Научная статья на тему 'НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ДОЛЖЕН ЛИ ВУЗ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ?'

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ДОЛЖЕН ЛИ ВУЗ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ВОСПИТАНИЕ / АНТИКРИЗИСНАЯ КОМАНДА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самутичева Екатерина Юрьевна

Несмотря на широкое освещение темы контрацепции в медицинских организациях и СМИ, вопрос о профилактике искусственного прерывания беременности среди студентов по-прежнему остаётся актуальным. В связи с тем, что обучение в вузе является для студентов следующим этапом социализации после окончания ими среднего общего и/или среднего профессионального образования, в этот период они могут определяться с выбором не только профессии, но и супруга или супруги. Наступление незапланированной беременности в результате развития их личных отношений с противоположным полом способно внести коррективы в намеченные ими планы. В связи с этим в силу различных причин у студентов, столкнувшихся с данной ситуацией, может возникнуть желание прервать беременность. Вместе с тем искусственное прерывание беременности способно неблагоприятно отразиться на их репродуктивном здоровье. Кроме того, данное медицинское вмешательство до настоящего времени подвергается критике с морально-этической точки зрения. Целью исследования явилось изучение мнения студентов о необходимости осуществления мер поддержки со стороны вузов в связи с наступлением беременности в период обучения. Результаты анкетирования показали, что студенты нуждаются в указанных мерах. Так, по мнению 91,2% из 650 респондентов, студентке, забеременевшей в период обучения, либо студенту, являющемуся отцом будущего ребёнка, требуется поддержка вуза. На основе опроса автором сделаны выводы о необходимости совершенствования политики вуза в сфере профилактики искусственного прерывания беременности среди студентов и даны рекомендации по созданию антикризисной команды, способной организовать помощь студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в случае наступления незапланированной беременности. Кроме того, в статье впервые, с учётом результатов опроса, предложены различные способы взаимодействия вуза с некоммерческими организациями, оказывающими поддержку нуждающимся беременным женщинам и/или матерям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самутичева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNPLANNED STUDENT PREGNANCY: SHOULD THE UNIVERSITY BE THERE FOR ITS STUDENTS?

The issue of discouraging students from having an induced termination of pregnancy is still relevant. Studying at university is a socialization stage, coming after finishing school or college. In this period students may not only choose their future profession, but also their partner. Their relationship with the opposite sex may result in the unplanned pregnancy that can affect the student’s plans. In this case, owing to various reasons, the student is likely to seek a termination of the pregnancy. However, this medical intervention could result in negative reproductive health outcomes. Moreover, until now it has been carrying moral stigma. The present paper aims to research students’ opinions concerning support measures, provided to students by their universities in case of the pregnancy during their study. The results of the survey through the Google Forms have revealed the students’ need for these measures. Thus, 91,2% of 650 respondents stated that the university support is vital for both the pregnant girl and the future father. On the basis of the received answers the author suggests changing the policy of the universities by increasing their role in discouraging students from the termination decision and provide recommendations for the creation of the anti-crisis team, offering the support to the students in difficult life situations including cases of the unplanned pregnancy. In addition, the author deriving the conclusions from polling the students is the first to have suggested the various means of interaction between the university and other non-profit organizations that can provide assistance to pregnant women or mothers in need.

Текст научной работы на тему «НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ДОЛЖЕН ЛИ ВУЗ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ?»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Незапланированная беременность в студенческой среде: должен ли вуз оставаться в стороне?

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-111-124

Самутичева Екатерина Юрьевна - канд. юр. наук, ассистент кафедры медицинского права Института социальных наук, ORCID: 0000-0001-7105-3271, [email protected] ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, 8, стр. 2

Аннотация. Несмотря на широкое освещение темы контрацепции в медицинских организациях и СМИ, вопрос о профилактике искусственного прерывания беременности среди студентов по-прежнему остаётся актуальным. В связи с тем, что обучение в вузе является для студентов следующим этапом социализации после окончания ими среднего общего и/или среднего профессионального образования, в этот период они могут определяться с выбором не только профессии, но и супруга или супруги. Наступление незапланированной беременности в результате развития их личных отношений с противоположным полом способно внести коррективы в намеченные ими планы. В связи с этим в силу различных причин у студентов, столкнувшихся с данной ситуацией, может возникнуть желание прервать беременность. Вместе с тем искусственное прерывание беременности способно неблагоприятно отразиться на их репродуктивном здоровье. Кроме того, данное медицинское вмешательство до настоящего времени подвергается критике с морально-этической точки зрения. Целью исследования явилось изучение мнения студентов о необходимости осуществления мер поддержки со стороны вузов в связи с наступлением беременности в период обучения. Результаты анкетирования показали, что студенты нуждаются в указанных мерах. Так, по мнению 91,2% из 650 респондентов, студентке, забеременевшей в период обучения, либо студенту, являющемуся отцом будущего ребёнка, требуется поддержка вуза. На основе опроса автором сделаны выводы о необходимости совершенствования политики вуза в сфере профилактики искусственного прерывания беременности среди студентов и даны рекомендации по созданию антикризисной команды, способной организовать помощь студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в случае наступления незапланированной беременности. Кроме того, в статье впервые, с учётом результатов опроса, предложены различные способы взаимодействия вуза с некоммерческими организациями, оказывающими поддержку нуждающимся беременным женщинам и/или матерям.

Ключевые слова.: вуз, воспитание, антикризисная команда, некоммерческие организации, профилактика, искусственное прерывание беременности, студенты

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Самутичева Е.Ю., 2023.

И]

Для цитирования: Самутичева Е.Ю. Незапланированная беременность в студенческой среде: должен ли вуз оставаться в стороне? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 111-124. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-111-124

Unplanned Student Pregnancy: Should the University Be There for Its Students?

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-111-124

Ekaterina Yu. Samuticheva - Cand. Sci. (Law), Assistant Professor of the Department of Medical Law ofthe Institute ofSocial Sciences, ORCID: 0000-0001-7105-3271, [email protected] I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Healthcare ofthe Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia Address: 8, bld. 2, Trubetskaya str., Moscow, 119991, Russian Federation

Abstract. The issue of discouraging students from having an induced termination of pregnancy is still relevant. Studying at university is a socialization stage, coming after finishing school or college. In this period students may not only choose their future profession, but also their partner. Their relationship with the opposite sex may result in the unplanned pregnancy that can affect the student's plans. In this case, owing to various reasons, the student is likely to seek a termination of the pregnancy. However, this medical intervention could result in negative reproductive health outcomes. Moreover, until now it has been carrying moral stigma. The present paper aims to research students' opinions concerning support measures, provided to students by their universities in case of the pregnancy during their study. The results of the survey through the Google Forms have revealed the students' need for these measures. Thus, 91,2% of 650 respondents stated that the university support is vital for both the pregnant girl and the future father. On the basis of the received answers the author suggests changing the policy of the universities by increasing their role in discouraging students from the termination decision and provide recommendations for the creation of the anti-crisis team, offering the support to the students in difficult life situations including cases of the unplanned pregnancy. In addition, the author deriving the conclusions from polling the students is the first to have suggested the various means of interaction between the university and other non-profit organizations that can provide assistance to pregnant women or mothers in need.

Keywords: university, nurture, anti-crisis team, non-profit organizations, prevention, termination of pregnancy, students

Cite as: Samuticheva E.Yu. (2023). Unplanned Student Pregnancy: Should the University Be There for Its Students? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 2, pp. 111-124, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-111-124 (In Russ., abstract in Eng.)

Введение значимость роли образовательных учреж-

О важности участия вузов в жизни обще- дений в сфере охраны здоровья обучаю-

ства и необходимости их взаимодействия с щихся, в том числе в связи с наличием у них

иными организациями в рамках реализации низкого уровня развития установок в сфере

«третьей миссии» неоднократно упоми- сексуальных отношений [3]. Задумываясь

налось в научной литературе [1; 2]. В част- о жизненных ценностях, студенты в силу

ности, исследователями обосновывалась достигнутого ими возраста могут беспоко-

иться не только о карьере, но и о выборе будущего супруга или супруги. Но, несмотря на развитие личных отношений с противоположным полом, создание семьи в период обучения не для всех студентов становится первостепенной задачей в связи с материальными трудностями, желанием сначала получить высшее образование или другими причинами. Возникновение в таких условиях незапланированной беременности может привести к проблеме репродуктивного выбора: сохранять или прерывать беременность. Так, например, социологический опрос, проведённый в 2018 г. среди студентов РУДН, выявил, что две трети студентов допускают искусственное прерывание беременности в целях реализации намеченных планов [4]. В связи с этим по-прежнему актуальным остаётся вопрос профилактики искусственного прерывания беременности среди студентов.

Следует отметить, что проблема искусственного прерывания беременности в научной литературе исследована глубоко и с различных сторон. По-прежнему остаётся дискуссионным вопрос о допустимости признания права женщины на проведение данного медицинского вмешательства. Сторонники консервативного подхода (pro-life) отстаивают позицию, согласно которой эмбрион в утробе беременной женщины с биологической точки зрения является человеком, жизнь которого начинается с зачатия, поэтому искусственное прерывание беременности противоречит нормам морали и религиозным канонам [5; 6]. Приверженцы либерального подхода (pro-choice), напротив, выдвигают разнообразные аргументы в защиту возможности прерывания беременности. Они считают, что женщина имеет право распоряжаться собственным телом и аборт на ранних стадиях не считается лишением жизни человека, поскольку эмбрион им не является [7]. Кроме того, по их мнению, ограничения, устанавливаемые государством, и особенно криминализация абортов, нарушают право женщины на частную жизнь (right

to privacy) [8] и на физическую неприкосновенность в связи с наличием обязанности вынашивать ребёнка (right to bodily integrity) [9]. В литературе также можно встретить упоминание о существовании компромиссного подхода к рассматриваемой проблеме, который предполагает допустимость проведения искусственного прерывания беременности с учётом нормативно установленных правил (например, при определении в законодательстве срока беременности, до которого данное вмешательство возможно; при наступлении беременности в результате изнасилования или в случае, если беременность несёт угрозу жизни матери) [10]. По мнению автора, достижение баланса, который удовлетворял бы в полной мере сторонников крайних точек зрения, невозможно. Вместе с тем, законодатели разных государств предпринимают попытки его найти [11].

В связи с тем, что в России проведение медицинского вмешательства по искусственному прерыванию беременности допускается законодательством (ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), и, по данным Всемирной организации здравоохранения на 2019 г., наша страна находится на третьем месте по числу абортов на 1000 живорождённых, значение работ учёных, изучающих роль профилактики абортов в улучшении демографической ситуации в государстве, трудно переоценить [12]. В свою очередь, в медицинской науке описывается негативное влияние искусственного прерывания беременности на репродуктивное здоровье женщины [13-15]. Этому же факту уделено внимание в современной Концепции государственной семейной политики на период до 2025 г., утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р (далее - Концепция государственной семейной политики). В связи с этим в ней предлагается совершенствовать профилактические мероприятия по сохранению репродуктивного здоровья молодёжи.

В качестве общих мер профилактики искусственного прерывания беременности исследователи выделяют контрацепцию [16], а также «культурно-нравственное воспитание населения, проведение специальной работы с беременными женщинами, направленной на сохранение беременности» [17]. В Концепции государственной семейной политики также подчёркивается важность укрепления семейных ценностей в обществе. При этом Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённая Указом Президента России от 9 октября 2007 г. № 1351, в качестве одного из решений задачи по возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений определяет проведение комплекса мер по дальнейшему сокращению количества вмешательств по преждевременному прерыванию беременности.

Воспитание семейных ценностей может осуществляться различными субъектами. В Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённых Распоряжением Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, подчёркивается важность воспитательной роли семьи, общества и государства. Образование как социальный институт невозможно представить только как обучающий процесс без элементов воспитания, что подтверждается ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Необходимость воспитания студентов в вузе также поддерживается многими исследователями [18-20]. Автор работы полагает, что воспитательная деятельность в образовательной организации способствует, в частности, развитию чувства ответственности за принятие собственных решений, что является немаловажным, когда возникает ситуация репродуктивного выбора.

Несмотря на то, что отношение студентов к проблеме искусственного прерывания беременности неоднократно исследовалось [21-23], отечественными учёными при про-

ведении опроса не ставилось в качестве основной цели изучение мнения студентов о необходимости организации различных видов деятельности со стороны вуза в сфере профилактики искусственного прерывания беременности, в том числе о его взаимодействии с иными некоммерческими организациями. В изученных зарубежных трудах проводился анализ отношения студентов медицинских факультетов к искусственному прерыванию беременности и степени их профессиональной готовности осуществлять данный вид медицинского вмешательства в целях усовершенствования существующих учебных программ [24-26]. Авторами, которые изучали мнение будущих социальных работников, консультирующих беременных женщин, ставился акцент не на необходимости профилактики искусственного прерывания беременности, а на воспитании уважения к выбору женщины прервать беременность как реализации своего права и недопустимости склонения её к противоположной точке зрения, в том числе если она связана с определёнными жизненными взглядами и религиозными мотивами [27].

Таким образом, в связи с недостаточной разработанностью предложенной темы, потребовалось проанализировать, в какой степени вуз, осуществляя воспитательную функцию и имея различные ресурсы, способен реализовать «третью миссию» в целях сокращения медицинских вмешательств по искусственному прерыванию беременности среди студентов.

Материалы и методы

В ходе исследования, проведённого автором в 2022 г., были изучены представленные в рамках Единой межведомственной информационно-статистической системы данные о медицинских вмешательствах по искусственному прерыванию беременности за 20042021 гг., в которые «включены все случаи прерывания беременности до 2011 г. в течение 27 полных недель (27 недель 6 дней), с 2012 г. в течение 22 недель (21 неделя 6 дней), как про-

Таблица 1

Основные причины искусственного прерывания беременности*

Table 1

Basic reasons for termination of pregnancy*

Основные причины искусственного прерывания беременности Количество опрошенных(%)

Давление со стороны партнёра / родственников / сокурсников / друзей 51,2

Финансовые трудности 84,2

Желание получить высшее образование до создания семьи 61,1

Бытовые трудности (малая жилая площадь, проживание в общежитии и пр.) 65,1

Страх расставания с любимым человеком 13,8

Неготовность обременять себя новыми обязанностями по воспитанию ребёнка 71,4

Желание построить карьеру до создания семьи 62,5

" По данным опроса, проведённого в рамках исследования автора. " According to survey in the author's research framework.

ведённые в лечебно-профилактической организации, так и начатые или начавшиеся вне лечебной организации, по поводу которых женщина поступила в стационар»1.

Кроме того, в целях получения эмпирических данных посредством использования сервиса Google Forms проводилось онлайн-анкетирование, в котором приняли участие 650 студентов вузов Москвы, Ивановской и Самарской областей, а именно ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России (36,1%), Сеченовский Университет (31,5%), МГУ им. М.В. Ломоносова (18,2 %), Самарский университет (14,2 %).

Результаты исследования

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2021 г. проводилось 517737 медицинских вмешательств по искусственному прерыванию беременности. В целом с 2004 г. наблюдается тенденция к сокращению их числа. Как отмечается в Концепции государственной семейной политики, «во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Рос-

1 Число прерываний беременности. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31595# (дата обращения: 12.12.2022).

сийской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности». Вместе с тем, их количество по-прежнему остаётся высоким.

Наибольшее количество медицинских вмешательств по искусственному прерыванию беременности проводилось женщинами от 18 до 44 лет (например, 542025 - в 2020 г., 505899 - в 2021 г.). В данный возрастной диапазон входят в том числе студенты вузов. Хотя следует согласиться с теми учёными, которые считают, что существовавшее ранее разбиение по пятилетним возрастным группам имело бы большее аналитическое значение [28]. Так, официальная статистика Росстата за 2008-2012 гг. показала, что максимальное число прерываний беременности встречалось среди женщин от 25 до 29 лет, при этом с 2008 по 2011 гг. на втором месте стояла группа с возрастным диапазоном в пределах 20-24 лет, который соответствует возрасту студента вуза, и на третьем - группа в возрасте от 30 до 34 лет, а впоследствии в 2012 г. последние две группы поменялись местами с разницей в возрастном коэффициенте абортов на 1000 женщин в 0,1% [29].

Результаты проведённого авторами анкетирования показывают, что подавляющее большинство студентов (84,2%) считает, что финансовые трудности являются основной

Таблица 2

Оценка студентами возможных мер профилактики искусственного прерывания беременности*

Table 2

Students' estimation of possible precautionary measures for termination of pregnancy*

Меры профилактики искусственного прерывания беременности Количество опрошенных(%)

Проведение образовательных семинаров, научных кружков и т. п. 23,1

Оказание материальной поддержки со стороны государства 74,5

Оказание профессиональной психологической помощи 62,8

Поддержка родственников/ровесников 69,5

Согласие отца будущего ребёнка вступить в брак 27,4

Гибкая форма организации учебного процесса в случае наличия ребёнка до 1,5 лет 63,4

Консультации врачей акушеров-гинекологов, в том числе о возможных осложнениях 44,3

Оказание материальной помощи со стороны образовательной организации 53,1

Предоставление вузом отдельной комнаты в общежитии 45,7

" По данным опроса, проведённого в рамках исследования автора. " According to survey in the author's research framework.

причиной искусственного прерывания беременности. Среди других значимых причин проведения указанного медицинского вмешательства респонденты отметили неготовность обременять себя новыми обязанностями по воспитанию ребёнка, бытовые трудности, желание построить карьеру либо получить высшее образование до создания семьи.

Несмотря на то, что страх расставания с любимым человеком в качестве причины искусственного прерывания беременности указало только 13,8% студентов, исходя из таблицы 2 следует, что 27,4% респондентов считают, что согласие отца ребёнка вступить в брак является мерой профилактики данного вида медицинского вмешательства. Таким образом, поддержка партнёра и принятие им сложившейся ситуации, по мнению некоторых студентов, имеет решающее значение для беременной женщины при осуществлении репродуктивного выбора.

Отвечая на вопрос об иных мерах профилактики искусственного прерывания беременности, респонденты отметили важность различных аспектов. Среди них подавляющее большинство студентов (74,5%) выделило оказание материальной поддержки со стороны государства. Следует отметить, что в анкете два раза упоминалось оказание вузом материальной помощи: в первом случае - в

качестве возможного ответа среди иных предложенных мер профилактики искусственного прерывания беременности, во втором - в качестве отдельного вопроса, на который требовалось получить утвердительный или отрицательный ответ о необходимости данного способа поддержки. Вызывает интерес тот факт, что, по мнению студентов, оказание материальной помощи со стороны вуза уступает по значимости таким способам профилактики искусственного прерывания беременности, как поддержка родственников/ровесников и гибкая форма организации учебного процесса в случае наличия ребёнка до 1,5 лет, но превалирует над такими мерами, как предоставление вузом отдельной комнаты в общежитии и проведение предварительных консультаций врачами акушерами-гинекологами, в том числе о возможных осложнениях указанного медицинского вмешательства (Табл. 2).

Отвечая на отдельный вопрос, касающийся возможности возникновения потребности у студентки, забеременевшей в период обучения, либо у студента, являющегося отцом будущего ребёнка, в какой-либо поддержке со стороны вуза, подавляющее большинство студентов ответили утвердительно (91,2%). Уточняющие вопросы выявили, что студенты в такой ситуации могут нуждаться в психологической и материальной помощи.

Таблица 3

Позиция студентов в отношении взаимодействия вуза и НКО*

Table 3

Students' Opinion on the University and Non-profit Organizations Interaction*

Формы взаимодействия вуза и НКО Количество опрошенных, %

Приглашение представителей НКО в качестве ведущих семинаров 47,1

Приглашение представителей НКО для участия в проектах по сохранению беременности 33,5

Заказ демонстрационных материалов (плакаты, модели эмбрионов и пр.) 15,1

Информирование студентов о существовании подобных организаций 78,3

Вуз не должен взаимодействовать ни в какой форме 9,4

" По данным опроса, проведённого в рамках исследования автора. " According to survey in the author's research framework.

Так думают 84,9% и 75,7% респондентов соответственно. Кроме того, большинство студентов (81,1%) полагает, что администрацией вуза должен быть предусмотрен механизм обращения обучающихся к ответственному лицу в кризисных ситуациях, в том числе в случаях незапланированной беременности, в целях предоставления им мер поддержки.

В онлайн-анкете также содержался вопрос о возможных формах взаимодействия вуза и некоммерческих организаций, занимающихся непосредственно профилактикой искусственного прерывания беременности, в связи с тем, что данный вид услуг признан государством общественно полезным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 834 «О внесении изменения в перечень общественно полезных услуг». Деятельность указанных организаций направлена на оказание финансовой, продуктовой, психологической, юридической, медицинской и другой помощи беременным женщинам и матерям, находящимся в сложной жизненной ситуации. В число данных организаций, в частности, входят автономная некоммерческая организация по содействию в повышении рожддаемости «Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!», автономная некоммерческая организация помощи женщинам с осложнённой беременностью «Жизни луч», автономная некоммерческая организация «Центр защиты семьи, материнства и детства «Умиле-

ние», благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь», благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров». Данные в таблице 3 показывают, что большинство студентов (78,3%) положительно отнеслись к тому, чтобы вуз информировал о существовании помогающих организаций в данной сфере. Некоторые респонденты выразили одобрение в отношении возможности приглашать в вуз представителей некоммерческих организаций в качестве ведущих семинаров (47,1%) и/или для участия в совместных проектах по сохранению беременности (33,5%). Меньшинство опрошенных (9,4%) считает, что не должно быть никакого взаимодействия между образовательным учреждением и некоммерческими организациями, занимающимися профилактикой искусственного прерывания беременности.

Анализ результатов

Полученные результаты исследования позволяют определить роль вуза в сфере профилактики искусственного прерывания беременности среди студентов. Как известно, когда женщина узнает о беременности, сразу возникают вопросы о материальных и/или социально-бытовых условиях проживания с будущим ребёнком, психологической готовности женщины к материнству, возможности продолжить учёбу или построить карьеру. Наличие таких жизненно важных проблем подтверждают ответы студентов о причинах

искусственного прерывания беременности, полученные в рамках не только настоящей работы (Табл. 1), но и других отечественных и зарубежных исследований [21; 23].

В Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июля 2017 г. № 15-4/10/2-4792 «О направлении методического письма "Психологическое консультирование женщин, планирующих искусственное прерывание беременности"» (далее -Письмо Министерства здравоохранения России от 17 июля 2017 г. № 15-4/10/2-4792) также приводятся схожие причины: конкуренция мотивов в жизненных планах (45%); неудовлетворительное финансовое положение (20%); неудовлетворительные жилищные условия (13%); нестабильность отношений с отцом ребёнка (10%); страхи, связанные с собственным здоровьем или здоровьем будущего ребёнка (и другие страхи) (7%); давление со стороны близких (5%).

На основании этого следует заключить, что вопрос, касающийся принятия мер профилактики искусственного прерывания беременности, требует комплексного подхода, и предлагаемые вузом решения должны отвечать тем потребностям обучающихся, которые у них появляются в связи со сложившейся ситуацией.

В связи с тем, что большинство студентов высказалось за назначение ответственного лица, к которому можно обратиться в случае возникновения незапланированной беременности, по мнению автора, возможно создание в образовательных организациях высшего образования антикризисной команды, оказывающей различные меры поддержки в решении сложных жизненных ситуаций, возникших у студента. В её состав могут входить штатные и внештатные специалисты-психологи, социальные и медицинские работники. Попытки решения тяжёлых жизненных ситуаций посредством создания антикризисных команд предпринимаются в рамках государственных школ. Автор считает возможным и немаловажным расширить сферу деятельности данного социального

института и распространить этот опыт в рамках вузов в целях оказания помощи студентам, в том числе в случае наступления незапланированной беременности.

По решению антикризисной команды образовательные организации также смогут оказывать не только материальную поддержку в случае принятия студентом решения о сохранении беременности, но и решать вопрос о предоставлении по желанию студента вместо академического отпуска возможности выбрать гибкую форму обучения до достижения ребёнком возраста полутора лет, которая, по нашему мнению, может предполагать участие в работе на занятии в дистанционном онлайн режиме, индивидуальный план устранения задолженностей, а также прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Данные виды поддержки способны снизить уровень тревожности, неизбежно возникающей в случае наступления незапланированной беременности.

Отдельным направлением деятельности антикризисной команды в целях профилактики искусственного прерывания беременности следует рассматривать организацию просветительской работы в данной области. Так, автор исследования считает возможным проведение тематических семинаров или лекций, на которых говорится о важности семейных ценностей и существующих мерах государственной поддержки, а также о различных отечественных и зарубежных исследованиях, касающихся развития плода (например, восприятии им боли [30; 31], дородовой памяти [32]) и здоровья женщины, в том числе об осложнениях после данного вида вмешательства, постабортном синдроме [33]. Приглашение представителей некоммерческих организаций в качестве ведущих мероприятий, по мнению автора, привлекло бы внимание широкой аудитории, поскольку приводимые ими примеры из практики наиболее интересны и доступны для понимания. Предоставление с их стороны печатных материалов и моделей эмбрионов способно повысить эффективность подобных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что результаты нашего исследования показали, что меньше половины студентов выступают за проведение подобных образовательных тематических лекций и семинаров, в том числе с приглашением сотрудников и волонтёров от некоммерческого сектора, следует отметить, что в ходе проведения автором семинаров и заседаний научного кружка наблюдалась недостаточная осведомлённость студентов в данных вопросах. Кроме того, в одном из проводимых учёными опросов было выявлено, что по итогам лекции преподавателя об искусственном прерывании беременности и его последствиях 68,2% девушек поменяли своё отношение к искусственному прерыванию беременности, тогда как на 62,9% юношей она не оказала никакого влияния, и, исходя из полученных данных, авторы сделали вывод о значимости просветительской деятельности среди студентов, в том числе направленной на повышение ответственности у мужчин [34]. О необходимости проведения психолого-педагогических мероприятий с целью просвещения студенческой молодёжи и профилактики среди них искусственного прерывания беременности упоминалось и в работах психологов [35].

Большинство студентов полагает, что вузу следует предоставлять возможность получения психологической помощи в ситуации наступления незапланированной беременности. Значимость психологической помощи как меры профилактики искусственного прерывания беременности подчёркивается в Письме Министерства здравоохранения России от 17 июля 2017 г. № 15-4/10/2-4792. В настоящее время согласно п. 94 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения России от 20 октября 2020 г. № 1130н, перед проведением искусственного прерывания беременности осуществляется психологическое консультирование. Вместе с тем для этого требуется направление врача. Автор высказывает уверенность, что получение данной помощи в более ранние сроки, т. е. до обращения в ме-

дицинскую организацию с целью прерывания беременности, более эффективно и способно вызвать меньше конфронтации со стороны женщины. Оказание данной помощи может быть организовано в вузе, либо вузу следует информировать о возможности её получения в иных некоммерческих организациях. В связи с этим автор работы считает необходимым создание телефонов и почты доверия в высших учебных заведениях, посредством которых студент в случае трудной жизненной ситуации, в том числе в случае возникновения проблемы незапланированной беременности, получит требующиеся ему сведения о существующих мерах поддержки.

Информацию об антикризисной команде и различных некоммерческих организациях, занимающихся профилактикой искусственного прерывания беременности, также следует размещать на стендах. При этом вузы могут проводить конкурсы среди студентов на создание лучшего лозунга для плаката в поддержку сохранения беременности, например, следующего содержания: «Ты уже не одна, и родной университет (институт) тебя поддержит». По мнению автора, указанную информацию, вуз способен оказать психологическую поддержку и развеять чувства растерянности и безысходности, которые возникают, когда студент находится наедине со своей проблемой.

Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что в рамках реализации «третьей миссии» вузу следует осуществлять воспитательную деятельность в сфере профилактики искусственного прерывания беременности среди студентов не только путём организации просветительской работы в форме тематических лекций и семинаров, но и посредством создания условий для оказания помощи обучающимся, которые в ней нуждаются. Взаимодействие вуза с иными некоммерческими организациями, деятельность которых связана с поддержкой беременных женщин и матерей, положительно

бы отразилось на понимании студентами значимости социальных институтов материнства, отцовства и детства. Представления студенческой молодёжи о том, что рождение детей может стать материальным бременем, препятствием к получению образования и для развития карьеры, могут привести к непоправимому решению об искусственном прерывании беременности. В связи с этим задача вуза состоит в том, чтобы помочь студентам увидеть не антагонизм понятий «обучение» и «деторождение», а возможность сосуществования этих социальных явлений. Содействуя в устранении факторов, являющихся причинами искусственного прерывания беременности, вузы способны дать молодой семье возможность взвешенно подойти к принятию решения о деторождении. Предоставляя поддержку, они тем самым оказывают положительное влияние на мировоззрение студента, воспитывают его в духе укрепления семейных ценностей, и, соответственно, реализуют задачи, стоящие перед государством и обществом. Создание в вузе единого ответственного органа в лице антикризисной команды позволит сократить бюрократические проволочки и временные затраты на решение срочных проблем, возникающих у студента, в том числе в связи с наступлением незапланированной беременности.

Литература

1. Зиневич О.В, Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов // Власть. 2015. № 6. С. 69-72. EDN: UCTLVL.

2. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организации. 2011. Т. 32. № 1. С. 133-144. EDN: NPRRRP.

3. Симаева И.Н., Алимпиева А.В. Охрана здоровья и образование: институциональный подход. Ч. 2. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. 162 с. EDN: RAOIOB. ISBN: 978-59971-0165-7.

4. Назарова И.Б, Зеленская М.П. Брак, семья, обучение: установки и представления

студентов // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 78-89. DOI: 10.31857/ S013216250005795-7

5. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. 208 с. URL: http://opv-kem.org/docs/books/ Sovremennaya_meditsina_i_Pravoslavie.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

6. Семенова Н.С. Запрет на аборты в свете защиты традиционных ценностей: международно-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 337-342. EDN: XGSQFB.

7. Thomson, J. A Defense of Abortion // Philosophy & Public Affairs. 1971. Vol. 1. No. 1. Pp. 47-66.

8. Sifris, R., Belton S. Australia: Abortion and Human Rights // Health and Human Rights. 2017. Vol. 19. No. 1. Pp. 209-220. URL: https:// ssrn.com/abstract=2984645 (дата обращения: 11.11.2022).

9. Neff K. Woman, Womb, and Bodily Integrity // Yale Journal of Law and Feminism. 1991. Vol. 3. No. 2. Pp. 327-353. URL: https:// typeset.io/pdf/woman-womb-and-bodily-integrity-23byrvbg7d.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

10. Jackson, E. Medical Law: Text, Cases, and Materials: 5th ed. Oxford: Oxford University Press, 2019. 991 p.

11. Самутичева Е.Ю. Искусственное прерывание беременности в России и Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии: сравнительно-правовой анализ // Медицинское право. 2020. № 6. С. 50-55. EDN: ANRVKD.

12. Аборты и абортивное поведение в контексте поиска резервов демографического развития в России / С.В. Рязанцев, Т.К. Ростовская, Е.П. Сигарева, и др. // Экология человека. 2019. № 7. С. 17-23. DOI: 10.33396/1728-08692019-7-17-23.

13. Влияние искусственного прерывания беременности на репродуктивные возможности женщин / А.Г. Алехина, Ю.А. Петров, А.Е. Блесманович, и др. // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2019. Т. 21. № 1. С. 15-19. DOI: 10.26787/nydha-2226-7425-2019-21-1-15-19

14. Димитрова В.И., Плавунов Н.Ф., Готт М.Ю. Осложнения искусственных абор-

тов и их профилактика // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2002. № 1. С. 292-206. EDN: IMQJNL.

15. Социально-гигиенические аспекты профилактики абортов / В.С. Полунин, Н.В. Полунина, Г.Н. Буслаева, и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. Т. 26. № 3. С. 148-150. DOI: 10.18821/0869-866X-2018-26-3-148-150

16. Баранов А.Н, Санников А.Л, Сизюхина Н.Н. Аборт: междисциплинарный взгляд // Экология человека. 2006. № 6. С. 50-55. EDN: HSMXKT.

17. Проблема абортов и пути совершенствования анализа репродуктивного поведения женщин/ Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина, и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 4. С. 13-17. EDN: RBXPHV.

18. Бубнов Ю.А, Мазкина О.Б. Развитие нравственного иммунитета у студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 132-143. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-6-132-143

19. Пузанова Ж.В, Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ори-ентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111

20. Харьковская Е.В., Тугаева Г.Н. Роль духовного воспитания в образовании студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 171-174. EDN: RXAIGP.

21. ЕфременкоИ.И, Прусакова О.И. Отношение студенческой молодежи к искусственному прерыванию беременности // Охрана материнства и детства. 2016. Т. 27. № 1. С. 15-19. EDN: WKQURT.

22. Карась И.С, Антонова Т.А. Особенности социальных представлений студенческой молодёжи России и Польши об искусственном прерывании беременности// Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 93-100. EDN: XNTTGY.

23. Стасенко О.В. Отношение современной студенческой молодёжи к искусственному прерыванию беременности // Мир науки, культуры, образования. 2014. Т. 46. № 3. С. 308-310. EDN: SHMPYD.

24. What Should Medical Students Be Taught about Abortion? An Evaluation of Students' Attitudes towards Their Abortion Teaching and Their Future Involvement in Abortion Care / P. Cohen, J. Mayhew, F. Gishen, et al. // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. No 4. DOI: 10.1186/ s12909-020-02414-9

25. Attitudes of Medical and Health Sciences Students towards Abortion in Jordan / R. Saadeh, M. Alfaqih, A. Odat, et al. // Bi-oMed Research International. 2021. 26 April. DOI: 10.1155/2021/6624181

26. Medical Students' Attitudes Toward Abortion Education: Malaysian Perspective / N-p. Tey, S-y. Yew, W-y. Low et al. // PLoS ONE. 2012. Vol. 7. No. 12. DOI: 10.1371/journal. pone.0052116

27. Social Work Students' Attitudes Toward the Social Work Perspective on Abortions / G. Ely, C. Flaherty, Sh.L. Akers et al. // Journal of Social Work Values and Ethics. 2012. Vol. 9. No. 2. Pp. 34-45.

28. СакевичВ.И, ДенисовБ.П, Никитина С.Ю. Прерывания беременности в России по данным официальной статистики // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 42-53. DOI: 10.31857/S013216250014958-6

29. Денисов Б., Сакевич В. Аборты в постсоветской России: есть ли основания для оптимизма? // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 1. С. 144-169. EDN: TLMUXJ.

30. Кондик М.Л.. Развитие фетального восприятия боли // Сб. мат-лов межд. науч. симпозиума «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни», Москва, 7 июля 2015 г.: под ред. В.В. Потихин и С.В. Чеснокова. М.: АНО «За жизнь», 2017. С. 50-61. ISBN: 978-5-9905014-1-6.

31. Saxena, K. Anaesthesia for Fetal Surgeries // Indian J Anaesth. 2009. Vol. 53. No. 5. Pp. 554-559.

32. Брехман Г.И. Эмоциональная жизнь ребёнка до рождения // Сб. мат-лов межд. науч. симпозиума «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни», Москва, 7 июля 2015 г.: под ред. В.В. Потихин и С.В. Чеснокова. М.: АНО «За жизнь», 2017. С. 62-75. ISBN: 978-5-9905014-1-6.

33. Полякова Е.Я. Клинико-психологические аспекты постабортного синдрома // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2009. Т. 3. № 1. С. 121-135. EDN: KNVWLH.

34. Степанова Т.Н., Федоренко Е.В. Отношение студентов-медиков как будущих врачей к искусственному прерыванию беременности // Материалы VII Научно-практической конференции «Забайкальские рождественские образовательные чтения. Нравственные ценности и будущее человечества»: [региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений, 7-15 декабря 2017 г.]. Чита: Забайкальский гос. Университет: под

ред. К.А. Стародубцева, Н.А. Прокофьева, Н.Н. Волнина. 2018. С. 119-22. EDN: xnqjgx.

35. Жупиева Е.И. Исследование представлений студентов об аборте // Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 3А. С. 217-224. DOI: 10.34670/AR.2022.86.24.028

Статья поступила в редакцию 12.12.2022 Принята к публикации 15.01.2023

References

1. Zinevich, O.V., Balmasova, T.A. (2015). The Third Mission and Social Engagement of Universities. Vlast' = The Power. No. 6, pp. 69-72. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_23888341_49903390.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

2. Perfil'eva, O.V. (2011). The University in the Region: Steps towards Third Mission. Vestnik mezh-dunarodnyh organizacii = International Organizations Research Journal. Vol. 32. No. 1, pp. 133-144. Available at: https://iorj.hse.ru/data/2011/03/30/1211844208/11.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

3. Simaeva, I.N., Alimpieva, A.V. (2011) Ohrana zdorov'ya i obrazovanie: institucional'nyj podhod [Health Protection and Education: Institutional Approach]. P. 2. Kaliningrad: Immanuel Kant BFU Publ., 162 p. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_20223523_72395150.pdf(accessed 05.12.2022). ISBN: 978-5-9971-0165-7. (In Russ.).

4. Nazarova, I.B., Zelenskaya, M.P. (2019). Marriage, Family, Students' Social Attitudes and Representations. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies. No. 7, pp. 78-89, doi: 10.31857/ S013216250005795-7 (In Russ., abstract in Eng.).

5. Siluyanova, I.V. (1998). Sovremennaya medicina i pravoslavie [Modern medicine and Orthodoxy]. Moscow: Moskovskoe Podvor'e Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry Publ. 208 p. Available at: http:// opv-kem.org/docs/books/Sovremennaya_meditsina_i_Pravoslavie.pdf (accessed 11.11.2022). (In Russ.).

6. Semenova, N.S. (2016) Ban on Abortion in Light of the Protection of Traditional Values: the International Legal Aspect. Probely v rossijskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian Legislation. No. 8, pp. 337-342. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_27634082_85971505.pdf (accessed 11.11.2022). (In Russ.).

7. Thomson, J. (1971) A Defense ofAbortion. Philosophy & Public Affairs. Vol. 1, no. 1, pp. 47-66.

8. Sifris, R., Belton S. (2017). Australia: Abortion and Human Rights. Health and Human Rights. Vol. 19, no. 1, pp. 209-220, Available at: https://ssrn.com/abstract=2984645 (accessed 11.11.2022).

9. Neff, K. (1991) Woman, Womb, and Bodily Integrity. Yale Journal of Law and Feminism. Vol. 3. no. 2, pp. 327-353, URL: https://typeset.io/pdf/woman-womb-and-bodily-integrity-23byrvbg7d.pdf (accessed 11.11.2022).

10. Jackson, E. (2019). Medical Law: Text, Cases, and Materials. 5th ed. Oxford: Oxford University Press. 991 p.

11. Samuticheva, E.Yu. (2020) Induced Termination of Pregnancy in Russia and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland: a Comparative Law Analysis. Medicinskoe pravo = Medical law. No. 6, pp. 50-55. (In Russ.).

12. Ryazantsev, S.V., Rostovskaya, T.K., Sigareva, E.P., Sivoplyasova, S.Yu. (2019). Abortions and Abortive Behavior in the Context of Searching for Demographic Development Reserves in Russia. Ekologi-ya cheloveka = Human Ecology. No. 7, pp. 17-23, doi: 10.33396/1728-0869-2019-7-17-23 (In Russ., abstract in Eng.).

13. Alekhina, A.G., Petrov, Yu., Blesmanovich A.E., Galushchenko E.M. (2019). The Impact of Abortion on the Reproductive Capabilities of Women. Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke» = The Journal of scientific articles "Health and Education Millenium". Vol. 21, no. 1, pp. 15-19, doi: 10.26787/nydha-2226-7425-2019-21-1-15-19 (In Russ., abstract in Eng.).

14. Dimitrova, V.I, Plavunov, N.F., Gott, M.Yu., Semyatov, S.M. (2002). Complications of Induced Abortions and Their Prevention. VestnikRUDN. Seriya: Medicina. Akusherstvo iginekologiya [Bulletin of RUDN University. Series: Medicine. Obstetrics and Gynecology]. No. 1, pp. 292-206. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_10082237_16852395.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

15. Polunin, V.S., Polunina, N.V., Buslaieva, G.N., Turbina, Yu.O. (2018). The Social Hygienic Aspects of Prevention of Abortions. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny = The Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. Vol. 26, no. 3, pp. 148-150, doi: 10.18821/0869-866X-2018-26-3-148-150 (In Russ., abstract in Eng.).

16. Baranov, A.N., Sannikov, A.L., Sizukhina, N.N. (2006). Abortion: Interdisciplinary Opinion. Ekologi-ya cheloveka = Human Ecology. No. 6, pp. 50-55. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_9162194_19001595.pdf(accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

17. Maksymova, T.M., Belov, V.B., Lushkina, N.P., Nikitina, S.Yu., Redina, M.A. (2012). The Problem of Abortions and Enhancement of Analysis of Reproductive Behavior of Women. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny = The Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. No. 4, pp. 13-17. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_20285496_29453713.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

18. Bubnov, Yu.A., Mazkina, O.B. (2021). Development of Moral Immunity among Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 6, pp. 132-143, doi: 10.31992/08693617-2021-30-6-132-143 (In Russ., abstract in Eng.).

19. Puzanova, Zh.V., Larina, T.I. (2021). Influence of University Education on Changes in Students' Value Orientations. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 4, pp. 99-111, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-11. (In Russ., abstract in Eng.).

20. Khar'kovskaya, E.V., Tugaeva, G.N. (2014). Rol' duhovnogo vospitaniya v obrazovanii studentov vuza [The Role of Spiritual Nurture in Education of Students]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. [Actual Problems of Humanitarian and Natural Sciences]. No. 1-2, pp. 171-174. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_21249942_58063485.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ.).

21. Yefremenko, I.I., Prusakova, O.I. (2016). The Stance of Students on Artificial Termination of Pregnancy. Ohrana materinstva i detstva [Protection of motherhood and childhood]. Vol. 27, no. 1, pp. 15-19. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_26625523_84091470.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

22. Karas', I.S., Antonova, T.A. (2017). The Social Representations of Russian and Polish Students as Regards Induced Termination of Pregnancy. Vestnik IKBFU. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya [Bulletin of IKBFU. Series: Philology, Pedagogy, Psychology]. No. 4, pp. 93-100. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_31062145_96121499.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

23. Stasenko, O.V. (2014). The Standpoint of Modern Students on Abortion. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya = The World of Science, Culture and Education. Vol. 46, no. 3, pp. 308-310. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_21728528_44940316.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

24. Cohen, P., Mayhew, J., Gishen, F., Lohr, P., Kavanagh, J. (2021). What Should Medical Students Be Taught about Abortion? An Evaluation of Students' Attitudes towards Their Abortion Teaching and Their Future Involvement in Abortion Care. BMC Medical Education.. Vol. 21, no. 4, doi: 10.1186/ s12909-020-02414-9 (In Eng.).

25. Tey, N-p., Yew, S-y., Low, W-y., Su'ut, L., Renjhen P., Tong, H., Lai, S-l. (2012). Medical Students' Attitudes toward Abortion Education: Malaysian Perspective. PLoS ONE. Vol. 7, no. 12, doi: 10.1371/ journal.pone.0052116 (In Eng.).

26. Saadeh, R., Alfaqih, M., Odat, A., Allouh, M. (2021). Attitudes of Medical and Health Sciences Students towards Abortion in Jordan. BioMed Research International. 26 April, doi: 10.1155/2021/6624181 (In Eng.).

27. Ely, G., Flaherty, C., L. Akers, Sh., Bonistall Noland, T., Potts, H. (2012). Social Work Students' Attitudes toward the Social Work Perspective on Abortions. Journal of Social Work Values and Ethics. Vol. 9, no. 1. (In Eng.).

28. Sakevich, V.I., Denisov, B.P., Nikitina, S.Yu. (2021). Pregnancy Terminations in Russia according to Official Statistics. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies. No 9, pp. 42-53, doi: 10.31857/S013216250014958-6 (In Russ., abstract in Eng.).

29. Denisov, B., Sakevich, V. (2014). Abortion in Post-Soviet Russia: Is There Any Reason for Optimism. Demograficheskoe obozrenie = Demograhic Review. Vol. 1, no. 1, pp. 144-169. Available at: https:// elibrary.ru/download/elibrary_23099792_34533517.pdf (accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

30. Kondik, M.L. (2017). [Development of Fetal Pain Perception]. In: Potikhin, V.V., Chesnokov, S.V. (eds.) Mezhdunarodnyj nauchyj simpozium: Fundamental'nye predstavleniya sovremennoj nauki o nachale chelovecheskojzhizni [Fundamental Views of Contemporary Science about the Beginning of Human Life: Int. Sci. Symp., July 7, 2015]. M.: ANO «Za zhizn'», pp. 50-61. ISBN: 978-5-9905014-1-6. (In Russ.).

31. Saxena, K. (2009). Anaesthesia for Fetal Surgeries. Indian J Anaest. Vol. 53, no. 5, pp. 554-559 (in Eng.).

32. Brekhman, G.I. (2017). [The Emotional Life of a Child Before Birth]. In: Potikhin, V.V., Chesnokov, S.V. (Eds.) Mezhdunarodnyj nauchnyj simpozium: Fundamental'nye predstavleniya sovremennoj nauki o nachale chelovecheskoj zhizni. [Fundamental Views of Contemporary Science about the Beginning of Human Life: Int. Sci. Symp., July 7, 2015]. M.: ANO «Za zhizn'», pp. 62-75. ISBN: 978-59905014-1-6. (In Russ.).

33. Polyakova, E.Ya. (2009). Clinicopsychological Aspects of Postabortal Syndrome. Vestnik Novosi-birskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Psychology]. Vol. 3, no. 1, pp. 121-135. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_12513871_28974435.pdf(accessed 05.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.).

34. Stepanova, T.N., Fedorenko, E.V. (2018). [The Attitude of Medical Students as Future Doctors towards Induced Termination of Pregnancy]. In: Starodubceva, K.A., Prokof'eva, N.A., Volnina, N.N. Materialy VII Nauchno-prakticheskoi konferencii "Zabajkal'skie rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. Nravstvennye cennosti i budushchee chelovechestva": [regional'nyj etap Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij [Proceedings of the VII Sci. and Pract. Conf. "Transbaikal Christmas Educational Readings. Moral Values and the Future of Mankind", Dec. 7-15, 2017]. Chita: Transbaikal State University Publ., pp. 119-122. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_34937477_37060372.pdf(accessed 05.12.2022). (In Russ.).

35. Zhupieva, E.I. (2022). Study of Students' Ideas about Abortion. Psikhologiia. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniia = Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. Vol. 11, no. 3A, pp. 217-224, doi: 10.34670/AR.2022.86.24.028 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 12.12.2022 Accepted for publication 15.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.