Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОТ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДО ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОТ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДО ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ / НАРКОСИТУАЦИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГНОЗ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич Г.А., Казакевич С.М.

В статье раскрываются проблемные аспекты реализации государственной политики Республики Беларусь по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов на современном этапе развития общества. Приводятся факторы, обусловившие необходимость выработки антинаркотической политики государства по преодолению кризиса в рассматриваемом сегменте преступлений, который пришелся на 2014-2015 годы, указываются меры, реализация которых позволила стабилизировать наркоситуацию в стране. Обращается внимание, что предпосылкой трансформации антинаркотической политики послужили многочисленные обращения в государственные органы и организации заинтересованных граждан с предложениями по корректировке уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков в части его либерализации. Смягчение наказания по частям 2, 3 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь в совокупности с иными внутренними и внешними факторами привело в 2021 году к резкому росту числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Подчеркивается, что дальнейшая либерализация действующего в стране законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков не способна положительно повлиять на наркоситуацию, а лишь будет способствовать ее усугублению. Авторами отмечается, что в настоящее время минимизировать пагубное воздействие наркопроблемы возможно лишь при проведении более агрессивной профилактической работы всеми заинтересованными государственными органами, общественными объединениями и гражданами среди наиболее подверженных данному негативному социальному явлению слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакевич Г.А., Казакевич С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS ON COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING: FROM THE EVOLUTION OF FORMATION TO TRANSFORMATION OF IMPLEMENTATION

The article reveals the problematic aspects of the implementation of the state policy of the Republic of Belarus to counter the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues at the present stage of the development of society. The factors that led to the need to develop an anti-drug policy of the state to overcome the crisis in the considered segment of crime, which fell in 2014-2015, indicates the measures, the implementation of which made it possible to stabilize the drug situation in the country. Attention is drawn to the fact that the precondition for the transformation of the anti-drug policy was the numerous appeals to state bodies and organizations of interested citizens with proposals for adjusting the criminal legislation in the field of drug trafficking in terms of its liberalization. The mitigation of punishment in parts 2, 3 of article 328 “Illegal trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues” of the Criminal Code of the Republic of Belarus, together with other internal and external factors, led in 2021 to a sharp increase in the number of crimes related to drug trafficking. It is emphasized that further liberalization of the country’s legislation in the field of illegal drug trafficking is not capable of positively affecting the drug situation, but will only contribute to its aggravation. The authors note that at present, it is possible to minimize the harmful effects of the drug problem only if more aggressive preventive work is carried out by all interested state bodies, public associations and citizens among the strata of the population most susceptible to this negative social phenomenon.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОТ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДО ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ»



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОТ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДО ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ

STATE POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS ON COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING: FROM THE EVOLUTION OF FORMATION TO TRANSFORMATION OF

IMPLEMENTATION

УДК 343.976

Г.А. КАЗАКЕВИЧ

(Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, Минск)

С.М. КАЗАКЕВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, Минск) kazakevich.bel@gmail.com

GENNADIY A. KAZAKEVICH

(Ministry of the Interior the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus)

SVETLANA M. KAZAKEVICH,

Candidate of Law, Associate Professor (Academy of the Ministry of the Interior the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus)

Аннотация: в статье раскрываются проблемные аспекты реализации государственной политики Республики Беларусь по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов на современном этапе развития общества. Приводятся факторы, обусловившие необходимость выработки антинаркотической политики государства по преодолению кризиса в рассматриваемом сегменте преступлений, который пришелся на 2014-2015 годы, указываются меры, реализация которых позволила стабилизировать наркоситуацию в стране. Обращается внимание, что предпосылкой трансформации антинаркотической политики послужили многочисленные обращения в государственные органы и организации заинтересованных граждан с предложениями по корректировке уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков в части его либерализации. Смягчение наказания по частям 2, 3 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь в совокупности с иными внутренними и внешними факторами привело в 2021 году к резкому росту числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Подчеркивается, что дальнейшая либерализация действующего в стране законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков не способна положительно повлиять на наркоситуацию, а лишь будет способствовать ее усугублению. Авторами отмечается, что в настоящее время минимизировать пагубное воздействие наркопроблемы возможно лишь при проведении более агрессивной профилактической работы всеми заинтересованными государственными органами, общественными объединениями и гражданами среди наиболее подверженных данному негативному социальному явлению слоев населения.

Ключевые слова: наркопреступность, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, наркоситуация, антинаркотическая политика, прогноз наркопреступности.

Для цитирования: Казакевич Г.А., Казакевич С.М. Государственная политика Республики Беларусь по противодействию незаконному обороту наркотиков: от эволюции формирования до трансформации реализации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 76-83.

ОПЫТ

Abstract: the article reveals the problematic aspects of the implementation of the state policy of the Republic of Belarus to counter the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues at the present stage of the development of society. The factors that led to the need to develop an anti-drug policy of the state to overcome the crisis in the considered segment of crime, which fell in 2014-2015, indicates the measures, the implementation of which made it possible to stabilize the drug situation in the country. Attention is drawn to the fact that the precondition for the transformation of the anti-drug policy was the numerous appeals to state bodies and organizations of interested citizens with proposals for adjusting the criminal legislation in the field of drug trafficking in terms of its liberalization. The mitigation of punishment in parts 2, 3 of article 328 "Illegal trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues" of the Criminal Code of the Republic of Belarus, together with other internal and external factors, led in 2021 to a sharp increase in the number of crimes related to drug trafficking. It is emphasized that further liberalization of the country's legislation in the field of illegal drug trafficking is not capable of positively affecting the drug situation, but will only contribute to its aggravation. The authors note that at present, it is possible to minimize the harmful effects of the drug problem only if more aggressive preventive work is carried out by all interested state bodies, public associations and citizens among the strata of the population most susceptible to this negative social phenomenon.

Keywords: drug crime, crimes in the sphere of illegal drug trafficking, drug situation, anti-drug policy, drug crime forecast.

For citation: Kazakevich G.A., Kazakevich S.M. State policy of the Republic of Belarus on combating illegal drug trafficking: from the evolution of formation to transformation of implementation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 76-83.

Ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, не только в Республике Беларусь, но и во всем мире имеет динамический характер, который зависит от многочисленных внутренних и внешних факторов. Для выявления таких факторов и их дальнейшей нейтрализации на уровне государства предпринимается комплекс мер, закрепленных в различных документах, в числе которых - Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы1, в которой отдельный раздел посвящен мероприятиям по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, Информационная стратегия по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы2, комплексный план меропри-

1 Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы: утверждена Решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией 18.12.2019 № 20 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.sportedu.by/wp-content/uploads/2018/12/Programma-2020-2022-gg.pdf (дата обращения: 30.12.2021); Мероприятия Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 20202022 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://pervroo-vitebsk. gov.by/files/00127/obj/110/14713/doc/%D0%9C%D0%B5%D1%8 0%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0 %B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

2 Информационная стратегия по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Беларуси на 2020-2025 годы: утверждена заместителями

Премьер-министра Республики Беларусь И.В. Петришенко и Ю.В. Назаровым 22 мая 2020 г № 33/207-69/237 [Электронный ресурс]. - URL: http://mininform.gov.by/upload/iblock/0a2/0a2b055 f53f21e2d972bbe5414443e0c.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

ятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2021-2022 годы3 и ряд других документов.

Необходимость выработки антинаркотической политики государства по преодолению кризиса в рассматриваемом сегменте преступлений, который пришелся на 2014-2015 годы, обусловлена следующими факторами:

1) в начале 2000-х годов на территорию Республики Беларусь стали массово поступать синтетические психотропные вещества, так называемые спайсы, доля которых в общей массе наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов доходила до 80%, что послужило причиной существенного изменения наркоситуации в стране. Первоначальная их доступность, вследствие отсутствия контроля со стороны государства, в совокупности с активным использованием глобальной компьютерной сети Интернет в качестве торговой площадки спровоцировала всплеск случаев отравления психоактивными веществами как среди взрослого населения,

3 Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2021-2022 годы: утвержден заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.В. Петришенко 26 февраля 2021 г. № 33/202-57/87 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.grsmu.by/files/file/university/otdely/vospetatelnoi-rabotu/files/metod/kompleks_plan_narkotiki.PDF (дата обращения: 30.12.2021).

ОПЫТ

так и несовершеннолетних, в том числе со смертельным исходом. Именно в 2014 году в республике зафиксирован случай гибели несовершеннолетнего от передозировки;

2) произошло существенное увеличение вновь выявленных наркозависимых лиц. Так, по состоянию на 1 января 2015 года число лиц, находящихся на профилактическом и диспансерном учетах учреждений здравоохранения страны за потребление психоактивных веществ, составило чуть более 15500 человек, в то время как по состоянию на аналогичный период 2010 года число таких лиц составляло немногим более 12350 человек (в 2011 году -13280, в 2012 году - 13 800 человек) [1, с. 160]. Очевидно, что такая тенденция повлекла рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Криминологический мониторинг показывает, что в 2014 и 2015 годах количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Республике Беларусь, составило 7356 и 7296 соответственно и это максимальные показатели уголовно наказуемых деяний рассматриваемой категории за последние 30 лет в истории суверенной Республики Беларусь [2, с. 161]. Необходимо также отметить, что особую тревогу вызывала ситуация, связанная с вовлечением в наркопреступность несовершеннолетних. В 2015 году удельный вес подростков, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составил порядка 30% от общего числа осужденных несовершеннолетних, причем почти 40% из них было назначено наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

Ключевым фактором, повлекшим изменение наркоситуации, стало принятие профильного Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» [3, с. 161; 4, с. 21]. В соответствии с Декретом внесены изменения в уголовное и административное законодательство, связанные с криминализацией отдельных действий с наркотиками, увеличением мер ответственности, снижением возраста уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного наркооборота, связанных со сбытом и относящихся к категории тяжких и особо тяжких [5, с. 119]. Обозначенные шаги стали не только мерой противодействия распространению наркопреступности в Республике Беларусь, но и средством ее профилактики.

Избранный вектор государственной антинаркотической политики позволил стабилизировать наркоситуацию в стране, а динамика развития

криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, вплоть до 2021 года, позволяла констатировать ее эффективность. В подтверждение данному посылу можно привести следующие данные официальной статистики Министерства внутренних дел Республики Беларусь4, Верховного Суда Республики Беларусь.

Так, начиная с 2016 года наметилась устойчивая тенденция к снижению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. По отношению к базовому 2014 году в 2016 году их число сократилось на 12,2%, в 2017 году - на 25,5%, в 2018 году - на 32,3%, в 2019 году -на 37,3%, в 2020 году - на 50,8%5. Значительно снизилось число несовершеннолетних, осужденных за незаконный наркооборот: если в 2014 году их число составляло 146, в 2015 году - 295, в 2016 году - 228, то уже в 2017 году - 108, в 2018 году - 61, в 2019 году -29, в 2020 году - 23 соответственно6. Таким образом, общее количество осужденных несовершеннолетних по ст. 327-332 Уголовного кодекса Республики Беларусь7 в 2020 году по отношению к 2014 году уменьшилось немногим более чем в 6 раз, а по сравнению с 2015 годом - почти в 13 раз. В рассматриваемый период более чем в 3 раза снизилось количество доставлений в учреждения здравоохранения в связи с отравлением психоактивными веществами, а среди несовершеннолетних - почти в 14 раз. Наблюдается также тенденция к снижению числа диспансерных пациентов с наркотической зависимостью [6, с. 131]. За последние 5 лет их число уменьшилось практически на 20%, прежде всего за счет уменьшения числа наркозависимых с 10488 до 7537

4 Далее - МВД Республики Беларусь.

5 Число зарегистрированных преступлений. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d8c/ yr1d8w95a75bhnumml7vbg6jqxyih369.pdf (дата обращения: 03.01.2022).

6 Данные Верховного Суда Республики Беларусь за 2018 год о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.court. gov.by/ru/statistika/235e167a0b5348b5.html (дата обращения: 03.01.2022); Данные Верховного Суда Республики Беларусь за 2020 год о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. - URL: http://www.court.gov.by/ru/statistika/ bde7a3403f8041fc.html (дата обращения: 03.01.2022).

7 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=hk9900275 (дата обращения: 16.12.2021); далее - УК Республики Беларусь.

ОПЫТ

и некоторого снижения числа наркопотребителей с 5303 до 51548.

Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, в последние годы в различные государственные учреждения, в том числе МВД Республики Беларусь, поступали и продолжают поступать обращения граждан с предложениями по корректировке уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков в части его либерализации. В подавляющем большинстве такие предложения исходят от лиц, которые привлечены к ответственности за сбыт наркотиков, либо их родственников. Объяснением тому может служить тот факт, что указанные лица преследуют лишь одну цель - скорейшее освобождение из исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы.

Наиболее активную позицию в этом направлении проявляют отдельные представители незарегистрированного общественного объединения «Движение матери 328», дети которых осуждены к длительным срокам лишения свободы за сбыт наркотиков. При этом следует обратить внимание на методы, применяемые указанными лицами и их сторонниками с целью привлечь к себе внимание общественности и представителей власти:

- приведение, в том числе посредством трансляции по ряду оппозиционных телеграмм-каналов, несоответствующих действительности сведений относительно числа лиц, отбывающих наказания за преступления по линии наркоконтроля (цифры по количеству осужденных завышаются в 2-3 раза);

- постоянная критика в адрес государственных органов и власти относительно проводимой в стране профилактической работы в данном направлении и игнорирование получаемой от должностных лиц информации о проделанной работе и достигнутых результатах;

- объявление в 2018 и 2019 годах голодовки9;

- обращение с иском в суд Центрального рай-

8 Наркологическая помощь населению Республики Беларусь. 2014-2017 годы: информ.-стат. сб. / Республиканский научно-практический центр психического здоровья; сост.: А.А. Кралько [и др.]. - Минск: Колорград, 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://mentalhealth.by/media/doc/ narkologicheskaja-pomosch-2014-2017.pdf (дата обращения: 18.12.2021).

9 Матери против 328: в Беларуси женщины объявили голодовку против репрессивной наркополитики [Электронный

ресурс]. - URL: https://www.talkingdrugs.org/ru/materi-protiv-238-jbyavili-golodovku (дата обращения: 05.01.2022); Родственники осужденных за наркопреступления намерены объявить голодовку [Электронный ресурс]. - URL: https://sputnik.by/20180426/ rodstvenniki-osuzhdennyh-za-narkoprestupleniya-obyavlyayut-golodovku-1035059382.html (дата обращения: 05.01.2022); Женщины из Гродно хотят присоединиться к голодовке-328 [Электронный ресурс]. - URL: https://sputnik.by/20180504/ zhenschiny-grodno-golodovka-328-1035196896.html (дата обращения: 05.01.2022).

она Минска к МВД Республики Беларусь с требованием признать, что ведомство не проводило антинаркотических профилактических мероприятий в школах, не предупреждало о существовании интернет-магазинов, незаконно торгующих наркотиками, и это стало причиной совершения их детьми преступлений (иск рассмотрен 04.06.2019, в иске отказано)10;

- игнорирование предложений МВД Республики Беларусь о принятии активного участия в совместных профилактических мероприятиях, направленных на антинаркотическую пропаганду среди различных слоев населения.

Заслуживает внимания и тот факт, что проводимые акции сопровождались основным требованием - смягчить ответственность по ст. 328 УК Республики Беларусь - снизить сроки наказания по ч. 2 (незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов) и ч. 3 (действия, предусмотренные ч. 2 ст. 328, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст. 327, 328, 329 или 331 УК Республики Беларусь, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему) указанной статьи.

Анализируя поступающие предложения, МВД Республики Беларусь высказывало мнение, что их реализация негативно скажется на наркоситуации в стране, неизбежно последует рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, вовлечение в их оборот новых лиц, увеличение случаев передозировок.

Для научно обоснованного прогноза развития в стране криминологической ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров, необходимых для принятия эффективных управленческих решений соответству-

10 Суд отказал матерям осужденных за наркотики в иске к МВД [Электронный ресурс]. - URL: https://sputnik.by/20190604/ Sud-otkazal-materyam-osuzhdennykh-za-narkotiki-v-iske-k-MVD-1041440606.html (дата обращения: 05.01.2022).

ОПЫТ

ющими субъектами системы предупреждения наркопреступлений и наркомании, в 2019 году МВД Республики Беларусь было инициировано проведение исследования в данном направлении [7, с. 131-132]. Прогноз осуществлялся посредством применения метода статистической экстраполяции, метода экспертной оценки и ряда других методов исследования преступности. Так, используя первый метод, суть которого заключается в нахождении по известным значениям динамического ряда других значений, лежащих за его пределами, специалисты сделали прогностический вывод относительно сохранения тенденции снижения количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков при условии, что факторный комплекс, оказывающий влияние на преступления данного вида, не подвергнется существенным изменениям (в 2020 году прогнозировалось совершение 3800 преступлений, в 2021 году - 3200).

Для прогноза развития наркоситуации с применением метода экспертной оценки была подобрана группа экспертов в количестве 20 человек. В их число вошли специалисты в области юридических наук, имеющие ученую степень и ученое звание и выполняющие исследования, связанные с наркопреступностью и наркоманией, а также представители научных организаций, государственных органов, служебные обязанности которых связаны с борьбой с преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией, информационными технологиями в правовой сфере. Посредством оценки статистических данных, включающих в себя абсолютные показатели динамики, роста или снижения, ежегодные темпы роста, прироста, включая к базовому 1990 году, им было предложено по личному усмотрению перенести, определить возможные направления развития наркопреступности, темп изменений данной разновидности преступлений на ближайшую перспективу при условии сохранения нынешней стабильной ситуации в стране, наступательной уголовно-правовой борьбы с наркопреступностью и ее профилактики. Полученные прогностические оценки 80% экспертов также указывают на сохранение наметившейся тенденции снижения количества наркопреступлений в 2020 и 2021 годах, что аналогично указанному выше результату прогноза, выполненного с использованием компьютерных технологий (остальные 20% экспертов указали на рост преступлений данной группы в предстоящие два года) [5, с. 155-156]. С учетом того, что, по данным официальной статистики, число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в 2020 году

составило 3620, с полной уверенностью можно говорить, что сделанный специалистами прогноз относительно количества наркопреступлений вполне оправдался (на данный период показатель указанного вида преступлений прогнозировался в объеме 3800 преступлений). Таким образом, погрешность в расчете составила не более 5%, что вполне допустимо. Велика вероятность, что прогностические оценки развития наркопреступности в 2021 году также были бы оправданы при условии сохранения и дальнейшей реализации выработанной антинаркотической политики, доказавшей свою эффективность.

В то же время на фоне прогрессирующей положительной динамики в рассматриваемом сегменте преступности на протяжении нескольких лет идет постоянное лоббирование отдельными заинтересованными лицами изменения уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков в сторону его либерализации. Правоохранительные и иные государственные органы неоднократно выражали свое несогласие с таким подходом в борьбе с наркопреступностью, опасаясь роста наркопотребления и, соответственно, увеличения числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, иных сопутствующих негативных проявлений. Вместе с тем в 2019 году в ст. 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» УК Республики Беларусь были внесены изменения, касающиеся снижения нижнего предела санкций по части 2 и части 3 статьи, - сроки наказания в виде лишения свободы по данной статье снизились на два года: с пяти до трех лет по части 2 и с восьми до шести лет по части 3.

На категории лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков, отразилась также и гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики страны. В результате такого подхода в 2019-2020 годах часть таких осужденных была освобождена из исправительных учреждений условно-досрочно, многим наказание заменено более мягким (исправительными работами, ограничением свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, ограничением свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа).

Кроме того, в 2020 году исполнены два акта об амнистии на основании законов Республики Беларусь от 19 июля 2019 г. № 230-3 «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» и от 18 мая 2020 г. № 17-3 «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». По итогам реализации указанных законов из учреждений уголовно-исполнительной системы

ОПЫТ

страны освобождено достаточно большое число осужденных за наркопреступления, значительному количеству лиц срок наказания сокращен на один год, несовершеннолетним - на два года.

Указанные обстоятельства в совокупности со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также имевшие место политические события в стране 2020 года в определенной степени ослабили влияние со стороны всех заинтересованных органов и организаций на профилактическую составляющую борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в результате чего, как и предполагалось специалистами подразделений МВД Республики Беларусь, чья профессиональная деятельность связана с противодействием наркопреступности, в 2021 году произошел резкий рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Анализируя статистические данные, характеризующие криминогенную ситуацию в рассматриваемом сегменте преступлений, отметим, что на повышение уровня наркоугрозы в стране указывают следующие цифры: рост наркопреступлений в 2021 году по сравнению с предыдущим составил 31%, а по чч. 2-5 ст. 328 УК Республики Беларусь - 43%. На 24% увеличилось число преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. В два раза увеличилось количество оконченных расследованием преступлений, совершенных группой лиц, в четыре раза - совершенных в составе организованной группы. Имеет место рост изъятых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров более чем в четыре раза с одновременным увеличением числа выявленных нарколабораторий, помещений, оборудованных для выращивания наркосодержащих растений. Серьезную тревогу вызывает рост передозировок. В 2021 году, по сравнению с 2020 годом, число случаев отравления наркотиками увеличилось на 46%, а с летальным исходом на 57% (сравнимые показатели по числу смертельных отравлений наблюдались лишь в 2016 году). Значительно увеличилось число несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный наркооборот. В 2021 году отмечается рост более чем в два раза числа выявленных наркопреступлений, совершенных с участием лиц указанной категории, почти в четыре раза по сравнению с минувшим годом возросло количество несовершеннолетних, которым органами предварительного следствия предъявлены обвинения по фактам совершения уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом следует обратить внимание на тот факт, что несовершеннолетние не только принимают участие в качестве рядовых исполнителей в со-

ставе преступных групп, занимающихся сбытом наркотиков, но и самостоятельно занимаются организацией наркобизнеса [8]. Вызывает обеспокоенность и тот факт, что число передозировок наркотиками среди несовершеннолетних в 2021 году, по сравнению с прошлым годом, увеличилось почти в десять раз11.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что в настоящее время в Республике Беларусь ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков значительно ухудшилась. Принятый государством на основе мнений определенных объединений граждан ряд послаблений в виде снижения санкций по чч. 2, 3 ст. 328 УК Республики Беларусь, реализации актов амнистии и т.д. не возымел положительного эффекта. Совершенно очевидно, что дальнейшая либерализация действующего в стране законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков не способна положительно повлиять на наркоситуацию, а лишь будет способствовать ее усугублению.

В этой связи видится необходимым активизировать консолидацию заинтересованных государственных органов, общественных объединений и граждан по проведению более агрессивной профилактической работы в части пропаганды здорового образа жизни, доведения до различных слоев населения информации о неотвратимости наказания за незаконный оборот наркотиков и т.д. с тем, чтобы минимизировать пагубное воздействие наркопроблемы, в первую очередь на молодое поколение.

В качестве положительного примера взаимодействия государственных структур в части противодействия наркоугрозе можно привести МВД Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь, сотрудники которых в 2021 году, в целях стабилизации криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков, разработали и реализовали комплекс дополнительных профилактических мероприятий, среди которых - следующие: проведение мониторинга наглядной информации профилактического характера, размещенной на стендах в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; инициирование рабочих встреч с администрациями учреждений образования и педагогическим составом, в ходе которых последние информировались о наркоситуации в регионе, рисках вовлечения молодежи в наркооборот; организация работы с родителями, в том числе посредством выступлений на родительских собраниях, демонстрации видео-

11 Данные официальной статистики предоставлены Информационным центром МВД Республики Беларусь.

ОПЫТ

материалов антинаркотической направленности; обеспечение дополнительного контроля за образом жизни учащихся в выходные и праздничные дни, проявление особого внимания подросткам, состоящим на учете в органах внутренних дел, и ряд других мероприятий.

Мы полагаем, что в современных реалиях прогрессивным методом профилактики распространения наркомании и связанной с ней преступности в контексте реализации государственной антинаркотической политики является вовлечение родителей в подобного рода работу. Координацию деятельности государственных органов по реализации такого метода профилактики взяло на себя МВД Республики Беларусь. По инициативе ведомства на каналах радиостанций FM-диапозона транслируются аудиороли-ки, призывающие взрослых обратить внимание на своих детей, их поведение, общение в сети Интернет, переписку в чатах. В Министерство

образования Республики Беларусь направлены письма о вовлечении родителей в решение проблемы наркомании и наркопреступности посредством школьных родительских чатов, а также лекционные материалы для их использования в профилактической работе с родителями и детьми. Помимо этого ведется работа по созданию обучающего видеоматериала для родителей по методике общения (разговора) с детьми на тему потребления наркотиков и совершения правонарушений.

Представляется, что только дальнейшая скоординированная работа всех заинтересованных государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и граждан, направленная на первичную профилактику наркопотребления и преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, приведет к стабилизации обстановки в стране в указанном сегменте преступлений.

Литература

1. Причины латентности наркомании, эффективность методик реабилитации и лечения, мер профилактики и предупреждения, прогнозирование развития наркоситуации, направления корректировки мер по противодействию наркоугрозе, в том числе путем изменения законодательства (криминологические, социологические, медицинские и иные исследования) / A.ß. Башан, С.М. Казакевич, A.A. Aлександров [и др.]. - Минск, 2020. - 310 с.

2. Казакевич С.М. Роль криминологической составляющей в оценке некоторых тенденций наркопреступности на территории Республики Беларусь // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2021. С. 161-162.

3. Пономарев А.В. О некоторых актуальных направлениях исследования преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2020. С. 276.

4. Дрозд А.Н. Отдельные вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы: сб. науч. тр. - Минск: Право и экономика, 2017. Вып. 2/42. С. 21-27.

5. Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков: монография / ВА Aнанич [и др.]; под науч. ред. ВА Aнанича. - Минск, 2021. - 318 с.

6. Кашинский М.Ю., Кралько А.А. Система специализированных мер по предупреждению наркомании и ее социально-негативных последствий // Вестник Aкадемии МВД Республики Беларусь. - 2019. - № 1 (37). - С. 131-135.

7. Ананич В.А. Теоретические основы криминологического прогнозирования незаконного оборота наркотиков и наркомании // Aктуальные вопросы современной криминологической и уголовно-исполнительной науки: тез. докл. Междунар. науч.-практ. заоч. конф. - Минск, 2020. С. 131-133.

8. КазакевичГ.А. Бороться с причиной, а не с последствиями [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.gov.by/ru/news/8879 (дата обращения: 05.01.2022).

References

1. Prichiny latentnosti narkomanii, effektivnost' metodik reabilitatsii i lecheniya, mer profilaktiki i preduprezhdeniya, prognozirovanie razvitiya narkosituatsii, napravleniya korrektirovki mer po protivodeistviyu narkougroze, v tom chisle putem izmeneniya zakonodatel'stva (kriminologicheskie, sotsiologicheskie, meditsinskie i inye issledovaniya) / A.V. Bashan, S.M. Kazakevich, A.A. Aleksandrov [i dr.]. -Minsk, 2020. - 310 s.

2. Kazakevich S.M. Rol' kriminologicheskoi sostavlyayushchei v otsenke nekotorykh tendentsii narkoprestupnosti na territorii Respubliki Belarus' // Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Minsk, 2021. S. 161-162.

3. PonomarevA.V. O nekotorykh aktual'nykh napravleniyakh issledovaniya prestupnosti, svyazannoi s nezakonnym oborotom narkotikov // Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Minsk, 2020. S. 276.

4. Drozd A.N. Otdel'nye voprosy kvalifikatsii prestuplenii, svyazannykh s nezakonnym oborotom narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv, ikh prekursorov ili analogov // Voprosy kriminologii, kriminalistiki i sudebnoi ekspertizy: sb. nauch. tr. -Minsk: Pravo i ekonomika, 2017. Vyp. 2/42. S. 21-27.

5. Problemy bor'by s narkomaniei i nezakonnym oborotom narkotikov: monografiya / V.A. Ananich [i dr.]; pod nauch. red. V.A. Ananicha. - Minsk, 2021. - 318 s.

ОПЫТ

6. KashinskiiM.Yu., Kral'koA.A. Sistema spetsializirovannykh mer po preduprezhdeniyu narkomanii i ee sotsial'no-negativnykh posledstvii // Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'. - 2019. - № 1 (37). - S. 131-135.

7. Ananich V.A. Teoreticheskie osnovy kriminologicheskogo prognozirovaniya nezakonnogo oborota narkotikov i narkomanii // Aktual'nye voprosy sovremennoi kriminologicheskoi i ugolovno-ispolnitel'noi nauki: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. konf. - Minsk, 2020. S. 131-133.

8. Kazakevich G.A. Borot'sya s prichinoi, a ne s posledstviyami [Elektronnyi resurs]. - URL: https://mvd.gov.by/ru/news/8879 (data obrashcheniya: 05.01.2022).

(статья сдана в редакцию 27.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.