Научная статья на тему 'Нейропсихологические особенности когнитивных функций молодых людей с наркотической зависимостью'

Нейропсихологические особенности когнитивных функций молодых людей с наркотической зависимостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные функции / лица молодого возраста с наркозависимостью / память / внимание / зрительный и слуховой гнозис. / cognitive functions / young people with drug addiction / memory / attention / visual and auditory gnosis.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается важная медико-психолого-социальная проблема современного общества, а именно проблема наркозависимых людей молодого возраста. Указывается то, что наркотические вещества оказывают прямое воздействие на когнитивных функции человека и то, что изучением данной проблематики занимается большое количество ученых, однако, работ посвященных изучению именно нейропсихологических особенностей когнитивных функций лиц молодого возраста с наркозависимостью, в настоящее не большое количество. В работе приводится сравнительное исследование нейропсихологических особенностей когнитивных функций у лиц молодого возраста с наркозависимостью и без наркозависимости, а именно изучаются память, внимание, мышление, зрительный и слуховой гнозис. По результатам первичного диагностического среза обнаружены статистически достоверные различия между двумя группами по показателям памяти, мыслительной деятельности, а также зрительного и слухового гнозиса. По результатам первичной диагностики разработана программа нейропсихологической коррекции, направленная на выявленные мишени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савченко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological features of cognitive functions of young people with drug addiction

The article deals with an important medical, psychological and social problem of modern society, namely the problem of drug addicts of young age. It is indicated that narcotic substances have a direct effect on human cognitive functions and that a large number of scientists are engaged in the study of this problem, however, there are currently not a large number of works devoted to the study of neuropsychological features of cognitive functions of young people with drug addiction. The paper presents a comparative study of neuropsychological features of cognitive functions in young people with and without drug addiction, namely, memory, attention, thinking, visual and auditory gnosis are studied. According to the results of the primary diagnostic section, statistically significant differences were found between the two groups in terms of memory, mental activity, as well as visual and auditory gnosis. Based on the results of the primary diagnosis, a neuropsychological correction program has been developed aimed at the identified targets.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологические особенности когнитивных функций молодых людей с наркотической зависимостью»

Нейропсихологические особенности когнитивных функций молодых людей с

наркотической зависимостью

Neuropsychological features of cognitive functions of young people with drug addiction

Савченко Дмитрий Владимирович

Кандидат психологических наук, Доцент, ФГБОУВО РГСУ Россия, г. Москва e-mail: d1990s@mail.ru

Savchenko Dmitry Vladimirovich

PhD in Psychology, Associate Professor, RSSU Russia, Moscow e-mail: d1990s@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается важная медико-психолого-социальная проблема современного общества, а именно проблема наркозависимых людей молодого возраста. Указывается то, что наркотические вещества оказывают прямое воздействие на когнитивных функции человека и то, что изучением данной проблематики занимается большое количество ученых, однако, работ посвященных изучению именно нейропсихологических особенностей когнитивных функций лиц молодого возраста с наркозависимостью, в настоящее не большое количество. В работе приводится сравнительное исследование нейропсихологических особенностей когнитивных функций у лиц молодого возраста с наркозависимостью и без наркозависимости, а именно изучаются память, внимание, мышление, зрительный и слуховой гнозис. По результатам первичного диагностического среза обнаружены статистически достоверные различия между двумя группами по показателям памяти, мыслительной деятельности, а также зрительного и слухового гнозиса. По результатам первичной диагностики разработана программа нейропсихологической коррекции, направленная на выявленные мишени.

Annotation.

The article deals with an important medical, psychological and social problem of modern society, namely the problem of drug addicts of young age. It is indicated that narcotic substances have a direct effect on human cognitive functions and that a large number of scientists are engaged in the study of this problem, however, there are currently not a large number of works devoted to the study of neuropsychological features of cognitive functions of young people with drug addiction. The paper presents a comparative study of neuropsychological features of cognitive functions in young people with and without drug addiction, namely, memory, attention, thinking, visual and auditory gnosis are studied. According to the results of the primary diagnostic section, statistically significant differences were found between the two groups in terms of memory, mental activity, as well as visual and auditory gnosis. Based on the results of the primary diagnosis, a neuropsychological correction program has been developed aimed at the identified targets.

Ключевые слова: когнитивные функции, лица молодого возраста с наркозависимостью, память, внимание, зрительный и слуховой гнозис.

Key words: cognitive functions, young people with drug addiction, memory, attention, visual and auditory

gnosis.

Проблема потребления лицами молодого возраста наркотических веществ является одной из важных медико-психолого-социальных проблем общественности. Основное распространение она получила в конце XX века как в нашей стране, так и во всем мире. Однако в последнее время в Российской Федерации наблюдается наиболее сильный прирост лиц с наркозависимостью [5].

Так, например, если еще в начале 2000ых годов, в более чем 30ти регионах нашей страны, было зафиксировано около 10 тыс. человек, постоянно употребляющих наркотические вещества, то уже в 2021-2022 гг. данные показатели увеличились в десятки раз. По данным ФСКН число лиц с наркозависимостью в нашей стране около 6 миллионов человек, в процентном соотношении это выглядит следующим образом:

20% - дети школьного возраста от 9 до 13 лет;

60% - молодые люди в возрасте от 16 лет до 30 лет;

20% - лица старше 30 лет [10].

Причиной данного явления, по мнению ученых, является изменения в социальной и экономической сферах, а также в ценностных ориентациях людей, поскольку для современной молодежи стало характерным получение удовольствия любым возможным способом. Данный факт является основным фактором распространения числа наркозависимых людей [4, 9].

Наркотическое вещество оказывает серьезное влияние на организм человека, а также на головной мозг, в частности. Так, у наркозависимых наблюдаются серьезные изменения со стороны обмена веществ, что является основным патогенезом наркозависимости, а именно патологическое влечение к наркотическим веществам. Кроме этого, у наркозависимых наблюдаются изменения личности, что выражается в психопатизации, деградации и снижении мнестико-интеллектуальных функций [8].

Наконец, по данным ряда авторов, наркотические вещества оказывают непосредственное влияние на когнитивные функции человека, выражающееся в нарушениях памяти, мышления, восприятия и т.д. Так, А.В. Погосов [6] изучал влияние каннабиса на познавательные функции наркозависимых, Д.Г. Юдин [11] в своей работе, проанализировав ряд отечественных авторов, занимающихся проблемой когнитивных функций наркозависимых, приводит в пример В.И. Рерке [7, 11], которая изучала особенности действия наркотических веществ на организм подростков, Т.Т. Похилько, который указывал в своих исследованиях о серьезных изменениях когнитивных функций у лиц, употребляющих гашиш и опийные наркотики. Кроме этого, Д.Г. Юдин анализирует работы А.Н. Олисова [3, 11], который указывал в своих исследованиях на то, что степень выраженности мнестико-интеллектуальных нарушений напрямую связана со снижением употребления наркотических веществ, а И.П. Михайличенко обратил внимание на то, что нарушения мыслительной деятельности коррелирует с видом наркотика и преморбидной патологией человека [2, 11].

Однако, анализ научно-методической литературы показал, что существует совсем не большое количество работ направленных на изучение нейропсихологических особенностей когнитивных функций у лиц молодого возраста, что говорит о том, что изучение данной проблемы является весьма актуальным в настоящее время.

Материалы и методы. Данное исследование было организовано и проведено на базе ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии ДЗМ» г. Москвы. В исследовании приняли участие 60 молодых людей, средний возраст которых составил 25,7 лет. В состав экспериментальной группы исследования (ЭГ) вошли 30 испытуемых, все мужчины, имеющие зависимость от наркотических средств. Стаж употребления наркотических средств каждого испытуемого группы составил не менее 5 лет. В состав контрольной группы (КГ) вошло 30 испытуемых, не имеющих наркотической зависимости, из них 12 женщин и 18 мужчин.

Для изучения нейропсихологических особенностей когнитивных функций у лиц молодого возраста с наркозависимостью нами были использованы следующие нейропсихологические методики: методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), проба «Запоминание рассказов», методика «Сюжетные картинки», методика «Таблицы Шульте» (В.Шульте), тест «Счет по Крепелину» (Э.Крепелин), проба «Реалистические изображения предметов», проба «Наложенные контурные изображения предметов», проба «Зашумленные изображения предметов», проба «Обычные и «немые» часы», проба «Географическая карта», проба на слуховой гнозис, проба «Реалистические и стилизованные изображения лиц», проба «Цифры, числа и арифметические примеры», проба «Буквы», проба «Серии реалистических предметных изображений», проба «Группы из четырех предметов» [1].

Для сравнения полученных показателей между двумя группами испытуемых был использован метод математической статистки и-критерий Манна-Уитни.

Результаты.

Проведя нейропсихологическое обследование всех испытуемых обеих групп, нами были получены следующие результаты. Так, по результатам методики «Запоминание 10 слов» в ЭГ были выявлены сниженные показатели кратковременной и долговременной памяти (6,03 и 6,15 соответственно). Наркозависимые респонденты с трудностью проходили данную методику, они могли запомнить небольшое количество слов, а при отсроченном воспроизведении испытуемые экспериментальной группы в среднем могли воспроизвести не более 5 слов. У испытуемых КГ показатели кратковременной и долговременной памяти были более высокими (8,73 и 7,81 соответственно), большинство испытуемых запоминали нормативное количество слов уже после первых двух предъявлений. Кроме этого, сравнив показатели двух групп с помощью метода математической статистики и-критерий Манна-Уитни, нами были получены статистически достоверные различия как по показателям кратковременной памяти, так и долговременной (Шмп = 110 при р<0,01 и Шмп =144 при р<0,01 соответственно).

Результаты методики «Обычные и немые часы» получились примерно одинаковыми в двух группах испытуемых. Так, у респондентов КГ средние показатели по данной методике - 2,55, что говорит о том, что у данных респондентов наблюдаются затруднения в ориентировке во времени, однако стоит отметить, что часто ответы респондентов КГ носили импульсивный характер и при акцентировании внимания исследователем на полученных результатах, испытуемые могли самостоятельно исправиться и дать правильные ответы. На наш взгляд это может говорить о том, что большинство испытуемых КГ проходили диагностику после рабочего дня и поэтому импульсивные ошибки скорее связаны с концентрацией внимания из-за усталости нежели с нарушением пространственного восприятия. Средние же значения респондентов ЭГ составили 2,91, что говорит о значительных затруднениях в восприятии времени. Обращает внимание на себя тот факт, что большинство испытуемых ЭГ, отвечая на вопрос экспериментатора о том сколько времени на том или ином циферблате, говорили первое, что им приходит в голову, не стараясь при этом подумать и при акцентировании внимания экспериментатором на полученных результатах, не пытались исправить свои ответы. Поскольку средние показатели ЭГ и КГ имеют приблизительно одинаковые значения, постольку статистической достоверности по и-критерию Манна-Уитни нами обнаружено не было.

Результаты сравнительного анализа по методике «Запоминание рассказов» говорят о том, что у испытуемых ЭГ наблюдались ошибки в правильности воспроизведения текста, скорее связанные с неустойчивостью внимания, однако, такие ошибки наблюдались у некоторых респондентов из КГ, в связи с чем результаты КГ и ЭГ не имеют статистически значимых различий (0,23 и 0,71 соответственно).

По методике «Сюжетные картинки» испытуемые КГ с легкостью справились с предложенным заданием (0,24), в то время как респонденты ЭГ очень долго всматривались в стимульный материал, не понимая происходящих событий (1,81). Некоторые респонденты, так и не поняв смысла происходящих событий на картинке, были вынуждены прибегнуть к фантазии. Любопытным является разница в суждениях между испытуемыми ЭГ потребляющих опиоиды (стаж более 10 лет) и испытуемыми потребляющими смешанные виды наркотических средств (стаж менее 5 лет), а именно то, что последние справились с предложенным заданием в разы хуже первых, что говорит о более серьезных изменениях со стороны интеллектуальной деятельности у респондентов потребляющих смешанные виды наркотиков. Разница в полученных результатах между испытуемыми ЭГ и КГ также подтверждается статистической значимостью по И-критерию Манна-Уитни (Шмп = 260 при р<0,01).

По методике «Серии реалистических предметных изображений» также были получены более низкие показатели у респондентов КГ по сравнению с респондентами ЭГ (0,32 и 1,74 соответственно). Так, респонденты ЭГ при разглядывании предложенных изображений заметно терялись, у них наблюдалась повышенная отвлекаемость, им было трудно усидеть на одном месте. Также стоит отметить, что первый набор картинок запоминался и воспроизводился испытуемыми ЭГ гораздо лучше, чем второй, что скорее всего связано с нейродинамическим компонентом психической деятельности, а именно то, что данным испытуемым не хватало сил запомнить второй ряд изображений. Сравнив показатели двух групп по Шкритерию Манна-Уитни нами были получены статистически достоверные различия (Шмп = 124,5 при р<0,01).

В трех других методиках, направленных на изучение зрительного предметного гнозиса («Реалистические изображения предметов», «Наложенные контурные изображения предметов», «Зашумленные изображения предметов»), не были получены статистически достоверные различия в группах испытуемых. Респонденты ЭГ и КГ продемонстрировали примерно одинаковые результаты, лишь изредка допуская импульсивные ошибки с самостоятельной коррекцией. Также достоверных различий не было обнаружено по методике «Географическая карта» среди испытуемых ЭГ и КГ (0,62 и 0,13 соответственно), хотя стоит отметить, что респонденты ЭГ допускали большее количество ошибок, связанных как с повышенной отвлекаемостью, так и с импульсивными ответами.

Далее проведя нейропсихологическое обследование по методике «Воспроизведение и оценка ритмов (слуховой гнозис)» было выявлено, что респонденты ЭГ сталкивались с серьезными трудностями при прохождении данной методики. Например, большинству испытуемых было сложно сосредоточиться на прослушивании, они часто отвлекались, в связи с чем они терялись при прослушивании ритмов и не могли запомнить количество ударов даже со второй-третьей попытки. В данной методике также отчетливо наблюдалась разница в выполнении между испытуемыми ЭГ потребляющими опиоиды и испытуемыми потребляющими смешанные виды наркотических средств. Как и в случае с методикой «Сюжетные картинки», здесь также наиболее худшие результаты продемонстрировали испытуемые потребляющие смешанные виды наркотиков.

Проанализировав полученные показатели двух групп с помощью Шкритерия Манна-Уитни нами была получена статистическая значимость (Шмп = 197 при р<0,01).

По методике «Таблицы Шульте» были проанализированы сразу несколько показателей, а именно общая работоспособность (эффективность работы), степень врабатываемости (ВР) и психологическая устойчивость (ПУ).

Так, у испытуемых КГ эффективность работы (ЭР) находится на высоком уровне (38,8), большинство испытуемых затрачивали на выполнение одной таблицы не более 40 с., в то время как у испытуемых ЭГ отмечались серьезные проблемы в эффективности работы (2,2). Для большинства испытуемых характерны флуктуации внимания при выполнении задания, например, выполняя одну таблицу за 43 с, один и тот же испытуемый мог выполнить вторую таблицу за 1,15 мин. Данная разница в полученных показателях двух групп подтверждается статистической значимостью по Шкритерию Манна-Уитни (Шмп = 55 при р<0,01).

Также статистически достоверные различия были получены по степени врабатываемости (ВР) (Шмп = 321 при р<0,01), а именно, испытуемые КГ не испытывали никаких сложностей приступая к выполнению задания, показывая быструю скорость выполнения уже с первой таблицы (0,89). Напротив, у испытуемых ЭГ наблюдались сложности с вхождением в задание и поэтому относительно нормативные показатели методики, если таковые удавалось достичь, демонстрировали начиная с третьей-четвертой таблицы (1,35).

Показатели психической устойчивости (ПУ) в двух группах испытуемых находятся примерно в одном значении, что говорит о том, что испытуемые КГ, как и испытуемые ЭГ, могут сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи (0,92 и 0,99 соответственно).

По методике «Счет по Крепелину» не были получены существенные различия в показателях ЭГ и КГ (0,99 и 1,06 соответственно). У некоторых испытуемых в двух группах наблюдались затруднения с врабатываемостью, а также присутствовала повышенная отвлекаемость при выполнении задания.

Наконец, по методикам «Буквы» и «Цифры, числа и арифметические примеры» также не было получено статистически достоверных различий между двумя группами. Испытуемые ЭГ и КГ в большинстве случаев давали правильные ответы, некоторые испытуемые не всегда могли с первого раза показать арабские цифры, а также наложенные изображения букв и цифр.

Выводы.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования, нами были выявлены мишени для нейропсихологической коррекции когнитивных функций у лиц молодого возраста с наркотической зависимостью. Программа нейропсихологической коррекции рассчитана на 2,5 месяца занятий, 2 раза в неделю по 50 минут. Все занятия программы разделены на отдельные блоки, которые позволяют проработать ту или иную функцию, например «Блок, направленный на коррекцию процессов памяти, мышления и общего расслабления». Занятия проводятся групповым методом по 5 человек в группе. В настоящее время программа нейропсихологической коррекции находится на завершающем этапе, после чего будет проведен контрольно -оценочный этап исследования, который позволит оценить эффективность разработанной нами программы. Результаты повторной нейропсихологической диагностики будут представлены в последующих статьях.

Список используемой литературы:

1. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. - М.: Смысл, 2012. - 264 с.

2. Михайличенко И.П. О некоторых изменениях личности у больных наркоманией/И.П. Михайличенко// Актуальные вопросы алкоголизма и наркомании. Вильнюс, 1983. - С. 58-60.

3. Олисов А.Н. Сравнительная оценка факторов, обусловливающих выраженность медико-социальных последствий у больных наркоманиями/А.Н. Олисов// Актуальные вопросы наркологии. Тезисы научных докладов. — Омск, 1982. С. 122—125.

4. Перегудова Н.А. Особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы подростков, зависимых от психоактивных веществ / Н. А. Перегудова // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции магистрантов, Москва, 24-25 апреля 2019 года. Том Часть 2. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью '^айнс", 2019. - С. 279-283. - EDN HFMBTI.

5. Перегудова Н.А., Савченко Д.В. Актуальность изучения эмоционально-мотивационной сферы у молодежи, зависимой от психоактивных веществ / Н. А. Перегудова, Д. В. Савченко // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов : сборник научных трудов, Москва, 16-20 апреля 2018 года. Том Часть 1. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - С. 259-262. - EDN UXCEBO.

6. Погосов А.В., Погосова И.А., Богушевская Ю.В. Психосоматические расстройства (учебное пособие) 2-е доп. изд. - Курск: КГМУ, 2007. - 365 с.

7. Рерке В.И. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Иркутск, 2003. - 141 с.

8. Савченко Д.В., Дубровинская Е.И. Профилактика аддиктивного поведения у подростков и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. В. Савченко, Е. И. Дубровинская. - Москва: ООО "Перспектива", 2015. - 82 с. - ISBN 978-5-88045-282-8. - EDN WBVIUR.

9. Сенкевич Л.В. Особенности эмоциональной сферы и копинг-стратегий аддиктивной личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. №. 5 (132).

10. Татьянина А. В. Наркоситуация в России на современном этапе: проблемный анализ // Вестник ТИУиЭ. 2021. №2 (34).

11. Юдин Д.Г. Расстройства памяти при наркологических заболеваниях (обзор литературы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsma.ac.ru/ publ/vest/042/site/index47.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.