УДК 343
П. Н. Шабанов
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье говорится о международно-правовом регулировании института независимости судей, имплементации норм международного права в российское законодательство и влиянии их на правоприменительную практику в Российской Федерации.
К л ю ч е в ы е с л о в а: статус судьи, независимость судей.
INDEPENDENCE OF JUDGES: INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE
OF LEGAL REGULATION
The article refers to the international legal regulation of the institution of the independence of judges, the implementation of international law in Russian law and their impact on law enforcement practice in the Russian Federation. K e y w o r d s: judge status, independence of judges.
Поступила в редакцию 5 мая 2021 г.
«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» - гласит ч. 1 ст. 120 Конституции. Независимость каждого судьи - это камни, из которых складывается крепостная стена независимости судебной власти в целом. Независимость судей и судебной власти - крайне важный конституционный принцип, обеспечивающий как реальное разделение государственной власти на ветви, так и реализацию потенциала судебной власти. Роль арбитра играет не только конкретный судья или суд, но и судебная власть в целом, разрешая конфликты между государственными органами, представляющими различные ветви власти, и другими юридическими и физическими лицами. Эта важнейшая функция судебной власти предопределяет ее независимость и самостоятельность.
Казалось бы, в таких условиях признание независимости судебной власти должно быть очевидным. Однако на практике, причем не только в России, именно эта ветвь власти сталкивается с отказом признать ее «равной среди первых». Тем не менее принцип независимости судебной власти, несомненно, является отправным, определяющим положение суда в современном государ-стве1.
Наиболее полно данный принцип сформулирован в Основных принципах независимости судебных органов, разработанных и принятых VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
1 См.: Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. М., 2003. С. 210-211.
© Шабанов П. Н., 2021
и одобренных в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН2, в Резолюции Экономического и Социального совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г. «Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов»3, в Европейской хартии о статуте для судей, принятой 10 июля 1998 г. в Страсбурге4, а также в Рекомендации № R (94) 12 Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей»5.
Так, принцип 1 Основных принципов независимости судебных органов указывает на необходимость существования независимых судебных органов и обязанность всех государственных и других учреждений уважать и соблюдать эту независимость. В принципе 3 говорится, что судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию. Принцип 4 Основных принципов независимости судебных органов содержит запрет на неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия или пересмотр судебного решения каким-либо иным органом, кроме суда. Принцип 7 устанавливает обязанность государства предоставлять надлежащие материальные средства, позволяющие суду своевременно и в полном объеме выполнить свои функции. Наконец, в принципе 5 сформулирован принцип беспристрастности: обязанность судебных органов решать переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам6.
В российском законодательстве содержание принципа независимости судей не раскрывается ни в Конституции РФ, ни в законодательстве о судебной власти, как и понятие самостоятельности органов судебной власти. Более
2 Основные принципы независимости судебных органов : приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 г., и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml (дата обращения: 02.04.2021).
3 Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов : резолюция Экономического и Социального совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г. URL: https://base.garant.ru/1302440/ (дата обращения: 02.04.2021).
4 Европейская хартия о статуте для судей и Пояснительный меморандум (Страсбург, 8-10 июля 1998 г.). URL: https://base.garant.ru/2559965/ (дата обращения: 05.04.2021).
5 Рекомендация № R(94)12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей : принята Комитетом министров 13 октября 1994 г. на 518-м заседании заместителей министров) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901927870 (дата обращения: 07.04.2021).
6 Основные принципы независимости судебных органов : приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 г., и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml (дата обращения: 02.04.2021).
того, законодатель в системе принципов реализации судебной власти четко не определил место принципа независимости судей.
В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. ст. 29 «Независимость» находится в главе 4 «Принципы конституционного судопроизводства», в то время как ст. 13 «Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации» включена в главу 2 «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации»7.
В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» ст. 5 «Самостоятельность судов и независимость судей» включена в главу 1 «Общие положения», а не в главу 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации»8.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в ст. 6 главы 1 «Общие положения» также определяет независимость судей в качестве одного из основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации9.
Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» в ст. 5 «Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судей» главы 1 «Общие положения» дополняет положение о независимости судей военных судов указанием на то, что они в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. В то же время глава 3 «Статус судей военных судов», установив в ст. 26, что статус судей военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», указанным федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не содержит ни единого упоминания о независимости судей10.
Интересна трансформация принципа независимости судей в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации»11. В момент первого своего нормативного закрепления в редакции от 26 июня 1992 г. он был сформулирован так: «В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны» (ч. 4 ст. 1 «Судьи - носители судебной власти»).
7 О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 1 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 09.11.2020). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
8 О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9 Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10 О военных судах Российской Федерации : федер. конституц. закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11 О статусе судей в Российской Федерации : закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 30.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
В 1995 г. Федеральным законом от 21 июня 1995 г. эта норма была изменена и в настоящее время она действует в следующей редакции: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны»12.
Как видно из текста, независимость судьи тем самым была вынесена за рамки осуществления правосудия, и правовой статус лица, облаченного судейскими полномочиями, стал принципиально иным. Принцип независимости судьи распространили на судебную и внесудебную деятельность. Другой вопрос: как все это повлияло на реальное положение судьи в обществе и государстве?
С момента вступления в должность судьи гражданин меняет привычные границы и нормы поведения, отношение к контролю за ним, вступая в иное измерение своей жизни. Характер судебной власти предполагает делегирование полномочий судьям на ее осуществление от имени Российской Федерации высшими государственными институтами - Президентом и Советом Федерации. Так, гражданин, впервые назначенный на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность13.
В соответствии с Европейской хартией о статуте для судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности»14.
Судья является носителем судебной власти, лицом, замещающим государственную должность высшего ранга в иерархии государственных должностей, олицетворяющих властные структуры Российского государства; лицом, лично и непосредственно действующим от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей.
Поэтому не требует объяснений необходимость всемерного обеспечения независимого исполнения судьей возложенных на него государственных обязанностей. Но одновременно права и обязанности судьи определяют его осо-
12 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : федер. закон от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ (в ред. от 25.12.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 См.: Ермошин Г. Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7. С. 83-92.
14 Европейская хартия о статуте для судей и Пояснительный меморандум (Страсбург, 8-10 июля 1998 г.). URL: https://base.garant.ru/2559965/ (дата обращения: 05.04.2021).
бое положение и в обществе как гражданина. Именно это особое положение, по сути, является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия.
С этих позиций представляется, что принцип независимости судьи означает такое положение, состояние гражданина, облеченного судейскими полномочиями, при котором ничто не может помешать ему, осуществляя правосудие, руководствоваться только Конституцией РФ и законом.
Это, в свою очередь, подразумевает необходимость особого поведения судьи не только, когда он в судейской мантии, но и в других жизненных ситуациях.
Даже выступая в личном качестве как гражданин, судья не имеет права представлять какие бы то ни было государственные или общественные органы, политические партии и движения, государственные и общественные организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.
При вынесении судебного решения он обязан в силу принципа независимости действовать в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу его волеизъявления, не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым судом.
Независимость судей - это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры организационно-правового, социально-правового, кадрового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу.
Судья легко уязвим, ибо его деятельность носит публичный характер, даже если и рассматривается частный спор. На судью смотрят, его оценивают все, а не только участники споров.
В то же время и вне собственно судебной деятельности судья не может забывать о своем статусе судьи и предъявляемых к нему требованиях, закрепленных как в законодательстве о статусе судьи, так и в актах органов судейского сообщества, в частности Кодексе судейской этики.
Поэтому судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно обязан помнить, и о чем говорит Кодекс судейской этики. Строго говоря, ни государственно-правовыми способами, ни общественными мерами нельзя обеспечить независимость кого бы то ни было. Скорее, как правильно отмечает А. Ф. Изварина, это «характеристика уровня самосознания конкретного субъекта, которое проявляется как внутренне присущее ему свойство личности, воспитываемое на самом раннем этапе формирования человека как гражданина»15.
Внешними мерами воздействия можно лишь стимулировать или угнетать это свойство личности, но нельзя заставить обрести независимость при изна-
15 Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2008. С. 24-26.
чальном ее недостатке или отсутствии. В этом-то и заключается сложность отбора кадров в судейское сообщество. Мы можем только говорить и рассуждать об интегральном общем уровне наличия данного качества у судей как носителей государственной власти, опираясь на формализованные, максимально объективные показатели. Вместе с тем реальными гарантиями независимости можно поддержать и развить у конкретного судьи чувство независимости. Система таких гарантий - один из важнейших элементов статуса судьи. И здесь можно всемерно приветствовать международный опыт построения данной системы. Встраивание позитивного опыта других государств в российскую правовую действительность обогащает законодательную и правоприменительную практику в России и позволяет оптимизировать действующие нормы о статусе судей.
Воронежский государственный университет Шабанов П. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности
Voronezh State University Shabanov P. N., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Organization of Judicial Authority and Law Enforcement
Activity Department E-mail: [email protected]