Евразийская адвокатура. 2023. № 4 (63). С. 88. Eurasian advocacy. 2023;(4(63)):88.
Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве
Научная статья УДК 343.97
doi 10.52068/2304-9839_2023_63_4_88
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУЦЕВ Владимир Валентинович
Аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата, Депутат представительного собрания Рыльского района Курской области
1050120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д. 3/5, стр. 1, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о незаконном обороте наркотиков как угрозе национальной безопасности. Автором приводятся статистические данные по смертности среди потребителей наркотиков, называются некоторые причины роста наркомании в стране, рассматриваются основные направления, цели и принципы Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. В завершение сделан вывод, что наркомания по-прежнему является угрозой национальной безопасности государства. Для борьбы с этим негативным явлением необходимы эффективная система профилактики, надлежащая правовая база и реализация мер, закрепленных в Стратегии.
Ключевые слова: наркотики, наркомания, незаконный оборот наркотиков, национальная безопасность, государственная политика, стратегия
Для цитирования: Куцев В.В. Незаконный оборот наркотиков как угроза национальной безопасности // Евразийская адвокатура. 2023. № 4(63). С. 88. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_88
Justice and law-enforcement activity in the eurasian space
Original article
DRUG TRAFFICKING AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY KUTSEV Vladimir Valentinovich
Postgraduate student of the Russian Academy of Advocacy and Notaries, Deputy of the Representative Assembly of the Rylsky district of the Kursk region
105120, Moscow, Maly Poluyaroslavsky Lane, 3/5, building 1, Russian Federation
Abstract: This article examines the issue of drug trafficking as a threat to national security. The author provides statistical data on mortality among drug users, some reasons for the growth of drug addiction in the country are named, the main directions, goals and principles of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030 are considered. In conclusion, it is concluded that drug addiction is still a threat to the national security of the state. To combat this negative phenomenon, an effective prevention system, an appropriate legal framework and the implementation of measures enshrined in the Strategy are necessary.
Keywords: drugs, drug addiction, drug trafficking, national security, state policy, Strategy
For citation: Kutsev V.V. Drug trafficking as a threat to national security = Eurasian advocacy. 2023;4(63):88. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_88
Незаконный оборот наркотиков является одним из самых прибыльных видов деятельности, который аккумулирует в себе огромные финансовые потоки. В 2014 году он составлял примерно 1/3 совокупного дохода от транснациональной преступности, что выражалось примерно в 426-652 млрд долл. США [1]. Оборот наркотиков не только пагубно влияет на здоровье потребителей, но также является стимулом для роста пре-
ступности и коррупции, подрывает безопасность и стабильность в странах, где он функционирует.
Как отмечает Международный комитет по контролю над наркотиками в своем Докладе за 2021 год, в период пандемии коронавирусной инфекции проблема никуда не исчезла, а, наоборот, приобрела новую форму: мир столкнулся с новым вызовом - ростом распространения и употребления наркотических веществ и немеди-
© Куцев В.В., 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC). 88
цинского использования фармацевтических препаратов [2].
В Российской Федерации ответственность за незаконный оборот наркотиков регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [3]. Примечательно, что в России прекурсоры также являются запрещенными веществами, и за их оборотом ведется усиленный контроль, в отличие от законодательства зарубежных стран [4].
Пандемия повлияла на увеличение в 2021 году в Российской Федерации смертности среди потребителей наркотиков в два раза по сравнению с предыдущими годами. Согласно данным, представленным Росстатом, в 2021 году от причин, связанных с употреблением наркотиков, скончались 10043 человека [5], в то время как двумя годами ранее эта цифра составляла около 5000 [6].
Согласно официальной статистике [7], за 15 лет заболеваемость наркоманией в России снижается. По состоянию на 2022 г. в Российской Федерации были достигнуты значительные успехи в плане сокращения официально зарегистрированных лиц с наркотической зависимостью. Но пока еще рано говорить об абсолютном улучшении показателей в этой области. Для устранения ряда проблем, до сих пор существующих в рассматриваемой сфере, Президент Российской Федерации Указом от 23.11.2020 № 733 [8] утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. В Разделе III данной Стратегии содержится перечень угроз национальной безопасности в сфере оборота наркотиков. Отдельно очерчены приоритетные направления противодействия незаконному их обороту.
В действующей Стратегии, как и в предыдущем аналогичном стратегическом документе, главной целью названо сокращение потребления наркотиков в немедицинских целях. В качестве основных вызовов и угроз в вышеуказанной Стратегии обозначены попытки дестабилизировать существующую международную систему контроля над наркотиками, ее пересмотр, либерализация и легализация наркотических средств в обход действующих антинаркотических конвенций.
Ключевыми направлениями государственной политики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков признаны: развитие и углубление международного сотрудничества в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков; принятие мер
по снижению спроса на наркотики; реализация мер и мероприятий по противодействию наркопреступности (пресечение незаконного производства наркотиков и их оборота); реализация реабилитационных, медицинских и профилактических мер.
Анализ основных положений Стратегии позволяет заключить, что ею закреплен ранее начатый государством курс на борьбу с деятельностью преступных организаций, преступных сообществ и организованных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков (как на территории страны, так и за ее пределами), в том числе с использованием современных цифровых технологий. Легализация наркотиков рассматривается в Стратегии как явная и недвусмысленная угроза национальной безопасности.
Учитывая современные реалии, в 2023 г. в Стратегию был включен пункт о деятельности ряда субъектов, имеющих отношение к контрабанде, нелегальному производству и распространению наркотиков на территории России. Такими субъектами выступают специальные службы, а также экстремистские (в том числе националистические) организации других стран [9].
Следует выразить согласие с точкой зрения С.М. Малькова, считающего, что в качестве наиболее важных и приоритетных направлений реализации Стратегии выступают показатели, которые объективно и полно свидетельствуют о том, что намеченные задачи и цели государственной политики по борьбе с наркотиками достигнуты [10].
Предыдущая и действующая Стратегии поспособствовали тому, что Российская Федерация смогла выйти на принципиально иной уровень в борьбе с наркоманией и нелегальным оборотом наркотиков. Также благодаря данным стратегическим документам было достигнуто установление на законодательном уровне приоритета борьбы с наркотизацией российского общества. Соответственно, можно говорить о том, что к настоящему моменту в России сформирован новый вектор государственной деятельности, или новая государственная функция, хотя этот момент признают далеко не все исследователи.
По мнению многих отечественных ученых-правоведов, несмотря на масштабы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и наркоманией в целом, в теории государства и права данное направление в качестве самостоятельной функции рассматривается крайне редко. В некоторой степени это можно объяснить консервативным характером правовой доктрины [11]. Если же данная функция и упоминается в источниках пра-
ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 4 (63) 2023
ва, то только в аспекте государственной антинаркотической политики [12].
Руководствуясь позицией большинства современных отечественных правоведов, полагаем, что практически за 20 лет активной борьбы с наркопреступностью и наркоманией данное направление обрело особое значение, позволяющее рассматривать его в качестве самостоятельной функции государства. Более того, эта функция носит дискретный, постоянный характер [13]. Следовательно, антинаркотическая функция - постоянная. И ее постоянный характер не зависит от того, повышается или снижается степень угрозы рассматриваемого негативного явления [14].
Таким образом, подводя итоги настоящему исследованию, следует отметить, что наркомания рассматривается в качестве явления, угрожающего национальной безопасности государства, по разным причинам. Одной из основных таких причин выступает демографический кризис, обусловленный высоким уровнем смертности трудоспособных граждан от потребления наркотиков. Также к числу причин можно отнести недостаточность правовой базы и отсутствие эффективной системы профилактики. Вышесказанное предопределило необходимость разработки в 2020 году единой долгосрочной Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г.
Список источников
1. Международный комитет по контролю над наркотиками. Доклад за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://unis.unvienna.org/pdf/2022/INCB/ INCB_2021_Report_R.pdf.
2. Международный комитет по контролю над наркотиками. Доклад за 2021 год. Материалы для прессы [Электронный ресурс]. URL: https://www.incb.org/ documents/Publications/AnnualReports/AR2021/Press_ Kit/INCB_press_kit_rus.pdf.
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17437.
4. Прекурсоры 2017 год и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс]. URL: https://www.incb.org/documents/ PRECURS0RS/TECHNICAL_REP0RTS/2017/R_ebook_ with_annexes.pdf.
5. Число умерших по основным классам причин смерти [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/demo24-1_2021.xls.
6. Harm Reduction International, Global State of Harm Reduction, Report 2020. Available [Электронный ресурс]. URL: https://hri.global/flagship-research/the-global-state-of-harm-reduction/the-global-state-of-harm-reduction-2020.
7. UNODC World Drug Report 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/index. html.
8. Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. 30 ноября. № 48. Ст. 7710.
9. Указ Президента РФ от 29 марта 2023 г. № 216 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733» // Собрание законодательства РФ. 2023. 3 апреля. № 14. Ст. 2399.
10. Мальков С.М. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: характеристика, тенденции, недостатки // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. С. 55.
11. Понукарина Е.С. Антинаркотическая функция российского государства и субъекты ее реализации // Наркоконтроль. 2016. № 4. С. 22.
12. Власов В.А. Государственная антинаркотическая политика: понятие, этапы, приоритетные направления // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 12.
13. Тонков Е.Е. Государственная антинаркотическая политика: проблемы становления // Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 4 декабря 2009 г.). Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С. 12.
14. Бабин И.С. Антинаркотическая функция российского государства как средство реализации государственной антинаркотической политики // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 168.
References
1. Mezhdunarodny"j komitet po kontrolyu nad narkotikami. Doklad za 2021 god [E4ektronny"j resurs]. URL: https://unis.unvienna.org/pdf/2022/INCB/INCB_2021_ Report_R.pdf.
2. Mezhdunarodny"j komitet po kontrolyu nad narkotikami. Doklad za 2021 god. Materialy" dlya pressy" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.incb.org/docu-ments/Publications/AnnualReports/AR2021/Press_Kit/ INCB_press_kit_rus.pdf.
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17437.
4. Prekursory" 2017 god i ximicheskie veshhest-va, chasto ispol"zuemy"e pri nezakonnom izgotovle-nii narkoticheskix sredstv i psixotropny"x veshhestv [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.incb.org/docu-ments/PRECURS0RS/TECHNICAL_REP0RTS/2017/R_ ebook_with_annexes.pdf.
5. Chislo umershix po osnovny"m klassam prichin smerti [E"lektronny"j resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/demo24-1_2021.xls.
6. Harm Reduction International, Global State of Harm Reduction, Report 2020. Available [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://hri.global/flagship-research/the-global-state-of-harm-reduction/the-global-state-of-harm-reduction-2020.
7. UNODC World Drug Report 2017 [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/index. html.
8. Ukaz Prezidenta RF ot 23 noyabrya 2020 g. № 733 «Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj antinar-koticheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. 30 noyabrya. № 48. St. 7710.
9. Ukaz Prezidenta RF ot 29 marta 2023 g. № 216 «O vnesenii izmenenij v Strategiyu gosudarstvennoj antin-arkoticheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdennuyu Ukazom Prezidenta Rossijs-koj Federacii ot 23 noyabrya 2020 g. № 733» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2023. 3 aprelya. № 14. St. 2399.
10. Mal'kov S.M. Strategiya gosudarstvennoj antin-arkoticheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: xarakteristika, tendencii, nedostatki // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. S. 55.
11. Ponukarina E.S. Antinarkoticheskaya funkciya ros-sijskogo gosudarstva i subxxektyx ee realizacii // Narkokon-trol\ 2016. № 4. S. 22.
12. Vlasov V.A. Gosudarstvennaya antinarkoticheskaya politika: ponyatie, e4apyx, prioritetnyxe napravleniya // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. 2016. № 2 (23). S. 12.
13. Tonkov E.E. Gosudarstvennaya antinarkoticheskaya politika: problemyx stanovleniya // Pravovoe regu-lirovanie i profilaktika zloupotrebleniya psixoaktivnyXmi veshhestvami i propaganda zdorovogo obraza zhizni v obrazovateFnyXx uchrezhdeniyax: material^ Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Belgorod, 4 dekabrya 2009 g.). Belgorod: Izd-vo BelGU, 2010. S. 12.
14. Babin I.S. Antinarkoticheskaya funkciya rossijskogo gosudarstva kak sredstvo realizacii gosudarstvennoj an-tinarkoticheskoj politiki // Molodoj uchenyXj. 2020. № 42 (332). S. 168.
Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации 20.07.2023.
The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 20.07.2023.