УДК 342.9
николай павлович карадже-искров:
у истоков административно-правовых исследований
в иркутском государственном университете
© Дамдинов Б. Д., Казарин В. Н., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Рассмотрено научное наследие известного ученого-административиста Николая Павловича Карад-же-Искрова иркутского периода его жизни, дается информация о трудах, изданных в стенах Иркутского государственного университета: «Публичные вещи» (1927); «Новейшая эволюция административного права» (1927); «К вопросу о праве государства на землю» (1928). Отмечен большой вклад ученого в изучение Советского государства, советского государственного управления, правового статуса советских граждан, которые исследовались Н. П. Карадже-Искровым в условиях жесточайших идеологических ограничений. Сделан вывод о высоком уровне его научных исследований в небольших по объему работах, во многом остающемся недостижимым и сегодня.
Ключевые слова: административное право; эволюция административного права; публичные вещи; Н. П. Карадже-Искров; Иркутский государственный университет.
Краткие биографические данные об ученом. Николай Павлович Карадже-Искров родился 2 января 1896 г. в г. Кишеневе Бессарабской губернии, входившей в состав Российской империи. О своем происхождении сам Карад-же-Искров писал, что он из «турецких колонистов, огородников и мещан». В год рождения Николая умер его отец, а через несколько лет и мать. Маленький Николай оказался сиротой; на воспитание его взяли родственники, проживавшие в Одессе. В одну из лучших одесских гимназий и пошел учиться мальчик, у которого рано проявился интерес к истории, праву и иностранным языкам.
В 1914 г. он окончил с золотой медалью четвертую Одесскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре по семейным обстоятельствам перевелся на юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета. В тот период в нем преподавали известные профессора: П. Е. Казанский (международное право), Э. Я. Немировский (уголовное право), В. Н. Ранненкампф (государственное право), А. Я. Шпаков (полицейское и административное право). Лекции и семинары последнего особенно увлекли студента Карадже-Искрова. Знание иностранных языков использовалось на семинарах по административному праву: студент делал доклады или сообщения на языке той страны, административное право которой было предметом его выступления.
В 1918 г. окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию, как говорили тогда, по кафедре административного права. Темой
научного исследования была избрана проблема публичных вещей в административном праве.
До середины 1920-х гг. Н. П. Карадже-Ис-кров работал в Новороссийском университете на кафедре, которая называлась «Правовое положение профессиональных союзов» и в Одесском институте народного хозяйства на кафедре «История профессионального движения». По не вполне понятным причинам он оставил университет и перешел на должность секретаря курсов переподготовки преподавателей, а затем - ученого секретаря кабинета фабрично-заводского обучения при Доме просвещения.
С 1926 по 1928 г. его научно-педагогическая деятельность была связана с Иркутским государственным университетом. Свой переезд из Одессы в Иркутск сам Н. П. Карадже-Искров объяснял так: «Стремиться подальше из Одессы меня заставило и то обстоятельство, что в течение ближайшего академического года преподавание в высшей школе будет переведено на украинский язык, причем для более молодых преподавателей не будет допущено исключений». Президиум факультета права и местного хозяйства Иркутского университета на заседании 25 января 1926 г. признал желательной кандидатуру Н. П. Карадже-Ис-крова на должность доцента кафедры административного права. Рекомендации на должность дали одесские профессора А. Я. Шпаков, Э. Я. Немировский, заслуженный профессор П. Е. Казанский. От Иркутского университета рекомендацию дал доцент Б. Д. Сперанский. 9 февраля Н. П. Карадже-Искров был единогласно избран на должность доцента кафедры административного права. 27 апреля 1926 г.
он был утвержден в этой должности отделом высших учебных заведений Главного профессионального образования.
В Иркутском университете Н. П. Карад-же-Искров читал лекции по административному праву. Именно в Иркутске были изданы его научные работы «Новейшая эволюция административного права» и «Публичные вещи», отмеченные в научном сообществе. Но в 1928 г. в связи с проводимой в СССР реформой высшего образования, в том числе юридического, курсы административного права были изъяты из учебных программ. Ученый был вынужден уволиться из университета с получением справки в иркутскую биржу труда. После этого он уехал в Ашхабад, а затем в Москву.
Иркутский период научного творчества Н. П. Карадже-Искрова. Впервые о себе как о зрелом ученом Н. П. Карадже-Искров заявил в трудах, изданных в стенах Иркутского государственного университета: «Публичные вещи» (1927) [1]; «Новейшая эволюция административного права» (1927) [2]; «К вопросу о праве государства на землю» (1928) [3]. Все три работы охватываются единым замыслом, в рамках которого автором исследуются такие категории, как «советское государство», «публичные вещи», «правовой статус советских граждан» в контексте административно-правового регулирования.
Актуальность темы публичных вещей самим автором объясняется тем, что «ни в одной буржуазной стране нет такого огромного количества публичных вещей, как у нас. Если на Западе публичные вещи тонут в массе частных, то у нас положение совершенно другое. Национализация земли, недр, лесов и вод, фабрик, заводов, крупных домостроений, транспорта и проч., расширяя количество публичных вещей, вместе с тем уменьшает массу частных имуществ» [4]. Трудно не согласиться с данным утверждением автора. Следует отметить, что публичные вещи стали темой исследования автора, еще когда он был оставлен на юридическом факультете Новороссийского университета для соискания профессорского звания [5]. Объективно причины выбора темы объясняются тем, что сама проблема была освещена слабо как в науке административного, так и гражданского права. С другой стороны, молодой Карадже-Искров после окончания университета вступил в жизнь, когда была осуществлена национализация всей хозяйственной деятельности, а частная собственность превратилась в мир публичных вещей [6]. От редакции было заявлено, что работа «Публичные вещи» является вводной частью обширного исследования
о публичных вещах в буржуазном и советском праве и работа представляет собой «догматическое изучение вопроса на материале римского права», обусловленного тем, что «детально проработанная романистами догма публичных вещей легла в основу дальнейшего развития современных буржуазных законодательств по вопросу о публичных вещах, которым посвящена вторая часть работы Н. П. Карадже-Искрова, тем более что настоящее исследование является первой монографической работой на русском языке, трактующей вопрос в полном объеме» [7]. Отметим, что работа вышла под редакцией профессоров Г. Ю. Маннса и Б. Б. Черепахина, последний - видный цивилист, перу которого принадлежит фундаментальная работа о частном и публичном праве, впервые изданная также в Иркутске [8].
Н. П. Карадже-Искров выделяет такие характерные признаки публичных вещей, как связь с государством [9], нахождение их в собственности государства [10], назначение для публичного использования [11]. Констатируя наличие конкурирующих теорий публичных вещей, таких как право верховенства и особые вещные права [12], автор обосновывает свои предпочтения к теории особых вещных прав, модернизируя их до особых публичных вещных прав [13].
Следует обратить внимание на то, что в условиях полного огосударствления экономики фактически автором постулируется формирование института права публичной собственности, режим которого принципиально отличается от режима частной собственности. В силу недавних изменений в действующее гражданское законодательство вещи, изъятые из оборота, исключены из сферы гражданско-правового регулирования, что приводит к тому, что в отношении таких «внеоборотных» вещей действуют особые публично-правовые режимы, что, в свою очередь, актуализирует тематику публичных вещей.
Краткий анализ работы «Публичные вещи» позволяет утверждать о том, что это исследование является фундаментальным общеправовым произведением, на стыке частного и публичного права, которое, к сожалению, в силу определенных причин не получило свое продолжение в рамках ранее задуманного. Тем не менее своеобразным продолжением указанной работы в более узком отраслевом, административно-правовом направлении стало такое произведение, как «Новейшая эволюция административного права».
В начале исследования дается краткий исто-рико-правовой анализ развития администра-
тивного права эпохи полицейского государства и эпохи правового государства. Автор подходит к анализу административного права эпохи полицейского государства весьма критично. Характеризуя абсолютизм, Н. П. Карадже-Ис-кров отмечает, что никаких юридических границ власть монарха не имеет, его инструкции не создают прав ни для чиновников, ни для подданных. По отношению к монарху и вышестоящим начальникам чиновник бесправен, но по отношению к обывателям он маленький царек, жаловаться на него можно только начальству. Полицейская опека проникала во все подробности народной жизни. Административный произвол ничем не ограничивался, «никакой судебной защиты в сфере административного права не знало. Собственно говоря, и административного права-то не было» [14]. С другой стороны, видимо, в силу необходимости заполнения возникающих правовых пробелов, появилась тенденция распространения частноправовых норм в область публичного права. Так, по германскому праву эпохи полицейского государства юридическая личность раздвоилась. Получилось два самостоятельных лица: 1) государственно-публичная власть; 2) фиск. Фиск возмещал убытки, причиненные государственной властью. «Гражданское право распространилось на отношения ему чуждые. Но так как иного права не было, этот процесс имел свою положительную сторону: он создавал хоть какие-нибудь правовые гарантии» [15].
Кардинальные изменения в административном праве, по мнению автора, были вызваны Великой Французской революцией не только в самой Франции, но и в сопредельных ей странах. Действительно, с этого времени начинается новый этап в доктрине, правовом регулировании и практике государственного управления. Начинает формироваться теория прав человека, от государства стало требоваться, чтобы оно признало неприкосновенность личного достоинства гражданина и его прав. Прежней концепции «полицейского государства» пришла на смену концепция «правового государства», в котором гарантировалась свобода личности от произвола администрации. В правовом государстве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, гарантировалось невмешательство власти в частную жизнь граждан.
Автором выделяются такие особенности в сфере управления, характерные для правового государства, как новые государственные формы: ограниченная монархия и республика; разделение властей и верховенство закона; исполнительная власть становится подзаконной. Она
связана настоящим законом, обязательным не только для управляемых, но и для администрации, законом с двусторонней обязательной силой. Как метко отмечает Н. П. Карадже-Ис-кров, если ранее принцип законности в государственном управлении рассматривался лишь как предел для администрации, то в «новейшее время закон рассматривается как необходимое основание для каждого действия, касающегося граждан» [16]. Первый период правового государства характеризуется значительным сокращением полицейской опеки. «Обыватель перестает рассматриваться как ребенок. Теперь он самостоятельная личность, субъект прав... В связи с созданием административных судов и наличностью упорядоченного административного права перестраиваются отношения между юстицией и администрацией, между частным и административным правом» [17]. Трудно не заметить симпатии автора к концепции правового государства и его проявлениям в административном праве.
Наиболее последовательно, по мнению Н. П. Карадже-Искрова, принципы правового государства получили свое развитие во Франции, где административные суды выросли из недр самой администрации, следовательно, исключение компетенции гражданского суда повлекло за собой исключение применения гражданского права и создание своего особого права - публичного. Государство живет по принципам публичного права, а гражданское право применяется к нему лишь в виде исключения. Для регулирования отношений между государством и управляемыми создался целый ряд своеобразных публично-правовых институтов, незнакомых праву других народов: публичный домен, публичные работы, поставка. Автор констатирует, что в Германии административная юстиция возникает позднее и компетенция ее уже, чем во Франции. Специфической представляется автору эволюция английского административного права, особенности которого проистекают: 1) из отсутствия сильной центральной власти и контроля за местным управлением; 2) полного смешения управления и суда, публичного и частного права. Тем не менее факт контроля обыкновенных судов (неадминистративных) за администрацией автором не отрицается [18].
Сильнейшее влияние на общественную жизнь буржуазных стран с середины XIX в. оказали социалистические учения, которые наложили свой отпечаток на развитие административного права. По мнению автора, «социализация» административного права выражается в появлении ряда публично-правовых
ограничений права частной собственности; эти ограничения доходят иногда до полной экспроприации, причем без адекватной, как было ранее, компенсации; значительная часть экспроприированной частной собственности остается в руках государства не в качестве фискального имущества, а в качестве публичной вещи (железные дороги, грунтовые дороги, каналы, коммунальные предприятия); свобода договоров подвергается значительным публично-правовым ограничениям; возникает ряд новых отраслей государственного управления, вызывающий соответствующую правовую регламентацию: народное образование, здравоохранение, средства связи, фабричное законодательство, социальное страхование, социальное обеспечение. Между тем, хотя процесс социализации в период Первой мировой войны достиг своего апогея, этот процесс носит «лишь количественный характер: основные принципы правового государства сохраняются на Западе и в настоящее время» [19].
Весьма скептично Н. П. Карадже-Искров оценивает развитие административного права в России. «До 1917 года Россия плелась в хвосте европейских держав. Начало перехода от полицейского строя к правовому было положено лишь после революции 1905 года» [20]. Административное законодательство того периода было крайне противоречивым, разделение властей носило половинчатый характер, принцип законности, если и воспринимался, то сугубо формально, сфера административного усмотрения была крайне обширной.
Для автора представляется очевидным, насколько советское административное право принципиально отличается по своему «социальному содержанию» от ранее существовавшего дореволюционного административного права и существующего административного права буржуазных стран Европы. За менее чем десятилетний период существования советского административного права ученые того времени выделяли три периода его развития. Первый период, до конца 1918 г., характеризуется разрушением старого строя, широчайшей децентрализацией законодательства и управления. Второй период, период «военного коммунизма», достигший своего апогея к началу 1921 г., характеризуется строжайшей централизацией и регламентацией, выразившейся в необычайном развитии административного права и крайнем стеснении частного оборота. От частно-правовых отношений почти не оставалось и следа. Как верно подметил автор, «административное право начинало делаться синонимом советского права вообще» [21].
Третий период, современный автору, начался с введения НЭПа, когда в рамках частичной либерализации общественной жизни допускается и расширяется частный оборот, следовательно, область административного права несколько «суживается» и уступает место праву частному. Тем не менее, несмотря на некоторые послабления, автор доказывает, что советское административное право в корне отличается от административного права буржуазных стран. В качестве количественного показателя отличий указывается на полное огосударствление или более или менее значительную регламентацию обширных отраслей экономической и культурной жизни, оставленных в буржуазных странах свободной игре сил. Качественные различия, по мнению автора, выражены в следующих моментах: если на Западе общим правом считается право частное, то в советской России гражданское право есть лишь уступка, общим правом считается право публичное, «...которое в эпоху военного коммунизма было почти единственным, почти синонимом советского права вообще» [22]; в советской России принцип отделения законодательной власти от исполнительной подвергся полному отрицанию. «Индивидуальная свобода не является у нас таким основным принципом, как на Западе: наше государство проникнуто идеями коллективизма» [23]; в противовес делению публичной власти на государственную и муниципальную советское государство этой двойственности не знает, оно построено на началах демократического централизма.
Помимо указанных моментов, советское административное право, по мнению Н. П. Ка-радже-Искрова, отличается от буржуазного и другими, более частными, особенностями. Так, если должностные лица на Западе, т. е. государственный аппарат, обладают особым статусом, то в советской России, за некоторыми исключениями, правовое положение должностных лиц принципиально не отличается от положения работающих по найму у государства. Действительно, почти весь советский период правовое регулирование статуса государственных служащих не отличалось полнотой и системностью, при этом в условиях партийной государственности фактически существовала категория «номенклатура», выполняющая функции реального регулятора служебных отношений. Достаточно формальным в связи с этим выглядит утверждение автора о том, что «...государственные должностные лица не образуют у нас твердо обособленной группы» [24]. Представляется, что наименее аргументированными являются доводы Н. П. Карадже-Искрова об
отсутствии бесправия личности в советской России. Положение личности в капиталистическом государстве, по словам автора, характеризуется началами формального равенства, формальной свободы и подчеркиванием ее субъективных прав, в особенности же права собственности. Далее автор указывает, что равенству, при строгом классовом характере такого государства, как Россия, совершенно нет места; также автор подчеркивает, что фактически формальной свободы тоже нет, как и нет права частной собственности. Сами отдельные личности государство рассматривает «лишь как средство достижения своих целей» [25]. При этом вымученно констатируется, что некоторые субъективные права все же сохранились. Затем автор замечает, что личность является лишь винтиком огромной машины. «Поэтому и обеспечение ее прав стоит на втором месте» [26]. Отсутствие необходимости защиты интересов частных лиц отражается, по мнению автора, и на особенностях советской административной юстиции, которая обеспечивается прокуратурой и рабоче-крестьянской инспекцией. Автор сожалеет о том, что у этих органов нет права отменять обжалованные акты и нет соответствующих процессуальных гарантий. Стоит отметить, что эти органы совершенно не похожи на органы административной юстиции в понимании буржуазного права. Следует согласиться с мнением о том, что советское административное право раннего периода ближе к полицейскому праву [27], яркие примеры чего приводит Н. П. Карадже-Искров.
Константин Степанович Бельский, автор наиболее полной биографии и библиографии Н. П. Карадже-Искрова, выделяет в его научной биографии два периода. «Первый начинается с выхода "Публичных вещей" в конце 20-х годов и заканчивается в середине 30-х изданием в Германии монографии о советском административном праве и появлением рецензии на нее в журнале "Советское государство и право". Второй начинается в конце 30-х годов сбором материалов для работы о должностном лице де-факто и завершается в конце 40-х годов подготовкой к защите докторской диссертации - защите, которой не суждено было состояться» [28].
Вышеупомянутая монография "Das Verwaltungsrecht in der Sowjetunion (Rusland) seit 1917" («Административное право в Советском Союзе (России) с 1917 г.»), вернее монографическая работа (статья) объемом 12-13 печатных листов, вышедшая в 1936 г. в авторитетнейшем немецком «Ежегоднике публичного права», стала продолжением «Новейшей эволюции административного права» [29]. В
рецензии на указанную статью, вышедшей в 1938 г., Н. П. Карадже-Искров был подвергнут жесточайшей критике по идеологическим мотивам. Удивительно, что политические репрессии после такой рецензии миновали ученого. Второй период жизни Н. П. Карадже-Искрова был трагичным [30].
Советское государство, советское государственное управление, правовой статус советских граждан исследовались Н. П. Карад-же-Искровым в условиях жесточайших идеологических ограничений. Показывая отличия советского административного права от буржуазного, автор прямо указывает, что в советском государстве принципы правового государства отвергнуты и все сферы общественной жизни в стране подверглись огосударствлению. Следует подчеркнуть, что уровень научных исследований Н. П. Карадже-Искрова в небольших по объему трудах, изданных в Иркутске, во многом остается недостижимым и сегодня. Ш
1. Карадже-Искров Н. П. Публичные вещи. Вып. 1. Иркутск,
1927.
2. Карадже-Искров Н. П. Новейшая эволюция административного права. Иркутск, 1927.
3. Карадже-Искров Н. П. К вопросу о праве государства на землю. Иркутск, 1928.
4. Карадже-Искров Н. П. Публичные вещи. С. VII.
5. Бельский К. С. Идеи и трагедия большого ученого-адми-нистративиста (к 100-летию со дня рождения Н. П. Карадже-Ис-крова) // Государство и право. 1996. № 3. С. 135.
6. Бельский К. С. Дополнительные штрихи и факты к портрету Н. П. Карадже-Искрова (к 120-летию со дня рождения видного ученого-административиста) // Государство и право. 2016. № 12. С. 74.
7. Карадже-Искров Н. П. Публичные вещи. С. V.
8. Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926.
9. Карадже-Искров Н. П. Публичные вещи. С. 29.
10. Там же. С. 59.
11. Там же. С. 63.
12. Там же. С. 3.
13. Позднее автор подтвердил эту позицию в отношении конкретного объекта права - земли. Подробнее см: Карадже-Ис-кров Н. П. К вопросу о праве государства на землю. Иркутск,
1928.
14. Карадже-Искров Н. П. Новейшая эволюция ... С. 4
15. Там же. С. 5.
16. Там же. С. 7.
17. Там же. С. 8-9.
18. Подробнее см.: Там же. С. 10-18.
19. Там же. С. 19.
20. Там же. С. 20.
21. Там же. С. 22.
22. Там же. С. 23.
23. Там же. С. 24.
24. Там же. С. 27.
25. Там же. С. 29.
26. Там же. С. 30.
27. Овсянников Ю. Н. Идеи полицеистики в советский период развития административно-правовой науки // Управленч. консультирование. 2015. № 4. С. 156.
28. Бельский К. С. Идеи и трагедия . С. 135.
29. Бельский К. С. Дополнительные штрихи и факты . С. 76; Мельник Р. С. Новый взгляд на старую статью (к анализу
научного наследия выдающегося ученого-административиста Н. П. Карадже-Искрова) // Адм. право и процесс. 2016. № 2. С. 47.
30. Подробнее, см.: Бельский К. С. Дополнительные штрихи и факты ... С. 73-83.
список литературы
Бельский К. С. Идеи и трагедия большого ученого-ад-министративиста (к 100-летию со дня рождения Н. П. Ка-радже-Искрова) // Государство и право. - 1996. - № 3. -С. 134-142.
Бельский К. С. Дополнительные штрихи и факты к портрету Н. П. Карадже-Искрова (к 120-летию со дня рождения видного ученого-административиста) // Государство и право. - 2016. - № 12. - С. 73-83.
Карадже-Искров Н. П. Публичные вещи. Вып. 1 / Н. П. Карадже-Искров. - Иркутск : Изд. Иркут. секции науч. работников, 1927. - 80 с.
Карадже-Искров Н. П. Новейшая эволюция административного права / Н. П. Карадже-Искров. - Иркутск : Изд. Издат. бюро Иркут. гос. ун-та, 1927. - 39 с.
Карадже-Искров Н. П. К вопросу о праве государства на землю / Н. П. Карадже-Искров. - Иркутск : Власть труда, 1928. - 24 с.
Мельник Р. С. Новый взгляд на старую статью (к анализу научного наследия выдающегося ученого-админи-стративиста Н. П. Карадже-Искрова) // Адм. право и процесс. - 2016. - № 2. - С. 43-49.
Овсянников Ю. Н. Идеи полицеистики в советский период развития административно-правовой науки // Управленч. консультирование. - 2015. - № 4. - С. 153-166.
Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве / Б. Б. Черепахин. - Иркутск : Иркут. 1-я гостипо-лит., 1926. - 26 с.
REFERENCES
Bel'skij K.S. Idei i tragediya bol'shogo uchenogo-administrativista (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya N.P.Karadzhe-Iskrova). Gosudarstvo i pravo, 1996, no 3, pp. 134-142. (in Russian)
Bel'skij K.S. Dopolnitel'nye shtrihi i fakty k portretu N.P. Karadzhe-Iskrova (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya vidnogo ucheno-go-administrativista). Gosudarstvo i pravo, 2016, no 12, pp. 73-83. (in Russian)
Karadzhe-Iskrov N.P. Publichnye veshchi. Vyp. 1. Irkutsk, Izdanie Irkutskoj sekcii nauchnyh rabotnikov Publ., 1927, 80 p. (in Russian)
Karadzhe-Iskrov N.P. Novejshaya ehvolyuciya administrativnogo prava. Irkutsk, Izdanie Izdatel'skogo byuro Irkut. Gos. Un-t Publ., 1927, 39 p. (in Russian)
Karadzhe-Iskrov N.P. K voprosu o prave gosudarstva na zemlyu. Irkutsk, Vlast' truda Publ., 1928, 24 p. (in Russian)
Mel'nik R.S. Novyj vzglyad na staruyu stat'yu (k analizu nauch-nogo naslediya vydayushchegosya uchenogo-administrativista N. P. Karadzhe-Iskrova). Administrativnoe pravo i process, 2016, no 2, pp. 43-49. (in Russian)
Ovsyannikov YU.N. Idei policeistiki v sovetskij period razvitiya ad-ministrativno-pravovoj nauki. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2015, no 4, pp. 153-166. (in Russian)
CHerepahin B.B. K voprosu o chastnom i publichnom prave. Irkutsk, Irkut. 1-ya gostipolit. Publ., 1926, 26 p. (in Russian)
Nikolay Pavlovich Karadzhe-Iskrov: the Origins of Administrative and Legal Research at Irkutsk State University
© Damdinov B. D., Kazarin V. N., 2018
The article is devoted to the scientific heritage of the famous scientist in the field of administrative law - Nikolay Pavlovich Karadzhe-Iskrov in the Irkutsk period of his life. The article is published within the anniversary events devoted to century of the Irkutsk state university. For the first time as about the mature outstanding scientist N. P. Karadzhe-Iskrov declared himself in the works published in the Irkutsk state university: «Public items» (1927); «Newest evolution of administrative law»
(1927); «To a question of the right of the state for the earth»
(1928). All three works are covered by a single concept, in which the author examines such categories as «soviet state», «public items», «legal status of soviet citizens» in the context of administrative and legal regulation.
The category «public items» became an object of research N. P. Karadzhe-Iskrov in that period of Soviet history, when the sphere of private law was extremely narrowed and public law actually became a synonymous of the soviet law. Showing the differences between soviet administrative law from bourgeois law, the author directly points out that in the soviet state the principles of the constitutional state are rejected and all spheres of public life in the country were transferred into state. The Soviet state, the soviet public administration, the legal status of the soviet citizens were investigated by N. P. Karadzhe-Iskrov in conditions of severe ideological limitations. Nevertheless, the level of scientific research of his works remains unattainable today. N. P. Karadzhe-Iskrov widely applied comparative legal and historical-legal research methods, when the historical background and the background of the foreign practice of the soviet legal reality looked at least it is not acceptable, at external loyalty of the author.
Keywords: administrative law; evolution of administrative law; public items; N. P. Karadzhe-Iskrov; Irkutsk state university.