Научная статья на тему 'Низкий престиж профессии медицинской сестры'

Низкий престиж профессии медицинской сестры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1147
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Низкий престиж профессии медицинской сестры»

ты сестринской службы в России, подчеркнули высокий мероприятия. По словам самих участников, такие форумы

научный уровень сделанных сообщений и их большое сегодня просто необходимы, причем не только медицин-

практическое значение, а также хорошую организацию ским сестрам, но и всему здравоохранению в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The Impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel // International Journal of Nursing Studies. — 2003; 41: 713-719.

2. Riba S., Greenberger C., Reches H. State Involvement in Professional Nursing Development in Israel // Journal of Issues in Nursing. — 2004; 9 (3).

3. Двойников С. И. «Больше дела, меньше слов» — «Facta, non verba». — Ремедиум, Приволжье. — 2009; 3.

4. Резолюция 1-го Форума детских медицинских сестер России, 2011.

Е.Ш. Хатамова

Государственная больница им. Эдит Вольфсон, Тель-Авив

Низкий престиж профессии медицинской сестры

Для обсуждения актуальных вопросов и особенностей современного сестринского дела на 1-й Форум детских медицинских сестер съехались медицинские работники из многих российских регионов. С началом преобразований в системе здравоохранения в России изменился и подход к работе медицинской сестры. Об этом говорили сами участники форума, подчеркивая, что некоторые изменения коснулись профессионального уровня медсестер и качества обслуживания пациентов. На современном этапе медсестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения.

В ходе подготовки I Форума с целью выявления проблемных вопросов в работе детских медицинских сестер на 20 территориях страны по анкете, разработанной в НЦЗД РАМН (Москва), были организованы социологические опросы, в которых участвовали свыше 1200 человек, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях страны. В качестве волонтеров выступили медицинские сестры — будущие участницы форума. Результаты показали, что большинство опрошенных не испытывают удовлетворения от своей работы, что связано с низким уровнем технологического оснащения и информатизации рабочих мест медицинских сестер. Респонденты отмечали неблагоприятную психологическую обстановку, частые стрессовые ситуации в коллективах, отсутствие своевременной информации о работе учреждений.

Респонденты отметили потребность в освоении навыков эффективной коммуникации с детьми и их родителями, а также знании рыночных механизмов в здравоохранении, в связи с чем на Форуме были организованы 2 мастер-класса: «Коммуникация и консультирование в работе медицинской сестры» и «Маркетинг в работе

детских медицинских сестер». Участники отметили важность проведения мастер-классов и выразили пожелания по интересующим их темам для следующего форума. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на одну из проблем, негативно влияющих на развитие сестринской деятельности во всем мире, — низкий престиж профессии медицинской сестры. Ведь и сам форум, подчеркнувший, что врачи и сестры являются одной командой, был организован для повышения престижа, самооценки детских медсестер, чувства удовлетворенности от выбранной специальности был организован 1-й Форум, подчеркнувший, что врачи и медсестры являются одной командой.

Для достижения широкого общественного признания требуется вначале поднять престиж профессии в глазах самих медработников. Иными словами, медсестры должны больше верить в себя, в престижность самой профессии. Существенную помощь в этом может оказать законодательство, утвердив расширенные полномочия медсестер [1].

Американские ученые, заинтересованные проблемами медсестринского дела, провели исследование по изучению состава медицинского персонала с нескольких позиций: уровня образования, опыта работы, заботы о больных в среднем за смену в больнице, причем учитывали количество мест для пациентов, уровень технологии преподавания и известность медицинского учреждения с точки зрения обучения. Исследователи установили, что увеличение процента медсестер со степенью бакалавра уменьшает осложнения и риск смертности пациентов в течение первых 30 дней после операции [2].

За рубежом, например в Израиле, стимулами для профессионального развития сестринского дела являются: заин-

132

тересованность медсестер в обеспечении карьерного роста посредством обучения; соображения финансовой прибыли; интерес государства, ответственного за общее благосостояние общества [3].

Проанализируем исследование Д. Уайт и соавт. из Университета Эдинбурга среди медсестер, получивших степень магистра в области сестринского дела в течение последнего десятилетия [4]. Участников опрашивали о главном преимуществе дополнительного обучения. Большинство из них отметили, что получение образования принесло ощущение удовлетворенности и личного достижения, чувство собственного достоинства и повышенной самооценки после окончания института. Другими словами, они получили большую независимость, самостоятельность, возможность защищать свои позиции и публиковать статьи в научных журналах. Некоторые из них также отметили, что вторая и третья степени образования повышают престиж профессии в сравнении с парамедицинскими и другими специальностями в медицине. Среди прочих преимуществ образования были отмечены такие, как умение решать сложные проблемы и развитие академических навыков (способность понимать предмет и видеть его глубину).

Изучив исследования американских коллег, следует спросить себя: а есть ли у нас компетентные силы, способные заставить учиться не желающих повышать квалификацию медсестер, и что следует ожидать после такого обучения — вклад в профессию или ущерб от нее?

Безусловно, необходимо поощрять желание медсестер к повышению образования, исходя из любви к профессии и чувства ответственности, обеспечив им соответствующее финансовое вознаграждение.

Образование медсестер, гарантирующее им высокие должности, повышает профессиональный имидж, производительность труда, улучшает качество обслуживания пациентов и способствует восприятию сестринской профессии как имеющей значительный вклад в здравоохранение.

Требуется обучать медсестер навыкам лидерства и руководства, поощрять к участию в исследованиях для развития и расширения знаний в области предмета дисциплины, а также научных исследованиях, соответствующих международным стандартам, в целях содействия повышению престижа сестринского дела в любой стране мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The Impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel // International Journal of Nursing Studies. — 2003; 41: 713-719.

2. Aiken L.H., Clarke S.P, Cheung R.B. et al. Educational levels of hospital nurses and surgical patient mortality // Journal of the American Medical Association. — 2003; 290: 1617-1623.

3. Riba S., Greenberger C., Reches H. State Involvement in Professional Nursing Development in Israel // Journal of Issues in Nursing. — 2004; 9 (3).

4. Whyte D.A., Lugton J., Facett T.N. Fit for Purpose: The Relevance of Master Preparation for Professional Practice of Nursing // Journal of Advanced Nursing. — 2000; 31 (5): 1072-1080.

4

4

Рекомендуется приучать ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев

Признаки готовности:

□ ребенок остается сухим больше 2 часов подряд в дневное время;

□ акты дефекации становятся регулярными и предсказуемыми;

□ ребенок умеет ходить и в состоянии самостоятельно садиться на горшок;

□ ребенок знает и понимает, для чего предназначен горшок и/или унитаз;

□ у ребенка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов);

□ ребенок начинает демонстрировать свою независимость при помощи слова «нет»;

□ ребенок понимает и готов следовать инструкциям родителей;

□ жестами или словами ребенок в состоянии сигнализировать о потребности

в осуществлении физиологического акта;

□ ребенок умеет самостоятельно снимать трусы, подгузник, колготки при попытке воспользоваться горшком;

□ ребенок демонстрирует нежелание ходить в запачканном подгузнике;

□ ребенок проявляет интерес к подражанию действиям других членов семьи в туалете.

Рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев

www.pediatr-russia.rn ................................^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.