Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИ / DRUG CRIME / CRIME PREVENTION / ANTI-DRUG POLICY / INFORMATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич Г. А., Казакевич С. М.

В статье отмечается, что для повышения эффективности предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, требуется консолидация усилий всех заинтересованных институтов гражданского общества. Обосновывается целесообразность в системе предупреждения преступности в сфере незаконного наркооборота выделять две его части - общее и индивидуальное предупреждение, характеризуется их составляющая. Указывается, что основным содержанием общего предупреждения является воздействие на все виды детерминант, способствующих не только совершению противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, но и немедицинскому их потреблению отдельной категорией лиц. В свою очередь, индивидуальное предупреждение направлено на индивидуально-профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами, и их окружение с целью недопущения совершения преступлений. Авторами обращается внимание, что в предупреждении данной разновидности криминала необходимо делать акцент на меры общего предупреждения. Высказывается мнение, что в организации указанного направления деятельности значительную роль играют как комплексные правовые меры, меры по антинаркотическому просвещению и воспитанию населения, так и меры, направленные на оказание медико-психологической помощи больным наркоманией, социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, с обязательным привлечением их к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакевич Г. А., Казакевич С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME PREVENTION, RELATED TO ILLEGAL TRAFFICKING OF DRUGS, IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF ANTINARCOTIC POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article notes that in order to increase the effectiveness of crime prevention related to drug trafficking, it is necessary to consolidate the efforts of all interested civil society institutions. The expediency is substantiated in the system of crime prevention in the sphere of illegal drug trafficking to single out two of its parts - general and individual prevention, their component is characterized. It is pointed out that the main content of the general warning is the impact on all types of determinants that contribute not only to the commission of illegal acts in the sphere of illegal drug trafficking, but also to their non-medical consumption by a separate category of persons. In turn, an individual warning is aimed at an individual preventive effect in relation to specific persons leading an antisocial lifestyle, abuse of narcotic drugs, psychotropic substances, and their environment, in order to prevent the commission of crimes. The authors draw attention to the fact that in the prevention of this type of crime, it is necessary to focus on general prevention measures. The opinion is expressed that in the organization of this direction of activity, a significant role is played by both comprehensive legal measures, measures for anti-drug education and upbringing of the population, and measures aimed at providing medical and psychological assistance to patients with drug addiction, social rehabilitation of persons who allow non-medical consumption of psychoactive substances, with the obligatory involvement of them in work.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

^^МЕЖДУНАРОДНЫЙ ^ ОПЫТ_

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ

С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

CRIME PREVENTION, RELATED TO ILLEGAL TRAFFICKING OF DRUGS, IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF ANTINARCOTIC POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

УДК 343.976

Г.А. КАЗАКЕВИЧ GENNADIY A. KAZAKEVICH

(Министерство внутренних дел (Ministry of the Interior the Republic of Belarus, Республики Беларусь, Republic of Belarus, Minsk)

Республика Беларусь, Минск)

С.М. КАЗАКЕВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, Минск) [email protected]

SVETLANA M. KAZAKEVICH,

Candidate of Law, Associate Professor (Academy of the Ministry of the Interior the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus)

Аннотация: в статье отмечается, что для повышения эффективности предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, требуется консолидация усилий всех заинтересованных институтов гражданского общества. Обосновывается целесообразность в системе предупреждения преступности в сфере незаконного наркооборота выделять две его части - общее и индивидуальное предупреждение, характеризуется их составляющая. Указывается, что основным содержанием общего предупреждения является воздействие на все виды детерминант, способствующих не только совершению противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, но и немедицинскому их потреблению отдельной категорией лиц. В свою очередь, индивидуальное предупреждение направлено на индивидуально-профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами, и их окружение с целью недопущения совершения преступлений. Авторами обращается внимание, что в предупреждении данной разновидности криминала необходимо делать акцент на меры общего предупреждения. Высказывается мнение, что в организации указанного направления деятельности значительную роль играют как комплексные правовые меры, меры по антинаркотическому просвещению и воспитанию населения, так и меры, направленные на оказание медико-психологической помощи больным наркоманией, социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, с обязательным привлечением их к труду.

Ключевые слова: предупреждение преступности, антинаркотическая политика, информационная стратегия.

Для цитирования: Казакевич Г.А., Казакевич С.М. Предупреждение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в контексте реализации антинаркотической политики Республики Беларусь // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С.60-68.

Abstract: the article notes that in order to increase the effectiveness of crime prevention related to drug trafficking, it is necessary to consolidate the efforts of all interested civil society institutions. The

ОПЫТ

expediency is substantiated in the system of crime prevention in the sphere of illegal drug trafficking to single out two of its parts - general and individual prevention, their component is characterized. It is pointed out that the main content of the general warning is the impact on all types of determinants that contribute not only to the commission of illegal acts in the sphere of illegal drug trafficking, but also to their non-medical consumption by a separate category of persons. In turn, an individual warning is aimed at an individual preventive effect in relation to specific persons leading an antisocial lifestyle, abuse of narcotic drugs, psychotropic substances, and their environment, in order to prevent the commission of crimes. The authors draw attention to the fact that in the prevention of this type of crime, it is necessary to focus on general prevention measures. The opinion is expressed that in the organization of this direction of activity, a significant role is played by both comprehensive legal measures, measures for anti-drug education and upbringing of the population, and measures aimed at providing medical and psychological assistance to patients with drug addiction, social rehabilitation of persons who allow non-medical consumption of psychoactive substances, with the obligatory involvement of them in work.

Keywords: drug crime, crime prevention, anti-drug policy, information strategy.

For citation: Kazakevich G.A., Kazakevich S.M. Crime prevention, related to illegal trafficking of drugs, in the context of implementation of antinarcotic policy of the Republic of Belarus // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1. P. 60-68.

В современных реалиях предупреждение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, требует от государственных органов и организаций системного и согласованного воздействия на факторы, ее порождающие. От уровня и состояния организационной составляющей этой деятельности во многом зависит конечный результат, дальнейшее совершенствование всех ее компонентов, без которых эффективное противодействие наркоугрозе невозможно.

В теории криминологии предупредительная деятельность традиционно строится на уровне-вой основе. Так, например, А.И. Долгова в системе предупреждения преступности выделяет три структуры - вида предупреждения: общее, специальное и индивидуальное. Критерием их разграничения служит масштаб предупредительной деятельности [1, с. 439]. По мнению В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского и А.Б. Сахарова, система предупреждения преступности включает в себя общесоциальный и специально-криминологический уровни [2, с. 37]. При этом, как считают ученые, нельзя смешивать уровень и масштаб предупредительной деятельности, сводя индивидуальное предупреждение к специальному уровню. Следует согласиться с позицией криминологов, что индивидуальное предупреждение представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении отдельного лица или группы конкретных лиц [2, с. 40]. Иными словами, индивидуальное предупреждение направлено на оказание непосредственного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных деяний, а по отношению к преступности, связанной с незаконным оборотом

наркотиков, - на конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами, и их окружение с целью недопущения совершения преступлений. Несколько иного подхода к предупреждению преступлений придерживаются В.П. Ревин, В.Д. Малков, В.А. Плешаков, Ю.К. Лукьянов и др., выделяя в системе общее и индивидуальное предупреждение [3].

Применительно к предупреждению преступности в сфере незаконного наркооборота заслуживает внимания, по нашему мнению, позиция В.П. Ревина, который считает, что предупредительная деятельность в указанном сегменте преступности также должна состоять из двух составных частей - общего и индивидуального предупреждения. Основным содержанием общего предупреждения, как полагает ученый, являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Мероприятия общепредупредительного характера направлены на формирование негативного общественного мнения населения относительно употребления наркотиков, осуществление контроля над процессами законного оборота наркотиков с целью исключения их использования в немедицинских целях и т.д. [4, с. 218-219]. Индивидуальное предупреждение, в свою очередь, осуществляется в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению соответствующих преступлений. Направлениями реализации предупреждения наркопреступлений на индивидуальном уровне являются: выявление наркоманов и лиц, склонных к совер-

ОПЫТ

шению преступлений, связанных с преступным оборотом наркотиков; устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению наркотиков; осуществление в отношении выявленных лиц мер воспитательного, правового, медицинского и иного характера [5, с. 190].

В настоящее время государственная политика Республики Беларусь в области противодействия незаконному обороту наркотиков направлена на решение трех основных задач: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; постепенное сокращение числа больных наркоманией; снижение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Придерживаясь подхода В.П. Ревина относительно предупреждения преступности в сфере незаконного наркооборота, полагаем целесообразным в рамках реализации обозначенных выше задач выделить две составные части системы предупреждения распространения наркомании и связанной с ней наркопреступности:

- общее предупреждение, на уровне которого решаются значительные социальные, экономические, правовые и иные проблемы жизнедеятельности общества и которое выражается в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы и т.д. Основным содержанием такого предупреждения является воздействие на все виды детерминант, способствующих не только совершению противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, но и немедицинскому их потреблению отдельной категорией лиц;

- индивидуальное предупреждение, связанное с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами, и их окружение с целью недопущения совершения преступлений.

Специфика причинного комплекса, обусловливающего совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, дает основание полагать, что в предупреждении наркопреступности целесообразно делать акцент именно на меры общего предупреждения, поскольку корни наркопреступности лежат во многих областях общественной жизни: экономике, политике, культуре, праве, медицине, образовании и духовной сфере. От своевременного выявления и устранения проблем социально-экономического, правового, идеологического и воспитательного характера напрямую зависят стабилизация экономики страны, корректировка нравственных устоев общества в части снижения криминали-

зации сознания лиц, деятельность которых связана с наркотиками и злоупотреблением ими. Кроме того, реализация мер предупредительного характера на общем уровне позволит нейтрализовать в том числе причины и условия, обусловливающие совершение конкретных видов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, обеспечив тем самым дальнейшее снижение общего количества преступлений по линии наркоконтроля.

Значительную роль в организации общего предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, играют комплексные правовые меры, которые позволяют оздоравливать ситуацию в стране, актуализировать общественное понимание проблемы наркотизации и не допускать массового вовлечения молодежи в наркопотребление.

С учетом современных тенденций наркопреступности в Республике Беларусь одной из приоритетных задач по ее предупреждению должен стать постоянный анализ наркоситуации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию национальнного законодательства в сфере борьбы с наркопреступностью. Причем осуществлять постоянный мониторинг наркоситуации в стране, по нашему мнению, следует посредством сопоставления данных официальной статистики по линии наркоконтроля и латентной части наркопреступности [6]. Такой подход позволит определять масштабность и значимость рассматриваемой проблемы в стране, в режиме реальной оценки наркоситуации определять приоритетные направления борьбы с указанными негативными проявлениями, вырабатывать эффективные меры по их нейтрализации.

Помимо правовых мер, важное значение в реализации общего предупреждения наркопреступности имеют реализуемые различными государственными органами и гражданским обществом меры по антинаркотическому просвещению и воспитанию населения.

Так, например, Министерством образования Республики Беларусь в течение последних лет широко используются в работе с подростками и молодежью такие формы работы, как вовлечение во внеучебное и нерабочее время в занятия клубных формирований (кружки, студии), организация досуга молодежи, направленного на формирование культуры общения, расширение кругозора и реализацию творческих возможностей. Необходимо отметить, что при планировании в учреждениях образования воспитательной работы в части неприемлемости наркотиков акцент делается на первоочердное вовлечение в организованные формы занятости подростков, стоящих на различных видах учетов, а также

ОПЫТ

находящихся в социально опасном положении. С целью формирования навыков здорового образа жизни и отказа от вредных привычек в учреждениях образования на регулярной основе стали проводиться тематические акции, приуроченные к Международному дню борьбы с наркотиками, Всемирному дню здоровья; оформляться книжные выставки и тематические полки, организовываться тематические встречи (например, «Наркомания - цифры и факты», «Подросток и наркотик», «Здоровье - бесценный дар» и др.), конкурсы тематических рисунков и плакатов («Наркотикам - НЕТ», «Мы за здоровый образ жизни» и др.).

Министерством спорта и туризма Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом также ведется целенаправленная работа, направленная на формирование антинаркотического мировоззрения детей и молодежи путем вовлечения их в спортивные секции и кружки различной направленности, проведения различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Просветительскую работу как среди взрослого населения, так и в среде учащихся проводит и Белорусская православная церковь. В приходах ведется постоянная работа с наркозависимыми лицами и их родственниками, распространяются информационые материалы о здоровом образе жизни, а также сведения о пунктах оказания помощи.

Особое внимание со стороны государства стало уделяться антинаркотической пропаганде в государственных печатных средствах массовой информации, интернет-ресурсах, социальных сетях. Так, например, Министерством внутренних дел Республики Беларусь в средствах массовой информации, а также в Интернете регулярно размещаются материалы о деятельности по предупреждению противоправных деяний в сфере наркоконтроля и профилактики наркомании [7]. Активная работа по распространению информации о безопасности жизнедеятельности, пропаганде здорового образа жизни, борьбе с наркоманией ведется общественным объединением «Белорусский республиканский союз молодежи» в социальных сетях, таких как «Вконтакте», «Facebook», «Instagram», «Twitter», а также на видеохостинге «YouTube».

Широкое распространение получила социальная реклама по проблемам наркомании, размещаемая в общественных местах и средствах массовой информации. Так, например, в рамках

кинопоказов демонстрируются предсеансовые тематические видеофильмы, социальные ролики (например, «Охота за разумом», «Наркотики -дорога в бездну» и т.п.).

Министерством внутренних дел Республики Беларусь и организациями здравоохранения на регулярной основе посредством выступления на теле- и радиопередачах проводится разъяснительная работа о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков.

Практика показывает, что вектор антинаркотической политики государства следует постепенно смещать с силовых мер в сторону предупреждения наркотизации населения. Одним из таких шагов является запуск проектов по созданию центров профилактики наркомании («Центр наглядной профилатики» в г. Бресте и «Кабинет профилатики наркомании» в г. Витебске). Функционирование таких антинаркотических площадок способствует развитию персональных и социальных навыков, уменьшению поведенческих проблем общего характера, а также снижению в будущем интереса к наркотикам до минимума. Создание аналогичных центров профилактики наркомании запланировано во всех регионах страны.

Важным шагом в оказании помощи наркопотребителям, их родным и близким в преодолении проблем, связанных с наркозависимостью, а также молодым людям и взрослому населению в получении доспупной и качественной информации, касающейся наркомании, стало создание по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь во взаимодействии с общественными организациями единого информационного ресурса «POMOGUT.BY». Данный ресурс был создан для оказания круглосуточной информационной поддержки лицам, столкнувшимся с проблемой наркотиков и нуждающимся в помощи. Кроме того, на интернет-сайте «ПЕ-РЕХВАТ.БЕЛ» действует проект «#НАРКОКОН-ТРОЛЬ», направленный на оказание помощи органам внутренних дел в противодейсвии незаконному обороту наркотиков со стороны людей, занимающих активную гражданскую позицию.

Вторая ветвь ресурса «POMOGUT.BY» - сайт «kids.pomogut.by» - разработана совместно с Представительством в Беларуси Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Сайт ориентирован на несовершеннолетних разных возрастов, родителей, педагогов. Основными целями создания данного сайта являются обеспечение безопасности детей в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, профилактика наркомании и предотвращение сексуального насилия с использованием Интернета. В тесном взаимодействии с ЮНИСЕФ ведется работа по активному продвиже-

ОПЫТ

нию данного сайта (запланировано проведение широкомасштабной информационной кампании, обсуждена концепция ролика телевизионной рекламы, разрабатывается макет информационной листовки для размещения в учреждениях образования), проработан вопрос с Министерством образования Республики Беларусь о внедрении сайта в образовательный процесс по всей стране, что будет способствовать уходу от устаревших форм проведения профилактической работы и повышению ее эффективности1. В рамках совместного информационного сопровождения сайта «kids.pomogut.by» в партнерстве с ЮНИСЕФ компанией МТС и при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Республики Польша в 2020 г. проведена серия бесплатных вебинаров для родителей и детей младшего школьного и подросткового возраста, а также подростков по вопросам безопасного поведения в Интернете.

Важнейшим компонентом ресурса «POMOGUTBY» является возможность получения профессиональной онлайн-консультации. Консультационный центр (кол-центр) подключен к каждой ветви сайта.

Большое значение в части реализации мер общепредупредительного характера должно уделяться оказанию медико-психологической помощи больным наркоманией, а также социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, с обязательным привлечением их к труду. Целью реализации таких мер является не только восстановление физического и психического здоровья наркозависимых, но и восстановление личностного и социального статуса посредством достижения определенного уровня духовно-нравственной, социально-психологической и материальной свободы, формирования чувства ответственности и активной жизненной позиции, повышения уровня социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

В качестве положительного примера оказания медико-психологической помощи больным наркоманией, а также социальной реабилитации наркозависимых лиц следует рассматривать создание в 2019 г. экспериментального центра по проведению лечения, оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, в соответствии с обязательной программой по социализации. Такой центр создан по инициативе Министерства внутренних дел Республики

1 В Беларуси появился сайт по безопасному поведению детей в Интернет [Электронный ресурс] // Юнисеф в Беларуси. - https://www.unicef.by/press-centr/271.html (дата обращения: 10.11.2020).

Беларусь Министерством здравоохранения совместно с Министерством труда и социальнной защиты на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» в целях совершенствования системы профилактики наркомании, лечения и реабилитации больных наркоманией. В настоящее время эксперимент охватывает лиц, больных наркоманией, проживающих в г. Минске и Минской области. Предварительная оценка свидетельствует об эффективности медицинской реабилитации с обязательной программой по социализации пациентов с синдромом зависимости от психоактивных веществ. Указанный опыт запланирован к внедрению во всех регионах Республики.

Отмечая эффективность принимаемых государством мер, мы наблюдаем и некоторые тревожные тенденции. Так, в последние годы сохраняется устойчивая динамика снижения числа пациентов, больных наркоманией, одновременно с этим происходит увеличение числа лиц, охваченных программой снижения вреда. Кроме того, на фоне указанных обстоятельств наблюдается снижение количества обращений наркопотребителей в государственые медицинские учреждения за оказанием профессиональной наркологической помощи. Все это еще раз подчеркивает, что наркомания по-прежнему остается высоколатентным явлением. В поисках возможных путей снижения уровня латентности наркомании видится целесообразным расширить область сотрудничества государственных организаций здравоохранения и общественных организаций, включив их в структуру оказания реабилитационной помощи наркозависимым, а также увеличить сеть анонимных кабинетов по оказанию помощи лицам, потребляющим наркотические средства, в государственных организациях здравоохранения. Представляется, что указанные шаги позволят увеличить круг охвата лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и повысить эффективность их реабилитации. Кроме того, снижению уровня латентности наркомании также должны способствовать: расширение реализации низкопороговых программ доступа для потребителей наркотиков с расширением оказываемых социальных услуг, внедрение методов психосоциальной реабилитации и реадаптации в учреждениях пенитенциарной системы.

Обеспечение максимальной занятости и ре-социализации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, за счет расширения возможностей для их трудоустройства по отдельным видам специальностей также является чрезвычайно важным аспектом в предупреждении преступлений, связанных с не-

ОПЫТ

законным оборотом наркотиков. На протяжении нескольких лет этот вопрос не теряет своей актуальности, поскольку определенную сложность представляет не только низкий уровень мотивации наркозависимых к труду, но и закрепленные в нормативных правовых актах медицинские ограничения, препятствующие их трудоустройству по отдельным видам специальностей. Представляется, что есть необходимость со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь в корректировке перечня заболеваний и противопоказаний, препятствующих трудоустройству наркозависимых по отдельным видам специальностей.

Еще одним направлением в предупреждении преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, является реализация мер предупредительного характера на индивидуальном уровне в отношении лиц, склонных к совершению незаконных действий с наркотиками. Основными составными элементами такой деятельности являются: выявление субъектов, обоснованно подозреваемых в намерении совершить наркопреступления либо подготавливающих их совершение; проведение мероприятий воспитательного, правового и иного характера для побуждения их отказаться от совершения противоправных деяний указанного вида; устранение причин и условий, которые способствуют совершению преступлений конкретными лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, злоупотребляющими наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, окружением таких лиц. Иными словами, основные цели индивидуального предупреждения -побудить лицо отказаться от совершения замышляемых, планируемых, подготавливаемых преступлений с наркотиками, устранить факторы, способствующие возникновению у него подобных намерений в будущем.

Практика показывает, что лица, склонные к совершению наркопреступлений, чаще всего встречаются среди следующих групп населения: лиц, злоупотребляющих наркотиками; ранее судимых за преступления, связанные с наркотиками; ранее судимых за иные общеуголовные преступления; лиц, которые по роду занятий, профессии постоянно соприкасаются с наркотиками; лиц, которые не заняты общественно полезной деятельностью, особенно людей молодого возраста; секс-работников, обслуживающего персонала увеселительных заведений; этнических диаспор. Следует отметить, что в настоящее время успешно реализуется комплексный пилотный проект Солигорского райисполкома и Управления ООН по наркотикам и преступности

«Партнерство для улучшения доступа к услугам по профилактике и лечению ВИЧ-инфенкции и наркомании, профилактике срывов и правонарушений среди людей, употребляющих наркотики и имеющих проблемы с законом».

Поскольку совершение наркопреступлений неизбежно влечет за собой наказание, значительная роль в предупреждении наркомании и связанной с ней наркопреступности отводится Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В целях профилактики потребления спецконтингентом наркотических средств в исправительных учреждениях организованы и проводятся на систематической основе воспитательные мероприятия антинаркотической направленности. Среди наиболее значимых можно выделить следующие:

- ежемесячное проведение Единых дней антинаркотического просвещения «Выбери свою жизнь», которые предусматривают коллективные просмотры осужденными телепередач, художественных и документальных фильмов, отражающих негативные медицинские и социальные последствия потребления наркотических средств; лекции и тематические дискуссии о вреде наркотиков; собрания-встречи осужденных с представителями медицинских учреждений наркологического профиля в целях разъяснения негативного влияния наркотических средств на организм человека; коллективные беседы (лекции) с осужденными представителей правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, учебных и социальных учреждений по антинаркотической тематике; трансляцию по внутренним телевизионныи сетям (радиосетям) исправительных учреждений телепередач (радиопередач), художественных и документальных фильмов (радиолекций) соответствующей тематики;

- проведение конкурсов (выставок) плакатов (рисунков) антинаркотического содержания (например, «Путь к беде - наркомания!», «Жизнь без наркотиков!»), приуроченных ко Дню борьбы с наркотиками, Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Всемирному дню борьбы со СПИДом;

- включение обязательной рубрики антинаркотической направленности (например, «Стоп наркотики», «Мир без наркотиков», «Наркотики - это зло») в стенные газеты, ежемесячно издаваемые редакционными коллегиями самодеятельных организаций осужденных;

- размещение на информационных стендах наглядной информации о вреде наркотиков, социальных и правовых последствиях их употребления, а также сведений о медицинских учреж-

ОПЫТ

дениях, оказывающих помощь в преодолении наркотической зависимости.

Следует отметить, что для осужденных, совершивших преступления по линии наркоконтроля либо страдающих наркотической зависимостью, акцент в воспитательной работе делается на разъяснении положений законодательства, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, объяснении негативных последствий распространения наркотиков для общества, в том числе для детей и молодежи, разработке психологическими службами комплекса коллективных (групповых) мероприятий и индивидуальных коррекционных программ.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что государственными органами, государственными и иными организациями проводится достаточно серьезная работа по профилактике наркопотребления и предупреждению незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем видится необходимым усилить роль заинтересованных органов в доведении до различных слоев населения информации о проблемах наркомании, влиянии наркотиков на жизнь и здоровье, неотвратимости наказания за незаконный оборот наркотиков, возможности оказания государственными органами, иными государственными и негосударственными организациями помощи наркозависимым в рамках деятельности по профилактике потребления наркотиков, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.

С учетом того, что современное медиапро-странство по эффективности информационного воздействия на людей с целью формирования у них определенных идей, взглядов, представлений, убеждений имеет максимальный результат, совершенно оправданным шагом является разработка в 2019 г. Министерством информа-ци совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и другими заинтересованными органами Информационной стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы2.

22 мая 2020 г. заместителями Премьер-министра Республики Беларусь утвержден План по реализации Стратегии, который включил в себя широкий спектр информационно-просветительских мероприятий, направленных на содействие

2 Информационная стратегия по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Беларуси на 2020-2025 годы [Электронный ресурс]. -URL: http://mininform.gov.by/upload/iblock/0a2/0a2b055f53f2 1e2d972bbe5414443e0c.pdf (дата обращения: 01.10.2020); Далее - Стратегия.

пониманию населением всех аспектов наркомании, а также противодействие распространению наркотиков; внедрение стандартов информационных материалов о противодействии незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления; проведение мониторинга белорусского медиапространства в данном направлении деятельности3.

В части профилактических мероприятий, направленных на релизацию целей и задач Стратегии, предусмотрены: формирование стойкого негативного отношения в обществе к незаконному обороту и потреблению наркотиков, осознания неотвратимости наказания за изготовление и распространение наркотиков; создание положительного имиджа государства в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией; проведение в учебных заведениях мероприятий, направленных на развитие социальных компетенций, навыков отказа и принятия здоровых решений, а также устрание стандартных заблуждений относительно потребления наркотиков.

Включает в себя информационная стратегия и ряд мероприятий образовательного характера, среди которых - разработка программ повышения квалификации/обучающих курсов (семинаров) для представителей СМИ, государственных органов управления, государственных и иных организаций по специфике освещения темы наркопотребления и распространения наркотиков; разработка рекомендаций, методических материалов по вопросам коммуникации с представителями групп населения, имеющими непосредственное отношение к проблеме. Предусмотрено также Стратегией создание пула журналистов, блогеров, активистов групп в социальных сетях, поддерживающих и продвигающих мероприятия, в ней заложенные, а также профессионально освещающих весь спектр проблем наркомании.

В выполнении мероприятий, направленных на релизацию целей и задач Стратегии, задействован ряд государственных органов Республики Беларусь, в числе которых Министерство внутренних дел, Следственный комитет, Генеральная прокуратура, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство информации и др., совместно с общественными и религиозными организациями задействованы также и непосредственно

3 План по реализации Информационной стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 20202025 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rchgymn. of.by/prof_nark/plan.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

ОПЫТ

редакции средств массовой информации. Совершенно очевидно, что акцент в Стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы сделан на консолидации усилий всех заинтересованных органов на основе межведомственного взаимодействия в целях развития к 2025 году информационного поля страны, эффективно влияющего на снижение уровня распространения и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, снижение уровня латентности наркомании.

Таким образом, в системе предупреждения преступности в сфере незаконного наркооборота целесообразно выделять две составные его части - общее и индивидуальное предупреждение. В то же время специфика причинного комплекса, обусловливающего совершение преступлений рассматриваемого вида, дает основание полагать, что акцент в предупредительной деятельности целесообразно делать на меры общего предупреждения, т.е. на реализацию на государственном уровне мероприятий социально-экономического, политического, идеологического, правового, медицинского и иного характера.

Продуманная и четко выстроенная стратегия предупреждения рассматриваемого вида криминала в Республике Беларусь показывает свою

эффективность4, что подтверждается данными официальной статистики в части показателей наркопреступности5. Вместе с тем усилия как правоохранительных органов, так и всех заинтересованных ведомств и объединений должны быть по-прежнему сконцентрированы на дальнейшем совершенствовании нормативного регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере деятельности, выработке эффективных форм и методов по формированию у различных слоев населения информационной антинаркотической стратегии. Особую тревогу вызывает растущая латентность наркомании и связанная с ней наркопреступность, что предопределяет смещение акцентов в предупреждении данного негативного социального явления в сторону поиска новых форм лечения, реабилитации, социализации и ресоциализации наркозависимых с привлечением широких слоев гражданского общества.

4 В 2019 г. по сравнению с 2018 г количество зарегистрированных преступлений по линии наркоконтроля в Республике Беларусь уменьшилось на 9,6%, по сравнению с 2017 г. - на 12,8%, по сравнению с 2016 и 2015 гг. - на 30,2% и 38,3% соответственно.

5 Преступность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - URL: https://www. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/pravonarusheniya /anual_data/ (дата обращения: 26.11.2020).

Литература

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: НОРМА (Издательская группа НОРМА - Инфа-М), 2001. - 848 с.

2. Теоретические основы предупреждения преступности: монография / Ю.М. Антонян [и др.]; отв. ред. В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. - Москва: Юридическая литература, 1977. - 256 с.

3. Ревин В.П., Малков В.Д., Плешаков В.А. и др. О перспективах совершенствования правового регулирования деятельности по предупреждению преступлений [Электронный ресурс] // Черные дыры в Российском Законодательстве. 2002. № 2. - URL: http://www.k-press.rU/bh/2002/2/rrevin/rrevin.asp (дата обращения: 30.11.2020).

4. Криминология: учебник / А.Ф. Агапов [и др.]; под ред. В.Д. Малкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮД Юстицин-форм, 2006. - 249 с.

5. Проблемы предупреждения отдельных видов преступности: монография / О.И. Бахур [и др.]; под общ. ред. В.А. Ананича; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь», Ассоц. высш. учеб. заведений м-в внутр. дел (полиции) государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящего состава милиции (полиции). - Минск: Академия МВД, 2017. - 385 с.

6. Казакевич С.М. Установление латентной части наркомании и связанной с ней наркопреступности как фактор, влияющий на формирование стратегии антинаркотической политики (на примере Республики Беларусь) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 67-72.

7. Казакевич Г.А. Наркомания - прежде всего болезнь, а потом преступление [Электронный ресурс] // Министерство информации Республики Беларусь. - URL: http://www.dompressy.by/2020/01/21/gennadij-kazakevich-narkomaniya-prezhde-vsego-bolezn-a-potom-prestuplenie-2 // (дата обращения: 10.11.2020)

References

1. Kriminologiya: uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. d. yu. n., prof. A.I. Dolgovoi. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: NORMA (Izdatel'skaya gruppa NORMA - Infa-M), 2001. - 848 s.

2. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya prestupnosti: monografiya / Yu.M. Antonyan [i dr.]; otv. red. V.K. Zvirbul', V.V. Klochkov, G.M. Min'kovskii. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1977. - 256 s.

3. Revin V.P., Malkov V.D., Pleshakov V.A. i dr. O perspektivakh sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti po preduprezhdeniyu prestuplenii [Elektronnyi resurs] // Chernye dyry v Rossiiskom Zakonodatel'stve. 2002. № 2. - URL: http://www.k-press.ru/bh/2002/2/rrevin/rrevin.asp (data obrashcheniya: 30.11.2020).

4. Kriminologiya: uchebnik / A.F. Agapov [i dr.]; pod red. V.D. Malkova. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: YuD Yustitsinform, 2006. - 249 s.

ОПЫТ

5. Problemy preduprezhdeniya otdel'nykh vidov prestupnosti: monograf¡ya / 0.1. Bakhur [ dr.]; pod obshch. red. У.А. Ananicha; uchrezhdenie obrazovaniya «Akad. М^ vnutr. del Resp. Belarus'», Assots. vyssh. ucheb. zavedenii m-v vnutr. del (politsii) gosudarstv -uchastnikov SNG po podgotovke, perepodgotovke i povysheniyu kvalif¡katsii rukovodyashchego sostava ^Ш^И (politsii). - Minsk: Akademiya MVD, 2017. - 385 s.

6. Kazakevich S.M. Ustanovlenie latentnoi chasti narkomanii i svyazannoi s nei narkoprestupnosti kak faktor, vliyayushchii na formirovanie strategii antinarkoticheskoi politiki ^ primere Respubliki Belarus') // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2020. № 3. S. 67-72.

7. Kazakevich G.A. Narkomaniya - prezhde vsego bolezn', a potom prestuplenie [Elektronnyi resurs] // Ministerstvo informatsii Respubliki Belarus'. - URL: http://www.dompressy.by/2020/01/21/gennadij-kazakevich-narkomaniya-prezhde-vsego-bolezn-a-potom-prestuplenie-2 // (data obrashcheniya: 10.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(статья сдана в редакцию 09.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.