УДК 342.565.5
DOI: 10.17072/2619-0648-2018-3-33-45
НЕСМЕНЯЕМОСТЬ КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СТАТУС СУДЕЙ
И. А. Щербакова
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Иркутска
664047, Россия, г. Иркутск, ул. Депутатская, 24 E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматривается конституционный принцип несменяемости судей, как гарантия обеспечения их статуса. Указано на неоднозначную оценку ученых его нормативного закрепления. Анализируются подходы ученых к определению структурных элементов принципа несменяемости судей. Особое внимание уделено такому элементу данного принципа, как срок судейских полномочий (предельный возраст), законодательное регулирование которого не имеет стабильности. В связи с обсуждением концепции возможной конституционной реформы в Российской Федерации, предлагается установить в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ срок полномочий судей. Делается вывод о значении принципа несменяемости судей как гарантии статуса судей и конституционно значимого обеспечения прав человека и гражданина в судебной защите.
Ключевые слова: конституционные принципы; принцип несменяемости судей; конституционно-правовой статус судьи
TENURE AS A CONSTITUTIONAL PRINCIPLE, PROVIDING THE STATUS OF JUDGES
I. A. Shcherbakova
Procuracy of Oktyabrsky District of Irkutsk 24, Deputatskaya st., Irkutsk, 664047, Russia E-mail: [email protected]
© Щербакова И. А., 2018
Abstract: the article considers the constitutional principle of irremovability of judges as a guarantee of their status. The ambiguous attitude of scientists to its normative consolidation is shown. The approaches of scientists to the definition of structural elements of the principle of irremovability of judges are analyzed and critically evaluated. Special attention is paid to such an element of this principle as the term of judicial powers (age limit), the legislative regulation of which is not stable. In connection with the discussion of the concept of possible constitutional reform in the Russian Federation, it is proposed to directly reflect in part 1 of article 121 of the Constitution of the Russian Federation the term of office of judges. The conclusion is made about the importance of the principle of irremovability of judges as a guarantee of the status of judges and constitutionally significant human and citizen rights in judicial protection. Keywords: constitutional principles; principle of irremovability ofjudges; constitutional legal status of a judge
B России становление принципа несменяемости судей как условия их независимости связано с принятием Судебных уставов 1864 года. Исследователи Уставов обращали внимание на то, что «не приняв идею установить предельный возраст, но, закрепив гарантию несменяемости для всех без исключения судей, не допустив ничем не мотивированных произвольных переводов судей и поставив их удаление в зависимость от решения общих собраний судов, а увольнений во всех остальных случаях - от приговора суда, составители судебных уставов, "поставили русских судей на недосягаемую для главнейших западных стран высоту"»1.
Такой «широкий» подход к вопросу несменяемости судей объективно не мог остаться неизменным в законодательстве российского государства. Отношение к рассматриваемому принципу на протяжении веков неоднократно менялось, зависело от государственного устройства, формы правления, политического режима, позиции глав государства2: от полного упразднения в 1917 г. в связи с утверждением советской власти до закрепления в 1992 г. на конституционном уровне. Тем не менее, по мнению А. С. Шибанова, несменяемости судей присущи универсальные черты, не зависящие от того, в какой стране и в какой конкретно-исторический период реализуется этот принцип3.
Несмотря на то, что вопрос о значении принципа несменяемости является настолько изученным, что каждое обращение к нему можно расценить
1 Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет. Пг.: Сенат. Тип.,1914. Т. 2. С. 412.
2 Шибанов А. С. Несменяемость судей в России, 1864-1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001; Макеева Ю. К. Конституционный принцип несменяемости судей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 19-49.
3 Там же. С. 154.
если не как повторение пройденного, то, во всяком случае, как попытку представить известное в новом облике, среди ученых до сих нет единого мнения по этому вопросу4. Так, оценка учеными и практиками нормативного закрепления принципа несменяемости судей неоднозначна: у данного принципа всегда были сторонники, отстаивающие его целесообразность, и противники, обосновывающие необходимость отказа от него как от фактора, негативно влияющего на функционирование судебной власти. В частности, С. А. Авакь-ян считает, что критерий несменяемости и иммунитета судей в условиях, когда отнюдь не в порядке исключения встречаются сегодня такие проявления судейского поведения, как высокомерие, черствость, циничное отношение как к закону, так и к гражданину, может играть роль, полярную той, которая предусматривалась5. Провозглашенный Конституцией РФ принцип несменяемости судей, - считает В. М. Добрынин, - не имеет в России подкрепления соответствующими механизмами ответственности, следствием чего является рост внутрикорпоративной солидарности судей и их кастовой замкнутости, в полный отрыв от общественных интересов и функции по утверждению правосудия6. По мнению же Е. В. Резникова, высокая степень замкнутости судейского сообщества, которая может доходить до изоляции от общества, является чертой амбивалентной и может оцениваться, в частности, как неизбежное следствие тех социальных функций, которые выполняются судом как
7
социальным институтом .
Отметим, что основным аргументом противников принципа несменяемости судей является отсутствие возможности исправления ошибки в случае назначения на должность судьи недостойного кандидата. Исключить возможность подобной ошибки, с одной стороны, возможно благодаря формированию судейских кадров, а с другой - выработке механизма прекращения судейских полномочий ввиду явной профессиональной непригодности судьи. По справедливому мнению Ю. К. Макеевой, необходимо совершенствовать именно это направление, не допуская ограничения конституционного принципа несменяемости судей. Принцип несменяемости судей должно рассматривать как гарантию их независимости от органов или лиц, их назначивших,
4 Корнакова С. В. К вопросу о принципе справедливости в российском праве // Вопросы правоведения. 2012. № 4 (16). С. 81.
5 Авакьян С. А. Судебная власть: некоторые мысли конституционалиста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2013. № 60. С. 97.
6 Добрынин Н. М. К вопросу о соотношении Конституции Российской Федерации и конституционализма: действительное и неизбежное // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 5.
7 Резников Е. В. К вопросу о профессиональной идентичности судьи // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3 (17). С. 238-241.
а значит, как условие, обеспечивающее возможность беспристрастного и справедливого рассмотрения дел8.
Отражение в Основном законе принципа несменяемости судей явилось результатом реализации положений Концепции судебной реформы 1991 г. В п. 4 постановления Верховного Суда РСФСР № 44 от 24 октября 1991 г. «О концепции судебной реформы в РСФСР» нашел закрепление результат анализа проблемы реформирования статуса судей и работников правоохранительных органов. Таковым стал вывод о необходимости введения для всех судей, за исключением мировых, их несменяемости. Для мировых судей предполагалось восстановление их выборности населением на пятилетний срок9.
Благодаря дополнению, внесенному в Конституцию РФ в 1992 г., принцип несменяемости судей приобрел конституционный статус. Согласно ст. 164, полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет10.
В настоящее время принцип несменяемости судей Российской Федерации нашел свое закрепление в ст. 121 Конституции Российской Федерации, а также в развивающем ее нормы федеральном законодательстве. Суть указанного принципа в самой Конституции не раскрывается, поскольку предполагается, что данный термин имеет устойчивое правовое восприятие.
Согласно предписаниям законодательства, судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Из этого следует, что принцип несменяемости судей, будучи одним из важнейших конституционных принципов, которыми определяется статус судей, означает, прежде всего, отсутствие возможности без согласия судьи, произвольно, изменить его статус во время установленного законом срока его полномочий. Судья без свободного волеизъявления не может быть ни переведен в другой суд, ни назначен на другую должность, при этом основания и процедура приостановления и прекращения полномочий судьи должны устанавливаться законом.
Следует отметить различие точек зрения ученых на совокупность элементов, составляющих содержание принципа несменяемости судей. Так, по мнению одних, содержание указанного принципа составляют: во-первых, от-
8 Макеева Ю. К. Принцип несменяемости судей в России: к истории вопроса // Российское го-сударствоведение. 2014. № 2. С. 63.
9 О концепции судебной реформы в РСФСР: постановление Верхов. Совета РСФСР от 24 окт. 1991 г.
10 Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации -России: закон Российской Федерации от 9 дек. 1992 г. № 4061-1.
сутствие возможности сменить судью в течение установленного законом срока его полномочий и, во-вторых, прекращение или приостановление предоставленных судье полномочий исключительно в порядке и по основаниям, предусмотренным законом11. Такой подход является наиболее распространенным, поскольку именно такое правовое восприятие предполагает ст. 121 Конституции РФ.
Другие ученые, кроме перечисленного, включают содержание принципа и порядок наделения полномочиями12. А. С. Шибанов, рассматривает данный принцип как систему, элементами которой являются не только соответствующий порядок назначения судей, но и оставление их за штатом, повы-
13
шение по должности, вознаграждение и привлечение к ответственности .
Представляется, что в вышеперечисленных подходах нарушено логическое правило соразмерности определения понятия, проявляющееся в ошибке либо слишком узкого, либо слишком широкого содержания14. Во-первых, на наш взгляд, необоснованно в содержание рассматриваемого принципа включены повышение по должности и вознаграждение судей, поскольку очевидно, что вознаграждение судей никоим образом не влияет на неизменность их статуса, а на случаи должностного повышения судьи распространяется правило о невозможности его направления (назначения) на другую работу (должность) без свободно выраженного на то согласия.
Во-вторых, такой элемент, как привлечение судей к ответственности, полностью поглощается законно установленным порядком досрочного прекращения полномочий судей, как одно из его оснований.
В свою очередь, по поводу такого выделяемого учеными элемента, как наделение полномочиями, Ю. К. Макеева верно указывает, что, конституционный принцип несменяемости судей начинает свое действие только после процедуры назначения судьи на должность, но не «до» и не «во время» таковой15. По мнению указанного автора, содержательно конституционный принцип несменяемости судей охватывает следующие ключевые элементы: 1) срок полномочий судьи; 2) отсутствие возможности перемещения судьи как «по горизонтали» так и «по вертикали» без его согласия; 3) особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи16.
11 Гуценко К. Ф. Несменяемость судьи // Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Норма, 2001. С.382.
12 Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристъ, 1998. С.165.
13 Шибанов А. С. Указ. соч. С. 158.
14 Корнакова С. В. Логика для юристов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. С. 25.
15 Макеева Ю. К. Указ. соч. С. 74.
16 Там же. С. 13.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации, конкретизирующее первый из перечисленных элементов конституционного принципа несменяемости судей, нельзя признать стабильным, несмотря на то, что этот принцип предполагает наделение судей полномочиями на неопределенный срок, исключающий процедуры переназначения и перевыборов.
Так, в отличие от всех других судей, для судей Конституционного Суда, согласно первоначальной редакции Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»17 (далее - ФКЗ о КС РФ), наделение полномочиями осуществлялось на 12 лет и они не могли быть назначены на второй срок, предельный возраст нахождения в должности определялся в 70 лет.
Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 8 февраля 2001 г.18 срок судейских полномочий увеличен на 3 года - с 12 до 15 лет, утратили силу положения о недопущении назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок и о предельном возрасте пребывания в должности. Однако в том же году, благодаря изменениям, внесенным Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ от 15 декабря 2001 г.19, для судей Конституционного Суда Российской Федерации вновь установлен 70-летний предельный возраст пребывания в должности. Через четыре года федеральным конституционным законом № 2-ФКЗ от 5 апреля 2005 г. в ст. 12 ФКЗ о КС РФ вновь вносятся изменения и в очередной раз она излагается в новой редакции, действующей и в настоящее время: «Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в
должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьде-
20
сят лет» .
Как констатирует в этой связи Н. В. Витрук, «подобного рода манипуляции законодателя со сроком полномочий действующих судей, назначенных Советом Федерации, были негативно восприняты общественностью и судейским сообществом как некорректные в правовом отношении»21.
17 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ.
18 О внесении изменений и дополнения Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федер. конституц. закон от 8 февр. 2001 № 1-ФКЗ.
19 О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституц. закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федер. конституционный закон от 15 дек. 2001 № 4-ФКЗ.
20 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федер. конституц. закон от 05.04.2005 № 2-ФКЗ.
21 Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 119-133.
Что касается иных судей федеральных судов, то, если первоначальная редакция Закона о статусе судей не содержала ограничения полномочий судей определенным сроком (ст. 11), то принципиальным коррективами, внесенными Законом РФ № 4791-1 от 14 апреля 1993 г.22 принцип несменяемости судей перестал быть абсолютным. Судьи самого масштабного звена судебной системы (районных (городских) народных судов, судьи военных судов), назначались на пятилетний срок и только по их прошествии - уже без ограничения срока их полномочий. Позднее Федеральным законом № 169-ФЗ от 15 декабря 2001 г.23 срок полномочий всех судей федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и действовавшего в этот период Верховного Арбитражного Суда РФ, был уменьшен с пяти до трех лет. То есть для судей, которые наделялись полномочиями впервые, после трех лет работы законом предусматривалось повторное прохождение процедуры назначения на должность.
Поскольку, согласно ст. 14 Закона о судебной системе, полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом, которым Закон о статусе судей не является, в 2005 году утратила силу ч. 3 ст. 11 этого закона, в части установления ограничений для впервые избранных судей федеральных судов срока их полномочий24.
Позднее Федеральным законом от № 157-ФЗ 17 июля 2009 г. «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"»25 была восстановлена изначальная редакция ст. 11 Закона о статусе судей.
Таким образом, необходимо отметить, что столь частое изменение законодательства в отношении срока полномочий судей федеральных судов не позволяет говорить о стабильности конституционного принципа несменяемости судей.
22 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: Закон РФ от 14 апр.1993 г. № 4791-1.
23 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 169-ФЗ.
24 О внесении изменений в закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. № 33-ФЗ.
25 О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 157-ФЗ.
В свою очередь, в ст. 2. Федерального закона «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 118-ФЗ26 «Гарантии статуса мировых судей» сказано: «На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами». В указанном законе конституционный принцип несменяемости судей не нашел отражения и не упоминается. Между тем следует признать, что прямое закрепление в Законе о мировых судьях принципа несменяемости судей было бы явным противоречием ст. 7 «Срок полномочий мирового судьи», по сути, повторяющей положения, закрепленные в п. 3. ст. 11 Закона о статуе судей. Согласно указанной норме, мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. Такое положение, по мнению В. И. Анишиной является существенным отступлением от конституционных принципов, поскольку в отношении статуса мирового судьи на практике фактически действует принцип сменяемости27.
По мнению О. А. Гореловой, законодательная регламентация порядка назначения и переизбрания мировых судей не вполне соответствует целому ряду международных и национальных принципов организации правосудия: 1) противоречит провозглашенному принципу несменяемости судей; 2) не согласуется с единством статуса судей; 3) является помехой реализации принципа беспристрастности рассмотрения дел; 4) является проявлением несправедливости по отношению к мировому судье, добросовестно исполняющему свои
обязанности. Кроме этого, не способствует притоку квалифицированных кад-
28
ров, поскольку снижает для них привлекательность мировой юстиции .
Как показывает анализ научных исследований, учеными неоднократно обосновывалась необходимость исключения из ст. 11 Закона о статусе судей такого аспекта, как периодичность назначения мировых судей на конкретный срок29, а в 2012 году депутатом Государственной Думы Т. К. Агузаровым на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был представлен законопроект, в котором предлагалось пункт 3 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» изложить в следующей
26 О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ.
27 Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. 2006. № 10. С. 9-14
28 Горелова О. А. Срок полномочий судьи в контексте обеспечения его независимости // Российский юридический журнал. 2016. № 4. С. 43-48.
29 Анишина В. И. Указ. соч. С. 9-14.
редакции: «Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается без указания срока. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет»30. Представляется, что закрепление в законе указанного положения в большей мере соответствовало бы принципу единства статуса и несменяемости судей Российской Федерации.
Таким образом, для российских судей 70-летний возраст является возрастом выхода в отставку (за исключением судей конституционных (уставных) судов - для них такой возраст устанавливается по усмотрению субъекта РФ). Изъятием из этого положения являются сроки полномочий председателей Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации, для которых предельный возраст не установлен. По поводу же соотношения сроков полномочий председателей судов и конституционного принципа несменяемости судей М. И. Клеандров обоснованно указывает, что установление в 2001 г. конкретного срока пребывания в должности председателя и заместителя председателя федерального суда само по себе на конституционном принципе несменяемости судей не отражается, поскольку конституционно-правовой статус судьи остается неизменным и в случае назначения его на руководящую должность, и в случае освобождения от нее. Перестав быть руководителем суда, председатель суда остается судьей, но без необходимых для выполнения функций руководителя судебного органа властно-организационных полномочий. Напротив, руководитель суда не может оставаться в этой должности, утратив статус судьи31.
Как справедливо отмечает Ю. К. Макеева, поскольку реализация конституционного принципа несменяемости судей предполагает гарантированный и конкретно определенный срок полномочий судьи без процедур перевыборов и переназначения, необходимо такой срок определить в законе, обеспечив таким механизмом, при котором срок полномочий не будет изменяться под воздействием изменяющихся взглядов законодателя32. В связи с этим, также в связи с обсуждением концепции возможной конституционной
30 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», статью 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: проект Федер. закона № 152464-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.10.2012).
31 Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты / отв. ред. М. М. Славин. М.: Норма, 2011. С. 134.
32 Макеева Ю. К. Указ. соч. С. 101.
реформы в Российской Федерации думается, что таким механизмом могло бы быть прямое отражение в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ срока полномочий судей: Судьи несменяемы. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, если иное не установлено законом.
Несменяемость судьи выступает одной из форм реализации положений ст. 14 Закона о судебной системе, предполагая возможность осуществления судейских полномочий в течение неопределенного периода времени до достижения максимально допустимого возраста. Тем не менее принцип несменяемости судей не ограничивается действием одних лишь возрастных критериев, такие критерии значительно шире. Несменяемость судей предполагает, кроме этого, что гражданин Российской Федерации, однажды назначенный (избранный) на должность судьи, осуществляет профессиональную деятельность до момента, указанного в законе, и не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. В этом проявляется второй элемент конституционного принципа несменяемости судей.
Данное положение находит свое нормативное оформление в ст. 15 Закона о судебной системе, где сказано, что судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, а также в ст. 12 Закона о статусе, закрепляющей положение, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.
По поводу третьего из выделяемых элементов конституционного принципа несменяемости судей - особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи - приведем суждение, высказанное еще два века назад председателем Московского окружного суда Н. В. Давыдовым, по мнению которого, «несменяемость не должна быть понимаема как личная привилегия судьи; она гарантирует ему лишь свободу судейской совести и независимость в разрешении согласно закону рассматриваемых дел. Во всем остальном, т. е. в частной жизни, а также в случаях нарушения судьей закона при отправлении им судебных обязанностей, несменяемость не гарантирует его от послед-
33
ствий его поступков» .
Справедливо в этом отношении и утверждение А. С. Шибанова, замечающего, что исторический опыт реализации принципа несменяемости судей предполагает, в числе прочих, и необходимость защиты общества от некомпетентных и несоответствующих по своим моральным качествам этому высокому званию судей34. Установленный законодательством строгий порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, с одной стороны, пред-
33 ДавыдовН. Уголовный суд в России. М.: Тип. Вильде «Грань», 1918. С. 26.
34 Шибанов А. С. Указ. соч. С. 20.
ставляет собой важный элемент системы сдержек и противовесов, поскольку не позволяет сторонним лицам, в том числе представляющим органы власти, произвольно влиять на срок полномочий судьи, а с другой стороны, является эффективной мерой превентивного характера, стимулирующей судью соблюдать установленные законом ограничения и запреты35
Таким образом, можно сделать вывод, что конституционный принцип несменяемости судей предполагает стабильное сохранение судьей своих полномочий, занимаемой должности, квалификационного класса и места работы на весь период его работы в судебных органах. Изменения такого положения возможны исключительно с его согласия или по основаниям, предусмотренным законом. Можно без преувеличения сказать, что общество должно быть заинтересовано в том, чтобы судьями были лица, не временно замещающие эту должность, а лица, профессионально осуществляющие судейскую деятельность на постоянной основе.
Основанная на несменяемости судей модель функционирования судейского корпуса служит средством обеспечения таких общих конституционных требований, как рассмотрение дела именно теми судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, правовой определенности и требования, закрепляющего право каждого на независимый и беспристрастный суд.
Несменяемость, как конституционный принцип, обеспечивающий статус судей, служит необходимым условием для осуществления правосудия на основе профессионализма, объективности, беспристрастности и справедливости, что, в свою очередь, непосредственно сказывается на социальной ценности суда и правосудия. Накопление профессионального судейского опыта является надлежащей гарантией конституционно значимого обеспечения прав человека и гражданина в судебной защите.
Библиографический список
1. Авакьян С. А. Судебная власть: некоторые мысли конституционалиста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2013. № 60.
2. Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. 2006. № 10.
3. Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10.
35 Дерхо Д. С. Статус судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4. Горелова О. А. Срок полномочий судьи в контексте обеспечения его независимости // Российский юридический журнал. 2016. № 4.
5. Гуценко К. Ф. Несменяемость судьи // Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Норма, 2001.
6. ДавыдовН. Уголовный суд в России. М.: Тип. Вильде «Грань», 1918.
7. Дерхо Д. С. Статус судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Добрынин Н. М. К вопросу о соотношении Конституции Российской Федерации и конституционализма: действительное и неизбежное // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3.
9. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты / отв. ред. М. М. Славин. М.: Нома, 2011.
10. Корнакова С. В. К вопросу о принципе справедливости в российском праве // Вопросы правоведения. 2012. № 4 (16).
11. Корнакова С. В. Логика для юристов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015.
12. Макеева Ю. К. Конституционный принцип несменяемости судей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.
13. Макеева Ю. К. Принцип несменяемости судей в России: к истории вопроса // Российское государствоведение. 2014. № 2.
14. Резников Е. В. К вопросу о профессиональной идентичности судьи // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3 (17).
15. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристъ, 1998.
16. Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет. Т. 2. Петроград: Сенат. Тип.,1914.
17. Шибанов А. С. Несменяемость судей в России. 1864-1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
Информация для цитирования
Щербакова И. А. Несменяемость как конституционный принцип, ^ обеспечивающий статус судей // Ex jure. 2018. № 3. C. 33-45. DOI: 10.17072/2619-0648-2018-3-33-45.
И
И
Shcherbakova I. A. Tenure as a Constitutional Principle, Providing the Status of Judges. Ex jure. 2018. № 3. Pp. 33-45. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2018-3-33-45.