Научная статья на тему 'Независимая экспертная оценка иноязычной речевой компетенции студентов педагогического вуза'

Независимая экспертная оценка иноязычной речевой компетенции студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
качественное образование / высшее образование / независимая оценка / французский язык / иноязычная речевая компетенция / Международный центр педагогических исследований / quality education / higher education / independent assessment / French language / foreign language competence / International Center for Pedagogical Research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ирина Федоровна

В статье рассматривается участие высших учебных заведений Российской Федерации в совместной международной программе по оценке качества обучения французскому языку как иностранному учащихся общеобразовательных учреждений и студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent expert assessment of foreign language competence of pedagogical university students

The article examines the participation of Russian higher educational institutions in a joint international program to assess the quality of teaching French as a foreign language to students of general education institutions and university students.

Текст научной работы на тему «Независимая экспертная оценка иноязычной речевой компетенции студентов педагогического вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Ирина Сергеева 001 10.37492/ЕТМ0.2024.73.2.011

Независимая экспертная оценка иноязычной речевой компетенции студентов педагогического вуза

В статье рассматривается участие высших учебных заведений Российской Федерации в совместной международной программе по оценке качества обучения французскому языку как иностранному учащихся общеобразовательных учреждений и студентов вузов.

Ключевые слова: качественное образование; высшее образование; независимая оценка; французский язык; иноязычная речевая компетенция; Международный центр педагогических исследований.

В 2000 г. ООН разработала цели развития тысячелетия. Цели устойчивого развития имеют глобальный характер и универсальную применимость, учитывают различные национальные условия и возможности. Новая расширенная Глобальная повестка дня в области образования на период до 2030 года:

• охватывает все ступени образования от обучения детей младшего возраста до образования и подготовки молодежи и взрослых;

• делает упор на приобретении навыков, необходимых для работы;

• подчеркивает важность образования в духе глобальной гражданственности в плюралистичном и взаимозависимом мире;

• уделяет особое внимание инклюзивное™, равноправию и тендерному равенству;

Сергеева

Ирина Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских языков, соруко-водитель кафедры ЮНЕСКО «Титульные языки в межкультурном образовательном пространстве», директор французского ресурсного центра ФГБ0УВ0 «Ульяновский государ<твенный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (Ульяновск), sergeevaif@mail.ru БРШ-код: 6061-1960

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

• нацелена на обеспечение качественных результатов обучения для всех на протяжении всей жизни [1].

Цель кафедры ЮНЕСКО «Титульные языки в межкультурном образовательном пространстве» Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова - содействовать развитию инновационных научно-исследовательских и образовательных программ международного, национального и регионального уровня в соответствии с положениями кафедральной программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО в сфере культурного и языкового многообразия. Одной из исследовательских задач кафедры является проведение педагогического мониторинга качества обучения французскому языку как иностранному учащихся общеобразовательных школ г. Ульяновска и студентов УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Для реализации данной задачи еще в 2010 году на базе кафедры французского языка факультета иностранных языков был создан французский ре-сурсныйЦентр ФГБОУВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова».

С 2011 г. французский ресурсный центр ФГБОУВПО УлГПУ сотрудничает с Международным центром педагогических исследований (France Education International, г. Севр, Франция) [1]. Данный центр предоставляет экзаменационным центрам во всем мире всю необходимую информацию, проводит обучение экзаменаторов -корректоров. Сертификацией DELF-DALF занимается национальная комиссия DELF и DALF, находящаяся также в Международном центре педагогических исследований.

Направления международного сотрудничества: прием международных экзаменов DELF / DALF по французскому языку, организация пробного тестирования уровня владения французским языком учащихся общеобразовательных школ и студентов вуза.

RI (О

i 3>

ae m

С 2011 г. более 200 кандидатов получили дипломы о | Министерства образования Франции. Для успешной | « сдачи международных экзаменов во французском ре-| сурсном центре УлГПУ с 2018 г. дважды в год проводится пробное тестирование уровня владения французским языком учащимися общеобразовательных учреждений | ^ Ульяновска и студентами вуза. Международный центр ^ | педагогических исследований три раза в год присылает ё | календарь сессий (рис. 1).

a s

ANÇAlSl ГЧГ I Г

DALF '~es ®Preuves d'entraînement

Calendrier des sessions

Llna (ois la convention signée, le centre reçoit un calendrier des sessions vierge qu'il complète oc renvoie à France Éducation International (3 par an).

-...--- м" 1

M И •мММ IW1 ■МММ [■•Лайз л « HrtJltl

Рис. 1. Календарь сессий

Основанием для организации пробного тестирования является ежегодное заключение соглашения с Международным центром педагогических исследований. На платформе GAEL Международного центра педагогических исследований размещаются материалы для организации пробного тестирования. France Education International выступает как независимый эксперт оценки иноязычной речевой компетенции обучающихся (рис. 2).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

FRANCE • OU САНОМ

DALF -es ®Preuves d'entraînement

Après la session

I FES s'occupe de 1

1 la correction I

1 U FRANCE

Is I ÉDUCATION

Рис. 2. Схема деятельности международного центра после проведения пробного тестирования

После получения листов ответов (рис. 3) французские эксперты проводят оценивание речевой компетенции испытуемых и в течение десяти дней отправляют результаты.

На рис. 4. представлен пример оценки результатов тестирования БЕЬГ SJ А1. Максимальное количество баллов - 50. Подобная оценка позволяет выявить уровень развития речевой компетенции кандидатов для сдачи БЕЬР 8^ТР, повысить уровень мотивации в изучении французского языка, и, конечно, для вуза очень важно иметь показатели независимой оценки качества изучаемого предмета.

География организации пробного тестирования французского языка в мире достаточно разнообразна (рис. 5). 132 центра из 56 стран организуют сессии, в которых с 2017 г. по 2021 г. приняли участие 9 361 кандидатов. Больше всего участников представлено

■л

• tiUMiQUf

Р DELF

DALF -es ®Preuves d'entraînement

Feuilles de réponses

Рис. 3. Листы ответов участников пробного тестирования

Résultats dis candidats

Code ГЛ1 icHr'nt { ''>!!:[)- :"ic! :' : f'v He (/2S) Compréhension огя!е </»> Total {/50)

SJA1PT01&W 20.5 20 40.5

SJA1PT010482 17.0 23 -10.0

SJA1PTD1(MS3 22.5 23 45.5

SJA1PTG104S4 9.5 5 Ш

5JÀ1РТ01СИ85 9.5 3 19.5

SJAlPrOlOiSG as 10 15.5

SJAirT010187 8.5 т 15.5

Рис. 4. Результаты пробного тестирования уровня владения французским языком

в Северной и Южной Америке (3 651). В сессиях France Education International с января 2017 г. по апрель 2021 г. 380 человек приняли участие из г. Ульяновска, благодаря чему Россия в 2021 г. заняла третье место по количеству участников после Канады и Мексики.

В 2021 г. Международный центр педагогических исследований представил анализ участия УлГПУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

DALF -es épreuves d'entraînement

Les chiffres

Classement par pays

FRANCE

MEXIQUE

CANADA

2 1

1 rinfliitjri

j m undiUu

"<h<ffrn с. («nr*« ÎOR e ««il

IE Ш

MAROC

5

Рис. 5. Рейтинг стран - участников пробного тестирования французского языка

им. И.Н. Ульянова в организации сессий пробного тестирования уровня владения французским языком. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова назван наиболее активным центром проведения тестирования в РФ. Пробное тестирование проходило в период с 01.07.2021 по 30.06.2022 в 42 центрах 25 стран мира, в сессиях приняло участие 2257 кандидатов. В Российской Федерации наиболее активными центрами проведения тестирования являются: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Благовещенский государственный университет, Альянс Франсез Новосибирска. В УлГПУ было организовано восемь сессий тестирования, в которых принимали участие 96 кандидатов. Только в нашем вузе отмечено увеличение количества желающих участвовать в тестировании. УлГПУ им. И.Н. Ульянова занял первое место в проведении

пробного тестирования французского языка в РФ (рис. 6).

В 2021 г. France Education International выразила благодарность членам кафедры ЮНЕСКО за организацию пробного тестирования уровней владения французским языком учащихся и студентов в г. Ульяновске.

Рис. 6. Количество участников тестирования в ФРЦ УлГПУ с 2017 по 2021 г.

В России всего 11 из 46 центров по приему международных экзаменов занимаются организацией пробного тестирования уровней владения французским языком (рис. 7).

В декабре 2023 г. Международный центр педагогических исследований выбрал наш центр приема международных экзаменов в качестве пилотного проекта для

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

FHANCt

ЙГ гч СI С ™ТТ

DALF ®Preuves d'entraînement Russie -11 centres actifs dans le dispositif

■■ - . "S

СуЯЯ.

riS1' «HM Ï3

m

Щ

sa

mrf»

F

unLVii'irtt pfJiietiq^^Ébi BLijtivsthrrhiirnb Umvrrïitt peif j£ugic|hc d1 ËU1

d'tallaMjnb Ai ЛГ1 ■ 1НП{ЛН 'MaiHV4 ' vt IblvmlM d'Éui Л* M^H'ùl'JiLilpi AFtlan» [ilИигтп IftiWItft lrBI1t»ll VoHDL

UflJV*ni<4 df Ht du Hcjuhjn UnlvinïlT.dl'Etit d'AMrabhvn UnrwnumrÊtjrt :> Ftartj|onl UnlW-HilU îhKHJpJ- Hq< -

[nmiLnil Kanl uttlvf^jlédrEtjl fl'oudmcurtl»

Рис. 7. География наиболее активных центров тестирования в РФ

оценки самого высокого уровня владения французским языком БАи С1.

Подобная технология организации тестирования позволяет Международному центру педагогических исследований апробировать разработанные тестовые задания на различных группах испытуемых, проводить измерение полученных результатов, разрабатывать новые тесты для оценки рецептивных видов речевой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для центров по приему экзаменов подобная форма проверки речевой компетенции учащихся и студентов позволяет систематически получать информацию о качестве преподаваемого предмета, устанавливать рейтинг обучаемых и, конечно, выявлять кандидатов для сдачи международных экзаменов БЕГЛ7 /БАи по французскому языку.

Литература:

1. Повестка дня в области устойчивого развития // ООН. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 27.01.2024).

2. France Education international. URL: https://www.france-education-international. fr/ (accessed: 29.01.2024).

Irina Sergeeva,

PhD, Associate Professor of the Department of Romance-Germanic Languages, Co-Head of the UNESCO Chair "Titular languages in the intercultural educational space"; Director of the French Resource Center, Ulyanov State Pedagogical University (Ulyanovsk), sergeevaif@mail. ru

Independent expert assessment of foreign language competence of pedagogical university students

The article examines the participation of Russian higher educational institutions in a joint international program to assess the quality of teaching French as a foreign language to students of general education institutions and university students.

Keywords: quality education, higher education, independent assessment, French language, foreign language competence. International Center for Pedagogical Research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.