УДК 378 А.В. Никитов
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию экономических отношений системы образования на основе структурно-функциональных преобразований образовательных учреждений. Автором рассмотрены такие формы интеграционных отношений системы образования, как университетский комплекс и консорциум. Обоснована необходимость создания структуры, осуществляющей сертификацию специалистов различных отраслей. Обоснованы задачи проведения независимой итоговой аттестации выпускников.
Ключевые слова: система образования, интеграция, консорциум, университетский комплекс, сертификация специалистов.
ЛМ ммш
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL REFORMS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM
The article is devoted to the development of economic relations in the educational system in the framework of structural and functional reforms. The author considers different forms of integration of the system of education, in particular university complex and consortium. The necessity to develop an agency that monitors and certifies specialists in different spheres is proven. The author outlines major aims of final assessment of graduates.
The Key words: education system, integration, consortium, university complex, certification of gradutes.
Развитие современной рыночной экономики предъявляет принципиально новые требования к организационной структуре системы образования. Это, однако, не означает, что сама указанная сфера может быть перестроена на основе свободного действия рыночных сил. Наличие рыночной среды, в которой функционирует система образования, не только не исключает высокий уровень высшего образования и профессиональной подготовки, но и обеспечивает эффектив-ные взаимосвязи системы образования с различными сферами труда.
Предлагаемую проблему совершенствования организационной структуры системы образования необходимо рассматривать в более широком контексте реформирования образования как такового, что включает прежде всего формирование новых требований к развитию экономических отношений.
В основу реформирования экономических отношений системы образования заложены процессы либерализации, формирующие условия для свободного и эффективного взаимодействия субъектов образовательной системы. Приоритетом экономической поли -тики государства относительно системы образования являются разработка и реализация организационноэкономических мер, направленных на совершенство -вание структуры и усиление функциональной роли образовательных учреждений в связи с проблемами нестабильности общеэкономического развития и демографической асимметрией.
Согласованность государственной экономической политики со стратегией развития системы образования создает условия для формирования эффективной организационной структуры и системы управления сферой образования, обеспечивающие сохранение культурного и образовательного национального потенциала, повышение уровня образованности населения, научно-техническое развитие страны.
Генеральной целью развития системы образования обозначены два критерия - оптимальности и системности. Первый критерий нацеливает на обеспечение качественного образования как системы знаний, умений, навыков, которые должны получить учащиеся в процессе обучения. Второй критерий требует эффективного функционирования образовательных учреждений как составляющих системы образования. При этом необходимо учитывать социально-экономическое состояние народного хозяйства.
Важнейшим условием успешности структурно-функциональных преобразований является сочетание общественных и государственных форм управления образованием на всех уровнях, в том числе на уровне образовательных учреждений.
В последнее время в системе высшего образования России наблюдаются процессы интеграции учебных заведений, которые инициируются самостоятельно образовательными учреждениями или на уровне управления отраслью ее центральными органами, а также региональной властью для решения различных проблем. Причинами процесса интеграции учебных заведений в масштабах отрасли в целом являются:
- крупномасштабные перестройки системы высшего образования;
- проблемы раздробленности вузов;
- недостаток финансовых и человеческих ресурсов;
- низкие эффективность и качество деятельности вузов.
На уровне единичных образовательных учреждений в качестве причин, обусловливающих реорганизацию вузов, выступают:
- условия финансового дефицита;
- внешние угрозы: снижение студенческого спроса и конкурса, усиление конкуренции и т.д.;
- слабые академические программы.
Интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительное явление, поскольку наращивают учебный и научный потенциалы и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов. В процессе интеграции на территории региона формируется единое образовательное пространство, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования. Происходит оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечивается внутренняя преемственность между уровнями системы образования, формируется новый тип многоуровневых учебных заведений.
Одним из ярких примеров интеграции в системе образования являются начинающие формироваться университетские комплексы, которые представляют собой многопрофильный университет классического типа, являющийся базой всей непрерывной многоуровневой системы образования в регионе. Цель их создания -повышение качества профессионального образования всех уровней в соответствии с современными требованиями рынка труда и координация образовательного процесса в профессиональном образовании на уровне регионов. Создание университетских комплексов как учебных заведений нового типа предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования и т.д.; формирование ассоциаций и консорциумов, включающих не только учебные заведения, но и научно-исследовательские институты, базовые предприятия и организации.
При этом возможно использование трех моделей взаимодействия учебных заведений:
1) создание комплекса как университетского образовательного округа (не имеющего статуса юридического лица), в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений различных уровней, центра повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы региона. При этом все учреждения, входящие в состав округа, сохраняют юридическую самостоятельность;
2) формирование комплекса как юридического лица в форме объединения образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц;
3) создание комплекса как единого юридического лица - автономного учебного заведения, в котором объединены подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования), производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы.
Функционирование университетских комплексов позволит:
- обеспечить решение целого комплекса социальных и образовательных задач путем интеграции учебных заведений, что приведет к повышению откры-
тости системы, созданию новых траекторий образовательной карьеры и улучшению качества профессионального образования;
- повысить эффективность использования материальных и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда;
- реализовать крупные программы и проекты технологического, экономического и социального характера, имеющие региональный и межрегиональный масштабы;
- создавать региональные информационные сети, обеспечивающие более полное выполнение образовательными учреждениями функций сохранения и развития культуры, национального языка в условиях федеративного многонационального государства.
Зарубежный опыт по созданию университетских комплексов представлен университетами штатов Калифорнии, Оклахомы, Массачусетса (США), Штутгартским университетом (Германия), университетом Цукуба (Япония ), университетом Лимерика округа Шеннон (Ирландия). Специфика образовательного пространства России определена развитием университетских комплексов Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Исследование возможных технологий проведения структурно-функциональных преобразований в системе образования позволило выявить новые варианты структур интегрированных образовательных систем и возможные механизмы структурно-функциональных преобразований внутри вуза. И как мы выяснили, важнейшей тенденцией развития экономических отношений в системе образования является интеграция образовательных учреждений. Устойчивое развитие вуза, как и любой другой социально-экономической системы, связано с постоянным обновлением его деятельности, поиском новых, более эффективных управленческих и технологических решений, внедрением инноваций в учебный процесс и административно-управленческую практику работы. Главным направлением развития экономических отношений в высшем образовании является также формирование системы оценок потребности в специалистах и качества образования, реализуемой через соответствующие федеральные и региональные центры.
В качестве такого центра с целью формирования партнерских отношений между вузом и бизнес-сообществом предлагаем создание образовательного консорциума, объединяющего несколько вузов, основной задачей которого является решение вопросов подготовки высококвалифицированных кадров с требуемыми для бизнеса профессиональными компетенциями и ориентированных на ведущие отрасли экономики региона. Политика взаимодействия, предопределяемая консорциумом, формирует организационные механизмы, которые, с одной стороны, позволят вузам (членам консорциума) выступить в качестве точек инновационного роста, а с другой - будет способствовать трансляции передового опыта в системе образовательного ведомства и, шире, образовательного сообщества.
Система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень развития с освоением инновационных форм образования и с сохранением тра-
диций научной деятельности, преемственности научного знания. В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т.е. по мере роста предъявляемых к вузам требований традиционные пути их удовлетворения уже не срабатывают В связи с этим сегодня идет становление новой образовательной модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге - залогом сохранения статуса компетентного социального института. В основе этой модели лежит концепция непрерывного образования и формирование объединений вузов. В осуществлении этой проблемы региональные образовательные структуры имеют свои особенности, учет которых в практике образовательных процессов привел к появлению принципиально нового явления в организации образовательного процесса регионального образовательного консорциума, который обеспечивает:
- поддержание высоких стандартов высшего образования;
- перестройку высшего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров широкого спектра, адекватно реагирующего на изменение рынка труда.
Данная структура обеспечивает оперативное управ -ление качеством образовательного процесса на всех уровнях его реализации и диверсификацию высшего образования, способствующие сохранению высоких темпов экономического развития и быстрому обновлению технологической базы сферы сервиса. Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
Центром, регулирующим деятельность образовательного консорциума, должна являться структура регионального уровня, имеющая достоверную информацию о запросах рабочих мест с определенным уровнем компетенции. Такая структура может быть составляющей Торгово-промышленной палаты.
Условия взаимодействия образовательного консорциума, включающего вуз, отраслевое ведомство, само-регулируемую организацию отрасли и одну из специализированных некоммерческих организаций (исходя из профиля консорциума: Союз работодателей, Союз промышленников и предпринимателей, Национальный союз кадровиков, Торгово -промышленная палата), должны способствовать эффективному развитию экономических отношений в системе образования, а именно:
- достижению единства и согласованности требований государственных стандартов, разработанных Министерством образования Российской Федерации и стандартов профессий в рамках программ подготовки специалистов по определенным специальностям;
- реализации процесса сертификации выпускников, предполагающего определение уровня компетенции
будущего специалиста в соответствии с требованиями отрасли и временных изменений;
- созданию финансового механизма через формирование фонда целевого капитала с выделением долей и пропорций по видам услуг, реализуемых как со стороны вуза, так и со стороны предприятий и организаций .
Консорциум позволит создать новую, современную национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств о получении образования. Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, навыков и компетенций обладает специалист рабочего места в результате завершения образования. Специалист, в свою очередь, должен иметь возможность и заинтересованность в любой момент времени повысить свой профессиональный уровень и подтвердить изменившуюся квалификацию. Важнейшими требованиями работодателей к выпускникам вузов остаются опыт успешной работы на требуемой позиции и глубокие знания, желательно подтвержденные соответствующими документами. Поэтому из-за недостатка опыта молодой специалист долгое время не может найти желанную работу
В этой ситуации для становления карьеры молодого специалиста необходимо создание независимой сертифицирующей организации, представляющей интересы предприятий, бизнес-сообществ в рамках определенной отрасли. Такая организация может быть создана в виде центра в организационной структуре консорциума, функцией которой должно являться проведение независимой итоговой аттестации выпускников . Задача сертификации должна состоять в измерении уровня готовности к выполнению практических задач в качестве специалиста в конкретной профессиональной области.
Преимущества сертификации будут заключаться в том, что выпускник вуза получит статус сертифицированного специалиста, который официально подтвердит профессиональные знания и умение работать в той или иной области. Сертификат серьезно повышает шансы выпускника сразу же после окончания вуза найти интересную высокооплачиваемую работу. В результате общественная отдача по подготовке специалиста и формирование его компетентностного потенциала будут максимально приближены к величине спроса на рабочую силу определенного профессионального качества.
Хотелось бы отметить, что в последние годы в России число сертифицированных специалистов неуклонно растет Но, к сожалению, аттестация специалистов осуществляется только по определенным сферам деятельности и уже работающих специалистов. Поэтому необходимо расширить область проведения сертификации , и в первую очередь сертификаты должны получать выпускники вузов.
Следовательно, создание консорциума с целью формирования партнерских взаимоотношений между системой высшей школы и бизнесом при поддержке государства внесет принципиальные изменения в образовательную политику интегрированных учреждений и, как следствие, будет оказывать влияние на подготовку специалистов и на развитие экономических отношений в системе образования.
Таким образом, при проведении структурно-функциональных преобразований на основе интеграции образовательных учреждений, включающих не только учебные заведения, но и базовые предприятия и организации, устраняются диспропорции между структурой подготовки специалистов и их спросом на рынке труда. При этом ведущим принципом становится многообразие (вариативность) образовательных программ в пределах структурных подразделений интегрированных образовательных учреждений. Вследствие этого образовательные учреждения становятся многофункциональными комплексами, обеспечивающими непрерывное образование с наиболее полной мобилизацией ресурсов и свое уникальное позиционирование на рынке образовательных услуг. Переход к гибкой и динамичной модели высшего учебного заведения является основой развития экономических отношений в системе образования.
1. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимова Я.Ш., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научнообразовательной деятельности: аналитический обзор. Екатеринбург, 2006.
2. Динес В.А., Русановский В.А. Региональная система образования // Саратовская область: опыт и стратегии развития. Саратов: СГСЭУ, 2004.
3. Русановский В.А., Якунина А.В. Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России // Вестник СГСЭУ. 2008. № 1(20).
4. Силантьева Н.С. Взаимное инкорпорирование образования и бизнеса как фактор развития экономических отношений в системе высшего профессионального образования // Проблемы управления социально-экономическими системами: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Л. В. Соколовой. Саратов: СГСЭУ, 2009.