BANK MANAGEMENT, CONCEPT AND ELEMENTS
© 2015
A. A. Kurilova, doctor of Economic sciences, head of chair «Finance and Credit» M. A. Gorodnicheva, 4th year student ofchair «Management of organization»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: In this article we will discuss the theoretical foundations of the bank management, its elements and the economic substance. Management - the science of the most rational system of organization and management. The importance of management in industrialized countries has already been realized in the 30-ies XX century. Bank management - a kind of professional self-management activities aimed at achieving specific goals through the use of bank management and labor with the use of their specific principles, functions and methods. The use of bank management provides a solution to the specific bank, financial, social and psychological problems that arise in the course of economic activity and to obtain profits. It is due to banking activities in market conditions, when the result of management and banking is assessed in the course of various banking operations.Bank management - a practical activities related to the direct control of the implementation process of its commercial bank functions. In this respect, the bank acts as a management system for the development of control actions on the object management: active and passive operations, cash settlement transactions, the performance of regulatory financial and economic indicators, intra audit and control and so on. Banks must constantly respond to the changing demands of the market, its clientele, nonbank financial institutions, and the aggravation price competition. The constant development of new areas of banking activities in the development and implementation of banking products and services inevitably encounters difficulties caused by lack of proper interaction between the functional units of the bank, the exchange of information between them and coordinate their efforts.
Keywords: bank, banking, banking activities, control system, credit organization, financial stability, liquidity management, management, superintendence, theory.
УДК 338.3
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ
© 2015
О. А. Луговкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит» М. С. Шуткина, магистрант Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос незаконного оборота денежных средств. Результаты исследования позволили выявить способы борьбы государства с организациями занимающиеся незаконным денежным оборотом и определить уровень ответственности данных организаций и причастных лиц.
Ключевые слова: незаконный денежный оборот, фирмы-однодневки, уголовная ответственность, незаконное предпринимательство, обналичивание денежных средств.
Ведение бизнеса в теневом секторе, на данный момент в России, носит практически массовый характер. Большинство предпринимателей даже не представляют себе, что можно строить свой бизнес иначе: соблюдать все законы, платить налоги и т. д. Осуществление деятельности в обход закона на сегодняшний момент - это общепринятое правило ведения дел для незаконопослушных предпринимателей.
Развитию экономических отношений приносит огромный ущерб, проявляющийся в порождении неравенства в условиях ведения бизнеса предпринимателями, находящимися в одной экономической зоне, проявляющийся в виде незаконного оборота денежных средств.
Уход от налогов, незаконный оборот денежных средств, создание фирм - однодневок - все эти действия нарушают закон. Нарушение законодательства несет в себе риск привлечения к административной и уголовной ответственности и отвлекает значимую часть денежных ресурсов.
Основным способом незаконного оборота денежных средств принято считать заключение мнимой сделки, сутью которой является выполнение работ или услуг, поставка товара, которая фактически не выполняется.
Термин «Обналичивание денежных средств» раскрыт в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии легализа-
ции доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и подразумевает легальную деятельность хозяйствующих субъектов, предполагающую перевод безналичных денежных средств, находящиеся на расчетных счетах организации, в наличные [1].
В специализированной литературе и каждодневном разговоре термин «обналичивание» употребляется довольно часто. В ряде случаев он является сопутствующим при каких-либо незаконных действиях участников экономических отношений.
Оборот наличных, в отличие от оборота безналичных денег, проследить невозможно. Наличные деньги направляются не только на официальные расчеты, но и на взятки, на выплату заработной платы нелегальной рабочей силе, а также на разницу между реально выплачиваемой зарплатой работникам и официальной, проходящей через бухгалтерские документы.
В процессе незаконного оборота денежных средств чаще всего используются созданные как раз для этих целей фирмы-однодневки. Обналичивание денежных средств через банковские карты является одной из самых популярных схем в России. При ее использовании карта оформляется на подставное лицо, которое за небольшую плату передает ее тем, кто занимается незаконным отмыванием денежных средств. Далее на карту по фиктивным договорам выполненных работ или услуг переводятся деньги, после чего они снимаются. Стоимость такой операции для клиента может доходить до 5-10 процентов от обналичиваемой суммы [2].
В процессе деятельности фирмы-однодневки соблюдают видимость работы, заключающаяся, как правило, в сдаче отчетности. Следовательно, изготавливаются поддельные печати, составляются фиктивные документы и т. д.
Достаточно много случаев, связанных с обналичиванием денежных средств, наблюдается при перечислении налогоплательщиком безналичных денежных средств на расчетные счета так называемых фирм-однодневок с любым нужным налогоплательщику назначением платежа, при котором зачастую товары, работы, услуги этими недобросовестными контрагентами не поставляются.
Денежные средства, перечисленные безналичным путем, возвращаются налогоплательщику в наличной форме с удержанием определенной комиссии, и, впоследствии, либо используются им в предпринимательской деятельности при расчетах за эти же услуги, но в наличной форме, либо выводятся из под оборота и налогообложения полностью [3].
Различают факторы, влияющие на существование и развитие данной проблемы:
1. повышение заработной платы, особенно высокопрофессиональным специалистам, влечет за собой увеличение налоговых платежей. Как следствие, часть заработной платы выплачивается «в конвертах», для чего и необходимы незаконно обналиченные денежные средства;
2. возможность неограниченного распоряжения денежными средствами;
3. использование денежных средств для личного потребления при сокрытии размеров получаемых доходов;
4. создание и пополнение оборотных средств криминальной экономики;
5. уклонение от уплаты налоговых платежей, путем совершения сделок, не отражаемых в бухгалтерской отчетности финансово-хозяйственной деятельности.
Ранее государство не проявляло особой активности в пресечении указанных процессов, которые носили массовый характер, однако, видимо оценив объем теневого рынка экономики, бюджетные потери от данных операций, государство приняло решение о принятии мер по сокращению объема операций по незаконному денежному обороту, а может быть, и полному исключению возможности их осуществления. Выбраны были не рыночные, а административные способы регулирования.
В рамках этого решения осуществляется определенная деятельность государственных органов в трех основных направлениях:
1) деятельность налоговых органов в форме налоговых проверок налогоплательщиков на предмет выявления его сделок с фиктивными организациями, не исполняющими и не планирующими исполнять свои обязанности по уплате налогов и привлечению налогоплательщиков к налоговой ответственности;
2) деятельность Центрального банка РФ, направленная на лишение кредитных организаций, замеченных в совершении «сомнительных операций», права заниматься банковской деятельностью через лишение лицензий;
3) деятельность правоохранительных органов, направленная на возбуждение и расследование уголовных дел, в отношении как лиц уклоняющихся от уплаты налогов с использованием фирм-однодневок, так и лиц, непосредственно оказывающих налогоплательщикам содействие в этом, путем совершения операций по незаконному обороту денежных средств [4].
Поскольку фирмы-однодневки представляют угрозу для нашей экономики, государство всерьез взялось за борьбу с ними. Главным орудием стали, конечно, налоговые органы, которые сформировали признаки фирм-однодневок. Основными признаками являются:
1. отсутствие кадрового состава;
2. учредитель, руководитель и главный бухгалтер представлены в одном лице;
3. уставный капитал предприятия составляет 10 000 руб.;
4. отсутствие имущества, необходимого для ведения предпринимательской деятельности;
5. Систематическое предъявление к возмещению НДС при несоразмерно малых суммах декларируемой выручки;
6. микроскопически низкая рентабельность продаж;
7. рост дебиторской и кредиторской задолженности [5];
8. государственная регистрация осуществляется по несуществующему адресу юридического лица;
9. постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения юридического лица.
Активную борьбу с незаконными схемами вывода денежных средств ведут четыре ведомства: Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг, Центробанк и Министерство внутренних дел.
В структурах различных ведомств постоянно рождаются планы по полному искоренению незаконного оборота денежных средств. Причем у каждой службы свои способы. Пока это лишь концепции и предложения, но не исключено, что в ближайшие годы их воплотят в жизнь.
Федеральная налоговая служба предлагает прямо запретить гражданам создавать компании и руководить ими, если зарегистрированные ими ранее организации были признаны однодневками, а заодно блокировать расчетные счета компаниям, у которых не совпадают юридический и фактический адреса. Кроме того, Федеральная налоговая служба хочет обязать банки приостанавливать операции по счетам клиентов, если эти операции носят сомнительный характер. С такими законодательными инициативами налоговая служба обратилась в Минфин РФ и Госдуму РФ.
Минфин РФ предлагает перевести значительную часть операций юридических лиц в безналичную форму и, тем самым, сократить наличное обращение. По логике ведомства, чем меньше наличного денежного оборота, тем сложнее работать по схемам незаконного оборота денежных средств. Искоренять оборот наличных денежных средств чиновники планируют двумя путями. Во-первых, запретить компаниям выдавать зарплату наличными денежными средствами и обязать в расчетах с собственными сотрудниками использовать исключительно карточки. А во-вторых, сделать обязательным практически для всех торговых точек прием пластиковых карт как средства оплаты [6].
Совет при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил повысить уставный капитал новых компаний в 50 раз. То есть, для обществ с ограниченной ответственностью, он будет составлять 500 тыс. рублей, а для акционерных обществ - 5 млн рублей. Авторы полагают, что так удастся искоренить фирмы - однодневки, без которых не обходится почти ни одна из незаконных схем незаконного оборота денежных средств.
С 1 января 2015 года изменилась система контроля со стороны налоговиков в части, касающейся возможной связи с фирмами, занимающимися обналичиванием денежных средств. Так, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, начиная с первого квартала 2015 года, включает в себя «Книгу покупок» и «Книгу продаж». Все данные в электронном виде автоматически загружаются в автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость (п. 8.1 ст. 88 НК). Соответственно, налоговые органы сразу будут видеть, какая компания занизила, не отчиталась или не заплатила налог на добавленную стоимость. Налоговые органы вправе направить запрос в адрес компании. Если ответа не последует или ответ будет не внятным, то расчётные счета такой компании будут автоматически заблокированы и назначена проверка (п. 5.1 ст. 23 и п. 3 и 3.1 ст. 76 НК). Далее налоговые органы пойдут по цепочке, исключая из неё компании, которые внешне чистые, но ничего кроме простой перепродажи не делающие (п. 1 ст. 105.14 и п. 1, 2, 6 и 7 ст. 105.1 НК). [7]
Предприниматели, пользующиеся схемой незаконного оборота денежных средств, для вывода из-под налогообложения выручки, путем создания фиктивных расходов либо для завышения покупной стоимости реализуемых активов, подлежат уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 198 или 199 УК РФ).
Лицо, самостоятельно зарегистрировавшее фирму-однодневку и использующее ее для целей уклонения от уплаты налогов, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 (199) и ст. 173 «Лжепредпринимательство» УК РФ.
Действия лиц, предоставляющих услугу незаконного оборота денежных средств и учреждающих фирмы-однодневки, квалифицируются как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) либо лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ).
Группа лиц, оказывающая услуги по незаконному обороту денежных средств, в зависимости от конкретной ситуации может нести ответственность по совокупности следующих преступлений: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) - за создание фирм-однодневок, если при их регистрации предо-
ставлены заведомо ложные данные; незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) - если в состав преступной группы входит руководитель банка или другой кредитной организации [8].
Лица, обеспечивающие процесс незаконного оборота денежных средств: бухгалтеры, курьеры могут быть привлечены к ответственности как соучастники преступления.
Несмотря на действующее незаконному обналичиванию в целом противодействие, даже при наличии доказательств, преступления рассматриваемой категории нельзя назвать эффективным. Мероприятия всех контролирующих органов, направленные на предотвращение совершения этих преступлений, приносят мало результата. В связи с этим необходимы мероприятия по улучшения сложившейся ситуации:
1. постоянное освещение в средствах массовой информации последствий осужденных по данному виду экономических преступлений;
2. ввести уголовную ответственность для руководителей кредитных организаций, вовлекающих свою организацию в легализацию незаконных оборотов;
3. ввести государственный контроль над процессом изготовления печатей и штампов юридических лиц.
Таким образом, государство ведет борьбу с легализацией денежных средств, мы видим все новые попытки правительства поставить потоки финансов организаций под свой контроль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Российский предприниматель http:// ekonomizer.ru / page80.html.
3. Молодой ученый научный журнал http://www.moluch.ru /archive/67/11153/.
4. Инвестиции и финансы. Способы обналички денег. http://1mvestfin.ru/zarabotok/sposoby-obnaHchki-deneg.
5. Тимин Е. Теневой рынок обналички: схемы и способы их выявления Практическое налоговое планирование. ноябрь 2014. № 5.
6. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России 2009. № 2. С. 17-19.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015.
ILLICIT DRUG FUNDS AS A DEVELOPMENT FACTOR SHADOW ECONOMY
AND WAYS TO COMBAT IT
© 2015
O. A. Lugovkin, candidate of economical science of «Accounting and Audit»
M. S. Shutkina, master Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. In this article the question of illicit trafficking of money. The findings revealed ways to deal with the state organizations involved in drug trafficking and money to determine the level of responsibility of these organizations and individuals involved.
Keywords: illegal money circulation, one-day firms, criminal liability, illegal business, cashing funds. УДК 336.051
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ В КРЕДИТОВАНИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
© 2015
С. В. Семенов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервис и экономика в сфере услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции по обработке информации на основе программного продукта по анализу данных - Big Data (большие данные). Современные тенденции задают направления развития компаниям различных отраслей экономики. В данной статье предлагаются к рассмотрению методы анализа показателей на основе данного программного продукта, применяемые компаниями банковского сектора, которые позволяют повысить их конкурентоспособность на потребительском рынке.