методика установления размера данного вида перекрестного субсидирования и определены 12 регионов для реализации проекта (Чувашская Республика, Республика Карелия, Карачаево-Черкесская Республика, Мурманская область, Республика Дагестан, Архангельская область, Республика Саха, Чукотский автономный округ). Этим Постановлением был определен порядок предоставления и расходования региональными бюджетами субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования. Таким образом, с 2007 г. тарифы покупки с ОРЭМ для энергосбытовых компаний на территориях отобранных регионов устанавливаются на экономически обоснованном уровне. При этом, одним из основных условий предоставления субсидий является поэтапный (до 2011 г.) рост конечных тарифов на розничном рынке до уровня, покрывающего экономически обоснованные тарифы с оптового рынка [1].
Перекрестное субсидирование в электроэнергетике в условиях развития и укрепления рыночных механизмов постепенно минимизируется, так как «потребитель-донор» на реальном рынке может найти другого поставщика, который не будет брать с него излишней, экономически необоснованной платы. С 2011 г. весь объем электрической энергии планируется поставлять
для всех основных групп потребителей (за исключением населения) по не регулируемым ценам, а значит, применение действующих механизмов перекрестного субсидирования будет сведено к минимуму.
Решить подобную задачу в теплоэнергетики будет гораздо сложнее, так как из-за ее технологических особенностей в данной отрасли почти отсутствует конкуренция.
В целом перекрестное субсидирование в электро- и теплоэнергетике все еще имеет широкое распространение и продолжает играть существенную роль. Надо признать, что в целом это не рыночное и вредное для экономики страны явление. Ни эксперты, ни инвесторы, ни собственники не могут дать реальную оценку экономической эффективности деятельности, как отдельных предприятий, так и целых регионов, так как скрытое перекрестное субсидирование на энергоресурсы искажает реальные показатели деятельности экономических субъектов. Государству необходимо перейти к практике установления экономически обоснованных тарифов для всех без исключения групп потребителей и перейти к явному субсидированию отдельных групп потребителей исходя из приоритетов своей социальноэкономической политики.
Литература
1. Основы функционирования рынков электроэнергетики / Под ред. Л.В. Ширяевой. — М.: ЗАО «УК КЭУ» 2009.
2. Экономика и управление в современной электроэнергетике России /Под ред. А.Б. Чубайса, Е.В. Аметистова, Ю.А. Удальцо-ва, Я.М. Уринсона. — М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
4. Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) на розничном (потребительском) рынке Российской Федерации /Утверждены приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. №20-э/2.
НЕЗАКОННАЯ ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
А.В. Колесникова,
аспирант Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Читинского государственного университета starsya@mail.ru
В статье рассмотрены экономические показатели заготовленной и экспортируемой древесины на территории Забайкальского края. Проведен анализ экономического ущерба в результате незаконных заготовок древесины в регионе. Определены причины малой эффективности развития лесопромышленного комплекса приграничного региона на примере Забайкальского края.
Ключевые слова: заготовка древесины, экспорт древесины, незаконная заготовка древесины, лесопромышленные предприятия, экономический ущерб.
УДК 330.15: 572.021; ББК 65.28+20.1
Во время распада Советского союза Читинская область, имевшая в своем составе Агинский Бурятский автономный округ, распалась на два субъекта Российской Федерации — Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. 11 марта 2007 г. прошел референдум, результатом которого явилось объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Забайкальский край получил статус нового субъекта Российской Федерации с 1 марта 2008 г.
Забайкальский край расположен на территории 431,5 тыс. кв. км (2,5% территории РФ) с населением 1122,1 тыс. человек. Площадь лесов составляет 340,9 тыс. кв. км, т.е. более 79%
площади края и около 3% площади лесного фонда Российской Федерации. Общий запас насаждений — 2,7 млрд куб. м, в том числе спелых и перестойных насаждений более 1 млрд куб. м (около 2% запасов РФ). Расчетная лесосека по краю (установленный ежегодный отпуск леса) равняется 15,3 млн куб. м, по этому показателю край занимает восьмое место среди регионов России.
Традиционными видами лесопользования на территории Забайкальского края являются: охота в лесах, заготовка древесины, сенокошение, выпас скота, заготовка кедровых орехов и лекарственных трав. Началом организованного освоения лесов
на территории края принято считать принятие Императорского Указа «Об образовании лесной части Нерчинского округа» (XVIII век). Лес для нужд населения заготавливался рядом с населенными пунктами, кроме того, освоение лесов велось вдоль рек, по которым он и сплавлялся к месту потребления. По некоторым данным в то время на территории края заготавливалось 110-150 тыс. куб. м древесины. В начале XX в. при строительстве железной дороги объемы заготовок древесины в лесах Забайкалья значительно увеличились и составили примерно 550-700 тыс. куб. м. Лес в основном использовался для производства шпал, а также для крепежа в горнорудном деле. После завершения строительства железной дороги объемы лесозаготовок снизились на 30%. В 1957 г. на территории Забайкальского края впервые была определена расчетная лесосека с объемом заготовок 9,6 млн куб. м, при этом объем заготовок стал достигать 2,3 млн куб. м [1].
На пике развития лесопромышленного комплекса Забайкальского края (конец 80-х гг.) его деятельность характеризовалась следующими показателями: использование расчетной лесосеки — в пределах 41,5%; объем заготовок превышал 6 млн куб. м; численность работающих в отрасли превышала 14 тыс. человек [2]. В этот период лесопромышленный комплекс состоял, как правило, из крупных специализированных лесокомбинатов, леспромхозов, действовали также лесхозы с определенными объемами промышленного производства. Древесина использовалась для нужд Читинской области и поставлялась в безлесные районы Советского Союза, в первую очередь Среднюю Азию и Казахстан.
Развал СССР привел к разрыву экономических связей. Отсутствие спроса на продукцию отрасли привело к банкротству
и, в конечном счете, развалу многих, в том числе и крупных, предприятий лесопромышленного комплекса региона. Это обусловило социально-экономические потери, как для отдельных граждан, так и для области в целом, что выразилось в распродаже наиболее ликвидных активов предприятий отрасти, безработице и т.д.
С конца девяностых годов прошлого века, по данным статистики, начинается экономический подъем лесной отрасли Забайкальского края. Так, среднегодовой показатель темпов увеличения выпуска промышленной продукции отрасли в сопос-
тавимых ценах составил 13,1%. При этом минимальный прирост выпущенной промышленной продукции по сравнению с прошлым годом составлял 1,0% в 2003 г., а максимальный — 56% в 2007 г. Производство мебели в 2007 г. по сравнению с 2000 г. в действующих ценах увеличилось почти в 17 раз.
Однако статистические показатели не могут в полной мере характеризовать положение в отрасли. Это связано с тем, что методика сбора и обработки статистических данных, используемая в Забайкальском крае до настоящего времени, отрабатывалась еще в СССР. В то время данные представлялись достаточно крупными государственными предприятиями, а мелких частных предприятий не было вовсе. В настоящее же время в крае имеется значительное количество мелких предприятий, занимающихся заготовкой древесины и ее первичной обработкой вплоть до выпуска пиломатериалов. Большинство этих предприятий не стабильны, что создает дополнительные трудности для статистического учета результатов их деятельности.
По данным Государственной лесной службы Забайкальского края на территории края в 2005, 2006 и 2007 гг. заготовлено 1714,7; 1610,1 и 2325,6 тыс. куб. м древесины соответственно [3].
По данным Федеральной таможенной службы РФ в последние годы наблюдается увеличение внешнеторгового оборота Забайкальского края. Так, в 2005 г. этот показатель по сравнению с предыдущим (2004 г.) увеличился на $146,8 млн [4], в 2006 г. на $84,8 млн [5], в 2007 г. внешнеторговый оборот увеличился по сравнению с 2006 г. на $258,3 млн [6].
Экспорт товаров из Забайкальского края в последнее время также имеет тенденцию к увеличению. Причем древесина и изделия из нее составляют основу экспорта товаров с территории края. Стоимостный объем поставок товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на $97,7 млн [4]. В 2006 г. стоимостный объем экспорта увеличился по сравнению с 2005 г. на $1,1 млн [5], а в 2007 г. увеличение составило $107,5 млн [6]. Доля древесины в экспорте из региона достигла 72% в 2005 г. [4], 85 [5], 94 [6] и 90 [7]% в 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно.
В табл. 1 приведены основные показатели экспортных поставок древесины и изделий из нее с территории Забайкальского края. Данные для составления таблицы взяты из отчетов таможенных органов Российской Федерации.
Таблица 1
Экспорт древесины из Читинской области во все страны мира
Показатель Ед. измер. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Экспорт древесины и изделий из нее (тыс. куб.м.) 92 582,5 621,6 918,1 1402
В том числе экспорт древесины и изделий из нее в Китай (тыс. куб.м.) 87,5 554,8 615,5 914,8 1402
Доля экспорта в Китай в экспорте древесины из края % 95 95,2 99 99,6 100
Экспорт древесины и изделий из нее (млн $) 5,2 31,3 30,33 42,5 63,89
Экспорт необработанных лесоматериалов (тыс. куб.м.) 88,9 566,6 587,6 849,3 1293,6
Доля необработанных лесоматериалов в общем экспорте древесины % 96,6 97,27 94,53 92,5 92,27
Средняя цена 1 куб.м. экспортной древесины $ 56,49 53,73 48,79 46,29 45,58
показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Экспорт древесины и изделий из нее (тыс. куб.м.) 1511,2 2507,6 2651,7 3277,6 4051,5
В том числе экспорт древесины и изделий из нее в Китай (тыс. куб.м.) 1511 2507,3 2651,7 3276,9 4048,3
Доля экспорта в Китай в экспорте древесины из края % 99,99 99,99 100,0 99,98 99,92
Экспорт древесины и изделий из нее (млн $) 63,53 105,12 176,8 209,4 334,4
Экспорт необработанных лесоматериалов (тыс. куб.м.) 1375,5 2366,6 2442,8 2977,8 3859,3
Доля необработанных лесоматериалов в общем экспорте древесины % 91,02 94,38 92,12 90,85 95,23
Средняя цена 1 куб.м. экспортной древесины $ 42,04 41,92 66,67 63,89 82,54
Из представленных выше данных следует, что в 2005-2007 гг. из Забайкальского края только необработанной древесины экспортировалось гораздо больше, чем было заготовлено по данным Государственной лесной службы края. А именно: 2442,8 тыс. куб. м пиловочника против 1715,3 тыс. куб. м заготовленной древесины в 2005 г., то есть свыше 142%. В 2006 г. этот показатель достиг 185%, а в 2007 г. — 166%. Объяснить такую разницу в показателях можно только большими объемами незаконных порубок древесины на территории региона. Версия о приобретении древесины в других регионах и дальнейшей поставки ее
из Забайкальского края (такая версия имела место в официальных источниках информации) не выдерживает никакой критики, так как по публикациям в средствах массовой информации в ближайших субъектах Российской Федерации, республике Бурятия и Иркутской области, наблюдается аналогичный баланс объемов.
Тревожные выступления по поводу увеличения объемов незаконных порубок лесов в российских средствах массовой информации стали появляться в середине последнего десятилетия прошлого века. Однако, не смотря на значительный
рост несанкционированных лесозаготовок в Российской Федерации, которые в отдельных регионах принимали весьма существенные объемы, официальной оценке и огласке таких правонарушений подвергалась только небольшая их часть. В 2005 году незаконные заготовки древесины в Российской Федерации приобрели огромные масштабы, при этом зонами
Анализируя данные, приведенные в табл. 2, следует учитывать, как минимум два фактора. Во-первых, в основу этих данных положены доказанные факты незаконной порубки, а доказать их достаточно сложно. Во-вторых, констатация слишком больших объемов незаконной порубки леса негативно сказывается на авторитете лесозаготовителей, что, в свою очередь, усложняет доказательство фактов и объемов незаконной порубки. В результате действия этих факторов доля браконьерски заготовленной древесины по данным Государственной лесной службы Забайкальского края составила всего 4,3% в 2005 г., 4,5% в 2006 и 3,9% в 2007 г. от объема легально заготовленной древесины. Такие цифры, даже с учетом увеличения объемов легальной заготовки древесины, конечно же, должны настораживать. Также следует обратить внимание на тот факт, что суммарный объем заготовок древесины по данным Государственной лесной службы Забайкальского края приблизительно равен объему круглого леса, поставленному на экспорт из Забайкальского края. На внутренние нужды и на производство пиломатериалов для экспортных поставок леса уже не остается.
Для оценки реальных объемов заготовки древесины на территории Забайкальского края были проведены расчеты с учетом следующих положений, которые исключают не оправданное завышение расчетных объемов заготовок древесины:
1. Объемы экспорта круглого леса и пиломатериалов, приведенные в данных таможенной службы Российской Федерации, следует считать достоверным фактом.
2. Объемом древесины, затраченной на изготовление мебели, в связи с отсутствием данных об объемах древесины, затраченной на ее изготовление, необходимо пренебречь. Однако данное допущение не может играть, сколько-нибудь существенное значение в определении общего объема лесозаготовок. Во-первых, мебель как, высокотехнологичный продукт имеют достаточно низкую долю стоимости сырья в общей стоимости продукта. Во-вторых, при изготовлении современных видов мебели используются в большей степени продукты глубокой пере-
Сравнивая расчетные показатели заготовки древесины на территории Забайкальского края с данными Государственной лесной службы Забайкальского края за 2005-2007 гг. можно видеть, что объемы незаконной древесины в эти годы составляют соответственно 2233,5; 3323,5 и 3649,4 тыс. куб.м. Другими словами, объем незаконной заготовки древесины составил в эти годы 130% (2005 г.), 206% (2006 г.) и 157% в 2007 г. от объемов легальной заготовки. А эти цифры уже вызывают серьезную тревогу, даже не смотря на то, что они изначально занижены так, как не учитывают расходов древесины на внутренние нужды края, такие как строительство новых жилых и хозяйственных деревянных построек, а также производство и использование пиломатериалов, не перевозимых по железной дороге.
наибольшей концентрации незаконной заготовки древесины стали регионы, экспортирующие древесину преимущественно в виде круглого леса (регионы, граничащие с Китаем, в том числе Забайкальский край). В табл. 2 представлены сведения о незаконных порубках лесов на территории Забайкальского края в 2000-2008 гг.
работки древесины такие, как фанера, древесно-стружечные и древесноволокнистые материалы, которые на территории края не производятся, а следовательно, поставляются из Китая или, в лучшем случае, из других субъектов Российской Федерации. Поставка древесины из Забайкальского края в качестве сырья для предприятий глубокой переработки древесины на территории других субъектов Российской Федерации не производится.
3. Из-за отсутствия достоверных данных об использовании древесины для внутренних нужд, принять как факт использования для внутренних нужд объем пиломатериалов перевезенных железной дорогой для обеспечения внутреннего рынка. Использовать для расчетов данные о внутренних перевозках необработанных лесоматериалов нельзя, так, как из этих материалов могут быть изготовлены пиломатериалы, пошедшие на экспорт, что нарушит принцип разработки допущений, приведенный выше.
4. Коэффициент, характеризующий долю выхода деловой древесины (круглый лес) из общего объема заготовленной древесины принять равным 0,7. По оценкам экспертов при выпуске деловой древесины от 30 до 50% заготовленной древесины попадает в отходы. Таким образом, взята минимальная доля отходов при заготовке необработанных лесоматериалов.
5. Коэффициент, характеризующий долю выхода пиломатериалов из общего объема деловой древесины, принять равным
0,65 [8].
6. Плотность пиломатериалов, перевозимых железнодорожным транспортом для нужд внутреннего рынка, примем равной 0,53 т/м3 (сосна — 0,52 т/м3, лиственница — 0,65 т/м3, береза — 0,65 т/м3).
Данные.допущения вполне могут быть использованы для оценочного анализа объемов заготовки древесины с условием не превышения действительных значений.
В результате проведения вычислений получены расчетные значения объемов лесозаготовок на территории Забайкальского края в последние годы. Эти значения приведены в табл. 3.
Незаконные порубки леса были всегда, однако, их объемы в советские времена не идут ни в какое сравнение с объемами браконьерской заготовки древесины в настоящее время. Это объясняется целым рядом объективных причин.
Одной из наиболее важных причин, а точнее группой причин, является — экономическая целесообразность. Дело в том, что при социалистической экономической системе незаконные порубки производились отдельными гражданами с целью бесплатной заготовки дров или, максимум, обеспечения материалом строительство каких-то построек для личных нужд. Перепродажа заготовленной древесины и обогащение за этот счет в то время были практически исключены, в связи с отсутствием частных предприятий, занимающихся переработкой древеси-
Таблица 2
Сведения о незаконных порубках леса на территории Забайкальского края в период с 2000 по 2008 годы
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Количество незаконных рубок (случ.) 685 826 762 883 330 245 404 1503 979
Объем незаконных рубок (тыс.куб. м) 29,09 41,73 21,77 27,20 53,14 73,19 72,04 91,31 50,89
Прирост объемов незаконных порубок по сравнению с прошлым годом (%) 43 -48 25 95 38 -2 27 -44
Источник: Официальные данные Государственной лесной службы Забайкальского края
Таблица 3
Динамика расчетных объемов заготовки древесины на территории Забайкальского края
в период 2000-2008 годы
Показатель Ед. измер. 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Объем лесозаготовок тыс. куб. м 844,4 914,2 1364,5 2086,2 2263,2 3690,8 3948,8 4933,6 5975,0 4618,8
Процент к предыдущему году % 631,0 108,3 149,3 152,9 108,5 163,1 107,0 124,9 121,1 77,3
ны. С приходом же частной капиталистической экономической системы такая возможность появилась и ей, правда не сразу, население воспользовалось.
Другая причина, так же имеющая немаловажное значение, связана с тем, что девяностые годы прошлого века разрушили не только экономическую, но и остальные системы государства, в частности, систему государственного контроля над экономической деятельностью предприятий. Созданная и достаточно отлаженная для условий социалистической экономики, эта система, даже без потерь, полученных ею в ходе «Перестройки», вряд ли смогла бы противостоять влиянию на население страны, оказываемому причинами, изложенными ранее. В реальности же система государственного контроля, разрушенная во всех своих составляющих, от законодательной базы и до количественного и качественного состава сотрудников контролирующих органов, разумеется, не могла бороться с незаконными порубками леса. В девяностые годы государство не могло уделять достаточное внимание положению дел в лесной отрасли России, так как в то время оно вынуждено было бороться за сохранение целостности страны, потому что вероятность распада России в то время, особенно в начале десятилетия, была достаточно велика.
Ориентация лесопромышленного комплекса Забайкальского края на экспорт древесины в Китай (более 99% общего экспорта древесины) создает дополнительные стимулы для увеличения объемов браконьерской порубки лесов. Дело в том, что Китайское правительство, всецело поддерживая своих производителей, не вводит в отличие от европейских стран санкции против использования незаконно добытой древесины, импортируемой из других стран, считая заботу о сохранении природных ресурсов стран экспортеров прерогативой правительств этих стран. С помощью мощной поддержки государства хорошо организованные и имеющие значительные финансовые ресурсы китайские бизнесмены весьма агрессивно действуют на российском рынке древесины и изделий из нее. Китайские импортеры совместно контролируют торговлю древесиной и устанавливают цены на нее, при этом российские экспортеры не могут самостоятельно проникнуть на китайский рынок и продавать лес напрямую его конечным потребителям. В настоящее время поставка древесины даже в северо-восточные районы Китая, не говоря уж о центральных и южных районах, производится только через китайских торговых посредников. Для реализации своих целей последние способствуют созданию на территории Забайкальского края так называемых пунктов приема и отгрузки древесины.
В настоящее время на территории Забайкальского края действуют лесопромышленные предприятия трех основных видов:
• Средние лесопромышленные предприятия — наиболее перспективная категория предприятий, так как кроме экспорта круглого леса и пиломатериалов они занимаются, в какой-то степени глубокой переработкой древесины, пытаясь наращивать объемы такой переработки. К сожалению, таких предприятий на территории края очень мало.
• Пункты приема и отгрузки древесины — организации, занимающиеся скупкой заготовленной древесины. Данные предприятия редко занимаются заготовкой, однако, некоторые из пунктов могут заниматься и этой деятельностью. Данный вид предприятий достаточно многочисленный. Такие пункты организуются, как правило, вблизи от железной дороги в районах, где заготовка древесины является традиционным видом деятельности населения. Скупка древесины на этих пунктах зачастую производится за наличный расчет, что усложняет определение законности заготовки проданной пункту древесины. Зачастую под вывеской лесозаготовительных пунктов россиян работают китайские заготовители.
• Мелкие лесозаготовительные предприятия, в том числе и физические лица. Эти предприятия характеризуются малыми объемами производства. Они, либо сами экспортируют древесину, в основном круглый лес, либо, а таких большинство, продают ее на так называемые пункты приема и отгрузки древесины [9].
В настоящее время на территории Забайкальского края существует большое количество предприятий, зарегистрированных на физических лиц и занимающихся лесозаготовками. Причем большинство из них функционирует не более года; затем оно исчезает и возникает новое предприятие, зарегистрированное под другим названием. Метод работы таких пред-
приятий весьма прост «быстро срубил — быстро продал (а при наличии, большого количества практически неподконтрольных государству пунктов приема и отгрузки древесины, это не трудно) — быстро исчез». Деятельность таких предприятий для большинства работающих в них является единственной возможностью получения средств существования из-за высокого уровня безработицы в сельской местности. Заработная плата на таких предприятиях не высокая, так как рынок перенасыщен предложением рабочей силы требующейся квалификации. Таким образом, отсутствие затрат, связанных с приобретением законных прав на осуществление лесозаготовок, в совокупности с достаточно низкими издержками на оплату труда рабочих определяют низкую себестоимость заготовленной браконьерским способом древесины. Это, при постоянно растущем спросе на древесину обеспечивает высокую прибыль подобного бизнеса,
а, следовательно, и повышенную привлекательность для его организаторов, что, в свою очередь, способствует вовлечению в него все новых и новых людей, не слишком разборчивых в способах получения прибыли.
Незаконная лесозаготовительная деятельность наносит огромный ущерб государству. Так, средняя ставка платы за заготовку древесины в Забайкальском крае в 2007 г. составляла 46,8 руб. за куб. м [2]. Таким образом, федеральный и краевой бюджеты только в 2007 г. недополучили более 170 млн руб. в качестве платы за заготовку древесины и это только по самым скромным подсчетам. Дело в том, что, судя по официальным данным лесной службы Забайкальского края, наибольшая доля зарегистрированных незаконных порубок приходится на те районы, в которых ставка платы за заготовку древесины значительно превышает среднее значение по краю. Однако, недополучение бюджетами поступлений, определенных законом за использование лесов, само по себе представляющее достаточно значительные суммы, является только вершиной айсберга. Дело в том, что браконьеры, занимающиеся незаконной заготовкой древесины, рубят там, где им кажется удобнее, совершенно не заботясь о том, сможет ли данный участок леса восстановиться самостоятельно. Оценить ущерб от таких действий без проведения специальных исследовательских работ не представляется возможным. Кроме того, следует иметь в виду и тот факт, что браконьеры, взяв после порубки только часть бревна, годного для продажи на экспорт, остальную часть дерева бросают на делянке. Такое захламление леса значительно повышает класс пожарной опасности леса, а, следовательно, и вероятность возникновения лесного пожара. Более того, для сокрытия своей не законной деятельности браконьеры зачастую прибегают к прямому поджогу лесных массивов, в результате чего лесу наносится ущерб, который значительно превышает ущерб, нанесенный непосредственно незаконной заготовкой древесины.
Таким образом, одним из основных факторов, препятствующих развитию лесопромышленного комплекса Забайкальского края, является незаконная заготовка древесины. До тех пор пока такая заготовка не будут ликвидирована или хотя бы ее объемы не будут много кратно снижены вряд ли можно ожидать значительного развития лесной отрасли в направлении повышения ее технологичности. Трудно ожидать, что современные предприниматели, занимающиеся лесным бизнесом на территории Забайкальского края, добровольно откажутся от получения значительной прибыли и начнут вкладывать деньги в развитие вы сокотехн ологичных произ водств.
Следует отметить, что начата борьба за наведение порядка в лесной отрасли России федеральными органами власти. Именно эту цель преследует постановление Правительства от 5 февраля 2007 года №75 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. №795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных», которым утвержден график поэтапного повышения ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы. Этот график предусматривал 20% повышение таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы с 1 июля 2007 г., с 1 апреля 2008 г. еще на 25%, а с 1 апреля 2009 г. еще на 80%.
Такое резкое повышение таможенных пошлин, по замыслу Правительства, должно привести к тому, что продажа круглого леса станет экономически не выгодной. Реальное воздействие данного постановления на положение дел в настоящее время оценить сложно, так как пока не ясно, чем вызвано уменьшение объемов экспортных поставок в 2008 и 2009 гг. — экономичес-
ким кризисом или повышением таможенных пошлин. Однако одно это, безусловно, правильное постановление не способно решить все проблемы реструктуризации отрасли. Их решение может быть достигнуто в результате комплексных действий как федеральных, так и региональных органов власти, а так же органов местного самоуправления. П редполагается, что Федеральная власть должна законодательно повысить ответственность
как юридических, так и физических лиц за нарушение закона в лесной отрасли с целью большего соответствия наказания нанесенному экономическому ущербу. Остальные органы власти должны создать условия неотвратимости наказания за нарушение закона. Кроме того все уровни власти должны добиться значительного повышения занятости населения и на этой основе повысить его законопослушность.
Литература
1. Зиновьева. Лесной фонд и проблемы лесного рынка Читинской области (http://www.forest.ru/rus/basics/regions/tchita/zinov. html).
2. Лесной план Забайкальского края /Разработчик — ООО «Лесгеоконсалтинг». — Чита, 2008.
3. Колесникова А.В. Динамика развития и проблемы лесного сектора приграничного региона // Приграничное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай: Сб. докл. / Под ред. О.Б. Ломаева; Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. — Чита: Экспресс-издательство, 2008. — С. 155-160.
4. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2005.
5. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2006.
6. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2007.
7. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2008.
8. Коротаев Э.И., Симонов В.И. Производство строительных материалов из древесных отходов. — М.: Изд-во «Лесная промышленность», 1972. (http://bibliotekar.ru/spravochnik-99-drevesina/index.htm).
9. Грибова С.Н. Забайкальский край и Китай в торговле лесом: новые подходы // Пространственная экономика. — 2008. — №4. — С. 139-152.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
С.Н. Куприн,
генеральный директор казенного предприятия Воронежской области •Единая дирекция капитального строительства и газификации»(г. Воронеж)
kup-rin@mail.ru
В статье определяются и анализируются основные задачи инвестиционной строительной политики в Воронежской области, а также формулируются цели, стоящие перед отраслью. Сформулированы конкретные меры, необходимые для увеличения объема строительно-монтажных работ, объемов производства строительных материалов и развития регионального строительного комплекса.
Ключевые слова: строительный комплекс, жилье, жилищное строительство, целевые программы, развитие.
ББК У31(2)-56-21я7
Стратегическое управление развитием региона включает систему мер государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на организацию производства, распределение и реализацию товаров и услуг на всех фазах жизненного цикла создания общественно необходимой продукции [1]. В Воронежской области, как и в других регионах России, государственная управленческая деятельность нацелена на приоритетное обеспечение населения доступным и комфортным жильем, объектами социально-культурного назначения в соответствии с действующими нормативами Российской Федерации.
На основе ФЦП «Жилище», Концепции областной целевой программы «Доступное жилье», стратегии развития строительного комплекса Воронежской области до 2015 г. определены следующие основные задачи инвестиционной строительной политики в регионе:
удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства;
удовлетворение потребностей населения в объектах социально-культурного назначения;
развитие сектора промстройиндустрии; кадровое обеспечение строительного комплекса. Рассмотрим их более подробно.
Удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства
Строительная политика носит ярко выраженную производственно-социальную направленность. Основной задачей управления является количественное и качественное увеличение основных показателей социальной направленности строительства: увеличение объемов вводимого жилья, в первую очередь, малоэтажного; увеличение доли доступного жилья в общем объеме, вводимого в отчетный период, в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»; комфортность вводимого жилья. Достижение этих показателей и обеспечение устойчивого функционирования строительного комплекса области будет обеспечено за счет строительства и ввода жилья в объеме порядка 1 млн 400 тыс. кв. метров с 2010 г. при ежегодном темпе прироста не менее 10% по каждому району области и г. Воронежа. Приоритетным направлением станет организация строительства малоэтажного индивидуального быстровозводимого жилья во вновь образуемых микрорайонах с развитой социальной инфраструктурой. Конечной целью реализации этого направления к 2010 г. определено соотношение ввода малоэтажного и многоэтажного жилья в пропорции 50:50%.