Научная статья на тему 'Николай Егорович Жуковский к 150-летию со дня рождения'

Николай Егорович Жуковский к 150-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Николай Егорович Жуковский к 150-летию со дня рождения»

Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ

К 150-летию со дня рождения

Среди основателей российской школы механиков XX столетия имя Н. Е. Жуковского по праву занимает первое место. В полученных им решениях многих задач аэромеханики, гидродинамики, в аналитических математических построениях, отличающихся глубокой взаимосвязью с инженерными практическими приложениями, содержится своего рода методологическое предвидение, которое оказало и оказывает значительное влияние на последующее развитие механики. Многие полученные им результаты и Методы и сегодня являются актуальными для практики создания новых аэрокосмических объектов и изделий машиностроения.

Открытие и проникновенное математическое объяснение подъемной силы крыла, обнаружение природы и расчет гидравлического удара, создание вихревой теории воздушного винта, постижение физики и введение понятий, определивших успех теории крыла конечного размаха, — эти фундаментальные достижения Н. Е. Жуковского и еще многое другое наравне с его заслугами в организации ЦАГИ и в создании научных школ ставят его в ряд выдающихся ученых России.

В последующие годы С. А. Чаплыгин ^ многие члены его общетеоретической группы и семинара продолжили традиции школы Н. Е. Жуковского, осуществив значительные разработки в аэродинамике, гидродинамике, аэроупругости и прочности. Например, блестящие результаты М. В. Келдыша, отличающиеся удивительным математическим проникновением, позволили в теоретическом и практическом аспекте решить такие в свое время «загадочные» проблемы, как флаттер планера самолета и шимми шасси. Это примеры выдающегося по красоте синтеза теоретических математических приемов и инженерного воплощения.

Конечно, вершиной научной и организаторской деятельности Н. Е. Жуковского вместе с С. А. Чаплыгиным и А. Н. Туполевым

з

было создание и становление ЦАГИ, ставшего ведущим институтом России в области аэрогидродинамики и прочности, научным лидером самолетостроения.

Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным были организованы также Институт в Кучино, ВВИА, Авиатехникум, МАИ. Новые научные центры успешно действуют благодаря привлечению в них увлеченных, талантливых, энергичных молодых сотрудников.

Исследования Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина и их последователей, установленные ими закономерности рождают ощущение прекрасного в познании нового, стимулируя ученых сегодня двигаться дальше в прорывах на пути узнавания.

Широко используемые математические модели явлений механики воплощают нынешнее интенсивное развитие математических вычислительных методов.

Иногда высказывается сомнение в возможности постигать действительность окружающего мира с необходимой полнотой и достоверностью, опираясь на математические методы и технику вычислений. Однако важно обратить внимание на то, что, как показывает опыт, так называемые «пределы математического описания» чрезвычайно быстро расширяются энергичными усилиями теоретиков, экспериментаторов и разработчиков все более совершенных вычислительных приемов и технических средств. Сегодня в условиях массового применения компьютеров и ни в коей мере не противопоставляя этому применению, уместно обратить внимание на умение Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша и других механиков одним штрихом, удачной математической постановкой, моделью, схватывающей главные свойства явления, способствовать решению проблемы.

Деятельность ученых, занимающихся теорией, экспериментом и инженерной практикой, породила третий компонент «методологической триады» — емкие, проникающие в сущность явлений, лаконичные математические модели.

В последние годы применение больших вычислительных возможностей ЭВМ позволило использовать постановки с так называемой «большой плотностью идей».

Механики, участники теоретической группы С. А. Чаплыгина, а в последующие годы очень многие замечательные ученые-механики нового поколения в ЦАГИ, ЦИАМе, ИТПМ, НИИ-1, университетах и вузах своими исследованиями необычайно расширили теорию и раЗйили методологию аэромеханики по многим направлениям.

ЦАГИ и другие институты, продолжая традиции Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, для решения научных' Проблем и потребностей создания новой техники построили уникальные аэродинамические трубы и стендЫ изучения прочности. Сегодня экспериментальная база авиационной и аэрокосмической науки России представляет национальное достояние.

Послевоенный и нескольких последних десятилетий прорыв, «вторжение» новых летательных аппаратов в сверхзвуковые и ги-перзвуковые скорости полета и в космос опирается на глубокое развитие фундаментальной и прикладной механики. Здесь были получены теоретические и экспериментальные результаты, важные для науки и практики машиностроения, уже новым поколением механиков. Многие работы ученых и конструкторов отмечены присуждением премий имени Н. Е. Жуковского или Государственных премий.

В настоящем номере журнала, посвященном 150-летию со дня рождения Н. Е. Жуковского, только очень кратко перечислено огромное его наследие, которое устремляет нас к выдающимся ценностям, обогатившим механику XX столетия.

Г. П. Свищев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.