Незаконные и правомерные действия органов внутренних дел как условие наступления гражданско-правовой ответственности
Федорова Юлия Александровна,
старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя E-mail: jfedorova@inbox.ru
В статье проведен анализ незаконных и правомерных действий органов внутренних дел как условия наступления гражданско-правовой ответственности. Несомненно, наступление гражданско-правовой ответственности сотрудников органов внутренних дел в момент выполнения своих служебных обязанностей вопрос довольно дискуссионный и актуальный. Ежегодно огромное количество исков подается в отношении МВД России о взыскании морального и материального вреда. При этом законодательство разграничивает неправомерные и правомерные действия сотрудников органов внутренних дел. В момент принятия решений о проведении тех или иных действий сотрудники органов внутренних дел конечно не задумываются о возможных гражданско-правовых последствиях. Иногда обстоятельства не терпят отлагательств и нужно немедленно вскрыть дверь квартиры, разбить окно автомобиля и т.д. Однако и правомерные действия сотрудников могут образовывать состав гражданского нарушения. Исследования проводились в соответствии с гражданским законодательством, а также с учетом особых специальных норм права. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод, историко-правовой метод.
Ключевые слова: незаконные действия, органы внутренних дел, гражданско-правовая ответственность, МВД, полиция, вред.
S2
со см о см
1Л
С учетом широких полномочий органов внутренних дел и их рассмотрения как структуры в системе государственной власти гражданско-правовую ответственность необходимо рассматривать в качестве значимого явления с правовой и социальной точек зрения. Несмотря на проведенную реформу в системе МВД, уровень доверия к органам полиции остается низким. Статистика на сайте МВД за 2021 г и 2022 г. указывает, что опасение и неприязнь по отношению к сотрудникам полиции испытывают 43,9% граждан, не доверяют полиции 41,3% граждан. Социологические исследования «Левада Центра» указывают на аналогичную статистику, которая характеризует отношение граждан к сотрудникам правопорядка.
В течение 2021-2022 гг. на рассмотрение в МВД поступило свыше 125 тыс. жалоб на недостатки в работе органов внутренних дел, совершенные незаконные действия сотрудниками полиции. При этом поводом для подачи жалобы чаще становятся действия или же допущение бездействия со стороны сотрудников полиции. Речь идет о незаконном применении мер ограничения при задержании, незаконном задержании и помещении под арест, нарушении сроков для принятия процессуальных решений и т.д. Анализ правовой работы МВД позволяет убедиться в том, что предъявление гражданских исков к министерству выступает массовым явлением. Иски в основном связаны с обжалованием действий или допущением бездействия со стороны сотрудников полиции, должностных лиц и их решений (рассматриваются в порядке ст. 1069-1070 ГК РФ), возмещением морального вреда [1].
Одной из главных задач на современном этапе развития общества является обеспечение баланса интересов двух сторон - граждан и государства. Так как Россия является правовым государством, то ее органами должны быть разработаны и поддерживаться простые и понятные механизмы для того, чтобы граждане могли реализовать свои права. В то же время задачей государства является недопущение действий, связанных со злоупотреблением правами со стороны граждан и их неосновательным обогащением. В рамках реформирования системы МВД была проведена переаттестация сотрудников, введена система стимулирования для добросовестного несения службы, усовершенствованы нормы трудового права для работников полиции. Все эти изменения легли в основу ФЗ «О полиции». К сожалению, в рамках реформирования многие проблемы с гражданско-правовой ответственностью сотрудников органов внутренних дел так и не были решены.
Очевидным является тот факт, что органы внутренних дел обладают широкими полномочиями для поддержания общественного порядка, пресечения преступлений, применения сил и средств для задержания криминальных элементов. Реализация данных полномочий должна опираться на принципы законности, уважительного отношения к правам граждан вне зависимости от их правового статуса. Гражданско-правовая ответственность со стороны сотрудников органов внутренних дел за совершенные ими незаконные действия может наступить при условии закрепления в законе принципов, условий и механизмов для рассмотрения данных действий как преступления и возмещения вреда по причине совершения таких действий. В работе органов внутренних дел постоянно используются меры принуждения в отношении граждан, нарушающих закон. Поэтому априори применение таких мер начинается с вторжения в частную жизнь. Нельзя исключить и возможность причинения вреда жизни, здоровью и порчи имущества в результате применения мер принуждения по отношению к преступным элементам и подозреваемым [2].
Гражданско-правовая ответственность за совершение неправомерных действий в первую очередь ориентирована на восстановление и компенсацию вреда в результате совершения незаконных действий сотрудниками органов внутренних дел. На уровне законодательства в настоящее время предлагается система положений для регулирования вопросов, связанных с несением гражданско-правовой ответственности органами внутренних дел. Такая ответственность наступает в случае причинения вреда, включает в себя меры общего и специального характера. Сама же деятельность органов полиции строго регламентирована в соответствии с законодательством. В федеральном законе от 07.02.2011 №-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О полиции» приводятся ключевые принципы работы органов полиции, дается характеристика правового статуса сотрудника органов внутренних дел, ст. 1 указанного закона предусматривает обязанность полиции по защите жизни, здоровья граждан, их прав и свобод.
Регулирование общественной безопасности, защита прав и свобод, жизни и здоровья граждан от преступных посягательств в рамках преступлений и злоупотреблений сотрудниками органов государственной власти основывается на ст. 52 Конституции РФ. Данная правовая норма предусматривает предоставление государством доступа к правосудию и компенсации при причинении вреда. Ст. 53 Конституции РФ предусматривает право для каждого на возмещение вреда со стороны государства, который был получен в результате незаконных действий или же допущения бездействия со стороны органов государственной власти и должностных лиц [3].
Приведенные выше нормы конкретизированы в ст. 16.1 ГК РФ. Предусматривается, что убытки гражданину или же юридическому лицу в результате незаконных действий (допущения бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, подлежат возмещению РФ, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием. Данная правовая норма была введена в действие на основе принятия федерального закона от 30.12.2012 N302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с ней в случаях и в порядке, предусмотренных законом, ущерб для личности в результате совершения правомерных действий органами государственной власти и лиц с властными полномочиями, подлежит компенсации. Несмотря на важность закрепления данной нормы в гражданском законодательстве, она носит декларативный характер, возможности для ее применения ограничены [4].
Общие положения в части несения гражданско-правовой ответственности содержатся и в ст. 1064 ГК РФ. В соответствии с данной нормой «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Предусматривается возможность возложения обязанности по возмещению вреда на другое лицо, которое причинителем вреда не является. В ст. 1070 ГК РФ содержатся положения специального характера. В соответствии с данной нормой предусматривается специальный субъектный состав, перечень действий, служащих основанием для истребования компенсации за причиненный вред. При этом предусматривается и особый порядок возмещения вреда. В ст. 1070 ГК РФ представлено сразу два состава. Пункт 1 ст. 1070 Гк РФ носит специальный характер, для него свойственно то, что ответственность возникает вне зависимости от наличия вины, пункт 2 ст. 1070 ГК РФ носит общий характер, поэтому возникновение ответственности в ее рамках возможно лишь при условии наличия вины причинителя вреда.
Вред, который гражданин получил в результате незаконных действий органов внутренних дел, будет компенсироваться в порядке применения п. 1 ст. 1070 ГК РФ. И условием для несения ответственности будет наличие вреда, противоправные (незаконные) действия органов внутренних дел, наличие причинно-следственной связи между двумя элементами. При квалификации действий (бездействия) и причинении вреда его возмещение в порядке применения п. 2 ст. 1070 ГК РФ будет основываться на дополнительном условии. Оно связано с виной причинителя. Объективной стороной будет считаться вред в результате правонарушения и противоправные действия правонарушителя, наличие взаимосвязи между данными факторами. Особенностью субъектного состава является то, что причинитель вреда и лицо, обязанное возместить причиненный вред, совпадать не будут. Когда мы говорим о гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел в результате
5 -о
сз ж
■с
см
1Л
незаконных действий и совершения правомерных действий, то подразумеваем, что первоначально причиняется вред, уже затем должна следовать ответственность в порядке установления факта возмещения вреда. В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред будет возмещаться за счет средств казны РФ. Данное положение указывает на существование проблемы, связанной с установлением надлежащего ответчика. В группе исследуемых правоотношений «лицом» казны являются финансовые органы, выделяющие средства для обеспечения работы органов внутренних дел.
Органы внутренних дел получают финансирование из федерального бюджета. Когда вред причиняется органами внутренних дел, то возмещение происходит за счет средств казны. От ее имени выступает Минфин, который распоряжается средствами казны, а также Федеральное управление казначейства. Чтобы обеспечить единообразие применения норм, связанных с гражданско-правовой ответственностью органов внутренних дел, было подготовлено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
В результате принятия данного документа некоторые спорные положения, связанные с применением закона, была урегулированы. Тем не менее, в судебной практике все еще встречаются неоднозначные решения, связанные с установлением надлежащего ответчика. Это может быть связано с тем, что гражданин мог пострадать в результате незаконных действий или применения правомерных действий со стороны органов внутренних дел, для урегулирования спора в результате причинения вреда он вполне обоснованно обращается к руководству МВД как главному и высшему органу контроля. Следовательно, в поданном иске со стороны гражданина вполне может фигурировать МВД как ответчик. В соответствии с предписаниями ВС РФ при рассмотрении иска суд указывает на то, что МВД надлежащим ответчиком не является, а надлежащим ответчиком является казна РФ, Минфин, Федеральное управление казначейства РФ. При согласии гражданина происходит замена ответчика, спор решается по существу.
Бывают в судебной практике и такие случаи, при которых граждане продолжают настаивать на первоначально указанном ответчике. В этом случае суд отказывает в принятии иска к производству. Иная ситуация возникает в случае указания сразу нескольких ответчиков. Делается это для исключения отказа в принятии иска. Тогда рассмотрение дела в суде затягивается, поэтому увеличиваются и затраты самого государства на ведение судебного процесса [5].
Таким образом, незаконные и правомерные действия органов внутренних дел в качестве условия для несения гражданско-правовой ответственности предусматривают необходимость разрешения спора в порядке п. 1-2 ст. 1070 ГК РФ, компенсации
причиненного вреда на основе общего или специального состава. В соответствии с нормативно-правовым регулированием если речь идет о незаконных действиях органов внутренних дел, то сам подтвержденный факт незаконных действий является условием и основанием для компенсации вреда. Если же речь идет о вреде в результате правомерных действий, то такой вред подлежит доказыванию, только на основе этого у гражданина появляется право на его компенсацию. Поэтому условием для несения ответственности по общему и специальному составу для решения вопроса о несении гражданско-правовой ответственности является наличие причинно-следственной связи между действиями со стороны причинителя и причиненным вредом. Выявлена в результате исследования и проблема с возмещением вреда в результате правомерных действий. Ст. 16.1 ГК РФ носит декларативный характер, на практике не используется в связи с размытыми нормами права. Чтобы данная норма заработала, требуется принятие специального закона с описанием порядка, условий и т.д. для возмещения вреда в результате правомерных действий государственной власти, в частности, органов внутренних дел.
Литература
1. Кабанова И.Е. Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов: вопросы теории и практики: монография / отв. ред. 4. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018. 398 с.
2. Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5. 10.12.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N4. С. 45.)
3. Непомнящая И.С. Вопросы гражданско-правовой ответственности при применении регрессных требований к сотрудникам полиции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 49-53.
4. Непомнящая И.С. Проблемы предъявления регрессных требований к лицам, обладающим специальной правосубъектностью // Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию университета. 2017. С.205-210.
5. Тодоченко Д.А. Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к полной материальной ответственности // научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 1(56). С. 43-47.
6. Кручинина Н.В. Инновационные финансовые технологии как стимулирующий механизм устойчивого развития // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 961-963.
7. Вородюхин С.Е., Кононенко О.С. Коррупция в России: исторический анамнез (история бо-
лезни) // История государства и права. 2019. № 1. С. 24-28.
8. Смородина О.С. Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений / Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства: сборник статей VI Межвузовской научно-практической конференции им. К.И. Малышева. - Челябинск, 2018. С. 186-194.
9. Сисакьян, А.К. Конституционное правосознание и государственная идеология / А.К. Сисакьян // Правопорядок: история, теория, практика. - 2020. - № 1 (24). - С. 119-126.
10. Усманова, Е.Ф. Совершенствование правовой культуры и ее роль в развитии общественного сознания гражданского общества / Е.Ф. Усманова // Правопорядок: история, теория, практика. - 2018. - № 2 (17). - С. 66-69.
ILLEGAL AND LAWFUL ACTIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A CONDITION FOR THE ONSET OF CIVIL LIABILITY
Fedorova Yu.A.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot
The article analyzes illegal and lawful actions of the internal affairs bodies as a condition for the onset of civil liability. Undoubtedly, the onset of civil liability of employees of internal affairs bodies at the time of performing their official duties is a rather controversial and topical issue. Every year, a huge number of lawsuits are filed against the Ministry of Internal Affairs of Russia for the recovery of moral and material damage. At the same time, the legislation distinguishes between illegal and lawful actions of employees of internal affairs bodies. At the time of making decisions on carrying out certain actions, employees of the internal affairs bodies certainly do not think about possible civil consequences. Sometimes circumstances are urgent and you need to immediately open the apartment door, break the car window, etc. However, the lawful actions of employees may also constitute a civil violation. The studies were conducted in accordance with civil legislation, as well as taking into account
special special rules of law. Research methods: analytical method,
review method, historical and legal method.
Keywords: illegal actions, internal affairs bodies, civil liability, Ministry of Internal Affairs, police, harm.
References
1. Kabanova I.E. Civil liability of public entities: issues of theory and practice: monograph / ed. 4. M.A. Egorova. M.: Justicin-form, 2018. 398 p
2. . 2. Review of judicial practice in cases involving the seizure of land plots for state or municipal needs in order to accommodate transport facilities (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 5. 10.12.2015) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2016. N4. P. 45.)
3. Nepomnyashchaya I.S. Issues of civil liability in the application of recourse requirements to police officers // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (38). pp. 49-53.
4. Nepomnyashchaya I.S. Problems of presenting recourse claims to persons with special legal personality // Actual problems of the development of civil law and civil procedure. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the University. 2017. pp. 205-210.
5. Todochenko D.A. Grounds for involving employees of internal affairs bodies to full financial responsibility // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1(56). pp. 43-47.
6. Kruchinina H.B. Innovative financial technologies as a stimulating mechanism for sustainable development // Financial Economics. 2018. No. 5. pp. 961-963.
7. Vorodyukhin S.E., Kononenko O.S. Corruption in Russia: historical anamnesis (medical history) // History of State and Law. 2019. No. 1. pp. 24-28.
8. Smorodina O.S. Civil liability for corruption offenses / Actual problems of civil law and civil proceedings: collection of articles of the VI Interuniversity scientific and practical conference named after K.I. Malyshev. - Chelyabinsk, 2018. pp. 186-194.
9. Sisakian, A.K. Constitutional legal consciousness and state ideology / A.K. Sisakian // Law and order: history, theory, practice. - 2020. - № 1 (24). - Pp. 119-126.
10. Usmanova, E.F. Improvement of legal culture and its role in the development of public consciousness of civil society / E.F. Usmanova // Law and order: history, theory, practice. - 2018. -№ 2 (17). - Pp. 66-69.