news
10. Actress Jolene Purdy Goes 'Under the Dome' [INTERVIEW] http://www.mtv.com/news
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 1, 2016