УДК 343.3/.7 ББК 67
НЕЗАКОННОСТЬ КАК КРИМИНООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ДОБЫЧИ И ОБОРОТА ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ ДМИТРЕНКО,
доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права ФКГКОУВО Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: stvkup@yandex.ru; АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КАБЛОВ, кандидат юридических наук, судья Ставропольского краевого суда, председатель Совета судей Ставропольского края E-mail: kablov.andrej@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся установления нормативно-правовых актов, раскрывающих бланкетное содержание диспозиции ст. 2581 УК РФ.
Ключевые слова: добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, продажа, особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.
Annotation. In article are considered the questions concerning establishment of the normative legal acts opening the blanket maintenance of a disposition of Art. 2581 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: production, maintenance, acquisition, storage, transportation, transfer, sale, especially valuable wild animals, water biological resources belonging to the types included in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation, their part and derivatives.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. №2 150-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 258, предусматривающей ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ. Анализ статистических данных свидетельствует о значительной распространенности преступлений, предусмотренных названной статьей. Так, если в 2013 году было зарегистрировано 74 таковых, то в 2016 году их число увеличилось относительно этой цифры более чем в 16 раз и составило 1210. Представляется, что относительно небольшое количество зарегистрированных преступлений в первые годы действия названной нормы можно отчасти объяс-
нить трудностями в понимании правоприменителями содержания объективных и субъективных признаков, предусмотренного ею преступления. Изучение судеб-но-следственной практики показывает, что проблемы при его квалификации продолжают существовать до настоящего времени. Они объясняются как несовершенством законодательства, так и отсутствием четких толкований ряда признаков этого преступления. Отчасти эта проблема была решена на уровне судебного толкования, когда Пленум Верховного Суда РФ своим постановление МОТ 26.05.2015 № 19 внес изменения и дополнения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфе-
ре рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)» и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Вместе с тем этим актом толкования были разрешены далеко не все проблемы, возникающие при квалификации рассматриваемого преступления. В данной статье мы предпримем попытку определить круг нормативных актов, определяющих законность и незаконность оборота предметов преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.
Этот вопрос вполне обоснован, поскольку животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, являются предметами, ограниченными в гражданском обороте, что предполагает возможность как незаконного, так и законного владения, пользования и распоряжения ими. Анализ обвинительных приговоров по ст. 258 УК РФ показывает, что имеют место случаи, когда суды, раскрывая незаконность действий совершенных с «краснокнижными» животными, ограничиваются указанием на то, что они указаны в Перечне особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей статей 2261 и 258 УК РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 года №978 (далее - Перечень). Полагаем, что такая практика не в полной мере соответствует требованиям законности, поскольку названный нормативно-правовой акт устанавливает только перечень животных, составляющих предмет рассматриваемого преступления. Правила их добычи, содержания, приобретения, хранения, перевозки, пересылки и продажи им не определяются. Кроме того, по замечанию некоторых ученых, имеются проблемы отграничения этого преступления от жестокого обращения с животными (ст. 245 УК РФ) [6-9]. Вместе с тем бланкетная диспозиция ст. 258 УК РФ предопределяет необходимость установления норм неуголовных отраслей права, которые были нарушены. На это обстоятельство неоднократно обращал внимание Верховный Суд РФ в своих постановлениях. В частности, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья). Также в нем отмечено, что при отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не
представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Следует обратить внимание, что в ст. 258 УК РФ названы несколько предметов, имеющих различные нормативные требования к их обороту. Поэтому полагаем целесообразным отдельно рассмотреть правила оборота: 1) животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, их частей и производных; 2)биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, их частей и производных; 3) животных, охраняемых международными договорами РФ, их частей и производных.
В утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 года № 978 Перечне, к предметам преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, отнесены следующие животные, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ: алтайский горный баран; амурский тигр; белый медведь; леопард; зубр, за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом; снежный барс; балобан; беркут; кречет; сапсан.
На уровне федерального законодательства общим основанием ограничения гражданско-правового оборота этих животных является ч. 3 ст. 24 Федерального закона «О животном мире», в которой указано, что обо-ротоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» содержится императивное требование, согласно которому содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях. Согласно п. 2 этого постановления право пользования такими животными может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Порядок выдачи этих разрешений (распорядительных лицензий), утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 156. Они выдаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при условии соответствия заявленных вида пользования животным миром, предполагаемого срока пользования дикими животными и условий содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных
требованиям в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в отношении указанных в заявлении видов диких животных.
Итак, анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод, согласно которому оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, будет незаконным, когда он осуществляется без разрешения (распорядительной лицензии). При этом в нормативных актах, раскрывающих бланкетное содержание диспозиции ст. 258 УК РФ, не устанавливаются ограничения гражданско-правового оборота частей и производных (дериватов) диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. Соответственно приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа этих предметов может признаваться незаконными лишь в случае, когда виновным известно о том, что они добыты преступным путем.
Оборот биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, отнесенных Перечнем, к предметам преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, регулируется самостоятельными нормативными актами. К предметам ст. 258 УК РФ отнесены следующие биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ: амурский осетр; атлантический осетр; белуга; калуга; персидский осетр; русский осетр; сахалинский осетр; сахалинский таймень; севрюга; сибирский осетр; шип.
При этом в отличие от Федерального закона «О животном мире», нормы Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не устанавливают требования ограничения оборо-тоспособности биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, т.е. необходимости получения разрешения (распорядительной лицензии) на все деяния, указанные в ст. 258 УК РФ. В ст. 27 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлен запрет только на их добычу (вылов), за исключением случаев и в порядке, предусмотренном Правительством РФ, дополнительные требования, обусловливающие законность их хранения, пересылки или продажи не устанавливаются.
Правила добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1017, допускают их добычу (вылов) только на основании разрешений, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, определяемом Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Также в п. 7 этого Постановления закреплено, что по факту каждой добычи (вылова) водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, на месте составляется акт с указанием реквизитов выданного разрешения, объема (количества) добытых (выловленных) водных биоресурсов, времени, места, орудий добычи (вылова), сведений о юридическом лице (наименование, место нахождения) или гражданине (фамилия, имя, отчество), осуществивших добычу (вылов).
Статья 45Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешает искусственное воспроизводство водных биоресурсов, в том числе рыб осетровых пород, которые могут быть отнесены к видам, занесенным в Красную книгу РФ. При этом согласно ч. 6 этой статьи порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством РФ. Правила организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, которые распространяются и на находящиеся под угрозой исчезновения виды водных биоресурсов (ст. 1) утверждены постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2014 г. № 99.
Согласно ст. 7 названных Правил, осетровые виды рыб, предоставленные юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), находящиеся в живом состоянии, после получения от них икры, молоки (спермы) для осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов и проведения в отношении них реабилитационных мероприятий, а также излишне полученная при осуществлении искусственного воспроизводства молодь осетровых видов рыб по решению комиссий, создаваемых Федеральным агентством по рыболовству в каждом рыбохозяйственном бассейне для учета состояния осетровых видов рыб (далее — комиссия), подлежат выпуску в естественную среду обитания или направлению в подведомственные Федеральному агентству по рыболовству федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов, для формирования ремонтно-маточных стад. Статья 8устанавливает правило, согласно которому в случае если физическое состояние осетровых видов рыб не позволяет вернуть их в естественную среду обитания или направить в подведомственные Федеральному агентству по рыболовству федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов, для формирования ремонтно-маточных стад, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) по решению комиссии уничтожает их любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды либо использует для питания работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего искусственное воспроизводство водных биоресурсов.
Частью 2 ст. 54Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предписано безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, возвращать в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтоже-
нию. В целях реализации этой нормы постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 367 утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки. Статьей 3 этих Правил обязанность принять решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов либо об уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру, возложена на должностных лиц МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору, обнаруживших факт незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении своих полномочий. Соответственно совершение ими в отношении водных биоресурсов, занесенных в Красную Книгу РФ, а также продуктов их переработки, включая икру, деяний предусмотренных ч. 1 ст. 258 УК РФ, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 3 этой статьи, как совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения.
В экологическом законодательстве России содержатся дополнительные требования к гражданско-правовому обороту животных, охраняемых международными договорами РФ, их частей и производных. Однако следует отметить, что все животные и биоресурсы, являющиеся предметом ст. 258 УК РФ, внесены как в Красную книгу РФ, так и охраняются международными договорами РФ. Поэтому правила оборота животных, охраняемых международными договорами РФ, их частей и производных, в отличие от правил регулирующих оборот диких животных и биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, как правило, возникают в связи установленным в них порядке введения их в законный оборот. Так, например, нормативными актами Российской Федерации установлены требования получения разрешений для вывоза за пределы России и ввоза на ее территорию таких животных, их частей и дериватов, а также правила их продажи.
В частности нормативно закреплена обязанность получать разрешения Росприроднадзора на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (СИТЕС), кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру. На территории Российской Федерации выдаются следующие виды разрешений (сертификатов) СИТЕС: 1) на экспорт; 2) на импорт образцов; 3) на реэкспорт; 4) о происхождении образцов; 5) прекон-венционный сертификат; 6) сертификат передвижной выставки для многократного перемещения через границу; 7) на интродукцию.
Для осетровых видов рыб, включенных в списки СИТЕС, и продукции из них, включая икру, установлены иные ограничения оборотоспособности. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 584 (ред.
от 22.10.2012) «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб предусмотрено, что Федеральное агентство по рыболовству выдает в предусмотренных Конвенцией случаях разрешение на экспорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, разрешение на импорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, сертификат на реэкспорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, а также сертификат на интродукцию из моря образцов осетровых видов рыб, подпадающих под действие Конвенции.
Анализ положений процитированных нормативных актов позволяет сделать вывод, что соответствующие разрешения (сертификаты) предоставляют как право ввоза на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов (осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру), подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, так и право их хранения и перевозки на территории Российской Федерации. Поэтому перемещение этих предметов без разрешений (сертификатов) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 2261 и 258 УК РФ.
В Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. № 304 утверждены Правила использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, в которых определен порядок использования на территории России безвозмездно изъятых или конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или произведенной из них продукции — дериватов.
В п. 10 названных Правил устанавливается, что документом, удостоверяющим законность приобретения образца, является разрешение, выдаваемое лицу, которое приобрело образец, административным органом в соответствии с требованиями Конвенции (в Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор). Разрешение выдается на каждый экземпляр образца или на партию образцов. В соответствии с 11 пунктом, при смене владельца образца новый владелец должен получить в 3-недельный срок разрешение на свое имя, представив в административный орган разрешение предыдущего владельца и документы, подтверждающие факт передачи образца новому владельцу.
Следовательно, для конфискованных диких животных, их частей и дериватов, подпадающих под дей-
ствие Конвенции СИТЕС, установлены особые правила определяющие законность их оборота. Нарушение этих правил дает возможность признать оборот незаконным и при наличии иных признаков квалифицировать эти деяния по ст. 258 УК РФ.
Также в Российском законодательстве установлены дополнительные требования, обусловливающие законность продажи видов дикой фауны, находящихся под угрозой исчезновения, подпадающих под действие Конвенции от 3 марта 1973 г. В частности, продавец, в отношении ввезенных в Российскую Федерацию диких животных и дикорастущих растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, или конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, должен предоставить информацию о номере и дате разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации определенных видов диких животных, выданного компетентным органом страны-экспортера или иным уполномоченным на выдачу такого разрешения органом.
Однако, поскольку эти правила распространяются на организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, то и ответственность, в том числе уголовную, за их неисполнение могут нести только лица, на которых распространяется обязанность их исполнения.
Итак, в данной статье нами была предпринята попытка обобщить все нормативно-правовые акты, содержащие требования, определяющие законность добычи и оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ. Их анализ, позволяет сделать вывод о том, что эти правила рассредоточены в значительном количестве источников и существенно отличаются в зависимости от того, являются ли дикие животные, водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ, либо охраняемые международными договорами РФ, добытыми (выловленными) на территории России, безвозмездно изъятыми или конфискованными и обращенными в собственность государства, ввезенными в Российскую Федерацию и т.д. В ряде случаев, вовсе отсутствуют требования, определяющие законность оборота частей и производных (дериватов) названных диких животных и биоресурсов. Полагаем, что целесообразно урегулировать обозначенные вопросы в самостоятельном Федеральном законе, положения которого, должны составлять единое бланкетное наполнение диспозиции ст. 258 УК РФ. Следует отметить, что Московской городской Думой была инициирована подготовка Комитетом по природным ресурсам и природопользованию законопроекта
«О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов животных и растений». Однако 17 апреля 2001 года он был снят Советом Государственной Думы ФС РФ с рассмотрения по причине того, что Правительство РФ дало на него отрицательный отзыв. По имеющимся данным, иных попыток принять единый нормативно-правовой акт, посвященный урегулированию обозначенных вопросов, не предпринималось. Полагаем, что введение уголовной ответственности за незаконный оборот «краснокнижных» животных и биоресурсов, их частей и дериватов, значительно актуализировало его принятие.
Литература
1. Осокин Р.Б. Особенности квалификации незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов и отграничения данного преступления от жестокого обращения с животными // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 3. — С. 78-83.
2. Осокин Р.Б. Отграничение жестокого обращения с животными от преступлений и правонарушений, смежных с ним по составу // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. — № 2. - С. 91-97.
3. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014.
4. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014.
References
1. Osokin R.B. Features of qualification of illegal production (catch) of water biological resources and an otgranicheniye of this crime from animals abuse//the Bulletin of the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2014. — №. 3. — Page 78-83.
2. Osokin R.B. Otgranicheniye of animals abuse from the crimes and offenses adjacent to him on structure/ /the Bulletin of the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. — №. 2. - Page 91-97.
3. Osokin R. B. Teoretiko-pravovye of a basis of criminal liability for crimes against public morality: abstract yew... Dr.s jurisprudence sciences. — M, 2014.
4. Osokin R. B. Teoretiko-pravovye of a basis of criminal liability for crimes against public morality: yew.... Dr.s jurisprudence sciences. — M, 2014.