Научная статья УДК 33
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-288-294 NIION: 2015-0066-1/22-251 MOSURED: 77/27-011-2022-01-450
Направления финансовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: организационный аспект
Александр Николаевич Литвиненко1, Ренат Романович Тотоев2
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, lanfk@mail.ru
2 Академия управления МВД России, Москва, Россия, renattotoev@mail.ru
Аннотация. В статье показано, что проблемные вопросы в области наркобизнеса для нашего государства остаются открытыми и не теряют свою актуальность. Распространение наркотиков остается угрозой здоровью людей, экономическому положению и национальной безопасности страны. Это явление требует действий, как со стороны государства, так и со стороны самого общества.
Авторами обоснованы организационные аспекты финансовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предложены меры по решению проблемных вопросов в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Для достижения поставленной цели было проанализировано существующее состояние финансового противодействия незаконному обороту наркотиков, оценены положительные и отрицательные стороны внедрения новых нормативно-правовых актов в исследуемой сфере.
Ключевые слова: финансовая борьба, незаконный оборот, наркотики, наркотические средства, государство, незаконный оборот наркотиков (НОН), Росфинмониторинг
Для цитирования: Литвиненко А. Н., Тотоев Р. Р. Направления финансовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: организационный аспект // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 288-294. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-288-294.
Original article
Directions of financial struggle against illicit drug trafficking:
organizational aspect
Alexander N. Litvinenko1, Renat R. Totoev2
1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia,
lanfk@mail.ru
2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
renattotoev@mail.ru
Abstract. The article shows that problematic issues in the field of drug trafficking for our state remain open and do not lose their relevance. The spread of drugs remains a threat to human health, the economic situation and the national security of the country. This phenomenon requires action, both on the part of the state and on the part of society itself.
The authors substantiate the organizational aspects of the financial fight against drug trafficking and propose measures to address problematic issues in the field of illicit drug trafficking.
To achieve this goal, the existing state of financial counteraction to drug trafficking was analyzed, the positive and negative sides of the introduction of new regulatory legal acts in the field under study were evaluated.
Keywords: financial struggle, illegal trafficking, drugs, narcotic drugs, the state, illegal drug trafficking (nonprofit), Rosfinmonitoring
For citation: Litvinenko A. N., Totoev R. R. Directions of financial struggle against illicit drug trafficking: organizational aspect. Bulletin of economic security. 2022;(1):288-94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-288-294.
© Литвиненко А. Н., Тотоев Р. Р., 2022
Введение.
Наркотические средства являются инструментом обеспечения одной из наивысших норм дохода в криминальной сфере. При сравнении разницы между начальными вложениями в культивирование кустов коки в регионе Анд и стоимости реализованного готового кокаинового продукта в Америке, доходность составляла около 30 тысяч процентов [19]. Поэтому, независимо от всех усилий противодействия компетентными органами попыткам изготовления и реализации наркотических средств, ситуация по-прежнему характеризуется высоким уровнем выживания и устойчивости наркодельцов в любой среде, даже крайне неблагоприятной. Не исключением стала и сегодняшняя ситуация с пандемией COVID-19. В условиях реализации карантинных мер, включающих санкции и запреты, не произошло банкротство наркобизнеса, оперативная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков не улучшилась. Это лишь привело к более активному использованию сети Интернет, платежных систем международного и национального формата, электронных бирж и крипто-валют [17]. С целью обеспечения национальной безопасности России, создания механизмов контроля за преступными активами от наркобизнеса, нанесения удара по транснациональным преступным организациям, государству требуется реализация на практике главных правовых и организационных основ противодействия незаконному обороту наркотических (НОН) веществ.
В ходе выполнения Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года проведен комплекс новых мероприятий, который направлен на исполнение главной стратегической цели -пресечения незаконного распространения наркотических веществ в пределах России и уменьшения их немедицинского употребления. Итогом послужило утверждение Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года [18].
Направления финансовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, непосредственно выполняющих подготовительные операции, исполняющих либо уже исполнивших преступление - является главной задачей оперативной и разыскной работы, зафиксированной в нормативной документации [5, с. 4].
В результате проведенного экспертного исследования установлено, что базовым условием увеличения эффективности противодействия НОН является совершенствование финансового обеспечения борьбы и создание специальных инструментов для пресечения этих преступлений.
Согласно результатам анализа мнений российских и иностранных экспертов, в области борьбы с наркотической преступностью, для реализации главной стратегии государства мало просто сформулировать нормы и правила, создать правовую основу и наметить план действий. Нужно организовать выполнение этих планов, ввести эффективные механизмы и обеспечить надзор за их выполнением в будущем [5, с. 7].
Совершенствование сегодняшних 1Т-технологий оказало значительное воздействие на положение современного наркобизнеса. Так на данный момент активно применяется бесконтактный способ реализации наркотических средств, базирующийся на применении анонимных программ с опцией по кодировке данных («Телеграм», «Сигнал», «Викр» и др.), электронных платежных систем и виртуальных активов [13, с. 16].
С каждым годом наркодилеры применяют все новые и новые финансовые схемы легализации денежных средств. Схема взаиморасчетов и легализации наркотических средств выглядит следующим образом: потоки наркотических средств направлены из страны-производителя в страны-потребители через страны-посредники. В обратной последовательности в страны-производители возвращаются материальные блага через различные страны-экспортёры. Для этого используются инвестиционные центры и финансовые шлюзы. В результате установлено, что часть наркодоходов выводится за пределы страны по путям наркомаршрутов в «финансовые центры» - узлы перераспределения грязных денег, и далее - в центры их реинвестирования, например, в Объединенные Арабские Эмираты, Великобританию, Панаму, Гонконг.
Сотрудничество МВД России и Росфинмонито-ринга.
Сетевой наркосбыт использует многоуровневые финансовые схемы с применением электронных сервисов и платежных систем по переводу средств без открытия счета. Применяются для вывода денежных средств за рубеж банковские и предоплаченные карты, виртуальные активы. Для противодействия сложившимся схемам организовано взаимодействие ГУНК МВД России с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Целью взаимной работы является подрыв финансовой основы незаконного оборота наркотиков. Такое взаимодействие уже позволило провести успешные операции по ликвидации сетевого сбыта наркотиков транснациональными формированиями в российских регионах.
Пресечение преступлений, которые связаны с отмыванием доходов от наркобизнеса - одно из главных направлений работы органов внутренних дел. Так, за
период 2016-2020 гг. выявлено и расследовано примерно 1200 подобных преступлений [6, с. 8].
Основную деятельность по пресечению распространения наркотических средств выполняют следующие структуры: Федеральная служба по финансовому мониторингу, Государственный антинаркотический комитет (ГАК), Главное управление по контролю за оборотом наркотиков (ГУКОН), Следственный департамент МВД РФ. Каждая из организаций вносит свой вклад в раскрытии преступлений по НОН, и эффективная деятельность конкретной структуры невозможна без помощи другой.
Значительную помощь и содействие проведению следственных операций в нахождении за границей недвижимого имущества и других активов, приобретенных незаконным способом либо созданных по результатам отмывания доходов, оказывает Росфин-мониторинг [8, с. 11].
Так, ГУНК МВД России и Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по г. Москве пресечена работа транснациональной преступной организации, занимающейся региональной системой сбыта наркотиков на территории Московской и Тамбовской областей. Выявленная сумма легализованных финансовых средств составила более 3,6 млн руб. На сегодня при взаимодействии с Рос-финмониторингом продолжаются мероприятия по установлению иных лиц, осуществляющих организацию и координацию из Республики Таджикистан сетевого сбыта наркотиков на территории РФ, а также дополнительных каналов легализации наркодоходов [13, с. 16].
Подобные операции отмечены в Камчатском крае, где по итогам финансовых сделок с денежными ресурсами и недвижимостью, преступникам удалось легализовать почти 7 млн рублей [21].
Нахождение и документальное оформление данных преступных деяний подразумевает большую запросную справочную работу и точный анализ полученной информации. Специализированную поддержку в этом оказывают эксперты Росфинмониторинга, которые используют программы обработки массива информации и нахождения подозрительных денежных операций. В рамках совместных расследований удается в кратчайшие сроки заполучить и обработать информацию как российских, так и иностранных финансовых компаний [12, с. 19].
Общее число уголовных дел, в пределах расследования которых применялась предоставленная информация Росфинмониторинга, с каждым годом возрастает, и в 2020 их стало более двух тысяч [22]. Стоит иметь ввиду, что данные о финансовых операциях руководителей наркобизнеса как в России, так и за границей, информация об их имуществе, юридических лицах, соучастниками которых они являются, очень
нужна для следственных органов и вынесения судебного приговора. Причем деятельность следствия нацелена на улучшение взаимосвязи с Росфинмонито-рингом в дальнейшем в различных направлениях работы. Таким образом, работа следственного комитета невозможна без помощи Росфинмониторинга, так как второй обладает большей базой данных и имеет доступ к информации в любое время как внутри страны, так и за ее пределами.
Выполнение решений ГАК дало возможность на законодательном уровне поставить оградительные барьеры для применения финансовых инструментов в НОН, сконцентрировать на этом работу государственных органов, увеличить качество деятельности органов правоохранительной власти по количеству раскрытий и расследований преступлений в данной области [6, с. 8].
Следственный департамент МВД РФ при сотрудничестве с ГУКОН за оборотом наркотиков МВД России, а также иными подразделениями и ведомствами сразу принимает меры по пресечению финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате совершения преступлений в сфере наркобизнеса [8, с. 12].
Стоит полагать, что за последние годы прорисовывается четкая динамика увеличения количества преступлений в области НОН, в процессе выполнения которых наркодилеры применяют конвертацию реальных денежных платежных единиц в виртуальные - криптовалюту. Это связано, в первую очередь, с анонимным использованием и доступом к цифровой среде, а также широкими способностями 1Т-технологий и скоростью передаваемой информации.
Тем не менее, при выявлении схем отмывания доходов преступников от НОН, не решена одна из проблем - квалификация деяний преступников по статьям УК РФ [8, с. 12].
Совершенствование квалификации деяний по УК РФ.
Так, согласно ст. 174 и 174.1 УК РФ и пояснениям, предметом данного преступного деяния могут быть денежные средства либо другое имущество, полученные по итогу определенного преступления. При этом составы преступлений, предусматривающих наказание за НОН, - формальные и не требуют наличия общественно опасных последствий преступной деятельности в виде, например, передачи наркотиков конкретному покупателю. Стоит учитывать высокую скрытность и засекреченность преступности по НОН, поэтому нахождение преступных организаций, работающих в данной области и получающих от этого доход, происходит, главным образом, оперативно. Задержание соучастников подобных организаций с
поличным предполагает изъятие наркотиков, предназначенных для будущего сбыта. За их реализацию организаторы НОН еще не смогли либо не успели получить незаконную прибыль [1, с. 5].
Таким образом, для заведения уголовного дела необходимо наличие изъятых наркотических средств, поэтому предварительное следствие оказывается в двоякой ситуации: с одной стороны, преступникам предъявляются обвинения, связанные с НОН, которые они еще не успели реализовать, а с другой - в процессе проведения расследования фиксируется много фактов свершения денежных операций, закрывающих сделки по уже реализованным наркотическим средствам. Но для того, чтобы доказать исполнение операций, следствие не имеет предшествующего состава, так как наркотические средства уже были проданы и использованы потребителями.
Именно поэтому в большей части ситуаций, если имеется достаточно информации о денежных операциях и размере оборота, которые получены преступными группировками, у следственных органов нет задокументированных доказательств факта реализованных ранее наркотических средств, в результате чего были получены финансовые средства. Это осложняет квалификацию действий преступников по статьям УК РФ, связанным с легализацией доходов от НОН.
Частично разрешение данного вопроса возможно путем создания общей правовой практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с наркотиками, совершенных в составе преступной группировки.
Выполняя организацию деятельности по борьбе с НОН, следствием МВД РФ активно оказывается международная правовая помощь по уголовным делам для нахождения и ареста активов, которые были получены преступным путем в России и выведены заграницу. Следственными органами в компетентные иностранные структуры отправляются запросы с просьбой по оказанию правовой помощи по соответственным уголовным делам согласно международным договорам, либо на основании принципа взаимности.
При этом действующий механизм нуждается в совершенствовании. На сегодняшний день необходима наработка методов борьбы с НОН, соответствующих регулярно изменяющейся ситуации в данной области. Активизация раскрытия и расследований подобных уголовных преступлений для следственных органов МВД стоит на первом месте, а для ее исполнения есть высококвалифицированные сотрудники и нужное научно-техническое обеспечение 1Т-технологиями [8, с. 12-13].
Создание специализированных фондов.
Для организационного содействия юридическим и физическим лицам, которые напрямую ведут борьбу с НОН, проводят профилактические мероприятия,
лечение и реабилитацию, формируются специализированные антинаркотические фонды. Первый такой фонд был открыт в г. Хабаровск.
Поддержка со стороны общества позволила за короткий период времени из выделенных спонсорских и учредительских ресурсов профинансировать 19 антинаркотических мероприятий, к которым относились следующие:
- покупка лекарственных средств для оказания непосредственной помощи по психолого-педагогический реабилитации и восстановления;
- приобретение и передача лекарственных средств;
- проведение семинара среди журналистов, вовлеченных в тему наркотиков;
- финансирование профилактических мероприятий в образовательных учреждениях;
- содействие усилению материальной и технической баз подразделений наркологического контроля МВД России.
Таким образом, проведя оценку угрозы, которую влечет распространение наркобизнеса на территории России, правительство РФ учредило формирование методов борьбы с НОН, призванной повысить эффективность работы в этом направлении. Одновременно стало очевидно, для финансовой борьбы с НОН требуется работа не только самого государства, но и поддержка и активность со стороны даже небольших фондов, ведь чем больше задействованных лиц, тем выше будущий результат [7, с. 10].
Сотрудничество с частным сектором.
На сегодняшний день особенно важным становится поиск новейших методов и форм взаимодействия с частным сектором. В сотрудничестве следственных органов с некоторыми банковскими организациями выполняется работа по формированию модели финансового поведения «Наркоторговец». Она направлена на нахождение финансового инструментария, применяемого фигурантами преступных группировок и сообществ на разных стадиях перемещения финансовых средств от НОН. Создается и прорабатывается список индикаторов, характеризующих движение по банковским картам и электронным кошелькам, которые применяется в наркобизнесе. Причем индикаторы дают возможность описания всех этапов перемещения денежных потоков и информируют не об одной транзакции, а о целой схеме.
Банковскими организациями, принимающими участие в пилотном проекте, осуществляется работа по созданию и оценке выборок учетных записей платежной системы и банковских карт по всем рассматриваемым индикаторам. Отправление данных в Росфинмониторинг выполняется с применением «Личного кабинета», созданного для подотчетных компаний. Все виды операций, по предположению
связанные с наркобизнесом, маркируются отдельно от остальных.
Создание единой системы информационно-аналитического отслеживания движения денежных средств.
Следственными органами по итогам обработки данных, направленных от Росфинмониторинга по полученным от кредитных компаний - в границах пилотного проекта - сообщениям, выявлено, что созданный профиль поведения адекватно описывает финансовую работу фигурантов наркобизнеса. Помимо этого, некоторые физические лица до этого уже были упомянуты в документах финансового следствия, связанного с НОН.
Совместно с Банком России проводится работа по внесению изменений в «Классификатор признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки)». Разработана отдельная группа признаков операций, свидетельствующих о потенциально преступном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В настоящее время Росфинмониторингом совместно с Физическим институтом имени П.Н. Лебедева РАН реализуется проект «Прозрачный блок-чейн». Разрабатываемый программный продукт используется МВД России, ФСБ, Росфинмониторингом с целью оценки и анализа связей участников крип-товалютной среды с криминальными площадками, а также выявления бирж и обменников, через которые преступники осуществляют обмен виртуальных активов на фиатные денежные средства. Важным моментом в области механизма контроля и урегулирования взаимоотношений, которые связаны с цифровыми финансовыми активами, явилось вступления силу с 01.01.2021 г. ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1, с. 4].
Интенсификация работы с подразделениями финансовой разведки (ПФР) и разработка программного продукта «Прозрачный блокчейн» позволили расширить потенциал Росфинмониторинга в части получения сведений об аккаунтах фигурантов расследований, выявления цепочек выплат вознаграждений в криптовалюте и установления суммы легализации преступных доходов.
В 2020 году наблюдалось значительное увеличение входящего потока информации от отдельных ПФР в Росфинмониторинг о клиентах криптовалютных бирж. Сообщения содержат информацию о ряде лиц, которые ранее уже являлись фигурантами проверок и уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков и иными преступлениями. В результате в ФСБ России и МВД России направлены сведения о более 800 аккаунтах, которыми владеют граждане
США, Китая, Израиля, Казахстана, Беларуси, Молдовы и России. Сумма поступившей на них крипто-валюты с одной из теневых площадок оценивается в размере более 1,9 млрд руб. Результаты проверки доведены до соответствующих ПФР [4, с. 51-52].
Заключение.
Таким образом, к числу наиболее действенных направлений финансовой борьбы с НОН относятся:
сотрудничество МВД России и Росфинмонито-ринга, при котором в короткие сроки появляется возможность обработки массива информации и нахождения подозрительных денежных операций как у российских, так и иностранных финансовых компаний;
- внедрение квалификации деяний преступников по статьям УК РФ;
- создание специализированных антинаркотических фондов;
- активное сотрудничество с частным сектором, в том числе с кредитными организациями;
- создание и проработка списка индикаторов, характеризующих движение по банковским картам и электронным кошелькам, что позволит отслеживать не единичные операции, а всю схему.
Список источников
1. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (последняя редакция).
2. Постановление от 11 декабря 2020 № 144 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств на территории Воло-шовского сельского поселения на 2021-2023 годы».
3. Глазкова Л. А. Василий Пискарев : против России ведётся настоящая нарковойна // Парламентская газета. 2021. С. 26-38.
4. Гобрусенко К. И. На треке борьбы с финансовой составляющей наркобизнеса // Финансовая безопасность. 2020. № 28. С. 49-54.
5. Дульцев М. В., Бульбачева А. А., Котяжов А. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров : организационные и правовые основы : учебное пособие / М. В. Дульцев, А. А. Бульбачева, А. В. Котяжов. Москва : Академия управления МВД России, 2021. 156 с.
6. Колокольцев В. А. Наша стратегическая задача - подрыв экономических основ наркопреступности// Финансовая безопасность. 2020. № 28. С. 6-10.
7. Крайнова Н. А. Некоторые аспекты противодействия наркобизнесу в России (с учетом региональной специфики) // Борьба с наркотиками. 2018. № 5. С. 1-17.
8. Лебедев С. Н. О следственной практике по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1, 174.1 УК РФ // Финансовая безопасность. 2020. № 28.С. 11-13.
9. Обзор : уделение первоочередного внимания задаче борьбы с отмыванием денег // Борьба с отмыванием денег как один из эффективных способов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, 2018. 9 с.
10. Отчет о взаимной оценке // Меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма Российская Федерация, 2019. 323 с.
11. Противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в современных условиях : сб. материалов круглого стола (г. Москва, 18 апреля 2017 г.) / отв. ред. Р. В. Жубрин ; [ред. коллегия : А. Ю. Винокуров, О. А. Евланова] ; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2017. 152 с.
12. Ткачев И. И. О взаимодействии ФСБ России и Росфинмониторинга в области борьбы с легализацией наркодоходов и незаконным оборотом наркотиков // Финансовая безопасность. 2020. № 28. С. 18-20.
13. Храпов А. И. Основные аспекты системы противодействия наркоугрозе на современном этапе // Финансовая безопасность. 2020. № 28. С. 14-17.
14. В ШОС назвали приоритетной борьбу с незаконным оборотом наркотиков // Тасс URL [Электронный ресурс]: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8819911 (дата обращения: 13.11.2021).
15. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ // Правительство Новгородской области URL [Электронный ресурс]: https://www. novreg.ru/region/social/AntiDrugs/ (дата обращения: 11.10.2021).
16. Терроризм и незаконный оборот наркотиков // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности URL [Электронный ресурс]: https://www.unodc.org/russia/ru/news/terrorism-i-nezakonniy-oborot-narkotikov.html (дата обращения: 14.12.2021).
17. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] // https:// prim-hasan.ru/assets/files/OfInformation/Komissii _aXMP/Narkotiki-2020_RF-doklad.pdf (дата обращения: 07.10.2021).
18. Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» от 23.11.2020 № 733 (последняя редакция).
19. Зотин А. ВАВТ : Скользящий наркотрафик // ИД «Коммерсантъ». 2017. https://www.kommersant.ru/ doc/3472796 (дата обращения: 07.12.2021).
20. Доклад о наркоситуации в Камчатском крае в 2017 году https://www.kamgov.ru > minsp >
№ 1 / 2022
file > download_RF-doklad.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
21. Официальный сайт Федеральная служба по финансовому мониторингу. Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/releases/5435 (дата обращения: 08.12.2021).
22. Сыромолотова О. В. «Пресечения и борьбы с незаконными финансовыми потоками от наркотрафика на полях» // 63-й сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам (Вена, 2 марта 2020 г.). https://viennamission.mid.ru/upn/-/asset_publisher/ xlMX0AWS0qs0.
References
1. Federal Law «On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» dated July 31, 2020 № 259-FZ (last edition).
2. Decree of December 11, 2020 № 144 «On the approval of the municipal program «Prevention of drug addiction and combating illegal drug trafficking in the territory of the Voloshovsky rural settlement for 2021-2023».
3. Glazkova L. A. Vasily Piskarev : a real drug war is being waged against Russia // Parliamentary newspaper. 2021. P. 26-38.
4. Gobrusenko K. I. On the track of the fight against the financial component of the drug business // Financial security. 2020. № 28. P. 49-54.
5. Dultsev M. V., Bulbacheva A. A., Kotyazhov A. V. Counteraction to illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors : organizational and legal foundations : textbook / M. V. Dultsev, A. A. Bulbacheva, A. V. Kotyazhov. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.156 p.
6. Kolokoltsev V. A. Our strategic goal is to undermine the economic foundations of drug crime // Financial security. 2020. № 28. P. 6-10.
7. Krainova N. A. Some aspects of counteracting drug trafficking in Russia (taking into account regional specifics) // Fight against drugs. 2018. № 5. P. 1-17.
8. Lebedev S. N. On the investigative practice in criminal cases of crimes provided for by Articles 228.1, 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Financial Security. 2020. № 28. P. 11-13.
9. Review : prioritizing the task of combating money laundering // Combating money laundering as one of the effective ways to combat drug trafficking and organized crime, 2018. 9 p.
10. Mutual Evaluation Report // Measures to Combat Money Laundering and the Financing of Terrorism Russian Federation, 2019. 323 p.
11. Combating crime in the sphere of illegal drug trafficking in modern conditions : collection of articles.
293
Bulletin of economic security
Materials of the round table (Moscow, April 18, 2017) / otv. ed. R. V. Zhubrin; [ed. board : A. Yu. Vinokurov, O. A. Evlanov]; Acad. Gener. Prosecutor's Office Rus. Federation. M., 2017. 152 p.
12. Tkachev I. I. On the interaction of the FSB of Russia and Rosfinmonitoring in the field of combating the legalization of drug income and drug trafficking // Financial security. 2020. № 28. P. 18-20.
13. Khrapov A. I. Main aspects of the drug threat counteraction system at the present stage // Financial security. 2020. № 28. P. 14-17.
14. The SCO called the fight against drug trafficking a priority // Tass URL [Electronic resource]: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/8819911 (date of access: 13.11.2021).
15. Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation // Government of the Novgorod region URL [Electronic resource]: https://www.novreg. ru/region/social/AntiDrugs/ (accessed: 10/11/2021).
16. Terrorism and drug trafficking // United Nations Office on Drugs and Crime URL [Electronic resource]: https://www.unodc.org/russia/ru/news/terrorism-i-nezakonniy-oborot-narkotikov.html (accessed: 14.12.2021).
17. Report on the drug situation in the Russian Federation in 2020 [Electronic resource] // https://prim-hasan.ru/assets/files/OfInformation/Komissii _aXMP / Narkotiki-2020_RF-doklad.pdf (accessed: 07.10.2021).
18. Decree of the President of the Russian Federation «On Approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation for the Period up to 2030» dated 23.11.2020 № 733 (last edition).
19. Zotin A. VAVT : Sliding drug trafficking // Publishing House Kommersant. 2017. https: //www. kommersant.ru/doc/3472796 (accessed: 07.12.2021).
20. Report on the drug situation in the Kamchatka Territory in 2017 https://www.kamgov.ru >minsp> file >download_RF-doklad.pdf (accessed: 08/12/2021).
21. Official site Federal Service for Financial Monitoring. Access mode: https://www.fedsfm.ru/ releases/5435 (accessed: 08.12.2021).
22. Syromolotova O. V. «Suppression and fight against illegal financial flows from drug trafficking in the fields» // 63rd session of the UN Commission on Narcotic Drugs (Vienna, March 2, 2020). https:// viennamission.mid.ru/upn/-/asset_publisher/ xlMX0AWS0qs0.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
А. Н. Литвиненко - профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ;
Р. Р. Тотоев - слушатель Академии управления МВД России.
Information about the authors
A. N. Litvinenko - Professor of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Economist of the Russian Federation;
R. R. Totoev - Student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.