Научная статья
Научная специальность
5.1.4 «Уголовно-правовые науки»
УДК 343.988
DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2023.2.74
НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
© Ивушкина О. В., 2023
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация
Подчеркивается, что уголовная политика на современном этапе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков демонстрирует определенные успехи. Исследована динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ за период с 2017 по 2021 г. В процессе исследования выявлено, что прослеживается определенная тенденция к снижению данного вида преступлений, а также отмечается тенденция к снижению общей заболеваемостью наркоманией. Отмечается, однако, что удельный вес преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Российской Федерации весьма высок и в среднем составляет 9,0 %, т. е. ежегодно правоохранительными органами выявляется около 200 тыс. противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что является непосредственной угрозой национальной безопасности. Представлены сведения по субъектам Российской Федерации с наибольшей степенью криминогенной пораженности от преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. С помощью анализа структуры преступлений определены основные виды наркопреступлений, а также основные способы их совершения с учетом современных реалий, что позволит определить основные направления антинаркотической политики. Сделан вывод, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются одними из массовых и организованных видов преступлений ввиду того, что в сбыт и незаконное их производство вовлечено множество преступных элементов. В заключении предложены некоторые меры противодействия данному виду преступлений с учетом появления новых форм противоправной деятельности (в том числе использования инновационных коммуникационных технологий).
Ключевые слова: уголовная политика, незаконный оборот наркотиков, психотропные вещества, структура, динамика, противодействие, предупреждение.
DIRECTIONS OF CRIMINAL POLICY IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO ILLEGAL DRUG TRAFFIC
© Ivushkina O. V., 2023
East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation
Criminal policy at the present stage in the field of combating drug trafficking shows some success. The presented scientific article examines the dynamics of crimes related to the illegal circulation of narcotic drugs and psychotropic substances for the period from 2017 to 2021. In the course of the study, it was revealed that there is a certain downward trend in this type of crime, and there is also a downward trend in the overall incidence of drug addiction. However, the proportion of crimes in the field of drug trafficking in the Russian Federation is very high, and averages 9.0%, that is, every year law enforcement agencies detect about 200 thousand illegal acts related to drug trafficking, which is a direct threat to the national security. Information is presented on the subjects of the Russian Federation with the highest degree of criminogenic involvement from crimes in the field of drug trafficking. An analysis of the structure of crimes made it possible to determine the main types of drug crimes, as well as the main methods of their commission, taking into account modern realities, which will make it possible to determine the main directions of anti-drug policy. It is concluded that crimes related to drug trafficking are one of the mass and organized types of crimes, due to the fact that many criminal elements are involved in their sale and illegal production. In conclusion, some measures are proposed to counter this type of crime, taking into account the emergence of new forms of illegal activity (including the use of innovative communication technologies).
Keywords: criminal policy, drug trafficking, psychotropic substances, structure, dynamics, counteraction, prevention.
Введение
На современном этапе развития уголовную политику можно определить как деятельность, выработанную государством в области противодействия преступности [1, с. 87]. Такая деятельность находит отражение в виде стратегий, идей, директив и установок, определяющих основные задачи и направления функционирования государственных органов и общественных
организаций, целью которых является снижение преступности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 изложены основные тенденции и возможности современного российского общества, в том числе по противо-
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
Таблица
Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Российская Федерация, 2017-2021 гг.
Показатели Годы
2017 2018 2019 2020 2021
Всего зарегистрировано преступлений по Российской Федерации 2 058 681 1 991 532 2 024 337 2 044 221 1 853 143
Преступления, связанные с незаконным
оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих 208 681 200 306 190 197 189 905 168 072
веществ, новых потенциально опасных
психоактивных веществ
Удельный вес преступлений, в % 10,1 10,5 9,3 9,2 9,0
Темп прироста (цепной, в %) - -4,0 -5,0 -0,1 -11,4
действию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, перечислены все угрозы национальной безопасности и указано на необходимость борьбы с наркобизнесом.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года1 определяет реализацию антинаркотической политики следующими стратегическими задачами:
- совершенствованием (с учетом анализа наркоситуации, научных исследований и разработок) нормативно-правового регулирования оборота наркотиков и антинаркотической деятельности;
- формированием на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
- созданием с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
- совершенствованием системы мониторинга наркоситуации, повышением оперативности и объективности исследований в сфере контроля за оборотом наркотиков и др.
Материалы и методы исследования
Выводы и предложения основаны на анализе статистических данных и материалов следственной и судебной практики в сфере незаконного оборота наркотиков. В ходе исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовые методы, а также методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, межотрас-
левого исследования, обобщения и описания. В качестве нормативной основы использованы Конституция РФ2, Уголовный кодекс РФ3, федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации.
Результаты исследования
Анализ статистических сведений за период с 2017 по 2021 г. свидетельствует о снижении числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также количества лиц, выявленных за их совершение4. Кроме того, значительно снизилось число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. Однако удельный вес указанных преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений по-прежнему на достаточно высоком уровне, в среднем от 9 до 10,5 % (табл.).
Как видно из представленных данных, наблюдается тенденция к ежегодному снижению исследуемого вида преступлений. Так, в 2018 г. выявлено 200,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 4,0 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов внутренних дел в 2019 г. выявлено более 190 тыс. преступлений.
При распределении по федеральным округам максимальное значение данного показателя за 2021 г. отмечается в Красноярском крае (83,7 %) и Дальневосточном федеральном округе (ДФО) (64,2 %), что объясняется в том числе включени-
1 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 23 нояб. 2020 г. № 733 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 48. Ст. 7710.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020, по сост. на 04.10.2022) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4 По данным ФГКУ ГИАЦ МВД России. URL: https://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics (дата обращения: 12.02.2023).
ем в 2018 г. в состав ДФО новых субъектов - Республики Бурятия и Забайкальского края. Более благоприятная криминальная ситуация в данной сфере сложилась в Центральном (44,2 %) и Северо-Кавказском (46,2 %) федеральных округах.
Социологические исследования, проводимые антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации в целях определения уровня наркотизации общества и оценки отношения населения к незаконному обороту наркотиков, показывают, что число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, составляет 1,9 млн человек, или 1,3 % населения [4, с. 4]. С предложением попробовать наркотики сталкиваются порядка 21,8 % опрошенных граждан. Каждый четвертый респондент (24,1 %) общается с лицами, которые незаконно потребляли или потребляют наркотики.
В общей структуре наркопреступлений преобладают преступления, предусмотренные ст. 228 (28 208; 34,1 %) и 228.1 (51 512; 62,3 %) УК РФ (рис.).
Ш Статья 228 УК РФ Ш Статья 228.1 УК РФ Ш Иные
Рис. Структура преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, Российская Федерация, 2021 г., %
Несомненно, что снижение общего числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, достигнуто вследствие реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, в том числе направленной на подрыв экономических основ наркобизнеса, сокращение масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, формирование системы эффективной защиты от их нелегального ввоза.
Введенные ограничительные мероприятия практически во всех регионах Российской Федерации в виде режима самоизоляции в период распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, а также установление ограничений на перемещение граждан, грузоперевозок, усиление контроля, в том числе по временному ограничению движения лиц и транспортных средств через государственную границу РФ, и ужесточение контроля за перемещением товаров и грузов на международных маршрутах повлекли изменения некоторых тенденций наркопреступности, касающихся способов их совершения и маскировки преступной деятельности.
При анализе использования сети Интернет с целью совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков отмечается активизация данного направления. Совершение преступления подобным образом значительно увеличивает территорию и аудиторию незаконного распространения наркотических средств за счет пользователей социальных сетей, исключая прямой контакт и даже личное знакомство преступников между собой [2, с. 286].
Так, мессенджер «Телеграм» пользуется большой популярностью у создателей чат-ботов из-за полностью открытой и простой, интуитивно понятной, не требующей специального обучения платформы и почти полной анонимности. С учетом данных особенностей «боты» стали популярным средством продвижения наркотиков, чему способствует широкое распространение про-грамм-мессенджеров, а также их анонимность.
Однако подобный способ осуществления преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, подразумевает определенный уровень познаний в сфере информационных технологий и навыков работы со средствами мобильной связи, что, в свою очередь, определяет возрастной ценз лиц, обладающих перечисленными качествами и вовлекаемых в совершение преступлений данной категории. Как правило, это молодые люди в возрасте 18-30 лет, что показывает всплеск специфической преступности в молодежной среде нашего общества.
При этом при опосредованной, анонимной, посредством тайников - «закладок» - передаче между соучастниками противоправной деятельности крупных, от 0,5 до нескольких килограммов, партий наркотических средств указанные тайники размещаются, как правило, за пределами населенных пунктов, в лесополосах и парках, что позволяет, в частности, избежать внимания
3,6
случайных свидетелей как при оборудовании, так и при снятии «закладки».
Кроме того, достаточно распространенным фактом явилось своего рода «рекрутирование» лиц для распространения «закладок» наркотиков под видом подбора на работу курьеров по доставке продуктов питания, а также трудоустройство наркокурьеров в сервисы по доставке еды. Такой способ наиболее распространен в регионах с наиболее жесткими ограничительными мерами (например, в городах Москве, Казани).
Однако стоит отметить тенденции к сокращению числа зарегистрированных преступлений, связанных с контрабандой наркотиков. Сократился ввоз на территорию Российской Федерации наркотиков, имеющих зарубежное происхождение (гашиш, героин, кокаин), в результате чего повысилась их стоимость. Так, в среднем рыночная стоимость ввозимых в страну оптовых партий гашиша выросла вдвое (с 350 тыс. до 700 тыс. руб. за килограмм). Значительно возросла стоимость героина (с 900 тыс. до 1,4 млн руб. за килограмм) и кокаина (с 3,2 млн до 4,5 млн руб. за килограмм). Вместе с тем с учетом ввоза в страну коммерческих грузов и продовольственных товаров риски поступления указанных наркотиков сохраняются.
В свою очередь, расширяется производство на территории Российской Федерации синтетических наркотиков (в первую очередь мефе-дрона) из-за сохраняющейся доступности беспрепятственного приобретения прекурсоров, реактивов и химического оборудования. При этом не снижается, а в некоторых случаях и растет кустарное производство наркотиков в так называемых домашних условиях - в квартирах, гаражах и др. За период 2020 г. правоохранительными органами пресечена деятельность 208 нарколабораторий, что на 48,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (2019 г.).
Экспертами отмечается и изменение маршрутов транспортировки наркотиков. Чаще всего специалисты отмечают, что наркоторговцы начали искать альтернативные маршруты контрабанды, в том числе героина, потоки которого, как правило, осуществлялись по суше. Сейчас героин, как и кокаин, пытаются переправлять морем. Несмотря на то что на территории Российской Федерации логистические схемы поставки оборудования и химических веществ, используемых для производства наркотиков, не претерпели существенных изменений, усложняются схемы их реализации путем увеличения участвующих фирм-посредников с целью затруднения выявления мест подпольного произ-
водства и документирования противоправной деятельности правоохранительными органами.
При общем сокращении показателей уличной преступности возросло число фактов распространения наркотиков в общественных местах. Развитие указанных тенденций будут зависеть от продолжительности и глубины последствий кризиса, вызванного пандемией. Многие криминальные процессы после снятия всех ограничений вернулись в прежнее русло как минимум в тех же масштабах. Вместе с тем возможны и отдельные серьезные негативные изменения, связанные с адаптацией организованной наркопреступности к новым реалиям. С учетом ценовой разницы по видам веществ можно прогнозировать последующее увеличение доли более дешевых (по себестоимости и конечной цене) синтетических наркотиков, произведенных на территории страны в условиях подпольных нарколабораторий, распространяемых бесконтактным способом с помощью сети Интернет.
Все это, с учетом положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, представляет прямую угрозу национальной безопасности нашего государства.
Однако проведенный статистический анализ предполагает в краткосрочной перспективе стабильные показатели и дальнейшее снижение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, которые, как представляется, отражают текущие возможности и приоритеты антинаркотической системы.
Несмотря на положительную динамику, существует необходимость в совершенствовании методов борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с целью реализации антинаркотической политики по таким направлениям, как:
- противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
- формирование единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
- развитие правового механизма с целью побуждения наркозависимых к прохождению по решению суда лечения и, соответственно, повышение доступности социальной реабилитации для наркопотребителей;
- пресечение в сети Интернет ресурсов и каналов, пропагандирующих незаконное потребление и распространение наркотиков;
- совершенствование системы выявления незаконных очагов произрастания дикорасту-
щих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования, а также методов уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений;
- научное и методическое сопровождение антинаркотической политики и др.
Уголовная политика Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, указывает на устойчиво сложившуюся закономерность на всех этапах ее реализации, заключающейся в законодательной регламентации ответственности за совершение указанных преступлений, а именно в создании достаточно развитой системы антинаркотического законодательства.
Однако стоит признать, что дать однозначные рекомендации по стабилизации и снижению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков не представляется возможным и в каждом отдельном случае необходимо учитывать фактические обстоятельства преступного деяния, а потому необходимо подходить к планированию и осуществлению процесса предупредительной деятельности с учетом требований, принципов неукоснительного соблюдения норм права.
Обсуждения и заключения
Цель уголовной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств заключается в укреплении здоровья граждан и национальной безопасности Российской Федерации. При этом одной из основных угроз национальной безопасности является рост употребления синтетических психоактивных препаратов, опасность которых вызвана зависимостью уже после первого употребления [3, с. 88]. При изучении вопросов профилактики наркомании возникает трудность с установлением точных статистических сведений, вследствие того, что Минздрав России учитывает только зависимых, стоящих на учете.
Таким образом, профилактика наркотизма среди населения, и в первую очередь молодого поколения, - это весьма сложный процесс, включающий комплексный подход, который охватывает широкий круг вопросов как социального, так и медицинского характера.
В направлении антинаркотической политики интерес представляют некоторые положения Стратегии, в частности, направленные на духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях, формирующее у обучаю-
щихся стойкое пренебрежительное отношение к потреблению наркотиков.
В связи с вышеизложенным с целью совершенствования методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо осуществление таких задач, как разработка, законодательное закрепление и реализация научных и практических предложений, направленных на противодействие наркопреступности; выявление причин и условий, способствующих наркопреступности; противодействие совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с применением норм уголовного законодательства и др.
На наш взгляд, основные направления реализации уголовной политики Российской Федерации должны быть направлены в первую очередь на выявление и устранение факторов, детерминирующих исследуемые преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенствование нормативной правовой базы в сфере незаконного оборота наркотических средств с учетом международных стандартов, создание условий для эффективной деятельности правоохранительных органов в области противодействия наркопреступности, взаимодействие с государственными органами в пределах их компетенции по предупреждению и профилактике противоправных деяний, способствующих распространению наркомании. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дизер О. А., Куянова А. В. Об эффективности существующих мер профилактики административных правонарушений и преступлений, связанных с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник БелЮИ МВД России. 2022. № 1. С. 85-90.
2. Забавко Р. А. Некоторые особенности квалификации сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практика : материалы XXIII междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 2. Красноярск : Изд-во Сиб. ЮИ МВД России, 2020. С. 286-288.
3. Сенцов А. С., Волколупова В. А. Общетеоретические подходы к определению понятия уголовной политики и форм ее реализации на современном этапе // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 1 (44). С. 87-95.
4. Шаров М. И. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков // Крымский научный вестник. 2016. № 1. С. 4-8.
REFERENCES
1. Dizer O.A., Kuyanova A.V. Kuyanova A.V. Ob effektivno-sti sushchestvuyushchih mer profilaktiki administrativnyh pra-vonarushenij i prestuplenij, svyazannyh s narkomaniej, nezakon-nym oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv
[On the effectiveness of existing measures to prevent administrative offenses and crimes related to drug addiction, illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances] Vestnik BelYUI MVD Rossii [Bulletin of the Belarusian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no. 1, pp. 85-90.
2. Zabavko R.A. Nekotorye osobennosti kvalifikacii sbyta narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv ili ih analogov s ispolzovaniem elektronnyh ili informacionno-telekommunika-cionnyh setej [Some features of the qualification of the sale of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues using electronic or information and telecommunication networks] Aktualnye problemy borby s prestupnostyu: voprosy teorii i praktiki. Materialy XXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah. Chast 2 [Actual problems of combating crime: questions of theory and practice. Materials of the XXIII international scientific-practical conference. In 2 parts. Part 2.]. Krasnoyarsk, Sib. YUI MIA of Rossin Federation Publ., 2020, pp. 286-288.
3. Sentsov A.S., Volkolupova V.A. Obshcheteoreticheskie pod-hody k opredeleniyu ponyatiya ugolovnoj politiki i form ee real-izacii na sovremennom etape [General theoretical approaches to the definition of the concept of criminal policy and forms of its implementation at the present stage] Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 1 (44), pp. 87-95.
4. Sharov M.I. Aktualnye voprosy protivodejstviya nezakon-nomu oborotu narkotikov [Topical issues of combating drug trafficking] Krymskij nauchnyj vestnik [Crimean Scientific Bulletin], 2016, no. 1, pp. 4-8.
Статья поступила в редакцию 13.03.2022; одобрена после рецензирования 10.05.2022; принята к публикации 17.05.2023.
Received on 13.03.2022; approved on 10.05.2022; accepted for publication on 17.05.2023.
Ивушкина Ольга Викторовна - кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии, Восточно-Сибирский институт МВД России (Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110), Author-ID: 848836, ORCID: 0000-0002-9183-3184, e-mail: [email protected]
Ivushkina Olga Viktorovna - Candidate of Juridical Sciences, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (110, Lermontov st., Irkutsk, 664074, Russian Federation), AuthorID: 848836, ORCID: 0000-0002-9183-3184, e-mail: [email protected]