Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ'

ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1553
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
БИОЭТИКА / АБОРТ / БЕРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратенко Анастасия Васильевна, Нестерова Екатерина Андреевна, Новоселова Полина Андреевна

Тема искусственного прерывания беременности интересует людей еще с давних времен, и она по сей день остаётся вопросом для множества родов дискуссий. Также давно решено, что аборт является убийством человека, который еще не приобрел жизнь в привычном нам понимании. Тут же встает вопрос об интересах женщины, которая не желает или по иным причинам не может привести этого человека к жизни. В нашей работе решим: чьи интересы важнее, женщины или нерожденного человека? В данной работе рассмотрена проблема искусственного прерывания беременности. Сформулированы способы снижения количества абортов, результаты опроса жителей Российской Федерации, а также представлена краткая история прерывания беременности и отношение религии к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондратенко Анастасия Васильевна, Нестерова Екатерина Андреевна, Новоселова Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL TERMINATION OF PREGNANCY

The topic of artificial termination of pregnancy has been of interest to people since ancient times, and to this day it remains a question for many kinds of discussions. It was also decided long ago that abortion is the murder of a person who has not yet acquired life in the usual sense. The question immediately arises about the interests of a woman who does not want or for other reasons cannot bring this person to life. In our work we will decide: whose interests are more important, women or the unborn person? In this paper, the problem of artificial termination of pregnancy is considered. The methods of reducing the number of abortions, the results of a survey of residents of the Russian Federation, as well as a brief history of abortion and the attitude of the population to it are formulated.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021

ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ

ARTIFICIAL TERMINATION OF PREGNANCY

УДК 61

Кондратенко Анастасия Васильевна, студент, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г. Ханты-Мансийск Нестерова Екатерина Андреевна, студент, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г. Ханты-Мансийск Новоселова Полина Андреевна, студент, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г. Ханты-Мансийск

Kondratenko Anastasia Vasilyevna, students, BU "Khanty-Mansiysk State Medical Academy", Khanty-Mansiysk

Nesterova Ekaterina Andreevna, students, BU "Khanty-Mansiysk State Medical Academy", Khanty-Mansiysk

Novoselova Polina Andreevna, students, BU "Khanty-Mansiysk State Medical Academy", Khanty-Mansiysk

Аннотация

Тема искусственного прерывания беременности интересует людей еще с давних времен, и она по сей день остаётся вопросом для множества родов дискуссий. Также давно решено, что аборт является убийством человека, который еще не приобрел жизнь в привычном нам понимании. Тут же встает вопрос об интересах женщины, которая не желает или по иным причинам не может привести этого человека к жизни. В нашей работе решим: чьи интересы важнее, женщины или нерожденного человека?

В данной работе рассмотрена проблема искусственного прерывания беременности. Сформулированы способы снижения количества абортов, результаты опроса жителей Российской Федерации, а также представлена краткая история прерывания беременности и отношение религии к нему.

Abstract: The topic of artificial termination of pregnancy has been of interest to people since ancient times, and to this day it remains a question for many kinds of discussions. It was also decided long ago that abortion is the murder of a person who has not yet acquired life in the usual sense. The question immediately arises about the interests of a woman who does not want or for other reasons cannot bring this person to life. In our work we will decide: whose interests are more important, women or the unborn person?

In this paper, the problem of artificial termination of pregnancy is considered. The methods of reducing the number of abortions, the results of a survey of residents of the Russian Federation, as well as a brief history of abortion and the attitude of the population to it are formulated.

Ключевые слова: биоэтика, аборт, беременность.

Key words: bioethics, abortion, pregnancy.

Абортом называется всякое прерывание беременности, но основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.

В этой работе мы изложили не только историю искусственного прерывания беременности, но и морально-этический аспект этого вопроса, а также провели опрос среди населения, для выявления отношения к абортам граждан. [8].

Аборты могут быть самопроизвольными или искусственными. Самопроизвольное прерывание беременности происходит без желания женщины и без вмешательств, а искусственное - преднамеренное прерывание беременности по желанию женщины или по медицинским показаниям. Последнее является вопросом, который рассматривается в нашей работе.

Искусственное прерывание беременности мы квалифицируем как «открытую моральную проблему», затрагивающую все сферы жизни общества.

В наше время в обществе существует две основные точки зрения на аборт. Первую точку зрения можно выразить так: "Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это - просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Вторая точка зрения представляет собой противоположный мнение: аборт оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и притом - сложнейшая. Ведь, прежде чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека».

Также следует выделить основные подходы к этому этическому вопросу, это: сторонники и противники. Эти два «лагеря» также называют либеральным и консервативным подходами.

- Либеральная позиция. Плод до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

- Консервативная позиция. Эмбрион с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь, следовательно, аборт — это форма убийства человека.

- Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода. [9].

Чтобы качественно подойти для решения этого этического вопроса, мы решили также прибегнуть к истории самого медицинского вмешательства. К нему прибегали еще в глубокой древности. В Древней Греции и Риме аборты не преследовались и не контролировались государством. Только в Перу на тот момент было полное осуждение абортов: за него полагалась смертная казнь.

Христианская церковь не принимала детоубийство и наказывала в виде 10 лет покаяния и отлучения от церкви.

В VII веке на Константинопольском соборе была установлена казнь за аборт. Католическая церковь называла женщину, прибегнувшую к аборту убийцей. Инквизиция действовала по своему усмотрению. В XVII смертная казнь за искусственное прерывание беременности была узаконена в России и некоторых странах Европы. В 1715 году в России это наказание отменили. [6].

Первым государством, легализовавшим «аборт по просьбе», была Советская Россия. В Постановлении правительства говорилось: «Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается женщине максимальная безвредность». Это была мера, направленная в первую очередь против криминальных абортов. Итак, аборт был узаконен.

В 1926 г. в России были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. С 1930 г. операция по искусственному прерыванию беременности стала платной. В 1931 г. она стоила примерно 18—20 рублей, в 1933 г. — от 2 до 60, а в 1935 г. — от 25 до 300 рублей, в 1970—1980 гг., получая в среднем 80— 100 рублей, женщина за аборт платила 50. Бесплатно прерывали беременность больным туберкулезом, эпилепсией, шизофренией и страдающим врожденным пороком сердца.

В 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов и прерывания беременности, проводимые по желанию женщины». В медицинских учреждениях были вновь разрешены аборты.

В 1989 г. в СССР был узаконен мини-аборт методом вакуум аспирации. Начали производить медикаментозный аборт. 1996 г. - был расширен перечень социальных показаний для прерывания беременности в сроке до 22 недель. Уже в 2007 г. этот перечень был уменьшен. Широкая легализация абортов не

привела к полной ликвидации криминального аборта. Российское законодательство об абортах до сих пор считается одним из самых либеральных в мире. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.

Вот уже более 66 лет женщины нашей страны сами планируют и решают вопрос осознанного материнства. Сегодня можно сказать, что в России идет замещение аборта планированием семьи. [6].

Рассматривая любую этическую проблему нельзя не затронуть вопрос отношения религии к этому вопросу, особенно такую же острую как выбранная нами. Обратим внимание на три основные религии нашего мира: христианство, буддизм и ислам.

Начнем с христианства, поскольку именно эту религию, а именно православие, исповедуют в нашей стране. Отношение этой религии можно найти в Библии, там говорится: «Убивая нерождённых еще детей, женщины срывают замысел Бога о сотворении мира».

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон в своем интервью выразили мнение о том, что аборты -это личный грех женщины, а не нации. Они считают, что чтобы в России улучшить демография исполнительная власть должны не повышать рождаемость, а обратить должное внимание вопросу нравственного восприятия обществом искусственного прерывания безмерности, а не пропагандировать их. [8]. Для православного человека аборт - это тяжкий грех. Аборт прямо нарушает одну из главных Божьих заповедей «Не убий», а также заповедь о любви к ближнему своему, ведь кто не ближе к матери, чем дитя в ее утробе. Православная церковь считает всякое зачатие как Божий дар, поэтому аборт является покушением на жизнь еще нерожденного ребенка, также как и на всякого другого чедлвека на земле. Но тут следует отметить, что православная церковь не разрешает аборт ни на каком сроке. Для нее несформировавшийся плод на ранних сроках

беременности одинаково сопоставим с полностью жизнеспособным ребенком на поздних сроках

В такой религии как ислам аборты полностью осуждаются, поскольку основной целью брака должно быть рождение ребенка. Данное медицинское вмешательство рассматривается как антигуманный акт. Но здесь следует отметить, что в особых случаях аборт можно допустить. Например, если ребенок является угрозой для жизни матери, ребенок родится с тяжелым заболеванием. Мусульманские страны не запрещают искусственное прерывание беременности полностью и придерживаются общепринятому правилу, которое запрещает делать аборты после 120 дней с момента зачатия.

В буддизме принятосчитать, что каждая отдельная жизнь имеет свое начало и свой конец. Жизнь же начинается в утробе матери с момента сперматозоида и яйцеклетки. В главных буддийских странах - Шри-Ланке и Таиланде, - аборты разрешены законодательно только в случае угрозы жизни матери. В других странах отношение к искуственному прерыванинию беременности разное, например, в Японии аборты разрешены. Хоть буддизм и запрещает аборты, здесь следует отметить благосклонное и доброжелательное отношение к ним. Некоторая часть западных буддистов, смотрят на эту тему гораздо шире, нежели догмы древности, оправдывая выбор аборта в определённых жизненных ситуациях. Сегодня буддисты нашли духовное решение проблемы абортов. Им является фигурка умершего в результате аборта младенца - Йизо. По традиции, скульптуру размещали в доме или в храме и проводят поминальный обряд. Возле фигурки, олицетворяющей ребёнка, обычно собирается вся семья, а монах читает буддийскую сутру. Ритуал может быть проведён снова в годовщину аборта. Таким образом, можно прийти к заключению, что в буддизме к абортам относятся неоднозначно. [2].

Рассматривая вопрос рождения ребенка, нужно рассматривать вопросы со стороны семьи, стоит обращать внимание на мнение как отца, так и матери.

В современном мире вопрос о прерывании беременности решает женщина, но имеет ли право выбора на этот шаг отец еще нерожденного ребенка?

С момента зачатия и до момента рождения судьба ребенка лежит на плечах матери, но с появлением ребенка на свет родительские права распространяются на обоих родителей. Получается, что в независимости от того хочет ли мужчина стать отцом или нет, у него отсутствует право выбора. Мужчина может желать рождения ребенка, но категорически настроенная мать может отказать ему в этом и прибегнуть к процедуре искусственного прерывания беременности. В юридической практике разных стран существует юридических аборт - это право мужчина на искусственное прерывание беременности, стать родителем или нет. По этому праву мужчина в срок до 18 недель с момента зачатия может отказаться от решения стать отцом и полностью передать право выбора женщине. В случае если женщина решит оставить ребенка, мужчина не будет ему отцом и не будет платить алименты, также он не сможет видеть своего биологического ребенка.

В статье 1 СК РФ говорится, что права супругов равны, но женщина может лишить отца права стать отцом. Можно ли в таком случае говорить о равенстве в семейных отношениях? [5].

О.С. Алферова отмечает, что если существует презумпция отцовста, которая действует вне зависимости от наличия или отсутствия брака, можно закрепить законодательно и предоставление письменного согласия супруга на искусственное прерывание берменности, по аналогии с договором о суррогатном материнстве, поскольку потенциальный отец может попросту не знать о том, что женщина прервала беременность. [1].

Кит Эблоу отмечает, что мужчина должен иметь право на аборт, так как если он сознательно готов взять под опеку ребенка, то в таком случае женщина не имеет право прерывать беременность. [7].

Рассмотрев различные точки зрения, нам хотелось бы выделить положительные и отрицательные стороны юридического аборта. Для начала

обратим внимание на положительные. Юридический аборт становится огромным шагом к равноправию разных полов, при отказе от данного вида аборта, женщине гарантируется готовность мужчины на отцовство, а также ответственность родителей становится равной. Но как и в любом этическом и законодательном вопросе, здесь существует и отрицательная сторона. Российское законодательство должно разрешить юридический аборт в тех случаях, если это не угрожает здоровью матери, предусмотреть и исключить возможность злоупотребления эти правом, а также предотвратить «подпольные» аборты вне медицинских учреждений. [4].

В ходе нашей исследовательской работы мы постарались не только рассмотреть документальную базу, но и провели опрос населения нашей страны, а именно городов: Ханты-Мансийск, Москва, Курган, Симферополь, Омск, Сургут и Нижневартовск, Санкт-Петербург, Воронеж, Златоуст, Руза, Горноправдинск, Шадринск. Респондентам нужно было ответить на вопросы о возрасте, поле, статусе социального положения и отношению к искусственному прерыванию беременности. На последний вопрос были предложены следующие варианты ответов: положительное по медицинским показаниям, положительное при любых обстоятельствах, отрицательное.

Для нашего социологического опроса мы опросили 153 респондента и постарались подобрать примерно равное количество мужчин и женщин, для более точных результатов, а именно: 79 женщин (51,63%) и 74 мужчины (48,37%).

Мы искали респондентов разных возрастов, чтобы сформировать результат об отношении к абортам у разных возрастных групп. Возрастная структура респондентов: 18-25 лет (65 человек), 26-35 лет (41 человек), 36-55 лет (23 человека), 55 и больше лет (24 человека). В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица молодого и юношеского возраста (69,27%).

Статус социального положения распределился следующим образом: Студент медицинского колледжа/института (41 человек), студент иного колледжа/института (25 человек), медицинский работник (21 человек), работник иной отрасли (64 человека), безработный / не обучающийся (2 человека).

4 Отношение респондентов к искусственному прерыванию беременности распределилось следующим образом: положительное по медицинским показаниям (79 человек - 51,63%), положительное при любых обстоятельствах (31 человек - 20,26%), отрицательное (43 человека - 28,11%).

По результатам опроса респондентов разных возрастных групп мы хотели бы отметить изменения ответов на вопрос «Какое отношение у вас к искусственному прерываю беременности?». Так, с возрастанием возраста респондентов увеличивалось отрицательное отношение к абортам и уменьшалось положительное при любых обстоятельствах.

Также при подведении итогов результатов опроса респондентов разных полов, мы отметили, что мужчины реже отдают свое мнение отрицательному отношению, чем женщины.

Так же мы спросили у женщин: «Делали ли вы когда-либо искусственное прерывание беременности или было ли у вас желание его сделать?» Из 79 женщин 3 делали аборт хотя бы раз(3,79%), 12 хотели, но по разным обстоятельствам отказались от проведения этого вмешательства(15,19%), 64 никогда не делали и не хотели (81,02%).

Ориентируясь на результаты экспресс опроса, для себя мы постарались определить ряд мер по профилактике абортов среди молодежи и в подростковом возрасте:

1. Качественное и своевременное сексуальное образование.

2. Донесение необходимой информации и просвещение целевой аудитории в учебных учреждениях различного уровня с последующим обсуждением проблематики и дискуссией.

3. Вовлечение мужчин в решение вопросов, касающихся охраны здоровья семьи.

4. Повышение доступности и приемлемости средств эффективной, в том числе экстренной контрацепции.

5. Консультирование после аборта, профилактика последующих абортов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общество не подготовлено к категоричному вердикту в отношении моральной составляющей проблемы абортов, слишком много факторов, смягчающих обстоятельств, которые покрывают аморальную сторону вопроса. Аборт -может быть, и является «маркером нравственности», как сказал Владимир Романович Легойда, но это сугубо личный вопрос, каждого человека, который, прежде всего, будет в ответе не перед обществом, а перед собой.

Литература

1. Алферова О.С. Реализация принципа равенства прав супругов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. №6 (131). С. 150-153.

2. Говорова В. Д., Ярышева И.В., Муртузаева А.Э. Моральная оценка аборта в современных религиях // СКИФ. Вопросы студенческой науки. - 2019 -№11. - С. 210-214.

3. Калабина Т.Н,. Аборт: история вопроса и разрешения. Ст. конф. -Профессионально-прикладная физическая культура в вузах, Петрозаводск, 2015.

4. Кондрашева М.А., Ламихова О.К. Юридический аборт или право мужчины на аборт //Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях. - 2020 - С. 62-66.

5. Антонова К. Юридический аборт или право мужчины на аборт[Электронный ресурс]. - URL: https://www.planeta-

zakona.ru/blog/yuridicheskiy-abort-ili-pravo-muzhchiny-na-abort.html/ (дата обращения: 06.03.2021)

6. Бойко А. Детоубийство в древности и в средние века [Электронный ресурс]. - URL: https://proza.ru/2013/08/31/1275 (дата обращения: 01.02.2021)

7. Кит Эблоу « Мужчина должен иметь право-вето на аборт» от 19.05.2015// URL: http://orthodoxy.ru/node/554/ (дата обращения 22.03.2021)

8. Севитова Н.А. Право на жизнь : аборт как этическая проблема современного общества [Электронный ресурс]. - URL: https://novainfo.ru/article/7070 (дата обращения: 01.02.2021)

9. Этика абортов и репродуктивных технологий [Электронный ресурс]. -URL: https://www.yaneuch.ru/cat_11/jetika-abortov-i-reproduktivnyh-tehnologij/200022.2055762.page1.html (дата обращения: 06.02.2021)

Literature

1. Alferova O.S. Implementation of the principle of equality of rights of spouses // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No. 6 (131). S. 150-153.

2. Govorova V. D., Yarysheva I. V., Murtuzaeva A. E. Moral assessment of abortion in modern religions // SKIF. Student science questions. - 2019 - No. 11. - S. 210-214.

3. Kalabina T.N. Abortion: Background and Resolution. Art. conf. -Professionally applied physical culture in universities, Petrozavodsk, 2015.

4. Kondrasheva M.A., Lamikhova O.K. Legal abortion or a man's right to abortion // Modern research in the humanities and natural sciences. - 2020 - S. 62-66.

5. Antonova K. Legal abortion or the right of men to abortion [Electronic resource]. - URL: https://www.planeta-zakona.ru/blog/yuridicheskiy-abort-ili-pravo-muzhchiny-na-abort.html/ (date accessed: 03/06/2021)

6. Boyko A. Infanticide in antiquity and in the Middle Ages [Electronic resource]. - URL: https://proza.ru/2013/08/31/1275 (date of access: 01.02.2021)

7. Keith Ablow "A man should have the right to veto an abortion" dated 05/19/2015 // URL: http://orthodoxy.ru/node/554/ (date of access 03/22/2021)

8. Sevitova N.A. The right to life: abortion as an ethical problem of modern society [Electronic resource]. - URL: https://novainfo.ru/article/7070 (date of access: 02/01/2021)

9. Ethics of abortions and reproductive technologies [Electronic resource]. - URL: https://www.yaneuch.ru/cat_11/jetika-abortov-i-reproduktivnyh-tehnologij/200022.2055762.page1.html (date accessed: 06.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.