Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОСТКОВИДНЫЙ СИНДРОМ / СТУДЕНТЫ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна

Серьезной проблемой в настоящее время для психофизического здоровья молодежи является постковидный синдром (последствия заболевания коронавирусной инфекцией). В данной статье рассматривается, как в условиях пандемии COVID-19 воздействуют занятия с использованием нетрадиционных оздоровительных гимнастик на восстановление когнитивных функций у студентов вузов, переболевших COVID-19. В РУТ (МИИТ) с сентября 2021 г. по май 2022 г. проведен был педагогический эксперимент. Анализируя показатели исследования, выявили в конце эксперимента явное повышение всех результатов тестов в экспериментальной группе в сравнении с показателями контрольной группы, (P<0,01). У студентов экспериментальной группы наблюдали укрепление когнитивных функций (повышение внимательности, памяти, снижение уровня тревожности, улучшение эмоционального фона и др.), что говорит о продуктивности авторской комплексной методике оздоровления с применением нетрадиционных гимнастик транспортном вузе. Применение данной оздоровительной методики на занятиях по физической культуре в вузах помогает в укреплении психофизического состояния студенческой молодежи в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE METHOD OF REHABILITATION USING NON-TRADITIONAL HEALTHIMPROVING GYMNASTICS TO IMPROVE COGNITIVE FUNCTIONS IN STUDENTS UNDER PANDEMIC

The serious problem currently for the psychophysical health of young people is postcovid syndrome (the consequences of coronavirus infection). This article examines how, in the conditions of the COVID-19 pandemic, classes with using non-traditional recreational gymnastics affect the restoration of cognitive functions in university students who have had COVID-19. In RUT (MIIT) from September 2021 to May 2022, a pedagogical experiment was conducted. Analyzing the indicators of the study, at the end of the experiment, we revealed clear increase in all test results in the experimental group in comparison with the indicators of the control group, (P<0.01). The students of the experimental group observed the strengthening of cognitive functions (increased mindfulness, memory, decreased anxiety, improved emotional background, etc.), which indicates the productivity of the author's complex method of recovery using non-traditional gymnastics transport university. The use of this health-improving technique in physical education classes at universities helps to strengthen the psychophysical state of student youth in the conditions of a pandemic.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

тия в рамках моделирования основополагающих характеристик.

2. Теоретическая значимость исследования заключается в проведении глубокого методологического анализа сложившейся ситуации в управлении спортивно-педагогическим образованием социокультурной направленности, раскрытии его проблем и противоречий, взаимосвязи инновационных изменений в сфере обучения и воспитания в рамках вуза физической культуры. Полученные результаты исследования обогащают спортивно-педагогическую науку, расширяют и углубляют научные представления о сущности понятий «социокультура» и «спортивно-педагогический менеджмент».

3. Практическая значимость результатов исследования обусловлена его прикладным характером, что отражено в задачах исследования, реализованных в ходе обобщения опыта и результатов проделанной при этом работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов А.Н. Менеджмент: системность, культуростроение / А.Н. Попов, Е.А. Попова, С.А. Шульмин. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - 64 с.

2. Попова А.А. Педагогическое управление экономическим образованием в вузе физической культуры / А.А. Попова, В.Г. Макаренко // Экономическое творчество в сфере устойчивого развития и организационного культуростроения. - Екатеринбург : УрГЭУ, 2012. - С. 92-112.

3. Попова А.А. Безопасность жизнедеятельности: образовательный аспект / А. А. Попова. - Москва : РАО, 2020. - 264 с.

4. Попова А.А. Многоуровневая подготовка спортсменов в контексте социокультурного образования: в порядке постановки вопроса / А.А. Попова, Т.М. Бабик, Н.И. Павлов // Известия Тульского государственного университета. - 2020. - № 11. - С. 128-136.

5. Социальная трансформация в условиях физического совершенствования личности / П.И. Костенок // Европа будущего. - Оренбург : ОГПУ, 1997. - С. 125-127.

6. Галкин П.Ю. Спортивно-педагогическое образование / П.Ю. Галкин, Н.И. Павлов, А.Н. Попов. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - 250 с.

REFERENCES

1. Popov, A.N., Popova, E.A. and Shulmin, S.A. (2020), Management: system, culture formation, UralGUFK, Chelyabinsk.

2. Popova, A.A. and Makarenko, V.G. (2012), "Pedagogical management of economic education at the University of physical culture", Economic creativity in the field of sustainable development and organizational culture, pp. 92-112.

3. Popova, A.A. and Neverkovich, S.D. (2020), Life safety: educational aspect, Russian Academy of Education, Moscow.

4. Popova, A.A., Babik, T.M. and Pavlov, N.I. (2020), "Multilevel training of athletes in the context of sociocultural education: in the order of the question", Izvestiya Tula State University, No. 11, pp. 128-136.

5. Kostenok, P.I. (1997), "Social transformation in the conditions of physical improvement of personality", Europe of the future, Orenburg, pp. 125-127.

6. Galkin, P.Y., Pavlov, N.I. and Popov, A.N. (2020), Sports and pedagogical education, UralGUFK, Chelyabinsk.

Контактная информация: popova.niios@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель,

Академия социального управления, Москва

Аннотация

Серьезной проблемой в настоящее время для психофизического здоровья молодежи является постковидный синдром (последствия заболевания коронавирусной инфекцией). В данной статье рассматривается, как в условиях пандемии COVID-19 воздействуют занятия с использованием нетрадиционных оздоровительных гимнастик на восстановление когнитивных функций у студентов вузов, переболевших COVID-19. В РУТ (МИИТ) с сентября 2021 г. по май 2022 г. проведен был педагогический эксперимент. Анализируя показатели исследования, выявили в конце эксперимента явное повышение всех результатов тестов в экспериментальной группе в сравнении с показателями контрольной группы, (P<0,01). У студентов экспериментальной группы наблюдали укрепление когнитивных функций (повышение внимательности, памяти, снижение уровня тревожности, улучшение эмоционального фона и др.), что говорит о продуктивности авторской комплексной методике оздоровления с применением нетрадиционных гимнастик транспортном вузе. Применение данной оздоровительной методики на занятиях по физической культуре в вузах помогает в укреплении психофизического состояния студенческой молодежи в условиях пандемии.

Ключевые слова: психофизическое состояние, постковидный синдром, студенты, нетрадиционные оздоровительные гимнастики, пандемия COVID-19.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p447-451

COMPREHENSIVE METHOD OF REHABILITATION USING NON-TRADITIONAL HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS TO IMPROVE COGNITIVE FUNCTIONS IN

STUDENTS UNDER PANDEMIC Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian University of transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Academy of social management, Moscow

Abstract

The serious problem currently for the psychophysical health of young people is postcovid syndrome (the consequences of coronavirus infection). This article examines how, in the conditions of the COVID-19 pandemic, classes with using non-traditional recreational gymnastics affect the restoration of cognitive functions in university students who have had COVID-19. In RUT (MIIT) from September 2021 to May 2022, a pedagogical experiment was conducted. Analyzing the indicators of the study, at the end of the experiment, we revealed clear increase in all test results in the experimental group in comparison with the indicators of the control group, (P<0.01). The students of the experimental group observed the strengthening of cognitive functions (increased mindfulness, memory, decreased anxiety, improved emotional background, etc.), which indicates the productivity of the author's complex method of recovery using non-traditional gymnastics transport university. The use of this health-improving technique in physical education classes at universities helps to strengthen the psychophysical state of student youth in the conditions of a pandemic.

Keywords: psychophysical condition, post-ovoid syndrome, students, non-traditional health gymnastics, COVID-19 pandemic.

ВВЕДЕНИЕ

Коронавирусная инфекция COVID-19, несмотря на значительное снижение заболеваемости в настоящее время, затронула практически все мировое население и стала частью его жизнедеятельности. До сих пор медики и психологи наблюдают постковидный синдром у большинства переболевших данным заболеванием.

Для постковидного синдрома характерны определенные симптомы, которые развиваются после перенесенного COVID-19. К таковым относятся явное ухудшение когнитивных функций (концентрация внимания, память, скорость реакции, обработка и восприятие информации), астению, перепады артериального давления и температуры тела, весьма неустойчивое психоэмоциональное состояние, повышенная тревожность, склон-

ность к депрессии. Симптомы постковидного синдрома обычно длятся от трех месяцев до года.

Постковидный синдром наблюдают практически у всех, кто переболел коронави-русной инфекцией, и последствия этого синдрома очень разнообразны и индивидуальны. Ученые до сих пор не установили истинные причины возникновения постковидного синдрома, который вызывает сбой работы большинства систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, нервной, вегетативной, пищеварительной, иммунной). Состояние, возникающее из-за данного синдрома, весьма опасно для человека и негативно влияет на его психофизическое состояние. [4]

По поводу устранения последствий коронавирусной инфекции у врачей до сих пор нет определенной схемы лечения. Большинство медиков и ученых в области физической культуры рекомендуют применять кроме распространенных средств физической культуры и нетрадиционные оздоровительные гимнастики (цигун, бадуаньцзин, хатха-йога, гимнастика Йосиро Цуцуми для рук и ладоней и др.). [3]

О реабилитации и восстановлении психофизического и эмоционального состояний студентов вузов, которые страдают от последствий СОУ[Э-19 в настоящее время, к сожалению, имеется очень мало научных рекомендаций и исследований. Поэтому, крайне необходимы и важны поиски новейших средств и методов оздоровительной физической культуры, имеющие существенное значение для быстрого восстановления когнитивных функций у студенческой молодежи. [1]

По мнению многих авторов одной из более правильных путей для устранения обозначенной проблемы является интеграция в систему физической культуры вузов нетрадиционных оздоровительных гимнастик. [2]

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент был проведен на базе кафедры «Физическая культура и спорт» в Российском университете транспорта с сентября 2021 г. по май 2022 г.

В ноябре 2021 г. и в феврале 2022 г. студенты находились на дистанте из-за ситуации с коронавирусной инфекцией СОУ[Э-19.

В педагогическом исследовании приняли участие студенты 1 курса РУТ (МИИТ) в количестве 52 человека (п=52). Студенты, которые принимали участие в педагогическом эксперименте, имели основную или подготовительные группы здоровья. Методом случайных чисел сформировали две группы (одна экспериментальная и одна контрольная).

По данным анкетирования, проведенного авторами в сентябре 2021 г., 91,8% студентов, принявших участие в педагогическом исследовании, переболели СОУ[Э-19 и испытывали симптомы постковидного синдрома.

В целях улучшения и укрепления психического состояния, а также устранения последствий перенесенного СОУ[Э-19, в Российском университете транспорта на занятиях по физическому воспитанию со студентами экспериментальной группы (ЭК) использовали комплексную методику оздоровления с применением нетрадиционных оздоровительных гимнастик (хатха-йога, цигун, бадуаньцзинь, элементы легкой атлетики, подвижные игры, атлетическая гимнастика, гимнастика Й. Цуцуми для рук и ладоней гимнастика Тибета до-ин и др.).

Со студентами контрольной группы (КГ) проводились занятия согласно учебной программе кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тестирования психического и физического состояний студентов РУТ (МИИТ) были поведены в сентябре 2021 г. и в мае 2022 г.

В начале эксперимента (сентябрь 2021 г.) достоверных различий в экспериментальной и контрольной группах не имелось, (Р>0,01).

У студентов контрольной и экспериментальной групп наблюдались весьма низкий уровень психофизического состояния. Большинство молодых людей жаловались по плохое самочувствие и наличие симптомов постковидного синдрома.

Проведенные в мае 2022 г. тестирования обнаружили достоверное улучшение показателей студентов экспериментальной группы (ЭГ) в сравнении с результатами студентов контрольной группы (КГ), (Р<0,01) (таблица):

- ЧСС в покое - в контрольной группе уменьшение показателя составило 1,8 уд./мин., прирост результата - 2,39%, (Р<0,01); в экспериментальной - уменьшение результата на 7,7 уд./мин., прирост - 10,1%, (Р<0,01);

- ортостатическая проба - в контрольной группе показатель улучшился на 13,75%, (Р<0,01); в экспериментальной группе прирост составил 32,69%, (Р<0,01);

- проба Генчи - в экспериментальной группе обнаружено увеличение результата на 17,1 сек, прирост - 63,3%, (Р<0,01); в контрольной группе - показатель увеличился на 3,83 сек., прирост - 14%, (Р<0,01);

- проба Штанге - в контрольной группе наблюдали увеличение результата на 5,3 сек., прирост - 10,97%, (Р<0,01); в экспериментальной - показатель улучшился на 31,8 сек., прирост составил 65,9%, (Р<0,01);

- проба Ромберга - в экспериментальной группе прирост результата - 45,6%, показатель улучшился на 5,67 сек., (Р<0,01); в контрольной - увеличение результата на 0,8 сек., прирост - 6,45%, (Р>0,01);

- теппинг-тест - в контрольной группе выявлено увеличение показателя на 6,6 точек, прирост - 6,3%, (Р<0,01); в экспериментальной - улучшение на 11,8 точек, прирост результата - 11,4%, (Р<0,01).

Таблица - Изменение показателей студентов экспериментальной и контрольной групп.

Показатели Конт рольная гр. (КГ) Экспериментальная гр. (ЭГ)

Сентябрь Март Прирост Сентябрь Март Прирост

Хар-ки Симв. В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %

ЧСС в покое (уд/мин.) XX 75,2 73,4 2,39 75,6 67,9 10,1

±т 1,63 2,04 0,62 1,01

Р <0.01 <0.01

Ортостатическая проба XX 18,9 16,3 13,75 18,72 12,6 32,69

±т 1,32 1,09 0,81 1,12

Р <0,01 <0.01

Проба Генчи (сек.) X 27,2 31,03 14 27 44,1 63,3

±т 1,67 1,05 1,17 0,81

Р <0,01 <0,01

Проба Штанге (сек.) X 48,3 53,6 10,97 48,27 80,1 65,9

±т 1,09 0,72 1,12 0,36

Р <0,01 <0,01

Проба Ромберга (сек.) XX 12,4 13,2 6,45 12,43 18,1 45,6

±т 0,93 1,54 0,65 1,01

Р >0,01 <0,01

Теппинг-тест (кол-во) XX 103,2 109,8 6,3 103,5 115,3 11,4

±т 0,58 1,07 1,11 0,63

Р <0,01 <0,01

Анализируя и обобщая результаты данного педагогического эксперимента, обнаружили в конце исследования заметное улучшение всех показателей тестирования у студентов, которые занимались по разработанной автором комплексной методике оздоровления с применением нетрадиционных оздоровительных методик.

Особенно хороший прирост результатов в экспериментальной группе наблюдался в таких тестах, как проба Генчи, проба Штанге, проба Ромберга, ортостатическая проба, теппинг-тест, что говорит о явном улучшении функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, нервной систем организма молодых людей.

В конце педагогического исследования у студентов экспериментальной группы были обнаружены повышение концентрации внимания, памяти, эмоционального фона, что свидетельствует об улучшении когнитивных функций и эффективности комплексной оздоровительной методики.

Студенты контрольной группы в мае 2022 г. также немного улучшили показатели тестов, но в целом их психофизическое состояние почти не изменилось с начала учебного года, уровень здоровья остался на прежнем уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время специалисты в области медицины, психиатрии, здравоохранения серьезно обеспокоены последствиями после перенесенного заболевания коронави-русной инфекцией (постковидный синдром).

Симптомы постковидного синдрома (перепады температуры тела и артериального давления, депрессия, неустойчивое психическое состояние, повышенная тревожность и др.) являются весьма опасным испытанием для учащихся в высших учебным заведениях, что может негативно сказаться на их успеваемости и качестве жизни в целом.

Использование комплексной методики оздоровления с применением нетрадиционных оздоровительных гимнастик на занятиях по физической культуре в вузе позволит намного улучшить когнитивные функции, психическое и физическое состояние, повысить уровень здоровья студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О проблемах дистанционного обучения по физическому воспитанию студентов медицинского вуза в период пандемии COVID-19 / П.В. Бородин, А.В. Соколова, С.А. Моисеенко, Т.И. Коржева, О.Н. Чайка, Е.Э. Шиянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С. 50-57.

2. Войнова Е.В. Аспекты Российско-китайского социокультурного взаимодействия в сфере физической культуры (на примере транспортных вузов) / Е.В. Войнова, И.С. Щадилова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Чита, 2021. - С. 46-52.

3. Постол О.Л. Эффективность применения фитнес-йоги на занятиях по физической культуре в период пандемии / О.Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 307-309.

4. Соловьева Н.В. «Коронавирусный синдром»: профилактика психотравмы, вызванной COVID-19 / Н.В. Соловьева, Е.В. Макарова, И.В. Кичук // Русский медицинский журнал. - 2020. -Т. 28, № 9. - С. 18-22.

REFERENCES

1. Borodin, P.V., Sokolova, A.V., Moiseenko, S.A., Korzheva, T.I., Chaika, O.N. and Shiyanov, E.E. (2022), "On the problems of distance learning in physical education of medical university students during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 207, No. 5, pp. 50-57.

2. Voynova, E.V. and Shchadilova, I.S. (2021), "Aspects of Russian-Chinese socio-cultural interaction in the field of physical culture (on the example of transport universities)", Actual problems of China's development in the process of its regionalization and globalization. Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference, Chita, pp. 46 -52.

3. Postol, O. L. and Pankratova, O. N. (2021), "The effectiveness of the use of fitness yoga in physical education classes during the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 202, No. 12, pp. 307-309.

4. Solovyova, N.V., Makarova, E.V. and Kichuk, I.V. (2020), "Coronavirus syndrome": prevention of psychotrauma caused by COVID-19", Russian Medical Journal, Vol. 28. No. 9. pp. 18-22.

Контактная информация: OLP1881@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.