НЕЙТРАЛИТЕТ: РОЛЬ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ
3 октября 2016 г. в Институте Европы РАН состоялась международная встреча в формате "круглого стола" "Нейтральные страны и политика безопасности". Мероприятие было организовано двумя подразделениями Института - Отделом европейской безопасности (зав. Отделом к.э.н. Д.А. Данилов) и Отделом социальных и политических исследований (зав. Отделом д.и.н. В.Я. Швейцер). В заседании приняли участие представители дипломатических миссий Швеции - Чрезвычайный и Полномочный посол Швеции в РФ Петер Эриксон, второй секретарь политического Отдела Эмиль Гелебу, Финляндии -Полномочный министр, Временный поверенный в Делах и полномочный министр Анти Хелантеря, Швейцарии - Полномочный министр и заместитель посла Патрик Францен. С российской стороны в "круглом столе" принимали участие представители академической общественности из ИМЭМО РАН, ИВИ РАН, ИЕ РАН, образовательных учебных заведений - Финансового Университета при правительстве РФ, МГИМО(У) МИД РФ, Дипломатической Академии МИД РФ, Российского государственного социального Университета, Российского государственного гуманитарного университета, независимые эксперты. Всего на встрече присутствовали 60 гостей и сотрудников ИЕ РАН.
Заседание открыл директор ИЕ РАН Ал.А. Громыко. В своём выступлении он отметил актуальность обсуждаемой темы, ибо именно в периоды обострения ситуации в мире особенно важен сам факт существования европейских государств с внеблоковой константой внешней политики. На протяжении десятилетий страны, придерживающиеся нейтралитета, вносят важный вклад в стабилизацию европейской составляющей мировой политики, оказывая позитивное воздействие на регулирование международных конфликтов.
Чрезвычайный и полномочный посол Швеции в РФ П. Эрикссон обратил внимание участников круглого стола на то, что общим понятием "нейтралитет" нельзя унифицировать политику соответствующих этому статусу государств. Она складывается как из компонентов исторического характера, так и из специфики современного курса соответствующих стран. Следует учитывать и дифференциацию внутри государств по схеме "правительство - оппозиция". Политика Швеции в сфере национальной обороны содержит три основные составляющие: неприсоединение к военным блокам, укрепление шведских вооружённых сил и развитие международного партнёрства, в том числе с НАТО.
Временный поверенный в делах Финляндии, полномочный министр А. Хелантеря отметил, что вступление его страны в 1995 г. в ЕС способствовало улучшению отношений не только с западноевропейскими государствами, но и с Россией и США. Договор о партнёрстве заключен и с НАТО. По мнению финского дипломата, нарушенный Россией в связи с событиями в Крыму и на Донбассе баланс сил в Европе, потребовал от Финляндии активизации поисковых возможностей для оценки ситуации в военно-политической сфере. В этой связи он особо отметил укрепление сотрудничества с другим скандинавским нейтралом - Швецией, разносторонние контакты с НАТО. Всё это подчинено главной цели - укреплению национальной безопасности, международных позиций Швеции и её территориальной целостности.
158
Научная жизнь
Полномочный министр и заместитель посла Швейцарии в России П. Францен обратил внимание участников круглого стола на то, что нейтралитет его государства на протяжении двух веков служит как швейцарским, так и общеевропейским интересам. Швейцария не уклоняется от посреднической миссии в "горячих точках", представляет интересы стран, временно прекративших между собой дипломатические отношения. В качестве примера он привёл представление Швейцарией интересов конфликтовавших России и Грузии, США и Ирака, Ирана и Саудовской Аравии. Швейцария активно работает в гуманитарной сфере в "горячих точках", в частности на Донбассе. В то же время её нейтралитет отнюдь не идентичен безразличию в отношении событий, выходящих за рамки норм международного права.
Круглый стол состоял из двух сессий. В первой (модератор - Д.А. Данилов) рассматривалась тема "Нейтралитет и внеблоковый статус в европейской системе безопасности". Д.А. Данилов, руководитель Отдела европейской безопасности ИЕ РАН, выступил с сообщением о внеблоковом сотрудничестве северных государств в сфере обороны (НОРДЭФКО). Он подчеркнул, что главной целью НОРДЭФКО провозглашается укрепление национальной обороны государств североевропейского региона. Однако в отличие от других структур, организация не имеет постоянных институтов. В основе её функционирования лежат регулярные встречи и ротация председательства.
Л.С. Воронков (МГИМО) рассмотрел тенденции и эволюцию института современного нейтралитета. По его мнению, в исторической ретроспективе нейтралитет претерпел эволюцию. Швейцария была первой страной, зафиксировавшей нейтралитет в международных делах. Эксперт обратил внимание на то, что общих правил поведения нейтральных стран нет. Идеологическая ориентация на Запад не помешала им сохранять нейтралитет в годы "холодной войны". После окончания Второй мировой войны с образованием СБ ООН нейтральные страны стали содействовать сотрудничеству великих держав. Они играли заметную роль в Движения неприсоединения, что внесло существенный вклад в получение независимости колониальными странами и народами.
Тема "Изменение характера и содержания политики нейтралитета в меняющейся среде европейской безопасности" была освещена А.В. Загорским (ИМЭМО РАН). С его точки зрения, нейтралитет - это прежде всего самоустранение от конфликтов, что и делали нейтралы в годы холодной войны, играя положительную роль во времена конфронтации между Западом и Востоком. Независимый эксперт Т.В. Юрьева обозначила свою тему как "Нейтралитет: классика "жанра" и современные вариации". По её словам, нейтралитет - это субстанция конкретно историческая, ситуационная. Эксперт выделила два варианта нейтралитета: добровольный (Швейцария) и сформированный в период холодной войны при активном содействии великих держав (Австрия). И.Ф. Максимычев (ИЕ РАН) дал своё толкование фактору нейтралитета в свете новых вызовов европейской безопасности, прежде всего, международного терроризма. А.И. Никитин (МГИМО) подробно проанализировал перспективы сохранения нейтралитета северных стран в контексте их взаимоотношений с НАТО. Он привёл данные опросов по теме возможного вступления в НАТО Швеции и Финляндии. Около половины шведов поддержали идею, однако больше половины финнов высказались против.
Вторая сессия "круглого стола" была посвящена политике нейтралитета отдельных европейских государств. В выступлении В.Я. Швейцера, руководителя Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН, была рассмотрена специфика австрийского нейтралитета как в историческом, так и в современном контексте. Сохраняя приверженность букве закона 1955 г. о постоянном нейтралитете, австрийские политики не
столь однозначны в оценке проекта в рамках ЕС по созданию "европейской армии". К.В. Воронов (ИМЭМО РАН) обрисовал дилемму "северного нейтрализма" в XXI веке как возможность либо его исторического завершения, либо новой трансформации в период очередной активизации дискуссии о возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. На это решение в конечном итоге окажет влияние сложная корреляция внутренних и внешних факторов.
Т.В. Андросова (ИВИ РАН) сделала акцент на эволюции нейтралитета во второй половине ХХ века. После вступления Финляндии в ЕС страна проводит прагматичный курс. Однако встал вопрос: чьи интересы приоритетны для Хельсинки сегодня: европейские или национальные? Независимый эксперт П.Н. Девяткин обратил внимание собравшихся на новейшие сюжеты, связанные с темой "Финляндия и НАТО". По его оценке, к настоящему времени достигнут высокий уровень совместимости вооружённых сил Финляндии со стандартами НАТО, вследствие чего вопрос о нейтралитете республики сегодня во много носит условный характер.
Была затронута шведская модификация нейтралитета. Для А.А. Комарова (ИВИ РАН) важным было показать историческую ретроспективу шведского нейтралитета. Возрождение интереса к тематике нейтралитета сегодня, в каких бы терминах он не обозначался, - представляется очевидным. В своём выступлении А.А Комаров привёл интересные сведения о восприятии нейтралитета в политических и общественных кругах Швеции. Н.С. Плевако (ИЕ РАН) продолжила тему исторической роли нейтралитета для Швеции, проследив его эволюцию и роль не только во внешнеполитической сфере, но и в формировании внутриполитического курса страны. Само активное обсуждение проблемы вступления в НАТО в последнее время, а значит и отказ от политики свободы от союзов, означает изменение расстановки политических сил в мире. Стремление США утвердить курс на глобальную гегемонию в большей степени способствует изменению политики Швеции как нейтрального государства, чем страх перед крепнущей в военном отношении Россией. И.О. Шкробтак (аспирант ИЕ РАН) ознакомил участников круглого стола со спецификой ирландского нейтралитета. По его мнению, имеет место некий «полунейтралитет», ибо военные взаимоотношения Дублина с Лондоном и Вашингтоном вполне очевидны.
Тема отношения к нейтралитету как возможному варианту внешнеполитической ориентации постсоветских государств подробно проанализирована в выступлении молдавского политолога В.В. Шовы, представлявшего центр М. Ахтисаари, и руководителя Центра украинских исследований ИЕ РАН В.И. Мироненко. Оба выступавших отметили прямую зависимость решения проблемы нейтралитета от внутриполитической ситуации и от воздействия на Молдавию и Украину внешних сил.
Проведённая в ИЕ РАН конференция продемонстрировала не только актуальность темы нейтралитета в современной Европе, но и постоянное стремление ИЕ РАН держать руку на пульсе важнейших направлений европейской политики.
Швейцер В.Я., д.и.н., заведующий Отделом социальных и политических исследований ИЕ РАН, ГрибовскийВ.С., аспирант ИЕ РАН, Таршин А.С., соискатель ИЕ РАН.