Нияз Аюпов, Анна Шевцова
DOI 10.37492/ЕТМ0.2023.71.2.005
Ногайская этнопедагогика в пословицах и поговорках
Этнопедагогические практики народов Кавказа породили обширную традицию их изучения, историография которой заслуживает отдельного исследования. В фокусе внимания авторов данной заметки лежат ногайские паремии (пословицы, поговорки, устойчивые фразеологические единицы, представляющие собой целостное предложение дидактического содержания), отразившие народные представления о воспитании детей. Одним из инструментов исследования в силу этнической принадлежности одного из авторов стала автоэтнография и рефлексия о собственных представлениях о воспитании и эт-нопедагогических приемах, использовавшихся в его детстве. Устойчивость закрепленных фольклором представлений о гендерных и детско-родительских ролях, взаимной ответственности супругов и детей перед младшими и старшими, необходимости трудового воспитания позволяет говорить о том, что и в XXI веке ногайские пословицы и поговорки играют важную роль в передаче нормативной культуры следующим поколениям и формировании этнокультурной идентичности.
Ключевые слова: этнопедагогика; традиционная культура ногайцев; этнография детства; нематериальное наследие; ногайские пословицы и поговорки.
Этнопедагогические практики народов Кавказа породили обширную традицию их изучения, историография которой заслуживает отдельного исследования. В фокусе внимания авторов данной заметки лежат ногайские паремии (пословицы, поговорки, устойчивые фразеологические единицы, представляющие собой целостное предложение дидактического содержания), отразившие народные представления о воспитании детей. Одним из инструментов исследования в силу этнической принадлежности одного из авторов стала автоэтнография и рефлексия о собственных представлениях о воспитании и этнопедагогических приемах, использовавшихся в его детстве. Устойчивость закрепленных фольклором представлений о гендерных и детско-роди-тельских ролях, взаимной ответственности супругов и детей перед младшими и старшими, необходимости
АюповНияз
Илмутдинович, магистрант факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), nivaznogay@mail.ru
Шевцова Анна Александровна, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ash@inbox.ru
трудового воспитания позволяет говорить о том, что и в XXI веке ногайские пословицы и поговорки играют важную роль в передаче нормативной культуры следующим поколениям и формировании этнокультурной идентичности. Пословицы и поговорки - нематериальное наследие предшествующих столетий - «легко модифицируются в современности» [3], поэтому их изучение представляет особый интерес.
С.Ш. Гаджиева наряду со сложностью и разветвленностью ногайской терминологии родства отмечала, что «каждый ногаец, должен был знать, кроме отца и деда, имена еще пяти прадедов, то есть семи отцов - «ети ата-сын» и их потомков - «балаларын». Любой из них, в том числе самый дальний, при отсутствии более близких мог быть наследником и обязан был помогать сородичу в необходимых случаях, мстить за кровь и т. д.» [1, с. 17]. В прошлом большая семья у ногайцев объединяла несколько поколений близких родственников по прямой и нисходящей линии, но и довольно отдаленных, ведущих общее хозяйство [1, с. 23].
Именно семейное воспитание у ногайцев веками оставалось если не единственной, то главной формой воспитания детей [7, с. 176], хотя мальчикам в прошлом было доступно и начальное религиозное (исламское) образование: «Школы устраивались обычно при ме-
те =r ni к M ta
четях и содержались за счет добровольных пожертвований родителей учащихся и состоятельных верующих. У степных ногайцев, сохранявших кочевой быт, родители часто нанимали учителя-муллу в складчину и выделяли ему для учебных нужд кибитку; богатые держали учителя для детей у себя дома» [10, с. 38].
Б.Б. Карданова, С.В. Телепень, З.З. Зинеева выделяют следующие устойчивые методы воздействия на детей: разъяснение, убеждение, назидание, приучение к труду, одобрение и поощрение, личный пример [7, с. 176-177].
Именно личный пример родителя нередко оказывался самым действенным воспитательным приемом: «Ата - балага сыншы» («Отец - испытатель своего ребенка»); «Ата - баладынъ сыны» («Отец - образец для сына») [4, с. 135]. Один из авторов этих строк, Нияз Аюпов, размышляя о принципах воспитания, отметил следующее: «Невольно вспоминаю себя в юности. Особенно период, когда я занимался спортом, когда ездил на разные соревнования в разные города и страны. И каждая моя победа приносила улыбку, радость моим родителям. Видеть их счастливые лица для меня было мотивацией. Также мой отец всегда был для меня примером. Он всегда говорил нужные слова в нужный момент. Всегда говорил, что надо стремиться вперед, никогда не опускать голову перед трудностями. Это обычные вроде бы слова, но умение преподнести их так, как это делали мои родители, это я думаю - тоже искусство! Они всегда рассказывали о своем детстве, о своих отношениях с родителями и их всегда интересно было слушать, всегда хотелось продолжения истории. Так как это были живые примеры, примеры для подражания, для случаев, когда не стоит поступать так или иначе. То есть примеры, где в главных ролях мои родители. Главное в воспитании - своей любовью родители должны вдохновлять, мотивировать своих детей».
Дифференцированное воспитание мальчиков и девочек начиналось с 4-5 лет [5; 6]. В начале 1840-х гг. А. Павлов писал о ногайцах Кизлярской степи: «В отношении образования детей они придерживаются своих обыкновений. У всякого семьянина мальчики с 7 до 10 лет приучены уже к занятиям кочевой их жизни. Они мастера скакать на лошадях, ловить их в табуне; умеют ухаживать в поле за стадами рогатой скотины и овец, стричь с них шерсть; валять вместе с отцом, матерью, дедом, бабкою или дядею полости, выделывать шкуры, мерлушки, шить тулупы и шапочки» [1, с. 115]. Девочек, помимо хозяйственных работ, приготовления пищи, учили шить, вязать, работать по дому, с 10-12 лет они не могли покидать дом без сопровождения [1; 4; 5]. Приучая ребенка к работе с самого детства, неоднократно повторяли пословицу: «Коьз коркак, кол баьтир / У страха глаза велики»), объясняя, что работы не нужно бояться - по мере ее выполнения, ее будет оставаться все меньше. Еще одна поучительная пословица: «Бил-меймен деп кыйналма, окымайман деп кайгыр / Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишь». Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно научиться, а вот если нет желания учиться, это уже плохо, - ведь знания не приходят сами по себе, а только в процессе учебы. Учеба вместе с опытом дают нам знания и умения, что делает нас уверенными в себе, дают возможность приносить пользу людям.
Строгость и беспрекословное послушание, в которых воспитывались дети [1, с. 115] в процессе приучения к труду - мальчики помогали отцу и старшим братьям по хозяйству, девочки - матери и бабушке по дому, компенсировались любовью, вниманием и заботой старших членов семьи. Об особой духовной связи дедушек и внуков / правнуков, бабушек и внучек / правнучек повествует замечательное авто-
те =г Ы Ш
этнографическое исследование Ахмета Ярлыкапова «Сны этнографа» [11].
И все же иерархия семейных отношений, свойственная северокавказской культуре в целом [6; 8], понимание своего места в обществе неизменно сохранялась и усиливалась во взрослой жизни. Например, о власти строгой свекрови над невестками в прошлом говорит следующая паремия: «Анай оьл десе - оьлип, кал десе -калып» («Если свекровь скажет умри, должны были умереть, если скажет живи - остаться живыми») [1, с. 40]; еще одна пословица гласит: «Иниси бардынъ-тынысы бар, агасы бардынъ-ягасы бар / У кого есть младший брат, у того есть возможность передохнуть». Соответственно, одним из ключевых принципов ногайского воспитания было уважение к старшим, а вот потворства плохому поведению, непослушанию в ногайских семьях не было: «Плохой (невоспитанный) ребенок, согласно пословице, вызовет брань в адрес своего отца» [7, с. 177], в то время как «Если рос в традициях, не придется краснеть» (букв. «Если тело укреплялось согласно обычаям, не будет позориться» / «Бет аьдет пен катса эти, кызармас бети») [3].
Воспитательный потенциал ногайского фольклора, заложенные в нем нормы поведения, понятия о человечности, чести исследовался М.Б. Гимбатовой [2]. Особое внимание уделяется в фольклоре защите обездоленных, предупреждению деяний, которые могли привести к совершению греха: «Сирота, сиротинушка, не обижайте сироту, а если обидите, после смерти не будет покоя / Етим, етим деменъиз, етимнинъ акын еменъиз, етимнинъ акын есенъиз, оьлип кеткен заманда, тыныш ятарман де-менъиз») [3]; «Когда сирота плачет, наверху ангелы плачут / Ерде етим йыласа, коькте маьлек йылар» [3].
В соответствии с принципами ногайской этнопедаго-гики мальчиков и девочек следует воспитывать по-
разному. Так, мальчиков нужно хвалить за выполненные действия, а девочек - всегда; мальчик не должен быть скупым, жадным и трусливым, а вот в девушке экономность, хозяйственность и некоторая скупость поощряется, ведь ей в будущем предстоит сохранять доверенное ей имущество мужа и семьи. В мальчике следует воспитывать чувство ответственности, он должен уметь держать свое слово. Если он что-то пообещал, то должен выполнить в срок. Настоящий мужчина не уходит от ответа, а принимает все последствия своих поступков с гордо поднятой головой, вне зависимости от того, что его ожидает. Необходимо также объяснить сыну, что он должен всегда вставать на защиту матери, подруги, слабых людей. Он должен не бояться того, что его ожидает. Даже если впереди опасность, с которой он не справится, нельзя пасовать и засовывать голову в песок, нужно пытаться бороться в любом случае. И, наконец, мужчина всегда должен оставаться сильнее женщины. И умение проявить заботу и доброту -наивысший уровень духовной силы. Милосердие к слабым, внимание к жене, любовь к родителям - все это делает обычного парня настоящим мужчиной.
Каждая девочка - будущая хранительница очага. Важно не просто научить ее вести домашнее хозяйство, но и воспринимать это не как тяжелую ношу, а как часть заботы о муже и семье. Девочку как будущую невесту будут оценивать не только с точки зрения внешней красоты, но и с точки зрения характера. Красота души, мудрость, терпение, умение стойко воспринимать удары судьбы и их преодолевать имеет огромное влияние в построении и сохранении семьи. Сравнивая девушку с ее матерью, ногайцы говорят: «Анасына карап кызын ал, аягын коьрип асын иш / Приглядись к матери и женись на дочери, посмотрев на пиалу - ешь».
И мальчиков, и девочек следует научить беречь свое здоровье, которое понимается как главное богатство.
«Богатство бедняка - его крепкое здоровье / Ярлыдынъ байлыгы - денининъ савлыгы» [9]. Одинаково важны и для мальчиков, и для девочек воспитание трудолюбия, уважения к семье и формирование коммуникативных навыков - умения общаться, слушать, реагировать.
При этом в современных ногайских семьях, по мнению представителей ногайского этноса, ответственность за воспитание детей должны нести оба супруга. Каждая семья должна стараться прививать своим детям такие черты характера, как трудолюбие, честность, моральная чистота, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, уважение к народному добру, почитание старших.
Авторы благодарят Илмутдина Ахматовича и Кизлархан Тазововну Аюповых за помощь в подготовке материала.
Литература:
1. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1979. 173 с.
2. Гимбатова М.Б. Идеи нравственного воспитания в устном народном творчестве ногайцев // Лавровские (Среднеазиатско-кавказские чтения) 2004-2005 гг.: тезисы докладов (Санкт-Петербург, 16-19 мая 2005 г.) / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, И.В. Стасевич. СПб.: МАЭ им. Петра Великого, 2005. С. 95-97.
3. Капланова А.И. Отображение религиозных мотивов в пословицах и поговорках ногайцев // Средневековая археология и этническая история Северного Кавказа: контактные зоны и торговые пути. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием, посв. 100-летию археолога-кавказоведа проф. Е.П. Алексеевой (Карачаевск, 03-04 декабря 2021 г.) / Отв. редактор У.Ю. Кочка-ров. Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У.Д. Алиева, 2022. С. 55-59.
4. Каракаева А.Ю. К вопросу о семейном воспитании ногайцев // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2008. № 6. С. 134-136.
5. Карасова Н.А. Подготовка девушек к семейной жизни в этнопедагогике ногайцев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-devushek-k-semeynoy-zhizni-v-etnopedagogike-nogaytsev (дата обращения: 22.05.2023).
6. Карасова С.Я., Айбазова М.Ю. Роль трудового воспитания в этнопедагогических традициях ногайской семьи. Монография. М.: Перо, 2015. 145 с.
7. Карданова Б.Б. Ногайская этнопедагогика: виды, средства и методы воспитания / Б.Б. Карданова, С.В. Телепень, З.З. Зинеева // Этнодиалоги. 2021. №1 (63). С. 176-188.
8. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2013. 408 с.
9. МалаховаА.С., Малахов С.Н. Народные представления о болезни в русских и ногайских пословицах XVП-XVШ века как отражение специфики этнической картины мира // Культурная жизнь Юга России. 2014. №4. 1Ж: https://cyberleninka.rU/article/n/ narodnye-predstavleniya-o-bolezni-v-russkih-i-nogayskih-poslovitsah-xvii-xviii-veka-kak-otrazhenie-spetsifiki-etnicheskoy-kartiny-mira (дата обращения: 22.06.2023).
10. Ярлыкапов А.А. Ислам у степных ногайцев / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: ИЭА РАН, 2008. 266 с.
11. Ярлыкапов А.А. Сны этнографа: (опыт автоэтнографического исследования) // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 48-52.
Niyaz Ayupov,
Master's student of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), niyaznogay@mail.ru
Anna Shevtsova,
Doctor of History, Professor of the Chair of Cultural Studies, Deputy Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ash@inbox.ru
Nogai ethnopedagogy in proverbs and sayings
The ethnopedagogical practices of the peoples of the Caucasus have given rise to an extensive tradition of their study, the historiography of which deserves a separate research. The authors of the article focus on Nogai paremies (proverbs, sayings, and catch-phrases that represent a whole sentence of didactic content), which reflect folk ideas about the education of children. Due to the ethnicity of one of the authors, one of the research tools was autoethnography and reflection on his own ideas about upbringing and ethnopedagogical techniques used in his childhood. Stability of ideas about gender and child-parent roles, mutual responsibility of spouses and children to the younger and older, necessity of labor education fixed by folklore allows us to say that even in the 21st century Nogai proverbs and sayings play an important role in the transmission of normative culture to the next generations and the formation of ethnocultural identity.
Keywords: ethnopedagogy; traditional culture of Nogai people; ethnography of childhood; intangible heritage; Nogai proverbs and sayings.