НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
A.Е. Бобров, студент
B.А. Носиков, студент Б.С. Пинаев, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-1-94-97
Аннотация. В статье рассматриваются понятия наркотиков, психотропных веществ и их контрабанды. Поставлена проблема незаконного оборота наркотических средств, которая ведет к негативным последствиям употребления наркотиков среди населения. Перечислены угрозы, которые может нанести контрабанда наркотиков и прекурсоров. Также в статье выявлены меры по пресечению и выявлению контрабанды наркотиков и предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: контрабанда, наркотические и психотропные вещества и их прекурсоры, угроза, незаконный оборот.
В настоящее время огромное влияние уделяется незаконному перемещению наркотиков через таможенную границу, а решение данной проблемы возложено на такие федеральные органы. При осуществлении контрабанды наркотиков ущерб наносится не только экономике государства, но и жизни и здоровью граждан, а также безопасности страны.
Проблема нелегального перемещения запрещенных средств и веществ требует с каждым годом все более пристального внимания со стороны правоохранительных, таможенных и антитеррористических органов не только Российской Федерации, но и государственных органов стран-участниц СНГ и ЕАЭС.
Согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N З-ФЗ (последняя редакция) наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [2].
Контрабандой наркотиков является незаконное перемещение наркотических средств через таможенную границу
Евразийского Экономического союза (далее - ЕАЭС).
Нелегальное перемещение наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров через Таможенную границу Союза может реализовываться посредством:
- незаконного ввоза или вывоза этих средств через Таможенную границу ЕАЭС;
- недостоверного декларирования или вовсе неосуществления декларирования этих предметов;
- выдача недостоверной информации о перевозимых товарах;
- утаивание перевозимого товара.
Таможенные органы играют ведущую
роль в борьбе с контрабандой наркотических средств. Пресечением этой незаконной деятельности занимаются таможенные органы каждого государства. Основы таможенной политики России закреплены в соответствующих законодательных актах. Правовые аспекты борьбы с контрабандой изложены в Таможенном кодексе ЕАЭС. Таким образом, осуществляется защита отечественного рынка в целом, каждого потребителя и производителя [5].
В каждом из государств - участников ЕАЭС ситуационно принимаются меры по предупреждению контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодей-
ствующих веществ, их аналогов и прекурсоров из Афганистана и государств Юго-Восточной Азии. Но в то же время необходимо наладить координационную работу между таможенными органами стран-членов Союза для максимально результативной и эффективной работы по борьбе с контрабандой наркотиков.
В настоящее время существует тенденция к постепенной замене «традиционных» наркотиков (таких как героин, гашиш, марихуана и т.п.) синтетическими. При этом основным поставщиком синте-
тических наркотиков в Россию является Китай: «синтетические средства» китайского производства составляют около тридцати процентов от общего количества указанных средств, ежегодно потребляемых в нашей стране.
Теперь является целесообразным провести анализ выявления фактов незаконного перемещения наркотических средств. Данные по возбуждённым делам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ их прекурсоров в динамике за 3 года представлены на рисунке 1.
600
500
400
300
200
100
т
I возбужденные дела по статьям 226.1 и 229.1 УК РФ
2018
2019
2020
Рис. 1. динамика возбужденных дел по фактам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ их прекурсоров в периоде 2018-2020 гг.
По фактам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ их прекурсоров в 2020 году было возбуждено 520 уголовных дел по статьям 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих веществ) и 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров) [1]. Это на 73 дела больше по сравнению с 2019 годом и на 36 дел меньше по сравнению с 2018 годом. Такая динамика обусловлена тем, что с наступлением пандемии в 2020 году наступил и пик наркотрафика. Во время всемирного карантина наркобизнес не только набирает обороты, но и приносит колоссальную прибыль.
Тем не менее, по сравнению с отчетным годом количество возбуждённых дел по факту контрабанды снижается, что может говорить о том, что и сами факты не за-
конного перемещения запрещенных веществ имеют тенденцию к снижению.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что контрабанда наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, а впоследствии и употребление населением этих средств и выход людей из экономического оборота, является одной из глобальных проблем современного общества. После выхода населения из экономического оборота, то есть неспособность людей производить валовый продукт
- повышается криминальная обстановка (количество убийств, грабежей и т.д.);
- увеличивается количества наркоманов (чаще всего среди молодежи);
- повышается уровень смертности, что ухудшает демографическую ситуацию в стране.
Все это негативно влияет на внутрен- Требуется усиление мониторинга ком-
нюю обстановку в стране, уровень жизни мерческих банков за оплатой партий населения и репутацию государства. наркотических средств, которые могут
Одним из главных условий решения осуществляться с помощью интернет-данной проблемы является тесное взаимо- платежей, особенно, когда фиксируются действие правоохранительных и таможен- случаи расплаты посредством криптова-ных органов не только нашего государ- лют [6].
ства, но и государственных органов других Также следует активно проводить рабо-
стран. ту по пропаганде здорового образа жизни
В настоящее время необходимо актив- и отказа от наркотиков среди детей и мо-нее бороться с использованием в преступ- лодежи: проводить мероприятия со специ-ных целях новых технологий в сфере ло- алистами и компетентными органами в гистики, коммуникационных и информа- школах и высших учебных заведениях, ционных технологий [3]. Следует макси- сделать более доступными здоровые раз-мально оперативно выявлять приемы, спо- влечения (спортивные секции, кружки). собы, схемы, используемые наркомафией Также для борьбы с возрастающей стати-по ввозу и вывозу наркотических средств. стикой наркоманов необходимо сделать Особенно это важно, когда применяются более доступную реабилитацию для интернет-технологии, поддерживающие наркозависимых для их дальнейшего вы-связь посредством общеизвестных соци- здоровления. альных сетей.
Библиографический список
1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossij skoj -federaczii
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/ (дата обращения 14.05.2021г.)
3. Литовченко А.А., Морозова О.В. Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2019. - №4.
4. Мельников Е.Б., Попельницкий Е.В. Современные тенденции сокрытия наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. - №2 (35).
5. Рогов Р.А. Мировая экономика и международные экономические отношения (учебное пособие) // Р.А. Рогов, Р.А. Лаптев, А.А. Головин. - Курск: ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 154 с.
6. Наркотики и криптовалюта: как биткоин развязал руки наркомафии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/ id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-Mtkoin-razviazal-mki-narkomafii-5c2b561c0129cd00aaa59f1f
https://zen.yandex.ru/media/id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-bitkoin-razviazal-ruki-narkomafii5c2b561c0129cd00aaa59f1f (дата обращения 25.05.2021)
7. Крутов В.В., Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование управления таможенными органами России // Современная наука. - 2020. - №5-3. - С. 112-115.
8. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economic Success. - 2021. - №2. - С. 117-120.
ILLEGAL MOVEMENT OF NARCOTIC DRUGS AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
A.E. Bobrov, Student V.A. Nosikov, Student
B.S. Pinaev, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article deals with the concepts of drugs, psychotropic substances and their smuggling. The problem of illegal drug trafficking has been raised, which leads to negative consequences of drug use among the population. The threats that can be caused by the smuggling of drugs and precursors are listed. Also, the article identifies measures to suppress and identify drug smuggling and suggests ways to solve this problem.
Keywords: smuggling, narcotic and psychotropic substances and their precursors, threat, illegal traffic.