Научная статья на тему 'Нигилизм как форма проявления современной Российской личности'

Нигилизм как форма проявления современной Российской личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2208
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / КРИЗИС / СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ФЕНОМЕН / ЦЕННОСТИ / ЭТАЛОН / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕДУКЦИЯ / ПРАГМАТИЗМ / ИНТЕЛЛИГЕНТ / ЭСКАПИСТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / ПОЛИТИК / РЕВОЛЮЦИОНЕР / DYNAMICS / CRISIS / MODE OF THOUGHT / PERSONALITY / PHENOMENON / VALUES / STANDARD / EXTREMISM / REDUCTION / PRAGMATISM / INTELLECTUAL / ESCAPIST / POLITICIAN / REVOLUTIONARY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саврушева М. Н.

На основании проведенных исследований определяются свойства такого понятия, как «нигилистическая личность», возможности ее проявления в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nihilism as a form of appearance of modern Russian personality

The author reveals the relevant characteristics of a person as well as reasons caused nihilism in modern Russian society. Typologic classification and forms of activity of a nihilistic person are given.

Текст научной работы на тему «Нигилизм как форма проявления современной Российской личности»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 32-41.

УДК 100.3 (471)

М.И. Саврушева

Омский государственный аграрный университет

НИГИЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЛИЧНОСТИ

На основании проведенных исследований определяются свойства такого понятия, как «нигилистическая личность», возможности ее проявления в современном российском обществе.

Ключевые слова: динамика, кризис, способ мышления, личность, феномен, ценности, эталон, экстремизм, редукция, прагматизм, интеллигент, эскапист, интеллектуал, политик, революционер.

Динамика социальной жизни последнего исторического отрезка свидетельствует о том, что современное общество переживает период кризиса. Все двадцатое столетие человечество переживало тяжелейшие социальные потрясения - мировые войны, революции, возникновение и исчезновение противостоящих друг другу военнополитических блоков. Начало XXI столетия также не принесло спокойствия. С философской точки зрения, данные явления свидетельствуют об эволюционном кризисе человечества, прохождении им периода хаоса, перестройки, которые с неизбежностью приведут к замене в коллективном сознании человечества ряда устаревших идеалов на более глубокие, эволюционно значимые духовные ценности. Устаревшая организация человечества разрушается уже сегодня, на наших глазах. Между старой организацией и новым порядком мы проходим период хаоса. Можно ли предсказать результат, ответить на вопрос, каким будет человечество в XXI в.? По мнению одних, заранее этот результат предсказать невозможно. По мнению других, он ясен в основных чертах.

Глобализация, активная межкультурная коммуникация, столкновение этносов в XX столетии предельно усложнили социальную жизнь. Сегодня, в первые годы третьего тысячелетия смена старых ценностей на новые, пока малопонятные ценности происходит в условиях нарастания хаоса в политике, экономике, международной жизни, в науке, искусстве, религии, воспитании, образовании (К. Манхейм, И. Валер-стайн, Ф. Фукуяма). Но самое главное, как отмечает А.В. Косов, вхождение в новую цивилизацию сопровождается антропологическим кризисом - кризисом идентичности человека [5]. В условиях отсутствия привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания всеобщей тенденцией социальной жизни стало проявление нигилизма. В зоне нигилизма господствуют сильные, но прямо противоположные чувства: покинутость, ужас, оцепенение и радость, восторг, воодушевление. В пре

© М.И. Саврушева, 2009

деле сливаются до неразличимости противоположности, одна питает другую: онтология становится экзистенциальным переживанием, а пограничная ситуация отдельного Я — вопрошанием о бытии сущего. Нигилизм, провоцирующий новые формы, не заботится о механизме их становления. В еще неставшем, неоформленном, нерефлексивном нигилист силой своего неприятия наличного обретает уместность. Вблизи границы предстоящее гулом приближающейся катастрофы возвещает о неизбежном. Становление новых форм жизни исключает строгую последовательность шагов, но требует собранности перед принятием решения. Процесс создания новых форм жизни, а также способов их описаний неразложим до четкости конвейерных операций. Экстаз, неизбежно присутствующий в нигилистическом акте, захватывает всего субъекта целиком, ввергая его в состояние эйфории, упоения, радости.

Поэтому насущной задачей философии является отход от мифологического восприятия нигилизма, который зачастую связан с очищающим разрушением, уничтожением старого мира. Мистический взгляд на данный феномен должен быть заменен, по нашему мнению, рациональной разработкой учения о нигилизме, который является социокультурным феноменом, способом мышления, ориентиром деятельности личности в переходный период.

Философия нигилизма оказала существенное влияние, как на европейскую, так и на русскую социальную философию, породив множество точек зрения. Практически все мыслители в той или иной степени касаются рассмотрения нигилизма, принимая его или резко критикуя. Данное обстоятельство вызывает необходимость нового теоретического осмысления феномена нигилизма. В частности, необходимо понять, почему общество неоднократно обращается к «терапевтическому» инструментарию нигилизма. Мы можем предполагать, что нигилизм несет с собой не только разрушение, зло и хаос, но и освобождение социального пространства от отживших форм общественной жизни, таким образом, очищая место для новых ценностей и идеалов, закладывая основы нового способа мышления.

Актуальность темы исследования обосновывается, во-первых, тем, что фактором исторических процессов в последнее вре-

мя, которое признается, как мы уже отметили, переходным, в значительной мере становится нигилистический способ мышления, а точнее его носитель - нигилистическая личность.

Во-вторых, нигилистический способ мышления как феномен раскрывается через латентные (скрытые) и транспо-рентные (прозрачные) формы существования социума, что в свою очередь, эксплицирует его содержание. В-третьих, через нигилистический способ мышления в переходный период развития общества определяются критерии, влияющие на динамику бытия и сознания социума.

Концептуальный анализ нигилистического способа мышления расширяет границы его познания, позволяет проследить логику и динамику социально-исторических процессов, проанализировать идеологические и политические кризисы, предвидеть ход истории. Социальная жизнь, воспроизводимая как сложнейшая система взаимодействия многих процессов, выявляет специфическую реализацию нигилистического способа мышления.

Оформление и корректировка учения о нигилизме приводит к обоснованию черт образа жизни и способа мышления субъектов современного социума, которые, в свою очередь, влияют на все сферы социальной жизни.

Обозначенные проблемы актуализируют разработку когнитивного метода применительно к современному проявлению нигилистического способа мышления, анализу его видов, свойств и функций, социальной и структурной динамики, идентификации и выводу концептуальных обоснований.

Требуется структурирование элементов, форм проявления, качественных характеристик, свойств и критериев нигилистического способа мышления, что неизбежно приводит к его новой трактовке.

За последние два века понятие «нигилизм» и стоящее за ним социальное и культурно-историческое явление многократно становилось объектом философского рассмотрения. В истории философии нигилизм определялся неоднозначно. Это объяснялось трудностями различного свойства. В частности, каждый из философов по-своему трансформировал его содержание. Кроме того, в самом понятии «нигилизм» заключается многогранность

восприятия: это и свойство, и явление, и процесс, имеющий свои истоки, различные этапы и свои последствия.

В настоящее время существует несколько подходов и направлений, рассматривающих нигилизм как социокультурный феномен, как способ мышления, как ориентацию деятельности нигилистической личности.

Нигилизм как социокультурный феномен изучался прежде всего со стороны умонастроения, переоценки ценностей, свойства социального действия, идеологии.

Так, представители русской литературы и философии, а также Ф.Г. Якоби, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, О. Шпенглер, Э. Юнгер, К. Ясперс, Т.В. Адорно рассматривали нигилизм как негативное умонастроение, которое представляло собой интенцию, направление человеческого ума, не имеющее четко очерченных теоретических границ. Нигилизм в данном случае выступал как пафос отрицания, связанный с пессимизмом и декадентскими настроениями (бессмысленность мира и человека). Н.А. Добролюбов, критикуя книгу профессора Борви, выпущенную в 1858 г., трактовал нигилизм как «отрицание любого реального бытия» и скептицизм. В начале 1880-х гг. Н.Н. Страхов в своих «Письмах

о нигилизме» рассматривал «критику существующего порядка» как негацию «почти всего существующего». Адорно называл нигилизм, конкретным критическим сознанием. Масштабный анализ нигилизма и попытку его преодоления предпринял К. Ясперс. Для него «открытое безверие» нигилизма - образ нефилософии, против которой нужно полагать философскую веру в трансценденцию.

Представители марксизма, философии жизни, экзистенциализма, постмодернизма определяли нигилизм как переоценку ценностей. Такое понимание предполагало, что ценности не должны противопоставляться интересам и потребностям личности (как высшие более низшим), а являются, по своей сути, их продолжением и выражением.

Нигилизм как свойство социального действия, т. е. как попытка изменить или упразднить какую-либо сторону социальной действительности проявился в русской философии (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, В.И. Ленин), в философии

народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), в экзистенциализме (А. Камю), в движении «новых левых», в молодёжном движении конца 60-х гг. XX в..

Во второй половине XX в. нигилизм связывался с культом раскрепощения инстинктов, освобождения человека от культуры (Г. Маркузе), надличностных структур «супер-эго» и затем от «я» (Ж. Де-лёз), политическим экстремизмом (Р. Дебре), насилием и терроризмом (Ф. Фанон).

Нигилизм проявил себя в истории и как идеология, прежде всего как идеология тоталитаризма и анархизма.

Нигилизм как способ мышления был объектом изучения у И. Канта, И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, К.Г. Маркса, А. Шопенгауэра, А.Дж. Тойнби, представителей Франкфуртской школы, русской философии. Причем в западно-европейской традиции понимание нигилистического способа мышления связано с онтологической и аксиологической позицией личности, индивидуума, которая обусловлена внешними обстоятельствами, отечественные же философы проецируют нигилизм на антропологическую, социологическую и аксиологическую проблематику. «Нигилистический морализм», составляющий основу мировоззрения русской интеллигенции конца XIX - начала XX в. объясняет трагический характер эпохи. Полный нигилизм вел к духовной пустоте, которую невозможно было преодолеть без веры во что-то первичное, основное, незыблемое, на что мог бы опереться наш дух. Таким образом, нигилизм воспринимался в русской традиции как мораль разрушения, которую нужно было преодолеть, утверждая дух и смысл жизни.

Большое внимание изучению характеристик нигилистической личности было уделено в работах Ф. Ницще, М. Штирнера, К. Г. Юнга, Г. и др. Причем в работах данных авторов дается спектр различных характеристик нигилистической личности: отчуждение, конформизм, критичность, эгоизм, творчество и т. д.

Необходимо также отметить, что в современной философии, культурологии и психологии европейский нигилизм второй половины ХХ в. может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов. Во-первых, с теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль М. Фу-

ко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т. п.), основан пафосным нигилизмом по отношению к пониманию фактов в позитивизме.

Во-вторых, нигилизм связан с пафосным интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом, умонастроение которого несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения, Просвещения. В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его переделать, обрекая на крах любые преобразовательные проекты перевода «неразумного» состояния в «разумное». Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не умещается ни в какие теории, схемы. Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей исторической традицией, а его методом является деконструкция.

Подводя итог краткому обзору истории исследования нигилизма, можно заключить, что данное понятие и стоящее за ним социальное и культурноисторическое явление к настоящему времени в основном определено, причем история рассмотрения этого феномена раскрывает его неоднозначность: нигилизм мы можем воспринимать не только как определенное умонастроение, но и как фактор развития общества.

Концептуальный анализ различных подходов и определений нигилизма позволяет разработать методологию категорий и структур нигилистического способа мышления, определить специфику дискурса, видовую составляющую, типологические модели, роль и значимость феномена нигилизма.

Как отмечалось выше, все виды нигилизма особенно ярко проявлялись в переходные, кризисные этапы развития того или иного социума. О том, что этот процесс начался в России во второй половине XX в. свидетельствуют многочисленные исследования. Так, по мнению Г.В. Осипова, кризис связан с утратой прежних форм культурной самоидентификации, социального оптимизма, с методологиче-

ским кризисом в сфере социального познания [7].

В работах современных авторов рассматривались прежде всего процессы трансформации ценностных ориентиров общества как проявление общего кризиса традиционной культуры, в данном случае речь шла о культуре советского общества. В философском аспекте кризисное состояние общества выражается в нарушении стабильности, острой форме проявления социальных конфликтов и является способом движения социума от прежнего его состояния через дезинтеграцию и конфликт к новому состоянию. Следует особо отметить, что современный кризис российского общества - это дезинтеграция определенного образа жизни и образа мышления. Реформируется прежде всего не экономика, а сознание людей. Поэтому на фоне общего кризиса российского социума наиболее остро ощущается кризис мировоззренческий. Произошла ломка идеалов, жизненных ценностей и ориентиров. На современном этапе переломное, кризисное состояние общества взрывает социум изнутри, меняет привычные взгляды и представления.

Кризис мировоззренческий ориентации характерен как для индивидуального, так и для группового общественного сознания. Он иллюстрирует действительную зависимость надстроечных перемен от перемен базисных, вторичность мировоззренческих процессов. Тотальный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации народа в целом. С одной стороны, у значительной массы индивидов возникло чувство освобождения от догматических оков, с другой стороны, широкие массы почувствовали дискомфорт от состояния духовной невесомости. Под дезориентацией нами понимается утрата сложившихся ориентиров общественного сознания, состояние социальной растерянности по отношению к процессам социально-экономическим, но в то же время противоречивые реалии мировоззренческих процессов свидетельствуют о наличии в сфере сознания сущностных и автономных механизмов само-детерминации, о наличии в ней специфических закономерностей, несводимых к простому отражению экономических, политических и иных социальных перемен.

Внимание философских исследований кризиса в России было сосредоточено преимущественно на его истоках и причинах, связанных со становлением нигилистического способа мышления, определялась его сущность, разновидности, но недостаточно уделялось внимания определению качеств носителя нигилизма -нигилистической личности, а ведь именно качества личности, которая является субстанциональной единицей социума, определяют содержание и направление социальных процессов. В свое время А.Я. Гуревич высказал идею о том, что на рубеже двух социальных эпох прежние закономерности утрачивают свое значение, а новые еще не сложились. Следовательно, «прерывность, дискретность действия закономерностей систем оставляет своего рода зазор, социологический вакуум, заполняемый свободной человеческой активностью» [4] (курсив мой. - М.С.)

Человеческая активность, на наш взгляд определяется способом мышления личности в данную эпоху.

Понятие способа мышления встречается в философской и в научной литературе очень давно. Это понятие используется для того, чтобы отличить уровень мышления одних поколений от уровня мышления других поколений или даже внутри одного и того же поколения. Иногда можно было встретить выражение «стиль мышления», «структура мышления» и др. При этом они могли отражать разное содержание Мы же будем понимать под способом мышления субъективную сторону исторического процесса.

Разработка концепции понимания способа мышления, по нашему мнению, началась с исследований И. Канта. В философской системе Канта внешний объект, природа в своих проявлениях представляет собой мир неустойчивых, неупорядоченных, бессвязных явлений и параметров. Связи вносятся во внешний мир рассудочными категориями. Тем самым обеспечивается определенность, упорядоченность в этом подвижном мире явлений. Причем упорядоченные связи и отношения, которые определяются априорными формами созерцания, и вносятся в движение явлений рассудочными категориями, Кант считал извечной врожденной способностью рассудка. Следовательно, если вместо рассудка иметь в виду способ

мышления, охватывающий все уровни мышления, то у нас получится положение об определяющей роли способа мышления по отношению к внешней действительности.

В трудах И. Г. Фихте в центре философского внимания оказалась история духовной деятельности человека - субъекта истории. Фихте описал развитие индивидов, в результате которого обнаруживалась «божественная» природа их деятельности. Таким образом, деятельность, совершающаяся в соответствии с определенными законами, становится посылкой возникновения системы философии, которая призвана провозгласить диалектическую концепцию развития.

Наибольший вклад в развитие данного подхода внес Г.В.Ф. Гегель. В работе «Философия истории» он стремился выделить внутреннюю логику развития общества, своеобразную силу, которая движет историю вперед. Эту силу он определяет через понятие «Дух», рассматривая его как разум, самоопределяющийся через такие формы своего бытия как государство, этика, право, т. е. формы коллективного мышления. Осмысливая содержание гегелевского духа, можно сделать следующий вывод: под Духом следует понимать своеобразный способ мышления, рассматриваемый как систему фундаментальных понятий.

Из этого можно сделать вывод, что каждым обществом управляет свой исторически определенный способ мышления, а властные структуры только воплощают этот способ. Развивая концепцию Гегеля о способе мышления, З.М. Оруджев определил структуру способа мышления:

- система логических понятий;

- система этических понятий и идеалов;

- система представлений о способах и средствах решения общественных проблем.

Раскроем содержание этих элементов.

Система понятий - это выражение коллективного бессознательного, содержание которого определяется освоенным историческим опытом общественной

жизни, совокупность алгоритмов практической деятельности человека по решению соответствующих общественных проблем, и, социализируясь, индивид осваивает данный опыт. Априорная катего-

рия есть не что иное, как своеобразный архетип, образ деятельности человека по решению соответствующей проблемы. При этом полнота и многообразие данного опыта, коллективного и индивидуального бессознательного, безусловно, оказывает влияние на формирование и осмысление содержания категорий и способов их взаимосвязи в каждой исторической эпохе, что и определяет процесс развития общественной системы. И последнее, общую систему понятий, составляющую способ мышления эпохи, можно определить как своеобразную программу строительства нового общества, программу реального движения, которая осмысливается и утверждается в своей необходи-м.ости реализации в сознании индивидов, формируя тем самым основание, фактор дальнейших преобразований.

Способ мышления эпохи имеет еще один уровень категорий и их соотношений и связей. Это этические (строго говоря, нравственные) понятия, категории и связи между ними. Например, понятия свободы, равенства, добродетели, аскезы, умеренности, благосостояния, справедливости и т. д. Эти понятия и их соотношения в разные эпохи по своему содержанию существенно различны и влияют на поведение, деятельность людей. Более того, они не просто влияют на деятельность людей, но управляют ею.

Второй уровень способа мышления -основная область идейных столкновений, поскольку принципы, на которых основан способ мышления, принимают форму нравственных идей, идеалов. Если на первом уровне действия понятий, принципов совершатся как бы подсознательно, по крайней мере, априорно, то на втором, этическом уровне, их действие сопровождается страстями, вплоть до политических столкновений. «Переоценка

ценностей» на этом уровне выглядит уже как идеологическая (по крайней м,ере, нравственная) борьба, в то время как на первом, логическом уровне она привлекает к участию в процессе лишь более узкий круг лиц, профессионально подготовленных в соответствующей специальной области. «Переоценка ценностей» осуществляется как индивидами, так и социальными слоями, группами. И какие бы индивид не ставил перед собой непосредственные цели, «переоценка ценностей»

осуществляется, в конечном счете, во имя нового способа мышления, т. е. способа мышления новой эпохи. Именно новый способ мышления и разбивает «старые скрижали».

Однако самое явное различие между полным или менее полным принятием и освоением идей и понятий способа мышления данной или уходящей эпохи обнаруживается на третьем уровне - на уровне представлений и понятий о методах и способах опытного, практического решения проблем, вопросов, задач эпохи, времени.

Третий уровень - это понятия и представления, непосредственно отражающие практические формы действий. Третий уровень способа мышления эпохи связан с историческим опытом, практикой. Понятия, отражающие различные действия, способы практического решения проблем, специфичны для каждой исторической эпохи. Они отделяют одну эпоху от другой, хотя внешне могут походить по форме друг на друга. Их различия по содержанию настолько четки, что по ним можно безошибочно определить, о какой исторической эпохе идет речь. Независимо от того, скрывают или нет свои нравственно-этические идеалы представители тех или иных общественных сил, на третьем, практическом уровне способа мышления обнаруживается в предельно явной, наглядной форме, к какой эпохе данный способ мышления принадлежит.

Способ мышления содержит в себе и положительный, и отрицательный аспекты. Отрицательное в способе мышления связано с понятием «нигилизм». Нигилизм становится необходимостью в те исторические периоды, когда возникают объективные условия для пересмотра прежних взглядов. Он раскрывается через критико-скептическую установку личности по отношению к утвержденным истинам, авторитетам, положениям.

На уровне логического аспекта способа мышления нигилизм является сменой представлений об окружающем мире, сменой научной картины мира.

Наиболее заметным становится проявление нигилизма на втором, этическом, структурном уровне способа мышления, где происходит переоценка вечных ценностей. Этот процесс начинается с выдвижения нового эталона, на основании

которого предлагается начать новую разработку высших ценностей, которые должны определять деятельность человека. Нигилизм либо девальвирует их, либо пересматривает их на основе дальнейшей гуманизации.

Вопрос о понимании сущности и содержания нигилизма в литературе практически всегда связывался с этическим аспектом способа мышления, а именно с процессом переоценки, прежде всего вечных ценностей.

Людям свойственно задумываться над тем, а так ли уж неоспоримы принимаемые ими ценности, не коренится ли в их некритическом почитании источник переживаемых ими в кризисные эпохи глубинных потрясений. Тогда ценности традиции ставятся под сомнение, становятся предметом критической переоценки. Ф. Ницше остро поставил вопрос о возможности низвержения общепринятых ценностей. Новые ценностно-смысловые ориентиры имеют право на самоутверждение точно так же, как обладающие освящением традиции, общепризнанные ценности. Ведь и они некогда низвергли своих предшественников, и, следовательно, логично предположить, что их власть над умами людей отнюдь не безгранична. При этом на первый план выходит проблема механизма переоценки ценностей.

Переоценка ценностей начинается с выдвижения нового эталона, с позиций которого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Вновь принимаемый эталон может существенным образом изменить смысловые координаты, в которых находятся интересующие нас предметы. И здесь проявляются метафорические возможности воображения, его культуросозидающая мощь. Ведь множество предметов, где все, казалось бы, подчинено незыблемому порядку, иерархизиро-ванно, теряет жесткие очертания, а затем претерпевает видоизменения. Оно подвергается трансплантации на новую ценностно-смысловую основу, задающую ракурс видения каждого из них. Это предметное множество претерпевает иерархи-зацию, когда каждый из входящих в него предметов соотносится со смысловой целостностью, выстроенной сообразно вводимому эталону.

Нигилизм - это способ мышления такого периода исторической эпохи, когда сама логика социальной жизни ставит вопрос о необходимости разработки новой системы ценностей и запускает данный процесс. Это определение нигилизма, с нашей точки зрения является наиболее точным, и именно его мы берем в качестве основного. Исходя из этого, нигилизм принимает две формы своего проявления. Одна, требующая пересмотра ценностей на основе их дальнейшей гуманизации, через развитие гуманистической этики. Другая на основе девальвации существующих ценностей, девальвации, которая отрицает гуманизацию человеческих отношений в целом.

Степень радикальности изменений иерархии ценностей равного порядка будет зависеть от того, насколько новый эталон разнится по отношению к прежнему. Ведь он может лишь несколько модифицировать его или же ниспровергнуть. В первом случае мы столкнемся с некоторой корректировкой ценностей, тогда как во втором — с их полной переоценкой. История знает случаи отрицания сложившегося порядка вещей, нигилистического бунта против общепринятых установлений: например, в XX столетии программа пролеткульта в России или платформа контркультуры. Однако тотальный разрыв с прошлым, традицией зачастую оказывается совершенно непродуктивным и терпит фиаско. Синтез ценностных эталонов, их преемственность создают основу для более продуктивной переоценки ценностей, без которой в принципе немыслимо и культурное развитие.

Раскрывая содержание практического аспекта содержания нигилистического способа мышления, остановимся только на одной его стороне - экстремизме, как способе решения существующих социальных проблем. Экстремизм в целом или его конкретная форм.а - террор - в его самых разных формах является действенным методом эпохи революционных перемен, эпохи которой свойственен мелкобуржуазный способ мышления. Суть этого способа выражается формулой «здесь и сейчас» - определяющая целесообразность силового подавления своего противника и решительных революционных перемен. Данная практика, как бы она чудовищна не была в целом, понима-

лась и поддерживалась людьми прошлой исторической эпохи. Новая постиндустриальная эпоха основывается на постулатах «нового гуманизма», основным принципом которого является принцип «чело-векосбережения», когда жизнь и достоинство человека становятся высшей ценностью.

Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: нигилизм является объективным и необходимым способом мышления, который свойственен человечеству в переходные эпохи. В это время человечество подвергает переосмыслению и переоценке содержание существующих истин и ценностей. Это действие необходимо для последующей разработки нового понимания прежних истин и ценностей, нового способа мышления.

Нигилистическому способу мышления соответствует определенный тип личности.

В истории философии известны два варианта нигилистической личности. Для русского нигилизма («нигилизм утра») -это герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Е.В. Базаров, который как личность представлял собой «зародыш» многообразия нигилистического поведения. Инвариантом западного нигилизма («нигилизм вечера») стал собирательный образ «критической личности» который описывается в работах социальных философов Франкфуртской школы.

Использование компаративистского метода позволило сравнить проявления данных инвариантов в различные переходные этапы русского и западного социумов: в 60-70-е гг. XIX в. в России и в 60-70-е гг. XX в. в западных странах. В результате выявились общие и различные характеристики этих инвариантов. Как российский, так и западный нигилист принадлежал к маргинальным слоям населения, что можно расценивать неоднозначно: с одной стороны, это типизация наиболее болезненных проблем общества, с другой - миссия маргинального человека заключалась в создании новых образцов социального поведения и социальной практики. Для русского и западного нигилиста было характерно тотальное отрицание. Но диалектика русского нигилиста, исходившая из гегелевской диалектики, давала возможность создания позитивного, положительного начала, т. е. пе-

рехода нигилизма в свою противоположность - конструктивизм. Западный же нигилист руководствовался «негативной диалектикой» Т.В. Адорно, которая предусматривала не переход одного качества в другое, а переход отрицания одного качество в качество другого отрицания, т. е. бесконечное отрицание, сохранение скептического, критического отношения к любым социальным изменениям.

И русский нигилист перехода традиционного общества к индустриальному, и западный нигилист перехода индустриального общества к постиндустриальному являли собой социально-интеллектуальный феномен. Думается, что это объясняется тем, что умственная деятельность способствовала критическому осмыслению деятельности, т. е. развитию нигилизма как способа мышления.

И в русском, и в западном нигилисте проявлялась склонность к упрощению и редукции.

Различие между русским и западным нигилистами заключалось в том, что для русского нигилиста был характерен внешний метафизический подход к развитию человека и общества. В рамках православия роль создателя социальной действительности принадлежала Богу, отрицание Бога привело к тому, что нигилист оказался на его месте, но и здесь он уступил место новому метафизическому, сверхличному началу - Народ, Государство. Главным его делом стало служение Народу, нередко не связанное с его личными потребностями. Для западного нигилиста дело социального преобразования гораздо раньше стало личным делом (после вести. Ницше, что «Бог умер»), зависевшим от его воли, поэтому он проявлял себя большим индивидуалистом, чем русский нигилист.

Мы утверждаем, что современный российский нигилист вобрал в себя характеристики и первого и второго нигилизма. Это объясняется тем, что, с одной стороны, на уровне менталитета сохранилась склонность к традиционному нигилизму. А с другой - в России в конце XX в. происходили процессы, схожие с процессами в западных странах во второй половине этого же века, поэтому на просторах постсоветской России манифестировал себя и нигилизм второго типа. В настоящее время, по нашему мнению, россий-

ский нигилист в своей деятельности проявляет свойства двух вышеописанных типов нигилизма.

Разнообразие этих проявлений приводит к возможности классификации современной нигилистической личности.

Основанием типологии нигилистической личности послужила концепция ценностно-ориентированной деятельности.

Деятельность, как было сказано выше, входит в структуру способа мышления как средство воплощения логических и этических понятий. Именно она находится на виду, именно она наиболее ярко проявляется в социуме. В деятельности воплощаются ценности личности. Это основание дало нам возможность разделить нигилистические личности на две группы: личности с деловой ориентацией деятельности (политики и мятежники) и личности с антропологической (гуманистической) ориентацией деятельности (эскаписты и интеллигенты)

Выделение типов нигилистической личности позволило нам проследить диалектику их развития и определить их основные характеристики.

Так, для политиков как одного из видов нигилистической личности характерны сплав добра и зла, редукция, конформизм и прагматизм.

Деловая ориентация нигилистической личности выражается не только в том, что личность становится частью управления, использует традиционные формы социальной жизни, управления, чтобы изменить основы социума, но и в том, что личность способна к радикальному разрушению устаревших, по его мнению, социальных устоев. Для нигилистов мятежного типа свойственны отсутствие духовной связи с обществом, в котором происходит формирование его личности, тотальность распространения нигилистического отношения ко всем формам общественной жизни, провозглашение бездуховности и сокровенности отживших принципов существования общества, разрушение прошлого, превращение его в «ничто», сплав добра и зла; упрощение (целостность восприятия мира и себя в этом мире заменяется в нигилисте особого рода идолами: революция, народ и т. д.), разрыв с традиционной системой ценностей, образования, воспитания, борьба за

индивидуальность, готовность или реальное проведение революции, бунта..

Антропологическая ориентация нигилистической личности может проявляться как индивидуализм и эгоизм эскапистского стиля мышления и как формирование новой идеологии представителями интеллектуальной элиты общества.

Эскаписта как нигилистическую личность определяют следующие свойства: отсутствие духовной связи с обществом, в котором происходит формирование его личности; почти тотальное распространение нигилистического отношения ко всем формам общественной жизни; эскаписты стремятся к созданию индивидуальной системы ценностей. Творческие результаты их труда нередко заменяют им весь спектр социальных связей, и в этом проявляется редукция их деятельности; добром для себя они считают не только сохранение собственного мира, но и противопоставление своей целостности остальному миру, поэтому нередки противоречия между личностями и группами эскапистского толка и остальным социумом. Эскаписты появляются тогда, когда проявляется лицемерие официальной власти: говорят об одном, а делают другое. Именно тогда мы имеем дело с массовым эскапизмом, выражающимся в полном равнодушии к социальной жизни.

Как мы упоминали выше, для антропологической ориентации деятельности нигилистической личности характерен не только эскапизм, но и формирование новой идеологии, сохранение общечеловеческих ценностей. И в этой деятельности главная роль принадлежит интеллигенции. Интеллигенция как интеллектуальная элита общества всегда будет носителем нигилистической тенденции, поскольку критическое отношение к предшествующему опыту, к окружающей действительности будет приводить ее к вечному состоянию нигилизма. Кроме того, интеллигента характеризует ответственность перед народом, перед обществом, перед государством. Интеллигент способен поступиться собственным благополучием ради общественного, следуя по пути самоотчуждения. Характерной чертой нигилиста этого типа является служение человеческому в человеке. Существенный удельный вес в социуме интеллигенции означает, что в обществе су-

ществует высокий уровень консолидиро-ванности общества, готовности сильного прийти на помощь слабому исключительно из альтруистических побуждений. Но в среде интеллигенции выделяются личности, ориентированные на альтруизм и толерантность, которые являются, по нашему мнению, собственно интеллигентами, а также личности, ориентированные на эгоизм и интолерантность, которые принадлежат к типу интеллектуалов. Интеллектуалы идут на разрыв с традиционной системой ценностей. Интеллигенты сохраняют традиционные ценности и вносят их в структуру нового способа мышления. Высокая степень креативности (творчества) дает основание и интеллигенту, и интеллектуалу вырабатывать новую идеологию различных социальных субъектов, т.е. формировать новый способ мышления и бороться за него на уровне понятий и идей.

В ходе выделения и рассмотрения типов нигилистической личности подтвердилась и теория перехода одного типа в другой. Мало того, логика работы, с одной стороны, подтвердила правильность принципов негативной диалектики, когда отрицание одного качества переходит в отрицание другого качества. С другой -то позитивное, что содержится в нигилизме, проявляется в деятельности современных российских нигилистов. Мало того, в их деятельности просматривается возможность «социального конструирования реальности». Данный феномен определяется П. Бергером и Н. Лукманом как процесс, с помощью которого любая сис-

тема «знания» становится социально признанной в качестве реальности.

Конструируется ли российская реальность сегодня? Думаем, что да. Но частично. В современной окружающей действительности еще много непонятного и негативного. Но мы, по крайней мере, каким общество не должно быть, а это уже дает возможность на создание «хорошего общества» в современной постсоветской России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского комму-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низма. Репринтное воспроизведение издания УМСА-РРЕЭЭ, 1955. М.: Наука, 1990. 224 с.

[2] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-

во СПб. ун-та, 1996. 152 с.

[3] Глюксман А. Достоевский на Манхэттене. Ека-

теринбург: Изд-во УрГУ, 2006. 456 с.

[4] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 63.

[5] Косов А.В. Социальный миф: сущность, дина-

мика, тенденции изменения и развития // Вестн. Армавир. ин-та социальн. образования (фил.) МГСУ. 2003. № 1. С. 248-249.

[6] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Ос-

новы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

[7] Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и со-

циальная практика. М.: Наука, 2000. С. 345.

[8] Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Рассказы.

Стихотворения в прозе. М.: Олимп; АСТ, 1997. 704 с.

[9] Филатов В.И. Социально-онтологические осно-

вания целостности человека. М.: Изд-во МГУК; Омск: Ом. гос. ун-т, 2001.

[10] Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи; Интеллигенция в России: сб. ст. 1909-1910 / сост., коммент. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохае-ва. М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.