Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМЫЕ КИНОТЕАТРЫ МОСКВЫ: ПОРТРЕТ ЗРИТЕЛЯ'

НЕЗАВИСИМЫЕ КИНОТЕАТРЫ МОСКВЫ: ПОРТРЕТ ЗРИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / ГОРОДСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / НЕЗАВИСИМЫЕ КИНОТЕАТРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКИЙ КИНОПРОКАТ / МУЛЬТФИЛЬМЫ / БОЛЬШОЙ ЭКРАН / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЗРИТЕЛЬ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ПРАВО НА ГОРОД / MOSCOW / URBAN EVERYDAY LIFE / INDEPENDENT CINEMAS / CULTURAL POLICY / RUSSIAN FILM DISTRIBUTION / CARTOONS / BIG SCREEN / REPERTOIRE POLICY / AUDIENCE / CONTEMPORARY ART / RIGHT TO THE CITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ульянова Анастасия Алексеевна

Автор анализирует такое явление культурного ландшафта российской столицы, как независимые кинотеатры. Независимый кинотеатр может выступать одним из способов трансляции объектов современного искусства, так как отвечает задачам культурной среды города, а именно: представляет собой пространство для реализации горожанином своих интересов и свободы действий, сопровождающейся формированием в нем определенных культурных ценностей. «Право на город» отражает способность горожан моделировать, совершенствовать городское пространство в соответствии со своими потребностями. По мнению автора, независимый кинотеатр является именно таким необходимым объектом городской среды, посредством которого осуществляется трансляция современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT MOVIE THEATERS IN MOSCOW: VIEWER'S PORTRAIT

The author analyzes such a phenomenon of the cultural landscape of the Russian capital as independent cinemas. Independent cinema can be one of the ways to broadcast objects of contemporary art, as it meets the goals of the cultural environment of the city. It is a space for citizens to realize their interests and freedom of action, accompanied by the formation of certain cultural values. The "right to the city" reflects the ability of citizens to model and improve urban space in accordance with their needs. The author believes that an independent cinema is a necessary object of the urban environment, through which modern art is broadcast.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМЫЕ КИНОТЕАТРЫ МОСКВЫ: ПОРТРЕТ ЗРИТЕЛЯ»

ГОРОД

Анастасия Ульянова DOI 10.37492/ETN0.2020.59.1.013

Независимые кинотеатры Москвы: портрет зрителя

Автор анализирует такое явление культурного ландшафта российской столицы, как независимые кинотеатры. Независимый кинотеатр может выступать одним из способов трансляции объектов современного искусства, так как отвечает задачам культурной среды города, а именно: представляет собой пространство для реализации горожанином своих интересов и свободы действий, сопровождающейся формированием в нем определенных культурных ценностей. «Право на город» отражает способность горожан моделировать, совершенствовать городское пространство в соответствии со своими потребностями. По мнению автора, независимый кинотеатр является именно таким необходимым объектом городской среды, посредством которого осуществляется трансляция современного искусства.

Ключевые слова: Москва, городская повседневность, независимые кинотеатры, культурная политика, российский кинопрокат, мультфильмы, большой экран, репертуарная политика, зритель, современное искусство, право на город

Независимый кинотеатр как один из трансляторов искусства в Москве

Независимый кинотеатр определяется как место трансляции произведений кинематографа, отбор которых не зависит от экономического успеха кинопоказчика. Это место обычно камерное, однако не закрытое, а, наоборот, стремящееся привлечь внимание к своей деятельности как можно большего числа неравнодушных. Как правило, независимый кинотеатр не испытывает потребности к развитию коммерческих составляющих в виде попкорна или показа фильмов в формате 3D и IMAX. Направленность

Ульянова Анастасия Алексеевна,

магистрант кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва)

таких кинотеатров заключается в стремлении познакомить своих зрителей с лучшими образцами кинематографа, в обеспечении доступа населения к культурным ценностям. В то время как коммерческие кинотеатры в силу определенных обстоятельств не могут вести независимую политику, в результате чего значительное количество фильмов оказывается недоступным для просмотра на большом экране, независимые кинотеатры могут этот пробел восполнить.

Обращаясь к понятию «современное искусство», отметим, что в данном случае, кино как проекция жизни наилучшим образом отражает его смысл. Появление тех или иных кинокартин в кинотеатрах нетипового формата свидетельствует о том, что затрагиваемая тема, тревожащая людей уже полвека назад, так же найдет отклик у нынешнего зрителя. Бывает и так, что людям полезно опять же в сложившейся обстановке современности обратить внимание на сюжеты и мысли режиссеров для предотвращения или исправления того, что уже происходит сейчас или близится в скором будущем. Имеют место, безусловно, и киноработы, появляющиеся в настоящее время, однако их отбор так же будет зависеть от установившейся концепции кинопоказчика.

Кинотеатры в пространстве города имеют разное расположение и статус: некоторые находятся в составе какого-либо учреждения, другие - представляют собой отдельно стоящее здание. Все они классифицируются в зависимости от количества залов: изначально деление происходило лишь на однозальные и мультиплексы (кинотеатр, в котором восемь и более залов), однако ввиду увеличения количества залов классификацию расширили миниплексами (кинотеатр, в котором два и более залов) и мегаплексами (кинотеатр, в котором семнадцать и более залов) [16] для удобства.

Впервые мультиплексы появились в 1963 г. в Канзас-сити, когда бизнесмен Стэнли Дервуд преобразовал свой кинотеатр в двузальный, однако сохранил для нового количества залов одну билетную кассу и один буфет [19, с. 9]. Благодаря такой реорганизации появилась возможность демонстрировать два фильма одновременно, что способствует высокой прибыльности. Спустя некоторое время компания Дервуда (American Multi-Cinema) и другие знаковые киносети в США сделали многозальными все кинотеатры. Эта система распространилась в других странах.

Опираясь на данные статистики посещаемости [16], выявленные аналитической компанией «Невафильм Research» (главный специалист в области маркетинговых исследований кинорынка), количество зрителей в кинотеатрах с каждым годом растет: со 132 млн человек в 2009 г. до 212,5 млн человек в 2017 г. Таким же образом увеличивается и количество коммерческих кинотеатров: 778 в 2009 г. и 1893 с общим количеством залов в 5233 в 2018 г. [16]. Подобные исследования показывают стабильный интерес горожан к просмотру фильмов в кинотеатрах, невзирая на наличие других каналов для потребления кинематографа посредством DVD, интернета или телевидения. Кинотеатр, оставаясь местом трансляции аудиовизуального контента, сохраняет популярность у горожан как вид досуга и способ постижения искусства.

В свою очередь, существует и другой признак различения кинотеатров: сетевые (коммерческие) и независимые (некоммерческие) - именно на нем мы предлагаем сделать основной акцент.

Рассмотрим систему кинопроката в России, начиная с рассмотрения политики сетевых кинотеатров. В нашей стране кинопоказом заняты следующие киносети: «Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк»

и «Формула Кино», «КАРО», «Люксор», «Пять звезд», «Синема Стар», «Киномакс» и другие, которые в совокупности занимают чуть больше 41% рынка кинопроката [18]. Как правило, данные киносети осуществляют показы в многозальных кинотеатрах в торговых центрах. Тем не менее ситуация такова, что в России все же преобладают однозальные кинотеатры с очевидной нехваткой многозальных. По данным «Нева-фильм Research» на 1 января 2019 г. [16], в России мультиплексы составляют всего 8,1% от общего числа кинотеатров, мегаплексы - 0,2%, а однозальные кинотеатры - 52%.

Из-за недостатка залов кинотеатрам необходимо снимать старые релизы в пользу новых, невзирая на то, пользуется кинолента успехом у аудитории или нет, потому как новинка обязательно принесет кинотеатру больше прибыли. Дольше других в российском кинопрокате задерживаются полнометражные анимационные ленты по причине невозможности их регулярного релиза в каждые две недели. К тому же прокат мультфильмов актуализируется в праздники и школьные каникулы [9].

Таким образом, количество недель, выделенных на прокат того или иного популярного фильма, зависит от количества залов в конкретном кинотеатре - зрительский интерес не может быть совершенно проигнорирован. Здесь уместно привести слова PR-директора дистрибьюторской компании «Вольга» Екатерины Назаровой: «Средний прокат «Артиста» шел четыре недели, некоторые региональные кинотеатры держали фильм и год. «Миллионера из трущоб» поначалу никто не хотел брать, но уже на второй неделе количество копий увеличилось вдвое. Это было еще во времена пленки. Благодаря «Оскару» фильм держался в кинотеатрах семь-восемь недель» [9].

В кинотеатральной сфере существует понятие «роспись», которое означает представительство релиза в кинотеатрах; роспись можно оценить как по количественному параметру (число кинотеатров и сеансов), так и по качественному (время начала сеансов) [15]. Обстоятельства вынуждают сотрудников кинотеатра, ответственных за репертуарное планирование, и сотрудников дистрибьюторской компании, ведущих роспись фильмов в кинотеатрах, продумывать количество и время сеанса каждую неделю, корректируя роспись после недели проката в зависимости от того, как картина себя показала. У мэйджоров (крупнейших производителей или кинопрокатчиков) ситуация иная: они расписывают свои фильмы форматами, то есть в первую неделю фильм имеет право занимать полностью один экран, на второй неделе ему устанавливают конкретное количество сеансов. Кроме того, кинотеатрам нередко приходится подписывать меморандум, устанавливающий срок нахождения кинокартины в прокате независимо от того, оправдывает она себя в течение установленного времени или нет.

Российские мультиплексы отмечают два аспекта, мешающие их деятельности: это несанкционированное копирование (пиратство) и короткие цифровые окна (временные отрезки, отделяющие выход фильма на телевидении или на VoD от его релиза в кинотеатре) [15]. Наиболее приемлемым для больших экранов цифровое окно считается три месяца спустя демонстрации фильма в кинотеатре [9]. С другой стороны, маркетинговые исследования могут сокращать их до месяца в расчете на хранение в памяти зрителя рекламы кинокартины.

Теперь обратимся к специфике функционирования независимых кинотеатров. Независимый кинотеатр -это своего рода анархическая форма высказывания

кинопоказа. Независимым мы его определяем, соответственно, от кинотеатральных сетей. При таком условии вполне правомерно считать, что независимый кинотеатр действует в устройстве города по запросу своего зрителя совершенно иначе, нежели кинотеатры коммерческие - репертуарная политика внесетевых кинотеатров формируется самостоятельно с целью интеллектуального образования своего зрителя, удовлетворения его духовных потребностей и выработки вкусовых предпочтений.

В Москве долго и успешно с 1989 г. работал один из уникальных образцов такой политики - киноцентр «Соловей» на Красной Пресне (24 зала с разным количеством мест). Инициатива его постройки принадлежит Союзу кинематографистов, одной из мотивацией которого обозначилось «создание национального Музея кино» (просуществовал до 2005 г.) [7]; в честь открытия Большого зала в 1989 г. внучка Чарли Чаплина Уна презентовала кинокартину «Великий диктатор», а спустя два года режиссер Жан-Люк Годар подарил Киноцентру на Красной Пресне одну из первых в СССР систем DOLBY-stereo [7].

Здесь были организованы Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где среди лекторов фигурировали Александр Митта, Нея Зоркая, Сергей Соловьев [13]. Это место считали легендарным, сюда ходили москвичи всех поколений. Обосновано это большим количеством залов, позволяющим демонстрировать одновременно несколько фильмов на разный вкус, а также гибкой репертуарной политикой: для просмотра можно выбрать свежую киноновинку или картину, давно вышедшую из проката в других кинотеатрах, оправдывая свой слоган «Лучшие фильмы в прокате, пока на них ходят зрители» [10].

Сейчас деятельность «Соловья» прекращена - 1 декабря 2019 г. там прошел последний киносеанс: на его ме-

сте запланирована постройка гостиницы с культурно-досуговым комплексом [13]. Исчезновение этого кинотеатра стало для московского зрителя большой утратой (почитатели даже создали петицию в защиту киноцентра на платформе Change.org [8]).

С другой стороны, существует несколько кинотеатров, чье появление и активная деятельность в культурном пространстве Москвы ожидается в ближайшем будущем. Это советские кинотеатры, в течение некоторого времени находящиеся без должного к себе внимания, которые были приобретены в 2014 г. компанией ADG Group [12]. Эти 39 кинотеатров строились в 19301980-е гг. в каждом из округов Москвы: все они были задуманы как культурное ядро новых районов, досуговые центры для молодежи. Кинопоказ включал в себя зарубежные кинокартины, а в фойе часто устраивали танцы - «в небогатом меню городских развлечений советского человека площадки действительно быстро заняли важнейшее место» [12].

Московские власти совершали попытки продажи кинотеатров в рамках приватизации непрофильных активов довольно длительное время: их выставляли поштучно и группами, однако каждый раз аукционы отменялись из-за отсутствия покупателей [12]. Теперь проект запущен, а следовательно, появилась возможность решить проблему нехватки качественных торговых и развлекательных объектов в спальных районах Москвы посредством реконструкции кинотеатров.

Перестройка первых кинотеатров началась весной 2017 г. с момента выдачи разрешения на строительство первых объектов. Завершение строительных работ планируется уже в конце 2020 г. Среди объектов первой очереди - кинотеатры «София», «Киргизия», «Мечта», «Ангара», «Орбита» и «Будапешт» [11]. Пока кинотеатры так и не введены в эксплуатацию, однако факт того,

что идеей заинтересовались и начали ее развивать, свидетельствует о выраженной, возможно, негласно потребности жителей Москвы в подобных культурных учреждениях.

Обратимся к опыту моделирования культурной среды города через кинотеатры в других странах. Рассмотрим ситуацию в США, где установлен минимальный срок проката кинолент в 14 дней [9]. Для наиболее успешных картин возможны исключения в 6 недель, реже - 8 недель: такого удостаиваются абсолютные лидеры, самые кассовые фильмы года. Как бы то ни было, уникальность американской системы в том, что, несмотря на возможную невостребованность конкретного фильма у зрителей, кинотеатры не имеют право сокращать количество прокатных недель, установленное дистрибьютором. Для мультиплексов это несложно.

Важно также отметить, что и киноленты, которым отведено минимальное количество недель в прокате, могут себя проявить на довольно высоком уровне, не являясь при этом блокбастерами. Положение независимого кинематографа кардинально отличается: обычно такие ленты производятся малым количеством копий и переходят от одного кинотеатра другому. В большинстве случаев, площадками для их демонстрации выступают именно независимые кинотеатры. Чаще всего подобные фильмы выходят в прокат в больших городах ввиду наиболее высокого спроса. Так, продукты авторского кино задерживаются в прокате до года.

В Великобритании [9], несмотря на преимущество в этой стране сетевых кинотеатров, все еще осталось много независимых прокатчиков, преимущественно в их распоряжении один зал. Такие кинотеатры выбирают для своего проката авторское и малобюджетное кино, а также релизы широкого проката после демон-

страции их сетевыми мультиплексами. В Великобритании существует, например, небольшой стилизованный зал кинотеатра «Павильон», который расположен в приморском валлийском городке Пенарт. Там около полугода стабильно, по одному сеансу в день, показывали фильм «Голос монстра» Хуана Антонио Байоны. Мультиплексы отличаются длительным прокатом мультфильмов. После положенного срока в одну неделю кинотеатры не исключают их из показа, перемещая сеансы на выходные дни и увеличивая их количество в каникулы. Кроме анимационных лент, пользуются популярностью в британском прокате фавориты сезона наград. Их релизы стартуют в начале января после серии рождественских фильмов. Как правило, номи-нантов демонстрируют два месяца, а победителей -на месяц дольше.

Обратимся к системе кинопоказа в стране, где благодаря братьям Люмьер в 1895 г. состоялся первый в мире публичный коммерческий кинопоказ на бульваре Капу-цинок [2]. Долгое время Франция была европейским лидером относительно показателей работы киносетей благодаря количеству кинотеатров и кинозалов, самому высокому уровню посещаемости и кассовых сборов [17]. Исключением стал 2017 г., когда Россия обошла все европейские страны по количеству проданных билетов на кинопоказы [4].

Кинорынок Франции сосредоточен преимущественно на крупных сетях мультиплексов, среди которых лидерами являются EuroPalaces, UGC и CGR. Независимый кинопоказ в этой стране также развит, однако вынужден пользоваться методами неценовой конкуренции, раскрывающими их уникальность: узкая специализация, выраженная в тематических показах (например, африканская или турецкая кинематография), направленность на конкретные возрастные группы (детская,

юношеская, семейная), показы авторского кино (Франция - лидер проката экспериментального и арт-хаусного кинематографа) [6]. Во Франции к тому же развиты муниципальные кинотеатры [2]. Их отличают дешевые билеты, так как городские власти компенсируют часть расходов кинопрокатчиков.

По мнению кинообозревателя главного редактора журнала «Искусство кино» представителя российской критики на Каннском кинофестивале Антона Долина в России довольно сложно добиться полноценного поистине творческого развития независимых кинотеатров. Так или иначе, иногда они вынуждены отбирать для показа фильмы более коммерческой направленности, нежели те, которые считают интересным (и порой важным) показать зрителю кураторы кинотеатров. Это происходит ввиду недостаточной государственной и городской поддержки независимых инициатив в принципе и в плане кинопоказа в частности.

«На самом деле так сложилось не только в России, -отмечает Долин, - кинотеатры ряда стран тоже находятся в определенных рамках». Выходом из данной ситуации кинокритик считает пересмотр положений культурной политики, очевидна необходимость создания тех экономических условий, в рамках которых станет возможной более свободная деятельность независимых кинотеатров.

Итак, независимый кинотеатр может выступать одним из способов трансляции объектов современного искусства, так как отвечает задачам культурной среды города, а именно: представляет собой пространство для реализации горожанином своих интересов и свободы действий, сопровождающейся формированием в нем определенных культурных ценностей.

Привязка к «праву на город» обусловлена тем, что такое право является способностью горожан моделиро-

вать, совершенствовать городское пространство в соответствии со своими потребностями. Независимый кинотеатр служит необходимым объектом городской среды, посредством которого осуществляется трансляция современного искусства, отличающегося своей значимостью и актуальностью.

Таким образом, потребность горожан в независимых кинотеатрах в городской среде представляется насущной. Однако в настоящий момент остается нерешенным вопрос создания условий для их обособленного, в некотором роде уникального функционирования.

Модель независимого кинотеатра: миссия, портрет зрителя, репертуарная политика

В каких кинотеатрах Москвы можно увидеть нестандартное кино? Это киноклуб «Фитиль», кинозал в ГУМе, киноцентр «ДомЖур», киноцентр на Красной Пресне «Соловей» (до недавнего времени), «Пионер», Центр документального кино (ЦДК), «Мир искусства», «Иллюзион».

Три последних институции расположены в самом центре Москвы, в пределах кольцевой линии метро, что делает их доступными для горожан. Все они довольно самобытны: «Иллюзион», например, известен поколениям советских зрителей, «Мир искусства» появился в начале XXI века, а ЦДК - самый молодой из перечисленных - был открыт в 2013 г. «Иллюзион» принадлежит Госфильмофонду (главный киноархив РФ, член Международной федерации киноархивов (FIAF). «Мир искусства» представляет собой частную инициативу. ЦДК - подразделение Музея Москвы. У данных кинотеатров, однако, примерно одинаково выстроенный репертуар (с некоторыми особенностями для ЦДК) и, как следствие, целевая аудитория. Объединяет их и особая роль для города Москвы.

«Мир искусства», существующий с 2001 г. под руководством режиссера Сергея Викторовича Тютина, характеризуется ярко выраженным режиссерским акцентом: здесь каждую неделю отводят творчеству двух значимых, известных и малоизвестных кинорежиссеров - это устоявшееся правило репертуарной политики.

Другое отличие заключается в уникальности каждого прокатного дня кинотеатра, так как сеансы в течение всей недели не повторяются и составляют в общей сложности 35 фильмов. Репертуар «Мира искусства», действительно разнообразен: здесь можно увидеть мировую и отечественную классику кино и в то же время - современное авторское, документальные фильмы (некоторые из них срежиссированы директором) и анимационные работы. «В нашем «Мире» живут не фильмы-однодневки, которые живут только первую неделю проката, а кинокартины, которые интересно будет смотреть и через 10 лет, а идея посмотреть их повторно не вызывает зевоту, а порождает энтузиазм и воодушевление» [14].

Важно отметить партнерство «Мира искусства» с главными отечественными киностудиями, такими как «Мосфильм» и «Ленфильм», благодаря чему кинотеатр обогащает свой репертуар знаковыми картинами этих киностудий, проводит встречи с режиссерами и другие специальные события.

В «Иллюзионе» программа кинопоказа имеет два вектора. Один направлен на демонстрацию премьер интеллектуального, авторского кино на языке оригинала. Второй вектор, определяемый Госфильмофондом, знакомит зрителя с уникальными картинами зарубежных и отечественных режиссеров с 35 мм пленки. Репертуар кинотеатра составляется для решения вышеназванных задач: архивные программы разрабатывает куратор ки-

нотеатра кинокритик Борис Нелепо, а арт-директор и менеджер спецпроектов работают над общим репертуаром и выбирают фильмы для проката и спецпоказов». Кроме этого, «Иллюзион» периодически приглашает кинокритиков и теоретиков кино для проведения коротких программ и чтения лекций.

Партнеры кинотеатра часто проводят на территории кинотеатра открытые и закрытые мероприятия. В частности, в 2019 г. «Иллюзион» выступил площадкой следующих мероприятий: фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», фестиваля архивного кино «Белые Столбы», кинофестиваля Франкофонии, Московского кинофестиваля, фестиваля польских фильмов «Висла», фестиваля документального кино Beat Film Festival и других.

Центр документального кино как проект зародился на территории бывших «РИА Новостей» и представлял собой открытые кинопоказы, собиравшие 300-400 человек. Интересно, что ранее документалистика воспринималась как второсортный продукт, побочный к художественному кино. Однако, успех у зрителя привел к тому, что жанр документального кино сумел переформироваться в востребованный формат досуга, что свидетельствовало о возможности дальнейшего развития и создания некоего культурного центра, коим Центр документального кино сейчас и является.

Итак, специализация кинотеатра обозначена - это неигровое кино, первая в нашей стране площадка такого характера. Планированием репертуара здесь занимается куратор репертуара ЦДК Мария Готлиб. Во время отбора кинокартин крайне важно учитывать международную репутацию фильма. Для осуществления этого сотрудники пользуются каталогами крупнейших кинофестивалей класса «А» (Каннский, Венецианский, Берлинский), а также тех площадок, фокус

которых смещен на документалистику (фестиваль документального кино в Амстердаме IDFA, CPH:DOX (Дания), Sheffield Doc/Fest (Великобритания).

Показывая преимущественно документальное кино, ЦДК, кроме этого, демонстрирует и игровые фильмы, получившие признание на престижных фестивалях, авторами которых являются знаковые режиссеры современности и мировой истории кинематографа. Это к тому же необходимо при условии, что работы документального жанра не появляются регулярно каждую неделю - ввиду этого куратор репертуара отбирает интеллектуальное художественное кино, восстанавливая баланс в посещаемости.

ЦДК ежегодно встречает у себя ряд фестивалей. Например, Beat Film Festival, ECOCUP, кинофестиваль для людей с проблемами зрения и слуха «Безграничные возможности», «Новое кино Австрии», «ДОКер» и много других.

Перейдем к анализу портрета зрителя данных кинотеатров и проблеме выстраивания коммуникации. Директор «Мира искусства» своего зрителя определяет кратко: «Студенчество Москвы». Заполняемость зала (49 мест), как отмечается, все время варьируется и в среднем составляет 20%. Этот показатель говорит о, возможно, слабо организованной рекламе в пространстве города и в интернете. «Мир искусства» размещает контент в соцсетях, осуществляет тематическую рассылку. Виртуальные страницы кинотеатра содержат информацию о недельном расписании и анонсируемых событиях. Не остаются без внимания описания кинофильмов, познавательные факты из мира кино и биографии кинодеятелей. С некоторой периодичностью на странице во Вконтакте и Facebook размещаются видеоролики-обращения к зрителю директора кинотеатра, приглашающего к просмотру того или иного фильма.

«Иллюзион» - кинотеатр-легенда в Москве: его открытие состоялось еще в 1966 г. специально для показа картин из Госфильмофонда, и уже с того времени его считали одним из первых, не подчиняющимся киноцензуре. Благодаря возможности обмена с фондами других стран жители Москвы имели счастье знакомиться со знаковыми зарубежными кинокартинами [5]. На протяжении своей истории «Иллюзион» несколько раз закрывался на реконструкцию, и в последний раз в обновленном формате он открылся в августе 2018 г. Так, целью кинотеатра перед началом работы было обозначено привлечение молодой аудитории, у которой «Иллюзион» не имел в прошлые годы большой популярности. И вместе с тем - сохранение постоянных зрителей старшего поколения, остающихся верными в выборе просмотра фильмов на большом экране «Иллюзиона» на протяжении десятка лет - это в основном «старожилы Таганки». Стоит отметить средний возраст посетителей в 25-35 лет, в большинстве своем это женщины. Популярностью пользуются к тому же воскресные сеансы советского детского кино, зрителями которых становятся, соответственно, родители с детьми.

Заполняемость зала зависит обычно от прайм-тайм, показываемой кинокартины и стоимости билета. Тем не менее самые успешные фильмы вечером собирают полный зал в 217 человек, средняя же заполняемость обычно сводится к 60-70 чел. Нового посетителя привлекает уникальный формат «Иллюзиона»: кинотеатр представляет собой синематеку (учреждение, собирающее и хранящее фильмы), благодаря чему большинство кинопоказов из архива Госфильмофонда осуществляется бесплатно.

Довольно часто «Иллюзион» на страницах в социальных сетях проводит розыгрыши билетов на показы знаковых кинокартин и премьеры фильмов, часто со-

провождающихся встречами с их режиссерами. В рамках специальных программ возможны коллаборации с другими причастными к показу организациями.

«Иллюзион» анонсирует грядущие события, размещает новости и статьи от коллег по цеху («Искусство кино», «Кинопоиск», «Медуза»), коррелирующие с собственной программой.

«Общий портрет зрителя Центра документального кино обрисовать достаточно сложно, потому как в зависимости от показа очень сильно различается аудитория, - отмечает PR-менеджер кинотеатра, - однако в качестве наиболее подходящих характеристик следует отметить средний возраст посетителя 35-40 лет, вне зависимости от того, мужчина это или женщина. Это, безусловно, продвинутый зритель, который приходит именно за кураторским подходом, а не просто за сеткой фильмов».

ЦДК привлекателен и для студентов, которым интересно помимо прочего увидеть фильм на языке оригинала. Более того, совсем рядом с кинотеатром находится бассейн «Чайка», популярный в дневное будничное время у представителей старшего поколения, предпочитающего после его посещения провести время в ЦДК, где для них существуют специальные предложения со скидками на кинопоказы.

ЦДК старается отвечать и делает это успешно, как можно заметить, потребностям аудитории, которая здесь сосредоточена. В целом кинотеатр рассчитан на то, чтобы покрыть интересы очень широкого пласта, однако всех этих людей все же будет объединять интерес к документальному кино, интеллектуальному просмотру и просто к самому месту. «ЦДК - это место силы, - уточняет PR-менеджер кинотеатра, - сюда приятно прийти поговорить. Здесь необязательно смотреть кино даже, ведь площадка изначально задумыва-

лась как третье место в городе». Итак, ЦДК применяет к планированию своей деятельности концепцию «третьего места» Рэя Ольденбурга - она заложена в стратегии развития кинотеатра.

Что касается ежедневной заполняемости зала, количество зрителей составляет обычно около 150-200 человек в будние дни и 250-300 человек в период с пятницы по воскресенье в расчете 90 мест по 5 сеансов (то есть максимально возможное количество посетителей кинозала в день составляет 450 человек).

Относительно выстраивания лояльности с целевой аудиторией и привлечения новых поклонников документального кино необходимо отметить большое значение специальных событий (приглашают на премьер-ные или ограниченные показы деятелей кино, время от времени устраивают тематические вечеринки, приуроченные релизу картины, проводят ретроспективы выдающихся режиссеров, выступают площадкой для проведения ряда кинофестивалей, а также организовывают встречи с публичными спикерами, приглашающими к дискуссиям широкую публику), поклонниками которых являются первые и вызывающие большой интерес у вторых. В рамках каждого специального события увеличивается количество постоянных посетителей ЦДК. Так, заявленные спикеры, объявляя о запланированной с ними дискуссии, приглашают тем самым свою аудиторию в стены ЦДК, куда потом интересно вернуться.

Команда кинотеатра достаточно активно сотрудничает с прессой и широко пользуется возможностями прямой рекламы. Полиграфия ЦДК распространяется на дружественных с ним площадках, имеющих примерно одинаковую аудиторию: «Электротеатр Станиславский», «Гоголь-Центр», кофейня «Лес», «Кофемания».

Главным, в свою очередь, инструментом привлечения аудитории являются социальные сети. Центр документального кино оказался наиболее популярной площадкой в числе трех отобранных нами по количеству подписчиков. Кинотеатр на седьмой год работы имеет выстроенный бренд и сформировавшуюся аудиторию. На страницах в социальных сетях ЦДК размещено расписание на каждый день, актуальны рубрики «Новинка», повествующая о премьерах, «Хит проката» - соответственно, о кинолентах, собравших наибольшее количество зрителей, и «Спецпоказ», приглашающая всех заинтересованных к просмотру того или иного фильма с его последующим обсуждением.

Отдельные публикации посвящены наиболее интересным фильмам, раскрывающие сюжет и некоторые интересные факты, с ним связанные. Кроме того, некоторые анонсы имеют привязку к актуальным происходящим в мире и медиасреде событиям. Например, фильм «Высшее общество» о поставленной миссии для группы преступников по возможному отбору энергии от черной дыры был проанонсирован ровно в тот же день, когда мир получил первое изображение черной дыры благодаря усилиям ученых. Таким же образом приглашение на специальный показ видеоматериалов проекта «Мой ГУЛАГ», основанного на историях репрессированных, начинается упоминанием вышедшего ранее документального фильма Юрия Дудя о Колыме.

Так же как «Иллюзион», «Центр документального кино» периодически ссылается на статьи профессиональных изданий о кино «Искусство кино» и «Сеанс», эфиры телеканала «Дождь», материал которых соотносится с анонсируемыми событиями ЦДК. У кинотеатра есть каналы на YouTube и в Telegram.

Далее остановимся на миссии каждого из кинотеатров, что станет обоснованием выбора их репертуарной политики и проведения отдельных мероприятий.

Основатели «Мира искусства» в самом начале своего пути обозначили целью своей инициативы расширение возможностей для современного кинозрителя путем показа тех фильмов, которые нельзя увидеть на других площадках. Сейчас, когда с момента его основания прошло почти двадцать лет, приоритеты «Мира искусства» остались неизменными: репертуар действительно обогащен редкими для других кинотеатров фильмами (например, работы таких режиссеров как Ховард Хоукс, Франсуа Трюффо, Ким Ки-Дук, Фрэнк Капра).

В дополнение к этому «Мир искусства» ведет активную образовательно-просветительскую деятельность. При кинотеатре существует киношкола и киноклуб под названием «Артерия кино». Киношкола проводит обучение по разным направлениям: «Режиссер кино», «Искусство мизансцены, или Режиссура пространства», «История кино и киноязыка», «Работа с актерами» и другие [1]. Занятия же киноклуба проходят традиционно в первый рабочий день недели под девизом: «Прощай, черный понедельник» и являют собой четырехчасовую лекцию, просмотр фильма и его последующее обсуждение.

Кроме перечисленного, «Артерия кино» является соорганизатором «Всероссийского фестиваля короткометражного кино «Арткино» - одного из самых крупных в стране фестивалей короткого метра.

Для «Иллюзиона» важно предоставить возможность для высказывания тем кинолентам, которые испытывают определенные трудности в стремлении попасть на большой экран ввиду своего скромного бюджета. Таким образом, высокобюджетные блокбастеры считаются

здесь вне формата. Проходят же отбор те картины, которые успешно сработают именно в «Иллюзионе» - своего рода «местные» блокбастеры, найти которые, как признаются кураторы репертуара, представляется задачей несложной.

Миссия этого кинотеатра заключается в открытости для разного кино: отечественного и зарубежного, старого и нового, классики и забытых фильмов, экспериментального и вызывающего дискуссии. Кроме этого, кинокартины здесь демонстрируются, как правило, на языке оригинала с целью передачи подлинного замысла режиссера и воспроизведения его актерами.

Что касается ЦДК, в своей деятельности он транслирует три миссии, отмеченные куратором специальных проектов Майей Кузиной.

Во-первых, ЦДК - ключевая российская площадка, которая занимается продвижением документального кино. Из этого следует стремление команды киноцентра путем серьезного отбора, который описывался выше, представлять новейшие события, происходящие внутри этого жанра на международной сцене, российскому зрителю. Помимо этого, ЦДК располагает медиа-текой, доступ к которой свободен для всех посетителей киноцентра. Также весной 2018 г. заработала онлайн-платформа N0^0110^:11^, тем самым еще больше расширив возможности знакомства с жанром документального кино.

Во-вторых, Центр документального кино стремится к образованию некой среды консолидированного сообщества любителей документалистики.

И, наконец, третья миссия: расширить вышеназванный характер образовавшейся среды до уровня местной, локальной индустрии, чему кураторы способствуют путем предоставления своей площадки для проведения профессиональных встреч и дискуссий. Более того,

ЦДК поддерживает молодых документалистов, выступая зачастую площадкой для показов их работ, что оказывает влияние на их дальнейший творческий успех.

Проанализировав функционирование независимых кинотеатров Москвы, следует заключить, что каждый из них, имея единую концепцию и цель, уникален по своей сути: кураторы кинопоказов подходят к формированию репертуара, исходя из частных задач того или иного кинотеатра. Главная же их цель (миссия) - знакомство своего зрителя, заинтересованного и неравнодушного, с культовым социально значимым редким для большого экрана кино. Это и составляет модель независимых кинотеатров.

Однако такие культурные пространства могут функционировать лишь благодаря достаточно хорошей финансовой опоре, поддержке единомышленников и наличием активной постоянной аудитории. В современных российских реалиях условия для успешного функционирования независимых кинотеатров весьма ограничены.

Литература:

1. Артерия кино: [сайт]. Режим доступа: http://arteriakino.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).

2. Долин А. «Люмьеры!» Кто они такие? Сколько они сняли фильмов? И почему их так редко смотрят? // Медуза. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/08/08/ Lyumiery-kto-oni-takie-skoLko-om'-snyaLi-fiLmov-i-pochemu-ih-tak-redko-smotryat (дата обращения: 07.04.2019).

3. Долин А. Французские советы российскому кино // Open-space. Режим доступа: http://www.openspace.ru/articLe/841 (дата обращения: 19.04.2019).

4. Истомина М. Франция уступила России звание крупнейшего кинорынка Европы // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technoLogy_and_media/10/05/2018/5af 1b4949a794789767c61d4 (дата обращения: 11.03.2019).

5. Кинодата. 50 лет кинотеатру «Иллюзион» // Музей кино. Режим доступа: http:// www.museikino.ru/de/media_center/kinodata-50-Let-kinoteatru-iLLyuzion/ ?sphrase_id=269810 (дата обращения: 13.02.2019).

6. Леонтьева К. Возможности использования французского опыта развития отрасли кинопоказа в России // Невафильм Research. Режим доступа: https://research.

nevafilm.ru/research/biblioteka/articles/french-experience/ (дата обращения: 05.04.2019).

7. Малюкова Л. Киноцентр «Соловей» на Красной Пресне снесут и на его месте построят гоcтинично-туристический комплекс // Новая газета. Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/11/14/146770-kinotsentr-solovey-na-krasnoy-presne-snesut-i-na-ego-meste-postroyat-gostinichno-turisticheskiy-kompleks (дата обращения: 20.02.2019).

8. Не дадим закрыть Киноцентр «Соловей» на Красной Пресне // change.org. Режим доступа: https://www.change.org/p/не-дадим-закрыть-киноцентр-соловей-на-красной-пресне (дата обращения: 20.02.2019)

9. Озова З., Цулая Д. Российский прокат: Маленький, короткий и обрезанный // КиноПоиск. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/article/2939955/ (дата обращения: 20.02.2019).

10. Путеводитель // Киноцентр на Красной Пресне. Режим доступа: https:// kinocenter.ru/guide.pdf (дата обращения: 05.03.2019).

11. Реконструкция советских кинотеатров // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/riekonstruk-tsiia-sovietskikh-kinotieatrov-stroi_mos?from=cl (дата обращения: 17.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рузманова Ю. Как девелоперы собираются превратить советские кинотеатры в районные центры // The Village. Режим доступа: https://www.the-village.ru/ village/city/architecture/277230-adg (дата обращения: 09.04.2019).

13. Сафонова К. «Верх цинизма»: что говорят защитники киноцентра «Соловей» о его закрытии // Афиша Daily. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cities/10618-verh-cinizma-chto-govoryat-zaschitniki-kinocentra-solovey-o-ego-zakrytii (дата обращения: 15.02.2019).

14. Синематека «Мир искусства»: [сайт]. Режим доступа: http://chronotop.ru (дата обращения: 13.02.2019).

15. Словарь // Бюллетень кинопрокатчика. Режим доступа: http://www.kinometro.ru/ abc (дата обращения: 15.03.2019).

16. Статистика // Невафильм Research. Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/ research/statistika/ (дата обращения: 13.03.2019).

17. Французские кинотеатры стали самыми посещаемыми в Европе // Международное французское радио RFI. Режим доступа: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20170920-frantsuzskie-kinoteatry-stali-samymi-poseshchaemymi-v-evrope (дата обращения: 11.03.2019).

18. ЧачеловА. Общее число коммерческих кинозалов в России превысило 4 тысячи // Бюллетень кинопрокатчика. Режим доступа: http://www.kinometro.ru/news/ show/name/Cinama_Hall_in_Russia_8752 (дата обращения: 08.04.2019).

19. Эпштейн Э. Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия. М.: Альпина Паблишер, 2011. 212 с.

Anastasia Ulyanova,

Master's student, Chair of cultural studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow)

Independent cinemas in Moscow: viewers' portrait

The author analyzes such a phenomenon of the cultural landscape of the Russian capital as independent cinemas. Independent cinema can be one of the ways to broadcast objects of contemporary art, as it meets the goals of the cultural environment of the city. It is a space for citizens to realize their interests and freedom of action, accompanied by the formation of certain cultural values. The "right to the city" reflects the ability of citizens to model and improve urban space in accordance with their needs. The author believes that an independent cinema is a necessary object of the urban environment, through which modern art is broadcast.

Keywords: Moscow, urban everyday life, independent cinemas, cultural policy, Russian film distribution, cartoons, big screen, repertoire policy, audience, contemporary art, right to the city

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.