Научная статья на тему 'О необходимых чертах цивилизации будущего'

О необходимых чертах цивилизации будущего Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимых чертах цивилизации будущего»

На книжную полку:

С.А. СТЕПАНОВ кандидат исторических наук О НЕОБХОДИМЫХ ЧЕРТАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО

Издание материалов международного научного форума «О необходимых чертах цивилизации будущего»1 и итоговой конференции этого форума с таким же названием, состоявшихся в 2007 г. к 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика Никиты Николаевича Моисеева, несомненно, стало заметным событием в читающем обществе и в среде людей, близко знавших академика и ценивших его как ученого, общественного деятеля, умного и доброжелательного собеседника.

Примечательно то, что конференция не была мемориальным мероприятием, а стала глубоко содержательным итогом работы научных конференций, секций, семинаров, «круглых столов», наконец, Интернет-конкурса, объединенных общим лейтмотивом научного форума с многозначительным названием «О необходимых чертах цивилизации будущего». Свыше 120 докладов, сообщений и конкурсных работ размещены в солидном томе материалов форума и конференции и в прилагаемом CD-rom.

Столь значительное внимание ученых и общественности к личности Н.Н. Моисеева, его научному наследию объясняется тем, что он был и остается одним из немногих видных российских ученых и общественных

О необходимых чертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАН Н.Н. Моисеева)/ Под ред. A.T. Никитина, С.А. Степанова. M.: Изд-во МНЭПУ, 2008. - 502 с.

деятелей, удачно сочетающих интересы к общественному экологическому движению и философскому и социально-экономическому осмыслению «проблемы взаимодействия Природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании, как науки о собственном доме-биосфере и правилах жизни человека в этом доме».

Подобно академику А.Д. Сахарову, эволюционизировавшему от разработки ядерного оружия к гуманитарным общечеловеческим ценностям, для которого права человека и его достойная жизнь - как главное мерило развития общества и государства стали главным содержанием его гражданской позиции, академик Н.Н. Моисеев постепенно перешел от физико-математических расчетов полетов ракетной техники и агротехнических проблем отечественного сельского хозяйства к численным расчетам состояния и прогноза развития биосферы и к гуманитарным проблемам общества и природы в условиях антропогенного воздействия на нее и усиления угрозы глобального экологического кризиса.

После многолетних исследований, проведенных Н.Н. Моисеевым в Вычислительном центре АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества, им было сформулировано и введено в научный оборот понятие экологический императив. Это послужило формированию нового научного направления -философии экологии.

Возникновение этого философского направления обусловлено прежде всего тем, что в общественных науках исследованию человека как естественной составляющей биосферы не уделялось должного внимания, в связи с чем, по мнению Н.Н. Моисеева, общественные науки оказались не в состоянии осмыслить и принять углубляющийся экологический кризис как вызов современной глобализации. И только теперь с помощью экологии естественнонаучные аспекты биосферы и синергетики начинают

проникать в науки о современном обществе, раскрывая актуальные проблемы его взаимодействия с природой и ее влияние на процессы, происходящие в этом обществе.

Естественнонаучные и социально-гуманитарные обобщения Н.Н. Моисеева придали философии экологии и прогностические функции, которые в сочетании с педагогическими воззрениями и новыми подходами в формировании задач перестройки национального и мирового образования в условиях информационного общества делают философию экологии Н.Н. Моисеева теоретической основой экологической культуры как новой парадигмы общечеловеческой культуры и нравственности.

Именно занятия философскими проблемами и вопросами экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия», подвигли Н.Н. Моисеева уйти в отставку с поста заместителя директора Вычислительного центра АН СССР в 1986 г. и полностью окунуться в безбрежные проблемы глобализации, энвайроментальные, политологические и социально-экономические проблемы современности.

Необходимо отметить, что философия экологии Н.Н. Моисеева выступает рефлексией над универсалиями рационализма, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии, и наполнять новым содержанием социально-экономические, эколого-политологические, психолого-педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества.

Категория «экологический императив» как парадигма моисеевской философии экологии обозначает «ту границу допустимой активности

человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [4,78]. Но имеет объективный характер, так как «не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого соотношения зависит от воли человека! Вот почему, - утверждает Н.Н. Моисеев, -использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно не случайно» [3,8].

На итоговой конференции ее участникам открылись малоизвестные страницы жизни академика: родился в московской дворянской семье, отец был репрессирован по делу промпартии и с этим пятном изгоя Никита Николаевич прожил до 1953 г.; однако потом работал доцентом на престижной кафедре в МВТУ вместе с СП. Королевым и В.Н. Челомеем. А до этого был мобилизован на советско-финскую войну - обучал бойцов ходьбе на лыжах, с дипломом Академии имени Н.Е. Жуковского воевал в авиационных соединениях в период Великой Отечественной войны, дважды падал с подбитыми самолетами, но без существенных ранений; более 20 лет был деканом факультета в МФТИ, эту работу совмещал с должностью заведующего отделом, заместителем директора Вычислительного центра АН СССР; разрабатывал математические программы и модели по вычислению траекторий полетов ракет, а затем системы автоматизации проектирования самолетов КБ П. О. Сухого.

Не без влияния Н.В. Тимофеева-Ресовского ученый начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы; эффект «ядерной ночи» и как следствие «ядерной зимы» - результат математических расчетов по системе, разработанной в ВЦ АН СССР, который предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом этих последствий. Антропогенное воздействие на биосферу и его последствия для жизни человека стали профессиональным, научным и гражданским интересом

Н.Н. Моисеева. Постоянные размышления об этом сделали академика главным теоретиком социальной экологии и экологическим философом. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах - в 1986г. Н.Н. Моисеев возглавил научный совет АН СССР по подготовке предложений по устранению последствий Чернобыльской катастрофы, в 1992 г. - возглавил экспертный совет при правительстве Российской Федерации по оценке кризисных ситуаций, вошел в состав совета при президенте страны. Вместе с американскими учеными консультировал главу правительства накануне российско-американских переговоров по урегулированию возникших вопросов по предотвращению распространения ядерных вооружений. Удостоен главной научной премии им. П.Л. Капицы и международного признания - стал лауреатом премии ООН «Глоуб-500».

Осознание того, что «регулятивные механизмы биоты перестали срабатывать» и человечеству слишком мало осталось времени, чтобы перестроить свое отношение с биосферой и не войти в процесс необратимого движения к экологическому коллапсу, заставило Н.Н. Моисеева заняться активными организационными делами в экологическом движении в стране: он организовал и возглавил российское отделение Международного Зеленого Креста, российский ЮНЕПком, Международный независимый эколого-политологический университет, возглавил редакции журналов- «Экология и жизнь», «Экологическое образование в России», а также аналитического ежегодника «Россия в окружающем мире».

Под его руководством в Политехническом музее стал работать городской семинар - методологическая школа «Универсальный эволюционизм и современность».

230 статей, публикаций, брошюр и книг последних десяти лет жизни Н.Н. Моисеева, его яркая публицистика и философско-политологические

размышления о будущем России и ее месте в глобализирующемся мире сделали его наиболее цитируемым российским автором как в отечественных, так и в зарубежных изданиях.

Система «Учитель», эколого-политологический подход к оценке истории и действительности, размышления о месте науки и высшей школы в быстро меняющемся мире позволили академику выработать важные методологические подходы в перестройке современного образования с эколого-политологической доминантой, стать признанным авторитетом в философии общества и природы, а также в современном образовании.

Эти разносторонние интересы ученого и общественного деятеля и объясняют широкий круг тем и проблем, обсуждавшихся в ходе научного форума и итоговой конференции. Это также подтверждает тематика секций итоговой конференции: «Глобализирующийся мир и Россия в условиях цивилизационных разломов», «Экология мегаполисов», «Моделирование состояния биосферы и климата и их влияния на социально-экологическое благополучие людей», «Новая экономика России в условиях глобального движения капитала и проблемы суверенитета государств», «Система «Учитель» по Н.Н. Моисееву и проблемы образования в интересах устойчивого развития», «Социальные и естественные науки в информационном обществе», «Языки и культура в условиях смены технологий».

Пленарные доклады A.M. Тарко «Моисеев и развитие науки о природе и человеке», А.Г. Назарова «О научном наследии академика Н.Н. Моисеева», Э.С. Кульпина-Губайдуллина «Развитие концепции эволюции биосферы Н.Н. Моисеева в исторической науке», а также доклады ГА Ягодина и B.C. Петросяна (к сожалению, не вошедшие в настоящую книгу) обусловили высокий научно-теоретический уровень конференции и одновременно обозначили направления и тематику дальнейших научных исследований с учетом научного наследия Н.Н.

Моисеева и сформулированных им проблем.

В связи с этим показательна научно-прогностическая тематика международного Интернет-конкурса на лучшие работы студентов, аспирантов и молодых ученых, проведенного накануне и в рамках итоговой конференции. В четырех разделах тематики «Проблемы современной цивилизации и место в ней России», «Российские проблемы геополитики, устойчивого развития и экологической безопасности», «Ци-вилизационные разломы в научном наследии Н.Н. Моисеева», «Н.Н. Моисеев и МНЭПУ», содержавших более 160 тем, сформулированы проблемы достойные дальнейших исследований, например:

- Н.Н. Моисеев об «институтах согласия» в условиях глобального экологического кризиса;

- проблема воспитания нового человека в трудах Н.Н. Моисеева;

- будущее человечества в условиях ограниченности ресурсов: как избежать «столкновения цивилизаций»?;

- место России в развивающемся мире;

- какая Россия нужна молодежи?;

- сравнение концепции «зон отдыха и рабочих зон» А.Д. Сахарова и концепции современных мегаполисов Н.Н. Моисеева для решения проблемы глобального экологического кризиса;

- великий Северный морской путь в условиях изменения климата: экологические и социально-экономические проблемы;

- Н.Н. Моисеев о соотношении категорий «самоорганизация» и «самоинтерпретация»;

- сравнительный анализ «феноменологии духа» Гегеля и «Человека и ноосферы» Н.Н. Моисеева.

Направленность многих докладов и сообщений подтвердила актуальность концепции универсального эволюционизма (самоорганизации) Н.Н. Моисеева: «Генезиссовременных представлений о взаимоотношениях человека и природы в эпоху глобализации»

(И.Сосунова). «Парадоксы постсоветской демократии в эпоху глобализации» (Л.Титаренко, Беларусь), «Тенденции политической самоорганизации России в процессе глобализации» (В.Завьялов), «Моделирование сезонной динамики продукционного процесса растений суши и атмосферной двуокиси углерода в глобальном режиме» (М.Кузнецова, В.Пархоменко, А.Тарко), «Государственное управление в цивилизации XXI века» (Ю. Мигачев, С. Тихомиров), «О применении концепции Н.Н.Моисеева в конкретном историческом анализе (на примере истории Золотой Орды)» (Э. Кульпин-Губайдуллин), «Информационное общество как конструкция социума» (О.Матюнина), «Социальные процессы в условиях смены технологий» (С.Харниш), «Некоторые проблемы развития современной отечественной науки о девиантном поведении с позиции принципов дополнительности и универсального эволюционизма (Н.Бор и Н.Моисеев)» (К.Харабет), «Выбор России, или «Иное дано»: закат постиндустриального общества и смысл концепции неоиндустриализма» (С. Некрасов).

Проблематика конференции привлекла внимание зарубежной научной общественности и показала универсальный характер для научных направлений и школ мира философских, социально-экологических и педагогических воззрений Н.Н. Моисеева: «Конкурентоспособность экономики постсоветских стран как условие их устойчивого развития» (Л.Ти-таренко, Д.Широканов, Беларусь), «Глобальные проблемы и обеспечение безопасных условий труда» (Д. Маркович, Сербия), «Диоксины в пищевой цепи: законодательные рамки ЕС и доверие потребителя» (Б.Галлани, Италия), «Исследования в области здравоохранения» (М.Сакс, Д.Оллсоп, Великобритания), «Языковые политики и языковая практика в многоязычной Малайзии» (М.Кемлани Дэвид, Малайзия).

Круглый стол «Лирики и физики», успешно прошедший под руководством Е.В. Дмитриева и Л.Г. Кихней в рамках конференции,

подчеркнул еще одну грань творческой личности Н.Н. Моисеева - его лиричность. По жизни, несмотря на невзгоды, он оставался трогательно мягким и обходительным человеком с лирическим настроем души. Ставшие знаменитыми свободные размышления о судьбах российской интеллигенции «Как далеко до завтрашнего дня...» он перемежает своими... стихами [2, 86].

В заключение следует отметить, что в последние годы жизни, особенно в промежутках между приступами болезни, Никита Николаевич очень торопился, нервничал, боялся не успеть осмыслить, обсудить, написать. Его крупные работы этого периода «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996), «Цивилизация на переломе» (1996), «Время определять национальные цели» (1997), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Размышления о современной политологии» (1999), «Универсум. Информация. Общество» (2001), многочисленные журнальные и газетные публикации составляют суть его научного наследия для ныне живущих и будущих поколений. Обращение к ним Н.Н. Моисеева в специальной статье «Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить» -это квинтэссенция его духовного завещания поколениям XXI века: «... я убежден, что современное миропонимание необходимо должно обрести новые точки зрения... Сегодня мы еще не готовы к тому, чтобы говорить о Стратегии переходного периода1 как о некотором целостном замысле. Однако уже просматривается несколько направлений человеческой деятельности, которые могут сыграть роль обоснования будущей Стратегии и, может быть, ее первых шагов. Вот некоторые из них:

изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния Природы и общества;

Здесь подразумевается концепция устойчивого развития.

• разработка возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам и корпорациям;

• изучение особенностей новой модернизационной волны и попытка спрогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций;

• политологический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей и отдельных точек, их серьезное обсуждение на общепланетарном уровне;

• самое главное - проинформировать общество о реальном состоянии дел, начать его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на то общее, что должны содержать все цивилизации XXI века.

Утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшее десятилетие» [1,306307].

Эти мысли Н.Н. Моисеева восприняты участниками конференции и как указание направлений научных исследований, последующих дискуссий и выработки педагогических технологий для овладения новыми знаниями будущими поколениями людей.

Ссьтки

1. Моисеев Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить // Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. Сборник. М., 2003.

2. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные раз-мышления.1917-1993. М., 1997.

3.Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. М., 1994.

4.Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.