ты сестринской службы в России, подчеркнули высокий мероприятия. По словам самих участников, такие форумы
научный уровень сделанных сообщений и их большое сегодня просто необходимы, причем не только медицин-
практическое значение, а также хорошую организацию ским сестрам, но и всему здравоохранению в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The Impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel // International Journal of Nursing Studies. — 2003; 41: 713-719.
2. Riba S., Greenberger C., Reches H. State Involvement in Professional Nursing Development in Israel // Journal of Issues in Nursing. — 2004; 9 (3).
3. Двойников С. И. «Больше дела, меньше слов» — «Facta, non verba». — Ремедиум, Приволжье. — 2009; 3.
4. Резолюция 1-го Форума детских медицинских сестер России, 2011.
Е.Ш. Хатамова
Государственная больница им. Эдит Вольфсон, Тель-Авив
Низкий престиж профессии медицинской сестры
Для обсуждения актуальных вопросов и особенностей современного сестринского дела на 1-й Форум детских медицинских сестер съехались медицинские работники из многих российских регионов. С началом преобразований в системе здравоохранения в России изменился и подход к работе медицинской сестры. Об этом говорили сами участники форума, подчеркивая, что некоторые изменения коснулись профессионального уровня медсестер и качества обслуживания пациентов. На современном этапе медсестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения.
В ходе подготовки I Форума с целью выявления проблемных вопросов в работе детских медицинских сестер на 20 территориях страны по анкете, разработанной в НЦЗД РАМН (Москва), были организованы социологические опросы, в которых участвовали свыше 1200 человек, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях страны. В качестве волонтеров выступили медицинские сестры — будущие участницы форума. Результаты показали, что большинство опрошенных не испытывают удовлетворения от своей работы, что связано с низким уровнем технологического оснащения и информатизации рабочих мест медицинских сестер. Респонденты отмечали неблагоприятную психологическую обстановку, частые стрессовые ситуации в коллективах, отсутствие своевременной информации о работе учреждений.
Респонденты отметили потребность в освоении навыков эффективной коммуникации с детьми и их родителями, а также знании рыночных механизмов в здравоохранении, в связи с чем на Форуме были организованы 2 мастер-класса: «Коммуникация и консультирование в работе медицинской сестры» и «Маркетинг в работе
детских медицинских сестер». Участники отметили важность проведения мастер-классов и выразили пожелания по интересующим их темам для следующего форума. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на одну из проблем, негативно влияющих на развитие сестринской деятельности во всем мире, — низкий престиж профессии медицинской сестры. Ведь и сам форум, подчеркнувший, что врачи и сестры являются одной командой, был организован для повышения престижа, самооценки детских медсестер, чувства удовлетворенности от выбранной специальности был организован 1-й Форум, подчеркнувший, что врачи и медсестры являются одной командой.
Для достижения широкого общественного признания требуется вначале поднять престиж профессии в глазах самих медработников. Иными словами, медсестры должны больше верить в себя, в престижность самой профессии. Существенную помощь в этом может оказать законодательство, утвердив расширенные полномочия медсестер [1].
Американские ученые, заинтересованные проблемами медсестринского дела, провели исследование по изучению состава медицинского персонала с нескольких позиций: уровня образования, опыта работы, заботы о больных в среднем за смену в больнице, причем учитывали количество мест для пациентов, уровень технологии преподавания и известность медицинского учреждения с точки зрения обучения. Исследователи установили, что увеличение процента медсестер со степенью бакалавра уменьшает осложнения и риск смертности пациентов в течение первых 30 дней после операции [2].
За рубежом, например в Израиле, стимулами для профессионального развития сестринского дела являются: заин-
132
тересованность медсестер в обеспечении карьерного роста посредством обучения; соображения финансовой прибыли; интерес государства, ответственного за общее благосостояние общества [3].
Проанализируем исследование Д. Уайт и соавт. из Университета Эдинбурга среди медсестер, получивших степень магистра в области сестринского дела в течение последнего десятилетия [4]. Участников опрашивали о главном преимуществе дополнительного обучения. Большинство из них отметили, что получение образования принесло ощущение удовлетворенности и личного достижения, чувство собственного достоинства и повышенной самооценки после окончания института. Другими словами, они получили большую независимость, самостоятельность, возможность защищать свои позиции и публиковать статьи в научных журналах. Некоторые из них также отметили, что вторая и третья степени образования повышают престиж профессии в сравнении с парамедицинскими и другими специальностями в медицине. Среди прочих преимуществ образования были отмечены такие, как умение решать сложные проблемы и развитие академических навыков (способность понимать предмет и видеть его глубину).
Изучив исследования американских коллег, следует спросить себя: а есть ли у нас компетентные силы, способные заставить учиться не желающих повышать квалификацию медсестер, и что следует ожидать после такого обучения — вклад в профессию или ущерб от нее?
Безусловно, необходимо поощрять желание медсестер к повышению образования, исходя из любви к профессии и чувства ответственности, обеспечив им соответствующее финансовое вознаграждение.
Образование медсестер, гарантирующее им высокие должности, повышает профессиональный имидж, производительность труда, улучшает качество обслуживания пациентов и способствует восприятию сестринской профессии как имеющей значительный вклад в здравоохранение.
Требуется обучать медсестер навыкам лидерства и руководства, поощрять к участию в исследованиях для развития и расширения знаний в области предмета дисциплины, а также научных исследованиях, соответствующих международным стандартам, в целях содействия повышению престижа сестринского дела в любой стране мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The Impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel // International Journal of Nursing Studies. — 2003; 41: 713-719.
2. Aiken L.H., Clarke S.P, Cheung R.B. et al. Educational levels of hospital nurses and surgical patient mortality // Journal of the American Medical Association. — 2003; 290: 1617-1623.
3. Riba S., Greenberger C., Reches H. State Involvement in Professional Nursing Development in Israel // Journal of Issues in Nursing. — 2004; 9 (3).
4. Whyte D.A., Lugton J., Facett T.N. Fit for Purpose: The Relevance of Master Preparation for Professional Practice of Nursing // Journal of Advanced Nursing. — 2000; 31 (5): 1072-1080.
4
4
Рекомендуется приучать ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев
Признаки готовности:
□ ребенок остается сухим больше 2 часов подряд в дневное время;
□ акты дефекации становятся регулярными и предсказуемыми;
□ ребенок умеет ходить и в состоянии самостоятельно садиться на горшок;
□ ребенок знает и понимает, для чего предназначен горшок и/или унитаз;
□ у ребенка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов);
□ ребенок начинает демонстрировать свою независимость при помощи слова «нет»;
□ ребенок понимает и готов следовать инструкциям родителей;
□ жестами или словами ребенок в состоянии сигнализировать о потребности
в осуществлении физиологического акта;
□ ребенок умеет самостоятельно снимать трусы, подгузник, колготки при попытке воспользоваться горшком;
□ ребенок демонстрирует нежелание ходить в запачканном подгузнике;
□ ребенок проявляет интерес к подражанию действиям других членов семьи в туалете.
Рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев
www.pediatr-russia.rn ................................^