Особенности нейродинамических показателей психической деятельности студентов с
постковидным синдромом
Features of neurodynamic indicators of mental activity of students with post-COVID
syndrome
Савченко Дмитрий Владимирович
Кандидат психологических наук, Доцент, ФГБОУВО РГСУ Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
Savchenko Dmitry Vladimirovich
PhD in Psychology, Associate Professor, RSSU Russia, Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматриваются последствия, с которыми мир столкнулся в последние несколько лет, связанные с пандемией COVID-19. Последствия коронавирусной инфекции ощутили на себе и экономический сектор, и промышленность, и здравоохранение, а также ряд других жизненно важных сфер. Но больше всего беспокойство вызывает влияние вируса на центральную нервную систему в кратко- и долгосрочном периоде, формируя, так называемый, постковидный синдром. В работе приводится сравнительное исследование нейродинамических показателей психической деятельности у студентов с официально подтвержденным ковидом, которым они переболели чуть более 12 недель назад и у студентов, которые не болели коронавирусной инфекцией. Исследуются показатели памяти, внимания и интеллекта, отражающие нейродинамические показатели психической деятельности. Отмечаются более низкие значения у студентов с постковидным синдромом по сравнению со студентами контрольной группы, в показателях кратковременной памяти, выражающиеся во флуктуации объема мнестической деятельности, а также сниженные показатели работоспособности, что подтверждается статистической значимостью с помощью метода математической статистики U-критерий Манна-Уитни.
Annotation.
This article examines the consequences that the world has faced in the past few years related to the COVID-19 pandemic. The consequences of the coronavirus infection have been felt by the economic sector, industry, and healthcare, as well as a number of other vital areas. But most of all, the impact of the virus on the central nervous system in the short and long term, forming the so-called post-COVID syndrome, causes concern. The paper presents a comparative study of neurodynamic indicators of mental activity in students with officially confirmed covid, which they had just over 12 weeks ago, and in students who did not have a coronavirus infection. The indicators of memory, attention and intelligence, reflecting the neurodynamic indicators of mental activity, are studied. There are lower values in students with post-covid syndrome compared to students in the control group, in terms of short-term memory, expressed in fluctuations in the volume of mnestic activity, as well as reduced performance indicators, which is confirmed by statistical significance using the method of mathematical statistics Mann-Whitney U-test.
Ключевые слова: постковидный синдром, нейродинамические показатели психической деятельности, память, внимание, интеллект.
Key words: post-covid syndrome, neurodynamic indicators of mental activity, memory, attention, intelligence.
В последние два года мир столкнулся с пандемией COVID-19, вызванной распространением коронавируса SARS-CoV-2. По началу заболевание в большей степени затронуло лиц пожилого возраста, однако, в последующем заболевание распространилось и на категории лиц другого возраста.
Продолжающееся распространение инфекции по всему миру привело к серьезным социально-экономическим последствиям, которые вылились в обвале фондового рынка, что сказалось на автомобильной и аэрокосмической промышленностях, на туристической отрасли и т.д. Кроме этого, пандемия сказалась и на
системе образования во всем мире, что привело к массовому закрытию школ, колледжей и университетов. Появляются данные о том, что затяжной стресс, состояние неопределенности, а также переживаемое чувство утраты и горя привели к существенному увеличению злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами [9, 11]. Наконец, в последнее время, появляется все больше статей о том, что значительная часть людей, перенесших коронавирусную инфекцию, страдает от долгосрочных симптомов, которые имеют продолжительность 12 недель и более, и которые объединяются под названием «Постковидный синдром». Данный синдром характеризуется одышкой, утомляемостью, головными болями, потерей обоняния, резкими скачками артериального давления и частоты сердечных сокращений. Но, кроме этого, постковидный синдром еще и оказывает негативные последствия на психические процессы человека. Так, у пациентов молодого и среднего возрастов изучались последствия коронавирусной инфекции, которые выражались в снижении работоспособности разной степени выраженности. Причиной нарушения работоспособности и способности к выполнению повседневных дел часто становились когнитивные нарушения [10]. К подобным выводам также пришли С.С. Кабыш, А.Д. Карпенкова и С.В. Прокопенко, которые проанализировали отечественные и зарубежные данные с начала 2020 г. по середину 2021 г., посвященные когнитивным дисфункциям возникающим после перенесенной коронавирусной инфекции [4]. Клинико-динамическая квалификация постковидного синдрома у пациентов со стационарным типом течения СОУГО-19 была представлена в исследовании В.В. Глущенко, П.В. Старикова и Е.К. Леушина, которые отмечают различные компоненты постковидного синдрома, такие как астенический, диссомнический и аффективный с преобладанием тревожно-депрессивного варианта [3]. Астенический синдром, различные эмоциональные и когнитивные нарушения были изучены А.Н. Боголеповой и Н.А. Осиновской, изучавшими постковидных пациентов [1]. В исследовании V. ВеаМ и соавт. были оценены когнитивные функции пациентов, выздоровевших после острого респираторного дистресс-синдрома на фоне СО'УШ-^ [8], у которых преимущественно были нарушены исполнительные функции, внимание, память, наблюдались и зрительно-пространственные нарушения. Кроме того, у всех пациентов нарушение когнитивных функций сопровождалось тревогой и депрессией.
Таким образом, растущее количество исследований, говорит о том, что COVШ-19 вызывает системную инфекцию, которая часто оказывает воздействие на ЦНС в кратко- и долгосрочном периоде. Вышеуказанные последствия в виде утомляемости, нарушения работоспособности, особенно у лиц молодого возраста, вызывает тревогу, поскольку данные симптомы напрямую влияют на качество жизни молодых людей, на возможность полноценно функционировать в обществе, а также полноценно выполнять трудовые обязанности.
Вместе с тем, стоит отметить, что в настоящее время проведено относительно небольшое количество исследований с точки зрения изучения нейропсихологических закономерностей постковидного синдрома, а именно направленных на изучение нейродинамических показателей психической деятельности. Известно, что нейродинамические показатели характеризуют работу I структурно-функционального блока мозга по А.Р. Лурия, к функциям которого относят поддержание общего тонуса, темп усвоения и автоматизации нового материала, продуктивность деятельности, а также общие показатели работоспособности. Более того, нейродинамические показатели обеспечивают нормальное протекание психических функций и процессов, таких как внимание, память, мышление, различные компоненты произвольных движений и действий, а также сказываются на динамике протекания эмоциональных реакций. Как видим, вышеперечисленное является жизненно необходимым для лиц молодого возраста, т.к. нейродинамические показатели напрямую влияют на работоспособность в целом, а также на учебную деятельность, в частности. В этой связи, нами было организовано и проводится в настоящее время исследование, направленное на выявление особенностей нейродинамических показателей психической деятельности у студентов с постковидном синдромом.
Материалы и методы. Данное исследование проводится на двух группах студентов факультета психологии ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет (г. Москва) по 30 человек каждая. В состав первой группы вошли студенты, у которых был официально подтвержденный ковид, которым они переболели чуть более 12 недель назад. В состав второй группы вошли студенты, которые не болели коронавирусной инфекцией.
В исследование используются пробы, направленные на выявления нарушений памяти (методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), проба «Запоминание рассказов») [12], внимания (работоспособности) (графическая проба (А.В. Семенович) [7], проба на реципрокную координацию рук, проба «Сжимание пальцев в кулак» [6], Таблицы Шульте, методика «Счет по Крепелину») [2], а также интеллектуальных способностей (методика «Вычитание из 100 по 7», методика «Сюжетные картинки») [5], которые в данном наборе отражают именно нейродинамические показатели психической деятельности студентов.
Для сравнения полученных результатов двух групп по каждому показателю вышеуказанных методик, в работе использовался метод математической статистики ^критерий Манна-Уитни.
Результаты.
В настоящее время нами получены результаты констатирующего этапа исследования, а именно было установлено, что у студентов с постковидным синдромом отмечаются более низкие показатели кратковременной памяти по сравнению со студентами из контрольной группы, чаще всего выражающиеся во флуктуации объема мнестической деятельности, что дополнительно подтверждается статистической значимостью, которая была получена с помощью метода математической статистики ^критерий Манна-Уитни Шмп=210 при р<0,01.
Показатели работоспособности у студентов с постковидным синдромом также заметно снижены по сравнению с контрольной группой, хоть и находятся в пределах нормативных значений. Данные выводы были сделаны нами на основании результатов, полученных в пробе «Сжатие пальцев в кулак», как по правой (1,4 и 1,9 соответственно, Шмп=304,5 при р<0,01), так и по левой руке (1,4 и 1,8 соответственно, Шмп=327 при р<0,05).
В пробе «Кулак-ребро-ладонь» испытуемые двух групп продемонстрировали примерно одинаковые результаты (0,22 и 0,28 соответственно). Данные отличия являются статистически недостоверными, но стоит отметить, что в группе студентов с постковидным синдромом чаще встречались стереотипии (вертикальный кулак), а также элементы инертного выполнения пробы (при переходе к выполнению второй программы).
В пробе «Запоминание рассказов» результаты двух групп практически не имеют отличий, обе группы успешно воспроизводили как первый текст, так и второй, лишь иногда встречались звуковые замены (близкое по значению слово), при этом смысл рассказа искажен не был.
В графической пробе обе группы имеют нормативные показатели (0,86 и 0,96 соответственно), явления микро- и макрографии встречались не часто.
В пробе на реципрокную координацию рук были получены примерно одинаковые значения (1,2 и 1,3 соответственно). Данные результаты говорят о том, что у студентов обеих групп присутствовали ошибки при выполнении данной пробы. Так, у студентов с постковидным синдромом встречались элементы дезавтоматизации движений (у 6 испытуемых), напряженность и замедленность при выполнении пробы (у 4 испытуемых). В контрольной группе встречались как поочередное выполнение, так и симметричное уподобление при выполнении пробы (у 6 испытуемых).
В методике «Вычитание из 100 по 7» показатели двух групп имеют нормативные значения. В ходе вычислительной деятельности испытуемые контрольной группы допускали от 3 до 5 ошибок, но при указании экспериментатором на ошибки, тут же исправлялись. Примерно такое же количество ошибок допускали студенты с постковидным синдромом, однако при указании экспериментатором на ошибки, испытуемые давали
правильные результаты, но при этом тратили на это большее количество времени по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
Результаты сравнительного анализа по методике «Сюжетные картинки» говорят о том, что обе группы продемонстрировали примерно одинаковые результаты (0,73 и 0,72 соответственно), но при этом в каждой группе отмечался увеличенный латентный период выполнения методики, а также иногда встречали импульсивные ответы, которые были самостоятельно скорректированы испытуемыми.
В таблицах Шульте и в методике «Счет по Крепелину», также не были обнаружены статистически достоверные различия между двумя группами испытуемых. Так, студентам с постковидным синдромом требовалось лишь больше времени на врабатываемость (1,23 и 1,19 соответственно), а также они чуть больше истощаемы по сравнению со студентами из контрольной групп (0,4 и 0,2 соответственно). По методике «Счет по Крепелину» уровень внимания у испытуемых двух групп имеет нормативные значения (1,01 и 1,04 соответственно).
Выводы.
Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования позволят нам разработать программу коррекции нейродинамических показателей психической деятельности студентов с постковидным синдромом. Коррекционными мишенями данной программы будут выступать низкие показатели, полученные в ходе проведения констатирующего этапа исследования в группе студентов с постковидным синдромом. Данная программа будет иметь продолжительность 2 месяца, частота встреч - 3 раза в неделю. Коррекционные упражнения, игры будут реализованы преимущественно в групповом формате. После реализации коррекционной программы, нами будет проведен контрольно-оценочный этап исследования нейродинамимических показателей психической деятельности студентов с постковидным синдромом, который позволит доказать эффективность разработанных нами воздействий. Результаты контрольно-оценочного этапа исследования будут отражены нами в последующих статьях.
Список используемой литературы:
1. Боголепова А.Н., Осиновская Н.А. Астенические расстройства в контексте пандемии COVID-19 // Терапия. 2022. Т. 8. № 9 (61). С. 82-91.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.
- М.: Смысл, 2012. - 264 с.
3. Глущенко В.В., Стариков П.В., Леушин Е.К. Некоторые аспекты постковидного синдрома у пациентов неврологического отделения // Вестник Новгородского государственного университета. 2022. № 2 (127). С. 8993.
4. Кабыш С.С., Карпенкова А.Д., Прокопенко С.В. Когнитивные нарушения и COVID-19 // Сибирское медицинское обозрение. 2022. № 2 (134). С. 40-48.
5. Основы психологической коррекции детей и подростков: Учебное пособие / С. Н. Савинков, Е. О. Барышева, В. А. Золотова [и др.]; Под общей редакцией С.Н. Савинкова. - Москва: Издательский Дом "Инфра-М", 2021. - 217 с. - ISBN 97851601617601. - DOI 10.12737/1085328. - EDN FONPVG.
6. Савинков С.Н. Методы моторной психокоррекции в работе с детьми / С. Н. Савинков //. - 2021. - № 2.
- EDN PXDKHM.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
8. Beaud V, Crottaz-Herbette S, Dunet V, et al. Pattern of cognitive deficits in severe COVID-19. J Neurol Neurosurg Psychiatry. 2021 May;92(5):567-8. doi: 10.1136/jnnp-2020-325173. Epub 2020 Nov 20.
9. Erica Neill, Denny Meyer, Wei Lin Toh, Tamsyn Elizabeth van Rheenen, Andrea Phillipou, Eric Josiah Tan, Susan Lee Rossell. Alcohol use in Australia during the early days of the COVID-19 pandemic: Initial results from the COLLATE project // Psychiatry and Clinical Neurosciences 74: 542-549, 2020.
10. Garrigues E, Janvier P, Kherabi Y, et al. Post-discharge persistent symptoms and healthrelated quality of life after hospitalization for COVID-19. J Infect. 2020 Dec;81(6):e4-e6. doi: 10.1016/j.jinf.2020.08.029. Epub 2020 Aug 25.
11. Lindsey M. Rodriguez, Dana M. Litt, Sherry H. Stewart. Drinking to cope with the pandemic: The unique associations of COVID-19-related perceived threat and psychological distress to drinking behaviors in American men and women // Addict Behav. 2020 Nov; 110: 106532. Published online 2020 Jun 27. doi: 10.1016/j.addbeh.2020.106532).
12. Savchenko D.V., Babich E.G., Sokolova E.E. Researching sensomotor functions lateral organization with hearing-impaired primary school age children // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 40-49.