Научная статья на тему 'Независимая оценка качества подготовки студентов технических вузов'

Независимая оценка качества подготовки студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПЕРАТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENT TRAINING / TECHNICAL UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / RAPID ASSESSMENT OF QUALITY / TECHNOLOGY AND METHODS FOR RAPID TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев А. В., Закиева Р. Р.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме оперативной оценки качества профессиональной подготовки студентов технических вузов. Цель статьи провести анализ эффективности метода экспресс-тестирования в образовательном процессе по сравнению с существующими аналогами. Методология. Исследование проводится путем экспресс-тестирования средством «службы коротких сообщений». Результаты. Разработаны и внедрены в образовательный процесс педагогически обоснованные технология и методика экспресс-тестирования на основе аппаратно-программного комплекса (свидетельство о государственной регистрации программы № 2011617140 от 13.09.11). Разработан конвертор для технологии экспресс-тестирования (свидетельство о государственной регистрации программы № 2014661151 от 24.10.14). Заключение. Авторы отмечают, что метод экспресс-тестирования в образовательном процессе более эффективен и результативен, чем существующие аналоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT EVALUATION OF QUALITY TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Introduction. The article presents a study on the issue of operational assessment of the quality of professional training of students of technical universities. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of the application of the method of rapid testing in the educational process, compared with existing analogues. Methodology. The study is based on the method of rapid testing tool “short message service”. Results. Pedagogically based technology and methods for rapid testing based on a hardware-software complex (certificate of state registration of program No. 2011617140 of September 13, 2011) were developed and introduced into the educational process. A converter has been developed for the express-testing technology (certificate of state registration of program No. 2014661151 of October 24, 2014). Conclusion. The author notes that the use of the method of rapid testing in the educational process is more efficient and effective compared to existing analogues.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества подготовки студентов технических вузов»

References

1. Denizoglu I. Lax Vox Voice Therapy Technique: Bridging the gap between theory and practice. Izmir, Turkey, 2017.

2. Ashrapova D. Razvivayushchie vorkshopy v sisteme vysshego obrazovaniya v SShA [Developing workshops in the US higher education system]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1(29), pp. 24-29. (In Russian).

3. Application of Lax Vox technique. Available at: http://laxvox.com/eng/application-of-laxvox-technique.html.

УДК/UDC 378 А. В. Леонтьев, Р. Р. Закиева

A. Leontyev, R. Zakieva

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

INDEPENDENT EVALUATION OF QUALITY TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Введение. В статье представлено исследование по проблеме оперативной оценки качества профессиональной подготовки студентов технических вузов. Цель статьи — провести анализ эффективности метода экспресс-тестирования в образовательном процессе по сравнению с существующими аналогами.

Методология. Исследование проводится путем экспресс-тестирования средством «службы коротких сообщений».

Результаты. Разработаны и внедрены в образовательный процесс педагогически обоснованные технология и методика экспресс-тестирования на основе аппаратно-программного комплекса (свидетельство о государственной регистрации программы № 2011617140 от 13.09.11). Разработан конвертор для технологии экспресс-тестирования (свидетельство о государственной регистрации программы № 2014661151 от 2410.14).

Заключение. Авторы отмечают, что метод экспресс-тестирования в образовательном процессе более эффективен и результативен, чем существующие аналоги.

Introduction. The article presents a study on the issue of operational assessment of the quality of professional training of students of technical universities. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of the application of the method of rapid testing in the educational process, compared with existing analogues.

Methodology. The study is based on the method of rapid testing tool "short message service".

Results. Pedagogically based technology and methods for rapid testing based on a hardwaresoftware complex (certificate of state registration of program No. 2011617140 of September 13, 2011) were developed and introduced into the educational process. A converter has been developed for the express-testing technology (certificate of state registration of program No. 2014661151 of October 24, 2014).

Conclusion. The author notes that the use of the method of rapid testing in the educational process is more efficient and effective compared to existing analogues.

Ключевые слова: оценка качества подготовки студентов, технический вуз, научно-методическое обеспечение, оперативная оценка качества, технология и методика экспресс-тестирования.

Keywords: assessment of the quality of student training, technical university, scientific and methodological support, rapid assessment of quality, technology and methods for rapid testing.

Введение

Теоретическая проблема, на решение которой направлен полученный научный результат, — недостаточное научно-методическое обеспечение оперативной оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Прикладная задача, на решение которой направлен полученный научный результат: увеличить качество усвоения учебного материала посредством обратной связи между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом.

Цель статьи — провести анализ эффективности метода экспресс-тестирования в образовательном процессе и сравнить с существующими аналогами.

Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективной, соответствовать истинному уровню успеваемости обучающихся, не зависеть от межличностных отношений преподавателя и студента. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков; а также управлять последовательностью умственных и практических действий, вносит по необходимости в деятельность преподавателя и студента коррективы и служит средством совершенствования и повышения эффективности процесса обучения [11].

В настоящее время в связи с развитием методов компьютерного обучения и автоматизации процедур оценки полученных знаний и навыков быстро развивается область автоматизированного контроля знаний обучающихся, реализуемая, как правило, на основе разработки новых компьютерных тестов.

В качестве средств оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом тестирования мы использовали: специальные устройства для контроля знаний, демонстрационные средства в виде графических изображений на экране компьютера, стандартные бумажные бланки и «службу коротких сообщений».

Существуют различные подходы к оценке качества профессиональной подготовки студентов [2; 12]. Например, в отечественной научной литературе можно выделить метод проверки знаний обучающихся по итогу их опроса непосредственно с использованием демонстрационных инструментов (Патент РФ № 2060559). В роли демонстрационного инструмента может использоваться, например, специальное устройства для контроля знаний. Помимо того что необходимы средства для приобретения данного оборудования, следует отметить его низкую производительность. Моментальное тестирование большого числа обучающихся с помощью таких средств не является возможным [4].

Известным способом также является оценка знаний студентов по результатам их опроса, включающим демонстрационные средства в формате видеоизображений на экране компьютера (патент РФ № 2110846). Однако текущий метод проверки знаний может реализовываться только на одном компьютере [5].

Из зарубежных источников наиболее близким по функциональному значению является метод на основе «стандартных бумажных бланков» (патент № 136215). Тестируемые помечают свои ответы на стандартных бумажных бланках. Правильные ответы считываются оптическим методом, например видео- или веб-камерой. Недостаток описанного метода заключается в том, что всем студентам предъявляется одинаковый набор вопросов, затруднена процедура занесения графических меток, осложнен моментальный опрос большой аудитории, не является возможным в автоматическом режиме накапливать данные, формировать и сохранять отчеты, а также компоновать статистические показатели [9].

Относительно действующих аналогов предложенный нами метод экспресс-тестирования обладает значительными преимуществами за счет моментальной обратной связи (что не применимо, например, для Moodle), автоматизированного подсчета результатов доступности, разнородных вопросов, обладающих большим числом вариантов ответов. Вдобавок метод экспресс-тестирования имеет возможность накапливать данные, формировать отчеты, сохранять и обрабатывать статистические показатели (что не применимо, например, для SunRav WEB Class, Google Forms, Quizlet, Kahoot) [16]. Данный метод мы относим к независимой оценке качества подготовки студентов, так как процесс проверки знаний проходит в автоматизированном режиме с индивидуальной или групповой обработкой результатов, обеспечивающей систематический контроль и объективное оценивание качества подготовки студентов в течение всего обучения с использованием индивидуальных мобильных устройств связи.

Методология

Методика экспресс-тестирования средством «службы коротких сообщений» состоит из следующих последовательных алгоритмов:

— преподаватель выводитт на экран список вопросов (вопросы меняются каждое занятие);

— студенты отвечают на те вопросы, цифры которых совпали в его номере телефона с комбинацией, которую задает преподаватель. Комбинацию цифр от теста к тесту преподаватель меняет

(на рисунке 1, как пример, показаны закодированные цифры — 6, 8 и 10, то есть студенту следует ответить на вопросы «9», «4» и «9». Программа работает так, что при попадании одинаковых вопросов, студент отвечает на следующий за ним вопрос, в данном случае на нулевой).

Подсчет по методу Монте-Карло показал, что вероятность попадания одинаковых вопросов будет равной 0,00195;

— обучающиеся отправляют SMS (Bluetooth, WhatsApp и т. д.) сообщение в виде цифр с ответами на номер, который укажет преподаватель (в данном примере, студент должен отправить сообщение с верными ответами — «231»);

— преподаватель на экран выводит результаты экспресс-тестирования (рис. 2);

— программа автоматически производит накопление данных, формирование отчетов и статистических показателей [15].

Рис. 1. Фронт-панель методики реализации технологии проведения экспресс-тестирования средством службы коротких сообщений

Длительность всего процесса проверки знаний зависит от количества вопросов в тесте [3; 8]. Сам процесс проверки ответов студентов занимает несколько секунд, где программа обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы.

Рис. 2. Фронт-панель «Результаты экспресс-тестирования студентов»

В данной работе объектом исследования является тестирование в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Аппаратно-программный комплекс метода экспресс-тестирования показан на рисунке 3.

сгоралIhXMIH П1ЛПи Т^рЛСПГ, дп ВРОТНЖШИ JI UKUIUUII

ЛИНЧИ Ш1ДИ ГЦГИЩ*

Рис. 3. Аппаратно-программный комплекс

Ученые в области психологии и педагогики утверждают, что студентам именно технических вузов присуще формирование невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, владение логическим и формальным мышлением, сочетание синтетического и аналитического сознания, более высокоразвитые пространственные понимания и технологичность [13; 14]. У обучающихся обнаружен высокий уровень сосредоточенности зрительной памяти, переключения внимания, высокая точность и скорость протекания мыслительных трансакций [6]. Вдобавок у студентов технических вузов ученые отмечают усиление интровертности личности в процессе обучения, высокую мотивацию познания, стремление к независимости, но отсутствие стремления к доминированию, ответственность, сознательность, низкий уровень эмоциональности при общении с однокурсниками, а также критическое отношение к окружающему [1; 7]. Экспресс-тестирование отражает эти качества. Специфика обучения студентов технических вузов заключается еще и в содержании обучения, то есть в перечне технических дисциплин, эффективность освоения которых удобно проверить с помощью тестов [10].

Результаты

Опытно-экспериментальная работа по апробации в образовательном процессе института электроэнергетики и электроники ФГБОУ «КГЭУ» проводилась с января 2012 по август 2018 г В педагогическом эксперименте приняли участие 150 студентов, обучающихся на 3-м курсе.

В ходе эксперимента были выявлены возможности повышения качества профессиональной подготовки средствами педагогического экспресс-тестирования. В рамках проведенного исследования с целью автоматизации процесса педагогического тестирования была разработана база педагогических тестов разного уровня сложности, позволяющая фиксировать и обрабатывать результаты учебно-познавательной деятельности студентов на различных этапах усвоения дисциплины.

Оценочные показатели студентов в течение учебного семестра явно изменялись. Полученные результаты представлены в табличной форме ниже.

Баллы Образовательные модули

Компьютерный вариант тестирования Бланковый вариант тестирования Экспресс-тестирование

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Промежуточное тестирование

Средний балл за группу по модулям 3,3 3,3 3,4 3,8 3,2 3,3 3,5 3,6 3,7 3,6 3,9 3,9

Среднее за 4 модуля 3,45 3,40 3,77

Итоговое тестирование

Средний балл за группу по модулям 3,7 3,8 3,9 3,9 3,4 3,4 3,5 3,8 4,0 4,2 4,3 4,5

Среднее за 4 модуля 3,82 3,52 4,25

Из таблицы видно, что средний балл, характеризующий успеваемость студентов методом экспресс-тестирования, вырос.

Планируемый эффект от практического применения результата заключается в дальнейшем росте показателей качества образовательного процесса, который можно оценить разными показателями, например при помощи успеваемости студентов.

Заключение

Таким образом, оперативная оценка качества профессиональной подготовки студентов посредством метода экспресс-тестирования обеспечена методом «служба коротких сообщений». А также между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом совершенствуется качество усвоения учебного материала, что выявлено путем обратной связи, и, соответственно, среднегодовая посещаемость учебных занятий студентами на 18 %. Скорость обратной связи, которая оценивалась временными показателями получения ответа от студентов, увеличилась в среднем на 80 %. Время проверки результатов тестирования студентов сократилось до нескольких секунд.

Эффективность образовательного процесса определяется как совокупность взаимосвязанных между собой структурно-управленческих и содержательно-технологических норм и принципов, определяющих успешность достижения образовательных целей. В нашем исследовании для эффективного проведения экспресс-тестирования были выявлены и выделены в соответствии с классификацией Н. Д. Никандрова организационно-педагогические условия, необходимые для проведения экспресс-тестирования.

К структурно-управленческим организационно-педагогическим условиям относятся: обеспечение положительной мотивации у студентов к применению экспресс-тестирования в образовательном процессе вуза; готовность преподавателя к применению экспресс-тестирования на своих занятиях.

К содержательно-технологическим организационно-педагогическим условиям относятся: разработка регламента экспресс-тестирования на основе «службы коротких сообщений»; наличие банка тестовых заданий по дисциплине.

Подведя итоги, можно утверждать, что применение метода экспресс-тестирования в образовательном процессе является более эффективным и результативным, по сравнению с существующими аналогами.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2000. 624 с.

2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М., 2002. 240 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

4. Бекшаев И. А., Дьячкова Т. В. К вопросу об использовании рейтинговой системы контроля знаний студентов в учебном процессе в педагогических вузах России: история, современное состояние и перспективы // Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 26-35.

5. Белякова Е. В. Разработка образовательных программ высшего образования при условии внедрения профессионального стандарта // Приоритеты педагогики и современного образования : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2018. С. 47-52.

6. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

7. Грибанова О. В. Разработка и использование антинаркотических задач в практике педагогической работы [Электронный ресурс] // Грани познания. 2013. № 1 (21). С. 55-57. URL: http://gnani.vspu.nu/junnal/26.

8. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., 2001. 296 с.

9. Мишина О. С., Иванов Р. Г., Дьячкова Т. В. К вопросу об реализации основных методических принципов преподавания биологии в школе при проведение проектной деятельности по выращиванию растений in vitno // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 150-152.

10. Печерская С. Ю., Гафарова С. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в выборе профиля обучения. Кемерово, 2017. Вып. 3. 40 с.

11. Руднева Е. Л., Кочергин Д. Г. Независимая оценка качества образования и анализ ее результатов (на примере системы СПО Кемеровской области) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 34-48.

12. Рыжиков С. Н. Формирование концепции отрицательного синергизма [Электронный ресурс] // Журнал философских исследований. 2017. Т. 3, № 4. С. 105-121. URL: https://naukanu.nu/nu/nauka/anticle/19783/view.

13. Седов М. С., Соколов Н. Е., Соколова Е. В. Исследование влияние формы проведения педагогического теста на объективность оценки // Гуманитарные науки. Педагогика. 2015. № 4 (36). С. 269-279.

14. Чернов В. В. Теория и практика современного социального управления // Закон и право. 2003. № 10. С. 22.

15. Modenn appnoaches to innovative pnoject management in entnepneneunship education: a neview of methods and applications in education / E. M. Akhmetshin, P. Yu. Romanov, R. R. Zakieva et al. // Jounnal of Entnepneneunship Education. 2019. Vol. 22. № S 1. P. 355.

16. The Significance of Studying Legal Pnotection of Rights on Innovative Cneations: The Case of Entnepneneunship Education / R. R. Zakieva, V. V. Kolmakov, A. V. Pavlyuk et al. // Jounnal of Entnepneneunship Education. 2019. Vol. 22. № 3. P. 1-11.

References

1. Abnamova G. S. Voznastnaya psihologiya [Age-nelated psychology]. Moscow, 2000, 624 p. (In Russian).

2. Avanesov V. S. Kompoziciya testovyh zadanij [Composition of test items]. Moscow, 2002, 240 p. (In Russian).

3. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, 1989, 192 p. (In Russian).

4. Bekshaev I. A., Diachkova T. V. K vopnosu ob ispol'zovanii neytingovoy sistemy kontnolya znaniy studentov v uchebnom pnotsesse v pedagogicheskikh vuzakh Rossii: istoniya, sovnemennoye sostoyaniye i penspektivy [On the Issue of Using a Rating System fon Contnolling Students' Knowledge in the Educational Pnocess in Pedagogical Univensities of Russia: Histony, Cunnent State and Pnospects]. Humanitarian sciences, 2019, no. 1, pp. 26-35 (In Russian).

5. Belyakova Ye. V. Raznabotka obnazovatel'nykh pnognamm vysshego obnazovaniya pni uslovii vnedneniya pnofessional'nogo standanta [Development of educational pnognams of highen education subject to the implementation of a pnofessional standand]. Collection of articles of the II International scientific-practical conference "Priorities of pedagogy and modern education". Penza, 2018, pp. 47-52. (In Russian).

6. Vygotsky L. S. Psihologiya nazvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2005, 1136 p. (In Russian).

7. Gnibanova O. V. Raznabotka i ispol'zovaniye antinankoticheskikh zadach v pnaktike pedagogicheskoy naboty [Development and use of anti-nancotic tasks in the expenience of pedagogic wonk]. Facets of Knowledge, 2013, no. 1 (21), pp. 55-57. Available at: http://gnani.vspu.nu/junnal/26. (In Russian).

8. Majonov A. N. Teoniya i pnaktika sozdaniya testov dlya sistemy obnazovaniya (Kak vybinat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlya celej obnazovaniya) [Theory and pnactice of cneating tests fon the education system (how to choose, cneate and use tests fon education punposes)]. Moscow, 2001, 296 p. (In Russian).

9. Mishina O. S., Ivanov R. G., Dyachkova T.V. K vopnosu ob nealizatsii osnovnykh metodicheskikh pnintsipov pnepodavaniya biologii v shkole pni pnovedeniye pnoyektnoy deyatel'nosti po vynashchivaniyu nasteniy in vitno [To the question of the implementation of the basic methodological pninciples of teaching biology at school when conducting pnoject activities fon gnowing plants in vitno]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 62-3, pp. 150-152. (In Russian).

10. Pechenskaya S. Yu., Gafanova S. V. Psikhologo-pedagogicheskoye sopnovozhdeniye podnostkov v vybone pnofilya obucheniya [Psychological and pedagogical support of adolescents in choosing a pnofile of tnaining]. Kemenovo, 2017, iss. 3, 40 p. (In Russian).

11. Rudneva E. L., Kochengin D. G. Nezavisimaya ocenka kachestva obnazovaniya i analiz ee nezul'tatov (na pnimene sistemy SPO Kemenovskoj oblasti) [The independent evaluation of education's quality and the analysis of its nesults (the instance of Kemenovo negion' pnofessional education system)]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 34-48. (In Russian).

12. Ryzhikov S. N. Fonminovaniye kontseptsii otnitsatel'nogo sinengizma [Fonmation of the concept of negative synengy]. Journal of Philosophical Research, 2017, vol. 3, no. 4, pp. 105-121. Available at: https://naukanu.nu/nu/nauka/anticle/19783/ view. (In Russian).

13. Sedov M. S., Sokolov N. E., Sokolova E. V. Issledovanie vliyanie fonmy pnovedeniya pedagogicheskogo testa na obektivnost' ocenki [Reseanch of the influence of pedagogical test fonmat on assessment objectivity]. Humanities. Pedagogy, 2015, no. 4 (36), pp. 269-279. (In Russian).

14. Chennov V.V. Teoniya i pnaktika sovnemennogo sotsial'nogo upnavleniya [Theony and pnactice of modenn social management]. Law and Legislation, 2003, no. 10, pp. 22. (In Russian).

15. Akhmetshin E. M., Romanov P. Yu., Zakieva R. R., Zhminko A. E., Aleshko R. A., Makanov A. L. Modenn appnoaches to innovative pnoject management in entnepneneunship education: a neview of methods and applications in education. Journal of Entrepreneurship Education, 2019, vol. 22, no. S 1, pp. 355.

16. Zakieva R. R., Kolmakov V. V., Pavlyuk A. V., Ling V. V., Medovnikova D. V., Azieva R. H. The Significance of Studying Legal Pnotection of Rights on Innovative Cneations: The Case of Entnepneneunship Education. Journal of Entrepreneurship Education, 2019, vol. 22, no. 3, pp. 1-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.