Научная статья на тему 'Состояние нищеты - нарушение прав и свобод человека'

Состояние нищеты - нарушение прав и свобод человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КРАЙНЯЯ НИЩЕТА / ДЕКЛАРАЦИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ООН / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / INTERNATIONAL LAW / HUMAN RIGHTS / EXTREME POVERTY / THE MILLENNIUM DEVELOPMENT DECLARATION AND GOALS / MILLENNIUM GOALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Конева Александра Евгеньевна

Борьба с нищетой является одной из важнейших задач, стоящих перед мировым сообществом в настоящее время. Многие международные документы, включая Декларацию тысячелетия ООН, признают тесную взаимосвязь между правами человека и нищетой. В целях сокращения масштабов нищеты активизирован весь правозащитный механизм ООН, в том числе Совет по правам человека и его специальная процедура Независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете. Совет по правам человека поручил Независимому эксперту по вопросу о правах человека и крайней нищете разработать проект руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой, принятие которого может стать эффективным шагом в борьбе с нищетой на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poverty - the violation of human rights

The eradication of poverty is one of the most vital issues facing the international community. Numerous international documents, including the Millennium Development Declaration and Goals, recognize the relationship between poverty and human rights. The whole UN human rights mechanism, including the Human Rights Council and its special procedure the independent expert on the question of human rights and extreme poverty, is activated in order to eradicate poverty. The Human Rights Council invited the independent expert on the question of human rights and extreme poverty to prepare the draft guiding principles on extreme poverty and human rights, the adoption of which might become an effective step in the process of eradication of extreme poverty on the international level.

Текст научной работы на тему «Состояние нищеты - нарушение прав и свобод человека»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

СОСТОЯНИЕ НИЩЕТЫ - НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

А.Х. Абашидзе, А.Е. Конева

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Борьба с нищетой является одной из важнейших задач, стоящих перед мировым сообществом в настоящее время. Многие международные документы, включая Декларацию тысячелетия ООН, признают тесную взаимосвязь между правами человека и нищетой. В целях сокращения масштабов нищеты активизирован весь правозащитный механизм ООН, в том числе Совет по правам человека и его специальная процедура — Независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете. Совет по правам человека поручил Независимому эксперту по вопросу о правах человека и крайней нищете разработать проект руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой, принятие которого может стать эффективным шагом в борьбе с нищетой на международном уровне.

Ключевые слова: международное право, права человека, крайняя нищета, Декларация тысячелетия ООН, цели развития тысячелетия.

В Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия, лидеры 147 государств — членов ООН признали неразрывную связь между осуществлением права на развитие и борьбой с нищетой, и ими еще раз было подтверждено обязательство государств ликвидировать нищету с помощью решительных действий на национальном и глобальном уровнях [10]. В Декларации тысячелетия были закреплены 8 целей развития, одной из которых является ликвидация крайней нищеты и голода. Для достижения этой цели предполагается разрешить следующие три задачи: сократить вдвое за период с 1990 по 2015 г. долю населения, имеющего доход менее 1 доллара США в день; обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе для женщин и молодежи; сократить вдвое за период 1990-2015 гг. в долю населения, страдающего от голода [2].

В целом такая решимость государств продиктована необходимостью увязать цели в области международного развития, поставленные на различных международных конференциях, а также цели, провозглашенные в Декларации ты-

сячелетия, с правозащитной деятельностью ООН, в частности в том, что касается достижения цели сокращения масштабов нищеты [4].

В целях борьбы с нищетой в настоящее время активизирована вся правозащитная система ООН: Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Совет по правам человека и его специальные процедуры, прежде всего Независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете, и договорные органы по правам человека, прежде всего Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Следует подчеркнуть, что еще в 2001 г. Комиссия по правам человека (с 2006 г. ее сменил Совет по правам человека) отметила необходимость разработки нового документа на основе существующих норм и стандартов в области защиты прав человека, в котором специально рассматривалось бы явление нищеты, включая крайнюю нищету, а также руководящие принципы по вопросу об осуществлении существующих норм и стандартов в области прав человека в контексте борьбы с крайней нищетой [13]. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека (ныне — Консультативный комитет Совета по правам человека) организовала работу специальной группы экспертов по подготовке проекта руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой (далее — проект руководящих принципов), которые впоследствии были переданы в 2006 г. на рассмотрение Совета по правам человека. По просьбе Совета по правам человека УВКПЧ провело консультации с государствами, структурами ООН, международными организациями, национальными учреждениями по правам человека и другими заинтересованными учреждениями по вопросу проекта руководящих принципов (1). На основе проделанной работы Совет по правам человека в сентябре 2009 г. принял резолюцию [14], в которой обращался к Независимому эксперту по вопросу о правах человека и крайней нищете (2) с предложением продолжить работу по разработке проекта руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой и представить доклад с его рекомендациями о том, как усовершенствовать данный документ не позднее 15 сессии Совета по правам человека в сентябре 2010 г. Независимый эксперт представил Совету доклад по вопросу о правах человека и крайней нищете, а также инструкцию о работе по совершенствованию проекта руководящих принципов [18].

Проблемам нищеты уделяет особое внимание и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (3). В мае 2001 г. данный Комитет принял заявление о нищете, в котором подчеркнул, что нищета «представляет собой отрицание прав человека», и определил нищету как «состояние человека, характеризующееся постоянным или хроническим лишением доступа к ресурсам, возможностям, выбору, безопасности и власти, необходимым для того, чтобы иметь достаточный уровень жизни и пользоваться другими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами» [17]. Данный комитет вместе с УВКПЧ исследует пути и средства обеспечения учета прав человека при разработке стратегий борьбы с нищетой.

В своем докладе Независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете определяет нищету как комбинационное явление, обусловленное острой нехваткой доходов, низким уровнем развития человека и приводящее к социальному отчуждению [6]. В представленном Независимым экспертом докладе нищета признается многогранным феноменом: «Проявления нищеты носят различный характер, включая отсутствие дохода и производственных ресурсов, достаточных для того, чтобы служить надежным источником средств к существованию; голод и недоедание; болезни; ограниченный доступ или отсутствие доступа к образованию или другим основным услугам; повышенную заболеваемость и смертность в результате болезней; отсутствие жилья и неудовлетворительные жилищные условия; небезопасную среду; а также социальную дискриминацию и изоляцию. Нищета характеризуется также недостаточным участием в процессе принятия решений и в гражданской, социальной и культурной жизни» [9].

В контексте общих мер по ликвидации нищеты Независимый эксперт особое внимание уделяет многогранному характеру проблемы нищеты и национальным и международным условиям и политике, которые способствуют ее ликвидации, содействуя, в частности, социально-экономической интеграции людей, живущих в нищете, и поощрению и защите всех прав человека и основных свобод для всех, включая право на развитие [12].

Взаимосвязь между правами человека и крайней нищетой, по мнению Независимого эксперта, выражается в следующих направлениях: нищета является как причиной, так и последствием нарушения прав человека; реализация прав человека и попытки искоренить крайнюю нищету взаимно усиливают друг друга; нормы и принципы о защите прав человека обеспечивают основу деятельности по сокращению и искоренению нищеты [11; 12].

Нищета — это нарушение прав людей, относящихся к группе малоимущих. Люди в состоянии крайней нищеты оказываются замкнутыми в порочном кругу несправедливостей, включающих недостойное жилье, непостоянный и низкий доход, слабое здоровье, недостаточное образование или отсутствие такового, ограниченный доступ к воде и средствам гигиены, отсутствие возможности участвовать в политической жизни и организационной способности, недостаток доступа к правосудию. Нищета представляет широкий диапазон взаимосвязанных и взаимоподпитывающихся форм лишений [1]. Следует отметить, что малоимущие слои населения не являются однородной группой; им, живущим в нищете, приходится сталкиваться с различными трудностями и проблемами [5].

Характерной особенностью практически всех людей, живущих в нищете, является отсутствие у них равного доступа к государственным институтам и службам, которые защищают и отстаивают права человека. Они не имеют достаточного доступа к таким общественным услугам, как здравоохранение, образование, общественный транспорт.

Программы, направленные на борьбу с нищетой, очень часто плохо финансируются и опираются на неполные сведения. Они не учитывают реального по-

ложения людей, живущих в бедности, и не распространяются на население отдаленных и плохо доступных районов.

Данная категория людей сталкивается с определенными культурными барьерами, обусловленными недостаточным образованием, способностью правильно выражать собственные мысли, грамотно говорить. Люди в состоянии крайней нищеты зачастую не имеют возможности в полный голос заявить о своих потребностях. Кроме того, они сталкиваются с безразличием властей, которые ввиду предрассудков, посеянных в обществе, отказываются оказывать им поддержку. Также важным барьером на пути обращения к общественным структурам является коррупция, поскольку власть сосредотачивается в руках более влиятельных и обеспеченных людей, которые соблюдают интересы подобных им кругов, таким образом, еще более усиливая общественные отчуждение людей, живущих в нищете.

Отсутствие гарантий имущественных прав остается одной из основных причин нищеты, особенно в беднейших странах. Людям, живущим в крайней нищете, важно иметь доступ к природным ресурсам (в особенности к земле и воде), чтобы обеспечивать себя и свои семьи. По причине того, что малоимущие люди не обладают законными имущественными правами, они впоследствии подвергаются принудительному выселению без выплаты соответствующей компенсации. Так, около 900 млн человек проживают без каких-либо имущественных гарантий, в том числе гарантий прав на недвижимое имущество. По данным Программы ООН по населенным пунктам, их численность может достигнуть 1,4 млрд к 2020 г. и 2 млрд к 2030 г. [7].

Отсутствие доступа к земле и другим природным ресурсам часто является одной из основных причин утраты гражданских прав, особенно среди женщин и других уязвимых групп. Например, показатель владения женщинами собственностью ничтожно мал по сравнению с аналогичным показателем у мужчин. Во многих случаях положение еще более усугубляется явно благоприятствующими мужчинам законами и обычаями. Многие коренные народы в разных частях мира также сталкиваются с угрозой утраты своих прав из-за расплывчатости положений о правах собственности, которые нередко не находят адекватного закрепления в национальных законах. Вместе с тем имущественные права помогают пользоваться избирательными правами, получать доступ к основным услугам и льготам, а также стать полноправным членом общества. Обладание имущественными правами часто является обязательным условием получения доступа к коммунальным услугам, и может стать эффективным средством, которое позволит выбраться из нищеты.

Еще одним препятствием малоимущих слоев общества на пути реализации имущественных прав является их беспомощность и стресс, что в свою очередь находит выражение в различных страхах: страх того, что у них отнимут детей, боязнь умереть от голода, не имея достаточных средств. Такое хроническое состояние стресса ведет к ухудшению здоровья, которое может стать причиной других лишений.

Люди, живущие в крайней нищете, испытывают страх оказаться жертвами насилия и угрозы их здоровью. Особенно подвержены насилию женщины из незащищенных слоев общества. В связи с этим государства должны принимать законы, запрещающие бродяжничество, попрошайничество, беспризорничест-во, жилье в машине или на улице, т.е. то, чем занимаются люди в состоянии крайней нищеты. Это создает дополнительные препятствия для осуществления ими своих прав, делая их положение небезопасным и подверженным нарушениям и лишениям.

Нищета ассоциируется с общественным порицанием, дискриминацией, отсутствием безопасности и социальной изоляцией. Люди могут оказаться в замкнутом кругу нищеты ввиду дискриминации по более чем одному из следующих признаков: раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, имущественное положение, состояние здоровья и рождение или иные обстоятельства. Состояние самой нищеты может стать причиной дискриминации. Малоимущие слои населения зачастую воспринимаются как ленивые, общественно опасные, способные совершить преступление. Более того, вместо того чтобы ставить их в центр борьбы с бедностью, таких людей винят в том, что они оказались в такой ситуации. Из-за воздействия подпитывающих друг друга социальной изоляции и дискриминации они не имеют возможности обратиться за поддержкой в государственные структуры.

Следует отдельно выделить огромное количество малоимущих слоев населения, проживающих в отдаленных местностях, вдалеке от главных экономических центров и общественных услуг, что в значительной степени понижает вероятность выбраться из нищеты. В таких районах люди не имеют достаточных гарантий их прав на землю, доступа к земле, возможности вводить ирригационные системы, достаточного количества удобрений, семян зерновых культур и пр.

Более того, люди в состоянии нищеты зачастую заселяют территории, подверженные риску различного рода природных катастроф, бедствий, и не имеют возможности должным образом подготовиться, адаптироваться к такого рода явлениям. В результате малоимущие подвержены большему риску потерять свои дома, домашнее хозяйство и жизнь.

Зачастую люди, живущие в нищете, также не имеют возможности в полный голос заявить о своих потребностях, добиваться защиты от несправедливости, участвовать в жизни общества и влиять на выработку политики, которая в конечном итоге будет определять их жизнь. Исключенные из жизни общества таким образом люди не знают даже своих собственных прав и не только не пользуются защитой и правами, гарантируемыми законом, но и не имеют возможности ни защитить себя, ни использовать должным образом имеющиеся у них ресурсы. Если и существуют законы, защищающие бедных, содержащиеся в них положения весьма двусмысленные, объемные и тяжело доступные для восприятия. Препятствия, перекрывающие доступ к средствам судебной защиты, безусловно, обостряют проблемы нищеты и изолированности. В силу вы-

шеизложенного проблема нищеты может рассматриваться одновременно и как причина, и как следствие исключения людей из сферы действия закона.

В то время как государство признается ответственным за реализацию прав малоимущих слоев общества, негосударственные структуры также должны вносить свой вклад в эти процессы или по крайней мере не нарушать права человека. При этом развивающиеся страны должны иметь возможность самостоятельно определять политику в сфере защиты и реализации прав людей, живущих в состоянии нищеты, в рамках их государственных границ без какого-либо чрезмерного вмешательства международных финансовых структур и транснациональных корпораций. Это существенным образом влияет на международные отношения и призывает развитые государства оказывать соответствующую финансовую и техническую поддержку развивающимся странам, а также предпринимать попытки по установлению системы многосторонней торговли, инвестирования и финансирования в рамках деятельности по искоренению нищеты.

Особого внимания в контексте борьбы с нищетой заслуживают программы социальной защиты, которые также вносят вклад в достижение искоренения нищеты, обеспечивая перевод ресурсов лицам, живущим в крайней нищете, что дает им возможность получать доход, накапливать активы и человеческий капитал.

Основная функция социального обеспечения состоит в том, чтобы смягчать последствия различных потрясений, от которых страдают наиболее уязвимые категории населения. Направляя ресурсы малоимущим, механизм социальной защиты содействует росту потребления, снижает чрезвычайно высокую уязвимость домохозяйств и позволяет предотвратить дальнейшее ухудшение жизненных условий. Система социальной защиты также позволяет снизить, а иногда и исключить вероятность того, что благосостояние лиц, живущих на грани бедности, неожиданно ухудшится в связи с потерей дохода или повышением расходов и они вновь окажутся за чертой бедности [19].

Некоторые программы социального обеспечения, помимо прочего, способствуют генерированию доходов и дают возможность участникам накопить и сохранить активы, увеличивая их шансы справиться с потрясениями и избежать крайней нищеты. Дополнительный доход, предоставляемый в рамках программ социальной защиты посредством различных видов денежных трансфертов и трансфертов в натуральной форме либо микрокредитов, позволяет семьям и отдельным лицам накапливать сбережения, осуществить долгосрочное планирование и инвестировать средства в продуктивные активы. Авторы многих исследований отмечают возможность использования программ социальной защиты для ускорения достижения ликвидации нищеты, в частности в плане сокращения вдвое к 2015 г. масштабов бедности по уровню доходов. По оценкам Всемирного банка, благодаря мерам социальной защиты можно сократить долю малообеспеченного населения на 5-10% [20].

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что реализация специализированных программ денежных трансфертов существенно способст-

вует достижению задачи, предусматривающей уменьшение вдвое доли населения, страдающего от голода. Так, в результате осуществления ряда проектов, в частности программы по созданию эффективной сети безопасности в Эфиопии, индийского проекта по обеспечению занятости в сельских районах, а также реализуемого в Бангладеш в рамках программы по борьбе с бедностью для сокращения масштабов крайней нищеты и экспериментальной программы денежных трансфертов в районе Каломо в Замбии, удалось улучшить рацион питания населения.

По убеждению специалистов, реализация таких программ должна опираться на продуманные меры макроэкономической и налогово-бюджетной политики, обеспечивающие их долговременный и устойчивый характер. Признавая, что сокращение масштабов бедности по уровню доходов является первым важным шагом на пути осуществления других целей в области развития, не следует забывать, что феномен крайней нищеты определяется не только уровнем доходов и что сокращение масштабов нищеты измеряется не только в категориях глобальных показателей. Государства должны принять планы развития, предусматривающие четкие национальные цели и контрольные показатели в соответствии с обязательствами в области прав человека, с тем чтобы обеспечить охват малоимущих слоев населения.

Примечательно, что 13 мая 2011 г. в Турции завершилась четвертая Конференция ООН по наименее развитым странам. Ее участники провели обзор результатов 10-летней Программы действий, принятой на третьей Конференции ООН по наименее развитым странам в Брюсселе в 2001 г., и приняли Стамбульскую декларацию и Программу действий — план по обеспечению устойчивого развития этой категории стран в следующем десятилетии.

В Стамбульской программе содержится ряд обязательств и мер, которые должны быть предприняты как наименее развитыми странами, так и международным сообществом в целом. В документе поставлена цель — к 2021 г. сократить число наименее развитых стран. В нем говорится, что через десять лет каждый гражданин в этих странах должен иметь доступ к качественному здравоохранению, образованию и достаточному питанию. Богатые страны пообещали довести уровень государственной помощи наименее развитым странам до 0,2% своего национального дохода [8]. В этой связи следует указать, что Россия, являясь новым, формирующимся донором, предпринимает последовательные практические шаги по содействию развитию наименее развитых стран, прежде всего за счет ежегодного увеличения финансирования международных программ сотрудничества как по линии ООН, так и в рамках «Группы восьми» и «Группы двадцати» [15].

Таким образом, на Конференции ООН по наименее развитым странам принят новый десятилетний план по ликвидации бедности в наименее развитых странах. Основные элементы Стамбульской программы связаны с мерами по повышению производительности труда в наименее развитых странах и с ростом международных инвестиций на эти цели. В этом она отличается от Брюссель-

ской программы, которая была ориентирована на поддержку социальных программ этой категории стран и обеспечение их доступа на международные рынки.

Заметный вклад в дело сокращения нищеты внес Независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете, разработав рабочий проект руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой [16]. Он отмечает, что с точки зрения защиты прав человека в основе деятельности по борьбе с крайней нищетой должны лежать такие принципы, как единство и взаимосвязанность всех прав человека; равенство, недискриминация и недопустимость всеобщего порицания; равенство мужчин и женщин; гарантирован-ность важнейших интересов детей; активное и эффективное участие; равный доступ к информации; ответственность и право на возмещение вреда.

Особое внимание Независимый эксперт предлагает уделить обязанностям государств в отношении лиц в состоянии крайней нищеты, к числу которых относится установление личности людей, живущих в крайней нищете; уважение, защита и осуществление прав людей в состоянии бедности; повышение осведомленности о правах бедных и гарантирование их организационных способностей.

Вместе с тем Независимый эксперт отмечает, что на государствах помимо упомянутых обязанностей лежат и другие обязательства, а именно обязательства по обеспечению равенства в осуществлении прав и доступа к социальным услугам; доступа к ресурсам и имуществу как гарантии достойного уровня жизни; права на достойное жилье и безопасное владение недвижимостью; права на достойную работу и доступ к социальному страхованию; закреплению законного статуса людей, живущих в нищете; доступа к правосудию и оказанию правовой помощи; равного доступа к образованию и культуре; права на защиту семейной и частной жизни; права на личную безопасность и неприкосновенность.

Независимый эксперт также считает, что в процессе искоренения нищеты немаловажное значение приобретает установление ответственности негосударственных субъектов, поскольку международные организации, национальные учреждения по защите прав человека, организации гражданского общества и предприятия частного бизнеса несут существенные обязанности в процессе искоренения нищеты. В то время как первоначальной обязанностью государств является создание национальных и международных основ для содействия процессу искоренения нищеты, национальное законодательство и международное право прав человека возлагает обязанности на международные организации и иные субъекты в сфере защиты прав человека.

Международное сообщество, а также государства-доноры и организации, по мнению Независимого эксперта, должны:

- гарантировать эффективное участие правительства страны-реципиента и пострадавшего населения в разработке и мониторинге политик и программ по оказанию различной помощи, содействия и сотрудничества;

- организовывать широкий спектр помощи, выходящий за рамки обычного финансирования, включая, к примеру, оказание помощи по созданию норма-

тивно-правовой базы для частного сектора, включая транснациональные корпорации, соблюдая при этом сравнительное преимущество государств;

- гарантировать долгосрочную перспективу в области оказания помощи с долгосрочной целью укрепления способности государств-реципиентов реализо-вывать эффективные программы по искоренению бедности без помощи извне.

Следует подчеркнуть, что обязательства по оказанию международного содействия и сотрудничеству носят не только моральный и политический характер, но также устанавливаются нормами международного права прав человека. К примеру, некоторые положения международных конвенций по правам человека, в частности ст. 2.1, 11 Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам 1966 г. и ст. 4 Конвенции о правах ребенка 1989 г., налагают обязательства на государства по борьбе с нищетой.

Анализ, проделанный в данной статье, позволяет утверждать о тесной взаимосвязи между правами человека и крайней нищетой. По существу нищета — это нарушение прав людей, относящихся к группе малоимущих, и в основе деятельности по сокращению нищеты лежат именно международные нормы и принципы о защите прав человека. Правозащитная деятельность ООН, направленная на достижение цели сокращения масштабов нищеты, получила широкое развитие, и важным этапом на пути к этой цели представляется разработка нового документа на основе существующих норм и стандартов в области защиты прав человека, в котором детально рассматривается явление нищеты, в частности крайней нищеты. Важным достижением в этом направлении является на данный момент рабочий проект руководящих принципов по правам человека и борьбе с крайней нищетой, разработанный Независимым экспертом и охватывающий широкий круг вопросов. В Проекте руководящих принципов подчеркивается важность участия государств в процессе искоренения нищеты, а также необходимость международного сотрудничества и взаимопомощи, мобилизации национальных, региональных и международных усилий на обеспечение ликвидации нищеты. В настоящее время УВКПЧ и Независимый эксперт продолжают вести активную работу в указанном направлении. Совет по правам человека предложил Независимому эксперту продолжить работу по разработке проекта руководящих принципов по проблеме крайней нищеты прав человека в целях представления окончательного проекта пересмотренных руководящих принципов Совету по правам человека на его двадцать первой сессии, с тем чтобы впоследствии Совет по правам человека принял решение о дальнейших действиях с целью принятия к 2012 г. руководящих принципов по проблеме прав лиц, живущих в условиях крайней нищеты [3].

На наш взгляд, наиболее эффективным шагом в борьбе с нищетой на международном уровне станет принятие Советом по правам человека указанных Руководящих принципов на основе окончательного проекта, представленного Независимым экспертом. Данный документ претендует стать основой для совершенствования национального законодательства в целях борьбы с нищетой.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Результаты консультаций представлены в следующих документах — A/HRC/11/32. URL: http://www2.ohchr.org/english/issues/poverty/consultation

(2) Мандат Независимого эксперта по вопросу о правах человека и крайней нищете установлен в соответствии с резолюцией Комиссии по правам человека 1998/25 от 17.04.1998. В рамках своей деятельности независимый эксперт по вопросу о правах человека и крайней нищете совершает визиты в страны с целью расследования ситуаций нарушения прав человека, а также анализирует инициативы, направленные на поощрение и защиту прав людей, живущих в крайней нищете, и представляет ежегодные доклады о проделанной работе Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее ООН.

(3) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был учрежден Экономическим и Социальным Советом ООН в 1985 г. Комитет представляет собой группу из 18 независимых экспертов по осуществлению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.Х. Нищета — новая угроза человечеству (Посвящается 60-летию образования Организации Объединенных Наций) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». — 2005. — № 2 (18). — С. 96-101.

[2] Деятельность системы ООН по достижению Целей Развития Тысячелетия: Интернет-портал. URL: http://www.un.org/russian/millenniumgoals/poverty.shtml

[3] Док. ООН A/HRC/15/L.25 от 27.09.2010.

[4] Доклад Верховного Комиссара ООН по правам человека от 28.09.2001 // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят шестая сессия. Дополнение № 36 (A/56/36).

[5] Доклад Генерального Секретаря ООН «Legal empowerment of the poor and eradication of poverty» от 13.07.2009 // Док. ООН A/64/133.

[6] Доклад Независимого эксперта по вопросу о правах человека и крайней нищете Ард-жуна Сенгупты от 28.02.2008 // Док. ООН A/HRC/7/15.

[7] Лиз Алден Уили. Реформа земельных прав и государственное управление в Африке: как добиться их эффективной реализации в XXI веке; дискуссионный документ. — ПРООН, 2006.

[8] На конференции ООН принят новый десятилетний план по ликвидации бедности в наименее развитых странах // Центр новостей ООН 13.05.2011. URL: http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?NewsID=15579

[9] Программа действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития 1995 г. URL: http://www.un.org/russian/conferen/socsum/socsum.htm

[10] Резолюция ГА ООН 55/2 от 18.09.2000 // Док. ООН. A/RES/55/2.

[11] Резолюция ГА ООН от 16.02.2007 // Док. ООН. A/Res/61/157.

[12] Резолюция ГА ООН от 17.03.2006 // Док. ООН. A/Res/60/209.

[13] Резолюция Комиссии по правам человека 2001/31 от 23 апреля 2001 г. // Док. ООН. E/CN.4/RES/2001/31.

[14] Резолюция Совета по правам человека 12/19 от 12 октября 2009 г. // Док. ООН. A/HRC/RES/12/19.

[15] Устойчивое экономическое развитие бедных стран — важная составляющая финансовой и политической стабильности в мире // Центр новостей ООН 12.05.2011. URL: http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=15568

[16] Office of the High Commissioner for Human Rights. URL: http://www2.ohchr.org/english

[17] Poverty and the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights // Док. ООН. E/C.12/2001/10 от 10.05.2001.

[18] Report of the independent expert on the question of human rights and extreme poverty, Magdalena Sep6lveda Carmona, on the draft guiding principles on extreme poverty and human rights // Док. ООН. A/HRC/15/41 от 06.08.2010.

[19] Van Ginneken W. Managing Risk and Minimizing Vulnerability: The Role of Social Protection in Pro-Poor Growth (A paper prepared for the Development Assistance Directorate (DAC) Network on Poverty Reduction (POVNET) Task Team on Risk, Vulnerability and Pro-Poor Growth, ILO, Geneva), September 2005.

[20] World Bank. The contribution of social protection to the Millennium Development Goals (2003). URL: http://siteresources.worldbank.org/S0CIALPR0TECTI0N/Publications/20847137/ /SPMDGs.pdf

POVERTY - THE VIOLATION OF HUMAN RIGHTS

A.Kh. Abashidze, A.E. Koneva

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The eradication of poverty is one of the most vital issues facing the international community. Numerous international documents, including the Millennium Development Declaration and Goals, recognize the relationship between poverty and human rights. The whole UN human rights mechanism, including the Human Rights Council and its special procedure — the independent expert on the question of human rights and extreme poverty, is activated in order to eradicate poverty. The Human Rights Council invited the independent expert on the question of human rights and extreme poverty to prepare the draft guiding principles on extreme poverty and human rights, the adoption of which might become an effective step in the process of eradication of extreme poverty on the international level.

Key words: international law, human rights, extreme poverty, the Millennium Development Declaration and Goals, Millennium Goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.