Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМОСТЬ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

НЕЗАВИСИМОСТЬ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная власть / принцип независимости судей / гарантии независимости судей / judicial power / the principle of independence of judges / guarantees of independence of judges

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титаренко Мария Викторовна

Данная статья посвящена реализации принципа независимости судей, как гарантии осуществления правосудия. В статье рассмотрены основные проблемы, ограничивающие независимость судебной власти и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENCE OF THE STATUS OF JUDGES IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

This work is devoted to the implementation of the principle of independence of judges as a guarantee of the administration of justice. The article considers the main problems limiting the independence of the judiciary and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМОСТЬ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

_ алтаискии вестник государственной и муниципальном службы

12023 ,

УДК 34.342.56

Титаренко Мария Викторовна, старший преподаватель кафедры теоретико-исторических и государственно-правовых дисциплин Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Данная статья посвящена реализации принципа независимости судей, как гарантии осуществления правосудия. В статье рассмотрены основные проблемы, ограничивающие независимость судебной власти и предложены пути их решения.

Ключевые слова: судебная власть, принцип независимости судей, гарантии независимости судей.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИя И ПРАКТИКА

INDEPENDENCE OF THE STATUS OF JUDGES IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

Конституция Российской Федерации (далее РФ) является главным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой на территории нашей страны. Она закрепляет гарантии осуществления правосудия, благодаря которым судебная власть является независимой и беспристрастной [1]. Именно независимость судей является основополагающим конституционным принципом деятельности всей судебной системы, включая систему всех судебных органов и правовой статус судей.

Начиная с 1985 года на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности, начинают разрабатываться стандарты ООН в области правосудия, включая основные принципы независимости судебной власти. Это положило начало закрепления данных принципов в таких нормативно-правовых актах Российской Федерации, как: Конституция РФ (ст. 120), ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (ст. 5,13), ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.5), ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6), Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.1,9,10). Рассматривая международный уровень, принцип независимости суда является приоритетным и находит свое отражение во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10) и в Международном пакте о гражданских

и политических правах (ст. 14).

Независимость судебной власти обеспечивается устоявшимися гарантиями независимости, такими, как: неприкосновенность судьи, его несменяемость, принятие решений в условиях исключения любого воздействия на свободу их волеизъявления и предусмотренную в соответствии с законом ответственность, равенство прав судей, порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку, отвод и самоотвод, система органов судейского сообщества, обязательность установленной процедуры судопроизводства, предоставление материального и социального обеспечения.

Закрепление данного принципа в вышеназванных законах не всегда в полной мере связан с полной реализацией его на практике. Безусловно, физическая защита судей, относящаяся к полномочиям МВД РФ, реализуется на практике. К ней мы можем отнести и личную охрану, и выдачу оружия, смену места жительства, замену документов и т.д., однако факт нарушения данного принципа имеет место быть. Наглядным примером послужил случай нападения на федерального судью Дмитрия Гануса и его супругу - гособвинителя, Марию Семененко в марте 2022 года в г. Москве [12]. Оперативными сотрудниками в данном случае не в полной мере была обеспечена физическая защита судьи. Несмотря уголовные дела, ко-

торые были возбуждены в отношении нападавшего и сотрудников службы, данная ситуация показывает пробелы в защите судейского аппарата.

В настоящее время очевидно, что наличие институциональной независимости не может обеспечить независимость отдельных судей (индивидуальную). Такую же точку зрения в данном вопросе высказал недавно избранный глава Совета Судей РФ В.В. Мамотов.

Независимость судей предполагает определенный порядок прекращения их полномочий. Повсеместно встречается мнение о том, что процедура удаления судьи с должности нуждается в совершенствовании. Одним из способов решения проблемы по укреплению данного принципа, является создание так называемого дисциплинарного суда, не подчиняющего Верховному суду с целью недопущения влияния со стороны вышестоящих судов и состоящего из судей, занимающихся именно вопросами, связанными с судейской службой и не рассматривающих иные категории дел.

Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья, назначенный на должность впервые, исполняет свои полномочия только три года. Для дальнейшего, бессрочного продолжения осуществления своих полномочий, (за исключением возрастного ограни-

#

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

m

чения - в 70 лет), по истечении 3-х летнего срока судье повторно необходимо выдвинуть свою кандидатуру. Разумеется, что в данном случае, судья никакой независимостью не обладает, не стремится к этому. Наоборот, он всеми способами будет учитывать все пожелания начальства с целью его дальнейшего назначения бессрочно. С учетом всего вышесказанного, предлагается мировых судей, назначенных впервые, так же, как и судей федерального суда, не ограничивать сроком полномочий.

Кроме того, согласно ст. 14 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, предельный возраст пребывания судьи в должности - 70 лет (данная норма содержится и в ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Однако из данного правила есть исключение и оно касается заместителя Председателя Конституционного, Верховного Суда РФ, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов. Предельный возраст пребывания вышеназванных лиц в должности составляет 76 лет. У Председателя Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ предельный возраст отсутствует. Все это противоречит принципу единства судей, потому, что, несмотря на дополнительные полномочия, вышеназванные лица не должны быть «первыми среди равных». Одним из подтверждений этому служит ст. 23 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Она закрепляет положение, согласно которому, в случае прекращения своих полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, лицо автоматически теряет свой статус, как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, непонятным и

противоречивым является факт того, что по отношению к руководству кассационных военных судов, повышение предельного возраста не предусмотрено.

Таким образом, все вышеназванные несоответствия законодательства, которые впоследствии приводят к длительной несменяемости судей при отсутствии претензий к их работе со стороны «вышестоящих лиц», создают определенные условия влияния на деятельность судьи, тем самым ограничивая их независимость. Современное отечественное законодательство в области независимости судей регулирует далеко не все аспекты практической судейской деятельности, поэтому, чем раньше будут приняты меры по ликвидации таких недочётов, тем раньше в стране решатся проблемы, касающиеся не только самих судебных кадров, но и всего правосудия.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021)

// Собрание законодательства РФ. -25.07.1994. -№ 13. - Ст.1447.

5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - от 6 января 1997 г. № 1 ст. 1.

6. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - от 1 мая 1995 г. № 18 ст. 1589.

7. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. От 30.12.2020) // Российская газета от 29 июля 1992 г.

8. Бочаров Т.Ю., Волков В.В., Вос-кобитова Л.А., Дмитриева А.В., Смола А.А., Титаев К.Д., Цветков И.В. Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации // URL: http:// www.enforce.spb.ru/images/Products/ reports/Report_Justice_System_ Preview.pdf.

9. Искандарова Р.Т. Проблема независимости судей в Российской Федерации // Актуальные исследования. -2020. - №10 (13). - 4.II. - С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/859-problema-nezavisimosti-sudej-v-rf.

10. Сукрушева Н.Н. Гарантии независимости судей: история и современные проблемы // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XCII между-нар. студ. науч.-практ. конф. - М., № 9 (92) // Доступ из справ.-прав. системы Гарант.

11. Царев А.А. Неприкосновенность судьи как гарантия его независимости : автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2003. - 36 с.

Titarenko Maria Viktorovna, a senior lecturer of the Department of Theoretical, Historical and State and Legal Disciplines, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia).

This work is devoted to the implementation of the principle of independence of judges as a guarantee of the administration of justice. The article considers the main problems limiting the independence of the judiciary and suggests ways to solve them. Keywords: judicial power, the principle of independence of judges, guarantees of independence of judges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.