Научная статья на тему 'НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. КАСЬЯНА'

НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. КАСЬЯНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУКА / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашевский С.Л.

Статья посвящена научному творчеству известного российского ученого, профессора, доктора философских наук Андрея Афанасьевича Касьяна, его вкладу в развитие научных исследований, связанных с историей и особенностями нижегородского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашевский С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIZHNY NOVGOROD EDUCATION IN THE SCIENTIFIC WORK OF A. A. KASYAN

The article is devoted to the work of the famous Russian scientist, professor, Doctor of Philosophy Andrei Afanasievich Kasyan as well as his contribution to the development of scientific researches related to the history and features of the development of Nizhny Novgorod education.

Текст научной работы на тему «НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. КАСЬЯНА»

10. Розанов, В. В. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Уединенное / В. В. Розанов. — М. : Правда, 1990. — 711 с.

11. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. — М. : Педагогика, 1990. — 624 с.

12. Семья: феноменология повседневности : коллективная монография / под общ. ред. Е. С. Элбакян, Г. С. Широкаловой. — Н. Новгород : НГСХА, 2016. — 444 с.

13. Яблонских, Ю. П. Нравственное становление личности как субъекта социальных отношений / Ю. П. Яблонских, Е. В. Харитонова //Проблемы современного педагогического образования. Серия: «Педагогика и психология» : сборник научных трудов. — Вып. 57. — Ч. 4. — Ялта : РИО ГПА, 2017. — С. 238—244.

НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. КАСЬЯНА

С. Л. ИВАШЕВСКИЙ, доктор философских наук, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России dr. isl@yandex.ru

Статья посвящена научному творчеству известного российского ученого, профессора, доктора философских наук Андрея Афанасьевича Касьяна, его вкладу в развитие научных исследований, связанных с историей и особенностями нижегородского образования.

The article is devoted to the work of the famous Russian scientist, professor, Doctor of Philosophy Andrei Afanasievich Kasyan as well as his contribution to the development of scientific researches related to the history and features of the development of Nizhny Novgorod education.

Ключевые слова: нижегородское образование, философия образования, мировоззрение, наука, идеология

Key words: Nizhny Novgorod education, philosophy of education, world outlook, science, ideology

Имя Андрея Афанасьевича Касьяна (1946—2016) хорошо известно всем, кто занимается философскими проблемами науки и образования. Его исследовательские интересы были определены базовым математическим образованием. В 1969 году А. А. Касьян окончил Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности «Математика», с 1971 года преподавал на кафедре философии,

более двадцати лет занимал должность проректора по научной работе НГПУ. Деятельность А. А. Касьяна отличали искренняя любовь к нижегородской земле, к вузу, которому он посвятил свою жизнь, глубокое уважение к окружающим его людям— ученым, преподавателям, студентам. Будучи признанным лидером философии нижегородского образования, он оказал влияние на формирование ее региональных особенностей, проявляющих-

ся в повышенном интересе к проблемам именно нижегородского образования, истории вузов и научных школ, к судьбам и творчеству педагогов и ученых Нижнего Новгорода.

Одной из важнейших линий научного творчества А. А. Касьяна стало исследование проблемы мировоззренческого плюрализма в современном обществе и вариантов ее решения в реализации основных функций системы образования. Обосновав проблему формирования мировоззрения в школе и вузе наших дней, Андрей Афанасьевич определял философию в качестве «стержня» мировоззрения, а философскую культуру называл критерием образованности [2, с. 12].

Мировоззрение для А. А. Касьяна — это орудие миропреобразования. Его сущность ученый выражал триадой «знание — убеждение — действие» [2, с. 21]. Признавая многообразие мировоззренческих форм, он считал, что образовательное учреждение «обречено» идти по линии формирования именно научного мировоззрения.

Будучи математиком по базовому образованию, А. А. Касьян особое внимание уделял рассмотрению феномена «математического мировоззрения» [2, с. 40— 41]. Ученый придавал особое значение математике в становлении и развитии мировоззрения современного человека. Он подчеркивал важность образования для включения личности в мир культуры.

А. А. Касьян поднимал вопрос об ответственности ученого и педагога [2], которая сегодня заключается в том, чтобы способствовать пробуждению мировоззренческого сознания в обществе. Он считал, что особую роль в этом должно играть философское образование.

Мнимая «нейтральность», пренебрежение к мировоззренческим последствиям своей деятельности — это проявление

Ученый придавал особое значение математике в становлении и развитии мировоззрения современного человека. Он подчеркивал важность образования для включения личности в мир культуры.

социальной безответственности ученого и педагога. Среди работ А. А. Касьяна по проблеме формирования мировоззрения в учебных заведениях необходимо отметить следующие:

3 Преподавание математики как фактор формирования научного мировоззрения школьников// Философско-социологи-ческие проблемы образования. Горький, 1979;

3 Отношение мировоззрения и науки как явлений духовной жизни общества// Философско-социологические вопросы развития и формирования духовного мира человека. Горький, 1986;

3 Влияние математики на мировоззрение // Современная математика: методологические и мировоззренческие проблемы. М.; Обнинск, 1987;

3 «Жизненный мир» и мировоззренческое сознание личности//Философия. Наука. Личность. М., 1992;

3 Мировоззрение — устаревшее понятие? // Педагогическое обозрение. 1995. № 3;

3 Мировоззрение в контексте образования // Гуманитарные аспекты современного астрономического образования. Н. Новгород, 1997;

3 Мировоззрение и ребенок//XXI век: будущее России в философском измерении. В 4 т. Т. 4, ч. 2. Екатеринбург, 1999;

3 Мировоззрение как явление духовной жизни общества, духовного мира человека//Человек в мире идей и мировоззрений. Н. Новгород, 1999;

3 Конфликтность мировоззренческого сознания в современном образовании // Социальные конфликты. Вып. 14. М., 1999;

3 Мировоззрение как явление культуры. Наука: культурологическое измерение//Культурология. М., 2003;

3 Образование и встреча мировоззре-ний//А1та mater (Вестник высшей школы). 2006. № 4;

3 Мировоззренческая позиция препо-давателя//Высшее образование сегодня. 2008. № 12;

3 Мировоззрение и образование: экологический вектор // Стратегия экологического образования. Н. Новгород, 2009.

В своих работах А. А. Касьян много внимания уделил определению статуса философского знания в системе профессиональной подготовки. Он исследовал роль и возможности философии в деятельности как педагога, так и учащегося. Методологическая культура, писал он, пронизывает сферу образования, она необходима педагогу не менее ученого. Философия формирует методологическую культуру исследователя. Методологическая культура преподавателя высшей школы — это не только показатель развития его методологического сознания в сфере науки, но и методологическая культура его деятельности в сфере обучения и воспитания. Научно-педагогическое знание служит методологическим основанием практической деятельности по обучению и воспитанию студентов [2].

А. А. Касьян подчеркивал важность организации деятельности учебного заведения по такому принципу, где общение учителя и ученика, преподавателя и студента происходит не только в рамках классно-урочной системы, но и в системе неформальных отношений, где важнейшую роль играют совместные научные исследования. При таком взаимодействии педагог передает не только свои знания, но и культуру, систему ценностей, мировоззрение [2]. Андрей Афанасьевич был убежден, что педагогическая деятельность стимулирует научное творчество, а преподавание — это интерпретация научного знания, его уточнение, логическое структурирование. В рамках исследования проблем соотношения философии и образования им были подготовлены публикации для ведущих журналов в области педагогики и философии образования:

3 Философская подготовка студентов // Советская педагогика. 1988. № 6;

3 Педагогические аспекты философского образования (материал в обзоре «Пе-

рестройка преподавания философии») // Философские науки. 1988. № 12;

3 Философская культура как критерий образованности // Вестник высшей школы. 1989. № 8;

3 Философское образование — предмет педагогического исследования // Советская педагогика. 1989. № 10;

3 Методологическое сознание и методологическая культура//Вестник высшей школы. 1991. № 4;

3 Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. 1993. № 1.

А. А. Касьян принял активное участие в научной дискуссии о проблемах гуманитаризации научного знания и образования в России. Благодаря его исследованиям в этой области были конкретизированы основные понятия, определены базовые подходы к эффективной реализации задач гуманитаризации в образовательных организациях нашего города и страны.

Гуманитаризация, считал ученый, может быть осуществлена путем выявления в науках и использования в образовательной практике областей «двойного подданства», которые возникают на «территориях», промежуточных между собственно гуманитарным знанием и иными науками [2, с. 142]. Такая точка зрения позволяет найти более оптимальное соотношение профессиональной подготовки человека с его общекультурным, духовным развитием. По мнению А. А. Касьяна, в гуманитарном знании необходимо найти то, что представляет ценность для каждой отдельно взятой профессии. «Подлинная гуманитаризация образования, — подчеркивал он, — ориентирована на выявление личностного смысла профессионально-специализированной деятельности с помощью гуманитарных знаний» [2, с. 146]. При этом философское образование предлагается в качестве модели гу-

манитаризации. Ученый поднимает проблему профилирования в преподавании философии с учетом особенностей студенческой аудитории и профиля высшего учебного заведения.

Идеи А. А. Касьяна в этой области были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом. В 1996 году Андрей Афанасьевич стал руководителем проекта, прошедшего конкурс РГНФ, по организации и проведению федеральной научно-практической конференции «Проблемы гуманитаризации естественнонаучного образования».

Среди работ ученого по данным проблемам следует отметить следующие:

3 Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2;

3 Понятие гуманитаризации образования: поиски смысла//Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 3. Екатеринбург, 1998;

3 Профессионализация или гуманитаризация образования: альтернатива или единство? // Вестник психолого-педагогического факультета НГПУ. 1999. № 1;

3 Гуманитаризация образования как проблема науки и как проблема практики // Подготовка специалиста в области образования. Н. Новгород, 2001;

3 Гуманитаризация и профессионализация образования // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных центров общеобразовательной школы. Н. Новгород, 2005.

В своих исследованиях А. А. Касьян подчеркивал тесную взаимосвязь науки и образования, изучал социокультурные особенности становления и развития науки в нашей стране, их влияние на формирование самобытных черт отечественного образования [3; 4]. Он уделял особое внимание философским основаниям российской системы

Ученый выявил, что специфика развития философии в российской провинции остается практически не изученной в отечественной науке, и поставил задачу: исследовать реальное бытие философии в СССР.

образования, ее идеалам, ценностям, традициям, приоритетам развития.

Андрей Афанасьевич в своем научном творчестве ставил вопрос о всестороннем глубоком анализе развития отечественной философии. При этом отмечал существующий в исследованиях по истории советской философии «моск-воцентризм», то есть сведение всей философии в СССР к ее существованию в Москве. Ученый выявил, что специфика развития философии в российской провинции остается практически не изученной в отечественной науке, и поставил задачу: исследовать реальное бытие философии в СССР [6], — что было поддержано Российским гуманитарным научным фондом. При его участии А. А. Касьян руководил следующими проектами:

3 2000—2001 гг. — «Философия в российской провинции (Нижегородский регион): 1920—1990 гг.» (исследовательский проект);

3 2003 г. — «Философия в российской провинции (Нижний Новгород: XX век)» (издательский проект);

3 2004—2005 гг. — «Идеологические дискуссии в отечественной науке середины XX века: региональный подход» (исследовательский проект).

В этот период деятельности ученого появляются следующие труды, подготовленные им самим или в составе авторских коллективов:

3 Центризм и регионализм как исследовательские подходы в истории нау-ки//Социальные конфликты. Вып. 17. М., 2000;

3 Провинциальное эхо великих потрясений // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 1;

3 Динамика развития науки: 1918— 2000 годы // Нижегородский педагогический. Страницы истории. Н. Новгород, 2001;

3 Философия в российской провинции: Нижний Новгород. XX век. М., 2003;

3 История с физикой: Монография. Н. Новгород, 2004;

3 Региональное мировоззрение // Философия и будущее цивилизации. Т. 4. М., 2005;

3 Дискуссии советских ученых середины XX века: центр — регион//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 5.

В своих научных трудах Андрей Афанасьевич отмечал, что в жизни советской науки и образования большую роль играли дискуссии, которые не являлись чисто научными, а были научно-идеологическими. Их содержание и выводы выходили далеко за пределы конкретной научной области, оказывали влияние на развитие других наук, на деятельность системы образования. Эти дискуссии определяли судьбы научных и учебных учреждений нашей страны, отдельных личностей— ученых и педагогов. Касьян утверждал, что в советских идеологических дискуссиях отражались установки высшего политического руководства, но «на местах» государственная идеология часто «повисала в воздухе», импульс, заданный центром, затухал по мере удаления от него [1, с. 12]. Это определило особый интерес к науке в провинции как менее связанной официальными идеологическими догматами.

А. А. Касьян исследовал место и роль государственной идеологии в истории отечественной науки и образования. Он считал это значимым для понимания прошлого, настоящего и определения перспектив будущего развития России [5]. Андрей Афанасьевич организует масштабное исследование, собирает коллектив авторов из разных вузов Нижнего Новгорода. В результате был осуществлен комплексный анализ проблемы отношений государственной идеологии, науки (в единстве ее основных направлений: математики, естествознания, социально-гуманитарной науки) и образования. Принципиальным подходом явилось рассмотрение проблемы в двух измерениях: «центр» (управленческие структуры и ведущие научно-образовательные уч-

реждения) и «регион» (вузовские научно-образовательные структуры, прежде всего нижегородские (горьковские)). Проблема рассматривалась с позиций историзма, были определены особенности динамики отношений науки, системы образования и идеологии в различные периоды отечественной истории. Это позволило выявить историческую преемственность и закономерности взаимодействия науки и образования с политической идеологией.

Данное направление исследований было признано востребованным и перспективным на государственном уровне: Российский гуманитарный научный фонд утвердил в 2007 году издательский проект «Идеология и наука (дискуссии советских ученых середины XX века)» под руководством профессора А. А. Касьяна. По заданию Министерства образования и науки РФ Андрей Афанасьевич руководил проектом «Исследование системы "наука— образование" и ее идеологического контекста» (2006—2007). В рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009—2011) он возглавил проект «Отечественная наука и государственная идеология: история и современность» (2009—2011). Результаты этой работы были отражены в ряде его публикаций:

3 Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины XX века: Монография. М., 2008 (в соавт.);

3 Дискуссии в советской науке и идеология: Хрестоматия. Н. Новгород, 2009 (в соавт.);

3 Затухающий сигнал: идеологическая дискуссия в советской науке середины XX века в региональном контексте//Вопросы истории естествознания и техники. 2010. № 3 (в соавт.);

3 Философия в дискуссиях советских

В своих научных трудах Андрей Афанасьевич отмечал, что в жизни советской науки и образования большую роль играли дискуссии, которые не являлись чисто научными, а были научно-идеологическими.

ученых середины XX века // Высшее образование в России. 2011. № 2;

3 Образование — Наука — Идеология (опыт отечественной истории): Монография. Н. Новгород, 2012 (в соавт.).

Совокупность познавательных интересов А. А. Касьяна, оригинальная постановка им научных проблем и выработка новационных исследовательских подходов, наличие внушительного количества публикаций, признание заслуг ученого на всероссийском уровне, значительное число

научных последователей (учеников) явились показателями сложившейся в Нижнем Новгороде научной школы философии образования под руководством Андрея Афанасьевича Касьяна. Его ученики (П. И. Куконков, С. Л. Ивашевский, О. И. Ди-митричева, Т. Е. Картанова, Ю. А. Исаева, А. В. Широкова, Е. А. Воронина, Т. А. Ду-денкова, М. В. Савин и др.) продолжают дело учителя, развивая философско-об-разовательную мысль в Нижнем Новгороде и за его пределами.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Дискуссии в советской науке и идеология / отв. ред. А. А. Касьян. — Н. Новгород : НГПУ, 2009. — 492 с.

2. Касьян, А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение / А. А. Касьян. — Н. Новгород : НГПУ, 1996. — 184 с.

3. Касьян, А. А. Образ науки в философских воззрениях А. И. Герцена / А. А. Касьян // Нижегородское образование. — 2016. — № 1. — С. 142—149.

4. Касьян, А. А. Рождение образа науки в отечественной культуре: М. В. Ломоносов / А. А. Касьян // Нижегородское образование. — 2015. — № 2. — С. 120—128.

5. Образование — Наука — Идеология (опыт отечественной истории) : монография / А. А. Касьян, А. В. Грехов, С. Л. Ивашевский [и др.] ; отв. ред. А. А. Касьян. — Н. Новгород : НГПУ, 2012. — 394 с.

6. Философия в российской провинции: Нижний Новгород. XX век / под ред. А. А. Касьяна. — М. : Наука, 2003. — 279 с.

Журнал «Практика школьного воспитания» приглашает к сотрудничеству

Журнал издается Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Издание выходит четыре раза в месяц. Редакция журнала ждет актуальные материалы от руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов-практиков, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов по работе с детьми. Вам предоставляется возможность поделиться своим опытом и интересными педагогическими находками на страницах журнала.

Перечень представляемых авторами материалов:

1. Текст статьи.

2. Фотография автора.

3. Фотографии к содержанию статьи — не менее 7.

4. Контактная информация об авторе (авторах): рабочий телефон (с обязательным указанием кода города) и мобильный телефон для связи.

Подробную информацию смотрите на сайте Нижегородского института развития образования www. niro.nnov.ru, перейдя по ссылке «Издательская деятельность», далее «Периодические издания», «Журнал "Практика школьного воспитания"». Дополнительная информация по телефону (831) 468-08-03.

Ч_)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.