С. 66-67.
2. Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т.В. Пукина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
© Степанова Д.Г., Пимонова А.А., Григорович С.В., 2021
УДК 376.37
А.В. Цветков
д.психол.н., проф., научный руководитель ООО Центр нейропсихологии "Изюминка"
г. Москва, РФ И.С. Кушнир
к.пед.н., директор ООО Кабинет коррекционной помощи "Говорун",
г. Новый Уренгой, РФ
НЕЙРОЛОГОПЕДИЯ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Аннотация
В последние годы появилась "модная" тенденция к давно известным названиям наук подставлять корень "нейро-". Оправдано ли это в случае нейрологопедии? Авторы полагают, что да. Сфера компетентности новой области им видится в работе с речь лиц, имеющих: комплексные нарушения психики, минимальную связь нарушений с повреждениями операционального сенсомоторного уровня речи, недоразвитие мотивации при потенциально нормативном интеллекте, грубые нарушения или искажения знаково-символической функции.
Ключевые слова
Нейрологопедия, означивание, повреждение стволовых структур мозга.
A.V. Tsvetkov
Doctor of Psychology, Professor, scientific director Center for neuropsychology "Izyuminka"LLC
Moscow, Russia I.S. Kushnir PhD, Director of LLC Correctional assistance facility "Govorun", Noviy Urengoy, Russia
NEUROLOGOPEDIA: TO THE CONCEPT DEFINITION
Abstract
Recently there is a "fashionable" tendency for root " neuro -" addition to sciences' names. Is this justified in the case of neurologopedia? The authors believe that yes. They see the new field in speech therapy sphere of competence in working with the speech of persons having: complex mental disorders, minimal connection of violations with damage to the speech operational sensorimotor level, underdevelopment of motivation with potentially normative intelligence, gross violations or distortions of the sign-symbolic function.
Keywords
Neurologopedia, signification, damage of brain stem structures.
Последние десятилетия развития науки и общественной практики отличаются широким проникновением данных о работе мозга человека в экономику, медицину, технологии управления [2]. В частности, пока на уровне профессионального жаргона, появились "нейродефектология" и "нейрологопедия". Попробуем оконтурить последнее понятие, обозначив его отличия от "классической" логопедии [4], восходящей к учебнику М.Е. Хватцева Давайте начнем с названия книги. Почему "нейрологопедия" и что это за зверь такой.
Нейрологопедия - совокупность методов диагностики, коррекции и реабилитации речи лиц с комплексными дефицитами психической сферы, не связанными с психоневрологическими патологиями сенсомоторного уровня.
То есть, скажем, классическая бульбарная дизартрия [1], разумеется, требует и вмешательства невролога, и комплексного, всестороннего анализа развития речи. Но в большей степени это все же вторичный дефицит речевого развития.
Первичны трудности контроля за точными движениями. Причем контроля, протекающего на рефлекторном уровне, не посредством высших психических функций или их компонентов, таких как предметный образ-представление.
Психолого-педагогическая коррекция при "эталонных" для классической логопедии расстройствах идет путем перевода функций на более произвольный и опосредованный уровень. Скажем, в артикуляционной гимнастике не случайно всем позам сопоставлены метафорические названия. Не просто "тяни язык вперед и сверни его", а "сделай трубочку".
Повреждения сенсомоторного уровня требуют работать в первую очередь над операциональным уровнем речи как ВПФ, множественное повторение однотипных упражнений с активным означиванием и рефлексией неосознаваемых в норме действий. И только затем идет автоматизация операции, её введение в "спонтанную" речевую деятельность.
Такая структура работы обуславливает и длительность, и существенную опору на той или иной степени произвольности варианты обучения: имитация по заданному образцу (звукопостановка через зеркало); выполнение заданий по вербальной инструкции (направленное обучение); существенное сходство процесса обучения с классно-урочной системой.
Безусловно, указанные черты не являются строго обязательными, существуют и методики игровые, для маленьких или слабо мотивированных детей. Но в основном работа по коррекции сенсомоторного уровня рассматривает мотивацию ученика как данность, как наличное условие, но никак не объект приложения усилий педагога.
Уже с нарушениями языкового уровня, такими как алалия (по В.А. Ковшикову [3]) или дисграфии-дислексии у школьников, коррекционно-развивающие занятия меняют свою структуру и акценты [5].
Место означивания сенсомоторных операций занимает поиск знаково-символических опор для "провисающих" компонент речи как ВПФ. Скажем, при сенсорной алалии декодирование сложных языковых конструкций оказывается доступным только в "диктующем" предметном контексте. Подключаем движение, ритм, собственные ощущения при произнесении тех или иных фонем, зрительное внимание к губам собеседника.
В любом случае, идем от наличия коммуникативной интенции, того или иного уровня сформированности знаковой системы и как минимум наглядных форм мышления.
Дети, с которыми обращаются сейчас по поводу безречия или грубого недоразвития речи, другие. С ними работа как правило начинается с формирования тех сторон психики, которые классически полагались уже наличествующими.
И разница не количественная или временная, а принципиальная.
Так, коммуникативная интенция, вообще говоря, для млекопитающих в немалой степени является врожденной. Известные опыты 1950-х гг, проведенные Гарри Харлоу [7], показали, что младенцы макак стремились в отсутствие живой мамы "общаться" с обтянутым мягкой тканью и теплым проволочным чучелом. Даже в тех случаях, когда проволочная кукла проявляла "агрессию" в виде сильных
отталкивающих потоков воздуха или встроенных в районе "рук" шипов.
Вся педагогика при этом построена на формировании не биологически заданных, но высших психических процессов. И это так же касается дефектологии, включая логопедию.
То есть не просто помимо работы над речью ребенка надо "мотивировать". Саму мотивацию, начиная с наиболее примитивных ее форм, приходится создавать.
Казалось бы, можно адресовать коллег к пособиям по олигофренопедагогике. Ведь умственная отсталость (УО) всегда в той или иной степени сопровождается упрощением и недоразвитием потребностной сферы.
Но фокус-то в том, что описываемые во многих случаях дети (вариативная ориентировка на звук, негрубые расстройства движений по типу гиперкинезов, отсутствие интереса к "чужому" взрослому и низкий к предметам, неспособность или ошибки в восприятии картинок, словарный запас, даже в "пассиве", не более 20-30 бытовых слов) не имеют ни повреждений коры по результатам МРТ, ни иных причин необратимых нарушений интеллекта. И по ходу коррекции довольно быстро выходят на возрастно нормативный уровень. Значит, методы дефектологии подходят не полностью или не подходят вовсе.
Вариативность речевых и иных психических отклонений в анализируемой категории детей с тяжелыми нарушениями речи гораздо выше, чем в "классике". Скажем, от анартрии до легкой "смазанности" звукопроизношения у дизартрика так или иначе будут представлены вторичные трудности фонематического слуха, некоторое (иногда сильное) снижение речевой активности, несформированность речевого дыхания. А при достаточно частотном синдроме дисфункции промежуточного мозга и базальных ганглиев [6] можно увидеть от речи простыми рублеными фразами при понимании текстов и интеллекте "по возрасту" и до полного безречия с отсутствием различения сравнительно близких предметов даже по игрушкам (три желто-красных яблока и желтая груша, выделение четвертого лишнего неуспешно).
В такой ситуации требования к пониманию логопедом неврологической и нейропсихологической основы речевых нарушений несравненно выше.
Попробуем обобщить (Таблица №1) различия "классического", в условном понимании ставших традиционными учебников и пособий по логопедии, и нейрологопедического подходов.
Таблица 1
Сравнительный анализ "классической" и нейрологопедии
"Классическая" логопедия Нейрологопедия
Неврологические основы Повреждения органов артикуляции, проводящих путей "мозг-орган" и нижних отделов ствола головного мозга. Повреждения внутримозговых проводящих путей, проблемы межструктурной интеграции (в силу эписиндрома, РАС, СДВГ и т.п.), нарушения работы структур ствола мозга и базальных ганглиев.
Состояние речи Как психическая деятельность в той или иной степени сформирована, нарушен сенсомоторный или языковой уровень. Может полностью отсутствовать как психический процесс.
Мотивация к занятиям Чаще произвольная, иногда игровая. Может быть нарушена даже биологическая мотивация (еда, сон), занятия и общение с "чужим" взрослым чаще не интересны.
Система ВПФ в целом От нормы для возраста до отставания в развитии того или иного уровня выраженности. Грубое отставание или искажение структуры ВПФ в отсутствие однозначных предикторов УО.
Взаимодействие со смежными специалистами Достаточно слабое и нерегулярное. Из врачей в основном с неврологом, реже с ЛОРом, ортодонтом. Несколько чаще с психологом или нейропсихологом. Должно быть интенсивным и повседневным. Невролог, психиатр, врачи ЛФК и физиотерапии. Реже другие специалисты (эндокринолог, терапевт, диетолог). Обязательными являются контакты логопеда с нейропсихологом и психотерапевтом для включения в контур коррекции проблем семьи как системы
"Классическая" логопедия Нейрологопедия
Методики и пособия Базовые построены на сочетании "слово+картинка", работа ведется за столом. Настоящие предметы или реалистичные игрушки, движения в "большом" пространстве всей комнаты или нескольких помещений, упор на создании структуры предметной деятельности как основы для всей системы ВПФ, включая речь.
Личностная включенность специалиста Умеренная в работе с ребенком, низкая во взаимодействии с семьей. Высокая, т.к. вся мотивация "выкладывается" на стол (метафора Выготского для зоны ближайшего развития), а родитель часто нуждается в интенсивной консультативной и эмоциональной поддержке.
Основной механизм коррекции Опосредование сенсомоторных операций в структуре речи или же поиск знаковых опор в нетипичной модальности (слухоречевой знак подпереть зрительным, к примеру). Формирование структуры знаково-символического опосредования от предметных действий к их замещенным (игрушкой, картинкой, словом) аналогам, опосредование потребностно-эмоциональной сферы ребенка и его субъективной телесности.
Необходимость сотрудничества с семьей В основном в выполнении домашних заданий и назначений врача. Маршрутизация по разным специалистам, обследованиям и циклам реабилитации, предоставление родителям информации по психолого-консультативным и семейно-социальным услугам.
Проще говоря, нейрологопедия работает не столько с более тяжелыми случаями - в конце концов, анартрия при детском церебральном параличе никак не может быть обозначена как "простая проблема". Сколько работа ведется с более комплексными нарушениями, требующими как плотного взаимодействия с семьей и "смежниками", так и включения собственных смысловых образований логопеда или нейропсихолога. Опять же, в первую очередь именно как инструмента коррекции ВПФ, а не способа поддержки семьи и обеспечения комплайенса (выполнения назначений).
Надеемся, что понимание новых возможностей, но и новых рисков (включение своих смысловых образований как инструмента равно резко повышенной скорости выгорания) поможет коллегам в дальнейшем планировании работы и дополнительного образования.
Список использованной литературы:
1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009 - 287 с.
2. Дятлов С.А. Энейро-сетевая экономика: формирование новых сегментов глобального рынка// Современные технологии управления, 2017. - №2 (74). Номер статьи: 7401. Электронный документ, режим доступа: URL: https://sovman.ru/article/7401/ Дата публикации: 2017-02-02.
3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - С-Пб.: Каро, 2018. - 304 с.
4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. -5-еизд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
5. Особенности профилактической работы с дошкольниками по предупреждению различных видов дисграфии: учебно-методическое пособие/ под общ.ред. В.С. Васильевой. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 113 с.
6. Цветков А.В., Покровская С.В. Принципы нейропсихологической коррекции развития детей 3-7 лет с дисфункциями промежуточного мозга //Общество: социология, психология, педагогика. - Краснодар: Хорс, №1. - 2017.
7. Harlow Harry F. The Nature of Love// American Psychologist, 1958. - 13. - рр. 673-685.
© Цветков А.В., Кушнир И.С., 2021