Принципы отбора цифровых инструментов для формирования иноязычных навыков обучающихся
Метелькова Лилия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент; кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» E-mail: [email protected]
Гордеева Наталья Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент; кафедра романо-германской филологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Иванова Светлана Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, доцент; кафедра романо-германской филологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Цифровые инструменты в современном мире оказывают огромное влияние на развитие всех сфер жизни общества, включая систему образования. Сегодня с их помощью строится учебный процесс нового формата и, несмотря на многочисленные споры и противоречия, цифровые технологии продолжают завоевывать место в преподавания все большего количества дисциплин, которые до недавнего времени ограничивались узким кругом классно-урочной системы. Цель исследования -определить основные принципы отбора цифровых инструментов в обучении французскому языку с точки зрения готовности будущих учителей иностранного языка к их использованию в учебном процессе. Результаты исследования: в статье рассмотрены основные принципы отбора цифровых инструментов, выделены цифровые инструменты, направленные на формирование навыков устной и письменной речи на французском языке, а также инструменты педагогического самообразования и саморазвития преподавателя французского языка.
Ключевые слова: дидактические принципы, цифровые инструменты, профессиональная подготовка, будущие учители иностранных языков.
о с
U
со см о см
Введение. За последние несколько лет иноязычные образовательные платформы, подка-сты, интерактивные задания и игры стали одними из самых популярных приемов и средств построения учебного процесса. Исследования в области педагогики и преподавания отдельных дисциплин позволяют утверждать, что результативность процесса обучения и достижение дидактических целей тесно связано с соблюдением общих и специальных педагогических принципов. В научно-педагогическом опыте существует множество таких принципов: целенаправленность, научность, доступность, систематичность и т.д.
Методы исследования. В качестве метода исследования использовался педагогический эксперимент как способ сбора информации, позволяющий определить готовность будущих учителей иностранного языка к использованию цифровых инструментов в будущей профессиональной деятельности.
Новизна и оригинальность исследования заключается в том, что впервые рассматривается феномен владения цифровыми инструментами как профессиональное качество преподавателя иностранного языка. Определено, что чем больше преподаватель использует в своей работе цифровые технологии, тем тщательнее он их подбирает для решения конкретных учебных задач, и тем более его отбор основывается на дидактические принципы.
Анализ большого количества определений, описанных в психолого-педагогических и методических источниках, позволяет дать следующее определение принципам обучения в педагогике: это такие тезисы, которые определяют ход учебного процесса в соответствии с целями развития, воспитания, образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Они отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге, помогают творчески организовать учебный процесс.
Разработка педагогических принципов имеет свою историю в педагогической работе и связана с трудами Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ского и других исследователей. В работах ученых-педагогов можно найти полное обобщение теоретических подходов к анализу содержания дидактических принципов, их классификации и описание специфики их проявления в системе образования. Дидактические принципы - это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам.
В.А. Ситаров объединяет педагогические принципы в 4 группы [2]:
- методологические (философские) принципы, в которых высвечиваются методы развития образования;
- научные принципы, затрагивающие содержание образования и сам его процесс (принцип научности, систематичности и др.);
- психологические принципы (учитываются как и индивидуальные особенности, так и групповые);
- собственно дидактические принципы (доступности, наглядности, индивидуализации и др.). Системный подход должен быть основой для
разработки дидактических принципов в области применения цифровых инструментов. Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; оно помогает исследователям ориентироваться в данной области [6].
При выборе цифровых инструментов в обучении французскому языку необходимо руководствоваться как общедидактическими принципами (адекватности, научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности усвоения знаний обучающихся, безопасности), так и специальными принципами (распределенности учебного материала, его интерактивности, мультимедийного представления учебной информации).
Говоря о принципах отбора онлайн инструментов, мы в первую очередь должны учитывать их соответствие ФГОС основного общего образования, так как студенты должны иметь представление о своей бедующей профессиональной деятельности, и все, что они изучают в высшей школе, должно быть использовано ими в работе в качестве учителя.
В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно способствовать:
1) ознакомлению обучающихся с культурным наследием стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами.
2) осознании тесной связи между знанием иностранных языков и личностным, социальным и профессиональным ростом.
3) формированию коммуникативной иноязычной компетенции во всех видах деятельности (говорении, аудировании, чтении и письма), необходимой для успешной социализации и самореализации.
4) Обогащению активного и потенциального словарных запасов, развитию у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Предметные результаты изучения предметной
области «Иностранные языки» должны отражать [1]:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям других культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
3) расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
4) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
5) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
В рамках нашего исследования мы сосредоточились на цифровых инструментах (таб. 1), предназначенных для использования в процессе обучения французскому языку как иностранному [4], [5], [7].
Следует отметить, что распространение онлайн образовательных ресурсов осуществляется централизованно во многих странах (например, во Франции и Канаде). Однако многие ресурсы создаются в рамках региональных или местных проектов и недоступны для широкого круга пользователей.
сз о со "О
Таблица 1. Характеристика цифровых инструментов для использования в учебном процессе
№ Название инструмента и описание Ключевые слова Уровень Подробная информация Пользование
1 Enseigner le français avec TV5MONDE > fiches pédagogiques: сайт для преподавателей французского иностранного языка франкоязычного телеканала Аудирование, чтение, устное высказывание, сочинение, педагогические пособия, новости, песня, межкультурный, видео Д1-С2 Многочисленные и разнообразные ресурсы В аудитории; в самообразовании
Ш А
—I О
сз т; о m О от
З
ы о со
Продолжение
№ Название инструмента и описание Ключевые слова Уровень Подробная информация Пользование
2 RFI Savoirs: раздел по обогащению знаний на сайте Radio France International (RFI) Аудирование, чтение, устное высказывание, сочинение, новости А2-В2 Le journal en français facile, ежедневная передача с транскрипцией В аудитории
3 Francolab: сайт ресурсов TV5 Квебек Канада Аудирование, чтение, устное высказывание, сочинение, межкультурный, видео А1-В2 Аудиовизуальные и образовательные материалы, канадские социокультурные аспекты В аудитории, в самообразовании; в дополнении к очным занятиям
4 Franc-parler> ressources pédagogiques: сайт преподавателей французского языка, предложенный Международной федерацией преподавателей французского языка (FIPF) и Международной организацией франкоязычных стран (OIF) Аудирование, новости, международный, Франкофония; дидактика А1 Франкофония, подлинные документы В аудитории
5 NumériFOS: база данных по темам: бизнес, право, гостеприимство и питание, мода и дизайн, международные отношения, здравоохранение, наука и техника, туризм Специальные предложения, учебные карточки, аудирование, чтение А1-В2 Полные и связанные с профессиональным контекстом карточки с подлинными ресурсами В аудитории, в дополнении к очным занятиям
6 Ciep.fr > DELF et DALF: полный обзор различных типов DELF и DALF (pro, junior, School...) DELF; DALF; аудирование, чтение, письмо, говорение А1-В2 Полный сайт с описанием экзамена, документы для корректора и примеры тем с аудио ресурсами В аудитории, в дополнении к очным занятиям
7 IFProfs: социальная сеть образования на французском языке, предложенная Французским институтом Учебные пособия; профессиональная социальная сеть; обмен; дидактика А1-В2 Многочисленные и подлинные документы В аудитории / требуется учетная записи; еще не во всех странах доступен
8 Le plaisir d'apprendre > ressources pédagogiques: сайт ресурсов для преподавателей французского иностранного языка КАВИЛАМ- Альянс Франсез Аудирование, чтение, устное высказывание, сочинение, новости, межкультурный, песни, короткометражные фильмы, учебные пособия А1-В2 Разнообразный справочник образовательных ресурсов В аудитории
9 Bonjour de France > fiches pédagogiques: бесплатный образовательный кибермагазин, содержащий разнообразные ресурсы для преподавателей французского языка Аудирование, чтение, межкультурный, грамматика, лексика, учебные карточки А1-В2 Карточки и видео, упорядоченные по уровням В аудитории
10 Les Z'Experts FLE: сайт, который объединяет мероприятия, классифицированные по темам и уровню бесплатно, а также дебаты и обмены вокруг FLE и практики класса Аудирование, чтение, устное высказывание, сочинение, грамматика учебные пособия, подготовка кадров под ключ, обмен А1-В2 Регулярное обновление сайта; бесплатные и платные ресурсы В аудитории, в дополнении к очным занятиям
11 actuFLE: новостные видеоролики по темам, присутствующим на DELF B1 и B2 Аудирование, онлайн-деятельность; обзор; DELF А1-В2 Полные упражнения странскрипцией, коррекцией и полезным лексиконом; хороший сайт для подготовки к DELF В аудитории, в самообразовании
12 Le détecteur de fautes: сайт Центра разработки учебных материалов колледжа (CCDM), чтобы обучить студентов выявлять ошибки: структуры, орфографии или грамматики и классифицировать их Онлайн-деятельность; грамматика; синтаксис А2-С1 Очень приятная эргономика; мотивирующая концепция мини-игры; хорошая тренировка межкоррекции и умный способ сомневаться в собственных ошибках В аудитории, в самообразовании; в дополнении к очным занятиям
Окончание
№ Название инструмента и описание Ключевые слова Уровень Подробная информация Пользование
13 Podcast français facile: упражнения с диалогами, лексикой, грамматикой, спряжением Аудирование, грамматика, диалоги, учебные карточки А1-В2 Практические диалоги, которые можно использовать с А1; адаптированные учебные карточки В аудитории
14 Phonetique.free.fr: сайт, содержащий множество фонетических упражнений для различения звуков гласных, полугласных и согласных Аудирование, фонетика; онлайн упражнения А1-В2 Различные виды упражнений В аудитории, в самообразовании; в дополнении к очным занятиям
15 T'enseignes-tu? > fiches: коллективный сайт, организованный группой экспертов по французскому иностранному языку Учебные карточки; межкультурный А1-В2 Предлагаемые карточки разнообразны и полны В аудитории
16 Insuf-fle: личный сайт JeanMichel Ducrot для преподавателей французского иностранного языка Аудирование, чтение, учебные карточки А1-В2 Направления деятельности и оригиналы документов В аудитории
17 Divercities > Et en plus je chante en français: устройство для открытия франкоязычных песен, предложенное Французским институтом Учебные карточки; приложение; культура; песни; iOS; Android А1-В2 Позволяет узнать для себя франкоязычных художников В самообразовании; в дополнении к очным занятиям
Таблица 2. Характеристика цифровых инструментов для самообразования преподавателей
№ Название инструмента и описание Ключевые слова Уровень Подробная информация Пользование
1 Le français dans le monde > enseignants: сайт журнала преподавателей французского иностранного языка Досье, методы занятий; обучение; мониториро-вание, учителя B2-C1 Мысли о классовых приемах; идеи новых и творческих классовых практик. Статьи разнообразны и многочисленны. Для преподавателя
2 Centre collégial de développement de matériel didactique (CCDMD) > exercices interactifs: сайт центра по производству компьютерных ресурсов и печатных материалов, предназначенных для преподавательского состава и учащихся всей сети колледжей Квебека Грамматика; онлайн-деятельность; FLM B2-C1 Мероприятия по улучшению синтаксиса, пунктуации и структуры В самообразовании; в дополнении к очным занятиям
3 Thot Cursus: сайт, посвященный обучению и использованию цифровых инструментов и ресурсов для франкоязычного образования и культуры во всех областях Записи; статьи; педагогический мониторинг; обучение; учителя; цифровые; методы занятий B2-C1 Статьи по обучению и использованию цифровых ресурсов и инструментов; полный и интуитивно понятный сайт Для преподавателя
4 Initiative francophone pour la formation à distance des maîtres (IFADEM): система образования для поддержки национальной политики модернизации систем образования в франкоязычных стран FLS; обучение; преподаватели B2-C1 Сайт, посвященный начальному образованию; платформа Moodle; большое разнообразие франкоязычных стран Для преподавателя
5 Le Point du FLE: широкий каталог сайтов вокруг FLE для практики, упорядоченных по категориям Портал; онлайн упражнения; грамматика; лексика B2-C1 Возможность поиска упражнений на основе тем, пройденных в аудитории Для преподавателя
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Необходимо отметить, что качество использования данных цифровых инструментов во многом зависит от готовности преподавателей к их использованию [3]. Несмотря на наличие большого количества программ повышения квалификации по проблемам цифровизации учебного процесса, большое количество преподавателей достигают
высокого уровня сформированности у них умений и навыков использования цифровых инструментов в учебном процессе через самостоятельное их освоение. В таблице представлены цифровые материалы, содержание которых предназначено для преподавателей и должно способствовать его применению ими в своей педагогической
о с
U со
деятельности. Данные инструменты были детально рассмотрены студентами экспериментальной группы в ходе нашего практического исследования (таб. 2).
В нашем эксперименте, которое проводилось традиционно в три этапа в течение 2021-2022 учебного года, были задействованы две группы 4 курса факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, изучающие французский язык как второй иностранный с примерно одинаковым уровнем лингвистической и методической подготовки.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы студенты экспериментальной группы ознакомились с цифровыми инструментами, представленными в таблицах 1 и 2. На занятиях по методике обучения французскому языку ими были рассмотрены дидактические принципы отбора учебного материала и соответствующих целям и содержанию занятий средства обучения, включая цифровые инструменты. При планировании уроков студенты включили цифровые инструменты в разные этапы: объяснение нового материала, тренировку, домашнюю работу и контроль освоения пройденной темы. Для лучшего усвоения студенты использовали цифровые инструменты во фрагментах уроков, которые проигрывались на практических занятиях по методике обучения французскому языку. Одновременно цифровые технологии были использованы преподавателями на занятиях по теоретическим и практическим курсам французского языка. Это стало наглядным примером внедрения цифровых технологий и инструментов в учебный процесс, в котором присутствовали студенты как экспериментальной, так и контрольной групп.
Опираясь на результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, организованного частично во время педагогической практики студентов, можно сделать следующие выводы: уровень владения цифровыми технологиями в преподавании французского языка в экспериментальной группе повысился.
В процентном соотношении число студентов с высоким показателем знаний увеличился с 21% до 29% в экспериментальной группе. Кроме того, также увеличился показатель студентов со средним уровнем готовности к использованию цифровых технологий в профессионально-педагогической деятельности - с 36% до 57%. Уменьшилось количество студентов с низким уровнем: с 43% до 14%.
В контрольной группе также произошло изменение показателей в лучшую сторону, однако не такое значительное: показатель студентов с низким уровнем знаний возможностей цифровых технологий и умений их использовать в учебном процессе остался прежним 23%. При этом произошел резкий скачок количества студентов со средним уровнем знаний - с 34% до 57%).
Результаты исследования. Таким образом, в ходе исследования были рассмотрены основные
принципы отбора цифровых инструментов и выделены цифровые инструменты, направленные на формирование навыков устной и письменной речи на французском языке, а также инструменты педагогического самообразования и саморазвития преподавателя французского языка. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что студенты экспериментальной группы достигли больших успехов в использовании цифровых инструментов, чем студенты контрольной группы. Как мы и предполагали, использование цифровых инструментов в учебном процессе, выбранных в соответствии с дидактическими принцами их отбора, позволило повысить уровень готовности студентов к их использованию в профессионально-педагогической деятельности.
Литература
1. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 // Российская газета. - 2013. - № 27 (6003). - URL: https://rg.ru/2013/02/08/uchebni-ki-dok.html (дата обращения: 16.06.2021).
2. Ситаров В.А. Обучение // Новая Российская энциклопедия в 12 томах. Том XII (1). -М., Изд-во «Энциклопедия», 2013.- С. 230-231.
3. Общение в интернет-пространстве: профессиональный аспект, проблемы и особенности реализации / Е. Хрисанова, Ж.И. Айтугано-ва, М.К. Казаков [и др] // Журнал позитивной школьной психологии. - 2022. - Vol. 6. - No 2. -P. 4883-4889. - EDN BYZFRE.
4. Новое издание CLOM/MOOC de FLE > Альянс Франсез Париж Иль-де-Франс // FLE.fr: сайт. -2016. - URL: https://www.fle.fr/Web-social-et-ap-prentissage-des-langues-4812 (дата обращения: 16.06.2021).
5. Цифровое и школьное обучение: контрастный ландшафт // Labo Société Numérique: сайт. - URL: https://labo.societenumerique.gouv. fr /2020/10/22/numerique-and-school-learning-a-contrasting-landscape/ (дата обращения: 16.06.2021).
6. Онлайн-ресурсы для языкового образования в период пандемической изоляции / Т.Ю. Гурьянова, Е.Н. Иванова, Л.А. Метелькова [и др.] // 9th International Conference on Education & Education of Social Sciences: Abstracts & Proceedings E-publication, Istanbul, 17-18 января 2022 года. - Стамбул: Международная организация Центр академических исследований, 2022. - P. 79-82. - DOI 10.51508/int-cess.202213. - EDN FLHTYP.
7. Шмолл, Л. Использование игр в обучении иностранным языкам: от традиционных к цифро-
вым / Л. Шмолл. Шмолл // Игровая наука. -2016. - № 5. - URL: https://journals.openedition. org/sdj/628 (дата обращения: 16.06.2021).
PRINCIPLES FOR THE SELECTION OF DIGITAL TOOLS FOR THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE SKILLS OF STUDENTS
Melelkova L.A., Gordeeva N.G., Ivanova S.V.
National Research Moscow State University of Civil Engineering, Chuvash State Pedagogical University I. Ya. Yakovlev
Digital tools in the modern world have a huge impact on the development of all spheres of society, including the education system. Today, by their means, a new format of the educational process appears. Despite numerous disputes and contradictions, digital technologies continue to gain a place in the teaching of an increasing number of disciplines, which, until recently, was limited to a narrow circle of the class-based system of education. The purpose of the article is to determine basic principles for selecting digital tools in teaching French language in terms of the readiness of future teachers of foreign language to use them in the educational process. Results of research: the article discusses the basic principles of selection of digital tools. The digital tools aimed at formation of oral and written speech skills in French language are highlighted, as well as the tools of pedagogical self-education and self-development of the teacher of French language.
Keywords: didactic principles, digital tools, professional training, future teachers of foreign languages.
References
1. On Approval of the Federal Lists of Textbooks Recommended (Approved) for Use In the Educational Process In Educational Institutions Implementing Educational Programmes of General Education and Having State Accreditation: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 19.12.2012 No. 1067 II Rossiyskaya Gazeta. - 2013. - № 27 (6003). - URL: https:IIrg.ruI2013I02I08Iuchebniki-dok.html (circulation date: 16.06.2021).
2. SItarov V.A. Education II New Russian Encyclopedia In 12 vols. Vol. XII (1). -M., Encyclopedia Publisher, 2013. - Pp. 230-231.
3. Communication in Internet space: professional aspect, problems and Implementation features I E. Khrisanova, J.I. Aytugan-ova, M.K. Kazakov [et al.] II Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. - P. 4883-4889. - EDN BYZFRE.
4. Nouvelle édition du CLOMIMOOC de FLE > Alliance Française Paris Ile de France II FLE.fr: le site. - 2016. - URL: https:IIwww. fle.frIWeb-social-et-apprentissage-des-langues-4812 (дата обращения: 16.06.2021).
5. Numérique et apprentissages scolaires: un paysage contrasté II Labo Société Numérique: le site. - URL: https:IIlabo.societ-enumerique.gouv.fr I2020I10I22Inumerique-et-apprentissages-scolaires-un-paysage-contrasteI (дата обращения: 16.06.2021).
6. Online resources for language education during pandemic lock-down I T. Yu. Guryanova, E.N. Ivanova, L.A. Metelkova [et al.] II 9th International Conference on Education & Education of Social Sciences: Abstracts & Proceedings E-publication, Istanbul, 17-18 января 2022 года. - Istanbul: International Organization Center of Academic Research, 2022. - P. 79-82. - DOI 10.51508Iintcess.202213. - EDN FLHTYP.
7. Schmoll, L. L'emploi des jeux dans l'enseignement des langues étrangères: Du traditionnel au numérique I L. Schmoll II Sciences du jeu. - 2016. - № 5. - URL: https:IIjournals.openedition. orgIsdjI628 (дата обращения: 16.06.2021).