МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
слабее эффект разрозненных действий». Большое значение в реализации данных программ имеет создание общественной нетерпимости к нарушителям безопасности дорожного движения, активизация населения во всех возрастных группах, повышение правосознания граждан. Например, в Германии существуют общественные комитеты содействию безопасности дорожного движения среди населения с 1924 года. В Японии с 1970 года проводится обязательная работа с родителями и детьми в школах, а по месту жительства функционируют общественные группы поддержки безопасности дорожного движения. Одним из слабых мест реализации отечественных целевых программ является, как отмечается в исследованиях В.И. Майорова и В.В. Головко, именно отсутствие «широкого распространения форм взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью» [1, с.130].
Профилактика детского дорожного травматизма является одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинспекции. «Работа ГИБДД с несовершеннолетними детьми в дошкольных и школьных учреждениях, с отрядами юных инспекторов дорожного движения по обучению и профилактике нарушений правил дорожного движения» [2, с. 129], и в настоящее время она осуществляется достаточно планомерно.
Одним из важных направлений в деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения на современном этапе социально-экономического развитии общества являются: воспитание участников дорожного движения - сознательное, систематическое и целенаправленное воздействие на разные социальные и возрастные группы населения в целях их подготовки к процессу дорожного движения.
Список использованной литературы:
1. Головко В.В., Майоров И.В., Основы безопасности дорожного движения: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.
2. Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А., Административная деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие.- Омск, 2008. - 180с.
3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е., Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9, № 4. C. 766-776.
4. Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 7 (266). С. 99 -101.
5. Полякова С.В. Стратегические приоритеты обеспечения безопасности участников дорожного движения // Правопорядок. 2015. №1. С.85 - 89.
6. Полякова С.В. Безопасность дорожного движения: истоки, история и реальность // Проблемы права. 2013. 32. С. 109 - 112.
7. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 // Собрание законодательства РФ. - 2013.- № 41.
8. Закон РФ № 196 ФЗ от 10.12.95г. (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» // Собрании законодательства РФ. - 1995 г. - № 50. - ст. 4873
© Корсун Г.А., Полякова С.В., 2016
УДК 343
В.А. Лихачев, студент, УИУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург, РФ
НЕЗАКОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые проблемы квалификации и освобождения от уголовной
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
ответственности, предусмотренные статьей 172 УК РФ. Выявлены тенденции либерализации уголовного законодательства за экономические преступления. Произведен анализ законодательства, судебной практики и мнений ряда ученых.
Ключевые слова
Незаконная банковская деятельность, освобождение от уголовной ответственности, ст. 172 УК РФ
Роль банков в рыночной экономике нельзя недооценивать. Банки являются основным финансовым посредником в экономике. Современный российский рынок неизбежно выдвигает кредитные организации, особенно банки в число основополагающих, важнейших компонентов в регулировании экономики.
Нормы, регулирующие банковскую деятельность содержатся в значительном количестве нормативных правовых актах. Основополагающим нормативным актом является Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) [8]. В данном законе определяются порядок государственной регистрации кредитных организации и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций.
Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность закреплена в ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), состав которой аналогичен со ст. 171 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Разграничение данных составов, по сути, проводится только по непосредственному объекту преступления. Непосредственны объектом ст. 172 УК РФ являются общественные отношения в сфере банковской деятельности.
Российское законодательство не содержит понятия "банковская деятельность", однако учеными юристами преступлениям в сфере экономики уделяется постоянно внимание[1,2,4].
Так, Г.А. Тосунян указывает, что «банковская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность кредитных организаций, а также деятельность ЦБ, направленную на осуществление банковских операций на основании: для ЦБ и его учреждений — Закона о Банке РФ; для кредитных организаций — специального разрешения ЦБ, полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном законом»[6].
Уголовный кодекс РФ также рассматривает банковскую деятельность через призму осуществления кредитными организациями банковских операции, предусмотренных законом.
Перечень банковских операции содержится в ст. 5 Закона о банках. Данный перечень является исчерпывающим.
Исходя из смысла диспозиции ст. 172 УК РФ к уголовной ответственности может быть привлечено такое лицо, которое совершило действия, подпадающие под признаки банковских операций и при этом их не вправе совершать иные лица в рамках своей предпринимательской деятельности, то есть для применения ст. 172 УК РФ в действиях подсудимых обязательно наличие признаков банковских операций. Такие действия, как обналичивание денежных средств с использованием подставных фирм и фиктивных документов, получение, перевозка и выдача денег, не могут рассматриваться исключительно как незаконная банковская деятельность, поскольку их совершение характерно и для любой другой предпринимательской деятельности. Подобная деятельность группы граждан, совершенная хотя и с использованием отдельных признаков банковской деятельности, образует состав другого преступления — незаконное предпринимательство по ст. 171 УК РФ, а не незаконную банковскую деятельность, которая является специальным составом по отношению к незаконному предпринимательству.
Как видно из приведенных примеров, незаконная банковская деятельность проявляется в осуществлении без лицензии ЦБ РФ действий, подпадающих под признаки банковских операций, которые не имеют сходства с любыми иными хозяйственными операциями, для которых наличие лицензии необязательно. Открытие и ведение счетов, осуществление денежных переводов по поручениям клиентов, выдача банковских гарантий, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств и драгоценных металлов — эти и другие банковские операции могут совершать только кредитные организации на основании лицензии. За совершение подобных операций без лицензии может наступить уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ в случае, если это повлекло причинение крупного ущерба
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
гражданам, организациям или государству.
Необходимо отметить, что законодатель в последнее время идет по пути либерализации уголовного законодательства за экономические преступления.
Российское государство как гарант основных прав и свобод человека и гражданина в статье 2 УК РФ определяет, что защита интересов личности входит в перечень первоочередных задач государства[3].
Так, Федеральным законом №60 от 07.04.2010 г.[9] изменена диспозиция ч. 1 ст. 171 и ч. 1 ст. 172 УК РФ и исключено словосочетание "с нарушением лицензионных требований и условий". Таким образом, декриминализованы такие действия (бездействия), как осуществление предпринимательской и банковской деятельности с нарушением специальных лицензионных требований и соответствующих условий. Ответственность за данные правонарушения теперь предусмотрена только главой 14 КоАП РФ. Также вносятся изменения в уголовно-процессуальное законодательство - теперь в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренного ст.172 УК РФ не может быть применено заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
Уже через год принимается Федеральный закон от 7 декабря 2011 г.[10], который значительно расширил институт освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. В результате в УК РФ введена ст. 76.1 УК РФ, согласно которой лица, впервые совершившие экономические преступления могут быть освобождены от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба гражданину или перечисления незаконного дохода в бюджет, а также при условии перечисления пятикратного размера ущерба или незаконного дохода в соответствующий бюджет.
В 2013 году Пленум Верховного Суда в своем постановлении №19 от 27.06.2013 г. (далее -Постановление ВС) пояснил некоторые вопросы, которые связанны с освобождением от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Суд подчеркнул, что такое освобождение возможно только в случае, если возмещен причиненный ущерб[11].
В 2015 году Государственная Дума РФ объявила амнистию по случаю семидесятилетия победы в Великой Отечественной Войне[12]. Под амнистию попадают осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, совершившие преступления по неосторожности, условно осужденные, те, кому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом или отсрочена, а также лица, чье наказание не связано с лишением свободы. В п.13 Постановления ст.172 УК РФ не названа, что означает, что амнистия распространяется и на этот состав преступления. В результате амнистии было освобождено более 230 тысяч человек.
Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, подчеркнул, что количество уголовных дел по экономическим преступлениям очень высоко, что нарушает деловой экономический климат в нашем государстве. Президент дал указания руководителям правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию[13]. Такие инициативы главы государства показывают еще раз, что сейчас в России интенсивными темпами идет либерализация и декриминализация законодательства об экономических преступлениях.
Рассмотрим два обязательных условия освобождения от уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность.
Во-первых, лицо должно совершить данное преступление впервые. В каком пункте постановлении ВС указано, что впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести признается лицо, совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, или когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу.
В рамках рассматриваемой проблемы возникает также вопрос о том, можно ли считать лицо впервые совершившим преступление, если ранее оно освобождалось от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям. Действительно, объективно в указанных случаях совершенное преступление не является первым, и, казалось бы, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако с учетом того, что уголовно-правовые последствия совершенного деяния зависят от его юридической оценки, а в случае прекращения уголовного дела, как и в случае погашения или снятия судимости за ранее совершенное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
преступление, лицо считается несудимым, оно при решении вопроса о возможности прекращения нового уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим должно признаваться впервые совершившим преступление.
Во-вторых, требуется возмещение причиненного ущерба, которое может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе другими лицами.
На наш взгляд, в результате возмещения причиненного вреда в полном объеме и перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения в размере пятикратной суммы причиненного ущерба в полной мере восстанавливает нарушенное право. Эти меры носят как карательную, предупредительную, так и профилактическую функцию. В современных рыночных условиях, в условиях экономических санкции в отношении России, государство должно дать больше свободы для бизнеса, оно должно соблюдать принцип гуманности, тем самым дать бизнесу реализовать себя в полной мере.
Согласимся с мнением Гришина Д.А., что применение специальных условий освобождения от уголовной ответственности требует унификации и совершенствования[5], поэтому исследования в области освобождения от уголовной ответственности должны продолжаться, получать свое дальнейшее развитие. Список использованной литературы:
1. Аслаханов, А.А. Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики (Криминологический и уголовно-правовой аспекты): Дисс. д-ра. юрид. наук / А.А. Аслаханов. - М., 1997. - 293 с.
2. Гордейчик, С.А. Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций в сфере экономической деятельности: Дисс. канд. юрид. наук / С.А. Гордейчик. - Волгоград, 1997. - 173 с.
3. Гришин Д.А. Вопросы уголовной доктрины в сфере целесообразности установления общей нормы освобождения от уголовной ответственности за отдельные экономические преступления//Проблемы права. 2015. № 5 (53). С. 98-103.
4. Гришин Д.А. Проблемы квалификации преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Екатеринбург, 2007. 134 с.
5. Сабанин С.Н., Гришин Д.А. Некоторые проблемы законодательной регламентации специальных видов освобождения от уголовной ответственности // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень. 2012. № 2. С.59-66
6. Тонусян Г.А., Викулин А.Ю. Банковское право РФ. Общая часть. - М., Юрист. 2008. С.70
7. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
8. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 13.07.2015) "О банках и банковской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492.
9. Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.04.2010, N 15, ст. 1756.
10. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7362.
11.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности"// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, август 2013 г.
12. Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"// "Собрание законодательства РФ", 27.04.2015, N 17 (часть IV), ст. 2542
13.http://www.kremHn.ru/events/president/transcripts/messages/50864 [Электронный ресурс] (дата обращения 01.09.2016)
© Лихачев В.А., 2016