Научная статья на тему 'Наследие Н. Моисеева в философии экологии и экологической педагогике'

Наследие Н. Моисеева в философии экологии и экологической педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие Н. Моисеева в философии экологии и экологической педагогике»

2006. №6 (46). С. 11-16.

© Ю.П.Куликова, 2013.

— • —

НАСЛЕДИЕ Н.МОИСЕЕВА В ФИЛОСОФИИ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

С.А.Степанов (Москва, Россия)

XXI век должен стать веком гуманитарных знаний,... потому, что самые трудные вопросы, с которыми современная цивилизация столкнулась -это проблемы человека, проблемы воспитания человека, способного следовать новым идеалам.

Н.Н. Моисеев

Внимание к научным трудам и личности Н.Н. Моисеева в нынешнем веке, интерес к его научному наследию объясняется тем, что он был в последние десятилетия ХХ века (и остается поныне) одним из немногих российских ученых и общественных деятелей, удачно сочетавших активную публичную деятельность и глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление проблемы взаимодействия человека, природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании как науки о собственном доме - биосфере и правилах жизни человека в этом доме. В его работах глобальные мировые процессы рассматриваются во взаимосвязи с российской спецификой, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций и достижений современной науки значительно выделяют этого ученого среди отечественных и зарубежных исследователей. Актуальные философские и социально-экономические воззрения автора сформировались в новую отрасль гуманитарных наук - экополитологию и стали востребованы в официальной политике, общественном экологическом движении и науке. Н.Н. Моисеев стал одним из наиболее цитируемых российских ученых.

После многолетних эмпирических исследований,

проведенных в Вычислительном Центре АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах» [1, 78]. И этот императив, как закон, требование, безусловный принцип поведения имеет объективный характер, т.к. «... не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Вот почему, - как утверждал Н.Н. Моисеев, - использование термина, аналогичного кантовскому императиву, совершенно не случайно» [2, 8]. Тем самым, экологический императив является базовой категорией и фундаментом нового историко-философского направления -философии экологии. Постоянные размышления в этом направлении выделили его среди основных отечественных теоретиков социальной экологии и экологической философии. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах.

Необходимо отметить, что философия экологии Н.Н. Моисеева выступает ответом на вызовы и проблемы современного рационализма, выносит на обсуждение научного сообщества проблемы, идеи универсального эволюционизма, перерабатывает их в философские категории. Оперируя ими, философия экологии способна открывать новые смыслы и понятия, выходящие за рамки собственно философии и наполнять новым содержанием социально-экономические, эколого-политологические, психолого-педагогические и правовые науки. По мере их дальнейшей разработки и интеграции в культуру с ее теоретическими и прикладными аспектами эти категории, смыслы и понятия могут стать порождающим ядром мировоззренческих универсалий новой культуры и нового типа общества.

С помощью развивающейся экологии и философии экологии естественнонаучные и гуманитарные аспекты биосферы начинают проникать в науки о человеке и современном обществе. В этих исследованиях заметно выделяется концепция универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, в рамках которой рассматриваются взаимоотношения человека природы и общества с позиций интенсивно развивающейся в последние годы в российской науке теории самоорганизации (или синергетики). Именно занятия философскими проблемами и вопросами экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия» подвигли его полностью окунуться в безбрежные вопросы глобализации, энвайроментальные (от англ. environmental - охрана окружающей среды, как действие, технологии), политологические и социально-экономические проблемы современности.

Главная идея - «все, что вокруг нас, и мы сами - суть частицы одного целого, имя которому ВСЕЛЕННАЯ, или УНИВЕРСУМ, - оно развивается как целое и им управляют общие законы самоорганизации. Постараться понять это общее и есть, может быть главная задача науки, любой ее ветви, растущей из единого корня... И все знания, которые дают естественные науки, и знания гуманитарных дисциплин, и искусство, и духовный внутренний мир человека - все это служит познанию Человека. Это ступени познания его включенности в Природу» [1]. Здесь Н.Н. Моисееву удалось синтезировать подходы с позиций и философии и естественных наук.

Им была выработана система взглядов на принципы и требования к разработке стратегии устойчивого развития в условиях глобализации. Осознание того, что «регулятивные механизмы биоты перестали срабатывать» и человечеству слишком мало осталось времени, чтобы перестроить свое отношение с биосферой и не войти в процесс необратимого движения к экологическому коллапсу», побудило Н.Н. Моисеева заняться организационной деятельностью в общественном экологическом движении страны [3].

Естественнонаучные и социально-гуманитарные обобщения Н.Н. Моисеева придали философии экологии и прогностические функции, которые в сочетании с педагогическими воззрениями и новыми подходами в формировании задач перестройки национального и общеевропейского образования в условиях информационного общества делают философию экологии Н.Н. Моисеева теоретической основой экологической культуры как новой парадигмы общечеловеческой культуры и нравственности. Так, «Система «Учитель» как историко-философская парадигма и обоснование философии экологии, в последних трудах Н.Н. Моисеева выступает и как психолого-педагогическая концепция реформирования современного образования. Обоснования этой концепции на основе философского осмысления процессов глобализации и проблем экологического кризиса позволили ему выработать важные методологические подходы к перестройке отечественного образования с эколого-политологической доминантой, стать признанным авторитетом в современном образовании [3].

Утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшее десятилетие» [4, 306]. «Развитие образования, соединение науки и обучения позволит опереться на те ростки новых технологий, которые еще не полностью затоптаны нашим неумением жить в мире транснациональных корпораций и общаться с нашими потенциальными конкурентами. ... «эти ростки могут оказаться тем фундаментом, на котором мы сможем построить новое здание Российского государства, для которого в силу природных условий только развитие высоких технологий открывает путь к достойному положению в мировом сообществе» [1; 4].

Литература:

1. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н.Н. Моисеев. - М.: Изд-во МНЭПУ,1988. - 288 с.

2. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев. - М.: МНЭПУ, 1994. - 47 с.

3. Степанов, С.А. Проблемы глобализации в философии экологии Н.Н. Моисеева и современность / С.А. Степанов // Социально-гуманитрные знания. - 2012. - № 5. - С. 46-68.

4. Моисеев, Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить // Н.Н. Моисеев. Заслон средневековью: сб. - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 312 с. - (Биб-ка журнала «Экология и жизнь»).

© С.А.Степанов, 2013.

Научный архив

УДК 159.9

ЦЕЛОСТНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Л.Ф.Чупров (Россия, Хакасия, Черногорск)

Резюме. В статье описана авторская концепция целостно-динамической структуры интеллекта. Представлены схематично основные факторы структуры интеллекта: аттенционный, мнемический, перцептивный, вербальный. Показан возрастной аспект их формирования и роль прогностической деятельности в структуре этой целостной модели когнитивной сферы.

Ключевые слова: интеллект, факторы интеллекта, структура, возрастное развитие

Со времени создания первых тестов на способности, проблема интеллекта стала предметом многочисленных дискуссии. Споры ведутся в плоскостях: 1) в определении «Что такое интеллект?»; 2) в анализе биологических и социальных детерминант интеллекта, где дискутируется вопрос о наследственности и среде (см.: Дж.Лолер, 1982; Б.Саймон, 1989 и др.); 3) в исследовании факторов, определяющих интеллект.

В отечественной психологии принятие известного постановления «О педологических извращениях в системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.