Научная статья на тему 'НЕЙРОМАРКЕТИНГ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

НЕЙРОМАРКЕТИНГ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОМАРКЕТИНГ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ НЕЙРОМАРКЕТИНГА / КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов В.С.

В данной статье автор рассказывает о нейромаркетинге, как о методе изучения реакций потребителя на тот или иной продукт. Основными каналами изучения восприятия (реакции) потребителей в нейромаркетинге выступают: осязательный, обонятельный, слуховой и зрительный каналы. Выделены основные принципы нейромаркетинга, которые способствуют снижению степени возмущений по поводу «дорого, поищу дешевле, может, найду такого же качества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROMARKETING AS A KEY TO UNDERSTANDING CONSUMER BEHAVIOR

In this article, the author talks about neuromarketing as a method of studying the reactions of consumers to a particular product. The main channels of the study of perception (reaction) of consumers in neuromarketing are: tactile, olfactory, auditory and visual channels. The basic principles of neuromarketing, which help reduce the disturbances on the "expensive, look for cheaper, I may find the same quality".

Текст научной работы на тему «НЕЙРОМАРКЕТИНГ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Использованные источники:

1.Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 2002.

2.Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5.

3.Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 2.

4.Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М., 2004.

5.Захарова Г.В. Развитие коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Автореферат. Диссертация канд. пед. наук - М., 2001.

6.Коростылёв В.С., Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Принципы создания коммуникативного обучения иноязычной культуре // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.

7. Кузнецова Е.С. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие. - Воронеж.: НОУ «Интерлингва», 2002

8. Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 2.

УДК 339.138

Молчанов В.С. студент бакалавр 4 курс, «Институт управления» Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Россия, г. Белгород

НЕЙРОМАРКЕТИНГ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В данной статье автор рассказывает о нейромаркетинге, как о методе изучения реакций потребителя на тот или иной продукт. Основными каналами изучения восприятия (реакции) потребителей в нейромаркетинге выступают: осязательный, обонятельный, слуховой и зрительный каналы. Выделены основные принципы нейромаркетинга, которые способствуют снижению степени возмущений по поводу «дорого, поищу дешевле, может, найду такого же качества».

Ключевые слова: нейромаркетинг, методы исследования, принципы нейромаркетинга, каналы восприятия.

Molchanov V. S. baccalaureate student 4 course, "Institute of management" Belgorod State National Research University Russia, Belgorod

NEUROMARKETING AS A KEY TO UNDERSTANDING CONSUMER BEHAVIOR

In this article, the author talks about neuromarketing as a method of studying the reactions of consumers to a particular product. The main channels of the study of perception (reaction) of consumers in neuromarketing are: tactile, olfactory, auditory and visual channels. The basic principles of neuromarketing, which help reduce the disturbances on the "expensive, look for cheaper, I may find the same quality".

Key words: neuromarketing, research methods, principles of neuromarketing, the channels of perception.

В современном мире между компаниями или фирмами борьба за потребителей носит ключевой характер в повышении эффективности продаж и деятельности компании в целом. Борьба за потребителей заставляет компании использовать различные методы, от методов партизанского маркетинга (бюджетный маркетинг) до нейромаркетинга.

Что же такое нейромаркетинг. Под нейромаркетингом понимается новая область в маркетинговом исследовании поведения потребителей с помощью различных нейро-инструментов (отслеживания движения глаз, мимика, наблюдение за поведением и т.п.). Методы нейромаркетинга в большей степени ориентированный на индивидуальность потребителей. Т.е. в данном случае с помощью данных методов можно более углублённо изучать реакцию потребителей на определённый товар или бренд.

В отличие от других видов маркетинга, процент достоверности полученной информации в результате исследования нейро-методами значительно выше. Это обуславливается тем, что при использовании данных методов у потребителя выявляются нейро-физиологические реакции, которые он практически не способен осознанно контролировать и, следовательно, искажать. Нейро-физиологические реакции необходимо регистрировать при взаимодействии потребителя с интересующем его продуктом. В результате нейро-маркетинговых исследований, можно получить эмоциональный «портрет потребителя» связанный с определённым продуктом.

Как же на самом деле нейромаркетинг способен воздействовать на потенциального потребителя? Ответ кроется в самом индивиде, а точнее в его каналах восприятия, а именно:

• Зрительный канал;

• Слуховой канал;

• Обонятельный канал;

• Осязательный (кинестетический) канал.

Рассмотрим подробно.

1) Зрительный канал. Большую часть всей входящей информации человек воспринимает через зрение (около 90% информации). Данный канал является наиболее достоверным каналом получения информации. При контакте с продуктом, потенциальный потребитель будет «искать ассоциации в своей памяти» с данным товаром [3].

2) Слуховой канал. Он включает в себя то, как потребители воспринимают громкости, высоту, темпа, тембр и качество звука, музыки или речи. Музыка или «звуковое сопровождение» вызывают у потребителей различные чувства, ассоциации. Также она способна поднимать настроение, мотивацию, повышать время пребывания посетителей в «различного рода» заведениях.

3)Обонятельный канал. Этот канал включает в себя воздействие на потребителя через приятные запахи, ощущение свежести т.п. Он также вызывает «море» ассоциаций с продуктом или человеком. Примером могут послужить следующие:

• распыление ароматизаторов в отделе свежей выпечки;

• билборды с рекламой пищевых продуктов и системой распыления соответствующих ароматизаторов;

• парфюмерный каталоги с разовыми пробниками и т.п.

4) Осязательный канал. Это сенсорный канал восприятия, включающий в себя множество параметров, а именно:

• мягкость

• жёсткость

• температуру

• шершавость

• гладкость

• прочность и т.п.

Информация, воспринимаемая через органы чувств, ощущения остаётся в человеке навсегда и даёт ему возможность сравнивать один товар с его аналогом или другим товаром. В данном случае речь идёт о правильно подобранной цветовой гамме и материале из которого изготовлен продукт, чтобы оставить у потребителя «качественные» ощущения от его использования [1].

С момента возникновения нейромаркетинга было проведено множество исследований, которые базировались на применении различных методов исследования. Маркетологи изучали реакцию мозга «респондентов» при взаимодействии с товарами (через ощущения, зрительные органы, обоняние) с помощью МРТ (магнитно резонансная темография, показывающая степень активности мозга в различных областях, отвечающих за ощущение, обоняние и т.п.). Своё применение нашли также следующие технологии нейромаркетингового исследования: позитронно-эмиссионная томография, магнитоэнцефолография (MEG), функциональный ядерно-магнитный резонанс

[4].

На данный момент развития нейромаркетинга, изучены некоторые зоны головного мозга, отвечающие за следующие участки:

• Чувство доверия (доверие оппонентов друг к другу);

• Наслаждение при восприятии объекта;

• Способность к подавлению эмоций и чувств;

• Реакцию на взаимодействие с «любимым» товаром.

Для привлечения внимания покупателей в нейромаркетинге применяют различные принципы. Суть данных принципов заключается в создании условий, стимулирующих снижение активности мозга по поводу «Это дорого, поищу подешевле, может найду такого- же качества и т.п.».

Существует множество таких принципов. Рассмотрим наиболее популярные и апробированные на практике:

1.Принцип дефицита. Этот принцип основывается на том, что если создать условия временной или партийной ограниченности, у человека срабатывает механизм: «Лучше сейчас приобрету, чтобы потом не заморачиваться» или «Возможно я не найду больше такого качественного товара или он будет чем-то отличаться» и т.п.

Например, если в магазине осталось несколько единиц определенной продукции или данная партия ликвидируется через конкретный срок (продукты питания) или, если это выездная торговая ярмарка, время пребывания и количество товара на которой ограниченно.

Примером такой ярмарки могут послужить ежемесячные выставки на торговой площади «Белэкспоцентр».

В условиях ограниченности у потенциальных покупателей желание приобрести данный товар будет намного сильнее - если же наличие товара не ограничено ничем, то он не будет столь желанным.

2. Принцип-эффект приманки. У потребителя почти всегда есть выбор между несколькими экземплярами одного товара. Для облегчения сравнения при выборе товара, в маркетинге существуют некоторые фишки.

Например - для привлечения потребителей к покупке молока фирмы «Иванушка» со стоимостью 40 рублей/литр с долей жира 2,5%, было произведено молоко с массовой долей жира 3,5 % той-же марки, но немного дороже. Учитывая, что разница между процентным соотношением невелика, а переплачивать практически никто не будет.

3. Принцип якоря «отправной точки». Суть данного принципа в том, чтобы убрать или развеять переживания и сожаления о потраченной сумме для покупки товара. При выборе первого товара определённой категории, все сравнения и сопоставления потребителя исходят из стоимости того продукта данной категории, который потребитель увидел первым.

Например: «Специалисты рекламного агентства Saatchi & Saatchi использовали этот прием в кампании, разработанной для благотворительной организации Cordaid. Для создания «якоря» демонстрируется цена дамской сумочки (32 евро), ниже которой показана стоимость недельного набора продуктов жителя в Африке (4 евро) — по сравнению с покупкой брендового аксессуара, пожертвование нескольких евро кажется незначительным [2].

4.Принцип долга «добрая душа». Предоставляя потребителю продукт или услугу на бесплатной основе, компания эмоционально подталкивает потребителя к совершению выгодных ей действий. Так, например, для стимулирования продаж антивирусных программ для ПК, компании предоставляют тест-драйв программы совершенно бесплатно на определённый срок, тем самым делая потребителю одолжение. Данная политика продаж повышает шанс приобретения продукта, в связи с тем, что «добрый» потребитель оценит эту политику с точки зрения дружеского шага и в ответ приобретёт подписку на более долгий срок. Также, применение данного принципа даёт потребителю «пощупать» продукт, прибавить уверенности в решении о его приобретении.

Нейромаркетинг можно считать широким направлением маркетинга, которое отчасти включает в себя остальные его направления. Речь идёт о таких видах маркетинга, как партизанский маркетинг, SMM (social media marketing -маркетинг в интернет платформах), Email маркетинг и другие. Это обусловлено тем, что любой вид маркетинга направлен на «эмоциональное возбуждение» потребителя, что в итоге влияет на формирование потребительских предпочтений.

Подводя итоги, можно отметить, что нейромаркетинговые исследования являются достаточно важным научным направлением, целью которого является выявление и изучение скрытых реакций и ассоциаций потребителей на различные виды товаров. На основе полученной информации формируется общий эмоциональный потребительский портрет, который помогает более

полно понять «желания» потребителя и в дальнейшем может использоваться для разработки рекламной компании.

Использованные источники:

1.Журнал «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» //[Электронный ресурс]//Шр: //www.dvreclama.ru/others/articles/marketing/12088/kontseptsiya_sens ornogo_marketinga_prodvizhenie_tovarov_peredacha_informatsii_vozdeystvie_na_p otrebi/

2.Концепции нейромаркетинга для продающих сайтов//[Электронный ресурс]/ http: //lpgenerator. ru/blog/2014/10/21 /6-koncepcij -nej romarketinga-dlya-sozdaniya-prodayushih-sajtov

3. Лаборатория мозга//Нейромаркетинг//[Электронный ресурс]// http://www.neiromarketing.ru/articles/neiromarketing/index?p= 1 ].

4.Проблемы маркетинга - логистика//Научная статья - Становление концепции нейромаркетинга//Автор Красильников А. Б. [Электронный ресурс]//http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-neyromarketinga. УДК 329.8

Мордасова А. А. НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий

«ИМСИТ» Россия, г. Краснодар ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РФ: КЛАССИФИКАЦИИ, ПРОГРАММЫ И ТАКТИКА В это йстатъе я рассматриваю такой важный вопрос как «Политические партии в Российской Федерации: классификации, программы и тактика», Конец XIX и XX столетия в мировой истории характеризуются действием буйного появления, борьбы, расколов и исчезновения значительного числа, наиболее различных общественно политических партий, организаций и движений.

Ключевые слова: партии, партии РФ, классификация партий, общественно-политическое движение.

In this ystate I consider such an important issue as "political parties in the Russian Federation: the classification of the program and tactics of the" End of the XIX and XX century in the world's history characterized by the influence of a violent emergence, struggle, splits and the disappearance of a significant number of the most different social political parties, organizations and movements.

Tags: Party, Party of the Russian Federation, the classification of parties, socio-political movement.

Слово «партия» имеет латинское происхождение. Общественно политическая партия это часть, какого либо общественного класса, его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.