Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К АБОРТАМ НА РАННИХ СРОКАХ'

ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К АБОРТАМ НА РАННИХ СРОКАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРТ / ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / РАННИЙ СРОК / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ К АБОРТУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кампос А. Д., Ведерникова О. А., Баймухамбетова Т. К.

В статье изложены результаты исследования мнений студентов педиатрического факультета о возможном запрете искусственного прерывания беременности «по желанию», о допустимости устрожить показания к абортам на ранних сроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ATTITUDE OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY TO ABORTIONS AT EARLY TIMES

In the article are stated results of research of opinions of students of pediatric faculty about possible interdiction of artificial interruption of pregnancy «at will», about an admissibility to arrange indications to abortions on early terms.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К АБОРТАМ НА РАННИХ СРОКАХ»

трансформации: коллектив. моногр. / Айдинова А.Т. [и др.]. -М.: Миракль, 2017. - С. 41-59.

УДК 342.723: 618.39: 174

Кампос А.Д., к.филос.н.

ассистент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Ведерникова О. А. студент 2 курса, 8 группа педиатрический факультет Баймухамбетова Т.К.

8 группа

педиатрический факультет ФГБОУВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава

России Россия, г. Саратов ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К АБОРТАМ НА РАННИХ СРОКАХ Аннотация: в статье изложены результаты исследования мнений студентов педиатрического факультета о возможном запрете искусственного прерывания беременности «по желанию», о допустимости устрожить показания к абортам на ранних сроках.

Ключевые слова: аборт, ранний срок, искусственное прерывание беременности, социальные показания к аборту.

Campos A.D., Ph.D. in Philosophy Department of Philosophy

humanitarian science and psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Vedernikova O.A.

Student

2nd year student of the 8 group of the Pediatric Faculty Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Baimuhambetova T.K.

Student

2nd year student of the 8 group of the Pediatric Faculty Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov

DYNAMICS OF ATTITUDE OF STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY TO ABORTIONS AT EARLY TIMES Abstract: in the article are stated results of research of opinions of students of pediatric faculty about possible interdiction of artificial interruption of pregnancy «at will», about an admissibility to arrange indications to abortions on

early terms.

Key words: abortion, early term, artificial termination of pregnancy, social indications for abortion.

Наиболее дискуссионным аспектом в вопросе об искусственном прерывании беременности является допустимость последнего «по желанию». Согласно российскому законодательству, «искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель» [2].

Последние годы общественники регулярно предлагают различные меры по стимулирование рождаемости и снижению числа абортов (вывести аборт из системы ОМС; требовать письменное согласие на аборт мужа или родителей беременной; ввести обязательное психологическое консультирование женщины перед абортом, а также собеседование со священнослужителем и т.п.).

И хотя и профильный министр здравоохранения В. Скворцова, и президент страны В. Путин высказались однозначно против запретительных мер, которые не решат проблемы нежелательных беременностей, но станут причиной ухудшения репродуктивного здоровья женщин (последствия нелегальных абортов, к примеру), общественники продолжают кампании против абортов «по желанию» на сроках до 12 недель. При том, что «2016 год оказался очень значимым, потому что снизилось число абортов за один год на 96,3 тыс., это 13% снижение», - сказала глава ведомства [3].

Целью нашего исследование является анализ отношения студентов педиатрического факультета СГМУ им. В.И. Разумовского к возможному устрожению российского законодательства относительно искусственного прерывания беременности на ранних сроках.

Методы исследования: анкетирование студентов педиатрического факультета; анкетирование проводилось 12-21 марта 2018 года. Выборка оставила 103 человека (решающее большинство респондентов - женского пола, 92 % опрошенных).

В ходе анкетирования студенты отвечали на ряд вопросов: паспортная часть включала пункты о возрасте и курсе обучения (чтобы стало понятно, изучал ли студент биоэтику, а также - какой опыт общения с детьми на практиках есть у студента).

Далее студенты высказывались о том, стоит ли заменить аборт «по желанию» даже на ранних сроках на аборт «по показаниям».

Следующим уточняющим вопросом был такой: эффективно ли будет на ранних сроках использовать те самые «социальные показания», которые ранее в РФ нормировали производство абортов на сроках до 22 недель (прилагался список из 13 пунктов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 567). Это позволило бы не запрещать аборты вообще, но все же создать некий фильтр, допускающий действительно нуждающимся (по материальным, семейным -

социальным в широком смысле слова показаниям) в данной процедуре женщинам получить медицинскую помощь. В то же время подобное устрожение сохранит гарантию женщине (и ее домочадцам, если речь идет об уже многодетной семье, к примеру), что она может регулировать свое социальное, материальное положение (семейный бюджет), не ставя их в зависимость от своей репродуктивной способности.

Заключительный вопрос касался мнения студентов о причинах востребованности абортов: почему Россия по -прежнему лидирует по количеству абортов на душу населения?

При подсчете результатов анкетирования были сформированы следующие группы (для краткости мы используем условные обозначения: «моралисты» и «либералы» - то есть те, кто выступают за устрожение показаний к аборту даже на ранних сроках и те, кто выступают за сохранение права женщины на аборт «по желанию» соответственно):

1. студенты 1 -2 курса, выступившие за замену абортов «по желанию» на аборты по показаниям (21 респондент, что составляет 44 % опрошенных студентов младших курсов); младшие «моралисты».

2. студенты 3-6 курсов, за замену абортов «по желанию» на аборты по показаниям (26 респондентов, что составляет 47 % от всех опрошенных старшекурсников); старшие «моралисты».

3. студенты 1 -2 курса, выступившие за сохранение права женщины на аборт «по желанию» (27 человек, что составляет 56% опрошенных студентов младших курсов); младшие «либералы».

4. студенты 3-6 курсов, выступившие за сохранение права женщины на аборт «по желанию» (29 человек, что составляет 53 % от всех опрошенных старшекурсников); старшие «либералы».

Всего старшекурсников в опросе участвовало 55 человек (2 и 4 группа респондентов), а 1-2 курс был представлен 48 студентами (1 и 3 группа респондентов). При этом за сохранение права на аборт «по желанию» выступили 56 студентов-педиатров (54% опрошенных), а за устрожение правил - 47 студентов (46% опрошенных).

Анализ этих процентных соотношений позволяет сделать вывод, что «либеральная» позиция (сохранить право на аборт «по желанию») все же популярнее. При этом, возраст и курс фактически не имеют значения: 27 человек 1-2 курса и 29 старшекурсников (48% и 52% соответственно). В то же время «этическая позиция» (устрожить показания к аборту даже на ранних сроках) оказалась крепче у студентов старших курсов.

Либералов больше, чем моралистов (среди старшекурсников больше либералов, среди младших курсов - тоже больше либералов). Среди либералов больше старшекурсников. Среди моралистов также больше старшекурсников.

Наша гипотеза о том, что старшие курсы активнее отстаивают право женщины на аборт «по желанию» нашла свое подтверждение, хоть и с небольшим перевесом (таких респондентов на 6 % больше, чем

«моралистов»-старшекурсников). Однако наше предположение о том, что рост популярности либеральной позиции по мере взросления студентов объясняется тем, что старшекурсники имеют больший опыт работы с детьми (в том числе с детьми, чьи заболевания прямо или косвенно определяются тем, что за ними нет должного ухода, т.е. это дети от нежеланных беременностей), по-видимому, пока не имеет доказательств. И требует более детального анализа причинно-следственных связей: почему они отстаивают это право? Какие причины доминируют?

Далее обратимся к анализу тех причин, что, по мнению студентов, объясняют популярность абортов в России (выбрать можно было несколько причин). В таблице указаны процентные соотношения по каждой из четырех групп в отдельности.

Таблица 1. Причины популярности абортов, по мнению студентов

Почему Россия по-прежнему 1-2 3-6 1-2 3-6

лидирует по количеству абортов на душу населения курс «либералы» курс «либералы» курс «моралисты» курс «моралисты»

Аборт можно сделать 19% 17% 24% 50%

бесплатно на сроке до 12

недель

Нежелательная беременность 70% 76% 81% 46%

и рождение

незапланированного ребенка

расстроит планы (учеба,

карьера и пр.)

Неразвита инфраструктура, облегчающая жизнь молодым 51% 69% 33% 50%

родителям (очереди в детские сады, тем более в ясли).

Содержание ребенка требует 74% 72% 52% 54%

больших материальных

затрат.

Сексуальное воспитание 37% 52% 71% 62%

молодежи оставляет желать

лучшего: о грамотной

контрацепции молодые люди

знают немного. Эта тема по-

прежнему табуирована.

Первый вариант («Аборт можно сделать бесплатно на сроке до 12 недель») подчеркивал доступность процедуры, что прямо или косвенно делает ее популярной: если и наступит нежелательная беременность, ее всегда можно прервать бесплатно. Эту причину выбрали 50% старших «моралистов» (вероятно, полагая, что, если б аборт производили на платной основе, женщины бы аккуратнее предохранялись). Примечательно, что «либералы» не акцентировали внимание на бесплатности/доступности (вероятно, с их точки зрения, даже если эту услугу выведут из случаев ОМС,

ее следует сохранить хотя бы на платной основе).

По второй позиции (незапланированная беременность и последующие роды кардинально изменяют все планы на ближайшее будущее: учеба, карьера и т.п.) мнение студентов было фактически единодушным. Мы полагаем, что «примеряя» на себя такую ситуацию, студенты понимают, что возникнут большие трудности в учебе; склоняются к планированию семьи, с учетом занятости будущих родителей. В то же время половина «моралистов»-старшекурсники не считают эту причину важной. Возможно, в них начинает просыпаться материнский инстинкт и им претит мысль о том, что будущий ребенок может считаться обузой, бременем, что его рождение будет «некстати». Возможно, они понимают, что ожидание «оптимальных» условий, которые были бы одинаково удобны и будущей матери, и отцу, и бабушкам (которым проще оказывать помощь в уходе за малышом, если они уже на пенсии), может затянуться надолго, в то время как беременность/роды после 35 лет, к примеру, чреваты бОльшими сложностями как для матери, так и для малыша. Максимально же признанной эта причина была у группы «моралистов» младших курсов, что, возможно, говорит о том, что они понимают, что, окажись они сами в такой ситуации, самостоятельно не смогут растить ребенка, тем более что находятся в материальной зависимости от работающих родителей, которые также не смогут брать декретный отпуск по уходу за ребенком.

Третья причина касалась неразвитости «детской» инфраструктуры (очереди в детские сады и т.п.). Рационально оценивающие ситуацию старшие «либералы» полагают, что это одна из важнейших причин популярности искусственного прерывания беременности. В то же время молодые «моралисты» всего треть голосов отдали за этот пункт: вероятно, в силу возраста они еще не имеют в своем окружении убедительного количества случаев, в которых молодые семьи столкнулись с проблемой устройства ребенка в детский сад.

Четвертый вариант - материальный - весьма прозрачно разделил «моралистов» и «либералов». Лишь половина студентов, выступающих за ужесточение показаний к аборту, считают, что содержание ребенка требует больших материальных затрат. В то время как студенты, выступающие за право женщины на искусственное прерывание нежелательной беременности, выбирали этот пункт в полтора раза чаще, трезвее оценивая материальные возможности человека, доверяя ему самому решить, «потянет» ли молодая семья/одинокая женщина ребенка в данный период своей жизни.

Пятый пункт касался недостаточной осведомленности людей относительно современных средств контрацепции. Две трети «моралистов» младших курсов полагают, что это одна из причин высоких показателей абортов в России. Предположительно, студенты этой группы считают, что «зла», совершаемого при искусственном прерывании беременности, можно избежать, научив предохраняться, предупреждая наступление нежелательной беременности. Показательно, что их ровесники из группы

«либералов» 1 -2 курса выбирали этот пункт в два раза реже.

Подытоживая проведенную систематизацию результатов анкетирования, оценим динамику приоритетных причин популярности абортов, по мнению студентов-педиатров.

С возрастом значительно увеличивается (на 18%) значимость «инфраструктурного» варианта в группе «либералов». Также ощутимо вырос и «просветительский» вариант: возможно, юношеский максимализм сменяется признанием того, что люди действительно крайне слабо осведомлены о возможностях современной контрацепции. Это подтверждает нашу мысль о том, что «либерально» настроенные студенты полагают, что нужно учить предохраняться, а не бороться с последствиями (нежелательной беременностью).

Особенно примечательны изменения в группе «моралистов»: если на 1-2 курсе только четверть из них указывают на доступность/бесплатность аборта как на причину его популярности, то к старшим курсам этот пункт выбрала уже половина студентов этой группы (вероятно, полагая, что выведение аборта из числа бесплатных гарантированных услуг по системе ОМС, заставит людей внимательнее относиться к перспективе нежелательной беременности при незащищенных половых контактах). Резко меняется и отношение «моралистов» к идее планирования беременности с учетом карьерных/образовательных планов. Лишь пятая часть младших моралистов игнорировала этот параметр, в то время как среди старшекурсников таких было - больше половины. Такое снижение (на 35%), вероятно, объясняется тем, что, взрослея, студенты оценивают такие причины как «отговорки», видя, что откладывание беременности до «подходящих» времен только увеличивает вероятность осложнений (от трудностей, связанных с материальным обеспечением ребенка и неработающей матери - к трудностям, зачастую сопровождающим «поздние» роды, особенно первые роды после 35 лет, к примеру: достаток в семье есть, но зачастую появляются проблемы со здоровьем). Увеличение на 17 % частоты выбора третьего пункта студентами «моралистами» мы объясняем тем, что, взрослея, молодежь трезвее оценивает бытовые трудности с обеспечением занятости ребенка в дошкольных организациях. В их возрастной группе увеличивается количество молодых семей, столкнувшихся с очередями в садики и т.п.

Таким образом, анализ динамики отношения студентов-педиатров к проблеме абортов на ранних сроках позволяет сделать вывод, что все старшекурсники акцентируют внимание на бытовые «инфраструктурные» трудности ухода за ребенком, родившимся в результате незапланированной беременности. По другим пунктам единодушия у студентов в оценке причин высоких показателей количества абортов не было. Позиция «либералов» более устойчива: старшие представители этой группы разделяют точку зрения своих младших единомышленников, делая все же акцент на значимости роли сексуального просвещения. В группе же «моралистов»

динамика более ярко выражена: взрослея, студенты строже относятся к оплате государством абортов, а также менее уважительно относятся даже к идее планирования беременности.

31 марта 2018 в г. Энгельсе Саратовской области в обувной коробке в мусорном баке нашли задушенного новорожденного. Так разрешилась незапланированная беременность одной из наших землячек. А 30 марта Госдума не смогла прийти к единому выводу о порядке установки «беби-боксов» на территории РФ (сейчас они функционируют только в 16 субъектах нашей страны). Аборты на ранних сроках беременности по-прежнему составляют значимый процент репродуктивных потерь в российском здравоохранении [1, С. 60]. Мы полагаем, что женщина, осознавшая, что наступившая беременность нежелательна, должна иметь право прервать ее, не рожая ребенка и не обрекая его на нелегкую судьбу отказника. И все же именно грамотно организованное просвещение юношества в вопросах контрацепции может, наряду с формированием семейных ценностей, сократить количество нежелательных беременностей. Не всякая незапланированная беременность нежелательна, но большая часть женщин, принявшая решение прервать беременность, приходит на аборт и после «недели тишины». Поэтому все же именно профилактика должна, с нашей точки зрения, сократить в дальнейшем количество абортов в нашей стране.

Использованные источники:

1. Олина А.А., Садыкова Г.К., Галинова И.В. Структура репродуктивных потерь // Пермский медицинский журнал. 2017. № 6. С. 59-66.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Гл 6. Ст. 56. // https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-21.11.2011 -n-323-fz/statya-56/

3. Количество абортов в России в прошлом году снизилось на 96,3 тыс. // http://tass.ru/obschestvo/3982588

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.