Научная статья на тему 'Никита Моисеев и современный мир'

Никита Моисеев и современный мир Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВЫ / НООСФЕРОГЕНЕЗ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ / СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ / CONCEPT / UNIVERSAL EVOLUTIONISM / ENVIRONMENTAL AND MORAL IMPERATIVES / NOОSРHEROGENESIS / COLLECTIVE MIND / TRANSITION STRATEGY / GLOBAL CHALLENGES AND RISKS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Залиханов М. Ч., Степанов С. А.

В статье рассматриваются основные направления научных размышлений ученого о судьбах России и мира в ХХ1 веке с позиций выработанной им концепции универсального эволюционизма. Система «УЧИТЕЛЬ», экологический и нравственный императивы, Коллективный разум и ноосферогенез, коэволюция человека, природы и общества важнейшие составные части концепции, позволяющие не только обозначить современную научную картину мира, но и заглянуть за исторический горизонт и сформулировать Стратегию выживания человечества. Большой опыт теоретических и эмпирических исследований в механике, математике, информатике, синергетике позволил ученому выйти на коэволюционные идеи и вывод о неизбежности гибели цивилизации, если не остановить неуправляемую эволюцию человеческого общества. Ученый провозгласил ХХ1 век веком гуманизма и гуманитарных знаний. Он подчеркивал, что эволюционные процессы в природе и обществе происходят во имя человека, но в той степени успешные, в которых человек менее всего нарушает эволюционные законы природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikita Moiseev and the modern world

The article discusses the main directions of the scientist's scientific thoughts about the fate of Russia and the world in the 21st century from the standpoint of the concept of universal evolutionism developed by him. The “TEACHER” system, ecological and moral imperatives, Collective intelligence and noospherogenesis, co evolution of man, nature and society are the most important components of the concept, allowing not only to outline the modern scientific picture of the world, but also to look beyond the historical horizon and formulate a Strategy for the survival of mankind. Extensive experience in theoretical and empirical research in mechanics, mathematics, computer science, and synergetics has allowed the scientist to come up with co evolutionary ideas and the conclusion about the inevitability of the death of civilization, if the uncontrolled evolution of human society is not stopped. The scientist proclaimed the 21st century the century of humanism and humanitarian knowledge. He emphasized that evolutionary processes in nature and society take place in the name of man, but to the extent successful, in which man least violates the evolutionary laws of nature.

Текст научной работы на тему «Никита Моисеев и современный мир»

НИКИТА МОИСЕЕВ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

М. Ч. Залиханов, С. А. Степанов

Российская академия наук, Москва

Nikita Moiseev and the Modern World

M. Ch. Zalikhanov, S. A. Stepanov

Russian Academy of Science, Moscow

В статье рассматриваются основные направления научных размышлений ученого о судьбах России и мира в XXI веке с позиций выработанной им концепции универсального эволюционизма. Система «УЧИТЕЛЬ», экологический и нравственный императивы, Коллективный разум и ноосферогенез, коэволюция человека, природы и общества — важнейшие составные части концепции, позволяющие не только обозначить современную научную картину мира, но и заглянуть за исторический горизонт и сформулировать Стратегию выживания человечества. Большой опыт теоретических и эмпирических исследований в механике, математике, информатике, синергетике позволил ученому выйти на коэволюционные идеи и вывод о неизбежности гибели цивилизации, если не остановить неуправляемую эволюцию человеческого общества. Ученый провозгласил ХХ1 век веком гуманизма и гуманитарных знаний. Он подчеркивал, что эволюционные процессы в природе и обществе происходят во имя человека, но в той степени успешные, в которых человек менее всего нарушает эволюционные законы природы.

Ключевые слова: концепция; универсальный эволюционизм; экологический и нравственный императивы; ноосферогенез; коллективный разум; стратегия переходного периода; глобальные вызовы и риски.

The article discusses the main directions of the scientist's scientific thoughts about the fate of Russia and the world in the 21st century from the standpoint of the concept of universal evolutionism developed by him. The «TEACHER» system, ecological and moral imperatives, Collective intelligence and noospherogenesis, co-evolution of man, nature and society are the most important components of the concept, allowing not only to outline the modern scientific picture of the world, but also to look beyond the historical horizon and formulate a Strategy for the survival of mankind. Extensive experience in theoretical and empirical research in mechanics, mathematics, computer science, and synergetics has allowed the scientist to come up with co-evolutionary ideas and the conclusion about the inevitability of the death of civilization, if the uncontrolled evolution of human society is not stopped. The scientist proclaimed the 21st century the century of humanism and humanitarian knowledge. He emphasized that evolutionary processes in nature and society take place in the name of man, but to the extent successful, in which man least violates the evolutionary laws of nature.

Keywords: concept; universal evolutionism; environmental and moral imperatives; noоsрherogenesis; collective mind; transition strategy; global challenges and risks.

Происходящие сегодня глубинные процессы перестройки мира как в физическом плане (глобальные экологический и экономический кризисы, изменение климата, всеобщее истощение природных ресурсов, ставящее под сомнение благополучие жизни будущих поколений жителей Земли), так и в социально-гуманитарном плане (нарушения и изменения традиций и культуры народов, качества жизни и структуры потребления, моральных и этических устоев, тенденций и содержания современного образования и науки) требуют научного осмысления на междисциплинарном и трансдисциплинарном уровнях, т.е. на стыках наук.

Понимание этого определило содержание трудов академика РАН Никиты Николаевича Мои-

сеева, в которых указанные процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций, достижений современной науки и значительно выделяют этого ученого среди отечественных и зарубежных исследователей. Он стал одним из самых цитируемых отечественных ученых, одним из выдающихся мыслителей нашей страны [5], «неоценимый вклад которого в отечественную науку и образование ставит его в один ряд с такими выдающимися российскими мыслителями, как В. И. Вернадский, Н. А. Бердяев, Н. И. Вавилов, Д. С. Лихачев»1. В год 100-летнего юбилея ученого президиум РАН образовал Комис-

1 Из письма Залиханова М. Ч. и Садовничего В. А. к президенту РАН ак. Фортову В. Е. от 10.10.2016 г. «О 100-летии со дня рождения академика Н. Н. Моисеева

сию РАН по изучению научного наследия академика Н. Н. Моисеева2.

В последние два десятилетия жизни ученый свое особое внимание уделил историческому и философскому осмыслению биосферы, человека, как ее составной части, формированию принципов ограничения антропогенного воздействия на природу, получивших название экологический императив. Актуальные философские и социально-экономические воззрения ученого в последнее десятилетие прошлого века сформировались в новую отрасль гуманитарных наук — эко-политологию и стали востребованы в официальной политике, общественном экологическом движении и науке. Н. Н. Моисеев стал одним из первых эко-политологов.

Столь значительное внимание ученых и общественности к личности Н. Н. Моисеева, его научному наследию объясняется тем, что н был и остается одним из немногих выдающихся российских ученых и общественных деятелей, удачно увязывавших глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление «проблемы взаимодействия Природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании, как науки о собственном доме — биосфере и правилах жизни человека в этом доме» с активной просветительской и общественно-публичной деятельностью.

И, как академик А. Д. Сахаров, эволюционирующий от выдающегося советского ученого-ядерщика к не менее выдающемуся общественному деятелю и правозащитнику, для которого права человека и его достойная жизнь — как главное мерило развития общества и государства, стало главным содержанием его гражданской позиции, так и академик Н. Н. Моисеев постепенно перешел от физико-математических расчетов траекторий полетов ракетной техники и систем управления сельским хозяйством с применением ЭВМ к численным расчетам состояния и прогноза развития биосферы и гуманитарным проблемам общества и природы в условиях усиления антропогенного воздействия на нее и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса.

Именно после многолетних эмпирических исследований, проведенных в Вычислительном Центре АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив» и заложил фундамент нового историко-философского направления — философии экологии.

Возникновение этого научного направления обусловлено прежде всего тем, что в общественных науках и прежде всего в истории, исследованию человека,

как естественной составляющей биосферы не уделялось должного внимания, в связи с чем, по мнению Н. Н. Моисеева, общественные науки оказались не в состоянии осмыслить и принять углубляющийся экологический кризис как вызов современной глобализации. Видимо здесь кроятся причины непризнания философа-эколога Н. Н. Моисеева официальным философским сообществом России.

Таким образом, в XXI веке продолжается историческая модель противостояния институциональных (государственных) университетских философских кафедр и вольных философов, не обремененных официальными академическими должностями.

И все же с развитием в последние десятилетии экологии, как системы наук, естественнонаучные аспекты взаимодействия человека, природы и общества начинают проникать в социально-гуманитарные науки, затрагивая сущностные проблемы этого взаимодействия.

Естественнонаучные и социально-гуманитарные обобщения Н. Н. Моисеева в этот период придали современной философии и прогностические функции, которые в сочетании с педагогическими воззрениями и новыми подходами в реформировании национального образования в условиях информационного общества делают философию экологии Н. Н. Моисеева теоретической основой экологической культуры, как новой парадигмы общечеловеческой культуры и нравственности.

Именно занятия философскими проблемами и вопросами экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия» подвигли Н. Н. Моисеева полностью окунуться в безбрежные проблемы глобализации, энвайроменталь-ные, политологические и социально-экономические проблемы современности.

Необходимо отметить, что философия экологии Н. Н. Моисеева выступает ответом на вызовы и проблемы современного рационализма, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии и наполнять новым содержанием социально-экономические, эколого-политологические, психолого-педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать порождающим ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества.

Категория «экологический императив» как парадигма моисеевской философии экологии обозначает

2 Постановление президиума РАН от 24.02.2018 г. 84. «Об утверждении Положения о Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н. Н. Моисеева и ее состава»

«ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [8]. Предел имеет объективный характер, т.к. «не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого соотношения зависит от воли человека! «Вот почему, — утверждает Н. Н. Моисеев, — использование термина, аналогичного кантовско-му императиву, совершенно не случайно».

В связи с этим небезинтересна предыстория «погружения» Н. Н. Моисеева в конце 60-х годов прошлого века в философию отношений человека и природы. Не без влияния Н. В. Тимофеева-Ресовского академик начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы. Эффект «ядерной ночи» и как следствие — «ядерной зимы» — результат математических расчетов по системе, разработанной в ВЦ АН СССР, предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом последствий этого применения. Антропогенное воздействие на биосферу и последствия для жизни человека стали профессиональным, научным интересом Н. Н. Моисеева. Постоянные размышления об этом сделали академика главным теоретиком социальной экологии и экологическим философом. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах. В 1986 году Н. Н. Моисеев возглавил научный совет АН СССР по подготовке предложений по устранению последствий Чернобыльской катастрофы, в 1992 г. — возглавил экспертный совет при правительстве Российской Федерации по оценке кризисных ситуаций, вошел в состав Совета при Президенте страны.

Философско-исторические и эколого-политоло-гические обобщения Н. Н. Моисеевым процесса глобализации и всеобщей экологической угрозы, как одного из основных вызовов этой глобализации позволили ему сформулировать новые смыслы и понятия, объединенные в моисеевской экологической философии: коэволюция человека и природы, энвайрон-ментальная этика, модернизация и экология, экологическая ниша человечества, экология и нравственный императив, экологическое мировоззрение и культура, капитализм и современное образование, экологический кризис и общественные науки, системный анализ в эко-политологии, механизмы подчинения ограничениям, цивилизационный кризис как переход биосферы в состояние бифуркации, мир ТНК и глобализация, универсальный эволюционизм и коллективный разум и др.

В последние годы академик уделял значительное внимание также проблемам глобальной экономики. Мир транснациональных корпораций (ТНК) и место в ней России им рассматривался как естественный процесс становления мировой рыночной экономики. Н. Н. Моисеев

предупреждал о необходимости освободиться от либерально-рыночных иллюзий и перестройки всей финансово-экономической системы мира, чтобы страны этого мира не оказались под обломками дутого «золотого миллиарда» [6]. Теоретические эколого-экономические и политические взгляды академика дополнены рядом серьезных публикаций с обоснованием восстановления Северного Морского пути как трансконтинентального продвижения мировых товаров с использованием опыта и технологий ледокольного атомного сопровождения судов в территориальных водах Российской Федерации, в том числе для перевозки нефти, газа, цветных металлов, добываемых в северных широтах труднодоступных районов страны. В реализации такого масштабного проекта Н. Н. Моисеев видел не только западные страны, но прежде всего страны СНГ — Беларусь и Украину, имевшие опыт освоения северных широт бывшего СССР [7].

Вместе с тем, осознание того, что «регулятивные механизмы биоты перестали срабатывать» и человечеству слишком мало осталось времени, чтобы перестроить свое отношение с биосферой и не войти в процесс необратимого движения к экологическому коллапсу, заставило Н. Н. Моисеева заняться организационной деятельностью в общественном экологическом движении страны: он возглавил российское отделение международного Зеленого Креста, российский комитет содействия ЮНЕП ООН (ЮНЕПком России), Международный независимый эколого-по-литологический университет, а также редакции журналов — «Экология и жизнь», «Экологическое образование в России», аналитического ежегодника «Россия в окружающем мире».

Созданные ученым научные школы по математике, теории систем управления, глобалистике, экологическому образованию расширили круг сторонников и последователей его естественнонаучных и гуманистических идей, чему не в малой степени способствовал основанный им в 1995 г. на базе Политехнического музея в Москве Московский межвузовский методологический научный семинар «Универсальный эволюционизм и цивилизационные разломы» (с 2000 года — ежегодные моисеевские чтения). Одним из направлений дискуссий в этом семинаре стала «Система «Учитель», как психолого-педагогическая концепция реформирования современного образования, эколого-политологический подход к оценке истории и действительности, размышления о месте науки и высшей школы в быстро меняющемся мире. Это позволило академику выработать важные методологические подходы в перестройке современного образования с эколого-политологической доминантой и стать признанным авторитетом в в современном экологическом образовании.

Следует отметить научную школу Н. Н. Моисеева в области теории универсального эволюционизма, глобалистики и экополитологии, экологического мировоззрения, культуры и образования [1, 2, 4, 13, 14].

Политологические взгляды и работы ученого посвящены внутренним проблемам России, которые по его мнению обусловлены в немалой степени географическим положением страны: «Природой и судьбой нашему народу дана Земля, занимающая Север Евразии. Другой Земли у нас нет, и не будет. И нет у нас другой задачи, как обустроить эту Землю, дать народу возможность сносного существования, следуя своим традициям» [6, 11]. Для современных исследователей проблем глобализации очень важен методологический подход Н. Н. Моисеева в оценке положения России и славянского мира перед глобальными вызовами и рисками [3]. «Наши народы,- подчеркивал ученый,- объединяет не только религия, общность цивилизации, единство миропонимания, которые служат основой формирующейся евразийской цивилизации, в основе которой — общность трех славянских народов: белорусов, русских и украинцев... Мы единый суперэтнос. Это приговор Истории. И чем быстрее мы это поймем, тем легче нам всем будет справиться с тем множеством бед, которые выпали на нашу долю!» [9].

Еще в начале 90-х годов Н. Н. Моисеев провидчески подчеркивал, что «вряд ли. русскоязычная и православная Новороссия или рабочий Донбасс безропотно примут украинский национализм, не приведи Господь, еще в банде-ровском исполнении» [10], что и подтвердилось продолжающейся с 2014 г. гражданской войной на Украине. Здесь важен цивилизационный подход Н. Н. Моисеева в эко-по-литологической оценке противоречивых процессов глобализации особенно в части негативных последствий поддержки политическими силами США и ЕС экономических интересов ТНК с применением военной силы, которая привела к разрушению целого ряда государств Ближнего Востока, а также распаду СССР, Югославии и трагическим событиям на Украине [2].

Актуальные политологические работы последнего десятилетия ХХ века и жизни Н. Н. Моисеева: «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996), «Цивилизация на переломе» (1996), «Время определять национальные цели» (1997), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Размышления о современной политологии»(1999), «Универсум. Информация. Общество» (2001), есть суть его научного наследия в области эко-политологии и глобалистики как нового научного направления в науке и в образовании.

Конечно, не все идеи и научные положения в универсальном эволюционизме, эко-философии, эко-политологии и глобалистике Н. Н. Моисеева разработаны в равной степени. Некоторые требуют осмысления, уточнения, дальнейшей научной разработки. Но заявленная и сформулированная им экологическая ниша в философии, социо-гуманитарных, естественнонаучных отраслях науки воспринята и положительно оценена.

Заключение

Научное наследие академика Н. Н. Моисеева бесценно своим логическим построением цепочки — научная гипотеза, методология, эмпирические исследования, варианты ответов на поставленные вопросы, их свободное ненавязчивое обсуждение формирования современной научной картины мира. Поэтому так убедительно воспринимается Открытое письмо к народам Российской Федерации за подписью академиков Н. Н. Моисеева, Д. С. Львова, Г. В. Осипова и др. ученых, которое можно рассматривать как историческое напутствие ныне живущим и будущим поколениям российских граждан:

«Мы снова — осажденная крепость, как и раньше, только теперь мы лишены былой силы, и с нами перестают считаться. Прежде чем принимать какое-либо стратегическое решение народ и интеллигенция, в первую очередь, должны определить и принять не только разумом, но и сердцем своим место нынешней России в планетарном сообществе, определить свои потенциальные возможности и помочь сформулировать политикам их задачи и обязанности.

Наша нация должна знать свои возможности и свои трудности и мобилизовать свою энергию на их преодоление.

Необходимо выработать долгосрочную программу поддержки отечественной промышленности и формирования внутреннего рынка, здоровье и емкость которого служат индикатором здоровья страны и ее экономики.

Необходима оптимистическая стратегия развития страны, т. е. обустройства той огромной территории, которой нас наградила судьба» [8].

Таким образом, нынешнему и будущим поколениям исследователей современных процессов мироустройства академиком Н. Н. Моисеевым оставлен бесценный набор методологических ключей и неординарных теоретических идей, которые еще многие годы будут содействовать успеху их изысканий.

Литература

1. Глушенкова Е.И. Н. Н. Моисеев: Идеи цивилизации русского космизма .Век глобализации. 2017; 2.

2. /зятковская Е.Н., Степанов С.А. Зеленый концепт «Обществознания». Вестник экологического образования в России. 2016; 3.

3. Залиханов М.Ч. Россия и Запад: глобальные вызовы и проблемы. Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2019; 1.

4. Залиханов М.Ч, Ивашов Л.Г., Степанов С.А. Россия в системе государств XXI века. Вместо предисловия./ Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Анализ. Экспертиза. Рекомендации. Монография/ Под общ. ред. акад. МЧ. Залиханова, проф. МНЭПУ С.А. Степанова; ред. и сост. Г.Р.Исакова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2019. 190с.

5. Лекторский В.А.. Гуманитарное и социальное знание. Методологические парадигмы. Интеллектуальное наследие: Н. Н. Моисеев и В. С. Степин: два пророка в своем Отечестве. Философские науки. 2019; 62 (14) 5.

6. Моисеев Н.Н. Россия в системе государств XX! века. Материалы совместного заседания ученых советов Московского энергетического института (Технического университета) и Международного независимого эколого-поли-

тологического университета 21 октября 1999 г. М: Изд-во МНЭПУ, 1999, 2001. 21 с.

I. Моисеев Н.Н. Северный морской путь — одна из важнейших опор благополучия России. Энергия. Экономика. Техника. Экология. 2000; 1.

8. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействию развитию социальных и политических наук. 1991: 202—204.

9. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1991. 40 с.

10. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1991. 210 с.

II. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее. Попытка системного анализа. Проблемы выбора. М, 1996.

12. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999.

13. Степанов С.А., Тарко А.М. Россия в XXI веке: проблемы идентификации и национальных целей: Монография. М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. 164 с.

14. Сытин А.Г. Моисеев Никита Николаевич. Философия политики и права: Энциклопедический словарь/по общред. проф. Е Н. Мощелкова; научн. ред. А. В. Никандров. М.: ИНФРА-М, 2018.

Сведения об авторах:

Залиханов Михаил Чоккаевич — академик РАН, Герой социалистического труда, эксперт Всемирной организации ООН «Законодатели — за сбалансированную окружающую среду»,

научный руководитель Высокогорного геофизического института, заместитель председателя Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н. Н. Моисеева

Степанов Станислав Александрович — д. п. н., профессор МНЭПУ, ученый секретарь Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н. Н. Моисеева;

E-mail: infocom.moiseev@pran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.