НИЩЕТА — НОВАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Посвящается 60-летию образования Организации Объединенных Наций
А.Х. Абашидзе
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия.
В статье анализируется международное сотрудничество по снижению уровня бедности в различных странах и регионах мира.
Организация Объединенных Наций (ООН) была создана в 1945 г. для того, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Хотя и ныне обеспечение международной безопасности в основном понимается в традиционном военном значении, однако Устав ООН, который установил коллективную систему безопасности, подчеркивает также решимость ООН «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (Преамбула Устава ООН 1945 г.).
В Докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», подготовленном по поручению Генерального секретаря ООН Группой высокого уровня, вызовам и переменам (от 2.12. 2004 г.) [4], отмечается, что «Главная задача в XXI веке заключается в том, что мы должны добиться нового, более глубокого понимания системы коллективной безопасности во всех ее ипостасях и со всеми ее функциями, обязанностями, стратегиями и учреждениями, поскольку только в том случае система коллективной безопасности будет эффективной, экономически рациональной и справедливой».
В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) борьба с бедностью размещена среди наивысших приоритетов международного сообщества. Анализ этой проблемы подтверждает, что когда проблема бедности игнорируется, бессмысленно думать о безопасности человека. На эту проблему давно обратило внимание человечество. Еще в конце XVIII века Жак Неке, финансовый советник французского короля, разработал идею, что помощь бедным является не только выражением добрых намерений, но и политическим императивом для поддержания порядка. Таким образом, борьба против бедности появилась как часть безопасности в своем национальном измерении.
В Докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность» к числу новых угроз человечеству, наряду с опасностью ядерного терроризма, отнесены экологическая деградация, транснациональная организованная преступность, инфекционные болезни и нищета. Данный доклад основывается на результатах предшествующих форумов и решений: 1997-2006 годы объявлены Десятилетием ООН по борьбе за ликвидацию нищеты; В Декларации тысячелетия ООН поставлена задача: к 2015 году снизить вдвое уровень крайней нищеты; Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Иоханесбург, ЮАР, 2002 г.) и Международная конференция по финансированию развития (Монтерре, Мексика, 2002 г.) привели к формированию общего понимания и выработке программ сокращения масштабов
нищеты, обеспечению продовольственной безопасности, развитию экономики и защиты окружающей среды таким образом, чтобы это принесло выгоду будущим поколениям.
О серьезной угрозе человечеству со стороны проблем, связанных с нищетой, говорят статистические данные: Пятая часть населения планеты, или 1,2 млрд. человек, из которых около 2/3 живет в Азии, а 1/4 — в Африке, испытывает крайний недостаток в доходах и живет на сумму менее, чем 1 доллар США в день. Еще 1,6 млрд. человек живет на сумму менее, чем 2 долл. США в день. То есть 2,8 млрд. человек в мире живет в состоянии хронической бедности и повседневной незащищенности; с 1990 г. это количество не изменилось [7]. Около 800 млн. людей в развивающемся мире и 24 млн. в странах с развитой экономикой и экономикой переходного периода не имеют достаточно еды [5]. Начиная с 1990 г. в ряде регионов, где расположены развивающиеся страны, более чем 100 млн. тех, кто живет в условиях крайней нищеты. За тот же период не менее чем в 54 странах сократился средний доход на душу населения. Ежегодно почти 11 млн. детей умирают от болезней, которые можно предотвратить. В некоторых частях Латинской Америки доход богатейших (20%) домашних хозяйств в 30 раз превышает доход беднейших (20%). Тогда как в странах развитого мира показатель смертности детей в возрасте до пяти лет составляет менее 1 на 100 человек, в 14 странах, расположенных к югу от Сахары , составляет 1 на 5. В то время как в 90-х годах число людей, страдающих от недоедания во всем мире уменьшилось, в Африке число таких людей увеличилось.
Проблемы, связанные с нищетой, усугубляются такими негативными факторами, как отсутствие продовольственной безопасности во многих странах; увеличение численности населения в развивающихся странах и связанное с этим повышение спроса на ограниченные ресурсы, сокращение площади пахотных земель, дефицит водных ресурсов, изменение экосистемы и другими.
Нищета непосредственно связана с другими новыми угрозами человечеству. Например, терроризм пользуется фактором бедности, зная, что отчаяние создает благоприятные условиях для действия террористов.
Проблемы, вызванные с нищетой, непосредственно связаны с проблемами развития. В связи с этим следует напомнить, что богатые страны уже выступили в поддержке «Вашингтонского консенсуса» и «структурной перестройки» — стратегий, которые, однако, вызвали острое негодование самих развивающихся стран. Прозвучали мнения о том, что ООН не способна заниматься этим вопросом или, хуже того, она специально защищает коррумпированные правительства. Вместе с тем наметилась тенденция сближения позиции этих стран. В частности, обсуждение политики в области развития основывается на определенном согласии доноров и получателей помощи относительно того, что каждый из них должен сделать для того, чтобы добиться развития. Проведение трех важнейших международных встреч — Саммита тысячелетия Организации Объединенных Наций в 2000 г. и конференции Организации Объединенных Наций по финансовому развитию в Монтеррее и по устойчивому развитию в Йоханесбурге в 2002 г. — позволило добиться консенсуса относительно путей развития экономики, сокращения масштабов нищеты и защиты окружающей среды.
Ныне уже имеется договоренность в системе ООН о том, что главная ответственность за экономическое и социальное развитие лежит на правительствах. При этом страны-доноры договорились о том, что они в ответ на усиления развивающихся стран по существенному улучшению своей политики и своих институтов активизируют усилия по сокращению масштабов нищеты, включая увеличение объема помощи в целях развития, ослабления торговых барьеров, облегчения долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью.
В официальных документах ООН и других организаций системы ООН используются слова: «бедность», «нищета», «крайняя нищета». Использование этих слов, особенно последних двух, фактически устанавливает различие между уровнями
нищеты. По мнению специалистов, нищета — это «отсутствие элементарных возможностей для достижения определенного минимально приемлемого уровня» [6, р. 109]. Действительно концепция дохода продолжает играть важную роль при определении нищеты. Основанный на учете возможностей подход определяет нищету как отсутствие или неадекватную реализацию определенных элементарных свобод, таких как свобода от голода, болезни и т.д. Взаимосвязь концепции нищеты с элементарными свободами человека объясняется тем, что эти свободы имеют основополагающую ценность для минимального уважения человеческого достоинства. Однако следует отметить, что в настоящее время наблюдается переход от узкого толкования нищеты, преимущественно связанного с низким уровнем доходов, к многостороннему видению этого явления через призму защиты элементарных прав и свобод человека.
В своем первом доклад Генеральной Ассамблее по правам человека и крайней нищете Генеральный секретарь ООН отметил: «Генеральная Ассамблея использовала разные термины для определения форм нищеты. В соответствии с резолюцией 53/198 от 15 декабря 1998 г. о проведении первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997-2006 гг.) Ассамблея установила две отдельные цели: ликвидировать крайнюю нищету и существенно уменьшить общий масштаб нищеты в мире. Хотя различие между общей и крайней нищетой проводится в точки зрения достижимых целей, это не означает, что существует два разных вида нищеты. Общая и крайняя нищета отличаются по степени, но одинаковы по своим причинам и следствиям, и поэтому требуют аналогичных коррективных мер» [3].
В настоящее время существует всеобщее признание того, что для эффективного сокращения масштабов нищеты требуются меры на международном уровне [8]. Для такого утверждения имеется крепкое международно-правовое основание — обязательство оказывать международную помощь и осуществлять сотрудничество в области прав человека закреплено во многих международных актах:
— статья 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человека как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства»;
— в Международном пакте об экономических, социальных и культурных права 1966 г. и в Конвенции о правах ребенка 1989 г. упоминание о международной помощи и сотрудничестве встречается неоднократно. В Декларации тысячелетия ООН главы 147 государств и правительств зафиксировали взаимосвязь между осуществлением права на развитие и борьбой с нищетой и заявили о том, что они готовы «превратить право на развитие в реальность для всех и избавить весь род человеческий от нужды».
В последние два десятилетия была проведения определенная теоретическая работа по разработке правозащитных подходов к сокращению масштабов нищеты, в частности, Комиссией ООН по правам человека, договорными органами по правам человека (Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по расовой дискриминации и т.д. — их семь) и Подкомиссией ООН по поощрению и защите прав человека, в которой заседают 26 независимых экспертов. В 2001 г. в рамках Управления Верховного комиссара ООН по правам человека был разработан проект руководящих принципов в отношении правозащитного подхода к стратегиям сокращения масштабов нищеты.
По мнению специалистов, проблема сокращения масштабов нищеты требует комплексного подхода, ибо она по сути многоаспектное явление. В связи с ограничением объема данной статьи, далее нами будет предпринята попытка остановиться на правозащитных аспектах рассматриваемой проблемы, и, в связи с этим, остано-
вимся на экспертной работе, осуществляемой в рамках Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. Речь идет о Докладе «Нищета и права человека», подготовленном членом Подкомиссии Хосе Бенгоа [2].
В Докладе под «нищетой» понимается «превращение человека в существо, которое не способно обеспечить удовлетворение своих минимальных насущных потребностей» [2, с. 5].
В Докладе рассмотрен вопрос о появлении «современной нищеты» и проанализированы изменения современных форм нищеты с учетом целого ряда факторов, в частности, таких как: существование колониализма, особенно рабства в Африке, как причина унаследованного и структурного характера нищеты в различных районах мира; процессы экономической, социальной и политической реструктуризации «третьего мира» в так называемый «постколониальный период»; новые формы управления экономикой, появление новых рынков, глобализация экономики и новые формы нищеты; разрушение в обществах интеграционных систем, систем общинной солидарности и появление новых очагов нищеты; новые формы нищеты в сельских районах; новые формы нищеты в городах.
В Докладе отмечается, что новые формы глобализации в современном мире приводят к возникновению новой формы нищеты, так называемой «современной нищеты», характерной чертой которой является порождение ее сугубо современными формами жизни, которым присущи, в частности, следующие элементы:
1) по мере изменения положения на международных рынках происходит маргинализация многих населенных пунктов, районов и регионов мира, поскольку они лишаются возможностей для осуществления экономической деятельности или оказываются попросту брошенными на произвол судьбы;
2) многие системы, базирующиеся на автономном существовании и натуральном обмене продукцией между производителями, заменяются или попросту поглощаются или уничтожаются в результате ускоряющегося процесса транснационализации рынков; во многих случаях замена производимых на месте традиционных продуктов приводит к настоящей катастрофе в сфере производства и массового потребления, что влечет за собой обнищание населения и распространение крайней нищеты;
3) глобализация коммуникационных систем и ожиданий человека порождает «революцию потребностей» в обширных районах мира, где до этого функционировали автономные системы самообеспечения, которые, не создавая огромных богатств, тем не менее, позволяли избегать распространения голода и лишений; происходит разрушение традиционных систем производства и потребления, обеспечивавших минимальный устойчивый уровень существования, и их замена не полностью сформировавшимися системами смешанного характера, которые порождают новые формы нищеты.
В Докладе подчеркивается, что в большинстве проводимых исследований, посвященных проблеме нищеты, прослеживается тенденция к описанию конкретных признаков нищеты в мире без должного анализа причин этого явления. Вместе с тем, причины нищеты имеют исторический и структурный характер и являются следствием конкретных стратегий и действий, осуществляемых на различных уровнях власти. Существуют как внешние причины нищеты, не зависящие от общества, региона или малоимущих групп населения, так и внутренние причины, ответственность за существование которых несут различные стороны. При анализе причин бедности в исследовании принимается во внимание комплекс внешних и внутренних факторов, не забывая при этом об аспектах, связанных с «должным управлением», наличием соответствующих экономических и социальных стратегий, функционированием международных, национальных, региональных и местных структур власти, поскольку все эти факторы относятся к числу причин современных форм нищеты.
Проблема нищеты непосредственно связана с правом на жизнь. Дело в том, что важнейший критерий права на жизнь заключается в необходимости поддержания
жизни человека на таком биологическом уровне, который обеспечивает его воспроизводство в рамках повседневного существования и его воспроизводство как вида. Право на жизнь содержит в себе четыре основополагающих права: 1) право на надлежащее питание; 2) право на доступ к питьевой воде; 3) право на жилище;
4) право на здоровье.
Эксперты считают, что эти четыре права являются базовыми правами, составляющими в совокупности право на жизнь, которое означает наличие минимума необходимых и насущных средств к существованию, позволяющих человеку осуществлять другие права, которыми он наделен. Учитывая важность рассматриваемой темы, право на доступ к питьевой воде выделено из права на питание в отдельную категорию, поскольку во многих районах мира нехватка воды относится к числу наиболее глубоких и серьезных причин крайней нищеты [1, с. 86-93].
От этих основополагающих и минимальных прав, составляющих в совокупности право на жизнь, зависят право на образование, право на труд и все гражданские и политические права, а также экономические, социальные и культурные права. Невозможно, например, осуществлять образовательные программы при наличии угрозы для права на жизнь. То же самое относится и к политическим правам, осуществление которых представляется весьма сомнительным при наличии угрозы для права на жизнь.
Учитывая особо серьезные последствия нарушения права на жизнь, все остальные права носят по отношению к этому праву подчиненный характер. В Докладе предлагается принятие специальной декларации, признающей неотъемлемый характер прав, непосредственно связанных с человеческой жизнью в ее фундаментальном биологическом аспекте, которая, по мнению экспертов, могла бы иметь большое значение для развития международного права. Государствам следует разработать комплекс приоритетных мероприятий как на международном, так и на национальном уровне, которые обеспечивали бы осуществление этих основополагающих прав.
Согласно экспертам, предлагаемая декларация будет охватывать следующие аспекты, связанные с количественными, качественными и аналитическими показателями.
Количественные показатели:
- взаимосвязь между экономическим ростом и нищетой;
- взаимосвязь между занятостью, заработной платой и нищетой;
- взаимосвязь между распределением доходов и нищетой;
- взаимосвязь между образованием и нищетой;
- взаимосвязь между положением женщин и нищетой;
- взаимосвязь между положением молодежи и нищетой;
- взаимосвязь между городской нищетой и нищетой в сельской местности.
Качественные и аналитические показатели:
- нехватка государственных средств;
- отсутствие должной системы государственного управления;
- отсутствие необходимой системы образования;
- отсутствие необходимой инфраструктуры;
- нищета в городах;
- нищета в сельских районах.
В перспективе в рамках Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека предполагается разработка международного документа, который мог бы привлечь внимание к проблеме нищеты и содействовать ее сокращению.
Для комплексного решения проблемы, связанной с нищетой, наряду с провозглашенными механизмами следует предпринять и другие важные шаги в разных областях. В этом отношении заслуживает внимание ряд рекомендаций Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам:
— все государства должны подтвердить свою приверженность целям искоренения нищеты, обеспечения устойчивого экономического роста и содействия устойчивому развитию;
— те страны-доноры, которые пока еще не достигли установленного ООН (на основе Декларации тысячелетия) целевого показателя в отношении официальной помощи в целях развития, предусматривающего выделение 0,7 % от объема ВНП (валового национального продукта), Должны разработать график достижения этого показателя.
— члены ВТО должны приложить все усилия к тому, чтобы завершить Дохинский раунд переговоров по вопросам развития не позднее 2006 года. В Дохинской декларации, принятой ВТО в 2001 г., к странам-членам был обращен призыв поставить нужды развивающихся стран в центр внимания при проведении следующего раунда торговых переговоров;
— правительства-кредиторы и международные финансовые учреждения должны предоставлять бедным странам с крупной задолженностью более значительную помощь в плане облегчения долгового бремени, удлинить сроки погашения долга и облегчить доступ к глобальным рынкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашидзе А., Кислицына Н. Доступ к питьевой воде — неотъемлемое право человека // Обозреватель. — 2004. — №7. Июль.
2. Док. ООН E/CN.4/Sub.2/2002/l 5, 25 июня 2002.
3. Док. ООН А/57/369, пункт 2.
4. Док. ООН А/59/565.
5. FAO (Food and Agriculture Organization). The State of Food Security in the World 1999. — Rome, FAO, 1999.
6. Sen A. Inequality Re-examined. — L., 1992.
7. World Bank. World Development Report 1990. — New York: Oxford University Press, 1990.
8. World Bank’s World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty.
POVERTY — A NEW THREAT TO THE HUMANITY
iL
It is devoted to the 60 anniversary of UN’s foundation A.Kh. Abashidze
The Department of International Law Russian Peoples’ Friendship University
Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia
The article is devoted to analysis of the international cooperation to reduce the poverty’s level in certain countries and regions.